Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Разработка приложения для Windows, представляющего собой выполнение операции над матрицами

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.11.2024

1. Разработка эскизного и технического проектов программы

Придержан стандарт ГОСТ 19.404к содержанию и оформлению программного документа «Пояснительная записка», входящего в состав документов на стадиях разработки эскизного и технического проектов программы.

1.1 Задание

Тема: Разработка приложения для Windows, представляющего собой выполнение операции над матрицами.

Условие задачи:

Составить программу, проверяющую, образуют ли элементы двумерного массива магический квадрат. В магическом квадрате суммы чисел по всем вертикалям, всем горизонталям и двум диагоналям одинаковы.

Составить контрольный пример.

1.2 Назначение и область применения

Необходимо разработать программу выполнения действий над элементами матрицы, учитывая условия магического квадрата.

Программа может быть использована в учебном процессе в качестве наглядного пособия.

Поскольку ставится задача разработать приложение для Windows, то использоваться программа может только под управлением ОС Windows.

1.3 Технические характеристики

Постановка задачи – разработать проект, который обеспечивает проверку, является ли заданная квадратная матрица магическим квадратом.

Программа должна осуществить сложение элементов матрицы по вертикали, по горизонтали и по диагоналям.

Входная информация по задаче – целочисленная квадратная матрица. Выходная информациясообщение о том, что матрица является или не является магическим квадратом.

Также входными данными являются количество строк и столбцов матрицы.

Для программирования данной задачи используются структура данныхмассив. Использованы конструкции разветвляющиеся и циклические конструкции.

Массивсовокупность однотипных элементов. Двумерный массив называются матрицей. Матрица определяется именем, размерность и типом. Например А [4,4] –матрица из 4 строк и 4 столбцов. Доступ к элементам массива осуществляется с помощью индексов. Для доступа к элементам матрицы используются два индекса. Например A [I, j] –элемент на пересечений iстроки, j столбца.

В программе для удобства пользователю исходная матрица формируется с помощью генерации случайных чисел. Использованы случайные числа в пределах от 0 до 5.

Размерность матрицы вводится в поле ввода. Ограничение на размерность матрицы в пределах <30.

По условию поставленной задачи необходимо программировать проверку выполнения условий магического квадрата для исходной матрицы.

Операцию размернорсть матрицы должен выбрать пользователь.

Элементы матрицы формируются с помощью функции случайных чисел.

Проверка проверка условий магического квадрата выполняется вызовом отдельной процедуры, т.е. нажатием на button1.

ca

В программе решаются три независимые друг от друга подзадачи.

1. Формирование матрицы.

. Суммирование элементов по строкам, по столбцам, по двум диагоналям и проверка условий.

Сложение элементов матрицы по строкам

Вначале проверяется равность суммы элементов двух диагоналей, если они равны по циклу проверяются равность сумм элементов строк, столбцов.

Входными данными в данной задаче являются число n размер и матрица размером nхn. Для условий задачи подходит квадратная матрица. Выходными данными является сообщение, о результате «матрица является магическим квадратом» или «матрица не является магическим квадратом».

В программе для удобства исходная матрица формируется случайными числами.

Размер поля StringGrid меняется в зависимости от значения n.

Задание на курсовую работу разработка приложения для Windows, поэтому использована среда разработки приложений Delphi.

Delphi это среда быстрой разработки, в которой в качестве языка программирования используется Object Pascal. В основе идеологии Delphi лежит технология визуального программирования и методология объектно-ориентированного программирования. В курсовом проекте использованы три формы и следующие визуальные компоненты.

 TLabel служит для отображения текста на экране. Можно изменить шрифт и цвет метки, если дважды щелкнуть на свойство Font в Инспекторе Объектов. Это легко сделать и во время выполнения программы, написав всего одну строчку кода.

 TStringGrid – служит для представления текстовых данных в виде таблицы. Доступ к каждому элементу таблицы происходит через свойство Cell.

 TButton позволяет выполнить какие-либо действия при нажатии кнопки во время выполнения программы. В Delphi все делается очень просто. Поместив TButton на форму, по двойному щелчку можно создать заготовку обработчика события нажатия кнопки.

Над объектами проекта использованы события Show, Create, onClick, Close.

Для полноценной работы данной программы необходимы следующие ресурсы компьютера: процессор Pentium IV или Celeron 2.0Ghz.

Оперативная память не менее 512 Мбайт, достаточное количество свободного места на дискепорядка 1 Гбайт.


2. Разработка рабочего проекта

2.1 Разработка программы

Проект программы содержит три окна:

1. Form1главное окно (выполнение операции над матрицами).

. Form2справка о разработчике.

Окно Form1.

Главное окно программыForm1

Ниже приведены описание компонентов, некоторые похожие компоненты не описаны.

Компонент Form1

Свойства:

СaptionМагический квадрат;

BorderbsSingle;

BiSystemMenufalse;

BiMinimazefalse;

BiHelpFalse;

События: нет.

1 компонент TМainMenu

Свойства:

object MainMenu1: TMainMenu

Items

Справка (N1) О программе(N4)

Выход (N2)

События:

Для N1событие BitBtn1Click (приводится ниже).

N2Clickзакончить работу с приложением.

N1Clickперейти к работе со второй формой.

2 компонент StringGrid1

Свойства

Left = 152

Top = 42

Width = 220

Height = 180

DefaultColWidth = 20

DefaultRowHeight = 16

FixedCols = 0

FixedRows = 0

 компонент Button1

Caption = 'Магический квадрат?'

событие

OnClick = Button1Click

4 компонент Label6:

Свойства

Left = 96

Top = 400

Width = 196

Height = 24

Caption = «Контрольный пример»

Font. Charset = DEFAULT_CHARSET

OnClick = Label6Click

5компонент Edit1:

Свойства

Left = 232

Top = 48

Width = 41

Height = 32

Ниже приводится окно Form2.

Окно Form2

компонент Form2

Свойства

Caption Справка

-компонент Label1

object Label1: TLabel

Left = 24

Top = 48

Width = 582

Height = 20

Caption =

«Программа разработана в качестве курсовой работы по программированию»

Font. Charset = DEFAULT_CHARSET

Font. Color = clWindowText

Font. Height = -16

Font. Name = 'MS Sans Serif'

Font. Style = []

ParentFont = False

Написание программы

Для решения поставленной задачи в программе был объявлен двумерный массив(матрица)

x:array [0.. 10,0..10] of integer;

Доступ к элементам массива осуществляется с помощью индексов, поэтому были объявлены целочисленные простые переменные.

k, s, c, i, j, n:integer;

В программе используются циклические конструкции. Кроме вложенных циклов с параметром программа содержит сложную конструкцию Условие [Цикл[Условие]].

 // процедура формирования матрицы x

procedure TForm1. Label3Click (Sender: TObject);

begin

if edit1. Text='' then showmessage ('введите размер матрицы') else

randomize;

n:=strtoint (edit1. Text);

stringgrid1. Visible:=true;

n:=n-1;

StringGrid1. Height:=StringGrid1. DefaultRowHeight* (strtoint (edit1.text)+1);

StringGrid1. Width:=StringGrid1. DefaultColWidth* (strtoint (edit1.text)+1);

StringGrid1. ColCount:=strtoint (edit1.text);

StringGrid1. RowCount:=strtoint (edit1.text);

for i:=0 to n do

for j:=0 to n do

begin

x [i, j]:=random(5)+1;

end;

for i:=0 to n do

for j:=0 to n do

begin

stringgrid1. Cells [j, i]:=inttostr (x[i, j]);

end;

end;

 // процедура вычисления суммы элементов матрицы и проверки

procedure TForm1. Button1Click (Sender: TObject);

begin

s:=0;

for i:=0 to n do

s:= s+x [i, i];

c:=0;

for j:=n downto 0 do

c:= c+x [n-j, j];

for i:=0 to n do

begin

x [i, n+1]:=0;

for j:=0 to n do

x [i, n+1]:=x [i, n+1]+x [i, j];

end;

for i:=0 to n do

begin

x [n+1, i]:=0;

for j:=0 to n do

x [n+1, i]:=x [n+1, i]+x [j, i];

end;

k:=0;

if c=s then begin

for i:=0 to n do

if (c=x [n+1, i]) and (c=x [i, n+1]) then k:=k+1; end;

if k=n+1 then label4.caption:='Данная матрица является магичесим квадратом'

else label4.caption:='Эта матрица не является магическим квадратом';

end;

 // Вывод в StringGrid3 контрольной матрицы

procedure TForm1. Label6Click (Sender: TObject);

begin

randomize;

n:=strtoint (edit1. Text);

stringgrid1. Visible:=true;

n:=n-1;

StringGrid1. Height:=StringGrid1. DefaultRowHeight* (strtoint (edit1.text)+1);

StringGrid1. Width:=StringGrid1. DefaultColWidth* (strtoint (edit1.text)+1);

StringGrid1. ColCount:=strtoint (edit1.text);

StringGrid1. RowCount:=strtoint (edit1.text);

for i:=0 to n do

for j:=0 to n do

begin

x [i, j]:=random(1)+1;

end;

for i:=0 to n do

for j:=0 to n do

begin

stringgrid1. Cells [j, i]:=inttostr (x[i, j]);

end;

end;

2.2 Спецификация программы

Исполняемый файл программы выполнения операции над матрицами имеет название Matr.exe и расположен на компакт-диске в каталоге Matr1\Magi. Состав проекта.

Наименование

Обозначение

Примечания

Magi.res

Файл ресурсов

Содержит пиктограммы, графические изображения

Magi.dpr

Файл проекта

Связывает все файлы из которых состоит приложение

Magi.dof

Файл параметров проекта

Содержит текущие установки проекта: настройки компилятора и компоновщика, имена служебных каталогов, условные директивы

Magi.cfg

Файл, содержащий конфигурационную информацию о проекте

Содержит информацию о том какие окна открыты и в каких позициях они расположены

Unit2.pas

Файл программного модуля для формы №2

Определяет функциональность формы №2

Unit2.dfm

Файл формы №2

Содержит список свойств всех компонентов, включенных в форму №2

Unit2.dcu

Объектный файл для Unit2.pas

Откомпилированная версия Unit2.pas

Unit1.pas

Файл программного модуля для формы №1

Определяет функциональность формы №1

Unit1.dfm

Файл формы №1

Содержит список свойств всех компонентов, включенных в форму №1

Unit1.dcu

Объектный файл для Unit1.pas

Откомпилированная версия Unit2.pas

2.3 Текст программы

Листинг программы.

unit Unit1;

interface

 // подключение модулей

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls, Grids, Menus;

 // описание типов

type

TForm1 = class(TForm)

Label1: TLabel;

StringGrid1: TStringGrid;

Edit1: TEdit;

Label2: TLabel;

Label3: TLabel;

Button1: TButton;

Label4: TLabel;

Label6: TLabel;

MainMenu1: TMainMenu;

N1: TMenuItem;

N2: TMenuItem;

procedure Label3Click (Sender: TObject);

procedure FormCreate (Sender: TObject);

procedure Button1Click (Sender: TObject);

procedure Label6Click (Sender: TObject);

procedure N1Click (Sender: TObject);

procedure N2Click (Sender: TObject);

private

{Private declarations}

public

{Public declarations}

end;

 // описание переменных

var

Form1: TForm1;

k, s, c, i, j, n:integer;

x:array [0.. 10,0..10] of integer;

implementation

uses Unit2;

{$R *.dfm}

 // формирование матрицы

procedure TForm1. Label3Click (Sender: TObject);

begin

if edit1. Text='' then showmessage ('введите размер матрицы') else

randomize;

n:=strtoint (edit1. Text);

stringgrid1. Visible:=true;

n:=n-1;

StringGrid1. Height:=StringGrid1. DefaultRowHeight* (strtoint (edit1.text)+1);

StringGrid1. Width:=StringGrid1. DefaultColWidth* (strtoint (edit1.text)+1);

StringGrid1. ColCount:=strtoint (edit1.text);

StringGrid1. RowCount:=strtoint (edit1.text);

for i:=0 to n do

for j:=0 to n do

begin

x [i, j]:=random(5)+1;

end;

for i:=0 to n do

for j:=0 to n do

begin

stringgrid1. Cells [j, i]:=inttostr (x[i, j]);

end;

end;

procedure TForm1. FormCreate (Sender: TObject);

begin

stringgrid1. Visible:=false;

end;

 // основная процедура вычислении и проверки

procedure TForm1. Button1Click (Sender: TObject);

begin

s:=0;

for i:=0 to n do

s:= s+x [i, i];

c:=0;

for j:=n downto 0 do

c:= c+x [n-j, j];

for i:=0 to n do

begin

x [i, n+1]:=0;

for j:=0 to n do

x [i, n+1]:=x [i, n+1]+x [i, j];

end;

for i:=0 to n do

begin

x [n+1, i]:=0;

for j:=0 to n do

x [n+1, i]:=x [n+1, i]+x [j, i];

end;

k:=0;

if c=s then begin

for i:=0 to n do

if (c=x [n+1, i]) and (c=x [i, n+1]) then k:=k+1; end;

if k=n+1 then label4.caption:='Данная матрица является магичесим квадратом'

else label4.caption:='Эта матрица не является магическим квадратом';

end;

 // показать матрицу

procedure TForm1. Label6Click (Sender: TObject);

begin

randomize;

n:=strtoint (edit1. Text); // количество строк или столбцов

stringgrid1. Visible:=true; // видимость

n:=n-1;

 // настройка размера StringGrid

StringGrid1. Height:=StringGrid1. DefaultRowHeight* (strtoint (edit1.text)+1);

StringGrid1. Width:=StringGrid1. DefaultColWidth* (strtoint (edit1.text)+1);

StringGrid1. ColCount:=strtoint (edit1.text);

StringGrid1. RowCount:=strtoint (edit1.text);

for i:=0 to n do

for j:=0 to n do

begin

x [i, j]:=random(1)+1; // контрольная матрица

end;

for i:=0 to n do

for j:=0 to n do

begin

stringgrid1. Cells [j, i]:=inttostr (x[i, j]);

end;

end;

 // запустить 2-форму

procedure TForm1.N1Click (Sender: TObject);

begin

form2.show;

end;

 // закрытие

procedure TForm1.N2Click (Sender: TObject);

begin

close;

end;

end.

 // код для 2 формы

unit Unit2;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls;

type

TForm2 = class(TForm)

Label1: TLabel;

Label2: TLabel;

Label3: TLabel;

Label4: TLabel;

private

{Private declarations}

public

{Public declarations}

end;

var

Form2: TForm2;

implementation

{$R *.dfm}

end.

2.4 Описание программы

Программа предназначена для выполнения операции над матрицей. Программа написана на языке Object Pascal. Работает в среде операционных систем Widows 2000/XP. Для полноценной работы данной программы необходимы следующие ресурсы компьютера: процессор Pentium IV или Celeron 2.0Ghz.

Оперативная память не менее 512 Мбайт, достаточное количество свободного места на дискепорядка 1 Гбайт.

Программа запускается нажатием на файл Magi.exe. На открывающем окне формы расположен меню MainMenu, через которого можно открыть справки, помощь и закрыть программу. Ввод данных осуществляется с помощью случайных чисел. Нажатие на метку Показать вызывает процедуры формирования матрицы. Элементы матриц загружаются для отображения на форме в компонент StringGrid1.

Выходная информация размещается в поле Label4. Пользователю предлагается задать количество строк.

Программа загружается нажатием на файл Magi.exe из папкиmag Кусаинова.

