Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 18 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИИ 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:


220

PAGE  219

Лекция 18. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИИ

1. Философское понимание познания. Теория познания (гносеология) ставит своей целью исследование природы познавательной деятельности человека. Познание – это философская категория, отражающая процесс создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром. Познание не копирует внешнюю реальность, а вносит в нее смысл, создает направляющие деятельность идеальные модели: это – творческая деятельность, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Центральная проблема гносеологии – возможность достижения истины в процессе познания. Объект познания – подвергающиеся исследованию фрагменты бытия. Предмет познания – те конкретные аспекты объекта, которые изучаются. Существуют различные представления о сущности и возможностях познания.

1. Эмпиризм считает, что все знание проистекает из опыта: вещи, действуя на организм человека, дают ощущения, а деятельность разума сводится к тому, чтобы их комбинировать.

2. Рационализм видит основой познания врожденные представления (понятия, модели), заложенные в разуме человека. С их помощью разум обобщает, осмысляет, анализирует эмпирические данные и раскрывает сущность явлений.

3. Иррационализм ограничивает роль и возможности познания. Его основой видели общение с высшими силами (мистицизм), или неконтролируемые «озарения» (интуитивизм).

4. Прагматизм отказался от решения вопроса достоверности познания и видит в научных теориях произвольные соглашения ученых о способе освещения и толкования фактов (концепция конвенционализма – одни и те же факты можно описать в разных теориях, выбор между ними произволен).

5. Агностицизм считает, что вопрос об истинности знаний не может быть решен: познание не способно выйти за свои пределы и поэтому не может оценить, каково соотношение между опытом и реальностью, осуществив проверку знания.

6. Материализм видит в познании опережающее отражение действительности: чисто логическим путем невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знаний, но их можно проверить с помощью практической деятельности – если человек увеличивает власть над природой, совершенствует себя, его знание адекватно действительности.

7. Скептицизм подчеркивает несовершенство и противоречивость наших знаний, считая истину недостижимой.

В основе познания лежит процесс мышления как целенаправленного и обобщенного отражения существенных свойств и отношений объектов. Слово «обобщенное» означает, что цель мышления не перечисление наблюдаемых фактов, а их систематизация с выделением общего и существенного. Проблема в том, что общие черты и законы не существуют в виде единичных предметов, не воспринимаются непосредственно. Поэтому реальность при изучении облекается в форму отвлеченных понятий и законов. Мышление предполагает активность разума. Результат познавательного процесса – получение нового знания как кодифицированной информации, имеющей социальное значение и признаваемой определенным сообществом отвечающей каким-либо методологическим критериям.

Основные виды знания – практическое (обыденное) и теоретическое (специализированное). Практическое знание вплетено в деятельность и направлено на ее обслуживание. Усвоение практического знания осуществляется в форме усвоения человеком коллективных представлений; исследовательская установка минимальна. Теоретическое знание ориентировано не на отражение реальности, а на нахождение ее смыслов; оно содержит не конкретные рецепты, а схемы деятельности, обретающие формы понятий, законов, теорий. Выделяются различные типы познания (научное, обыденное, философское, эстетическое, религиозное, экзистенциальное, мистическое), а также уровни познания (чувственное и рациональное).

Чувственное познание есть восприятие свойств объектов, непосредственно данных органам чувств; результат непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, дающий конкретное и ситуативное знание, имеет особое значение в обыденной практике. Эта форма познавательной деятельности является начальным этапом познания. Его формы – ощущение, восприятие, представление. Ощущение – субъективный образ объективного мира; исходный пункт познания,  отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающие в результате их воздействия на органы чувств.  Восприятие – целостный образ предмета, оно включает в себя ощущения, но не является их простым суммированием. Представление – образ предмета, который когда-то воздействовал на органы чувств и теперь восстанавливается благодаря памяти, или созданного воображением. Представление невозможно без воображения: оно вызывает имеющиеся в опыте образы.

Следующим уровнем является познание рациональное, оперирующее идеальными образами – теми свойствами и отношениями, которые не существуют отдельно от предметов (мышление оперирует ими, отвлекаясь от конкретных носителей). Рациональное познание дает возможность обобщения и передачи знаний, перевода его в сферу языка. Формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражаются в обобщенной форме существенные свойства предметов и явлений действительности. В ходе развития человечества и познания понятия постоянно уточняются и изменяются. Каждое понятие имеет содержание (совокупность отраженных в нем свойств предметов) и объем (множество предметов, к которым принадлежат эти свойства). Суждение – мысль, в которой посредством связи понятий утверждается что-либо. Умозаключение – операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда суждений логическим путем выводится новое суждение.

В реальном процессе познания наблюдается взаимодействие этих уровней познания. Чувственное познание зависит от того, насколько человек подготовлен теоретически. Рациональное познание не только основано на чувственном опыте и ищет в нем подтверждения теоретических конструкций, но и само пользуется чувственными образами. Итак, познание не зеркальное отражение действительности, а ее постижение, продвижение от одного уровня знаний к другому. Цель познания: за случайным находить закономерное, за единичным – общее.

2. Философское понимание науки. Наука и философия возникли почти одновременно в I тыс. до н.э., как результат распада мифологического мировоззрения. Их характерные черты стали противоположностью мифологии: личный поиск вместо подчинения традиции, свободное исследование вместо веры авторитетам. Многие тысячелетия в процессе практики выявлялись факты, и наконец наступил момент, когда возник качественно новый уровень познания – теоретическое осмысление. Его основное отличие от практических рецептов – поиск сущности предметов и явлений, стремление не просто предсказать течение природных процессов, но и объяснить их.

Постепенно два вида теоретического познания – научный и философский – разошлись. Этот процесс завершился с формированием математического естествознания, когда различие между рассуждениями философа и экспериментальной методикой ученого стали очевидны. Но научное познание возникает из философского: как в общеисторическом плане, так и относительно конкретных проблем (которые сначала изучаются философами, а затем их анализ становится работой ученых). Именно в философии впервые были продемонстрированы образцы теоретического рассуждения, способные открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта.

Основной задачей науки, как формы духовного производства, стало регулирование человеческой деятельности. Рассматривая природу как поле действия безличных законов (а не индивидуальных существ), она стала выводить объективные законы функционирования и преобразования предметов и явлений. Наука, ориентированная на предметное и объективное исследование действительности, тем самым исключает из своего исследования ценностные суждения. Системность и обоснованность научного знания лишь постепенно привела к его относительной автономности – выходу за рамки предметных структур практики своей эпохи и утверждению самоценности истины. Но тогда наука, ставшая способом порождения чистого знания, сама стала вырабатывать особый вид практики – научный эксперимент. Итак, главная особенность научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности человека, – изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность. Именно это и сделало современную науку главной производительной силой общества. Можно сказать, что наука и философия являются двумя сторонами единого процесса познания. Если наука идет по пути дифференциации, выделяя для удобства исследования все меньшие части мира и ограждая их все большим количеством допущений, то философия не имеет права забыть ни об одной стороне реальности, должна учитывать абсолютно все, познавая мир в его целостности. Если научное познание шло к максимальной объективности, исключая особенности конкретного человека из получаемой картины мира, то философия осмысляет мир с субъективной, человеческой точки зрения.

Наука – сфера общественного сознания, получающая знания о действительности и систематизирующая их в абстрактно-логической форме; она включает как деятельность по получению нового знания, так и сумму полученных знаний. Цели науки – теоретическое отражение природы, общества и внутреннего мира человека; объяснение и предсказание явлений; выявление существенных закономерностей; сохранение и передача знаний. Наука может изучать все, но важнее всего для нее познание явлений, подчиняющихся объективным законам природы. Следовательно, наука одновременно и безгранична, и ограниченна. Поэтому все, что ускользает из ее поля зрения, компенсируют другие формы духовного постижения мира – искусство, религия, нравственность, философия. В отличие от практической сферы жизни общества, в науке результат заранее неизвестен. Науку и философию объединяет стремление к логической доказательности выводов, но разделяет возможность опытной проверки гипотез. В отличие от искусства, цель науки – получение не образно-эмоционального изображения, а объективного и логически сформулированного знания (если художественный образ есть единство общего и индивидуального, то в научном знании фиксируется только общее). Рассмотрим подробнее отличия научного познания от обыденных знаний.

1. Обыденное познание отражает предметы, которые доступны для практической деятельности; наука имеет дело с идеальными объектами, не сводимыми к обыденному опыту.

2. Обыденный язык приспособлен для описания объектов, вплетенных в практику человека; его понятия нечетки и многозначны, их смысл зависит от контекста. Поэтому наука выработала специальный язык, пригодный для описания ее объектов.

3. Истинность обыденного познания проверяется на практике и с помощью здравого смысла. Наука выработала специфические методы исследования и обоснования знаний, поскольку ее предметы изучения часто недоступны для практики.

4. Обыденное познание изучает предметы, используемые в повседневной жизни. Для науки само обнаружение исследуемого объекта и выявление его свойств является трудоемкой задачей. Поэтому наука вынуждена вырабатывать систему специальных орудий, которые воздействуют на изучаемый объект и выявляют его возможные состояния – аппаратуру.

5. Обыденные знания не систематизированы, представляя собой совокупность накопленных рецептов. Научные знания систематизированы как всеобщие и объективные закономерности, касаясь не внешней стороны явлений, а их сущности.

6. Подготовка человека к обыденному познанию осуществляется автоматически в процессе социальной адаптации. Занятия наукой требуют особой подготовки, в ходе которой человек осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, усваивает специфические для него ценностные ориентации. Поэтому существует система целенаправленного формирования ученых, а значит – особые социальные организации, осуществляющие подготовку научных кадров.

Итак, наука – деятельность, характеризуемая поиском понимания (то есть удовлетворительного объяснения реальности), достигаемого формулировкой общих законов (для широкого круга явлений), могущих быть проверенными. Наука позволяет выявить внутренние закономерности исследуемых объектов и показать, почему явления протекают именно так.

Современная наука представляет собой совокупность частных наук или научных дисциплин, которые отличаются как предметом изучения, так и применяемыми методами. Научная дисциплина – это базовая форма организации науки. Для развития науки характерны дифференциация и интеграция: дробление науки на специализированные отрасли и синтез достижений этих отраслей. Частные науки возникали как по предметному принципу (с вовлечением все новых сторон действительности в процесс познания), так и по проблемному принципу (с выдвижением крупной проблемы). Научные дисциплины можно классифицировать по различным признакам: по предмету изучения – на технические, естественные и гуманитарные; по отношению к практике – на фундаментальные науки (их цель – познание законов) и прикладные (которые применяют полученные ими знания для решения конкретных проблем). Различные науки имеют различное соотношение эмпирического и теоретического уровня. Одни почти не имеют эмпирического уровня (например, математика), другие только начинают теоретическое познание (например, история). Наблюдается закономерность: чем больше данная наука оторвалась от эмпирической базы, тем точнее выработанные ей законы; наоборот, для прикладных наук характерны статистические закономерности. Науки постоянно взаимодействуют между собой. Иногда одна наука выступает образцом для других, которые стремятся заимствовать из нее методы и нормативы исследования. Поэтому существование различных научных дисциплин не исключает единства науки, которое проявляется во взаимодействии этих дисциплин, общности методологических принципов (например, математизации знания) и стремлении расширять область исследования, охватывая весь мир.

Важная черта развития науки – преемственность: полученные результаты не перечеркиваются новыми, а переосмысливаются. Научные теории, показавшие свою применимость, не отбрасываются с открытием новых закономерностей: определяются границы их применения. Но иногда ставятся под сомнение методологические основы научного исследования, разрушаются ее устойчивые образцы, размываются границы научной рациональности: наступает кризис науки, требующий для своего разрешения научной революции – радикального изменения содержания научного познания. Она состоит в переходе к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе понятий, новым способам получения и интерпретации данных, оценки и объяснения результатов их обработки.

3. Специфика научного познания. Научное знание получается и фиксируется специфическими научными методами; его носители организованы в соответствующие профессиональные сообщества, распространяющее его. Не всякое рациональное знание является научным. Генезис научных знаний – научное исследование, характеризуемое объективностью, воспроизводимостью, доказательностью. Его ступени таковы: 1) постановка проблемы – вопроса, для ответа на который недостаточно имеющихся знаний; осознание недостаточности имеющихся знаний для решения задачи и необходимости их расширения; 2) выдвижение гипотезы – научного предположения, истинность которого следует доказать; допускающего существование определенных объектов или их свойств; 3) создание научной теории – высшей формы организации научного знания (совокупности основных понятий, отражающей объект исследования, и утверждений, фиксирующих основные свойства и связи объекта в виде логически последовательной системы), которая выполняет функции объяснения и предвидения.

В основе научного познания лежит факт как наиболее надежный аргумент для доказательства или опровержения теоретических моделей. Но доказательное значение имеют не отдельные факты, а их совокупность, относящаяся к объекту.

Формами научного познания являются теории, гипотезы, принципы, аксиомы, законы. Принципы – наиболее общие положения теории, лежащие в ее основе. Аксиома – исходное положение теории, принимаемое как истина без логических доказательств и лежащее в основе других положений теории.

Теория – система проверенных практикой знаний, соединяющая логическими связями факты, их предполагаемые причины и следствия. Теория всесторонне раскрывает структуру и развитие изучаемого объекта, взаимодействие его сторон и взаимосвязи; раскрывает законы его существования и изменения, позволяет объяснить его поведение и предсказать будущее. Теории выполняют следующие функции: информативная – теория содержит больше информации, чем эмпирические законы, и может предсказывать новые факты; систематизирующая – теория уточняет обобщения и ранее найденные законы, определяет границы их применимости и, упорядочивая и суммируя знание, помогает направлять дальнейший сбор фактов.

