Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

льислама Ибн Таймийи да помилует его Аллах является фундаментальной работой по изложению основ нашей рели

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

От переводчика

“Акида Васитыййа” шейху-ль-ислама Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, является фундаментальной работой по изложению основ нашей религии. Необходимость в её переводе была очевидна, как нам кажется, всем русскоязычным мусульманам. Однако тот перевод, который нам удалось найти, представляющий собой перевод на русский с английского комментированного перевода доктора Асада Н. Бусуля, показался нам не лишенным некоторых недостатков. Во-первых, предложенные комментарии иногда противоречат убеждениям самого Ибн Таймийи. Во-вторых, в них иной раз встречаются недостоверные и противоречащие разуму высказывания. К тому же большой с нашей точки зрения объем комментариев, может отвлечь некоторых читателей от самой “Акиды”.

Поэтому мы сочли возможным предложить свой вариант перевода этой книги. При работе над ним мы использовали текст “Акиды Васитыййи” в электронной версии “Маджму’у-ль-фатава” Ибн Таймийи и четвертое издание “Акиды Васитыййи” египетского издательства Дару-с-салям. При переводе мы опирались также на “Маджму’у-ль-фатава”, в частности “Муназара фи-ль-акида аль-васитыййа” (Дискуссия по поводу Акиды Васитыййи), “Аль-фатва аль-Хамавиййа аль-кубра” и книгу Мухаммад Халиля Харраса, да помилует его Аллах, “Шарх аль-акида аль-васитыййа лишейхи-ль-ислам Ибн Таймиййа”, а также упомянутый выше перевод доктора Бусуля.

Мы использовали разбивку текста на разделы, предложенную доктором Асадом Бусулем, использовали из его книги биографическую справку и библиографию Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, а также сочли необходимым снабдить предлагаемый перевод короткими комментариями.

При указании на коранические тексты мы использовали названия сур, которые уже стали традиционными в русском языке, для того, чтобы читатель мог легче найти их.

Мы также постарались привести тахридж использованных хадисов и заключение об их достоверности на основе трудов шейха Мухаммада Альбани, да помилует его Аллах

Понимая, что не имеем достаточно знаний и опыта для безупречного перевода подобного труда, мы просим всех образованных братье помочь исправить обнаруженные в нашей работе ошибки, а успех только от Аллаха.

Муслим Галанчожский

Ибн Таймийя

Такийу-д-Дин Абу-ль-′Аббас Ахмад Ибн ′Абд аль-Халим Ибн ′Абд ас-Салам Ибн Таймийя аль-Харрани аль-Ханбали родился в понедельник 10 числа месяца Раби′ аль-Авваль 661 г.х.(22-го января 1263 г.) в Харране.

Его отец бежал со своей семьей из Харрана в Дамаск в 667 г.х. (1268 г.) из страха перед монголами, которые вторглись в исламские земли и были на подступе к Харрану.

В Дамаске, который являлся центром исламских наук того времени, Ахмад Ибн Таймийя последовал по стопам своего отца, который был исламским ученым, и обучался у великих улемов его времени.

Он закончил свое обучение в подростковом возрасте, а в 19 лет стал преподавателем исламских наук. Хорошо сведущий в коранических науках, хадисе, фикхе, акиде, арабской грамматике, схоластике (калям), и.т.д., он начал давать фатвы по религиозным юридическим вопросам, не следуя какому-либо одному мазхабу. Он защищал чистые пророческие традиции доводами, которые, хотя и были взяты из Корана и Сунны, были забыты людьми в его время. Его свободная полемика стала поводом для враждебности со стороны некоторых ученых традиционных школ, которые лживо обвинили его во всех видах ереси. Среди них был известный мусульманский средневековый путешественник Ибн Батута, посетивший Дамаск, когда Ибн Таймийя сидел в тюрьме. Это не помешало Ибн Батуте написать в своей книге, что он был свидетелем, как Ибн Таймийя говорил, стоя на минбаре: Каждую ночь Аллах нисходит на нижнее небо, подобно как я спускаюсь”, и он спустился на одну ступеньку с минбара. (Ибн Батута «Рихайя», том.1, стр.110). Хотя из чтения нижеизложенной ′акиды мы узнаем, что Ибн Таймийя принимал атрибуты Аллаха без попыток уподобления, не задавая вопрос “как?” .

Он боролся с еретическими нововведениями в религии, которые были широко распространены в его время во всем мусульманском мире, особенно с определенными поступками и убеждениями некоторых суфийских тарикатов, таких, как поклонение святым и посещение могил святых, бросание себя в огонь. Его атаки на суфиев стали причиной его проблем с властями, т.к. многие правители находились под влиянием суфийских лидеров.

Борьба Ибн Таймийи не ограничивалась суфиями и людьми, следовавшим еретическим нововведениям; он сражался с монголами, вторгшимися в мусульманский мир и достигшими Дамаска. Жители Сирии послали его в Египет убедить султана, правителя Египта и Сирии, ввести свои войска в Сирию и спасти их от вторжения монголо-татар.

Он участвовал в сражении у Шахаба возле Дамаска против монголов, которое произошло во время месяца поста Рамадан, и дал фатву армии прервать пост, чтобы помочь им против врага, как пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, поступил во время взятия Мекки.

Мусульмане выиграли битву, и прогнали монголов от Дамаска и изо всей Сирии. Свою храбрость Ибн Таймийя показал, когда вместе с делегацией улемов отправился на переговоры с монгольским ханом, чтобы прекратить их набеги на мусульман. Никто из учёных не осмелился говорить что-либо хану, кроме Ибн Таймийи, сказавшего: “Вы провозгласили себя мусульманами, и у вас есть муэдзины, судьи, имам и шейх, но зачем вы вторглись в нашу страну? Когда твои отец и дед, Хулаг, были неверующими, они не нападали на исламские земли, они даже обещали не нападать и держали свое обещание. А ты обещал, и не сдержал свое обещание”. (Ибн Касир «Аль-Бидайя ван-Нихайя», том 7, часть 14, стр.91-92).

Однако активное участие в джихаде против врагов Ислама не защитило Ибн Таймийю от нападок заблудших еретиков. Власти сажали его в тюрьму много раз, пока он не умер там из-за своих смелых и прогрессивных взглядов на многие правовые и социальные вопросы, что злило его оппонентов, фанатичных последователей мазхабов, еретиков и лицемеров.

Однако когда султан предоставил Ибн Таймийи возможность отомстить тем улемам, которые причиняли ему вред и становились причиной его тюремных заключений, он проявил огромное великодушие, и простил их.

Он сказал: “Если ты убьешь их, то больше никогда не найдешь улемов, подобных им». Султан сказал: “Они причиняли тебе столько вреда, и хотели убить тебя!” Ибн Таймийя ответил: “Кто навредил мне, те прощены, а кто навредил делу Аллаха и Его посланника, того Аллах накажет”. (Ибн Касир «Аль-Бидайя ван-Нихайя», том 7, часть 14, стр.56)

Мусульманские историки, как Аз-Захаби, Ибн Касир, Ибн аль-′Имд аль-Ханбали и многие другие воздавали должное Ибн Таймийи и считали его одним из величайших ученых в Исламе.

Ибн Таймийя умер в заключении в Дамаске, в ночь с 19-го на 20-ое число месяца Зу-ль-Ка′да 728 г.х. (26-27 сентября 1328). На его похоронах, по некоторым подсчетам, присутствовало 200000 мужчин и 150000 женщин. Он был погребен на кладбище в Дамаске, где была похоронена его мать. (Описание похорон Ибн Таймийи см. Ибн Касир стр.141-145).

Труды Ибн Таймийи.

Несмотря на все превратности жизни, Ибн Таймийя написал много книг и статей по всем направлениям исламского знания.

Его ученик, Ибн Кайим аль-Джавзий, составил список работ Ибн Таймийи, который содержит 350 работ. Здесь некоторые из них:

А: Коранические науки и Тафсир:

1. аль-Табийян фи нузул аль-Кор′ан.

2. Тафсир Сурат ан-Нур.

3. Тафсир аль-Му′ауизайтайн (Суры 113 и 114)

4. Тафсир Сурат аль-Ихлас (Сура 112)

5. Мукаддима фи ′Усуль аль-Тафсир

Б: Фикх: (Исламское право)

1. Маджму′ат аль-Фатауа аль-Кубра. 5 томов

2. Маджму′ Фатауа Ибн Таймийя. 37 томов

3. аль-Кава′ид ан-Нуранийя аль-Фидийя.

4. Китаб Манасик аль-Хадж.

5. Рисала фи-ль-′Укуд аль-Мухаррама.

6. Китаб аль-Фарк аль-Мубин баина-ль-Талак валь-Йамин.

7. Китаб фи ′Усуль аль-Фикх.

8. Рисала фи Раф аль-Ханафи Йадайхи фи-ль-Сала.

9. Рисала фи Суджуд аль-Сахв.

10. Мас′алат аль-Хальф биль-Талак.

В: Тасаууф: (Суфизм)

1. аль-Фуркан баина Аулийя′ аль-Рахман уа-Аулийя′ аш-Шайтан.

2. Амрад аль-Кулюб уа-Шифа′уха.

3. аль-Тухфа аль-′Иракийя фи А′маль аль-Кулюб.

4. аль-′Убадийя.

5. аль-Рисала аль-Тадмурийя.

6. Даджарат аль-Йакин.

7. Багьят аль-Муртад (аль-саб′инийя).

8. Ибталь Уахдат аль-Ууджуд.

9. аль-Тауассуль уаль-Уасиля.

10. Рисала фи аль-Сама′ Уаль-Ракс.

11. аль-′Ибадат аль-Шар′ийя.

Г: Усуль аль-Дин и ′Ильм аль-Калам:

1. Рисала фи Усуль ад-Дин.

2. Рисала фи аль-Ихтиджадж биль-Кадар.

3. Джауаб Ахль аль-′Ильм валь-Иман.

4. аль-Иклики фи аль-Муташаби валь-Та′уиль.

5. аль-Рисала аль-Маданийя.

6. Минхадж аль-Сунна аль-Набауийя фи Накд Калам аль-

Ши′а аль-Кадарийя.

7. аль-Мунтакя мин Акбар аль-Мустафа.

8. Шарх аль-′Акида аль-Асфаханийя.

9. Ма′аридж аль-Уусуль иля Ма′рифат анна Усуля аль-дин

уа-Фата′аху кадд байанаха аль-Расуль.

10. Акуаму ма киля фи аль-Маши′ати уаль-Хикинати уаль-

Када′и уаль Кадари уаль-Та′лили уа-Бутлани аль-

Джабри уаль-Та′тиль.

11. Рисала фи аль-Када′и уаль-Кадар.

12. Китаб аль-Иман.

13. аль-Фуркан баина аль-Хакки уаль-Батиль.

14. аль-Уасийя аль-Кубра.

15. Накд Та′сис аль-Такдис.

16. аль-Радд ′аля аль-Нусайрийя

Д: Аль-Радд ′аля Ас-хаб аль-Миляль: (Ответ последователям других религий)

1. аль-Джауаб аль-Сахих ли-ман Баддала Дина аль-Масих.

2. аль-Радд ′аля аль-Насара.

3. Такджиль Ахль аль-Инджиль.

4. аль-Рисала аль-Кубрусийя.

5. Иктида′ аль-Сират аль-Мустаким Мухалафат Ас-хаб аль-Джахим.

Е: Аль-Мантик уаль-Фальсафах: (Логика и философия)

1. аль-Радд ′аля аль-Мантикийин.

2. аль-Рисала аль-Сафадийя.

3. Накд аль-Мантик.

4. аль-Рисала аль-′Аршийя.

Ж: Аль-Ахлак уаль-Сийяса уаль-Иджтима′: (Этика, Политика и Социология)

1. аль-Хасана уаль-Сайи′а.

2. аль-Уасийя аль-Джами′а ли-Хайр аль-Дуния уаль-Ахира.

3. Шарх Хадис «Иннама аль-А′малу бин Нийат».

4. аль-Сийаса аль-Шар′ийа фи Ислах аль-Ра′и уаль-Ра′ийя.

5. аль-Хизба фи аль-Ислам.

6. аль-Мазалим аль-Муштарака.

7. аль-Шатрандж.

З: Хадис:

  1.  Ахадис аль-Куссас

العقيدة الواسطية 

Шейху-ль-ислам Абу-ль-Аббас Ахмад Ибн Таймийя

АЛЬ-АКИДА АЛЬ-ВАСИТЫЙЯ

Причина, по которой было написано данное изложение основ веры

Ибн Таймийя сказал: “Шафиитский судья из Уасита в Ираке, чье имя Радыйу-д-Дин аль-Уаситый, посетил меня по пути на Хадж. Этот шейх был человеком добродетели и веры. Он пожаловался мне на положение народа в этой стране, находящейся под монгольским правлением, на невежество, несправедливость и утрату веры и знания. Он попросил меня написать акиду для него и его семьи. Я попытался отказаться, сказав: “Множество книг по вероубеждению уже написано. Используй же книгу кого-нибудь из имамов Сунны”.

Однако он настаивал на своей просьбе, говоря: “Я не хочу другой книги, кроме как написанной тобой. Так я написал это для него, в течение второй половины дня. (Маджму’у-ль-фатауа Ибн Таймийя, т. 3, стр.164)

Во имя Аллаха Всемилостивого Милосердного

Вся хвала принадлежит Аллаху, Который направил Своего посланника с руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями. Я свидетельствую, что нет бога, кроме одного Аллаха, и что у Него нет сотоварищей; я признаю и верую в единственность Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник, да благословит Аллах его, его семью и его сподвижников.

Это – вероубеждение Спасшейся Группы получающей помощь Аллаха до Судного Дня, людей Сунны и Согласия.

И это вера в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, воскрешение после смерит и вера в предопределение с его добром и злом.

К вере в Аллаха относится вера в то, чем Он описал Себя в Своем великом Писании, и в то, чем Его описал Его посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не искажая, не отвергая, не задавая вопрос “как?” и не пытаясь представить ничего из Его Качеств[1].

Люди Сунны и согласия веруют, что “нет ничего подобного Аллаху, и Он Слышащий, Видящий” (Совет, 11).

Они не отрицают ничего из того, чем Он описал Себя, и не переставляют слова с их мест. Они не отклоняются от истины в Именах Аллаха и Его знамениях, не задаются вопросом “как?” и не уподобляют Его Качества качествам сотворённых Им существ.

Ибо для Него – Пречист Он от всех недостатков – нет ни одноименного, ни равного, ни подобного.

И не может Он – Пречистый и Всевышний – быть сравнен со Своими творениями.

И поистине, Он – более знающий о Себе и обо всём остальном, более правдивый в словах и лучший в сообщениях, чем Его творения, а затем Его посланники – правдивые и заслуживающие доверия, в отличие от тех, которые говорят на Него то, чего не знают. И поэтому сказал Он “Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!” (Стоящие в ряды, 180). Он очистил Себя от того, что Ему приписывают те, кто противоречит посланникам, и приветствовал посланников, т.к. их слова не содержат недостатков и дефектов.

В том, чем Он описал и назвал Себя, Всевышний объединил отрицание и подтверждение.

Люди же Сунны и Согласия не отклоняются от того, с чем пришли посланники, ибо это – прямой путь, путь тех, кого Аллах облагодетельствовал из числа пророков, правдивейших, шахидов и праведников.

ИМЕНА И АТРИБУТЫ АЛЛАХА В КОРАНЕ

В это единство отрицания и подтверждения входит то описание, которое Аллах дал Себе в суре Аль-Ихляс, равной трети Корана, сказав: “Скажи: Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему”. (Очищение веры, 1-4).

А также то описание, которое Он дал Себе в величайшем аяте Своей Книги, сказав “Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий” (Корова, 255).

Аллах защищает каждого, кто читает этот аят ночью, и ни один шайтан не может приблизиться к нему до утра. Аллах также сказал: “И полагайся на Живого, Который не умирает” (Различение, 58). И Он, Прославляемый, сказал: “Он – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает обо всякой вещи” (Железо, 3).

Знание:

“Он знает, что входит в землю и что выходит из нее; что нисходит с неба и поднимается на него. Он – Милостивый, Прощающий!” (Саба, 2) “У Него – ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы (записано) в книге ясной” (Скот, 59).

Он сказал: “Самка может зачать или родить только с Его ведома” (Ангелы, 11).

И Он сказал: “Чтобы вы знали, что Аллах над всеми мощен, и что Аллах все объемлет знанием” (Развод, 12).

Мощь:

И Он сказал: “Ведь Аллах – податель надела, Обладатель Силы, Мощный” (Рассеивающие, 58).

Зрение, Слух:

И Он сказал: “Нет ничего, подобного Ему; Он – Слышащий, Видящий” (Совет, 11).

И Он сказал: “Ведь Аллах – как прекрасно то, чем Он нас увещевает! Ведь Аллах – Слышащий, Видящий!” (Женщины, 58).

Воля:

И Он сказал: “И если бы ты, когда вошел в свой сад, сказал: Такова воля Аллаха, нет мощи, кроме как с Аллахом” (Пещера, 39).

И Он сказал: “Если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того, как пришли к ним ясные знамения. Но они разошлись, и среди них были такие, что уверовали, и такие, что не верили. А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает” (Корова, 253).

И Он сказал: “Дозволено вам всякое животное из скота (для пищи), кроме того, о чем читается вам, без дозволения для вас охоты, когда вы в паломничестве. Поистине, Аллах решает то, что захочет” (Трапеза, 1).

И Он сказал: “Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому сердце для Ислама; а кого пожелает сбить с пути, делает сердце его узким, тесным, как будто бы он поднимается на небо” (Скот, 125).

Любовь:

Он сказал: “И благодетельствуйте; поистине, Аллах любит добродеющих” (Корова, 195). 16

И Он сказал: “Будьте беспристрастны, ведь Аллах любит беспристрастных” (Комнаты, 9).

И Он сказал: “И пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним; ведь Аллах любит богобоязненных” (Покаяние, 7).

И Он сказал: “Поистине, Аллах любит обращающихся и любит очищающихся” (Корова, 222).

И Он сказал: “Скажи, [о Мухаммад, людям]: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной; будет любить вас тогда Аллах” (Семейство Имрана, 31).

И Он сказал: “Аллах приведет людей, которых Он любит, и которые любят Его” (Трапеза, 54).

И Он сказал: “Поистине, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, как будто бы они – плотное здание” (Ряды, 4).

И Он сказал: “Он Прощающий, Любящий” (Башни, 14).

Милосердие:

И Он сказал: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”.

Он сказал: “Господь наш! Ты объемлешь все Своей милостью и ведением” (Верующий, 7).

И Он сказал: “Он милостив к верующим” (Сонмы, 43).

И Он сказал: “Милость Моя объемлет всякую вещь” (Преграды, 156).

И Он сказал: “Начертал Господь ваш Самому Себе Милость” (Скот, 54).

И Он сказал: “Он Прощающий, Милостивый” (Юнус, 107).

И Он сказал: “Аллах – лучше, [чем любой из вас] как хранитель, Он Милостивейший из милостивых” (Юсуф, 64).

Довольство и Гнев:

Он сказал: “Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом” (Трапеза, 119).

И Он сказал: “А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание” (Женщины, 93).

И Он сказал: “Это – за то, что они последовали за тем, что разгневало Аллаха, и ненавистно было им Его благоволение” (Мухаммад, 28).

И Он сказал: 18 “А когда они Нас прогневали, Мы наказали их” (Украшения, 55).

И Он сказал: “Но возненавидел Аллах их отправление и задержал их” (Покаяние, 46).

И Он сказал: “Велика ненависть у Аллаха за то, что вы говорите то, чего не делаете” (Ряды, 3).

Приход:

Он сказал: “Неужели они ждут только, чтобы пришли к ним Аллах в сени облаков и ангелы? Тогда дело уже будет решено” (Корова, 210).

И Он сказал: “Разве они ждут, что придут к ним ангелы? Или придет твой Господь [Сам]? Или придет какое-нибудь Знамение от Господа твоего? Этот День Знамений от Господа твоего придет” (Скот, 158).

И Он сказал: “Так нет! Когда будет распростерта земля плоско, и придет твой Господь и ангелы рядами” (Заря, 21-22).

И Он сказал: “И в тот день, когда расколется небо с облаками, и низведены будут ангелы” (Различение, 25).

Лицо и Рука:

Он сказал: “И остается лик твоего Господа со Славой и Достоинством” (Милостивый, 27).

И Он сказал: “Всякая вещь гибнет, кроме Его Лика” (Рассказ, 88).

И Он сказал: “Что удержало тебя (Иблис) от поклонения тому, что Я создал Своими Руками?” (Сад, 75).

И Он сказал: “И сказали иудеи: “Рука Аллаха привязана!” У них руки связаны, и прокляты они за то, что говорили. Нет, Руки у Него распростерты; расходует Он, как желает” (Трапеза, 64).

Глаза:

Он сказал: “Ожидай терпеливо решения Господа твоего, [О Мухаммад], ведь ты на Наших Глазах” (Гора, 48).

И Он сказал: “И понесли Мы его [Нуха] на [ковчеге], сделанном из досок и гвоздей, чтобы плыл он на Наших Глазах, в воздаяние тому, кого они отвергли” (Луна, 13-14).

И Он сказал: “Я устремил на тебя [Муса] Мою Любовь, чтобы ты был выращен на Моих Глазах” (Та Ха, 39).

Слух и Зрение:

Он сказал: “Услышал Аллах слова той, которая препиралась с тобой [О Мухаммад] о своем муже и жаловалась Аллаху, а Аллах слышал вашу беседу: ведь Аллах – Слышащий, Видящий” (Препирательство, 1).

И Он сказал: “Слышал Аллах речи тех [иудеев], которые говорили: “Ведь Аллах беден, а мы богаты” (Семейство Имрана, 181).

И Он сказал: “Или думают они, что Мы не слышим их тайны и переговоры? Да [Мы слышим], и посланцы Наши у них записывают” (Украшения, 80).

Он сказал: “Не бойтесь, [Муса и Харун], Я с вами, слушаю и вижу” (Та Ха, 46).

И Он сказал: “Разве не знал он, что Аллах видит?” (Сгусток, 14).

И Он сказал: “Который видит тебя, когда ты встаешь [на молитву]? И [видит], как обращаешься среди поклоняющихся? Ведь Он – Слышащий, Знающий” (Поэты, 218-220).

И Он сказал: “Скажи [им]: Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и посланник Его, и верующие” (Покаяние, 105).

Сила в замысле:

Он сказал: “А ведь в Могуществе Своем Он быстр и силен” (Гром, 13).

И Он сказал: “И хитрили они [неверующие] и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов” (Семейство Имрана, 54).

И Он сказал: “Они замышляли хитрость, и Мы замышляли хитрость, а они и не знали” (Муравьи, 50).

И Он сказал: “Ведь они замышляют хитрость [против тебя, о Мухаммад], и Я замышляю хитрость [против них]“ (Идущий ночью, 15-16).

Прощение:

Он сказал: “Если вы обнаружите или скроете его, или простите зло, то, поистине, Аллах – Прощающий, Мощный” (Женщины, 149).

И Он сказал: “Пусть они прощают и извиняют. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вам? Поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный” (Свет, 22).

Величие:

Он сказал: ” Величие присуще Аллаху, и Его посланнику” (Лицемеры, 8).

И Он сказал об Иблисе: “[Иблис] сказал: Клянусь же Твоим Величием, я собью их всех с пути” (Сад, 82).

И Он сказал: “Благословенно Имя Господа твоего, обладателя Славы и Почета” (Милостивый, 78).

Единственность:

Он сказал: “Поклоняйся же Ему и будь терпелив в поклонении Ему; Разве ты знаешь обладающего именами подобными Его именам?” (Марйам, 65)

И Он сказал: “Никто не равен Ему” (Очищение веры, 4)

И Он сказал: “Не предавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете [Истину]“ (Корова, 22)

И Он сказал: “А среди людей есть такие, которые берут [идолов как] равных Аллаху; они любят их, как надлежит любить Аллаха, но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха” (Корова, 165).

И Он сказал: “И скажи: “Хвала Аллаху, Который не брал Себе детей, и не было у Него сотоварища в царстве, и не было у Него защитника от унижения!” И возвеличивай Его много!” (Перенес ночью, 111)..

И Он сказал: “Восхваляет Аллаха то, что в небесах и то, что на земле; Ему принадлежит власть; Ему – слава; Он над всякой вещью мощен” (Взаимное обманывание,1). 

И Он сказал: “Благословен Тот, Который послал Различение Своему рабу [Мухаммаду], чтобы он стал для миров проповедником. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и не брал Он Себе ребенка; и не было у Него сотоварища во власти. Он создал всякую вещь и размерил ее мерой” (Различение, 1-2).

И Он сказал: “Аллах не брал Себе никакого ребёнка, и не было с ним никакого божества. Иначе каждый бог унес бы то, что он сотворил, и одни из них возносились бы над другими. Хвала Аллаху, превыше он того, что они Ему приписывают, ведающему сокровенное и явное; превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!” (Верующие, 91-92).

