Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Отвечая на вызов XXI века
Прекратит ли ЕС финансирование разработок нефтяных технологий?
Николай ВУКОЛОВ
По данным Французского института нефти, энергетическая зависимость стран Европейского Союза от нефти и газа составляет сегодня 65%, а через 25 лет достигнет 80%. Поэтому, чтобы достойно встретить вызов века грядущего, необходимо решить как минимум две ключевые проблемы: увеличить добычу и сократить производственные расходы. При решении первой особую роль сыграет уровень извлекаемости нефти: его рост лишь на один процент в мировых масштабах даст "черного золота" в достаточном количестве для двух-трехлетнего потребления. Сегодня индекс извлекаемости в мире в среднем составляет 30-35%, хотя и весьма зависит от характеристик самих месторождений. По мнению экспертов, в последующие два десятилетия можно ожидать его повышения на 10-15%. Сокращение производственных затрат возможно в первую очередь за счет использования современной техники - например, многоцелевого бурения. По некоторым оценкам, это может дать определенные результаты еще до 2000 г.
С этой целью ЕС уже сейчас финансирует несколько проектов, которые позволят ввести в эксплуатацию так называемые сложные месторождения, освоение которых старыми методами просто невозможно. Один из таких проектов позволит разработать "гибридную" буровую установку и сервисное оборудование неоднократного использования путем сочетания в одном агрегате жестких вращающихся частей и гибкого бурильного тюбинга. Использование этой установки возродит к жизни маргинальные месторождения.
Экономически выгодной добыча на них становится лишь тогда, когда затраты на разработку одной скважины не превышают 700 тыс. долларов. Новая "гибридная" буровая установка как раз и дает значительную экономию производственных затрат - ведь ей не нужна смена агрегатов при проведении тех или иных работ. Кроме того, такая система позволяет вести бурение нескольких горизонтальных скважин, значительно расширяя зону добычи (глубина вертикального бурения - до 2000 м, горизонтального - до 500). Данный проект должен быть завершен в ноябре 1999 г.
Еще одной идеей, призванной повысить рентабельность месторождений, является метод многократного использования подводных трубопроводов. Случается, что на глубинах порядка 20 м платформу передвигают, устанавливая на новом месте. И тогда нужно лишь подвести "рукав" трубопровода к уже существующей симстеме, а это - экономия до 40% всех затрат.
Интересной новинкой является и система акустической сейсморазведки. Она использует данные, полученные с помощью акустики непосредственно в процессе бурения. Такая информация, поступая в реальном времени, позволяет оптимизировать бурение, что значительно экономит средства, обеспечивает работу в безопасном режиме.
Сигналы акустической энергии, излучаемой с бура, записываются в районе бурения сенсорными устройствами, расположенными на верхней части буровой штанги и на поверхности. Сигналы, записываемые "внизу", несут информацию о точном времени бурения. Те же, что приходят на поверхность, сигнализируют о процессах как в самой скважине, так и на ее дне.
Подобное сопоставление позволяет в ходе работы корректировать положение бура. Такая техника уже успешно применялась при подводном бурении на глубинах до 350 м и в грунтовых скважинах до 4500 м. Однако, по мнению разработчиков, система вряд ли пригодна для горизонтальной проходки: да, она подходит для большинства литологических пород, но для рыхлых формаций ее использование весьма проблематично. Стоимость исследований одной скважины с применением данной технологии составляет от 70 до 120 тыс. долларов.
С целью совершенствования обработки сейсмоданных компании OGS и Agip при финансовой помощи ЕС разрабатывают и испытывают собственные технологии. Основная их задача - приспосабливание к поликристаллическим алмазным бурам. Сегодня в мире бурение все большего количества скважин ведется под сильным наклоном или даже горизонтально. Поэтому технология, названная "Сейсбит", и испытывается с этими бурами. Одновременно проверяется идея синхронного использования датчиков, установленных как на поверхности, так и внизу скважин.
Однако будущим технологическим проектам грозит серьезная опасность. Так сказать, финансового характера. Ибо сегодня во все большей мере осознается тот факт, что ЕС в конечном счете может отказаться от спонсирования разработок новых нефтегазовых технологий. Во всяком случае противников подобной поддержки в ЕС хватает.
Есть разногласия между странами-членами ЕС и в вопросе необходимости финансирования проектов НИОКР для нефтяной индустрии. Например, Великобритания (что вполне понятно, учитывая ее интересы в Северном море) выступает не только за сохранение финансирования, но и за его увеличение; аналогичного мнения придерживается и Франция, являющаяся одним из мировых лидеров в области нефтяного сервиса. Причем, по мнению многих ее экспертов, удержание спонсирования хотя бы на нынешнем уровне окажет благотворное влияние на сохранение конкурентоспособности европейских нефтяных компаний. Так, Оливер Апперт, заместитель генерального директора Французского института нефти, отметил, что с 1975 по 1990 гг. программы ЕС со всей определенностью содействовали укреплению европейской нефтяной отрасли в преддверии возможной экспансии американских компаний. В связи с сокращением на 40% потребления нефти в США они устремили взгляды на Африку и Европу. Сегодня только в США и Японии осуществляется государственное финансирование нефтяной отрасли. Последняя, например, тратит на это сумму, эквивалентную 762 млн ЭКЮ - в четыре раза больше, чем ЕС, хотя известно, что на островах нет залежей ни нефти, ни газа.
Сегодня годовой оборот европейского нефтегазового производства составляет более 20 млрд фунтов стерлингов, треть которого приходится на экспорт. Все это может быть утрачено, если финансирование НИОКР прекратится, а инновационные работы остановятся. Принимая же во внимание тот факт, что в последующие 25 лет спрос на энергоносители в мире значительно возрастет, есть все основания утверждать, что средства, ныне вкладываемые в НИОКР, впоследствии окупятся сторицей.