Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Научная, философская и религиозная картины мира

Работа добавлена на сайт samzan.net:


НАУЧНАЯ, ФИЛОСОФСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНЫ МИРА

НАУЧНАЯ, ФИЛОСОФСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНЫ МИРА.

Картина мира – это целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности индивида, картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира.

1. Научная картина мира, её функции и этапы развития.

Картина мира, которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии природы, называется естественнонаучной картиной мира.

Научные картины мира изменяются в процессе развития науки и имеют относительный характер. Научная картина мира представляет собой систему общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях развития научного познания.

С понятием научной картины мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. В научной картине мира выделяют центральное теоретическое ядро и частные теоретические модели. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и сохраняется достаточно долго. Частные теоретические модели постоянно достраиваются, изменяются и совершенствуются.

Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в единую целостность и систему. С этим связана системная функция научной картины мира. Из требования к научной картине мира обеспечивать синтез различного рода знаний вытекает её интегративная функция.

Научная картина мира задаёт систему установок и принципов освоения универсума. Она влияет на формирование социокультурных, методологических и логических норм научного исследования, задаёт этические ориентиры научного поиска. Научная картина мира накладывает определённые ограничения на характер допущений новых гипотез, тем самым направляет движение научной мысли. Она влияет на стиль научного мышления, на способ аргументации, обоснования и объяснения. Всё сказанное составляет содержание нормативной функции научной картины мира.

Содержание научной картины мира, обусловливая способ видения универсума, влияет на процессы активного отражения человеком объективной реальности. Когда проблему научной картины мира обсуждают естествоиспытатели (например, Л. Больцман, М. Планк, П. Дюгем, В. Амбарцумян, В. Казютинский и др.), речь идёт, прежде всего, о физической реальности, т.е. о системе фундаментальных физических параметров, характеризующих основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле. К сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, трёхмерность пространства и однонаправленность времени, принцип постоянного роста энтропии (меры хаотизации).

В более широком смысле научная картина мира понимается как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее способ научного мышления. В структуру научной картины мира входит набор теоретических представлений о способах взаимодействия, генезисе (возникновении) и развитии.

Различают три этапа эволюции научной картины мира. Классическая научная картина мира основана на достижениях Галилея и Ньютона. В ней утвердился принцип жёсткого лапласовского детерминизма, означающий, что все состояния мира, от бесконечно отдалённого прошлого до весьма далёкого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, сами по себе, в строго заданной системе координат. Особую роль играла строго однозначная причинно-следственная зависимость. Классическая научная картина мира стремилась к обнаружению некоего единственно верного метода, гарантирующего достижение истины.

Неклассическая научная картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлён в период революции в естествознании на рубеже XIX – ХХ вв., в том числе и под влиянием теории относительности. В ней возникает более гибкая схема детерминации, чем в классической, и учитывается новый фактор – роль случая. Предположительно, изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Чем больше отклонение, тем менее оно вероятностно, т.к. каждый раз реальное явление приближается к генеральной линии – «закону среднего». Такая форма детерминации вошла в теории под названием «статистическая закономерность».

Третий этап эволюции научной картины мира связан с образом постнеклассической картины мира. Она разработана во второй трети ХХ века с учётом достижений Брюссельской школы И. Пригожина, на основе синергетики. В ней с самого начала к любому данному моменту времени будущее остаётся неопределённым. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации.

В современной постнеклассической научной картине мира анализ общества предполагает исследование динамичных, открытых систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. В перспективе становятся допустимыми многочисленные комбинации последующего развития. Поэтому наиболее пригодной для описания поведения подобных систем оказывается древовидная ветвящаяся графика.

2. Философская картина мира.

Философская картина мира – это системно-рационализированная совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Философия пытается объяснить возникновение универсума, опираясь на представления о субстанциональной первооснове, причинной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, с точки зрения развития, используя понятийный и категориальный аппарат. Философия, за исключением агностиков, считает, что мир познаваем и наши понятия дают верное, адекватное отражение существующей вне нас реальности. Часто философская картина мира использовала идею стихийно-спонтанного структурогенеза, т.е. возникновения порядка из хаоса.

Философская картина мира может иметь либо монистический, либо плюралистический характер. Монизм (от греч. monos – один, единственный) отстаивает приоритеты единства мира и выступает как способ рассмотрения многообразия мира, исходя из единой основы. Разными философскими направлениями эта первооснова трактуется по-разному и даже представляет собой взаимоисключающие начала – т.е. мыслится как материальной, так и духовной. В подобных случаях монизм является либо материалистическим, либо идеалистическим. Однако сама основа понимается как единая и единственная.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) исходит из признания двух начал. Любые философские теории, в которых утверждается равноправие двух начал, будь то душа и тело (например, у Р. Декарта), добро и зло, свобода и необходимость, хаосомность и упорядоченность и пр., выступают как дуалистические.

Если же сущностей, положенных в основу мироздания, насчитывается не две, а более, то в таком случае философская позиция оценивается как плюрализм (от лат. pluralis – множественный). Классическим примером плюрализма считается монадология Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных начал. Однако есть и более ранние аналоги плюралистического подхода. Так, например, учение Эмпедокла (V в. до н.э.) о четырёх началах мироздания выступает своеобразной разновидностью плюралистической онтологии. Иногда в плюрализме устанавливают не нечто самостоятельное, а трансформацию дуализма, как бы постепенное и последовательное членение сущностей, положенных в основу. Однако сами плюралисты видят основное предназначение своей теории в том, чтобы воспарить над неразрешимой в дуалистических дебатах противоположностью между духом и природой.

Философские картины мира строятся вокруг отношения: мир – человек. В зависимости оттого, какой стороне этого отношения, миру или человеку, отдают философы предпочтение, философские картины мира делят на объективистские и субъективистские.

Объективистские концепции, независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен, т.е. не зависит в своём существовании и качествах от желаний субъектов и человеческого способа видения. Истина для всех едина: для людей, богов, демонов и любых разумных существ. Объективистские философские концепции полагают, что все можем и должны находить общие позиции по вопросу о качествах действительности и своём месте в ней, а те, кто упрямствует в отстаивании особой позиции – просто заблуждается, впадает в иллюзию. Яркими примерами объективистских концепций были философия Гегеля и Маркса. Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, т.к. считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и показывает мир таким, как он есть.

Противоположностью объективизма является субъективизм, когда мир, общий для всех живущих субъектов, заменяется множеством «мирков». «Я» – сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребываю в своих ситуациях и безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моего индивидуального мира, становящегося тюрьмой. Вся иная действительность преломляется через моё уникальное «Я», потому трудно сказать, есть ли что-нибудь объективное. Всё зависит от меня, и мир как бы сплавляется со мной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между «Я» и миром размываются при доминировании личностного начала.

Ярким примером субъективизма такого рода выступает философия Ж. П. Сартра, который считает, что человек, не по своей воле «заброшенный в бытие» – полностью свободен. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая всё что пожелает и отвечая только перед самим собой. Поддаться общим истинам и взглядам – значит предать самого себя.

Чтобы не впадать в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь – это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что совсем не зависит от нас. Эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. При этом философы обсуждают проблему мира и человека на понятийном языке и никогда ничего не берут просто на веру. Их дело – во всём сомневаться, всё подвергать строгому критическом анализу и никогда не останавливаться на достигнутом уровне знания. В этом философия противоположна религии, стремящейся точно воспроизводить древний канон.

3. Религиозная картина мира.

Религиозная картина мира связывает его происхождение с идеей божественного творения. Её характерной черной является вера, а единственным способом миропостижения – откровение. Значительную роль в религиозной картине мира играет принцип теоцентризма. Он провозглашает верховное, сверхъестественное существо центральным и определяющим фактором мироздания.

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам, а также множество национальных, например, конфуцианство, индуизм, иудаизм и пр., имеют отличающиеся друг от друга религиозные картины мира. Однако суть их в одном: признание божества и божественного предопределения. Если в христианстве земная жизнь – это только пролог к жизни божественной и нужно прожить её достойно, чтобы заслужить спасение, то шариат ислама предписывает строгое следование воле Аллаха, изложенной в кодексе норм мусульманской морали.

Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, тварный характер, по сути своей – вторична. Она – результат или проекция другой, настоящей, истинной реальности – Бога или богов. Таким образом, религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы могучи, таинственны, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием огромна. Мир божественного определяет людей в их физическом бытии и в ценностном строе.

Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов, представление о том, что являет собой высшая истинная реальность. В развитых монотеистических религиях (т.е. в религиях, признающих одного верховного всемогущего Бога) существует два типа богословия: катафатическое и апофатическое. Катафатическое богословие позволяет говорить о Боге и давать ему на человеческом языке характеристики в превосходных степенях: Бог вездесущ, всемогущ, всеблаг и т.д. Апофатическое богословие считает, что Бога можно познать только сердцем, только в откровении, и человеческий язык не в силах выразить божественных качеств, т.к. они сильно отличаются от человеческих. Что касается не богословского, а повседневного сознания, то оно всегда конкретизирует образ Бога и придаёт ему, как правило, человеческую внешность: облик возвышенный и грозный.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. В политеистических религиях (т.е. в религиях, признающих существование множества богов) главный бог, например, Зевс у древних греков, подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как и люди. Зевс не создаёт земного мира и тем более Космоса, не создаёт их и Будда в буддизме. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме огромное множество. В отличие от Зевса, подчинённого слепой судьбе, Будда рождается и умирает по собственному усмотрению, хотя, вообще-то мог бы непрерывно пребывать в состоянии нирваны – запредельного высшего блаженства, которое не является ни бытием, ни небытием.

Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоряжается миром и направляет его к концу, который будет страшным судом над живыми и воскреснувшими. И в христианстве и в исламе Бог – един и единственен. Но монотеизм христианства сочетается с верой в то, что распятый на кресте – Бог, что порождает учение о боговоплощении в Троице. Здесь в монотеизм, в саму идею Бога и в его отношения с творением вносится парадокс, то, что не может быть понято человеческим разумом, противоречит ему и может быть лишь предметом веры. Монотеизм ислама – «чистый», лишённый христианской парадоксальности. Коран резко подчёркивает единственность Аллаха. У него нет никаких ипостасей. Признавать существование «сотоварищей» Аллаха – главное преступление против ислама.

Разные представления о Боге неразрывно связаны с разными взглядами на человека. В христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека – повредил настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. В исламе иные представления о человеке. Он не мыслится сотворённым по образу и подобию Божию, но он и не испытывает такого грандиозного падения. Человек скорее слаб, чем «повреждён». Поэтому он нуждается не в искуплении грехов, а в помощи и водительстве Бога, указующему ему в Коране правильный путь.

Итак, религиозная, философская и научная картины мира сосуществуют друг с другом. Это – факт. Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, стремится сложить мозаику единой картины мира. В реализации этого стремления философия, на наш взгляд, занимает самое достойное, центральное место. Действительно, наука по определению достаточно резко дистанцируется от всякого ненаучного знания, в том числе и от религии. Но и представители религии достаточно далеко отстоят от науки; ещё никому не удавалось поставить религию на рельсы науки. В контексте безусловной состоятельности как науки, так и религии в качестве сфер культуры и вместе с тем при их известной несопряжённости философия играет особую и весьма примечательную роль. Философия чувствует себя как дома и в сфере научного, и в сфере ненаучного знания, ей легко вести диалог на оба фронта.

Литература

1. Лешкевич Т. Г. Философия: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2000. – Тема 4.

2. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. – 8-е изд. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – Гл.XI.

3. Основы философии: учебное пособие для вузов / рук. автор. колл. и отв. ред. Е. В. Попов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Тема III.

4. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2003. – С. 292–294.

Сост.: Ткачёва Е. Б.

        2006 г.  




1. Участие общественности в решении проблем охраны природы Международное сотрудничество в охране окружающей среды
2. вариант 0003 КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК 1
3. Нескучная информатика Цель проведения викторины- актуализация знаний полученных на уроках информа
4. НЕОТОМИЗМ лат
5. ЗАТВЕРДЖЕНО _____________________В
6. Контрольная работа выполняется студентами в таблицах и унифицированных формах приведенных по тексту задани
7. Состав умышленного убийства Состав M12291 841500161преступленияS в науке M12291 841501679уголовного пра
8. Сочинение- Иннокентий Фёдорович Анненский
9. Пророчестве богатого папы следует искать не в колебаниях финансового рынка а в недостаточном внимании шк.
10. А каким собственно образом многообещающий геолог по институтскому образованию резко поменял поле деяте
11.  Концептуальная
12. аПриветствую вас севера цветы Зимы холодной долгой темноты Метели буйной вы родные дети
13. Металловедение и термическая обработка металло
14. Техническое нивелирование железнодорожной трассы
15. Ярославская государственная сельскохозяйственная академия УТВЕР
16. Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных крав.
17. Реферат- Особенности развития, структурная и функциональная организация суперЭВМ
18.  118условно на 2 года исп срок 2 мес в 2010 158 3 года вышел по удо С обвинением частично согласен пр
19. тема- основные понятия и характеристики 1
20. х годов развивалось неофициальное искусство СССР