Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
К.Д. Кавелин к наиболее позитивным воздействиям нашествия и последующего ига относил разрушение удельной системы, но в целом внешнее воздействие Орды он оставлял без внимания, делая акцент на "непрерывное" воздействие факторов внутреннего развития Руси. С.М. Соловьёв уделял нашествию и игу ещё меньше внимания, считая его влияние незначительным
Взгляды Н.М. Карамзина получили развитие у Н.И. Костомарова и В.О. Ключевского. Ключевский подчеркивает, что ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью, даже плохо вникали в порядок, там действовавший. Всеволодовичи XIII века в большинстве плохо помнили старое родовое и земское предание и еще меньше чтили его, были свободны от чувства родства и общественного долга. Юрий Московский в орде возмутил даже татар своим родственным бесчувствием при виде изуродованного трупа Михаила тверского, валявшегося нагим у палатки. В опустошенном общественном сознании русичей оставалось место только инстинктам самосохранения и захвата. По словам Ключевского, если бы они были предоставлены самим себе, они разнесли бы Русь на бессвязные, вечно враждующие межу собой «удельные лоскутья». Но княжества тогдашней Северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические «улусы» татар. Их князья звались холопами «вольного царя», как величали у нас ордынского хана. Гроза ханского гнева сдерживала забияк; милостью, то есть произволом хана, не раз предупреждалась или останавливалась опустошительная усобица. Русские летописцы не напрасно называли поганых агарян батогом божиим, вразумляющим грешников, чтобы привести их на путь покаяния
Взгляды Н.М. Карамзина получили развитие у Н.И. Костомарова[13] и В.О. Ключевского,[14] (у последнего наряду с заимствованием и развитием теории "новых городов" С.М. Соловьёва). При всей кажущейся разности их взглядов, главным "достижением" ига оказывается у обоих сдерживание междоусобиц, у Н.И. Костомарова и становление единодержавия вообще
Введение.
В последнее десятилетие в сфере общественного сознания в нашем Отечестве происходит некоторая переоценка места и роли татарского ига в истории Руси. Начинает формироваться идея о положительной роли Золотой Орды в истории.
Часть ученых придает решающее и позитивное значение воздействия татаро-монголов.
Но историков, которые придерживаются такой точки зрения очень мало, по крайней мере намного меньше чем историков поддерживающих негативную точку зрения влияния татаро - монголов на развитие Руси. В этой контрольной работе я решила рассмотреть вопрос об оценках влияния татаро-монгольского ига на развитие Руси.
В Российской историографии существует множество дискуссионных вопросов, и вопрос, выведенный в тему контрольной работы относится к ним.
Цель контрольной работы рассмотреть существующие оценки влияния татаро-монгольского ига на развитие Руси и узнать на чем они основаны потому, что в наше время идет глобальная переоценка всего, прежде устоявшегося и незыблемого. Знаки оценок событий, явлений, исторических личностей меняются зачастую на прямо противоположные. Здесь для независимо и непредвзято мыслящего человека важно понять причины, истоки и основания происходящих переоценок, их последствия для дальнейшего хода событий и направлений движения общественного сознания. Здесь же не менее важно определить, из каких позиций необходимо исходить при формировании или пересмотре прежних оценок.
Явления резких переоценок чаще всего возникают при политических переворотах, когда радикально и быстро меняется вся политическая, а с нею, - и вся экономическая платформа. Меняется вся система жизнеустройства. На смену одной господствующей политической силе приходит другая, у которой с первой принципиально различные установки, цели и мотивы деятельности. После такого переворота победившая политическая сила старается утвердиться в сознании людей, для чего искореняет из этого сознания всякие следы прежней власти, дискредитирует все существовавшие ранее моральные и эстетические ценности и агрессивно внедряет в сознание новые оценки и представления, которые бы оправдали введение новых порядков. Пришедшая к власти в последнее десятилетие правительство Российской Федерации старается сломать все устоявшиеся за время правления предыдущей власти оценки политических событий, явлений и исторических деятелей, заменить их другими, зачастую прямо противоположными.
Другая основа резкого слома оценок и представлений манипуляция сознания, которое резко возросло при расширении власти и влиянии на общественное сознание средств массовой информации (СМИ) Они насильно навязывают новые оценки и представления.
Радикальному пересмотру подвергается сейчас и татаро-монгольское иго. Такая переоценка происходит, в основном, в так называемом патриотическом лагере. С явно негативной оценки, свойственной всей предыдущей эпохе, патриотическая интеллигенция переходит к определенно положительной оценке.
Для оценки влияния татаро-монгольского нашествия (татаро-монгольского ига) на развитие Руси нужно вначале узнать, кем были татаро - монголы и откуда появились, рассмотреть сам ход татаро-монгольского нашествия, установление ига и политику, применяемую к русским князьям и к русскому народу.
Ключевский В.О.:
“Прежде всего татары стали в отношение к порабощенной ими Руси, устранявшее или облегчавшее многие затруднения, какие создавали себе и своей стране северно-русские князья. Ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью, даже плохо вникали в порядок, там действовавший. Да и трудно было вникнуть в него, потому что в отношениях между тамошними князьями нельзя было усмотреть никакого порядка. С этой стороны верхнее волжские Всеволодовичи стояли гораздо ниже своих предков, днепровских Ярославичей. У тех мелькали в головах хоть шаткие идеи старшинства и земского долга; эти идеи иногда направляли их отношения и сообщали им хотя бы тень права. Всеволодовичи XIII в. в большинстве плохо помнили старое родовое и земское предание и еще меньше чтили его, были свободны от чувства родства и общественного долга. Юрий московский в Орде возмутил даже татар своим родственным бесчувствием при виде изуродованного трупа Михаила тверского, валявшегося нагим у палатки. В опустошенном общественном сознании оставалось место только инстинктам самосохранения и захвата. Только образ Александра Невского несколько прикрывал ужас одичания и братского озлобления, слишком часто прорывавшегося в среде русских правителей, родных или двоюродных братьев, дядей и племянников. Если бы они были предоставлены вполне самим себе, они разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья. Но княжества тогдашней северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические «улусы» татар; их князья звались холопами «вольного царя», как величали у нас ордынского хана. Власть этого хана давала хотя призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам русских князей. Правда, и в волжском Сарае напрасно было искать права. Великокняжеский владимирский стол был там предметом торга и переторжки; покупной ханский ярлык покрывал всякую неправду. Но обижаемый не всегда тотчас хватался за оружие, а ехал искать защиты у хана и не всегда безуспешно. Гроза ханского гнева сдерживала забияк; милостью, т. е. произволом, хана не раз предупреждалась или останавливалась опустошительная усобица. Власть хана была грубым татарским ножом, разрезавшим узлы, в какие умели потомки Всеволода III запутывать дела своей земли. Русские летописцы не напрасно называли поганых агарян батогом божиим, вразумляющим грешников, чтобы привести их на путь покаяния. Всех удачнее пользовались этим батогом великие князья московские против своей братии. Особенно явственно обнаружилось это во время единственной московской усобицы, разыгравшейся в княжение Василия Темного. Эта усобица произошла вследствие притязания князя Юрия галицкого, дяди Василиева, занять великокняжеский стол мимо племянника. Этот дядя, опираясь на свое старшинство и ссылаясь на духовную своего отца Димитрия Донского, не хотел признать старшим десятилетнего племянника и в 1431 г. поехал в Орду тягаться с ним. Успех Юрьева притязания перенес бы великое княжение в другую линию московского княжеского дома, расстроил бы порядки, заводившиеся Москвой целое столетие, и грозил бесконечной усобицей. Хан рассек узел: отуманенный льстиво-насмешливою речью ловкого московского боярина Всеволожского, доказывавшего, что источник права - его ханская милость, а не старые летописцы и не мертвые грамоты (т. е. духовная Донского), хан решил дело в пользу Василия”.
В общем, Ключевский полагал, что незначительное влияние проявлялось в виде сбора дани и контролирования власти русских князей (т.е. выдача ярлыка на великое правление), но в то же время татаро монгольские ханы распутывали усобицы русских князей.
Карамзин Н.М.:
Прочитав только отрывок из книги Николая Карамзина “предания веков” уже хорошо прослеживается негатив ко всему татаро монгольскому народу: он называет их варварами. А уж в полном собрании сочинений “История государства Российского” Карамзин пишет о влиянии татаро монгольского ига подробно:
«Нашествие Батыя испровергло Россию. Могла угаснуть и последняя искра жизни; к счастью, не угасла: имя, бытие сохранилось; открылся только новый порядок вещей, горестный для человечества, особенно при первом взоре…Сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более в ней размножались, народ освобождался от рабства, города входили в тесную связь между собой для взаимной защиты в утеснениях; изобретение компаса распространило мореплавание и торговлю; ремесленники, художники, ученые ободрялись правительствами; возникли университеты для высших наук; разум приучался к созерцанию, к правильности мыслей; нравы смягчались; войны утратили свою прежнюю свирепость; дворянство уже стыдилось разбоев, и благородные витязи славились милосердием к слабым, великодушием, честию; обходительность, людскость, учтивость сделались известны и любимы. В сие же время Россия, терзаемая монголами, напрягала силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть: нам было не до просвещения!
… так называемые послы ордынские и баскаки, представляя в России лицо хана, делали, что хотели; самые купцы, самые бродяги монгольские обходились с нами как с слугами презрительными. Что долженствовало быть следствием? Нравственное уничтожение людей. Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая татар, более обманывали и друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали корыстолюбивее и бесчувственнее к обидам, к стыду, подверженные наглости иноплеменных тиранов. От времен Василия Ярославича до Иоанна Калиты (период самый несчастнейший!) отечество наше походило более на темный лес, нежели на государство: сила казалась правом; кто мог, грабил; не только чужие, но и свои; не было безопасности ни в пути, ни дома; татьба сделалась общею язвою собственности…
Внутренний государственный порядок изменился: все, что имело вид свободы и древних гражданских прав, стеснилось, исчезало. Князья смиренно пресмыкаясь в Орде, возвращались оттуда грозными властелинами, ибо повелевали именем царя верховного…».
При всех бесчинствах язычники татаро-монголы испытывали страх перед всякой религией и священнослужителями, поэтому они выдавали Церкви охранные грамоты. «Духовенство, пощажённое удивительной сметливостию татар, одно в течение двух мрачных столетий питало бледные искры византийской образованности. В безмолвии монастырей иноки вели свою беспрерывную летопись. Архиереи в посланиях своих беседовали с князьями и боярами, утешая сердца в тяжкие времена искушений и безнадежности» (А.С. Пушкин). Татаро-монгольское право способствовало независимости Церкви от государственной власти и неприкосновенности имущественных прав Церкви. Эти сложные процессы усилили религиозный мотив в осознании национального единства, при раздробленной и разгромленной государственности люди ощущали себя русскими прежде всего потому, что они считали себя православными, Русская земля осознавалась единой по религиозному признаку. Монашество как наиболее грамотное сословие становится умом нации носителем не только церковной культуры, но национального сознания и исторической памяти (русские летописи писались в монастырях). Учёное монашество наполняло русских людей чувством исторического предназначения, пробуждало национальную волю, внушало первопроходческий дух: «Мы обязаны монахам нашей историей, следовательно, просвещением» (А.С. Пушкин).
Заключение
Мне кажется, трудно закончить данную контрольную работу не написав своего мнения по этому вопросу.
Таким образом, я придерживаюсь оценки отрицательного влияния татаро монгольского ига на развитие Руси.
При современной оценке периода татаро-монгольского нашествия, справедливости ради, нужно учитывать господствовавшие тогда повсюду в мире жестокие нравы, свирепую мораль борьбы, прямо вытекающую из правил животного мира, хрупкость основ только начавшейся формироваться человеческой нравственности. Однако, этот учет только может помочь глубже понять явления той далекой эпохи, но принять все происходившие тогда жестокости я - современный человек не могу.
Для меня татаро - монгольское иго это трехсотлетний гнет, унижения, оскорбления, рабское состояние, страх перед поработителями, лишения, бедствия, страдания. Обратимся еще раз к оценкам татарского ига, данным Карамзиным. Действительно, весь трехсотлетний период был периодом нравственного уничтожения русского народа. В сознании и в психологии народа начала внедряться и развилась рабская установка, рабская атмосфера, угодливость и покорность. Мораль упала до самого низкого уровня. В обстановке морального падения всегда пышным цветом разрастается преступность, неограниченное насилие, дикость, жестокость. Животное стремление выжить в обстановке царившего террора, воспитывает в людях лицемерие и подлость, рабскую покорность перед властителями, сочетающуюся с жестокостью к своим зависимым людям. Пропадало уважение и к собственным князьям, которые рабски пресмыкались перед ханами в их ставке, а, возвратившись с ярлыком на княжение, добытым позором и унижением, становились деспотами и изуверами по отношению к своим подданным. Корни этого унижения, покорности, рабства живы и до сих пор. Сегодняшняя покорность всего униженного и обокраденного российского населения имеет истоки в прошлом татаро монгольского ига.
Список использованной литературы
1. Греков Б.Д., Шахманов Ф.Ф. «Мир истории русских земель в XII-XV веках». М.: 1986г.
2. Каргалов В.В. «Монголо-татарское нашествие на Русь XIII век». М.: 1966г.
3. Ключевский В.О. «Курс русской истории». М.: Мысль, 1987г.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А. «История России». М.: Проспект, 1997г.
5. Платонов С.Ф. «Курс лекций по русской истории». М., 1993г.