Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

м 17 века Французский материализм 18 века

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 10.5.2024

6. Английский мат-м 17 века. Французский материализм 18 века.

В 17 – 18 вв. в Западной Европе буржуазный уклад получил уже весьма значительное развитие, что

обусловило глубокий кризис феодального общества, его способа производства и духовной культуры.

В последней трети XVI — вначале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах,

сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах. С

середины XVII века (1640—1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее

развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были

подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду.

Развитие нового буржуазного общества порождает изменение не только в экономике, политике и

социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения

общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое

естествознание, которое как раз в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век

обычно называют эпохой научной революции.

В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации

производственных процессов, а тем самым – в развитии науки, которая могла бы эту

рационализацию стимулировать. Все это обусловило быстрый прогресс естествознания, прежде всего

механики и ряда разделов математики. Появляется первая фундаментальная научная физическая

концепция – механика И. Ньютона (1643 - 1727), дифференциальное и интегральное исчисление

(Ньютон и Лейбниц), развивается оптика, начальные элементы химии, биологии, физиологии,

медицины.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением

феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали новую ориентацию

философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с

искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Развитие буржуазного уклада, естествознания, новой гуманистической культуры нуждалось в защите

от феодальных отношений и религиозной философии. Такую защиту и обоснование мог дать только

материализм, который становился главной формой философских взглядов нового революционного

класса – буржуазии. Материализм 17 и особенно 18 в. представляет собой революцию в умах,

подготовившую Великую Французскую буржуазную революцию 18 века.

В Новое время материализм возникает первоначально в Англии (17 в.) и представлен во взглядах

Ф. Бэкона (1561-1626), Т. Гоббса (1588-1679) и Д. Локка (1632-1704). Родоначальником английского

материализма был Ф. Бэкон. Настоящий родоначальник английского материализма и всей

современной экспериментирующей науки, - писал Маркс, - это Бэкон.

Английская Ф имела материалистическую направленность; господство эмпиризма над рационализмом (эмпиризм – направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм); большой интерес к социально-политическим проблемам (Ф-ы искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).

Большое влияние на Ф Англии: революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов); «славная революция» 1688 года; окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимостью от Папы Римского; упрочение роли парламента; развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений.

Ф. Бэкон – основоположник эмпирического направления в Ф. В основе познания лежит опыт. Чем больше опыта накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. «Знание – сила». Индукция как главный метод эмпирического познания. Метод индукции противопоставил методу дедукции (Декарт). Достоинство индукции перед дедукцией – в расширении возможностей процесса познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер. Путь преодоления недостатка - в накоплении человечеством большого опыта во всех областях знания.

Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации – свойства человеческого ума: память; воображение; рассудок. Памяти соответствуют исторические науки, воображению – поэзия, рассудку – Ф, что составляет основу всех наук. Ф Бэкон определяет как науку о Боге; природе; человеке.

Ф Бэкона: определена новая цель Ф – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности; импульс антисхоластической, буржуазной Ф как Англии так и Европы в целом.

Томас Гоббс – ученик Ф. Бэкона, отвергал теологическую схоластическую Ф; цель Ф – как у Бэкона; за эмпиризм; критиковал рационалистическую философию Декарта; материалист; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства; идея: в основе возникновения государства - общественный договор. Основной предмет – гносеология (учение  о познании) и проблема государства. Способ познания – чувственное восприятие, метод – индукция+дедукция.

Теория общества и государства: человек обладает изначально злой природой; движущая сила - личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты; => к сознанию каждым человеком права на все => «войне всех против всех»; в целях совместного выживания вознкло государство. Оно должно быть всесильным.

Джон Локк развил идеи Бэкона и Гоббса. Мир материалистичен; в основе познания опыт; сознание – пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом; источником опыта - внешний мир; цель Ф – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал чел. – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;  идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

Томас Гоббс (1588-1679). Его основные произведения — Философские элементы учения о

гражданине (1642) и Левиафан (1651).

Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по его мнению, есть совокупность

тел. Ничего бестелесного не существует. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит.

Все предметы (тела) и изменения в них происходят благодаря механическому движению

материальных элементов.

Даже духовная жизнь, которая слагается из ощущений, сводится к движениям. Поэтому люди и

животные у него — сложные механизмы, действия которых определяются внешними силами.