И Он сказал: “Не приводите Аллаху притч. Поистине, Аллах знает, а вы не знаете” (Пчелы, 74).

И Он сказал: “Скажи: Господь мой запретил только мерзости, явные из них и скрытые, грех и злодеяние без права, и чтобы вы придавали Аллаху в сотоварищи то, о чем Он не низвел власти, и чтобы говорили против Аллаха то, о чем у вас нет знания” (Преграды, 33).

Утверждение на Троне (Аль-Истива ‘ аля-ль-’Арш):

Он сказал: ” Милосердный – Он утвердился на Троне (аль-Арш)” и “Потом Он вознесся на Трон”.

Аллах повторил эту тему шесть раз в Коране.

Он сказал: “Поистине, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на Троне” (Преграды, 54).

И Он сказал: “Истинно! Господь ваш – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, потом утвердился на Троне” (Йунус, 3)

И Он сказал: “Аллах – тот, Кто воздвиг небеса без видимых опор, потом утвердился на Троне” (Гром, 2).

И Он сказал: “Милосердный – Он утвердился на Троне” (Та Ха, 5).

И Он сказал: “Потом утвердился на Троне – Милосердный” (Различение, 59)

И Он сказал: “Аллах сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, потом утвердился на Троне” (Поклон, 4).

И Он сказал: “Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне” (Железо, 4)

Возвышение:

И Он сказал: “Вот сказал Аллах: О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя ко Мне” (Семейство Имрана, 55).

И Он сказал: “Аллах вознес его к Себе; ведь Аллах Велик, Мудр” (Женщины, 158).

И Он сказал: “К Нему восходит слово доброе, и Он возвышает дело благое” (Ангелы, 10).

И Он сказал: “Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом” (Верующий, 36-37).

И Он сказал: “В безопасности ли вы от Того, Кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас? И вот она движется. В безопасности ли вы от Того, Кто в небе, что Он нашлет на вас вихрь, и камни с неба? И узнаете вы, каково Мое увещание” (Власть, 16-17).

И Он сказал: “Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается там. И Он – с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете!” (Железо, 4).

Вездесущность:

И Он сказал: “Не бывает тайной беседы трёх, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым; и меньше, чем это, и больше, без того, чтобы Он не был с ними, где бы ни были они. Потом Он сообщит им, что они делали, в День Воскресения: ведь Аллах о всякой вещи знающ!” (Препирательство, 7).

И Он сказал, “Не печалься, ведь Аллах – с нами” (Покаяние, 40).

И Он сказал: “Не бойтесь, Я с вами, слушаю и вижу” (Та Ха, 46).

И Он сказал: “Поистине, Аллах – с теми, которые боятся, и теми, которые делают добро” (Пчелы, 128)

И Он сказал: “Терпите: ведь Аллах с терпеливыми” (Добыча, 46).

И Он сказал: “Сколько небольших отрядов победило отряд многочисленный с дозволения Аллаха! Поистине, Аллах – с терпеливыми” (Корова, 249).

Речь:

Он сказал: “А кто правдивее Аллаха в рассказе?” (Женщины, 87).

И Он сказал: “А кто правдивее Аллаха в речах?” (Женщины, 122).

И Он сказал: “И вот Аллах сказал: О Иса, сын Мариам!” (Трапеза, 116).

И Он сказал: “И свершилось Слово Господа твоего по Истине и Справедливости” (Скот, 115).

И Он сказал: “А Аллах говорил прямым разговором” (Женщины, 164).

И Он сказал: “Из них (посланников) были такие, с которыми говорил Аллах” (Корова, 253).

И Он сказал: “И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку, и беседовал с ним Господь” (Преграды, 143).

И Он сказал, обращаясь к Mусе: “И воззвали Мы к нему с правой стороны [горы] ат-Тур и приблизили его для тайной беседы” (Марйам, 52).

И Он сказал: “И воззвал твой Господь к Мусе: Иди к народу несправедливому” (Совет, 10).

И Он сказал: “И воззвал к ним [Адаму и Хаве] их Господь: Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что Сатана для вас – явный враг?” (Преграды, 22).

И Он сказал: “И в тот день воззовет Он к ним и скажет: Где Мои сотоварищи, которых вы измышляли?” (Рассказ, 62).

И Он сказал: “И в тот день воззовет Он к ним и скажет: Что вы ответили посланникам?” (Рассказ, 65).

И Он сказал: “А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит Речь Аллаха” (Покаяние, 6).

И Он сказал: “Группа из них слушала Речь Аллаха, а потом искажала его, после того как уразумели, хотя сами и знали” (Корова, 75).

И Он сказал: “Они желают переменить Слово Аллаха. Скажи: Вы никогда не последуете за нами. Так сказал вам Аллах раньше” (Победа, 15).

И Он сказал: “И прочитай то из Книги Господа твоего, что открыто тебе; нет меняющего Его Слова” (Пещера, 27).

И Он сказал: “Поистине, этот Кор’ан повествует сынам Исраила большую часть того, о чем они расходятся” (Муравьи, 76).

И Он сказал: “И это – Книга Благословенная, которую Мы ниспослали тебе” (Скот, 92).

И Он сказал: “Если бы Мы низвели Коран на гору, ты бы увидел ее смиренно расколовшейся от страха пред Аллахом” (Собрание, 21).

И Он сказал: “А когда Мы заменяем одно знамение (айят) другим, – ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, – они говорят: Ты – только измыслитель! Да, большинство их не знает. Скажи: Ниспослал его (Коран) дух святой (Джибраил) от Господа твоего во Истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь и радостной вестью для мусульман. Мы знаем, что они говорят: Ведь его просто учит человек. Язык того, на которого они указывают, иноземный, а это – язык арабский, ясный” (Пчелы, 101-103).

Лицезрение Аллаха:

Он сказал: “Лица одних в тот День будут сиять (в чистоте и красоте), и взирать на Господа своего” (Воскрешение, 22-23).

И Он сказал: “(Возлежа) на ложах и созерцая (своего Господа)” (Обвешивающие, 35).

И Он сказал: “Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха) “ (Йунус, 26).

И Он сказал: “Там для них уготовано все, что они пожелают, а у Нас будет добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха)” (Каф, 35).

И в Коране много айятов, которые относятся к этой теме; кто тщательно изучает Коран в поисках руководства от него, тому ясна дорога истины.

ИМЕНА И АТРИБУТЫ АЛЛАХА В СУННЕ

Сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, толкует Коран, разъясняет его, ведет к нему, и выражает его значение. И поэтому также является обязательной вера в то, чем Посланник описал своего Господа – Велик Он и Славен – в признанных знатоками хадисов достоверными сообщениях. Например, как в хадисе: “Наш Господь в последнюю треть каждой ночи нисходит на нижнее небо, и говорит: ‘Есть ли кто-нибудь, кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Моего Прощения, чтобы Я простил?” (Согласованный хадис, т.е. приведенный аль-Бухари и Муслим в их Сахихах).

И слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: “Истинно, Аллах более радуется покаянию Своего верующего раба, чем любой из вас радуется, найдя пропавшего верблюда” (Согласованный хадис).

И слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: “Аллах смеётся двоим людям, один из которых убьёт другого, а потом оба они войдут в рай” (Согласованный хадис).

И слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: “Аллах удивляется отчаянию Своих рабов, тогда как изменение их положения от плохого к хорошему совсем рядом; Он смотрит на вас, а вы в отчаянии, и Он смеется, потому что знает, что ваше облегчение очень близко” (передан Ахмадом, Насаи и др. Одну из версий этого хадиса Альбани назвал достоверной в “Сильсиля сахиха“).

И слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: “Геенна не прекратит говорить: есть ли добавка? пока Господь Величия не поставит в неё Свою Ногу (в другой версии “на неё Свою Стопу”) и прижмется одна часть ее к другой, и скажет она: хватит, хватит!” (Согласованный хадис).

И слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: “Скажет Всевышний: О, Адам! И он ответит: Я здесь пред Тобой, и счастье находится в твоих руках. И Он призовет его Голосом: Аллах повелевает тебе вывести из твоего потомства обитателей Ада” (Согласованный хадис), и “Не найдётся среди вас такого, с кем Господь его не станет говорить без посредника”. (Согласованный хадис).

И слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует, при заклинании больного: “Наш Господь, Аллах, Который на небесах, да святится Имя Твое, Твоё Повеление в небесах и на земле; Твоя Милость на небесах, так соверши Свою Милость на земле. Прости нам наши ошибки и грехи. Ты Господь всех добрых людей, одари нас из Своей Милости, и облегчи Своим лечением боль, чтобы больной излечился” (Ахмад, Абу Дауд, Альбани назвал слабым).

И слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: “Неужели вы не доверяете мне, ведь я доверенный Того, кто в небе” (Согласованный хадис).

И слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: “Трон – над водой, и Аллах – на Троне; Он знает, что вам предстоит”, хороший хадис, изложен Абу Даудом и др. (Абу Дауд, Ибн Маджа, Альбани счёл слабым).

И его слова, обращенные к рабыне: “Где Аллах? Она ответила: На небе. Он спросил: Кто я? Она ответила: Посланник Аллаха. Он сказал: Освободите её, ведь, поистине, она – верующая” (Муслим).

И его слова: “Пусть никто из вас, когда молится, не сплевывает перед собой и направо, ведь поистине, Аллах находится перед ним. Сплёвывать следует налево от себя или под ногу” (Согласованный хадис).

И его слова: “О Аллах, Господь семи небес и земли и Господь великого Престола, Господь наш и Господь всего, Раскрывающий зерно и косточку, Ниспосылающий Тору, Евангелие и Коран! Я прибегаю к Тебе от зла моей души и зла всякого живого существа, ибо все они находятся под твоим контролем! Ты – Первый, и не было до Тебя ничего, и Ты – Последний, не будет после Тебя ничего, Ты – Высочайший, нет выше Тебя ничего, Ты – Близкий, нет ближе Тебя ничего, освободи меня от долга и избавь от нужды” (Муслим).

А также его, да благословит его Аллах и приветствует, слова, когда сподвижники громко поминали Аллаха: “О люди, пожалейте себя, ведь вы взываете не к глухому и не к отсутствующему, поистине, вы взываете к Слышащему, Видящему, Близкому! Тот, к кому вы взываете, ближе к вам, чем шеи ваших верховых животных” (Согласованный хадис).

И его слова: “Поистине, вы увидите Господа вашего, как видите эту луну, и не будете обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не отвлекало вас от совершения молитв перед восходом солнца и перед закатом его, то делайте это” (Согласованный хадис).

И другие примеры хадисов, в которых посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает о своём Господе.

Спасшаяся группа, люди Сунны и Согласия, веруют в это так же, как веруют в то, о чём сообщил Аллах в Своём Писании – без искажения, отрицания, уподобления и попыток представить.

Они находятся в среднем положении между различными группами Уммы, так же как мусульманская Умма занимает среднее положение между другими общинами.

В вопросе Качеств Всевышнего Аллаха они занимают промежуточное место между отрицающими эти Качества джахмитами и уподобляющими Качества Аллаха качествам творений мушаббихитами.

Они также занимают среднее между джабритами[2] и кадаритами[3] положение в вопросе действий Аллаха.

В вопросе угрозы Аллаха они между мурджиитами[4] и ва’идитами[5] из числа кадаритов и им подобными.

В вопросе терминов веры и религии[6] между харуритами и му’тазилитам[7] с одной стороны, и между мурджиитами и джахмитами[8] с другой.

В отношении к сподвижникам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, между рафидитами[9] и хариджитами[10].

В упомянутое нами определение веры в Аллаха входит то, о чём известил Аллах в Своём Писании, и то, что достоверно дошло от Его посланника, и на чём единодушно сошлись праведные предшественники[11] (саляф салих) – то, что Он – Пречистый от всего неподобающего Ему – над Его небесами, на Своем престоле, Возвышенный над Своими творениями, и то, что Он – Пречистый от всего неподобающего Ему – с ними, где бы они ни были, Он знает, что они делают, и Он подытожил всё это в Своих словах: “Он – тот, кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается там. И Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете!” (Железо, 4).

Его слова: “Он с вами” не означают, что Он смешан со Своими созданиями: и такое понимание не обязательно с точки зрения лингвистики, и оно расходится с тем, с чем было согласно первое поколение Уммы, и противоречит созданию Аллахом всех вещей. Например, Луна – одно из небольших по размеру знамений Аллаха; она находится на небе, где одновременно сопровождает и того, кто в пути, и того, кто находится дома, где бы они ни были. И Он – Пречистый от всего неподобающего Ему – на Своем Престоле, Наблюдающий за Своими творениями и Контролирующий их, Сведущий о них и обладающий другими качествами Господства.

И всё сказанное Аллахом относительно того, что Он на Престоле, и что Он с нами – истинно в своей сущности, и не нуждается в отклонении от явного смысла. Однако следует остерегаться ложных предположений, подобных тому, что явный смысл Его слов “В небе” означает, что небо окружает или ограничивает Его. Такое предположение есть заблуждение по единогласному мнению учёных и верующих. Ведь поистине, Его Трон объемлет небеса и землю, Он удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись, и удерживает небо от падения на землю, и Его знамением является существование неба и земли в соответствии с Его Повелением.

Близость Аллаха к Его творениям.

Также в понятие имана входит вера в то, что Он – близкий, отвечающий, как объединил Он эти качества в словах: “Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне” (Корова, 186), и как сказал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует: Вы взываете к тому, кто ближе к вам, чем шеи ваших верховых животных. То, что упомянуто в Коране и Сунне относительно Его близости к творениям не противоречит Его вознесённости и возвышенности, ибо Он – Пречистый от всего недостойного – не подобен ничему во всех Своих Качествах, и Он возвышен в Своей близости, и близок в Своей возвышенности.

Коран – Речь Аллах

К вере в Аллаха и Его Писания относится также вера в то, что Коран – ниспосланная несотворённая[12] Речь Аллаха, от Него исходящая и к Нему возвращающаяся. А также вера в то, что Аллах на самом деле произнес её; и что Коран, ниспосланный Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует – истинная Речь Аллаха, а не кого-то другого. И недопустимо использование формулировок что это “пересказ”[13] или “выражение”[14] Речи Аллаха. Когда люди читают Коран, или записывают его, он остаётся истинной Речью Аллаха, т.к. любая речь относится к тому, кто первым произнес её, а не к тому, кто передал или повторил её. Таким образом, Коран – Речь Аллаха со своими словами и значениями, и Речь Аллаха – это не слова без их смысла, и не значения без слов[15].

Лицезрение Аллаха в День Суда

Также в упомянутое понятие веры в Аллаха, Его писания, Его ангелов и Его посланников входит вера в то, что верующие воочию увидят Его в День Воскрешения как видят солнце в безоблачный день или луну в полнолуние, и не будут они обижены в том, кто касается лицезрения их Господа. Они также увидят Его – Пречист Он от всего недостойного – в Судный День, а потом увидят Его после того, как войдут в Рай, так как пожелает Всевышний Аллах.

ВЕРА В ЖИЗНЬ БУДУЩУЮ

Испытания в могиле и Воскрешение

К вере в Последний День относится вера во всё то, о чем известил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что происходи после смерти. И люди Сунны и Согласия веруют в испытание в могиле, в могильные муки и могильное блаженство.

Испытание в могиле это допрос людей об их Господе, их религии и пророке.

И Аллах укрепляет верующих верными словами в ближней жизни и в последней, поэтому верующий ответит, что его господь – Аллах, его религия – Ислам, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует – его пророк. Сомневавшийся же скажет: “Что? Что? Я не знаю. Я слышал людей, говоривших что-то, и повторял за ними”… И тогда он получит удар железным молотом и закричит так, что его услышит всё сущее за исключением человека, а если бы услышал человек этот крик, то потерял бы сознание[16].

За испытанием же в могиле последует либо блаженство, либо мучение до наступления часа Великого Воскрешения, когда душам будут возвращены тела.

Наступит Воскрешение, о котором известил Аллах в Своем Писании и через Своего посланника, и относительно которого не разногласит никто из мусульман. Люди восстанут из своих могил к Господу миров, босые, нагие, необрезанные; к ним приблизится солнце и затопит их пот. Будут установлены Весы, и ими будут взвешены дела рабов. “Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне“ (Верующие, 102-103).

Записи людских деяний

Будут развернуты свитки с записью деяний, и одни люди получат эти записи в правые руки, а другие в левые или из-за спины, как сказал о том Всевышний “Каждому человеку Мы повесили на шею его деяния (сделали их неразлучными с ним). А в День воскресения Мы представим ему книгу, которую он увидит развернутой. Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя“ (Перенес ночью, 13-14).

Аллах рассчитает Свои творения. Оставшись наедине со Своим верующим рабом, Он спросит его признания в грехах, как это описано в Коране и Сунне. Что же касается неверных, то они не будут рассчитаны подобно тем, чьи благие дела и грехи будут взвешены, т.к. у неверных нет благих дел, однако их дела будут сочтены, представлены им и их заставят признаться в этих грехах.

Водоем посланника (Хауд)

И в Судный день люди увидят Водоём, обещанный Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вода которого белее молока и слаще меда, число его сосудов подобно количеству звезд, длина и ширина – месяц пути, и тот, кто выпьет из него, никогда больше не будет испытывать жажду.

Мост над Адом (Сират)

Путь Сират, установленный на вершине Геенны – это Мост между Раем и Адом. Люди будут двигаться по нему в соответствии со своими делами: будут такие, кто пройдет его за мгновение ока, кто-то – как молния, кто-то как ветер, кто-то как породистый конь, кто-то как ездовой верблюд, кто-то пробежит, кто-то пройдёт пешком, кто-то проползёт. Кто-то будет схвачен и брошен в Геенну, т.к. на мосту будут крюки, хватающие людей из-за их плохих дел. Тот, кто пройдет по Сирату, войдёт в Рай. Прошедшие его остановятся между Раем и Адом для взаимного расчета и воздаяния, а после того как они очистятся от грехов, им будет позволено войти в Рай.

Заступничество (Шафа’а)

Первым кто постучится во врата Рая, будет пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и первой из общин войдет в Рай его Умма.

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, наделен правом трёх заступничеств в Судный день.

Первое заступничество – во время Предстояния, дабы ускорить Суд, будет сделано после того, как от этого откажутся другие пророки: Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса сын Марйам.

Второе заступничество – за людей Рая, чтобы они зашли в него. Правом этих двух заступничеств наделен только пророк Мухаммад.

Третье заступничество – за тех, кто заслужил наказание Ада, им наделены также остальные пророки, праведники и другие, заключается в ходатайстве за грешников, чтобы избавить их от Ада. И также Аллах выведет из Ада людей без всякого заступничества, по Своей Милости и Великодушию. Оставшееся в Раю место Аллах заполнит людьми, созданными для этого[17].

То, что Последняя Обитель заключает в себе: расчёт, награда, наказание, Рай и Ад, подробно упомянуто в небесных Писаниях и в тех знаниях, что сохранились от пророков и в знаниях, унаследованных от Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и этого достаточно. Желающий сможет найти эти сведения в достаточном количестве.

Божественное Предопределение (Кадар)

Также спасшаяся группа, люди Сунны и Согласия веруют в Предопределение с его благом и злом. Вера в Предопределение состоит из двух степеней, и каждая степень заключает в себе две части.

Первая степень – это вера в то, что Всевышний Аллах знает о Своих творениях, и они действуют в соответствии с Его предвечным Знанием, Он знает о них всё – их благие дела и проступки, их уделы и сроки. Он записал все их судьбы в Хранимой Скрижали. Первое, что Аллах сотворил – это письменная трость (калям), которой Он приказал: “Пиши! Письменная трость спросила: Что писать? И Он сказал: Пиши всё то, что будет до Дня Воскрешения!” (приводят Тирмизи, Абу Дауд, Альбани счёл достоверным). И то, что постигло человека, не могло его миновать, а то, что миновало и не могло постигнуть, высохли перья и свернуты свитки. “Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко“ (Хадж, 70).

“Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко“ (Железо, 22). Это Предопределение следующее Его Знанию, в общем и частном. Он записал в Хранимой Скрижали что пожелал. И когда Он создает плоть зародыша, до того, как наделить его душой, Он посылает ангела с приказом записать удел этого будущего человека, его срок, его дела, и будет он счастливым или несчастным и т.п. Этот вид Предопределения отрицали раньше крайние кадариты, сегодня же отрицающих его очень мало.

Вторая степень – это исполняющаяся Воля Аллаха и его Всемогущество, объемлющее всё. Это вера в то, что то, что Аллах пожелал, существует, а то, что Он не пожелал, не существует, и в то, что всякое движение и всякий покой в небесах и на земле имеет место только по Воле Аллаха. Нет ничего, что бы Он не пожелал, и Он Мощен над всякой вещью из сущего и несуществующего. И всё, что есть сотворенного во Вселенной, сотворено Аллаха, и нет у него другого творца, и другого господа. Вместе с тем, Он повелел рабам подчиняться Ему и Его посланникам, и запретил им грехи. Он – Пречистый от всего недостойного Его – любит богобоязненных, благодетельных, справедливых, Он доволен теми, кто уверовал и творит праведные дела; Он не любит неверных и не доволен грешниками, Он не приказывает мерзости и не доволен неверием Своих рабов, и не любит порок.

Рабы совершают поступки самостоятельно, а Аллах сотворил их поступки. Таким образом, раб может быть верующим и кафиром, праведным и грешным, молящимся и постящимся. Рабы обладают способностью совершать свои поступки, и они обладают волей. Аллах же является их творцом, и творцом их возможностей и желаний, как Он сказал об этом “тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров“ (Скручивание, 28-29). Эту степень предопределения считает ложью большинство кадаритов, которых Пророк назвал “огнепоклонниками (магами) этой Уммы”. (Привёл Абу Дауд, Альбани назвал хорошим). Другая группа, проявляя чрезмерность в подтверждении этого Свойства Аллаха, отрицает наличие у раба возможности и выбора, тем самым лишая деяния Аллах и Его Законы мудрости и смысла.

Вера (Иман)

К основам людей Сунны и Согласия относится то, что религия и иман – это слова и дела, слова сердца и языка, дела сердца, языка и членов тела; и то, что иман увеличивается при совершении благих дел и уменьшается от грехов.

Вместе с тем, они не обвиняют в неверии мусульман просто из-за совершения проступков и больших грехов, как это делают хариджиты. Религиозное братство не исчезает с грехами, как подтвердил это Аллах в аяте о возмездии за убийство: “А кому будет прощено что-нибудь его братом, то следование по обычаю и возмещение ему во благе (выплате денег за пролитие крови)” (Корова, 178).

И Он сказал: “Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может вы будете помилованы” (Комнаты, 9-10).

Люди Сунны и Согласия не считают грешащего мусульманина совершенно лишенным имана и не утверждают, в отличие от му’тазилитов, что он вечно пребудет в Аду. Наоборот, считают его входящим в понятие верующий, подобно тому, как Аллах сказал: “…то освобождение верующего невольника” (Женщины, 92). Это не указывает на ту полноту и совершенство имана, о котором сказал Аллах: “Истинно верующие – только те, сердца которых страшатся, когда поминается Аллах, полные благочестья; а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и полагаются на своего Господа” (Добыча, 2); или сказал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует: “Не совершит прелюбодеяние прелюбодей, будучи верующим, не украдет вор, будучи верующим, и не выпьет вина, будучи верующим, и не совершит грабёж, будучи верующим” (Согласованный хадис).

Поэтому люди Сунны и Согласия говорят “он верующий с неполной верой”; или “он верующий по его вере и грешник по его греху”. Поэтому он не называется уверовавшим полностью, но и не считается полностью утратившим иман.

СУЩНОСТЬ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ СУННЫ К СПОДВИЖНИКАМ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА

Среди основных принципов людей Сунны и Согласия – чистота сердца и языка в том, что касается сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, именно так, как Аллах описал их: “А те, которые пришли после них (мухаджиров[18] и ансаров[19]), говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный” (Собрание, l0).

Также к этим принципам относится повиновение Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в его словах: “Не ругайте моих сподвижников! Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, если кто-то из вас израсходует золота величиной с гору Ухуд, это не сравнится ни с муддом[20] ни с половиной мудда одного из них” (Согласованный хадис).

Люди Сунны и Согласия принимают то, что сообщается в Коране, Сунне и Иджма’[21] о достоинствах и высоком положении сподвижников. Они также отдают предпочтение тем из сподвижников, кто расходовал своё состояние на пути Аллаха и сражался до Победы – а это худайбийский договор[22] – над теми, кто расходовал и сражался после Победы[23]. Они отдают преимущество мухаджирам над ансарами. Они верят, что Аллах сказал участникам битвы при Бадре – а их было триста десять с лишним человек – “Делайте то, что пожелаете, Я уже простил вам” (Абу Дауд, Альбани счел достоверным).

И они верят, что ни один из тех, кто присягал посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, под деревом[24], не войдет в Ад, так как посланник, да благословит его Аллах и приветствует, объявил об этом[25]; и что Аллах доволен ими[26] и они – Им, а их было больше тысячи четырехсот человек.

