Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
№ 55 Общественно-политическая и духовная жизнь Украины в середине 60-х - начале 80-х гг.
В 6080-е гг. были заложены организационные основы диссидентского движения: возрос его
интеллектуальный потенциал; гражданская активность части инакомыслящих стала приобретать черты общественного движения; возникли элементы координации этого движения. Диссидентство .(носящее мирный характер) оппозиционное движение различных слоев населения против тоталитарного государства. В Украине диссидентство имело национальную окраску.
Диссиденты (в переводе с лат. «несогласные») люди, придерживающиеся отличных от государственной идеологии взглядов на важнейшие общественно-политические, экономические и культурные проблемы государства. В Украине ими стали генерал П. Григоренко, литератор В. Марченко, поэт В. Стус, а также В. Черновил, О. Заливаха, Н. Руденко, В. Мороз и многие другие.
В Украине были созданы легальные и подпольные организации, целью которых были ликвидация диктата союзного центра и обеспечение свободного развития национальных отношений, украинской культуры, языка, обычаев; появились группы правозащитников и гражданского сопротивления.
Национально-освободительное движение особенно активизировалось во второй половине 60-х гг., когда в ответ на притеснения официальных властей публично стали звучать протесты против попрания прав человека. Инакомыслящим инкриминировалась антисоветская националистическая деятельность.
В 60-е гг. в Украине были созданы такие диссидентские организации: Украинский национальный комитет, Украинский национальный фронт, Союз украинской молодежи Галиции. Диссиденты издавали «самиздат» независимую от официальных структур прессу.
В 1965 г. за вольнодумие было арестовано более 20 человек. Против этого необоснованного акта выступили И. Дзюба, В. Стус, В. Черновил, И. Драч, М. Стельмах и др. Многие из них были уволены с работы.
В 19701972 гг. в Украине издается «Украинский вестник», основанный В. Черновилом. Там печатается информация о нарушении свободы слова, прав личности и нации, гарантированных Конституцией, о судебных и внесудебных репрессиях в Украине, о различных акциях протеста.
В 1976 г. Н. Руденко создает в Киеве группу содействия выполнению Хельсинских соглашений Украинский Хельсинский союз первую организованную структуру в украинском освободительном движении. В группу входили А. Вердник, Л. Лукьяненко, И. Кандыба, А. Тихий, М. Матусевич и др. В Украине было религиозное диссидентство, связанное с возобновлением деятельности УГКЦ. Его представителем был Иосиф Тереля. В 1982 г. по его инициативе был образован Комитет защиты УГКЦ с целью легализации деятельности этой церкви в Украине.
Запрет Украинской автокефальной церкви в довоенные годы и Украинской греко-католической - в послевоенный период, агрессивная антирелигиозная кампания конца 50-х - начала 60-х годов стали причиной зарождения и распространения религиозного диссидентства.
Особенно активную борьбу за восстановление своих прав вели греко-католики. Формально ликвидированная, Греко-католическая церковь продолжала действовать в западных областях Украины в подпольных, «катакомбных» условиях. Значительная часть населения этих областей тайно отправляла религиозные обряды в нескольких сотнях (до 350) приходов (общин). Во главе церковной иерархии стояли епископы, также ведущие свою деятельность подпольно. Руководил Украинской греко-католической церковью находящийся за границей кардинал Иосиф Слипый, который в 1963 г. после многолетней сибирской ссылки прибыл в Ватикан.
Одним из самых активных борцов за права Греко-католической церкви в Украине был Иосиф Тереля. В 1982 г. бывший узник лагерей и «спецпсихушек» И, Тереля стал одним из организаторов Комитета защиты Украинской греко-католической церкви. Однако до реальной легализации УГКЦ оставались еще долгие годы.
Мужественно отстаивал права верующих один из лидеров украинского диссидентства, многолетний узник сталинско-брежневских лагерей В. Романюк. Именно благодаря его деятельности возникла оппозиция режиму в рядах Русской православной церкви, которая в то время фактически находилась под полным контролем государства.
Значительную часть религиозного диссидентства того времени составляли члены протестантских сект евангельских христиан-баптистов, иеговистов и др. Особенную активность в деле их защиты проявлял член УГС Петр Вине и его сын пастор Георгий Вине, один из руководителей секты баптистов.