Одушевленные автоматы отличаются от неодушевленных тем, что у первых имеются органы,

сохраняющие прежние впечатления. Кроме того, они способны сравнивать новые впечатления с

прежними. Сравнение создает условия для различения, которые в свою очередь есть условие

сознания.

Эти исходные положения Гоббс положил в основу далеко идущих выводов:

1. Отрицание существования душ как особых субстанций

2. Тела — единственные субстанции

3. Вера в Бога есть только продукт человеческого воображения.

Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством идей. Источником идей могут быть только

чувственные восприятия внешнего мира. Он отвергал точку зрения Декарта, согласно которой

исходным пунктом достоверного знания является мышление, а также выступал против его учения о

врожденных идеях. Никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть

всегда налицо. В соответствии с этим Гоббс полагал, что внешние чувства — источник не только

идей, но и всего нашего познания.

Весьма широкую известность получило учение Гоббса о государстве и праве. В нем он попытался

такое сложное целое, как государство, разложить на составные элементы, а последние объяснить

простыми законами природы. Он пришел к мысли о необходимости различать два состояния

человеческого общества: естественное и гражданское.

В условиях XVII в. воззрения Гоббса были прогрессивны. Он уничтожил теистические предрассудки

бэконовского материализма. В его теории общества и государства содержались зародыши

материалистического понимания социальных явлений.

В Англии последователем Бэкона и Гоббса был Джон Локк (1632-1704). Главное его произведение

Опыт о человеческом разуме (1690). В нем он критикует учение Декарта о врожденных идеях и

обосновывает принцип материалистического сенсуализма, т.е. происхождения всех знаний из

чувственного восприятия внешнего мира. Люди не рождаются с готовыми идеями, а знания берутся

из опыта и ощущений. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь пишет знания.

Единственным источником идей Локк объявил опыт. Опыт - непосредственное знание предметов,

чувственно данное субъекту. Локк не отрицает предрасположенности разума к знанию, но самого

знания в голове нет.

Локк выделял три вида знания:

1. Исходное (через чувства) - знания единичных вещей

2. Знание через умозаключение

3. Интуиция

Элементарные единицы знания - идеи.

Локк различал опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия — от лат. рефлексио —

обращение назад). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными

качествами тел — первичными, с которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность,

движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус).

Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует

сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различал идеи ясные и смутные,

реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь

постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.

Джорж Беркли (1684 — 1753) - субъективный идеализм.

Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт философии Локка и объявляет ощущения

единственной воспринимаемой человеком реальностью. Локк стремился выяснить метод,

посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Локку -

абстракция. Беркли пытается всеми доступными средствами доказать, что ум человека не способен к

образованию описания Локковской абстракции. Общая абстрактная идея протяжения, или

пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи.

Доказательству этого Беркли посвятил "Трактат о началах человеческого знания", "Три разговора

между Гиласом и Филонусом", где он не скрывает, что его главная цель - борьба против

материализма и всех его проявлений в науке.

По Беркли, в основе понятия о материи (и о пространстве) лежит допущение, будто мы можем

отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством ощущений, образовывать

отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувственного

восприятия материи как таковой. Мы воспринимаем лишь отдельные вещи и каждое из этих

восприятий есть сумма отдельных ощущений или "идей". "Мы видим отдельные цвета, а не

окрашенную материю"...

Не может быть и общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Слово становится общим не

потому, что оно есть знак отвлеченной общей идеи, а потому, что оно способно быть знаком многих

частных идей. Ум человека может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеченную

идею. Отвлеченная идея материи не может прибавить к свойствам вещей ни одного свойства сверх

тех, которые открываются в них в ощущении.

Учение это - субъективный идеализм. Признается существование лишь человеческого сознания, в

котором Беркли различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект качества. Души -

воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух. деятельности.

Идеи - пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Беркли пытается доказать, что вещи

возникают благодаря восприятию и исчезают, когда прекращается восприятие.

Беркли пытается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что существует лишь один

воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект существует в мире не один. Вещь, которую

перестал воспринимать один субъект может быть воспринята другими. Но даже если бы все

субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжили бы существовать как сумма

идей в уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир.

Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по

направлению к объективному идеализму.