Люди Сунны и Согласия свидетельствуют для них о Рае, как и для всех, кому засвидетельствовал Рай посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует – для десятерых, обрадованных вестью о Рае[27], для Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса[28] и других.

Они принимают то, что передавалось от повелителя правоверных, ‘Aли Ибн Аби Талиба, да будет Аллах доволен им, и от других, что лучшие люди этой ‘Уммы после ее посланника – это Aбу Бакр а затем ‘Умар. И третьим из лучших они считают ‘Усмана, четвертым – ‘Али, да будет доволен ими Аллах, как указывают на то хадисы и в соответствии с единодушием сподвижников в вопросе присяги ‘Усману. Некоторые сунниты разошлись по поводу приоритета ‘Усмана и ‘Али, да будет доволен ими Аллах, (после единодушия в отношении Абу Бакра и ‘Умара) – некоторые отдают предпочтение ‘Усману, некоторые – ‘Али. Однако этот вопрос не относится к основам религии, и, по мнению большинства людей Сунны, несогласие в нём не считается заблуждением. Однако вопрос, в котором несогласный считается заблудшим – это вопрос халифата, т.к. люди Сунны убеждены, что халифом после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является Абу Бакр, затем ‘Умар, затем ‘Усман, затем ‘Али. И тот, кто оспаривает халифат любого из них, более заблудший, чем его осёл.

Семья Посланника (Aхль Aль-Байт)

Люди Сунны любят семью Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, оказывают им поддержку и почитать волю посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по отношению к ним, как сказал он в день Гaдир Хумма[29]: “Я прошу вас ради Аллаха заботиться о моей семье, я прошу вас ради Аллаха заботиться о моей семье ” (Муслим). А также его слова дяде Aббасу, когда тот жаловался ему, что некоторые курайшиты сухо обходятся с Бану Хашим[30]: “Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа! Они не уверуют, пока не полюбят вас ради Аллаха и моего родства с вами” (Сообщено Ахмадом и другими, слабый хадис).

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: “Поистине, Аллах выбрал сынов Исма’ила, и из них Он выбрал Кинана, и из Кинана Он выбрал Курайш, а из Курайша Он выбрал Бану Хашим, а из Бану Хашим Он выбрал меня” (Сообщено Муслимом).

Матери правоверных

Люди Сунны проявляют любовь и уважение к женам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, матерям верующих, и верят, что они будут его женами в жизни будущей. Они выделяют особо Хадиджу, мать большинства его детей, первого человека, кто уверовал в него и оказал поддержку в его деле, и которую он так высоко ценил. А также ‘Аишу, Правдивейшую, дочь Правдивейшего, да будет доволен ею Аллах, о которой посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Превосходство ‘Aиши над женщинами подобно превосходству сарида[31] над остальной пищей” (Согласованный хадис)

Люди Сунны отказываются от доктрины рафидитов, которые ненавидят сподвижников посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и оскорбляют их. А также от доктрины насыбитов, которые наносят словесно или действием вред семье Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Люди Сунны воздерживаются от углубления в разногласия, имевшие место между сподвижниками, и говорят, что часть преданий, которая рассказывает об их ошибках, неправда, в некоторых из них добавления, недостатки, или искажения. В том же, что известно достоверно, у них есть оправдание, т.к. они были муджтахидами[32] либо принявшими правильное решение, либо ошибившимися.

Вместе с тем люди Сунны не считают любого из сподвижников гарантированным от совершения больших и малых грехов, наоборот, они могут быть грешны как все люди. Тем не менее, они обладают такими преимуществами и достоинствами, служащими причиной для прощения их проступков – если эти проступки имели место – что им могут быть прощены прегрешения, которые не будут прощены никому другому, т.к. те благие дела, стирающие грехи, которые были совершены ими, не сможет совершить никто после них. Это подтверждено словами посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что они – “лучшее из всех поколений” (aль-Бухари и Муслим), и что “мудд милостыни любого из них лучше груды золота размером с гору Ухуд, которую отдаст тот, кто придет после них” (aль-Бухари и Муслим).

И даже если кто-нибудь из сподвижников совершил грех, то:

он либо раскаялся в нем, либо совершил добрые деяния, которые стёрли этот проступок;

либо он был прощен Аллахом благодаря принятию Ислама в самом начале его распространения или заступничеству Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ведь сподвижники больше других заслужили это заступничество;

либо пережитые испытания стали искуплением его грехов.

И если так обстоит дело с настоящими грехами, то что говорить о вопросах, где они принимали решение по своему иджтихаду: если они приняли правильное решение, то им двойное вознаграждение, а если ошиблись – то одинарная награда, а ошибка прощена[33].

Количество их отрицательных поступков ничтожно мало и простительно в сравнении с их достоинствами и благими делами, такими как: вера в Аллаха и Его посланника, джихад на Его пути, хиджра, поддержка религии, благие знания и добрые деяния.

И тот, кто объективно изучает жизнь сподвижников с проницательным пониманием того, какими преимуществами одарил их Аллах, без сомнения, обнаружит, что они лучшие люди после пророков, и что никогда не было и не будет таких как они; и, поистине, они – избранное поколение из мусульманской общины, лучшей среди всех народов и самой почитаемой Аллахом Всевышним.

Чудеса[34] друзей Аллаха[35] (Kарамат Aль-Aулийа)

Среди принципов людей Сунны и Общины – вера в чудеса праведников, которых Аллах может наделить сверхъестественными способностями. Эти способности проявляются в различных областях науки, в даре получения информации необычными способами, возможностях и восприимчивости, подобно тому, что рассказывается о предыдущих общинах в суре “Пещера” и др., а также о людях первого поколения Уммы из числа сподвижников и таби’унов[36] и остальных поколений этой Уммы.

И до Дня Воскресения в Умме будут появляться праведники, наделённые Аллахом такими чудесными способностями.

ПУТЬ АХЛЬ АС-СУННА ВАЛЬ-ДЖАМА′А

Методика людей Сунны и Согласия есть внутреннее и внешнее следование пути посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следование первым мусульманам, мухаджирам и ансарам, а также следование завещанию посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: “Вы должны неукоснительно следовать моей Сунне и Сунне мои праведных халифов. Держитесь за нее зубами. И остерегайтесь новшеств в религии, потому что каждое еретическое нововведение (бид’a) – это заблуждение”. (Сообщено Aхмадом , Aбу Даудом, Тирмизи, который сказал, что это хороший достоверный хадис, и Ибн Maджа. Альбани счёл достоверным).

Люди Сунны знают, что самые правдивые слова – это Слова Аллаха, а лучшее руководство и наставление – это наставление Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Они предпочитают Слова Аллаха словам любого другого, и наставление Мухаммада любому другому наставлению, и потому они зовутся людьми Корана и Сунны. Они также называются людьми Общины (джама’а), так как община означает единство, а ей противопоставляется разобщение, хотя термин джама’a и стал именем для различных объединений людей.

И иджма’ (согласие) есть третий после Корана и Сунны столп, на который люди опираются в знаниях и религии.

И с этими тремя основами мусульмане сравнивают всё то, что явно и скрыто говорят и делают люди в том, что связано с вопросами религии.

Иджма‘, на которое они опираются, это то, на чём сошлись праведные предшественники, т.к. после их эпохи увеличилось количество разногласий, и Умма широко распространилась по миру.

Основываясь на этих принципах, люди Сунны повелевают одобряемое и запрещают порицаемое, как того требует Шариат. Они считают обязательным совершение хаджа, джихада, пятничных и праздничных молитв за правителями мусульман, праведны они или грешны. Они придерживаются совершения молитв в джамаате и считают религиозной обязанностью искренность в отношении к Умме мусульман.

Они веруют в слова Посланника, сказавшего “Верующий для верующего как прочно стоящее здание, одна часть которого усиливает другую” и при этом сплетшего свои пальцы (Согласованный хадис), и в его слова “В любви, милосердии и благосклонности друг к другу верующие подобные единому организму: если один его орган болен, то всё тело отвечает на это лихорадкой и бессонницей”. (Согласованный хадис).

Они повелевают проявлять стойкость при испытаниях, благодарность при облегчении и довольство Предопределением. Они призывают к самым благородным нравам и наилучшим действиям и веруют в слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: “Наиболее совершенен иман того верующего, чей нрав наилучший “ (приводят Ахмад, Тирмизи, Абу Дауд, Насаи; Альбани счёл достоверным).

Они побуждают поддерживать отношения с теми, кто их разрывает, давать тем, кто отказывает, прощать тех, кто несправедлив. Они повелевают проявлять послушание и заботу о родителях, поддерживать родственные связи и добрососедские отношения, хорошо относиться к сиротам, беднякам и путникам, быть мягкими с рабами.

Они запрещают хвастовство, высокомерие и разврат, а также проявление превосходства над людьми, как по праву, так и без него. Они повелевают проявлять воспитанность и запрещают заниматься пустяками. И во всём, что они говорят или делают, они следуют Писанию и Сунне, и их тарикат[37] – это религия Ислам, с которой Аллах послал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Однако, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, известил о том, что его Умма разделится на семьдесят три группы, из которых все попадут в Ад, кроме одной, которая и есть Джама’а (приводит Ахмад, Абу Дауд; Альбани назвал достоверным), и в другом хадисе сказано “Это те, кто будет находиться на том, на чем сегодня нахожусь я и мои сподвижники” (Тирмизи, Альбани счёл хорошим), те люди, кто крепко придерживается чистого, свободного от примесей Ислама и есть люди Сунны и Согласия.

Среди них правдивейшие, шахиды, праведники. Среди них проводники истинного пути, светочи во мраке, обладатели достопамятных заслуг и достоинств. Среди них учёные, заменившие пророков в донесении до людей Истины, среди них имамы религии, с наставлением и знаниями которых согласны все мусульмане.

И они – Победоносная Община, по поводу которой сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “До наступления Судного дня не прекратит в моей Умме существовать община, находящаяся на истинном пути, которой Аллах будет оказывать помощь. Им не навредят ни те, кто будет противодействовать им, ни те, кто оставят их без поддержки” (Согласованный хадис).

Мы просим Аллаха, чтобы Он сделал нас из их числа и не отклонял наши сердца от Истины после того, как Он наставил нас, и даровал нам Свою милость, поистине, Он – Дарующий.

Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада, его семью и сподвижников.

Шейху-ль-ислам Абу-ль-Аббас Ахмад Ибн Таймийя

Перевел Муслим Галанчожский

ИА “ХУНАФА”

الحنفــاء

[1] Сообщается от праведных предшественников и имамов о необходимости принимать качества Аллаха Всевышнего так, как о них сообщено в Коране и достоверной Сунне, без попыток растолковать (таъвиль)и представить (тамсиль). Так, когда один человек спросил: “Милостивый вознесся на Трон, а как Он вознесся?”, имам Малик, да помилует его Аллах, ответил: “Вознесение – известно. Каким образом Он вознесся – неизвестно. Вера в это (вознесение) – обязательна. Вопрос же (об образе или форме вознесения) – ересь”.

[2] Джабриты отрицают свободу воли, т.е. возможность выбора человека.

[3] Кадариты отрицают, что все действия человека предопределены Аллахом.

[4] Мурджииты утверждают, что человек, уверовавший в сердце, каковы бы ни были его дела, обезопашен от наказания Аллаха.

[5] Ва’идиты утверждают, что Аллах обязательно должен наказать не покаявшегося грешника и не может его простить.

[6] Т.е. в вопросе таких терминов, как “верующий”, “мусульманин”,” кафир” и т.п.

[7] Харуриты-хариджиты и му’тазилиты не считают верующим человека, который не выполняет что-либо из обязанностей религии и совершает что-либо из больших грехов.

[8] Мурджииты и джахмиты считают, что грехи не вредят иману человека.

[9] Рафидиты-шииты обвиняют в вероотступничестве большое количество сподвижников, да будет доволен ими Аллах, при этом превозносят и, некоторые из них, даже обожествляют Али, да будет доволен им Аллах, и его потомков.

[10] Хариджиты обвиняют в неверии Али и Муавию, а также последовавших за ними сподвижников.

[11] Праведные предшественники (саляф салих) – мусульманские учёные первых трёх поколений Уммы.

[12] Му’тазилиты утверждают, что Коран сотворён.

[13] Как утверждают куллябиййиты, одна из му’тазилитских сект.

[14] Как утверждают аш’ариты.

[15] Некоторые еретические секты утверждают, что слова Корана сотворены, а их смысл – нет, и наоборот.

[16] Хадис об этих событиях приводит Абу Дауд и др., Альбани счел достоверным.

[17] Ибн Таймийя не упомянул заступничество за обитателей Ада для облегчения их мук, которым также наделен посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[18] Мусульмане, переселившиеся в Медину, главным образом из Мекки.

[19] Жители Медины, принявшие Ислам.

[20] Мудд – мера объема, равная содержимому двух пригоршней.

[21] Иджма’ – единодушное мнение Уммы или учёных определенного периода, наряду с Кораном и Сунной является бесспорным источником исламских знаний.

[22] Мирный договор, заключенный Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, с многобожниками Мекки в Худайбиййе в (см. суру Победа).

[23] См. суру Железо, аят 10.

[24] Присяга под древом, названная присягой довольства – предшествовала заключению Худайбийского договора.

[25] Хадис об этом привел Ахмад, Тирмизи, Абу Дауд, Альбани счел достоверным.

[26] См. суру Победа, аят 18.

[27] Эти десятеро – Абу Бакр, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн Аффан, ‘Али ибн Аби Талиб, Тальха ибн ‘Убайдуллах, Зубайр ибн ‘Аввам, Са’д Ибн Аби Ваккас, Са’ид ибн Зайд, ‘Абд ар-Рахман Ибн ‘Ауф и Абу ‘Убайда Ибн аль-Джаррах, да будет доволен ими Аллах.

[28] См. Сахих аль-Бухари, хадис 3344,

[29] Гадир Хумм – местность между Меккой и Мединой, где на пути из Прощального хаджа посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью, в которой, в частности, упомянул превосходные качества ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах.

[30] Род посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[31] Сарид – блюдо из кусочков мяса и хлеба.

[32] Муджтахид – мусульманский ученый, обладающий достаточными знаниями для иджтихада, т.е. вынесения самостоятельного решения на основе Корана, Сунны и единогласного мнения Уммы (иджма’).

[33] Хадис об этом приводят аль-Бухари (6805), Муслим (3240) и др.

[34] Сверхъестественные способности людей делятся на 3 вида:

  •  му’джизат, которыми Аллах наделяет своих пророков;
  •  карамат, которыми Он наделяет праведников;
  •  и те необычные возможности, в которых шайтаны помогают своим друзьям для отвращения людей от религии Аллаха.

[35] Друзья Аллах (аулийа) – богобоязненные мусульмане, как сказал о том Аллах: “Воистину, друзья Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они те, которые уверовали и были богобоязненны” (Йунус, 62-63)

[36] Таби’уны – следующее после сподвижников поколение праведных предшественников.

[37] Тарикат – путь, методика, способ действий. Этот термин используется также суфиями для названия их сект.




1. ТЕМА ПІДГОТОВКИ ВЧИТЕЛІВ ПОЧАТКОВОЇ ШКОЛИ УКРАЇНИ 19911997 рр
2. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступенякандидата наук з фізичного виховання і спорту.
3. язык гипертекстовой разметки; стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине
4. быть 3 Вариации вспомогательных глаголов 4 Согласование имени прилагательного по числу Примечание
5. имидж как направление PRдеятельности Брендимидж происходит от английского brnd imge имидж репутация бренд и
6. Дидактика
7. Анализ книги Мишель Монтень Опыты Книга 1
8. Управления труда и занятости Орловской области 2
9. декаданс. Помимо Шопенгауэра на духовную эволюцию Ф
10. Реферат- Автовышки
11. Значение речи в жизни человека в его психологии и поведении
12. Особенности загрязнения, заражения и обеззараживания помещений и территорий на сельскохозяйственных объектах
13. Гринпис неподсудны и должны обладать иммунитетом от любого преследования по закону.html
14. плана готовится в самом конце работы по завершении и готовности всех остальных разделов т
15. Лабораторная работа 2 Калибровка КТУ Цель- ознаком
16. Лабораторная работа ’6 По теме- Изучение переходных процессов зарядки и разрядки конденсатора Отчет по р.html
17. Тема роботи- Шорсткість поверхні З курсу- Метрологія та взаємозамінність Виконав- Ст
18. Москва 1904 г ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Предисловие В чем состоит христианское сов
19. с точки зрения предмета консультирования попредметная классификация; 2 с точки зрения метода консульти
20.  Основу легенди і повір~я становить вигадка і фантазія