Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
-1. Учебная философия: проблемная ситуация её осмысления Сделаем пояснение: что такое проблемная ситуация без относительно её конкретики. ОТВЕТ:
Термин проблемной ситуации полисемантичен: часто слышим «нет проблем» или, напротив, «у меня проблемы». Полисемантичность термина заставляет нас определиться в понимании проблемы. В нашем понимании проблемы суть: А). СОДЕРЖАТЕЛЬНА. Проблемная ситуация задается как минимум 2 детскими вопросами: Что знаем в изучаемом неизвестном? (в тексте обычно фикс-ся высказываниями: знаем то-то), Что мы НЕ знаем в изучаемом неизвестном? (незнание фикс-ся планом лекции). Б). Несоответствие знания незнанию. В изучаемом неизвестном центр проблемной ситуации. Снятие несоответствия конечный результат в решении проблемы (результат концептуальная развертка). Присмотримся к термину «концепция» (понимание), есть 2 смысла:
широкий суть, совокупность взаимосвязанных и вытекающих друг из друга суждений. Для исследовательских целей проблемная ситуация будет фиксироваться вопросом: Что наработано в изучаемом феномене в литературе? |
Включая конкретику, сформируем тезисы: - признается сам факт учебной философии. - учебная фил-я обозначается специальными терминами. А именно: диотрибическая фил-я (в 60х гг. А.В. Потемкин школьная), академическая, философоведческая. - предложены различные модели учебной философии. - в понимании учебной фил-и нет достаточной прозрачности и разумной однозначности. Это обнаруживается в : а). истоках (ее началах), б). в принципах построения учебной философии, в). в структуре учебной философии = в логике изложения отдельных тем. 2ое пояснение: Что есть учебная философия? Профессионалы различают:
Философия как отрасл знаний. Философия своеобразная формы культуры. Философия стиль жизни. Философия обыденная, житейская, «кухонная». Философия исследования (элитная, чистая), филсоофия для себя. УЧЕБНАЯ философия. |
. Учебная философия в пространстве философии: её необходимость и основные константы Учебная философия имеет собственные термины: А). академическая философия. Б). Диотрибическая философия (термин введен в 60х гг. А.В. Потемкиным в философскую культуру, значит «школьный»). Профессионалы различают:
Философия как отрасль знаний. Философия своеобразная формы культуры. Философия стиль жизни. Философия обыденная, житейская, «кухонная». Философия исследования (элитная, чистая), филсоофия для себя. УЧЕБНАЯ философия. Учебная философия задается по минимуму следующими константами:
Константа адресности. Константа принципов построения. Константа содержания. Константа стиля изложения. Константа языка изложения. |
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ (это про необходимость) - конкретную эту проекцию 2 правилам. Ее акцент описать появление философского знания. - Результаты проекции: А). Фил-я - необходимый феномен в эволюции культуры. Б). Необходимость философского знания реализуется по-разному. Будем различать версии: . МОДЕЛИ генезиса. Исторически складываются 2 модели становления фил-го знания: - абсолютная модель появления философского знания. СУТЬ: не существует внешней фил-ой традиции. Фил-ое знание возникает в данной конкретной культуре. Примеры: воз-ие фил-ого знания в 3 культурах (др.Греция возникает философия, др.Китай философское знание, др.Индия философское знание). - привнесенная модель. СУТЬ: существует внешняя определенная традиция. Она привносится в ту или иную конкретную культуру. Примеры: появление философии в средневековой…русской культуре. . ВОПРОСЫ генезиса. СУТЬ: те вопросы, которые формулируют исследователи, реставрируя появление фил-ого знания. Включают в себя список: Где возникает фил-ое знание? Когда оно возникает? Различают 2 тональности: А). Смысл хронологический речь идет о известной и общепринятой исторической хронологии. Б). Смысл социальный на каком этапе появляется возможность философии, и когда она реализуется. Из чего возникает философское знание? Обычно этот вопрос фиксируется специальным пунктом «источники появ-я философии». Есть источника: А). Социальные условия. Б). Теоретические условия. Почему возникает философское знание? |
Считается, появление философского знания это ответ на некоторые общественные конкретные потребности. Каким образом оно появляется? Первые творцы философского знания?
Что представляет собой фил-я в учебниках по фил-и? Представим фил-ю в учебном ракурсе. Основные проекции описания философии: СУТЬ: исторически сложилось проекции, они принципиально различаются: А). по своим акцентам. Б). по своим результатам. Эти проекции не отрицают друг друга и несводимы, невзаимозаменяемы. Онивзаимодополняют! Каждая из них дает усеченное определенное знание об изучаемом явлении. И только вместе взятые они дают цельное конкретное знание. Обозначим эти проекции:
проекция СТАТИЧЕСКАЯ. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ: - конкретную эту проекцию 2 правилам. Ее акцент описать появление философского знания. - Результаты проекции: А). Фил-я - необходимый феномен в эволюции культуры. Б). Необходимость философского знания реализуется по-разному. Будем различать версии: . МОДЕЛИ генезиса. Исторически складываются 2 модели становления фил-го знания: - абсолютная модель появления философского знания. СУТЬ: не существует внешней фил-ой традиции. Фил-ое знание возникает в данной конкретной культуре. Примеры: воз-ие фил-ого знания в 3 культурах (др.Греция возникает философия, др.Китай философское знание, |
др.Индия философское знание). - привнесенная модель. СУТЬ: существует внешняя определенная традиция. Она привносится в ту или иную конкретную культуру. Примеры: появление философии в средневековой…русской культуре. . ВОПРОСЫ генезиса. СУТЬ: те вопросы, которые формулируют исследователи, реставрируя появление фил-ого знания. Включают в себя список: Где возникает фил-ое знание? Когда оно возникает? Различают 2 тональности: А). Смысл хронологический речь идет о известной и общепринятой исторической хронологии. Б). Смысл социальный на каком этапе появляется возможность философии, и когда она реализуется. Из чего возникает философское знание? Обычно этот вопрос фиксируется специальным пунктом «источники появ-я философии». Есть источника: А). Социальные условия. Б). Теоретические условия. Почему возникает философское знание? Считается, появление философского знания это ответ на некоторые общественные конкретные потребности. Каким образом оно появляется? Первые творцы философского знания? СТАТИЧЕСКАЯ: В содержательном ракурсе проекцию представим : А). Акцентом её иной в сравнении с генетической. Формулируется: Что это такое философия? «Что лежит перед нашими глазами?». Скажем, описать философию так, как она есть, так, как она кажется здесь и сейчас. Б). результаты проекции: философия данность (=реальность), объективные характеристики философского знания (=базисные), парафилософия. Рассмотрим их. |
Философия данность. Мы знаем, что такое философия. Мы умеем выделять философию из цепочки иных феноменов. Заметим, цепочку иных феном-ов условно-схематично представим двояко:
Философия определенным образом дается сознанию субъекта. Реализуется двояко: эмпирически (житейски), теоретически (спец.исследования). Объективные характеристики философии. Известно, любой изучаемый объект характеризуется бесчисленным множеством черт. Однако, схематично, эти свойства для исследовательского комфорта объединяются в абстрактно-всеобщие. Назовем их базисными. По исследованиям это:
Философское знание в разных культурах обозначается различными терминами. Фил-ое знание имеет собственную конкретику. Выделим: обыденную философию, учебную философию, исследовательскую фил-ю, фил-ся как наука, фил-я как знание, как профессия, как образ жизни (Платон, Сократ). |
Фил-я имеет собственный язык. Под ним будем понимать совокупность терминов, понятий, категорий, законов, которыми фил-я описывает свой предмет. П: бытие категория, действительность, сознание, материя, истина. Чтобы освоить фил-ю, надо очень хорошо знать ее язык. Фил-ое знание выполняет функцию (это характеристика в учебной лит-ре обычно фиксируется вопросом: Зачем мне необходима фил-я?) Фил-я использует способы в изучении своего предмета. 3 группы: - наблюдения - эксперименты (в искусственных условиях) - логические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстракция, экстраполяция (знания, полученные на объекте, переносятся на другие объекты), рефлексивы (направленность сознания на самого себя изучения). . Фил-я национальна (?): русская, немецкая, классическая, французская. . Фил-я своеобразный феномен. Фил-ое знание особое. |
Принято 恹溴�螯铘耜钽铉磬�学讧) 2средние века (4в н.э. 16в н.э) 3 эпоха возрождения (ренессанс) 4новое время (немецкая классическая философия. Кант, фихте, гегель, шеллинг, фейербах) 5 19-20 века (сёрен, кьеркегор, кафка) 6 современный период (постмодернизм) (хайдегер, яспед,фуко,делёз, деррида) 7 русская философия (плюс советская философия) |
нтичная翳腩耦翳. Предмет涝铗溴朦睇扈痂踵扈: 1. Имеет свои временные границы (время ее бытия - 6в. до н.э - 6в. н.э) Заметим, что окончание этапа АФС связывают с императором Юстинианом, который в году закрыл последнюю философскую школу - Платоновскую академию. 2. Имеетсвоипространственныеграницы: Греция и Рим, поэтому АФС обозначает Ф древних греков и римлян. При怦屐疣珥铑狃噻梃赅铗溴朦眍泐镥痂钿, 疣玮栩梃涝, 耋耱怏弪祉铈羼蜮铍, 磬镳噔脲龛, 义麇龛疣礻圊桴镥痂钿钼. 填骓泐忸痂螯邃桧耱忮姥, 赅钺铒疱溴脲眄铎桉蝾痂麇耜铎耧铖钺翳腩耦赳蜮钼囗�. Каковы驽麇痱, 铒疱溴�桢耋耱忸忄龛姥? Спец исследования Выявляют следующие черты: . АСФ космоцентрична. Ее предмет - познание космоса, в т.ч. Человека как ее неотъемлемой части, а также природы и ее структурности. Заметим, 黩襦祛泐磬鬣豚姥镳桊钿- 镳邃戾禧耠, 囗嚯桤, 桉耠邃钼囗�, 邋耔豚, 溧怆妣磬疣珞祛. |
. Возникновение АСФ связывается с преодолением мифологии. . Вся АСФ строится на принципах объективизма. . АСФ пангеистична (бог растворяется в природе). Периодизация姥. Исторически耠铈桦囫疣珥�镥痂钿桤圉�, 疣珉梓睇鬣耱( 眍忸腓蝈疣蝮疱: 奏睇忄, 礼祗襦, 耋镥痂钿桤圉�妙塍徼忄). ДДВ: 枢铗眍耔螯�镫嚯桤祗镥痂钿. 姥? Каждый桤镥痂钿忭铖栩漕镱腠栩咫痂蹊钺赅痱桧囗蜩黜铋. Плюрализм疣玮琨忄弪痼觇: 赅麇耱忮镥痂钿桤圉梃忸琰戾聃屐族腼囗钼, 铐恹溴�弪периоды АСФ. Основой для выделения становится смена объекта и задач Ф. Первый镥痂钿镱族腼囗钼- 袜蝮翳腩耦翳(космология) 6 в до н.э - сер. 5 в до н.э. Основные镳钺脲禧: Поиск耋狁蜞眦栲朦眍泐磬鬣豚怦艴忮. |
Основные творцы: Ионийские философы- Фалес (-) Анаксимандр ( -), Анаксимент, Гераклит Эфесский ( -). Италийские 翳腩耦酐- 清眍, 体腓耨. Пифагорейцы - 理嚓襦泐, 蒽镥漕觌, 腻祛牮栩. Фалес: его ф учение можно свести к тезису - все из воды и все разрешается в воду. Это суждение философские, т.к: 1. Противоречит чувствам достоверности. 2. Трактует воду не как генетическое, но и как субстанциальное начало, сущность всего существующего. 3. Содержит в себе возможность понять мир на основе одного исходного принципа. 4. Высказывает нечто о происхождении вещей без иносказаний и притч, что характерно для мифического сознания. Антропологический (гуманистический) период. Вт пол 5 в, конец 5 в до н.э (около 50 лет). Главный предмет исследования - человек, поиски его сущности, доминирующие качества. Основные творцы - софисты. Существует два этапа. 1. Точность слова, поиск истины. 2. Изучение приемов победы в дискуссиях и спорах за деньги. Сократ (из Ксенофонта и Платона). Третий период - Систематический (5-4 в до н.э) “Греческое чудо» Формирует основные проблемы ф знания. Творцы: Аристокл (Платон - «широкоплечий» 427 -347 гг.) и Аристотель (384-322). Четвертый период - этический (3 в до н.э -1 в н.э). Философия трактуется как нравственное учение, разрабатываются нормы и правила человеческой жизни. Творят Эпикур, Сенека. Пятый период - религиозный (1 в н.э-6 в н.э). Главный объект ф - познание божественного. Творцы: Плотин. |
Философия, базовые черты. 1. Проблемная ситуация. 2. Сод базовых хар-к философии. 1. Что наработано о базовых хар-ках ФС? Обобщая соответствующую литературу, константируем следующее: 1. Признается сам факт существования философии признаков. Заметим, факт признания подается в формате очевидности. 2. предложим списки базовых хар-к ф. В списках предлагается: а. Название конкретных базовых хар-к. б. общее количество базовых хар-к (6-12 шт.) в. Конкретные базовые хар-ки философии. 3. Интенсивно вед поиски специфики как самой философии, так и подходов к исследи специфики философии. 4. Констатируем невозможность общих мерок измерения филос. К фил нельзя подходить с общими мерками, сформировавшихся при изучении не фил дисциплин. И вот почему: Подход к философии с позиции образцов, сложившийся при изучении естественных и социально-гуманитарных наук может привести и приводит к редуцированию фил до частных наук и в конечном счете к ее ликвидации. 2. Теоретическое введение в анализ базовых характеристик. принято считать: изучаемый объект, обладает множеством разнообразных свойств. В исследи практике все они могут быть редуцированы к нескольким весьма немногочисленным абстрактно-общим сущностным универсальным характеристикам объекта. Вместе взятые, они фиксируют качество изучаемого объекта. Договоримся, такую конкретику будем называть базовыми характеристиками изучения объекта, в нашем случае - философии. Для исследовательского комфорта специально выстроен список. |
1. Фил знания имеет собственную символику. 2. В разных культурах фил обозначается различными терминами и именами. 3. Фил являет конкретику собственной явленности. 4. Фил имеет собственный предмет. 5. Фил выполняет определенные функции. 6. Фил имеет собственный язык. Под языком подразумевается совок спец терминов, понятий, категорий, принципов, законов, кот фил описывает свой собственный предмет, свою сферу. Пример: Антология, личность, бытие, существование. 7. Фил испит различные методы исследи свое предметной сферы. Методы исследования ф принято группировать в три группы: а. Наблюдение Б Эксперимент В Формально-логические методы (анализ и синтез, аналитик статься, индукция и дедукция, от общего к частному, идеализация, абстрагирование (отвлечение от неинтересного), рефлексия (направленность мышления на собственно мышление)) 8. Фил приобретает национальную окрашенность. 9. Фил - знание метафизическое. Фил, анализируя предельные основания человеческой практики, исходит из некоторых заведомых предпосылок. Беспредпосыльной философии не бывает. Философские предпосылки: а. Несамоочевидны. б. Не могут быть обоснованы методами, принятыми в специализированных науках. Отсюда - некоторая неконтролируемость фил предпосылок. Они в этом отношении оказываются метафизическими. Предпосылки фил не являются абсолютно обоснованными. Они оправдываются косвенно, опосредованно. Понятие допустимости исследуется инициативно. 10. Ф знание рациональное (теоретическое). 11. Ф - транстенгирующее постижение объекта. 12. Ф герменифтическая деятельность (гременифтическое постижение объекта). 13. Ф дивергентна. |
Конкретика основных аспектов предмета ф. Спец исследования констатируют: предмет ф всеобщее в системе «мир- человек». В этом контексте предмет ф полисоставен. Он включает: онтологию, слово о сущем, слово о бытии, гносеологию, (слово о знании), аксиологию (слово о ценностях, оф в 19 веке) и праксиологию (слово о деятельности, оформилось в 19 веке). Поледнееее -Маркс и Энгельс. Все это - классические аспекты ф. Сегодня выделяют 12-11 аспектов. Спец исследи выделяют общие черты этих классик аспектов. К ним относят: 1. Каждый аспект имеет свое имя. 2. Каждый аспект имеет свой акцент, направленность 3. Каждый из аспектов имеет собственное пространство, оно формируется исторически складывающейся тематикой. 4. каждый из аспектов имеет собственный язык. 5. Каждый аспект использует разные способы описания своего пространства. Конкретизируем каждый из аспектов по двум параметрам: Акцент и пространство. Онтология. Акцент - фиксируется и определяется существование объекта исследи. Акцент аспекта - фиксирование и определение существование объекта исследования. Пространство этого аспекта исторически определяется пространством онтологии, оно включает следующие темы : 1. выявление критерия объективного существования. 2. повял виды и формы объективного существования. 3. выявляется единство всего сущ. 4. выявляются наиболее общие и необходимые свойства и закономерности бытия. Заметим, онтологический аспект и его проблематика охватывают не только объективная реальность, но и являют субъект реальности. То есть все то, что выступает в качестве идеальном. Гносиология. Акцент - фиксируется и определяется знание и незнание о существующем объекте. Пространство включает след темы: |
1. выявление критериев истинного знания 2. выявление формы познания а. чувств познание б рациональное познание в иррациональное познание. Проявляются общие методы и средства адекватного отражения действительности. Выделяют след методы познания: Наблюдение, эксперимент, формально-логические методы. г. Выявляются процессы и способы перехода от незнания к знанию и наоборот д. проявляется диалектическая природа познания. е. закономерности развития познания. Аксиология. Акцент - фиксируется и определяется ценности изучения объекта и процесса и антиценности. |