Давид Юм (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Окончил Эдинбургский

университет. После поездки во Францию издал "Трактат о человеческой природе", "Опыты

нравственные и политические". В 1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр. просветителями

(Деламбер, Гельвеций, Дидро...)

Задача знания быть руководством для практической ориентации. При этом единств. предметом

достов знания считает объекты математики. Все др. объекты исследов. касаются только фактов, кот

не могут быть доказаны логически, а выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины,

порождающие эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ

впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2

видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без

предшеств. ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва.

Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др., предыд событие

действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич.

связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом

действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют

исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.

Почему люди действ подобным образом? это привычки. Однако действие привычки никогда не

может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания -

скептицизм.

Поток наших впечатлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне

достаточно для ориентации в мире.

В онтологии (уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее

совокупности отдельных качеств.

В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной

имеют определенную аналогию с чел разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть

основой морали.

Исходя из основных положений своей теории, Юм последовательно пришел к тому заключению, что

бытие Бога и бессмертие души — как понятия, лежащие вне сферы опыта, — не могут быть

доказаны, поэтому религиозные истины знать нельзя; в них можно только верить. Что касается

субстанции (то есть бытия неизменного и независимого ни от какого другого бытия), то Юм

решительно отрицает ее, как нечто такое, о чем мы не можем получить никакого впечатления. Мы

имеем ясные представления только о впечатлениях, —говорит Юм, —субстанция есть нечто

совершенно отличное от впечатлений; значит у нас нет никакого познания о субстанции. Таким

образом, Юм отказывается от возможности познать как сущность, так и причину вещей.

Более последовательный и развитый характер получает французский материализм XVIIIв. Это обусловлено дальнейшим развитием капиталистического уклада, подготовкой Великой Французской буржуазной революции, прогрессом естествознания.

Ж.Ламетри (1709-1751), Д.Дидро(1713-1784), К.Гельвенций (1715-1771), П.Гольбах (1723-1789) развили дальше концепцию материи как природы, бесконечной совокупности вещей. С их позиций материя обладает пространством, временем и движением как формами её бытия. По существу материалисты XVIII в. Открывают важный элемент диалектического мышления, правда, диалектики движения, а не диалектики развития. Французские материалисты создали яркую форму атеизма. С точки зрения Гольбаха, религия возникла на основе первобытного фантастического представления о душе, отличной от тела. Первобытные люди переносили на природу чисто человеческие качества – разум, желание, волю.В области общественно-политических взглядов французские материалисты выступали как просветители. Они считали. Что просвещение, распространение гуманистических идей, критика феодализма, религии и схоластики приведут к созданию «царства разума», соответствующего человеческой природе. Таким царством разума, по их мнению, должна была стать просвещённая монархия. Французские материалисты критиковали представление о бессмертной душе и рассматривали сознание, духовного человека как особый аспект физического человека.




1. Контрольная работа- Организация бухгалтерского дела на предприяти
2. технической стороны вполне укладываются в рамки той эпохи.
3. Тема Судебная система США Контролируемая самостоятельная работа студента Выполнил студент 2 кур
4. Роль идеологического спора в литературном произведении
5. Реферат- Боль и тайна творца
6. 3000сердце б-к950цветы ~ 1501шт скатертьвуаль800 5050 2 Соска250лен
7. тема налогов сборов взносов Вид налога сбора
8. Сердце - положение строение значение
9. На тему- Уровень жизни населения и проблемы его измерения Выполнила студентка Гуманитарного фа
10. Рубіж 1919 1920 pp
11. Менеджмент зона комфорта допамин и депрессия
12. С ВАТОРОПИИ КМ ОЛЬХОВИКОВ Перспективы секуляризма и религии в эпоху постмодерна ОНС 2002 2 Знак и божест
13. процесс побуждения себя и других к деяти для достижения личных целей и целей организации
14. Доверительный интервал dp 005 с уровнем значимости ~ 006
15. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата географічних наук1
16. измерительной коммутационной и распределительной аппаратуры
17. Своей игре 2008 Редактор Юрий Козьмин Ариэль МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА 10
18. методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины Экономическая история
19. ТЕМА- Реформы Александра II ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1
20.  Ниже приведены запросы и количество страниц которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором се