Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
психологическая подготовка к материнству
Содержание:
Введение...................................................................................................................3
Заключение.............................................................................................................36
Список использованной литературы...................................................................38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Современные мировые тенденции ведут к динамичному преобразованию многогранных отношений человека к различным явлениям окружающей действительности. Экономические и социально-политические преобразования в России, начиная с конца двадцатого века, затронули и изменили не только материально-производственные основы общества, но и его культурную, социальную и духовные сферы жизни.
В настоящее время происходит трансформация традиционных стереотипов брачно-семейных и детско-родительских отношений, репродуктивного и сексуального поведения, что отмечается как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, причем все чаще молодые люди отдают предпочтение сожительству, нежели гражданскому браку, а, следовательно, отсрочивают тем самым рождение первенца. Некоторые пары сознательно отказываются от рождения детей. Уменьшается количество детей в семье, в связи с чем демографические тенденции приобретают тревожный характер: А смертность превышает рождаемость, происходит естественная убыль населения. Ситуация усугубляется еще и тем, что ухудшаются показатели репродуктивного здоровья населения, увеличивается число врожденных аномалий, наблюдается рост случаев жестокого обращения с детьми, девиантного материнства. Либерализация сексуальных отношений провоцирует подрастающее поколение на более ранний «сексуальный дебют», сопровождающийся высоким риском добрачных зачатий, что ведет к росту числа абортов, внебрачных рождений, матерей- одиночек, ранних браков, «брошенных детей», а также распространению заболеваний, передающихся половым путем.
Современный институт материнства как историческое, социокультурное, психологическое образование также подвержен изменениям. Сегодня модель материнства амбивалентна, а этапы формирования материнства характеризуются следующими особенностями; выпадением периода няньчания, изменением содержания и продолжительности игровой деятельности, нарушением материнско-детских и межличностных отношений, разрывом межпоколенных связей.
Несмотря на то, что в общественном сознании материнство представляет одну из наиболее значимых человеческих ценностей, и это обусловлено заботой о продолжении рода и будущем человечества, социум предъявляет женщине достаточно много требований: рожать и воспитывать детей, создавать благоприятную ситуацию для их физического и психосоциального развития и одновременно занимать активную жизненную позицию, стремясь к личностному и социальному росту. Материнство, являясь базовым, жизненным предназначением женщины, её важным состоянием, значительной социально-педагогической функцией, способно стать при таких условиях тяжким бременем. Современные женщины все чаще стоят пред выбором: карьера или ребенок? Функция воспроизводства отходит на второй план, так как зачастую ее реализация ведет к понижению как личностного, так и социального статуса женщины. Совмещение таких сложных и таких разных социальных ролей влияет на качественную характеристику любой из них. Многочисленные же психологические исследования (М.И. Лисиной, В.С.Мухиной, В.А.Рамих, А. Фрейд, Р. Шпиц, Э. Фромма, М. Эйнсуорт и др.) доказывают значимость именно качества материнского поведения и материнского отношения, как для индивидуального развития ребенка, так и для онтогенеза женщины.
Традиционно материнство является психосоциальной категорией. Мы лее пытаемся перенести эту проблематику в русло педагогики, определить необходимость и возможность организации воспитательного процесса с целью сохранения приоритетности материнства как общечеловеческой ценности, психолого-педагогического сопровождения на пути к материнству.
В связи с обозначенной социокультурной ситуацией чрезвычайно важным и актуальным. становится, вопрос подготовки подрастающего поколения к выполнению родительских функций.
Сегодня существуют различные формы подготовки к будущему родительству: курсы для беременных, школа молодых родителей, лектории и тренинги... Но в большинстве своем работа, ведется либо с супругами, ожидающими ребенка, либо уже с фактическими родителями. Воспитательная, работа в обозначенном выше направлении практически не осуществляется.
Мы считаем, что изменение женского вопроса на современном этапе, трансформация и девальвация материнства подчеркивает значимость и своевременность, организации воспитания; культуры отношения к материнству, что особенно актуально для подрастающего поколения, не имеющего четких социальных ориентиров для выработки собственных позиций.
На наш взгляд, вузовское пространство является оптимальным для решения обозначенной проблемы, т.к. студенты, находясь на пороге взрослой жизни, не только планируют свое будущее; но и интересуются вопросами супружества, родительства, особенностями семейных и детско-родительских отношений. Это обусловлено спецификой данного возраста, когда идет процесс активного самоопределения личности, а жизненная позиция, которую выбирают для себя юноши и девушки, кажется им единственно приемлемой и правильной. Но следует помнить, что это процесс детерминируется: культурной и исторической, обстановкой, в социуме и, естественно; определяет приоритет выбранных ценностей, установок, норм.
Современные социологи, психологи, педагоги понимают, что контекст социального развития оказывает столь важное влияние на исход юности, как и индивидуальные различия. Юношество взрослеет в конкретной культурной нише, влияющей почти на все области жизни, а основой планирования становление детско-родителъских отношений и поведение матери, правовых аспектов охраны материнства и детства и т.д.
Однако при всем многообразии подходов к изучению материнства, явно недостаточно исследований, специально посвященных вопросам организации педагогического процесса по воспитанию культуры отношения к материнству, теоретическим и практическим аспектам влияния психолого- педагогической работы на уровень культуры отношения к материнству у молодежи. Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
Обнаруженные противоречия и стремление к их разрешению определили проблему нашего исследования: как организовать воспитательный процесс, способствующий повышению уровня культуры отношения к материнству у студентов. В рамках данной проблемы нами была определена тема исследования: «Воспитание культуры отношения к материнству у студентов».
Процесс самоопределения современных юношей и девушек осложнен нестабильностью социально-экономических условий, противоречивостью морально-нравственного состояния общества и модели будущего: подрастающее поколение зачастую предоставлено само себе, лишено ориентиров. От юношей и девушек требуется самостоятельно разрабатывать жизненные цели и способы их воплощения. На этом этапе внутреннее, субъективное входит во взаимодействие с внешним, объективным. В результате некоторые аспекты своей будущей жизни юноши и девушки воспринимают как проблемные. Именно поэтому сегодня так актуален вопрос о ценностных отношениях молодежи, ведь ценность является внутренним механизмом личностного поведения.
Выше обозначенные социальные проблемы выступили предпосылками для разработки и апробации модели воспитания культуры отношения к материнству у студентов.
Степень научной разработанности темы.
Анализ научных источников показал, что проблема воспитания культуры отношения к материнству еще не была заявлена, поэтому разрабатывая данную категорию, мы опирались на научные исследования, изучающие такие понятия, как «отношение», «материнство», «культура».
Значительный вклад в изучение категории «отношение» внесли отечественные психологи Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.Г.Ковалев, А.Ф.Лазурский, Б.ФЛомов, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др. Теоретической основой нашего исследования стала концепция отношений В.Н.Мясищева, так как в ней раскрывается сущность понятия «отношение», его структура и значимость в личностном развитии человека. Выдающийся психолог рассматривал отношение как «ключ» к успешности и результативности воспитания и образования.
Разноплановость научных исследований относительно проблемы материнства подчеркивает значимость этого феномена и интерес к нему со стороны разных наук.
В зарубежной психологии изучение материнства ведется в рамках различных теоретических направлений: культурологический подход (Р. Бенедикт, М.Мид, А.Рич, Э.Эрисон), отологический подход (Дж.Митчелл, Г.Хардоу), психоаналитический поход (Дж.Боулби, Д.В.Винникот, М. Малер, З.Фрейд, М,Эйнеуорт), бихевиоралъный подход (Д.Кэрнс, Г.Паттерсон, Д.Хэй), теории материнской депривации (Й. Лангмейер, З. Матейчек).
Необходимо отметить повышение интереса к проблеме материнства отечественных исследователей. Изучению особенностей детско- родительских отношений, взаимодействия матери и ребенка посвятили свои научные труды Л.Л.Баз, АЯ. Варга, Р.Ж. Мухамедрахимов, Г.В. Скобло, Н.М. Щелованов и др.
Проблема девиантного материнства рассматривается в исследованиях В.И. Брутман, А.И. Захарова, Ш.Г. Панкратовой, А.М. Прихожан,
М.С. Радионовой, Е.О.Смирновой, К.В. Солоед и т.д. К вопросу психологической готовности к материнству обращаются О.В.Баженова, О.А.Копыл, С.Ю.Мещерякова и др.
В последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией и психологией материнства (О.В. Баженова, Н:В. Кедрова, В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова, Л.Б. Шнейдер и др.).
1. Проблема материнства и аспекты его исследования.
Явление материнства - важный компонент человеческого общества, сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Несмотря на то, что в истории человечества материнство всегда относили к важнейшей полоролевой функции женщины, определяющей ее социальный статус, изучение его как научной проблемы началось сравнительно недавно и сегодня является одной из наиболее актуальных в разных науках.
Философия рассматривает материнство как сочетание природно- генетических механизмов воспроизведения человека и социокультурных детерминант, связанных исторически в единую изменяющуюся систему [1, 15,39].
В социологии материнство представлено как совокупность особых ролевых, поведенческих установок женщины, связанных с системой ценностей, и обеспечивающих вынашивание, рождение, психическое и физическое развитие ребенка, его воспитание [1, 15, 34].
Культурологические концепции оспаривают преобладание биологических механизмов - «инстинкт материнства» - над социокультурными условиями, доказывая правомерность своих позиций: в каждой культуре есть институт материнства, включающий в себя представление о материнстве, основанное на общественных нормах и ценностях, отношение социума к материнству, способы воспитания женщины как матери [9,19,38].
С медицинской точки зрения материнство является биологической функцией женского организма, обеспечивающей не только продолжение рода человеческого, но и сохранение её физиологического и психологического здоровья.
В психологических исследованиях филогенез и онтогенез материнства рассматривается с позиции феноменологии и психофизиологии [7, 13,28, 50, 57]. Согласно анализу исследований материнства, проведенных Г.Г. Филипповой [48, 49], материнство в различных направлениях исследований понимается как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.
В рамках нашего исследования целесообразно рассмотреть культурно- исторический и социальный аспекты материнства, что позволит нам получить представление о положении женщины-матери в обществе, о ее месте и роли в многообразной системе общественных отношений, а также психологический аспект, раскрывающий сущность материнства, его роль в развитии ребенка и становлении личностной сферы женщины.
Итак, изучение любого социально-психологического явления невозможно без учета влияния культурно-исторического аспекта. Испокон веков считалось само собой разумеющимся, что девушка рано или поздно должна стать матерью. В любой социокультурной системе несомненной истиной является то, что «производителем жизни» и продолжателем жизни является именно женщина.
Если проследить эволюцию представлений о материнстве, то можно обнаружить, что уже с эпохи верхнего палеолита женщина-мать являлась предметом специального религиозного культа, магических ритуалов и обрядов. Выполнение женщиной своих природных функций - вынашивание, рождение, кормление ребенка - было основным условием существования рода, члены которого заботились как о рождении здорового ребенка, так и о сохранении жизни и здоровья матери [5, с.37].
Первой формой социальной организации людей был материнский род. Сложные бытовые условия, небольшая продолжительность жизни, высокий уровень опасности жизнедеятельности человека требовали от женщины выполнения своей природной функции деторождения, что являлось основным условием существования рода. События, связанные с этим, возводились, в культ. Обряды, связанные со становлением материнства, существуют тысячелетия и являются древнейшими в истории человечества [18, с.17].
В мифах разных народов мира мы находим подтверждение факта существования культа единого женского божества - Великой богини Праматери, являющейся матерью и кормилицей богов (Мирена, Диметра, Изида, Астарта. Иштар, Золотая Афродита) [39, с.28]. Культ женщины- матери находит отражение и в различных произведениях искусства: первое изображение божества, созданное человеком, носило облик женщины- матери. О.А. Воронина утверждает, что материнство считалось почетной функцией женщины и отношение к ней было также почтительное и уважительное [8, с.27].
