Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1
на тему: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
(ЭРИК ЭРИКСОН; ЖАН ПИАЖЕ)
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………..3
Заключение………………………………………………………………………..9
Список использованной литературы…………………………………………..10
Развитие психики человеческого индивида это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это внутренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.
Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человек рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.
Соответственно, некоторые теоретики предложили стадиальную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. В качестве примера можно привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Эриксоном Э. Или теорию Пиаже Ж., открывшего ряд особенностей детских представлений о мире, особенности детской логики в разные периоды развития, а так же создавшего концепцию стадиального развития интеллекта.
ЭРИК ЭРИКСОН.
КОНЦЕПЦИЯ СТАДИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана личности" (2, с. 219).
Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.
Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.
Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые личность развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации" (2, с. 219).
Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.
Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
Восемь стадий психосоциального развития по Эрику Эриксону (2, с. 220)
№ |
Стадия |
Возраст |
Кризис |
Сильная сторона |
1 |
Орально-сенсорная |
до 1года |
Базальное доверие базальное недоверие |
Надежда |
2 |
Мышечно-анальная |
1-3 года |
Автономия стыд и сомнение |
Сила воли |
3 |
Локомоторно-генитальная |
3-6 лет |
Инициативность вина |
Цель |
4 |
Латентная |
6-12 лет |
Трудолюбие неполноценность |
Компетентность |
5 |
Подростковая |
12-19 лет |
Эго-идентичность ролевое смешение |
Верность |
6 |
Ранняя зрелость |
20-25 лет |
Интимность изоляция |
Любовь |
7 |
Средняя зрелость |
26-64 года |
Продуктивность застой |
Забота |
8 |
Поздняя зрелость |
65- смерть |
Эго-интеграция отчаяние |
Мудрость |
Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует "решающая координация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
ПО ЖАНУ ПИАЖЕ
Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом.
Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской логики, для которой свойственны:
Кроме того, эгоцентризм проявляется в эгоцентрической речи. Пиаже считает, что детская речь эгоцентрична, поскольку ребенок говорит лишь "со своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же как и он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.
По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой точек зрения. Однако важно отметить, что эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи (эгоцентрическая речь/вся спонтанная речь) изменчив и зависит от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между детьми-ровесниками.
С возрастом коэффициент эгоцентрической речи уменьшается:
В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, процент эгоцентрической речи довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, ее процент снижается.
Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления.
В последствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации.
Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив следующие периоды:
Пиаже рассматривал психическое развитие ребенка как спонтанный процесс, обусловленный в большей степени генетически, нежели воспитанием и обучением.
Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития личности на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил.
Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий есть результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.
Жан Пиаже придерживался скорее генетического подхода к вопросу развития психики и рассматривал развитие ребенка вне культурно-исторического контекста. Он считал его скорее спонтанным процессом, практически не зависящим от обучения.
Пиаже ввел понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи, что позволило провести грань между понятиями инфантилизм и зрелость личности. По мнению Пиаже, по мере взросления процент эгоцентрической речи уменьшается до практически полного ее исчезновения. И таким образом, включенный в социум взрослый индивид имеет возможность продуктивно общаться получать и реагировать на обратную связь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: