Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

под влиянием художественной культуры Ближнего Востока

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.5.2024

Билет11

Вопрос 1

Византийский орнамент

Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило ее новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой - под влиянием художественной культуры Ближнего Востока. Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство.  

Главное место в византийской культуре занял образ Иисуса Христа. Именно Византия выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. Эти схемы перешли позже и в русскую иконопись, и отчасти в западноевропейское искусство, хотя там они были больше подвержены изменениям.  

В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций. Орнамент состоял из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз, огрубленно и в значительной мере условно. Формы утрачивают объемность, становятся более плоскими.

Характерным для орнаментального искусства Византии остается причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. Изображения животных на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или многоугольники; иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом. Для византийских тканей более характерен геометрический и зооморфный орнамент в сочетании с человеческими фигурами, чем растительный. Растительные же формы сильно стилизованы.

Растительные мотивы в византийской орнаментики несложны и разделяются на простейшие элементы - пальметику, полупальметику и стебель, образующие немногие комбинации. Они широко распространены в искусстве средневековья, в том числе и византийской орнаментальной флоре.

К наиболее распространенным в византийском орнаменте относятся следующие мотивы:

Пальметки - а) пятилепестковые, где нижняя пара лепестков образована спирально закрученными усиками; б) трехлепестковые; нерасчлененные пятилистники, вписанные в ромбические фигуры. Подобная пальметика (“византийский цветок”) – излюбленный мотив орнаментики греческих рукописей XI – XII вв.

Изогнутые стебли с цветами-пальметками и листьями-полупальметками используются на чашах для заполнения фона, на византийской поливной керамике и в миниатюрах XII в .

Тонкие гибкие побеги с пальметками и полупальметками украшали заставки греческих рукописей, входили в мозаичное убранство дворцовых интерьеров. В медальонах на дне поливных блюд, на произведениях перегородчатых эмалей ими заполняли фон композиций.

Непрерывный волнистый стебель, от которого отходят пальметки и полупальметки. Этот общесредневековый мотив использовали во все периоды византийского искусства (поливная керамика, мозаика, заствки рукописей и т.д.).

Древовидные композиции. Узоры из парных сливающихся завитков с цветками внутри встречаются в византийской пластике по серебру XI – XII вв. Симметричные растительные побеги с пальметками внутри известны в греческой рукописной орнаментике. Сходные древовидные композиции известны в каменной скульптуре XI – XII вв.

Орнаментальные обрамления

1. Ленточная плетенка. В создании сложных ленточных плетений византийских мастеров вдохновляли восточные мотивы. Ленточные плетения, образующие звезды и другие геометрические фигуры. С X – XI вв. распространились в орнаментике Ирана, Малой Азии, Закавказья, Средней Азии, Египта, Сицилии. Через Византию этот мотив проникает во многие страны, вплоть до Франции.

2. Круговое плетение.

3. Архитектурный мотив несущих аркаду двойных колонн особенно распространен в константинопольских рукописях второй половины XI – XII вв., стеатитовых иконах, чеканнах складах и др. Ни на Кавказе, ни на Руси он не встречается.

Мотивы и сюжеты

1. “Дигенис и Евдокия”.

2. Поединки всадников.

3. Георгий-воин.

4. Поединки пеших воинов.

5. Победитель льва.

6. Полет Александра Македонского.

7. Придворное празднество.

8. Музыка, танцоры, акробаты. Изображается двор византийского императора.

9. Мотивы звериного стиля.

Реальных и баснословных зверей византийского бестиария отличает “реализм”. Как и в античном искусстве, полиморфные существа, созданные из как будто несовместимых анатомических элементов (сирены, кентавры, грифоны), убеждают в своем существовании. Это достигается тем, что каждая из составляющих их частей передана естественно и все части органично соединены. Декоративное оформление фигур зверей и птиц очень умеренное.

В отличие от романской теологии (мистика, демонизм), в искусстве Византии и Балкан звери олицетворяли преимущественно положительные по отношению к человеку свойства и имели охранительное, заклинательное значение.

Образы львов, барсов, грифонов, сирен были чужды официальному и церковному искусству, но получили распространение в книжной иллюстрации и художественном ремесле, менее зависимых от традиций, канонов. Идеалом военно-феодальной знати отвечают избранные образы свирепых хищников, которые становились геральдическими эмблемами (шелковые ткани, печати вождей). В искусстве феодальной знати преобладали изображения тех зверей и птиц, которые в литературе олицетворяли силу, ярость, отвагу сражающихся воинов.

Так, лев был гиперболическим образом мощи героя, воплощением идеи сильной власти. Высшие военные чины империи носили одежды с белыми львами. Это была излюбленная геральдическая эмблема феодальных правителей.

Грифон (лев с орлом) – в христианской иконографии – воплощение сатаны. Византийцы унаследовали античное представление о грифоне как неусыпном бдительном страже.

Грифона считали существом высшей сили и боеспособности. В высших кругах военной аристократии грифон олицетворял знатность происхождения и власть.

Излюбленными образами византийского “зверинца” были также барсы (леопарды), волки, лисицы, зайцы и птицы.

Изображения птиц в византийском искусстве количественно преобладали над “зверинными” мотивами. Они были распространены на шелковых тканях, поливной керамике, миниатюрах.

Павлины, как и на Востоке, в византийском искусстве олицетворяли роскошь и царственное достоинство. Как эмблему высших сил павлинов в фас изображали на царских и кесарских одеждах, на тканях, в поливной керамике. Головы павлинов – “райских” культовых птиц – иногда окружают нимбом. В церковной скульптуре – это традиционный символ воскресения и бессмертия.

Для искусства Ближнего Востока и Закавказья павлины, изображенные в фас, нехарактерны.

В византийской орнаментике профильных павлинов группировали по сторонам древа жизни.

Излюбленными были также охотничьи сцены (звериный гон), пришедшие из искусства Ближнего и Среднего Восток, мотивы разнообразных масок, имеющих эмблематическое значение.

Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный.

В свою очередь заимствованные и по-своему переработанные орнаментальные формы других народов, сложившись в своеобразный византийский стиль, оказали влияние на искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности на русское искусство.

Вопрос 2

Русские декоративные эмали конца 19 - начала 20 века

   Конец XIX - начало ХХ века искусствоведы и коллекционеры называют "золотым веком" русской эмали. Именно в этот период началось вновь возрождение этого казалось бы забытого уже в России вида искусства. Петербург и Москва становятся законодателями моды на изделия из эмалей: крупные ювелирные фирмы открывают собственные эмальерные школы и выпускают изделия самых разнообразных стилей - от древнерусских образцов в фольклорном стиле до барокко и арт-нуво.

   Русские декоративные эмали принесли славу таким мастерам ювелирного искусства, как Фаберже, Хлебников, Алексеев, Овчинников, Братья Грачевы, Рюкерт и многим другим.

  Изделия из русских эмалей представляют собой в основном предметы декоративно-подарочного назначения: это и всевозможная стилизованная под древнерусскую посуда и столовые приборы, это и броши, заколки, ручки для тростей, это и предметы домашнего обихода. Подобные ювелирные вещицы часто делались по специальному заказу и преподносились состоятельными гражданами друг другу как эксклюзивные подарки на Новый Год, Рождество, Пасху и к прочим знаменательным датам. Так большим любителем серебра с эмалями был император Николай II, в коллекции которого было множество изделий, исполненных в этой ювелирной технике.

Первое упоминание о Русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все виды Русских художественных эмалей назывались "финифть" и только в XIX веке старинное название "финифть", сменилось на новый термин "эмаль". Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый "глухой" - цветной непрозрачный слой эмали. Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он "опускается", становится ниже перегородки. Для полного заполнения ячейки, поэтому требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от 5 до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь основываясь на опыте и интуиции регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали, повторить его не в силах даже автор. Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально. В последние десятилетия ХХ века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Соединяя в себе ювелирную драгоценность материала со свободой станковой живописи, этот вид искусства не имеет широкого распространения и является элитарным. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.




1.  Приватизация и формирование инвестиционного климата Активное включение иностранного капитала в ход эко
2. тематичних наук Київ ~ Дисертацією є рукопис
3. Учебники учебные пособия Ростов н-Д- Феникс 1999
4. запишите его пожалуйста Степанова Степанова ах Степанова да дайте мне взглянуть на список
5. Клиринговые расчеты
6. Анатомия, физиология и патология речедвигательного анализатора
7. Что говорит телекритика о ведущих
8. Сегментация рынка кондитерских изделий
9. Отчет по исследованию влияния прокладок.html
10. Автоматическая коммутация
11. тематики специальная Логопедия 43 гр 20132014 уч
12. Понятие уголовного права
13. тема 7. Вартість та оптимізація структури капіталу 1
14. Как охраняют природу в Германии
15. Исследование урока физической культур
16. Гражданско-правовой статус малолетних и несовершеннолетних
17. 6 РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук
18. Конспект лекций для студентов специальности 280711 Рациональное использование природохозяйственных компл
19. Тема задания ~ выбирается в соответствии с шагом мудрости скроллингом списка тем прилагается
20. МОДУЛЬ 04 Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных мучных кондитерских