Но изменение социально-экономических условий бытия человека, переход от матриархата к патриархату, изменили отношение к женщине, сняв ее с пьедестала, и привели к «обогащению» материнских функций: помимо рождения и кормления на нее была возложена функция воспитания подрастающего поколения. Женщина-мать должна была принять и освоить новую социальную роль, отведенную ей в обществе, - воспитание будущего полноценного гражданина общества. О тесной близости и решающей роли матери в выхаживании и воспитании ребенка до пяти-семилетнего возраста единодушно свидетельствуют как этнографические, так и исторические данные. И если до середины восемнадцатого века материнская любовь была делом индивидуального усмотрения, то после она становится обязательной установкой нормативной культуры [17, с.267].
Мы согласны с исследованиями Т.Г.Киселевой, показывающими, что со времен средневековья социокультурный образ женщины-матери не изменился. Это женщина, обладающая неординарным жизненным опытом и даром интуитивного предвидения событий, особенно связанных с детьми; отличающаяся редкой добротой, чуткостью, умением сострадать, передавшая все самые лучшие качества своим детям с грудным молоком, а впоследствии воспитавшая их в соответствии с культурными традициями и обычаями своего народа [15, с.44].
Однако институт материнства как образование динамическое изменяется от эпохи к эпохе, наполняясь разным содержанием в разных культурах. Политические, экономические, социокультурные изменения в обществе ведут к трансформации модели материнства, меняется отношение женщины к своей роли матери. Эта мысль просматривалась еще в работе К.Юнга об архетипах. Он указывал, что архетип .матери имеет некоторые обобщенные черты данного народа, отличные от черт предписываемых матери других народов, всего человечества, а в жизни конкретного индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным со взаимоотношением с собственной матерью [46, с.15].
В.А. Рамих важной специфической особенностью материнства считает то, что «оно не погружено целиком в социум, не принадлежит ему полностью, а лежит как бы между природой и культурой» [39, с.18].
Говоря об отношении общества к женщине и материнству, невозможно не обратиться к анализу некоторых мировых религий, являющихся базисом этого отношения в различных культурах, конструирующие стереотипы поведения. Как отмечает исследователь Т.И. Греченкова, несмотря на некоторые идеологические различия, практически все мировые религии пропагандируют установки на повышение рождаемости [10, с.45]. Например, в индуизме брак и семья традиционно признаются основой жизненного благополучия индуиста. Деторождение - это не просто функция женщины, а «это высшая ее заслуга, освещающая ее, и уподобляющая богине счастья». Жена должна почитаться всеми родственниками, «ибо это радует богов». Она не только родительница ребенка, но и мужа в нравственно-духовном плане. Статус женщины повышается при условии выполнения практики материнства [45, с.11 -15].
Плавная роль мусульманской женщины роль матери и жены. Материнство воспринимается как обязательный для каждой женщины опыт, бездетность становится признаком асоциальной позиции. Многодетность является характерной чертой мусульманской семьи, что связано с ярко выраженной пронаталистской позицией ислама - как можно больше и скорее множить его последователей. Статус мусульманской женщины может повысится только за счет материнства, причем предпочтительным является рождение сыновей. По законам ислама зародыш с момента зачатия считается человеком и его уничтожение приравнивается к убийству. В Коране даются подробные предписания для женщины в период беременности, родов и послеродового состояния. В мусульманской традиции принято освобождение женщины после родов от выполнения всех работ по дому, приготовление специальных блюд для родильниц, долгое кормление грудью. Первое время обязанности по воспитанию ребенка полностью ложатся на мать. Она должна привить детям нормы исламской нравственности и обучить их основам мусульманского вероучения. Уважение к родителям в системе ценностей мусульман стоит на втором месте после поклонения Богу [41, с.44-45].
Вопрос деторождения в христианстве амбивалентен. С одной стороны, согласно христианской морали, единственной целью брака является рождение детей, и религия призывает верующих увеличивать свое потомство. С другой - традиций монашества, социальные предписания, регламентирующие поведение вдов и незамужних женщин, вопросы статуса новорожденного ребёнка есть примеры сакрализации бездетности. В христианской символике женщина изначально представлена в двух ипостасях: Евы как «сосуд греха» и Святой Марии как абсолютно непорочной, обладающей «вечной женственностью». Но все же для христианства характерно отношение к материнству как к таинству и особой форме служения Богу, статус женщины-матери относительно высок. При этом, церковь и общество укрепляли в женщине веру в святость и нерушимость церковно-брачного подчинения мужу. Русской православной культуре было присуще поддерживать относительно высокий статус женщины как матери, но при условии ее полного самопожертвования в этой роли. С другой стороны, русской культуре, свойственно представление, что женщина должна была служить мужчине даже в ущерб детям. Сегодня роль женщины, с точки зрения Русской Православной Церкви, связана именно с материнством, поэтому церковь осуждает аборты, использование контрацептивов, стерилизацию, политику «планирования семьи» [10, с.50- 51].
Итак, в большинстве религий материнство относится к ценностному и необходимому явлению в жизни женщины, дается установка на многодетность, поэтому «убийство» плода считается основным и самым тяжким грехом. Тем не менее, статус женщины оказывается ниже статуса мужчины.
Для нашего исследования важным является вопрос отношения к материнству на Руси. Исследователи русского материнства О.А.Воронина, Т.А. Клименкова, Н.Л.Пушкарева, О.В.Рябов и др. отмечали, что изначально славяне-язычники поклонялись божествам и женского, и мужского рода, причем доминирование последнего не было «исконной» чертой русской культуры. А вот почитание богини Мокоши - покровительницы плодородия, домашнего очага и хозяйства было достаточно глубоким, вплоть до шестого века [8, 16, 37,40].
С приходом христианства одним из самых почитаемых в России стал образ Богоматери. Русская соборная икона Богородицы насчитывает 40 образов Божьей Матери. Богоматерь выступает как покровительница, спасительница защитница, млекопитательница и т.п. Несомненно, это оказывает влияние на развитие у женщин лучших материнских качеств и способствует, повышению престижа материнства.
Слово «материнство» («матерство») стало упоминаться в отечественных источниках с XI века. По мнению Н.А.Коняевой, в российской языковой культуре этот термин имеет два основных значения: первое ёвязано с состоянием женщины-матери, преимущественно в период беременности и младенчества, второе - с осознанием матерью родственной связи с детьми [18, с.30].
Изучая роль материнства и материнского воспитания в частной жизни русских женщин, Н.Л.Пушкарева отмечает, что отношение женщин к выполнению материнских функций было амбивалентным: «и само вынашивание детей, и, тем более, рождение и воспитание их считалось и благом, и тяжелой обязанностью» [37, с. 91].
И, тем не менее, вся частная жизнь женщины была сосредоточена на детях: кормление, уход, забота о здоровье ребенка, воспитание и образование - все это осуществлялось либо самой женщиной, либо под ее руководством. Многочисленные источники свидетельствуют, что основные моральные, религиозные нормы усваивались детьми в общении с матерью, именно мать транслировала общечеловеческую, национальную, религиозную культуру. Осознавая значимость биологического, социального, психологического аспектов материнства, социум, прибегая к таким регуляторам как мораль, обычаи, право, формировал идеал женщины - многодетная мать, жизнь которой посвящена рождению и воспитанию детей. Несмотря на западноевропейские веяния начала 18 века, ориентировавшие женщин на светский образ жизни, именно рождение и воспитание детей было содержанием жизни любой женщины, а эти новшества коснулись лишь верхушечного слоя столичных дам [37, с. 191].
Со второй половины 18 века в странах Европы намечается несколько иная тенденция в отношении к детству - общество увеличивает социальный объем заботы о детях, следствием чего является изменение требований к родителям в вопросах развития и воспитания детей. В этот период в России появляется женское образование, хотя это затронуло только привилегированные слои населения. К.Д.Ушинский в своих трудах поднимал проблему не только женского образования, но и обращал внимание на культурный уровень матери, акцентируя внимание на том, что она является первым и самым значимым воспитателем своих детей, а, следовательно, влияет и на состояние общества.
Постепенно под влиянием социально-экономических и политических преобразований в большинстве стран, прежде всего европейских, законодательство становилось все более прогрессивным по отношению к материнству. Особенно ярко, по мнению В.А. Рамих, это просматривалось в советском законодательстве. В Конституции РФ указано, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства...», а в Основах законодательства СССР о браке и семье отмечалось, что «Материнство в СССР окружено всенародным почетом и уважение, охраняется и поощряется государством» [29, с.89]. Такие положения подкреплялись целым рядом социально правовых гарантий. Особым общественным признанием пользовались многодетные матери, социальный статус которых был достаточно высок, им предоставлялись дополнительные права и льготы. Но высокий уровень занятости женщины, активное вовлечение их в социально-профессиональную сферу, сокращали ее время пребывания в семье, полноценного общения и взаимодействия с детьми, т.е. демагогическое превозношение материнства не соответствовало реальному положению женщины в советском обществе. Реализация семейных и материнских функций отодвигалась на второй план, что в результате привело к девальвации материнства. Это подтверждается мыслью В.А. Рамих: «Если в обществе роль матери и хозяйки ценится ниже любой работы в производстве, женщине приходится ставить на последний план то, что общество считает второстепенным, менее престижным, и заниматься тем, что оно считает более важным и соответственно оценивает. Материнство часто становится вторичной по значению данью женщин природе» [39, с.58].
Положение матери особенно усугубилось в перестроечный и постперестроечный период, и ответной реакцией женщины на Социокультурную и экономическую ситуацию в стране стало изменение ее репродуктивных установок, о чем говорилось в предыдущем параграфе.
Современная социокультурная ситуация формирует новый образ женщины. Если раньше главной целью девушки было выйти замуж и родить ребенка, то сегодня растет процент женщин, которые стремятся успешно проявить себя в различных сферах жизнедеятельности. Возможно, это связано с повышением уровня их образования и культуры, расширением диапазона социальных ролей.
Несмотря на изменения в системе социальных отношений современного общества, идеал матери остается прежним - Заботливая, Любящая, ответственная, уделяющая ребёнку много времени, сотрудничающая, альтруистичная, невластная, неагрессивная [31, с.99]. Но меняется характер материнского отношения: сегодня мы все чаще сталкиваемся с такими явлениями, как отказ от ребенка, нежелание быть матерью, нежелание заботиться о собственном малыше, жестокое обращение с детьми, социальное сиротство [6, 14].
Такие тенденции современности, безусловно, связаны с политическими, экономическими, социальными трансформациями. Но на наш взгляд, если женщина проявляет жестокость и агрессивность в отношении собственных детей, если она способна убить собственного ребенка, - это сигнал тревоги, прежде всего для социума, это своеобразный вызов обществу и, возможно, показатель уровня его духовно-нравственного развития.
Не случайно тема семьи стала государственным приоритетом и отражает кризис семейных ценностей, который переживает современное общество. По инициативе президента РФ 2008 г. прошел под знаком семьи. Год семьи проводился в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление в России института семьи. Этот год ознаменовался принятием новых законов, проектов в области семейно- демографической политики, совершенствованием семейного законодательства в соответствии с требованиями времени, проведениями мероприятий в поддержку семьи, родительства, детства, введением новых пособий и др. Была утверждена премия «Семья России», целью которой являлось обеспечить общественное внимание, социальную поддержку и адресную помощь семьям (звание лауреата премии присвоено представителям 36 регионов РФ). Учрежден и проведен «Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья». Отмечены социально значимые проекты в области семейной политики («Моя семья - мое богатство», «7Я = МЫ», «Через сказку - в жизнь» и др.), на разных уровнях проводились конкурсы «Семья года», «Самая лучшая мама», «Самый лучший папа», «Детская радость» и др. Все обозначенные мероприятия способствовали повышению статуса семьи в современном обществе, утверждению приоритетных позиций семейных ценностей.
