Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тело как Земля
Я не разбираюсь в политике и никогда не разбиралась. Я ее не понимаю и вряд ли когда-нибудь пойму. Поэтому я могу писать лишь о себе в связи с политической ситуацией в моей стране. Точнее, писать о теле и своем состоянии. Я никогда не думала, что буду писать о нем именно в таком ракурсе. Но, возможно, что именно этот ракурс дает мне самые точные и важные понимания о себе и своих телесных потребностях.
1 марта в Крыму появились российские войска для якобы защиты русскоговорящего населения и своих военно-морских баз. Новости пестрели стремными кадрами захваченного симферопольского аэропорта, кучей военных в центре города, общим напряженным фоном и словом «война». Огромное количество людей было приковано к мониторам, телевизорам, ноутбукам и телефонам.
Нагнетение
Особенности моей натуры таковы, что я легко подвергаюсь влиянию и разного рода провокациям. И, сказать честно, в конце февраля-начале марта я еле держалась. И у меня была своя война. Как бы это не прозвучало страшно с собой. Возможно, это мое испытание и такой вот мой путь. И он местами был жуть какой сложный. Почему? За это время я обнаружила в себе вот что:
Так вот, возвращаясь к патриотизму: мне нравится все вышеперечисленное, а все, что касается политики и иже с ней нет. Я там плохо что понимаю, почти все ставлю под сомнение и вообще убеждена, что политика (вместе со всеми главами правительств) это театр, режиссеров которого мы узнаем, дай боже, лет через 10.
Так вот, учитывая все вышеперечисленное, мне очень трудно было не сорваться, когда началась информационная война. Мне было больно, когда я читала поливания грязью украинцев и украинский народ (я ж его люблю, помним), я расстраивалась, когда ругали Майдан, ведь там стоял народ, который я люблю (помним), а среди них мои знакомые. И мне даже хотелось защищать и отстаивать интересы тех, кто там воевал. Учитывая мою склонность по всем трем пунктам, мне было тяжело. Каждое обвинение в адрес людей, стоящих на Майдане в целом, я воспринимала как личное оскорбление. Хотя, скорее, начинала воспринимать. Но вовремя останавливалась, иначе не избежала бы ушат помоев и кучу потерянного времени. Было отчаянно печально наблюдать, как появилось два лагеря: русские и украинцы, каждый из которых жестко отстаивал свои интересы, подтверждая это «лайками» на ФБ и как минимум цинично подшучивал, а как максимум ругался, выступая будто от всего народа вместе с их правителями. Я поняла, что не представляю интересы всего народа, что многие пафосные речи, в которых говорится про мой народ, не совпадают с моим мироощущением и вообще, что есть моя жизнь, а есть жизнь других и хорошо бы заниматься именно своей жизнью.
И это было тяжело. Останавливаться и спрашивать себя: а с чего это я сейчас так злюсь, или кого-то ругаю? А почему это я второй час читаю ФБ, а ведь хотела посмотреть фильм? А что это меня так цепляют чьи-то комментарии? А с какого перепугу я вдруг так заинтересовалась происходящим у других людей? Понятное дело, что не всегда были ответы, да и не всегда удавалось вовремя себя спросить. Но в целом, это было очень познавательное время, которое и дало мне понимание о первых двух пунктах, которые выше.
Кризис тела и душевного состояния
О чем я могу точно и уверенно говорить так это о своем теле, которое переживало не меньший кризис, чем Украина в целом. Кризис ударил по двум областям:
Третий ужас заключался в том, что я ужасно мнительна и у меня хорошо развито чувство воображения. Думаю, все понимают, что можно себе навоображать, если повсеместно доносится слово «война», «вводят войска», «оружие», «мобилизация». Напридумывать, даже не имея возможности это остановить. Мне сразу вспомнились бабушкины рассказы о войне 1941-1945, рассказы, встреченные в сети о войне в Абхазии, Югославии, Осетии. В общем, было страшно и очень стремно.
Какие были симптомы:
- тело скрючило: оно было напряженное, очень напряженное. Последствия этого напряжения чувствовались еще долго.
- в самый критичный момент (это совпало с призывом в военкомат моего друга, мамиными слезами и очередном чтении не очень радостного сценария, ведущего все-таки к войне) я стала дрожать. Помню, как сидела, смотрела в экран, а перед глазами были мои родные мужчины, в касках и бронежилетах. На войне. На самой родной земле мира, самой мирной земле, богатой и урожайной. Я видела пустых женщин, теряющих детей, видела дым и огонь. Видела, что все, что было привычным рухнуло, и настало другое время время войны. Но самое занимательное что я все это видела в своем воображении. На деле же пока ничего страшного не происходило. Но я дрожала, мне было невероятно стремно. Тело напрягалось все больше, челюсти сомкнулись, мышцы лица напряглись, руки были холодными, плечи подтянуты к ушам, живот плотный.
Спасение себя утопающего в себе
Все это заставило меня увидеть и в который раз уже понять несколько простых вещей:
- Самое простое, что можно сделать в любой ситуации это усложнить ее. Ура нашему воображению и проискам ума.
- Большинство моих проблем и страхов надуманные и недействительные. Они вызваны либо устаревшими знаниями о боли (идущими из детских переживаний, например) либо чужими утверждениями о том, как надо или как должно быть.
- Тело сильно страдает от двух вышестоящих пунктов.
На следующий день, благодаря пониманию причин собственной паники, я практически перестала читать новости. Точнее, новости я читала, но перестала читать тех, кто сеет панику, делает непроверенные перепосты и всячески сеет вражду между людьми (типа, Россия должна забрать обратно Крым, давайте подпишем петицию про отделение Юго-Востока от Украины, Я больше никогда не поеду в Россию и тому подобную ересь). Передо мной остались голые факты. Делать какие-то выводы из них я не умею, анализировать тоже, так что нужны они мне только для того, чтобы понимать, в каких условиях я живу или буду жить в ближайшее время и что могу делать для себя и своих близких. Грубо говоря, могу ли я работать как работала, или мне надо искать другой источник заработка, могу ли я сходить в бассейн, или мне надо экономить и бежать за ячкой в магазин. Спустя пару часов ко мне вернулось чувство равновесия, спокойствия и даже способность иронизировать.
А вот тело было сильно напряжено в нескольких местах области солнечного сплетения, спины и живота. Я всегда знала, что страхи и опасения прячутся в этих краях, у меня живот всегда был перенапряжен, и последнее время я всячески изучала его состояние на наличие напряжений. Но теперь я четко услышала и отследила, как напряжение появляется, как распространяется и как оседает, становясь привычным. Поясница же у меня давно ноет.
Места дислокации напряжений
Итак, напряжения проявились в четырех местах:
1. Шея и плечи. Тут удалось просто через дыхание что-то подрасслабить, что-то с помощью упражнений из йоги. Женская гимнастика «Рождение Звезды» тоже в помощь. Плюс плечи и шею вполне можно достать руками и промять собственноручно.
2. Грудная клетка и солнечное сплетение. Тут сложнее, поскольку связано с дыханием. Попросту, мне стало сложно до конца выдыхать. Эта задача еще стоит передо мной, но путем дыхательных упражнений, гимнастики и разминания области солнечного сплетения, я смогла вернуть себе возможность спокойно без дрожи и рывков вдыхать и выдыхать. Конечно, помощь остеопата здесь не помешала бы, ведь если такая ситуация повторяется не единожды, значит есть нарушения в структуре тела.
3. Поясница. Поясница это мое давнее и наболевшее место, боль в котором обостряется время от времени. В последнее время поясница ныла достаточно часто. Поворотным моментом стал поход к мануальному терапевту, который вправил на место съехавшие позвонки. Нет, поясница не перестала болеть. Я просто поняла, что пора менять что-то в себе, раз поясница болит столько лет. Начинать менять от походки до мыслей. В дни, когда огласили всеобщую мобилизацию, моя спина разнылась до ужаса.
4. Живот. Это самая сложная и интересная часть для меня, потому что живот оказался излишне напряженным и снять напряжение значит не только его пару раз промять, а вообще изменить образ жизни, поскольку напряженный живот это в большей мере о страхе жить и делать, это последствия всевозможных стрессов и душевных переживаний. А этого в последний год у меня с лихвой было. И было понятно, что нужно не просто проминать живот, а меняться изнутри: менять привычки, убеждения, образцы думания и действий. То есть, опять-таки соединять «телеску» и «духовку».
Сам себе терапевт и психолог
Что я делала все эти дни, чтобы расслабить живот и «лечить» поясницу:
Но все эти действия были основаны на нескольких изменениях, без которых все вышеперечисленное не имело бы роли. Забавно, что наша «война» усилила эти процессы, разбудила их во мне и вообще очень во многом оказалась своего рода «пенделем» для изменений.
Во-первых, я стала более открытой к тому, что приносит мне пространство. И если раньше на йогу я смотрела как на врага, то тут, увидев, что мироздание подсовывает ее мне не в первый раз, решила попробовать. Не все нравится моему телу, но очень многое очень по вкусу. Главное умеренно, вовремя и с пониманием «зачем это надо».
Во-вторых, я стала глубже понимать себя и чувствовать. И это интереснее любого фильма. Стала чаще задавать себе вопросы «Зачем?» и «Почему?», стала чаще получать на них ответы и видеть причинно-следственные связи своей жизни.
В-третьих, я стала заземляться, как я это называю. То есть, не улетать мыслями куда-то, думая о своих задачах-проблемах, не додумывать, а проживать те чувства, которые есть и принимать те факты, которые имеются. Это было сложно, но оно стало получаться. Очень помогало этому дыхание, разнообразная телесная движуха, перемещение внимания в живот.
Рекомендации к равновесию
Пока все это происходило, я набросала для себя примерный план тех действий, которые возвращают меня в действительность и даруют чувство равновесия. Итак:
- Урезать чтение новостей в лентах. Это легко делается в любой соцсети. Для того, чтобы быть в курсе событий, можно читать новости на каком-нибудь информационном ресурсе (только не на агитационном) и иметь пару-тройку друзей, которые живут рядом с эпицентром событий. Если таковых нет - найти людей, которые освещают события адекватно, без пафоса, излишнего драматизма и цинизма.
Кстати, урезать общение с людьми, которые вас сейчас раздражают или печалят, тоже можно. Даже если это близкие друзья. У них пройдет потом, я уверена.
- Если без чтения ленты новостей жить невозможно, то надо проверять достоверность информации. Лезьте в информагенства, уточнять с каких ресурсов взята информация, интересоваться разными точками зрения.
- Побольше гулять, читать книжки, танцевать, лепить, валять, готовить (я неистово готовила, пока люди стреляли друг в друга в Киеве), рисовать, принимать ванну и делать все то, что вам всегда нравилось делать в свободное время, если есть возможность. В общем, расслабляться.
- Заниматься телом. Тут вы можете делать то, что приносит вам покой и радость, можете устраивать пробежки, ходить в бассейн, на медитации. Лишь бы было в радость. Это возвращает в тело и заземляет.
- Медитировать. Дышать. Сесть, как удобно, лечь, и медленно вдыхать и выдыхать. Как дышит океан. Можно еще вздыхать со звуком, тоже хорошо же.
- Расслаблять живот. В смутные времена первое, что напрягается у женщины это живот. Обращайте внимание на то, в каком он состоянии. Вываливайте его, не держите подтянутым, расслабляйте нижнюю часть живота, дышите животом.
- Смеяться, иронизировать, самоиронизировать. Меня это вытягивает из любого армагедона.
- Я палю свечи и аромамасла успокаивающие. Помогает. Бергамот, лаванда, герань, пачули. Найдите свое и нюхайте. Меня вот даже запах апельсина успокаивает, как ни странно.
- "Я занимаюсь любовью, а не войной" - поет Чиж. Ну да, прекрасное средство для снятия напряжения и не только. Сюда же объятия с близкими и любимыми.
- Убирать свой дом, свою комнату, свой угол, слушать любимую музыку. Сейчас так много говорят о том, что начинания в очень небольшом объеме (я, мой дом, мои дела) - это самое действенное, что мы можем сделать.
- Писать. Свои чувства по поводу происходящего. Можно письмом. Можно Януковичу, Путину, бандеровцам всем вместе взятым, дяде Пете из соседнего подъезда. Написать так, знаете, со всей дури. Со всеми подробностями, без цензуры, с хамством, грязью и подробностями линчевания. А потом письмо сжечь. Должно помочь. Если не помогло - писать еще. Обычно в какой-то момент страсти улягутся и жить станет легче.
- И вообще, важно вспомнить, что есть еще личная жизнь, есть еще какие-то дела, кроме судьбы страны. И важно делать их.
- Очень хорошо заботиться о ком-то. Когда шел самый разгар боевых действий в Киеве, я с ума сходила: мне казалось, что я могу ТАМ чем-то помочь, хоть бинты накладывать, хоть в лазарете убирать. И тут бабушку положили в больницу: и я резво бегала к ней, отвозя еду и лекарства, развлекая ее разговорами и чувствуя, что это сейчас не менее важно. Напряжение сошло, а мои силы были направлены в нужное русло.
- Разговаривать с близкими, друзьями, умными людьми. С теми людьми, которые способны вас слышать и слушать. Рассказывайте. Только не агитируя и не доказывая, а просто выражая обеспокоенность по поводу чего-то, делясь чувствами и переживаниями, и даже если начинается ярость и желание закатать в асфальт какой-нибудь народ вместе взятый, вместе с его представителем - дядей петей из соседнего подъезда - выражать ее можно, конечно, не сдерживаясь, но...
- ...можно спрашивать себя: а с какого перепугу я вдруг стал таким ярым сторонником правых или левых? А хули? А зачем мне это надо? И что я на самом деле хочу? Не родители, не учителя, не друзья, не мой "народ" и не, тем более, этот дядя/тетя в телевизоре. Я, чего я хочу?
- работать, то есть, делать то дело, которое вы делаете в данный момент лучше других.
- отделять себя от интересов толпы, народа, правительства, задавая себе те самые вопросы. Жить своей жизнью, а не жизнью других. Заземляться.
- все, что угодно, что возвращает вам спокойное, отстраненное состояние, в котором можно наблюдать за своими мыслями и действиями. Для кого-то это холодные компрессы на голову, для кого-то справочник ихтиолога, а кому-то нарезка капуста для закваски. Жизнь разнообразна:)
Понятно, что все это работает в тех случаях, когда прямой угрозы нет, а есть только опасность. Когда объявили о вводе войск, мое напряжение выросло до критической отметки, я даже есть не могла и не хотела. Когда через пару дней напряжение спало и общий фон стал более расслабленным, я пришла в себя и убедилась в старой доброй истине: «Чтобы сделать человеку хорошо, надо сделать сначала плохо, а потом снова как было». И в тот день, когда снова стало как было, я молилась богу и радовалась, что могу думать о чем-то еще, а не только беспокоиться за безопасность своей семьи. На войне как на войне, там другие законы, наверное. Я их не знаю, и очень хотела бы никогда не узнавать. А вот в напряженные, но более-менее мирные времена всегда важно заботиться о себе и понимать себя. Хотя бы просто потому, чтобы хорошо делать свое дело и жить свою жизнь.
П.С. Скажу еще, что я не вылечила до конца спину, не расслабила в полной мере живот, не избавилась от напряжений в плечах до конца. Я все это продолжаю делать. Стараюсь не забывать, потому что в ТАКИЕ времена очень легко увлечься политикой и забыть о себе, о равновесии. Поэтому для меня история познания себя и своего тела продолжается. И спасибо этому периоду за столь мощные открытия. А телу за возможность почувствовать опору, силу и землю под ногами. Иногда именно этого бывает достаточно, чтобы почувствовать себя живым.
Елена Беляева