Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
012 - 2013 КазГАСА Политология ДжаныкуловаC.К.
Казахская головная архитектурно-строительная академия АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
«Политология» ФОГП 2 кредита 3 семестр Семинар №6 «Социально-этнические общности» 2012-13 уч.год Ассоц. проф. Джаныкулова Сауле Калиевна |
Краткое содержание . [1,6]
1.Этнос и нация. Два подхода к пониманию категории «нация». Этнос - это устойчивое культурно-историческое объединение (коллектив) людей, сложившееся на основе племенного родства, которое противопоставляет себя другим таким же объединениям (коллективам) исходя из ощущения комплиментарности (т.е. ощущение подсознательной взаимной симпатии/антипатии, определяющее деление на "своих" и "чужих").
Национальность - определяется национальной самоидентификацией, которая формируется у человека на основании его культуры, менталитета и личных предпочтений (что, в свою очередь - через семейные традиции и воспитание - крепко связано с этническим происхождением). Нация - это политическое объединение людей, принадлежность к которому формируется на основе чувства любви и преданности своей стране и народу, ощущения общности исторической судьбы, и т.п. - т.е. через позитивное и ответственное самовосприятие своего гражданства. Основная функция нации - создание собственной государственности и обеспечение суверенитета своего государства на своей исторически сложившейся территории. Проще говоря: этнос - это общественно-биологическая общность, нация - общественно-политическая общность.
В действительности же этнос и нация - явления, относящиеся к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции, этнического слияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходят стихийно и во многом независимо от сознания и воли людей.
Сущность же нации наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего политических. Каждое такое движение имеет определенную программу. Национальные движения в отличие от этнических процессов относятся к сфере политики. Они представляют собой один из видов политических движений. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, с которой надо считаться.
2.Национальный вопрос и его структура. Национальный вопрос, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе Н. в. возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития. После победы социалистической революции и в социалистическом обществе он охватывает проблемы отношений наций и народов в процессе установления 1090 их добровольного союза и дружбы, укрепления единства и всестороннего сближения на основе полного равенства. Марксизм-ленинизм рассматривает Н. в. как подчинённый общему вопросу о социально-политическом прогрессе общества и исходит из того, что главным в Н. в. является объединение трудящихся вне зависимости от национальной принадлежности в борьбе против всех видов угнетения, за передовой общественный строй.
Угнетение и эксплуатация одних народов другими и освободительная борьба начались при рабовладельческом строе и продолжались в эпоху феодализма. Теория Н. в. получила развитие в трудах В. И. Ленина. Право наций на самоопределение означает свободное установление каждой из них различных форм отношений с др. народами (добровольное объединение в едином государстве, автономия, федерация и др. вплоть до отделения и образования независимого государства), а также самостоятельное решение всех вопросов своего внутреннего устройства (общественный строй, форма правления и т.д.) 3.Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса это толерантность, дружба и равенство всех людей .Все этнические группы населения проявляют высокую толерантность и готовность к таким формам межэтнического взаимодействия, как работа в многонациональном коллективе, дружба с представителями других национальностей2. 88,7% студентов-казахов и 88,8% русских студентов имеют друзей из других национальностей. Аналогичные данные получены социологами и по другим социально-демографическим и социально-профессиональным стратам казахстанского общества. Таким образом, макросоциальная структура казахстанской модели общенациональной консолидации создается солидарным действием таких составляющих, как: авторитарная власть - этатистски- общинная доминанта социальной интеграции - архаический способ этнической самоидентификации.
Контрольные вопросы [1,6]
Глоссарий
№ |
На русском языке |
На казахском языке |
На английском языке |
1 |
Нация |
ұлт |
nation, people |
Нация (от лат. natio племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки. |
|||
2 |
Колонии |
колонии |
colony |
Колонии при капитализме страны и территории, находящиеся под властью иностранного государства (метрополии), лишённые политической и экономической самостоятельности, управляемые на основании специального режима. |
|||
3 |
Интернационализм |
Интернационализм |
internationalism |
Интернационализм (от лат. inter между и natio народ), международная солидарность рабочих, трудящихся различных наций и рас, проявляющаяся в психологии, идеологии и политике. |
|||
4 |
Космополитизм |
әлемді сүюшілік |
cosmopolit(an)ism |
Космополитизм (от греч. kosmopolítes космополит, гражданин мира), идеология т. н. «мирового гражданства»; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет. |
|||
5 |
Патриотизм |
Патриотизм |
patriotism |
Патриотизм (от греч. patriótes соотечественник, patrís родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. |
|||
6 |
Шовинизм |
ұлы ұлтшылдық |
chauvinism |
Шовинизм (франц. chauvinisme), крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности; противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти |
|||
7 |
Народность |
ұлыс |
nationality; people |
Народность, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации |
Задание на СРС [1,6]
1. Реферат. Тема: «Основная функция нации»
Задание на СРСП [1,6].
Этнос
Нация
Коллектив
Род
Товарищество
2. Политическое объединение людей, принадлежность к которому формируется на основе чувства любви и преданности своей стране и народу, ощущения общности исторической судьбы, и т.п. - т.е. через позитивное и ответственное самовосприятие своего гражданства.
Нация
Семья
Родина
Этнос
3.Определяется национальной самоидентификацией, которая формируется у человека на основании его культуры, менталитета и личных предпочтений
Национальность
Этнос
Родина
Содружество
Семья.
толерантность, дружба и равенство всех людей
вражда, ненависть и война.
Равнодушие, расчетливость по отношению к людям.
Литература.
1.Политология: Учебник под ред. В.Н.Лавриненко -М., 2009.
2.Политология. Курс лекций: Учебное пособие /науч.редак.А.А.Радугин -М.,2008.
3. Соловьёв А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2008.
. 4. Байдельдинов Л.А. Политология. Алматы, 2003.
5. Грязнов А.Г. и др. Курс политологии. Учебник. М., 2002.
6.Смагулов Е.М. Основы политологии. Учебник. Астана, 2001.