Возвращаясь к проблеме материнства, следует отмстить, что социальное пространство является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование чувства материнства, что доказано рядом исследований социологов, психологов, антропологов и др. М. Мид, основываясь на собственных наблюдениях, пришла к выводу, что материнская забота и привязанность глубоко заложены в реальных биологических условиях вынашивания, рождения и кормления ребенка, но социальные установки способны исказить самосознание женщины, подавить материнские чувства. Это доказывается случаями инфантицида, подбрасывания новорожденных в чужие дома [26, с. 12 - 18].
Э. Бадинтер, проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий, указывала на связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребенка: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство» [57, с.286].
Таким образом, общественное развитие приводит к постоянному изменению содержания женского вопроса и статуса материнства. В современном обществе отношение к матери весьма противоречиво. С одной стороны, всячески подчеркивается, что женщина-мать - это некий идеал женственности, жертвенности, самоотверженности, т.е. идеал настоящей женщины, заслуживающей уважения. Реализация репродуктивной функции имсохранение репродуктивного здоровья женщины - одна из основных задач современной семейно-демографической политики, что указывай на обращенность государства к проблеме материнства. С другой обнаруживается тенденция пренебрежительного отношения к материнству, что выражается в следующем. Система родовспоможения далека от совершенства, и это связано, в первую очередь, ни с оснащенностью медицинских учреждений, а с отношением персонала к беременным женщинам и роженицам. Работающим женщинам трудно реализовать свою потребность в материнстве: работодатель все больше норовит выставить за порог беременную сотрудницу, ссылаясь на ее явную бесполезность на рабочем месте. Одним из условий принятия на работу молодой девушки является отказ от деторождения в течение определенного срока. Имеющим маленьких детей женщинам еще сложнее - им зачастую отказывают в трудоустройстве, опасаясь многочисленных больничных и неспособности в этот период полноценно работать, Такая позиция современного социума по отношению к материнству негативно влияет на модель материнства, способствует формированию негативного отношения к нему и даже отказу от него: некоторые российские женщины не видят смысла в рождении детей [15, 21, 30, 42].
Такая амбивалентность общества по отношению к материнству - возвышение женщины-матери и, одновременно, пренебрежение к ней и детям со стороны социума - меняет представление девочки, женщины о данной социальной роли. Очень сложно добиться увеличения рождаемости за счет социальных мер, если в практической действительности женщины сталкиваются с проблемами, возникающими из-за материнства. Суть явления кроется, скорее, в психологических моментах, присущих современности: институт брака претерпевает настоящий кризис, снижается количество социальных мотивов рождения потомства, имеющих весомое значение раньше, возрастают требования социума, предъявляемые к современной женщине и др.
Особое беспокойство вызывает отношение молодых людей к родительству. Все чаще можно видеть матерей и отцов, гуляющих с детьми и одновременно употребляющих спиртные напитки, курящих, что совершенно их не смущает. Они не понимают, не осознают, не задумываются, какой эталон поведения закладывают в своих малышах, взращивая в них равнодушное, безразличное, безответственное, пренебрежительное отношение к человеку и миру в целом. Л.Б.Шнейдер предполагает, что модель материнства, складывающаяся в общественной практике в течение десятков тысяч лет и включающая в себя способы формирования у матери наряду с осознаваемыми неосознаваемых ни ею самой, ни обществом материнских функций, в современных условиях стремительно меняется, а имеющийся «путь к модели» материнства, не успевает измениться соответствующим образом [57, с, 282]. Эта ситуация усугубляется постулируемым социумом отношения к женщине-матери.
Краткий культурно-исторический экскурс показал, что материнство на протяжении всей истории человечества воспринималось социумом, прежде всего, как необходимая и рядовая функция женщины, обеспечивающая продление человеческого рода. Отношение же общества к женщине-матери было неоднозначным, что способствовало трансформации института материнства и социального статуса матери. В современных условиях материнство претерпевает изменения, повлекшие за собой ряд социальных проблем: низкую рождаемость, малодетные семьи, отказ от материнства, огромное число распадающихся семей и, как следствие, образование неполных, увеличение числа социальных сирот, случаев жестокого обращения с ребенком и др. Теоретический анализ проблемы материнства с социокультурных и исторических позиций позволил нам выдвинуть следующее предположение: если бы материнство являлось только инстинктивной формой, природно-обуславливаемым состоянием женщины, то оно не подверглось бы столь разительным переменам, поэтому материнство, по нашему мнению, есть синтез биологического и социального, причем последнее детерминирует становление и развитие материнства в большей степени, чем природное начало. С другой стороны - следствием не реализации женщиной в полной мере своего природного предназначения является ухудшение здоровья самой женщины и психофизиологического состояния ее детей, а следовательно, - и всего человечества.
Следующим этапом в изучении проблемы материнства является рассмотрение психологического аспекта данного феномена.
Несмотря на то, что вопросами материнства и детства стали интересоваться разные научные направления и школы более двухсот лет назад, сегодня остается достаточно проблем, связанных с этой областью знания. Необходимость продолжения исследований материнства как целостного явления обоснована тем, что современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии, социологии, психологии и др. не уменьшают количества проблем в «сфере материнства, а наоборот - появляются все новые горизонты для научной деятельности.
Интерес к материнству в психологии возник первоначально в русле двух направлений: при изучении роли матери в образовании ранних личностных структур ребенка (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.) и в практических исследованиях, связанных с нарушением психического развития ребенка (А. Фрейд, М. Кляйи, Д. Винникотт, М. Маллер и др.) [57, с.282].
В зарубежной и отечественной психологии изучение материнства ведется в различных направлениях: культурологический, психоаналитический, этологический подходы, теории материнской депривации, изучение детско-родительских отношений, изучение материнства как самостоятельного психологического феномена и др.
В культурологических концепциях (Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Бадинтер и др.) материнство понимается как элемент культурной системы, взаимосвязанный с другими элементами и подверженный их влиянию, как историко-культурный феномен, имеющий социальную природу, о чем говорилось выше [15,16,17,26].
Психоаналитическое направление восходит к работам 3. Фрейда, Дж. Боулби, М. Эйнсуорт, Д. Винникогг, Э.Эриксон и др. психоаналитиков, изучающих отношения в диаде мать-ребенок и подчеркивающих роль матери как первичного определяющего фактора благополучия ребенка [2, 7, 32, 59].
Сторонники этологических концепций (Дж. Митчелл, Г.Харлоу) рассматривают поведение человека как эпифеномен поведения животных, руководствуясь имплицитным утверждением о том, что поведение человека в сущности аналогично поведению животных, но видоизменено культурным влиянием и более сложными когнитивными образованиями [55, с.23-25].
Теории социального научения (Д. Кэрнс, Д. Хэй, Г. Патгерсон и др.) характеризуют материнство как сугубо социальный феномен, рассматривают взаимодействие в диаде мать - ребенок с точки зрения взаимного научения и исследуют значение социального опыта для материнства [56, с.27-28].
В русле теорий материнской депривации (Й. Лангмейер, 3. Матейчек, М. Раттер, Г. Каслер, Дж. Гевиртц и др.) материнство анализируется как социальный фактор, обуславливающий развитие ребенка, как необходимое условие его полноценного развития [20, 36].
В отечественной психологии выделилось несколько направлений изучения материнства, каждое из которых определяет рассматриваемый феномен через призму своих исследований. Изучению особенностей детско- родительских отношений, взаимодействия матери и ребенка посвятили свои научные труды Л.Л.Баз, А.Я.Варга, М.И.Лисина, Р.Ж.Мухамедрахимов, Г.В.Скобло, Н.М.Щелованов и др. [3,4,22,27].
Проблема девиантного материнства рассматривается в исследованиях В.И.Брутман, А.И.Захарова, М.Г.Панкратовой, А.М.Прихожан,
М.С.Радионовой, Е.О.Смирновой, К.В.Солоед и т.д. К вопросу психологической готовности к материнству обращаются О.В.Баженова, О.А.Копыл, С.Ю.Мещерякова и др. [3,25,36,43,53].
В последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией и психологией материнства (О.В.Баженова, Н.Б.Кедрова, В.С.Мухина, Г.Г.Филиппова, Л.Б.Шнейдер и др.). Социокультурный и исторический аспекты материнства раскрываются в работах С.В.Захарова, Т.Г.Киселевой, И.С.Кона, Р.В.Овчаровой, Н.Л.Пушкаревой, В.А.Рамих, Т.Б.Щспанской, Е.Р.Ярской-Смирновой и др.[15, 28, 31, 38, 39, 49, 57].
Ведутся исследования по проблемам репродуктивного здоровья женщины, грудного вскармливания, несовершеннолетнего материнства, значения естественного течения родов и первого контакта с матерью на становление детско-родительских отношений и поведение матери, правовых аспектов охраны материнства и детства и т.д.
Суммируя основные направления исследований в психологии по проблеме материнства, Г.Г.Филиппова пришла к заключению, что материнство как психосоциальный феномен можно рассматривать с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины. Рассмотрим эти позиции более подробно, что в дальнейшем позволит нам обозначить ключевые позиции в разработке категории «культура отношения к материнству».
Мы считаем, что целесообразно анализировать материнство как условие развития ребенка относительно выполнения женщиной ее материнских функций.
Многочисленные исследования, проведенные психологами, психиатрами, педиатрами, педагогами доказывают, что качество материнского отношения и поведения, материнской любви и заботы, уровень материнской ответственности в первые месяцы и годы жизни ребенка являются детерминантами его настоящего и дальнейшего физического, психического и социального развития.
По Фрейду, мать не выступает яркой самобытной личностью, значимым является реализация основных материнских функций по уходу за ребенком, хотя степень и характер удовлетворения витальных потребностей определяет формирующиеся материнско-детские отношения [12, с.14].
Наблюдения за младенцами Р. Шпиц доказали, что аффективная взаимность между матерью и младенцем стимулирует ребенка исследовать окружающий мир, способствуя развитию моторной активности, когнитивных процессов и мышления, интеграции и формированию навыков. Исследователь понимал взаимность матери и младенца как сложный аффективный невербальный диалог, оказывающий влияние как на младенца, гак и на мать. Младенец, по его мнению, явно предпочитает мать всем остальным объектам [58, с. 92].
А.Фрейд в ходе исследований; пришла к выводу о том, что разлука матери и ребенка в первые месяцы и годы жизни имеет серьезные последствия для его эмоционального развития. В отечественной психологии также было доказано (Ершовой Т.И., Захаровым А.И., Искольским Н.В., Мещеряковой С.Ю., Солоед К.В., и др.), что психические нарушения у детей и взрослых, переживших опыт материнской депривации в раннем детстве, носят зачастую необратимый характер и затрагивают когнитивную и эмоциональную сферы, межличностные отношения. В результате формируется тип личности с сильным внутренним конфликтом между обостренной, потребностью в положительных эмоциональных контактах и неумением их завязывать [11, 25, 44].
Изучение проблемы развития детей в ситуации девиации показало, что у младенцев, воспитывающихся без матери, отмечаются задержки и аномалии в развитии, которые охватывают все уровни психической организации ребенка. Обычно такие дети имеют более низкий интеллект, у них наблюдается эмоциональная незрелость, расторможенность, повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствуют избирательность и постоянство в эмоциональной привязанности к взрослым [3, 23, 44].
В.С. Мухина отмечает, что материнская любовь есть механизм развития личности ребенка. Она обеспечивает формирование у малыша чувства доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще. Мать выступает в качестве посредника, соединяющего ребенка с окружающим миром и подготавливает предпосылки для эмоциональной связи с ним [48, с.101].
Обобщая позиции ведущих психологов, можно констатировать следующий факт: материнство является не только условием, но и необходимой средой, определяющим фактором развития ребенка; мать закладывает основу будущей личности, взращивает все человеческое в своем малыше, в связи с чем особо актуальным остается вопрос качества материнства как своеобразный индикатор потенциалов и возможностей ребенка. Если условиться, что качество - это целостная характеристика функционального единства существенных свойств объектов, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов или сходства с ними [51, с.253], то тогда качество материнства характеризуется единством материнских качеств, проявляющихся в реализации материнских функций.
Обратимся к концепции Г.Г.Филипповой, где подробно описаны функции матери, начиная с периода беременности и до дошкольного возраста. В первом триместре женщина должна принять факт беременности и подчиниться своему состоянию. Во втором - потенциальная мать должна поддерживать у себя эмоционально-позитивное состояние, положительно относиться к шевелению ребенка. Функции матери в третьем триместре состоят в стабилизации ее положительного отношения к стимуляции от ребенка, ограничении внешней по отношению к интересам материнства жизни и подчинение своим собственным состояниям.
Рождение и первые дни жизни являются критическими для ребенка, поэтому от матери требуется предоставление ребенку стимуляции, что обеспечит возвращение «сенсорного мира матери», создание эволюционно- ожидаемых условий для него.
В период новорожденности способность матери своевременно и качественно удовлетворять потребности ребенка, создают оптимальную ситуацию развития. Уникальность состоит в том, что ребенок еще не способен субъективно разделить стимуляцию внутреннюю и внешнюю, но мать воспринимает его как социальное существо, общается в процессе ухода, дифференцированно относится к его состояниям, тем самым способствуя становлению в дальнейшем положительных эмоций, создавая своеобразную «ауру» развития.
Первое полугодие младенчества можно охарактеризовать как открытие ребенком ближайшего окружающего пространства, сопровождающееся эмоциональными реакциями. Мать должна создавать среду непосредственно- эмоционального общения и взаимодействия с объектами внешнего мира, оказывая поддержку и успокоение в новых ситуациях. Во втором полугодии ее функции заключаются в организации и включенности в ситуативно- деловое общение, в обеспечении образования привязанности.
Функции матери в раннем детстве состоят в эмоциональной включенности в предметно-манипулятивную деятельность, обеспечение поддержки в отношениях с миром, акцент делается на предоставлении самостоятельности в сочетании с обеспечением безопасности [48, 49, 50].
Таким образом, обзор материнских функций еще раз подчеркивает значимость матери в жизни ребенка, невозможность полноценного его развития вне материнства, более того, мы утверждаем, что прогрессивное развитие человека зависит от качества реализации материнских функций.
Проблема материнства в психологии чаще всего рассматривается именно с позиции ребенка. Второе направление материнство как часть личностной сферы женщины - менее разработано, хотя можно констатировать факт повышения интереса современных исследователей к этому вопросу. Попытаемся рассмотреть данную проблему на теоретическом уровне.
Современная женщина старается охватить как можно больше сфер деятельности, создавая конкуренцию мужчинам. Эмансипация женщин, охватившая развитые страны, на наш взгляд, только усугубляет физическое и психологическое состояние женщины. Предполагаемое равенство становится непосильной ношей для нее, и, стараясь быть состоятельной, успешной, самодостаточной, привлекательной женщине приходится отказываться от какой-либо своей роли или откладывать ее реализацию на более поздний срок, и чаще всего этой «отсроченной» ролью является материнство. В странах Европы и США рождение первого ребенка приходится на возраст «после 30», а до этого - образование, профессиональная деятельность, карьера, обеспечение собственного финансово-материального благополучия [9, 39, 54, 33].
В последнее время и нам все чаще навязывается образ женщины, жертвующей ради карьеры, славы, самоутверждения семьей, детьми, мужем, главная цель жизнь которой - успешная профессиональная деятельность, материальное благополучие, стремление к физическому совершенству. Женщины-чайлдфри, к сожалению, не понимают, насколько они «обворовывают» сами себя, лишаясь радости материнства. Прежде всего, они отказываются от той феноменальной безусловной любви матери и ребенка, дающей жизненные силы им обоим, но не только. Исследователи отмечают, что периодичность рождения детей женщинами, закладывает у них максимальный личностный потенциал и позволяет достигать вершин личностного развития во многих областях деятельности.
Американский социолог К. Гиллиган утверждает, что нравственное развитие женщины проходит три уровня; самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение [52, с. 197]. Можно предположить, что у современных женщин время прохождения первого уровня несколько затягивается, а в некоторых случаях - является единственно пройденным. Сконцентрированность на собственном благополучии не позволяют женщине пройти путь самопожертвования - исполнить роль «хорошей матери» - что приводит, впоследствии, к разочарованию, одиночеству, неудовлетворенности от пройденного жизненного пути,
несформированности самоуважения.
В.А.Сухомлинский писал: «Если вы мечтаете оставить после себя след на земле - не обязательно быть выдающимся писателем или ученым... Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей...»[47, с.403]. Эта мысль подчеркивает необходимость и значимость родительского опыта в жизни человека, наиважнейшей функцией которого является рождение и воспитание будущего поколения, а это есть прямые обязанности женщины, обусловленные природой и социумом. Мы считаем, что женщина и мужчина никогда не будут равными по той простой причине, что природа разделала их функциональность, и изменить это невозможно.
Мы согласны с точкой зрения В.А. Рамих, что «путь материнства - это путь личностного развития женщины. Рождение и воспитание ребенка - общедоступный и самый надежный способ самоосуществления, поскольку вбирает в себя все, * основные потенциалы личности: творческий, педагогический, коммуникативный, созидательный, интеллектуальный и др.» [39,с. 114].
