Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
©1997 American Scientific Affiliation
Оригинал на английском языке: http://www.asa3.org/ASA/resources/zorn.html
Д-р Джошуа Зорн
Свидетельство миссионера младоземельца в прошлом
Срочный призыв с миссионерского поля к пасторам и лидерам миссионерствующих церквей, особенно в Северной Америке,
к смирению при разборе вопросов о возрасте Земли и связанных
с этим проблем!
Я стал христианином в 1973 г. в возрасте 13 лет, когда мой учитель воскресной школы за четыре урока объяснил нам замысел спасения. Хотя я ходил в церковь (одной из основных деноминаций) всю жизнь, тогда я впервые услышал, что кровь Христа, пролитая на кресте, может омыть мои грехи. Я немедленно принял благую весть о том, что спасение бывает по благодати через веру, а не от дел. Я начал новую жизнь во Христе, которая теперь привела меня к работе по организации церквей в бывшем Советском Союзе.
Через несколько лет после моего обращения, во время поездки по стране на автобусе с группой скаутов, по дороге в скаутскую базу Филмонт в Нью-Мексико, я подобрал на стоянке грузовиков в Небраске маленькую книжку. В ней излагались радикальные взгляды на историю Земли с христианской точки зрения, и я был очарован. Вернувшись домой, я быстро нашёл в местной христианской книжной лавке похожую литературу и стал восторженным приверженцем младоземельного научного креационизма в версии Института креационных исследований (ICR).
Мой отец был профессором физики, и я любил науку. Ум наивного и увлечённого верующего молодого человека был плодородной почвой для идей этого движения. Оглядываясь назад, я понимаю теперь, что мы, христиане, росли в среде, враждебной вере. Повсеместно было такое чувство, что большинство интеллектуалов ушло от веры, дав нашему поколению право отбросить моральное учение Писания. Но мы знали, что нашли в христианстве что-то замечательное. Если христианство истинно, а мир был против христианства, то надо было противостоять миру, особенно тем учениям, из-за которых в западном мире произошёл упадок веры. Конечно, мыслящий человек не мог отвергнуть науку полностью, но научные креационисты были настоящими учёными, принимавшими такие вещи, как генетический код, законы Ньютона и второй закон термодинамики. С их помощью они ниспровергали великое зло философского натурализма, который, как спешили указать эти люди, породил библейскую критику, светский гуманизм и теорию эволюции.
Большинство людей верят в то, во что хотят верить, поэтому доводы креационистов быстро меня убедили, и в моём сердце укоренилась некоторая гордыня. Хотя практически весь учёный мир был с нами не согласен, я полагал, что правы не они, а мы. Но гордыня, даже если она коренится в правильности христианской веры, - это грех. Чаще всего этот грех принимал форму критики «всех этих глупых атеистов, критиков Библии, светских гуманистов и эволюционистов». Я неоднократно клеветал на них, рассказывая другим, что они так настроены против веры, что специально искажают факты ради обоснования древности Земли и эволюции. Сейчас я публично раскаиваюсь в таком отношении, которого придерживался несколько лет, и призываю других исследовать своё сердце и мотивы. Во Христе у нас действительно есть такая мудрость, которой нет у мира, но эта мудрость выражается в доброй жизни и в делах, творимых в смирении (Послание Иакова 3:13-17). Христианская мудрость никак не означает, что мы знаем о Вселенной лучше или точнее специалистов. Правда и то, что многие учёные относятся к христианству предвзято, но почти никто осознанно не искажает фактов ради опровержения Евангелия. Я знаю это, потому что со многими учёными дружу.
Будучи христианином-евангелистом, я видел в Писании авторитет. Однако Писание в руках пламенного верующего с определённой установкой (как у младоземельцев) может быть искажено. Поэтому я верил тому, чему они мен учили и не знакомился с другими евангелическими точками зрения. Конечно же, я их и не искал я думал, что у меня есть все ответы. Но руководство церкви могло бы рассматривать эти вопросы с более сбалансированной точки зрения. Многие пасторы избегают полемики и таким образом поливают семена духовного кризиса в жизни младоземельцев, которые затем поступят в университет. Почему-то в христианских книжных магазинах и на радиостанциях редко бывают представлены другие точки зрения.
Поскольку к другим христианским точкам зрения доступа не было, я, наверно, остался бы младоземельцем всю жизнь, если бы не пошёл учиться дальше. Я проплыл сквозь студенческие годы в колледже свободных искусств со специализацией по математике, не повстречав на занятиях достаточных фактов, которые поколебали бы моей веры в молодость Земли или неистового противления идеям эволюции. (Я не посещал курсов по биологии или геологии.) Я даже взялся провести публичную лекцию по теме «Дарвин неужели он был неправ?», на которую пригласил всех своих друзей, да и весь студенческий городок. У меня были ответы на все слабые научные возражения, которые смогли выдвинуть мои однокашники-студенты (что, я думаю, показывает, как мало людей основывают свои мнения не на вдолбленных им тезисах, а на фактах), и мне казалось, что я победил. К счастью для меня, не пришёл никто из преподавателей!
Один момент сомнения и скромности в студенческие годы я всё же помню. Я шёл по университетской библиотеке, глядя на ряды полок с книгами по геологии. Неужели все эти образованные люди на самом деле во всём ошибались?
К тому времени, как я поступил в аспирантуру, я обнаружил книгу геолога-христианина Дэвиса Янга «Христианство и возраст Земли» (Davis Young, Christianity and the Age of the Earth). За несколько лет до этого я уже прочитал его первую книгу, «Сотворение и потоп» (Creation and the Flood), и, хотя она и посеяла семена сомнений насчёт молодости Земли, я не изменил своих взглядов. Но при чтении этой книги я увидел, что научные доводы за молодость Земли были совершенно несостоятельны. Я узнал, что у всех остальных аспирантов-христиан были проблемы с геологическими аргументами младоземельцев. И вот, хотя это и было болезненно, я спросил себя, хочу ли я верить в нечто такое, что явно неверно. Я решил, что не хочу, и поэтому отказался от позиции младоземельчества.
Но отказ от младоземельчества был вопросом не только научным. Он затрагивал мою веру и сердцевину моей жизни. Я полагал, что Писание есть учение о молодости Земли и видел, что научный метод ведёт к иному выводу. Что ещё хуже, я знал, что если Земля стара, то и теория эволюции может быть верной. Значило ли это, что Библия неверна и, возможно, вся моя вера в Евангелие была неуместной? Я прошёл через период глубокого душевного поиска, стремясь к Господу, хотя и не мог осмыслить и Писание, и науку вместе. В конце концов я согласился признать научные данные о возрасте Земли, открыто, но скептично относиться к фактам, говорящим об эволюции, и не оставлять веры (которая, как я был убеждён, была верна по множеству других причин). Я просто согласился, что у меня нет всех ответов на тему трактовки Книги Бытие. Я прочёл интерпретацию Дэвиса Янга, но был так предвзят по отношению к его взглядам, что не принял их.
С тех пор, как я отказался от младоземельной точки зрения, прошло 12 лет. В ходе моего дальнейшего обучения (я готовил докторскую диссертацию по математики с применением в области популяционной генетики), я, к сожалению, увидел, как перед лицом фактов и новых, и старых разваливался один довод младоземельцев за другим. Список насчитывает сотни пунктов и далеко выходит за рамки вопроса о древности Земли. Последней каплей было то, что факты заставили Институт креационнных исследований (ICR) отступиться от своего утверждения, будто в русле реки Пэлакси в Техасе накладываются друг на друга следы людей и динозавров. Следы «человека», как оказывается, это на самом деле плохо сохранившиеся следы динозавров. После этого я больше уже совершенно не верил никаким научным доводам, выдвигаемым ICR, и очень редко читал их публикации. Очень прискорбно то, что такие благонамеренные христиане, так же, как и я, высоко ценящие Писание и благовести, сделали столько научных ошибок. Хотя мне очень больно разрывать связи с братьями во Христе, я полагаю, что они приносят больше вреда, чем пользы, и призываю вас скептически относиться к их науке.