Исходные матрица описана как квадратные целочисленные, диапазон значений элементов от 0 до 5. Такое ограничение обусловливается предотврощением перегруза памяти компьютера и ошибок связанные размерностью матриц. Значения для StringGrid1. ColCount и StringGrid1. RowCount задаются в окне ObjectInspektor.

2.5 Тестирование программы

Программа правильно работает для целочисленной квадратной матрицы размерностью менее 30х30.

Начальный вид формы


Матрица

Результат


Результат контрольного примера

Программа предназначена для выполнения операции над матрицей. Программа написана на языке Object Pascal. Работает в среде операционных систем Widows 2000/XP. Для полноценной работы данной программы необходимы следующие ресурсы компьютера: процессор Pentium IV или Celeron 2.0 Ghz.

Оперативная память не менее 512 Мбайт, достаточное количество свободного места на дискепорядка 1 Гбайт.

Программа запускается нажатием на файл Magi.exe. На открывающем окне формы расположен меню MainMenu, через которого можно открыть справки, помощь и закрыть программу. Ввод данных осуществляется с помощью случайных чисел. Нажатие на метку Показать вызывает процедуры формирования матрицы. Элементы матрицы и контрольной матрицы загружаются для отображения на форме в компонент StringGrid1.


Список использованных источников

  1.  Фаронов, В.В. Turbo Pascal [Текст]: учеб. пособие / В.В. Фаронов. СПб.: Питер, 2006. с.
  2.  Бобровский, С.И. Технологии Delphi 2006. Новые возможности [Текст] / С.И. Бобровский.СПб.: Питер, 2006.
  3.  Культин, Н.Б. Delphi в задачах и примерах [Текст] / Н.Б. Культин.СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
  4.  Культин, Н.Б. Основы программирования в Delphi 7 [Текст] / Н.Б. Культин.СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  5.  Немнюгин, С.А. Turbo Pascal. Программирование на языке высокого уровня [Текст]: учебник для вузов / С.А. Немнюгин.-е изд., перераб. и доп.СПб.: Питер, 2006.
  6.  Немнюгин, С.А. Turbo Pascal: Практикум [Текст] / С.А. Немнюгин.-е изд. Перераб. и доп.СПб.: Питер, 2006.
  7.  Павловская, Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня [Текст]: учебник для вузов / Т.А. Павловская. СПб.: Питер, 2004. (допущен Министерством образования).
  8.  Фаронов, В.В. Турбо Паскаль 7.0. Практика программирования [Текст]: учебное пособие / В.В. Фаронов. – М.: ОМД Групп, 2003.
  9.  Фаронов, В.В. Delphi 2005. Язык, среда, разработка приложений [Текст] / В.В. Фаронов. СПб.: Питер, 2005.



1. Правовая природа фьючерсных сделок и юридические проблемы, возникающие при их заключении
2. е зависит от стандарта на котором работает данный оператор сотовой связи
3. тема DOS Операционная система DOS состоит из следующих частей- Операционная система это программа кото
4. II cos x1 1n Rn 31 Возрастание и убывание функции
5. Этиопатогенез и принципы хирургического лечения острого панкреатита
6. на тему ldquo; Эволюция биосферы Землиrdquo; Студента ММиИОЭ 11
7. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НАУКА 2
8.  Роль финансов предприятий и финансового менеджера в современной рыночной экономике Аспекты финансовой
9. Литература - Микробиология (Гепатиты)
10. бо і свиням не треба золота а нерозумному ~ мудрих слів
11. Тема Виконання орнаменту в квадраті
12. Характер и способы установления полномочий муниципальных органов 1
13. 00 1
14. Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка в группе сверстников
15. на тему Погрузочное оборудование медицинского транспортера
16. тема ~ это совокупность взаимосвязанных и взаимосоединенных процессоров или вычислительных машин перифери
17. До 5 лет 30 р
18. Судебные издержки
19. Вологодская область.html
20.  Локальная цивилизация Древнего Шумера- развитие и основные достижения Древние шумеры населяли террито