Э. Фромм определяет значимость материнского опыта в самореализации женщины следующим образом: «Существует много способов получить творческое удовлетворение, но самый естественный, а также легчайший способ - материнская забота и любовь к своему созданию» [24, с. 114]. Именно в материнстве женщина может реализовать свою потребность в активных действиях, стремлении занять себя, приобрести источник постоянной заботы и нежности, избавить себя от одиночества. Заботы о ребенке могут выступать в качестве средства ухода от жизненных неприятностей, семейных неурядиц, помогая женщине отрешиться от психогенных факторов. Материнство можно считать критической точкой в развитии женской идентичности.
Во время беременности женщина преображается, духовно обогащается, испытывает эмоциональный подъем. Ситуация «два в одном» меняет самосознание женщины, а, следовательно, и ее отношения с миром. Ощущение единения с внутриутробным малышом, ответственность за его физиологическое и эмоциональное состояние, бережное отношение к тому, кто является «твоей плотью и кровью» и чей образ невозможно представить, но он заранее любим и значим, потому что это твой ребенок, ты даешь ему не только возможность жить, но и создаешь эту жизнь, закладывая фундамент будущего. Данный период является мощным толчком в духовно- нравственном развитии женщины. Материнство - это го, что создаёт настоящую женщину. До конца осознать, прочувствовать, ощутить себя женщиной, она может только тогда, когда рождается ребенок.
Материнство благотворно влияет на женственность, пробуждая ее лучшие качества, такие, как тонкость чувств, отзывчивость, сострадание, альтруизм. «Деторождение есть для женщины школа самоотречения. Воспитав в себе способность самоотречения, женщина легко проявляет ее и в других условиях жизни», - писал Л.Н.Толстой [39, с. 117]. Нежность, мягкость, доброта, сердечность, умение создавать красоту вокруг себя - все это входит в понятие «женственность», отражающее накопленные веками этические и эстетические ценности личности женщины, то, что всегда ценилось в ней, в чём нуждается каждый человек.
Можно утверждать, что нравственные качества женщины, с одной стороны, это отражение социокультурного опыта человечества, а с другой это духовный потенциал, от которого зависит нравственное здоровье детей, семьи, общества в целом. Женщина-мать раскрывает лучшие качества своей личности не только в отношении к своему ребенку, но и по отношению к другим людям.
Итак, мы понимаем материнство как психосоциальное, культурное явление, определяющее и личностное развитие женщины, и психофизиологическое развитие ребенка, являющиеся равнозначными, взаимосвязанными, взаимообуславливаемыми компонентами данной категории. Материнство, прежде всего, это механизм продления рода человеческого и, одновременно, самопознание, самосовершенствование, самореализация женщины, осознание ей материнства как экзистенциальной ценности. Материнство является необходимым условием развития ребенка и личности женщины.
Но социокультурная ситуация способна воздействовать и трансформировать представления женщин о данной социальной роли, ее значимости в индивидуальной истории каждой из них. Поэтому сегодня так актуален вопрос подготовки подрастающего поколения к выполнению родительских функций, воспитания культуры отношения к родительству и, в частности, к материнству. На наш взгляд, материнское поведение и отношение, реализация материнских функций зависит не только от конкретной личности, а, прежде всего, от соответствующего определенной культуре института материнства. На современном этапе, когда происходят изменения в модели материнства и этапах формирования материнства, юношеству необходимо социокультурное сопровождение, а воспитание культуры отношения к материнству является социально-педагогической проблемой.
Заключение
Краткий культурно-исторический экскурс показал, что материнство на протяжении всей истории человечества воспринималось социумом, прежде всего, как необходимая и рядовая функция женщины, обеспечивающая продление человеческого рода. Отношение же общества к женщине-матери было неоднозначным, что способствовало трансформации института материнства и социального статуса матери. В современных условиях материнство претерпевает изменения, повлекшие за собой ряд социальных проблем: низкую рождаемость, малодетные семьи, отказ от материнства, огромное число распадающихся семей и, как следствие, образование неполных, увеличение числа социальных сирот, случаев жестокого обращения с ребенком и др. Теоретический анализ проблемы материнства с социокультурных и исторических позиций позволил нам выдвинуть следующее предположение: если бы материнство являлось только инстинктивной формой, природно-обуславливаемым состоянием женщины, то оно не подверглось бы столь разительным переменам, поэтому материнство, по нашему мнению, есть синтез биологического и социального, причем последнее детерминирует становление и развитие материнства в большей степени, чем природное начало. С другой стороны - следствием не реализации женщиной в полной мере своего природного предназначения является ухудшение здоровья самой женщины и психофизиологического состояния ее детей, а следовательно, - и всего человечества.
Итак, мы понимаем материнство как психосоциальное, культурное явление, определяющее и личностное развитие женщины, и психофизиологическое развитие ребенка, являющиеся равнозначными, взаимосвязанными, взаимообуславливаемыми компонентами данной категории. Материнство, прежде всего, это механизм продления рода человеческого и, одновременно, самопознание, самосовершенствование, самореализация женщины, осознание ей материнства как экзистенциальной ценности. Материнство является необходимым условием развития ребенка и личности женщины.
Но социокультурная ситуация способна воздействовать и трансформировать представления женщин о данной социальной роли, ее значимости в индивидуальной истории каждой из них. Поэтому сегодня так актуален вопрос подготовки подрастающего поколения к выполнению родительских функций, воспитания культуры отношения к родительству и, в частности, к материнству. На наш взгляд, материнское поведение и отношение, реализация материнских функций зависит не только от конкретной личности, а, прежде всего, от соответствующего определенной культуре института материнства. На современном этапе, когда происходят изменения в модели материнства и этапах формирования материнства, юношеству необходимо социокультурное сопровождение, а воспитание культуры отношения к материнству является социально-педагогической проблемой.
Список использованной литературы:
PAGE \* MERGEFORMAT 1