Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Петербурге в 1714 Память о русском императоререформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Кунсткамера

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева 

Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей, созданный по инициативе  Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея, возведенном специально для этой цели еще при жизни Петра, и в экспонатах, собранных и отобранных самим царем, и в его личных вещах. Петербургская Кунсткамераэто овеществленная история естествознания, науки и бытакак русского, так и иноземногоразных времен и эпох.

Кунсткамеры как собрания редкостей стали возникать в Европе еще в XV–XVI вв. – то есть в эпоху Возрожденияв связи с ростом научно-естественных знаний и интереса к прошлому. Первоначально в кунсткамерах коллекционировались редкие и необычные находки первых научных экспедиций, старинные инструменты, предметы быта, произведения прикладного искусства. Эти редкости тематически практически не группировались и были рассчитаны скорее на поражение воображения посетителей, чем на их просвещение или расширение их образования. Многие кунсткамеры были принадлежностью княжеских домов в Западной Европе, поскольку демонстрировали «ученость» и богатство их владельцев.

Петр I не копил сокровища. Он ставил перед собой просветительские задачиприобрести посредством любопытных экспонатов, «натуральных и искусством созданных» «в натуральной истории систематическое понятие». Идея создания в России своего собрания диковинок пришла Петру I во время путешествия в европейские страны в составе Великого посольства 1697–1698. Именно тогда он закупил в Голландии первые экспонатычучела птиц, рыб, насекомых и нескольких заспиртованных уродцев и анатомических препаратов. В Голландии вместе с уникальными рецептами бальзамирования трупов Петр закупил целиком так называемый «Кабинет Фредерика Рюйша», по сей деньнесмотря на 300-летнюю давностьпоражающий качеством сохранности экспонатовотдельных органов, головок младенцев, мелких животных и птиц.

В 1704 Петр издал Указ О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей и распорядился хранить покупки и привезенные по его распоряжению экспонаты в Москве, в аптеке у «архиратора»президента Аптекарского приказа, некоего Роберта Арескина. Со всех сторон из России по царскому указу повезли всевозможные находки«все, что зело старо и необыкновенно».

В 1714 коллекция была перевезена в Петербург в здание Старого Летнего дворца, получив название «куншткамер». Р.Арескин продолжал считаться ее главным хранителем, наряду с Иоганном Шумахером«надсмотрителем редкостей и натуралиев». Этот год и считает датой основания первого русского музея.

В 1716–1717 Р.Арескин помогал Петру в закупке новых экспонатов во время следующего путешествия по Европе, когда им были заложены основы коллекции минералов (около 3000 экспонатов«каменьев необыкновенных»из Германии).

В 1719 Петр издал указ об открытии коллекций Кунсткамеры для осмотра публикой в доме опального вельможи, причастного к заговору сына Петра царевича Алексея, Александра Кикина (его дом у Смольного собора в Петербурге после раскрытия заговора в 1718 конфисковали и передали под выставку). Помимо анатомических и зоологических экспонатов, в ней была представлена начавшая создаваться историческая коллекцияобразцы одежды и предметы быта разных народов, населявших Россию. Петр сам был отличным гидом: он любил показывать иностранным послам и русским вельможам всевозможные диковинки и рассказывать о них. Любопытно, что в первые годы своего существования музей имел в своем составе и живые экспонатымонстров, карликов и великанов, скелеты которых после их смерти также пополняли коллекцию.

Впоследствии, после 1725, с созданием Российской академии наук, основным источников пополнения коллекций стали «академические экспедиции» (Д.Г.Мессершмита, Г.Ф.Миллера, И.Г.Гмелина, С.П.Крашенинникова и др.), а также закупки за рубежом (например, «славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей» Альберта Сербы).

В 1727 Кунсткамера переместилась в специально выстроенное для нее и Библиотеки Академии наук выдающимся русским архитектором М.Г.Земцовым здание на стрелке Васильевского острова, в котором музей размещается по сей день. По указу Петра он был с самого начала бесплатным для посетителей: «следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», полагал император. Угощение в петровское время предлагалось посетителям «на иноземный лад»«кофе и цукерброды». Пришедших встречал «суббиблиотекарь» и другие служители, которые после экскурсии угощали иногда и венгерским вином. Как свидетельствуют документы, в музее всегда было «много разного звания народу».

К началу 1740-х Кунсткамера уже состояла из четырех групп «кабинетов»: (1) «Натур-камера (редкости естествознания); (2) «Мюнцкамера» (коллекция монет); (3) собственно «Кунсткамера» (предметы прикладного искусства и быта разных народов); «Кабинет Петра Великого» (личные вещи Петра). В 1741–1745 музей подготовил и опубликовал двухтомный каталог – Musei Imperialis Petropoliani –c иллюстрациями и переводом объяснительных статей на немецкий язык. Страшный пожар 1747 уничтожил часть этнографической коллекции музея, так что вышедший каталогединственное свидетельство некоторых найденных в начале XVIII столетия раритетов. После пожара уцелевшие вещи Петра навсегда передали в Летний дворец, а в музее оставили лишь книгиего личную библиотеку.

Восстановление коллекций шло долгих 20 лет и лишь к 1766 Кунсткамера вновь возобновила работу как «общедоступный» музей. Здание Кунсткамеры было перестроено, а отчасти восстановлено по сохранившимся чертежам Н.Ф.Герелем и С.И.Чевканисским. В Кунсткамере появилась астрономическая обсерватория (в башне), имевшая глобус диаметром в 3 метра, физический кабинет, мастерские, две типографии Академии наук, а также Анатомический театр для начинающих медиков. Задуманный Петром музей стал превращаться в крупный научный центр; в его запасниках работали ученые разных специальностейП.С.Паллас, В.М.Севергин.

Научные экспедиции, число коих росло с каждым годом, продолжали пополнять музейные коллекции. В конце XVIII – начале XIX в. среди экспонатов Кунсткамеры появились не только находки русских ученых (И.Ф.Крузенштерна, Ф.Ф.Беллинсгаузена, Ю.Ф.Лисянского и др.), но и ценнейшая коллекция, собранная в 1730 английским капитаном Д.Куком в Полинезии.

К 1830-м в Музее скопилось такое множество самых разнообразных вещей и коллекций, что потребовалось их заново систематизировать. Эта работа была завершена к 1837, когда принято было решение рассредоточить собранные материалы. На базе Кунсткамеры возник ряд самостоятельных академических музеевЭтнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I. Музеи располагались в двух соседних зданиях на набережной Невы, причем Этнографический, Азиатский, Египетский музеи и Кабинет Петра I были оставлены в здании Кунсткамеры. Первым директором Этнографического музея стал академик А.М.Шегрен (1844–1855), а хранителемЛ.Ф.Радлов. Руководителем Анатомического кабинета в 1842 становится академик К.М.Бэр, положивший начало собирания остеологических (костных останков) коллекций Кунсткамеры. С 1995 эти коллекции, насчитывающие около 15 тысяч костяков из археологических раскопок в европейской и азиатской частях России, Средней Азии и Кавказа, находятся на хранении в Отделе антропологии Музея, расположенном в ином здании (С.-Петербург, Средний проспект В.О., д. 24).

В 1878 два музеяАнтропологический и Этнографическийрешено было объединить в одинМузей антропологии и этнографии. Этот Музей должен был в своих стенах объединить все данные науки о происхождении человека и его культуреантропологии, археологии и этнографии. После объединенияв конце столетиябывшая Кунсткамера пополнилась уникальными коллекциями, собранными русскими путешественниками в Африке (В.В.Юнкер) и в Новой Гвинее (Н.Н.Миклухо-Маклай).

В 1903 в связи с празднованием 200-летия основания Петербурга, Музей стал называться Музеем антропологии и этнографии имени императора Петра Великого. Это имя Музей носит и сегодня. Через 30 летуже в советское время, в 1933, на базе Музея антропологии и этнографии был создан Институт этнографии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Академии Наук СССР. Созданная в 1943 Московская группа ИЭА АН СССР во главе с проф. С.П.Толстовым стала впоследствии головной частью Института, а ленинградскаяполучила название: Ленинградское отделение ИЭА АН СССР. В 1946 – после тяжелых лет блокадыэкспозиции Музея были открыты для широкой публики после пятилетнего перерыва, началось пополнение коллекций и создание новых экспозиций, посвященных этнографии народов мира. В 1992 Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук стал вновь самостоятельным учреждением. Музей М.В.Ломоносова (созданный еще в начале XIX в.), всегда располагавшийся в историческом здании Кунсткамеры, но являвшийся в течение советского времени частью Института истории естествознания и техники РАН, снова стал частью Музея.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/




1. Психология производства
2. реферат українською Створення здорових та безпечних умов праці починається з правильноговибору майданчик
3. Принципи формування анкети
4. Я позицию умение видеть будущее и побуждать других идти за ним
5. М 2 Заг.html
6. Know thenin lwmker Solon t birth the boy received the nme ristocles
7. Институт БелНИИС
8. реферату- Роль Івана Мазепи в розвитку української культуриРозділ- Історія України Роль Івана Мазепи в розв
9. Позволить себе иметь ~ это первый шаг к исполнению задуманного Совсем чутьчуть до поезда
10. Курсовая работа- Пошиття жіночого одягу
11. Экология пищевых продуктов
12. Куколкой формирования цивилизаций определяющей свойственный тип культуры Выделяют- Конфуцианско
13. Место и роль органов исполнительной власти в системе государственных органов1
14. ТЕМА- Правовые отношения Сод
15. . Ананьева Анна СПбГУСЭ 79817772828
16. Тема 3. Источники административного права Вопросы для обсуждения Понятие источников административно
17. 22 ~стоматологія А В Т О Р Е Ф Е Р А Т дисертації на здобуття наукового ступеня кандид
18. Академия 2002. 576 с
19. статтях балансу за розділами- Власний капітал; Довгострокові зобов~язання; Поточні зобов~язання
20.  ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА