У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

по теме- Учение И

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологий имени К.И.Скрябина»

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Реферат

по теме: «Учение И. Канта о «категорическом императиве»»

Москва 2013

Содержание

  1.  Философия Канта
  2.  Основные положение о «категорическом императиве»
  3.  Этика и проблема религии
  4.  Категорический императив

1. Философия Канта

Иммануил Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии. Родился, учился и работал в Кенигсберге, где в 1755-1770 годах был доцентом, а в 1770-1796 годах - профессором университета. В 1796 году перестал читать лекции в университете, но продолжал научную деятельность почти до самой смерти 1804 году. В творчестве Канта выделяют 2 периода: «Докритический» (до 1770) и «критический»

Для докритического периода характерен интерес Канта к естественно-научным и натурфилософским темам. Кант писал работы по истории Земли, теории ветров, о причинах землетрясений и т.п. важнейшим трактом этого цикла стала « Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).

Другим важнейшим направление теоретического изыскания Канта в докритический период была философская методика. Кант хотел отыскать способ превращение метафизики в точную науку. Но он не разделял популярного в то время мнения, что для достижения этой цели метафизика должна уподобиться математике. Кант доказал, что методы этих наук разняться. Математика конструктивна, метафизика – аналитична. Задача метафизики состоит в том, чтобы выявить элементарные понятия человеческого мышления. Иными словами, одной из главных проблем философии является вопрос о границах человеческого сознания. Об этом Кант заявляет в одной из наиболее влиятельных работ докритического периода «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики» (1766). И именно  эта тема выходит на первый план в сочинениях критического периода, прежде всего в знаменитой «Критике чистого разума» (1781).

2. Общие положения о «категорическом императиве»

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

  1.  Поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;
  2.  Относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;
  3.  К человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.

3. Этика и проблема религии

Реальность свободы не может быть продемонстрирована теоретическими средствами. Впрочем, Кант показывает, что она неизбежна в качестве практического допущения. И он подробно рассматривает эти вопросы в рамках своей практической философии, изложенной в «критике практического разума» (1788)

В «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический разум в учении Канта — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от вне моральных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга. В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

4. Категорический императив

Понятие морали Кант связывает с безусловным долженствованием, т.е. с ситуациями, когда мы сознаем, что должны поступать так-то и так-то, просто потому, что так надо, а не по каким-то другим причинам. В качестве безусловных, моральных требований возникают из разума, только не теоретического, а «практического», определяющего волю. Безусловность «категорического императива», выражающего моральный закон, означает бескорыстность нравственных мотивов и из независимость от эгоистичных стремлений, то есть возможность в любой ситуации действовать долгу.

Императив — правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели.

Категорический императив гласит:

  1.  « поступая так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства »
  2.  «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»
  3.  «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы»: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Существование человека «имеет в себе самом высшую цель…»; «… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», — пишет Кант.

Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  1.  человек как явление;
  2.  человек как вещь в себе.

Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Признавая, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям, Кант выдвигает второй постулат: «должно существовать «бессмертие души человека». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только бог, значит, он должен существовать — таков третий постулат практического разума.

Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию.

  1.  Список литературы:
  2.  А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина Философия, издательство Проспект, 2012
  3.  Суслова Л. А. Философия И. Канта (Методологический анализ), 1988
  4.  Нарский И. С. Иммануил Кант, 1976
  5.  



1. Охорона праці денної та заочної форм навчання частина перша Рекомендовано методичною комісією
2. Это определяет какие институты необходимы для реализации государственночастных проектов
3. Наш дом Россия пленум Совета НДР
4. исторической деятельности культуры; наиболее общая характеристика означающая родовую принадлежность жив
5. і ~леуметтік ба~ытта~ы ~ызметтерді ~андай ~ызметтерге б~леді ~йым тапсырысы т~р~ындар тапсырысы бойын
6. Реферат- Конспект по наследственному праву
7. Тема 2 ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ 1
8. УП Институц
9.  Что касается
10. Реферат- Специфика профессиональной деятельности психолога, этические и квалификационные требования к нему
11. Тема 2 Технологические процессы обработки информации 1
12. Мюзикл
13. э. Брёвна плоты парусники Животные грубые колёса колесницы телеги
14. Шины
15. Я ВЫБРАСЫВАЮ ТВОЮ БОЛЕЗНЬ
16. Объекты шпионажа
17. Реферат- Внешняя политика Святослава Игоревича
18. Тема необратимости времени в лирике А А Ахматовой
19. 65 020400 ~ Психология СанктПетербург 2011 ББК 88
20. Контрольная работа- Организация системы управления на современном машиностроительном предприятии