Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Древнем Китае.
В основе педагогических традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания. Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. В каждом жилище непременно присутствовали картинки с изображением нравоучительных сценок.
В основе воспитательных отношений в Китае лежало уважение к старшим. Наставник почитался как отец, а деятельность учителя рассматривалась как весьма почтенная. Приобретение образования считалось крайне важным делом.
Первые школы в Китае появились в III тысячелетии до нашей эры и именовались «сян» и «сюй». Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом «сюэ» (учить, учиться). В сюэ могли обучаться лишь дети свободных и состоятельных родителей. Программу обучения и воспитания составляли шесть искусств:
В эпоху Чжоу, сменившую эпоху Шан, в столице создавались школы для наиболее высокопоставленных (госюэ), а в провинциальных городах для менее родовитой знати (сансюэ).
Важнейшим способом и целью обучения являлось иероглифическое письмо. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие, умение это передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. Первые иероглифы были высечены на костях животных. К Х в. до н.э. появляются иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII до н.э. начале новой эры для письма стали использовать расцепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того, как в начале II в. н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс письма и обучения ему стали намного проще.
Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой формуле:
В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из которых стали даосизм и конфуцианство, в последствии оказавших сильное влияние на развитие педагогической мысли.
Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования педагогической мысли в древнем Китае оказал Конфуций. В основе педагогический идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства и главном факторе человеческого существования. Впрочем, Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку возможности каждого человека от природы не одинаковы. По природным задаткам Конфуций различал людей на:
Конфуций считал, что идеального человека, сформированного воспитанием, отличали высокие качества:
По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» упомянутым «шести искусствам».
Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, - это трактат «Беседы и суждения». В нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная с II в. н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в школе.
Некоторые изречения из этой книги, определявшие высокое назначение и принципы воспитания и обучения:
Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (IV-I вв. до н. э.). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека:
В трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В главе излагаются задачи и программа 9-летнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7-8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет - насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет - способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей, и, наконец, через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке».
По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнъцзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.
На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.
Задания для самостоятельной работы:
Основные положения \ Государство |
Спарта |
Афины |
Географическое положение |
Область Лакония, юг полуострова Пелопоннес, долина Эврота |
Аттика |
Политический строй |
Авторитарный Возглавлялась царями, власть которых существенно ограничивалась герусией (советом старейшин) |
Демократическая республика |
Цель воспитания |
Воспитание сильного духом, физически развитого воина, полноправного члена военной общины |
Воспитание всесторонне развитой личности, с развитым интеллектом и культурой тела |
Типы школ |
1. Агелы («Школы послушания») 2. «Школы для гимнастических упражнений» |
1. Частные платные школы (давали начальное образование):
2. Гимнасии: 16-18 лет (их в Афинах было 3: Академия, Ликей и Киносарг) 3. Эфебии: 18-20 лет (общественные учреждения с преподавателями, находившимися на службе у государства) Так же существовали философские школы и школы софистов |
Содержание воспитания и образования |
Новорожденного спартиата осматривали старейшины. Болезненные младенцы росли вне системы военного воспитания До 7 лет: воспитывались в няньками-кормилицами С 7 до 15 лет: воспитывались под началом пайдонома. Обучение чтению и письма минимальное, но физическая подготовка весьма насыщенная. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких подстилках. Учеников приучали к немногословию 14 лет юношей посвящали в эйрены члены общины, они получали определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах Спарты. С 15 до 20 лет: К минимальному обучению грамоте прибавлялись музыка и пение. Приемы воспитания становились более суровыми. Юноши должны были сами добывать еду. Попавшегося на воровстве наказывали, но не за кражу, а за то, что был пойман. С 20 до 30 лет: эйрены получали вооружение война и в течение 10 лет приобретали статус полноправного члена военной общины. Воспитание девочек не отличалось от мужского |
Образование был вправе получить лишь свободный и имущий гражданин Афин. До 7 лет: все дети получали традиционное семейное воспитание (за мальчиками из состоятельных семей присматривал раб- педагог (поводырь)). С 7 до 16 лет: частные платные мусические и гимнастические школы. Мусическая школа по преимуществу давала литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. «Иллиада» и «Одиссея» Гомера служили дидактическими материалами при обучении грамоте и музыке, вводили юношей в систему жизненных отношений, приобщали к традициям и обычаям народа. Постигались азы математики. В палестрах сутью образования являлось развитие культуры тела (бег, борьба, прыжки, метание диска, копья, фехтование) С 16 до 18 лет: гимнасии (общественные учреждения). Акцент делался на упражнениях по укреплению и развитию тела. Оттачивались иные добродетели. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. С 18 до 20: эфебии (общественные учреждения). Обучение военному делу: верховой езде, стрельбе из лука а катапульты, метанию дротика и др. Для девушек существовала возможность только домашнего воспитания, включавшего элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. |
Тезаурус:
Процесс (лат. processus- прохождение, продвижение) закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. Динамическая система, образующим фактором которой является педагогическая цель.
Общественный институт устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих сферы человеческий деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
Цель предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия.
Результат заключительное последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно.
Ценность специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения.
Миссия предназначение к чему-либо важному, высокому, ответственная роль.