Для тех из вас, кто хочет видеть научные данные, скажу, что аргументы младоземельцев во многих местах опровергались и христианскими, и светскими авторами. Начинающим я порекомендую «Сотворение и время» бывшего астрофизика и пастора-евангелиста д-ра Хью Росса (Dr. Hugh Ross, Creation and Time). В главе 10 своей книги Росс опровергает 10 типичных доводов за молодость Земли. В главе 9 излагается несколько астрономических фактов, говорящих о древности Вселенной. В упомянутых выше книгах Янга, в книгах Ньюмэна и Уандерли, упомянутых ниже в библиографии, опровергается ещё больше аргументов младоземельцев и приводятся дополнительные научные причины для веры в древность Вселенной и Земли. Все эти авторы консервативные евангелисты с очень хорошим научным образованием. Светскую критику младоземельцев вы найдёте в книге Китчера «Злоупотребление наукой» (Kitcher, Abusing Science).
Кроме научных данных, полезно будет понять кое-что из истории младоземельного движения и то, как оно от адвентистов седьмого дня распространилось в американском фундаментализме и евангелических церквах. История этого движения дотошно документирована в книге Намберса «Креационисты» (Numbers, The Creationists), указанной ниже в библиографии.
Я не ожидаю, что пасторов и церковных руководителей впечатлят все научные данные, если нет хороших герменевтических причин для отказа от позиции младоземельцев и буквального прочтения начальных глав Книги Бытие. Когда моя предвзятость с годами стёрлась, я начал открывать для себя целый новый мир евангелических толкований, а также убедительных доводов против некоторых аспектов буквалистского прочтения Бытие 1-3.
Я был удивлён, узнав, что очень немногие из древних еврейских толкователей или отцов церкви придерживались такого толкования Бытие 1, в котором фигурировали бы шесть последовательных 24-часовых дней. В книге «Сотворение и время» Росс показал, что Филон Александрийский, Юстин Мученик, Ириней, Ипполит, Клемент Александрийский, Ориген, Августин, Василий Великий и другие придерживались других толкований.
В той же книге (глава 17) Росс далее говорит о результатах встреч в верхах Международного совета по библейской непогрешимости, которая была созвана для обсуждения, помимо прочего, вопроса о возрасте Вселенной и Земли. Заслушав доклады, представляющие различные интерпретации Книги Бытие, и после многочасовых размышлений над этими вопросами, эта группа богословов и других учёных пришла к выводу, что вера в сотворение за шесть последовательных дней по 24 часа несущественна для веры в непогрешимость. Все присутствовавшие, кроме Генри Морриса, подписали итоговое заявление, продемонстрировав таким образом, изолированность крайней позиции ICR. См. статью Глисона Арчера, профессора Ветхого Завета и семитологии в Евангелической богословской школе «Троица» (Trinity Evangelical Divinity School), который говорит в заключение, что «совершенно независимо от каких-либо изысканий современной науки или вызовов современного сциентизма, гипотеза о 24 часах никогда не была правильной и в неё никогда не следовало верить».
В книге Росса содержатся подтверждения этой мысли со стороны других видных богословов и христианских лидеров. Среди них Норман Гайслер (декан Южной евангелической семинарии; Ральф Винтер, генеральный директор Американского центра всемирного миссионерства; Дон Ричардсон, автор книг «Дитя мира» и «Вечность в их сердцах»; Эрл Радмахер, канцлер Западной семинарии; Вальтер Кайзер мл., президент Богословской семинарии Гордона-Конвелла; и Стэн Оукс, директор служения «Христианское лидерство» (филиал служения «Университетский поход за Христа» (Campus Crusade for Christ)). Среди других работ, допускающих древность Земли, назову «В итоге конфликта нет» Фрэнсиса Шеффера (Francis Schaeffer, No Final Conflict) и «Подтверждения Евангелия» под редакцией Кеннета Кантцера и Карла Генри (Evangelical Affirmations, edited by Kenneth Kantzer and Carl F. H. Henry).
Та трактовка, которую предпочитаю я, описана французским богословом Анри Блоше в книге «В начале» (Henri Blocher, In the Beginning), опубликованной издательством IVP. Отличное описание того, как соотнести современную науку с Книгой Бытие, смотрите в «Бытие сегодня» д-ра Эрнеста Лукаса (Dr. Ernest Lucas, Genesis Today). В библиографии перечислены и другие работы.
Многие боятся, что вера в древность Земли откроет дверь вере в эволюцию. В цели этого моего сочинения не входит подробный разговор о том, как христианам следует отвечать на утверждения Дарвина. Но я хотел бы отметить несколько моментов:
1) многие аргументы, которые христиане выдвигают против эволюции, при внимательном разборе не выдерживают критики и это не помогает нашему делу;
2) древность Земли была открыта задолго до времени Дарвина (в основном христианами-евангелистами), и поэтому не зависит от принятия эволюции. Мысль о том, что «геологи-атеисты исказили данные, чтобы изобразить Землю древней и поддержать идею об эволюции» совершенно неверна;
3) большинство христиан, противившихся теории эволюции до того, как Уиткомб и Моррис в 1961 г. написали «Потоп в Книге Бытие» (The Genesis Flood), не верили в молодость Земли. Среди них были Джон Вильям Досон, Вильям Дженнингс Брайан и Гарри Риммер. См. книгу Намберса «Креационисты» (Numbers, The Creationists);
4) Я полагаю, ещё есть основания ставить под сомнение научные сценарии происхождения жизни и макроэволюции, хотя делать это надо осторожно и скромно;
5) многие древнеземельцы остаются противниками теории эволюции некоторые по научным, а некоторые по библейским причинам;
6) есть много искренних христиан, которые принимают большую часть научной теории (в отличие от натуралистической философии) эволюции или её всю. Мы могли бы назвать их «эволюционными креационистами»;
7) многие христиане, которые в остальном положительно относятся к сотворению путём эволюции, тем не менее верят в особое сотворение Адама;
8) какими бы вредными ни были чьи-то взгляды, нам как христианам нельзя клеветать (говорить о ком-то отрицательное и неверное) и мы должны говорить истину в любви;
9) слово эволюция для разных людей означает разные вещи, поэтому надо быть осторожными, чтобы не исказить чужое мнение. Для некоторых эволюция означает «жизнь развивалась путём разрозненных случайностей и естественного отбора, поэтому жизнь бессмысленна». Если имеется в виду именно это, то противниками «эволюции» являются все христиане;
10) всякий, кто говорил своему ребёнку, что «его создал Бог», утверждал, что Бог может создавать (творить) посредством естественных процессов. Таким образом, для «сотворения» не требуется прямого чудесного вмешательства. Такие процессы как мутации и отбор (т.е. «эволюция») необязательно противоположны «сотворению».
Тех из вас, кто действительно верит в буквальную трактовку Книги Бытие, требующую молодости Земли, я призываю признать, что это идёт вразрез с огромным количеством научных данных, которые принимаются, в сущности, всеми учёными и христианами, и нет. Кроме того, при такой точке зрения встают герменевтические проблемы, указанные, например, в работах Арчера и Блоше из следующего ниже списка. Излагая публике свою интерпретацию Книги Бытие, проявляйте достаточно смирения и упоминайте, что есть множество научных проблем, что большинство христиан-евангелистов с естественнонаучным образованием не принимает позицию ICR, и что есть и другие трактовки. Грех (клевета и неправда) учить, будто все верящие в древность Земли либералы и им нет дела до благовестия. Я пишу всё это именно потому, что верю в благовестие! Я очень просил бы вас всерьёз воззвать к Господу об обновлении и углублении вашей веры, а затем набраться смелости и начать изучать другие евангелические взгляды, подобные тем, которые представлены в библиографии. Прильните к Господу и поищите поддержки других людей, изучавших эти вещи. Пасторы, постаравшиеся узнать что-то о тех вопросах, с которыми могут столкнуться верующие, соприкасающиеся с научными знаниями, будут лучше готовы вооружить святых для служения среди нынешнего поколения.
В своей повседневной жизни мы постоянно применяем результаты научных исследований и даже полагаемся на них. Технология и самолётостроения, и создания антибиотиков, и благовестия отдалённым народам через христианское радио зависят от точности понимания нами того, как устроен мир, которое даёт нам научный метод. Таким образом, наука обогатила христиан многим. Естествознание продолжает достигать таких успехов в добыче знаний в своей сфере, что со стороны такой большой части церкви просто не мудро так выступать против некоторых научных результатов.
Можно возразить, что приведённые выше примеры относятся к более точным лабораторным наукам, а не к историческим наукам. Хотя результаты исторических наук часто действительно бывают предварительными, так как мы не можем вернуться назад во времени и напрямую наблюдать, что там происходило, многие их результаты вполне надёжны и повлияли на нашу жизнь. Успешные поиски залежей нефти, понимание того, где произойдут землетрясения, понимание нами исторических текстов Библии, более глубокое понимание поведения человека и животных, а также сильный аргумент за существование Творца, основанный на Большом Взрыве (см. «Творец и космос» (The Creator and the Cosmos) в библиографии ниже) всё это зависит от точности результатов таких исторических наук как историческая геология, тектоника литосферных плит, палеонтология, археология, антропология, история, космология и поведенческая экология.
Не попадайтесь в ловушку, думая, будто возраст Земли это просто вопрос «доверия Слову Божьему, а не науке». Христианам нужно доверять и тому, и другому, и они делают это каждый день. Распространённая ошибка, при которой множество хорошо подтверждённые научные результаты отвергаются в пользу определённой трактовки Библии, - это не правомерная христианская позиция. В конечном итоге истина будет заключаться в гармонии, когда не отвергаются ни учение Писания, ни хорошо подтверждённые научные результаты. Научные результаты (при их должной интерпретации) никогда не должны бросать вызов авторитету Писания, но могут побудить нас к пересмотру нашего толкования Писания. Именно это я и призываю сделать младоземельцев.
Христианская позиция должна состоять в том, что в качестве источников истины у нас есть и общее откровение (природа), и особое откровение (Библия). Ясно, что у науки есть свои пределы, например, она не может сказать вам, грех прелюбодеяние или нет. Ясно, что свои пределы есть и у Библии мы не можем научиться по её страницам интегральному исчислению или квантовой механике. Проблемы возможны лишь в тех относительно редких случаях, когда о чём-то говорят и Библия, и наука, скажем, в исторических вопросах о народе Израильском или сотворении жизни на нашей планете.
Хотя христиане не всегда могут быть довольны научными результатами, нам следует уважать учёных и противостоять научным теориям, если вообще придётся это делать, лишь изредка, осторожно и со смирением. Кроме того, надо проверять наши толкования Писания, чтобы увидеть, не просмотрели ли мы чего-то. Может оказаться полезным консультироваться с верующими учёными, чтобы понять, как этот вопрос другие решали. Если остаются не поддающиеся решению проблемы, надо иметь смелость признать, что у нас нет ответа, но верить, что ответ прояснится, когда мы всё будем знать сполна. И наконец, наша уверенность в Писании не должна покоиться на полном соответствии между наукой и Библией, потому что мы просто недостаточно знаем, чтобы их согласовать полностью.
Надо вкратце сказать об опасности антихристианской пропаганды, которую распространяют некоторые учёные-атеисты. Да, действительно, многие атеисты пытаются доказать, что наука опровергла некоторые христианские доктрины. Однако аргументация их очень слаба. При разборе таких доводов надо научиться отделять пшеницу от соломы. Часто бесспорны только научные факты, но их философская интерпретация направлена против христианства и недоказана. Хотя для многих это запутывает дело, такие аргументы не означают, что христианам следует противостоять науке. Однако нам надо быть начеку, чтобы противостоять антихристианским философским течениям, маскирующимся под науку.
Кроме того, в научном сообществе и других кругах есть неоправданная предвзятость против сверхъестественного, из-за которой многие отвергают определённые христианские доктрины без честного их рассмотрения. Христиане, со своей стороны, имеют склонность не доверять науке и научным работникам. Эту предвзятость надо вскрывать (см. книгу Филиппа Джонсона «Разум на весах» (Phillip Johnson, Reason in the Balance)) и ей противостоять. Как христиане, мы всё же верим в чудеса, например, в воскресение Христа, которые выходят за рамки научного объяснения. Но наша вера в происходящие время от времени чудеса не основание для того, чтобы мы противились науке как таковой.
Наихудший аспект учения младоземельцев заключается в том, что оно создаёт почти непреодолимый барьер между образованным миром и церковью. Конечно, по своей власти, Бог допустил, чтобы некоторые уверовали во Христа благодаря доводам младоземельцев. Но насколько больше людей не приняли Евангелия из-за ненужного требования, чтобы обращённые верили, будто миру не больше 10 тысяч лет? И сколько людей прошло через кризис веры, подобный тому, который я описал выше? Сколько решили вообще отказаться от веры вместо того, чтобы принять научную ахинею или полное перетолкование Писания? Насколько мы опозорили нашего Господа, клевеща на учёных и их репутацию? Сколько мы нагрешили против братьев во Христе, держащихся иного мнения, называя их «опасными» и «соглашателями»? Сколько ответственности мы несём за то, что учили других (Послание Иакова 3:1) вещам, которые, вероятно, даже неверны? Каждый должен исследовать своё сердце.
Пасторам следует переосмыслить эти обрисованные выше проблемы и со всем смирением учить ответственной христианской точке зрения. Семинариям надо пересмотреть то, чему они учат нынешнее поколение пасторов, и, возможно, включить в свою программу курс основ естествознания. Христианским писателям нужно подготовить материалы для воскресной школы, рассказы для домашнего чтения, домашних преподавателей и христианские школы, которые не создавали бы у наших детей антинаучной предвзятости, закладывающей основу для кризиса веры на более позднем этапе жизни. Христианскому радио и телевидению надо приглашать для выступления квалифицированных людей, которые могли бы разбирать эти вопросы ответственно. Издателям нужно набраться смелости печатать непопулярные точки зрения, если они согласуются с христианской верой. Книжные магазины должны быть готовы продавать христианские книги с критикой младоземельчества и изложением иных взглядов. Людям, умеющим хорошо говорить, нужно быть готовыми следовать призыву Господа к публичной деятельности, несмотря на преследования, которые могут из-за этого начаться (со стороны благонамеренных братьев в Господе). Наконец, миссионерам и благовестникам надо получить материалы, выражающие иные точки зрения, чтобы противостоять практической монополии, которую учение младоземельцев имеет за границей.
Как я пишу в этой работе, я наблюдаю всё более и более широкое распространение литературы младоземельцев в растущих церквах в моём уголке бывшего Советского Союза. Мы сеем семена большого кризиса, из-за которого труд благовестия во всём мире станет ещё труднее, чем теперь. Господи, дай нам мудрости!
Примечание 1: Целью данного списка литературы является предоставление доступа к существующим в евангелических кругах разнообразным мнениям, согласующимся с древностью Земли. Если работа включена в этот список, это не означает, что я поддерживаю всё, что там написано. В сущности, так как я нахожусь за границей, я даже и не читал некоторых из перечисленных работ, но включаю их сюда из-за хороших рекомендаций или по аннотациям.
Примечание 2: Здесь есть несколько ссылок на Институт междисциплинарных библейских исследований (Interdisciplinary Biblical Research Institute, IBRI), который неофициально связан с Библейской богословской семинарией (Biblical Theological Seminary). Они выпустили несколько публикаций по вопросу о возрасте Земли, помимо тех, которые включены в список. Адрес: P.O. Box 423, Hatfield PA, 19440.
Примечание 3: Существует христианская организация, в которой участвуют в основном научные сотрудники, согласные с древностью Земли: American Scientific Affiliation, P.O. Box 668, Ipswich, MA 01938-0668. Phone (978)356-5656. E-mail: asa@asa3.org. WWW: http://www.asa3.org.