Научная гипотеза отличается от произвольной догадки соответствием ряду критериев: объяснение всего круга анализируемых явлений; принципиальная проверяемость путем сопоставления ее следствий с опытом; приложимость к широкому кругу явлений, не прибегая к искусственным допущениям.

Законы – результаты научного познания, они отражают общие и необходимые связи изучаемых процессов и явлений. Закон есть выражение устойчивых, существенных, необходимых, повторяющихся связей предметов и явлений, указывающее на порядок развития событий. Законы носят объективный характер, то есть отражают реальные отношения вещей. Признание существования объективных устойчивых законов, описывающих поведение процессов и явлений – предпосылка рационального познания. Формулировка законов – результат познания. Закон может выражаться количественной зависимостью или поддаваться лишь качественному описанию. Выделяются статистические и динамические законы. В динамических законах (например, в механике) предсказания имеют однозначный характер, начальное состояние системы однозначно определяет конечное состояние; они могут выразить поведение изолированных систем, состоящих из небольшого числа элементов. В статистических законах предсказания носят вероятностный характер из-за действия случайных факторов, неизбежных при взаимодействии большого числа элементов; характеризуют поведение не одного элемента, а их совокупности.

Различают следующие типы законов: частные законы (действуют в узких областях действительности – например, закон Ома); общие законы (действуют в ряде областей, например, закон сохранения энергии); всеобщие законы (действуют всегда и во всех областях – прежде всего, законы диалектики).  

В науке можно выделить два уровня исследования: эмпирический (его цель – сбор и проверка фактов, констатирующих количественные и качественные характеристики объектов и явлений) и теоретический (его цель – формулировка законов как существенных закономерностей, выражающих связь фактов). Эмпирический уровень научного исследования характеризуется непосредственным исследованием существующих объектов; в ходе его осуществляется процесс накопления информации о них и проводится первичная обработка полученных данных. Далее следует теоретический уровень, на котором создаются понятия и гипотезы. В ходе теоретического уровня происходит раскрытие наиболее существенных сторон и связей изучаемого объекта. Уровни исследования тесно взаимосвязаны и являются последовательными ступенями процесса познания. Эмпирическое исследование – фундамент теоретического: оно получает факты, для осмысления которых происходит теоретическое исследование; в свою очередь, теоретическое систематизирует и обобщает опытные данные, открывая связывающие их закономерности, определяет направление дальнейших исследования и обосновывает их методы. В ходе развития науки факты сохраняют свое значение, теории могут быть скорректированы, но никогда не отвергнуты целиком. Это деление не совпадает с делением между чувственным и рациональным познанием: эмпирический уровень также рационален, а теоретический уровень включает наглядные образы. 

Следует помнить, что эмпирические законы – это гипотетические высказывания, отражающие взаимосвязи между событиями и получаемые индуктивным обобщением полученных фактов; они не имеют доказательной силы. Теоретические законы – описание структуры и свойств идеальных объектов; они не выводятся из эмпирических законов логически, а получаются как результат мысленного эксперимента над идеальными объектами. Теоретическое знание освещает не реальные объекты, а идеальные – продукты конструктивной деятельности мышления. Содержание теоретического знания не выводимо из эмпирического знания логически, а творчески конструируется для его объяснения. С эмпирическим знанием сравниваются не сами теоретические законы, а их единичные следствия.

Итак: цель эмпирического исследования – получение фактов о реальных объектах, теоретического – получение законов; при эмпирическом исследовании объект познания отражается в чувственных формах, при теоретическом происходит отражение свойств и закономерностей, присущих объекту, в форме понятий; эмпирические зависимости – результат вероятностного обобщения опыта, теоретические вскрывают сущность явлений; эмпирическое исследование основано на непосредственном взаимодействии с изучаемым предметом, в теоретическом объект изучается мысленно и создается его идеализированный образ; эмпирические объекты исследования реальны, теоретические объекты – абстракции, выделяющие из бесконечного количества свойств и связей, присущих реальным объектам, ограниченный набор исследуемых или обладающие такими свойствами, которых реальные объекты лишены.

Периодически в науке возникают аномалии – ситуации, при которых результаты наблюдений противоречат теоретическим предсказаниям. Сначала, когда перспективы теории велики, их игнорируют, потом пытаются изменить теорию, вводя в нее добавочные допущения. Но количество аномалий растет, и возникает необходимость смены теории: выдвигаются альтернативные гипотезы и идет их конкуренция. Ставится вопрос, каков критерий выбора теории из конкурирующих: является ли он рациональным (определимым логически) или же вненаучным (изменение убеждений научного сообщества, способность решать больше проблем и т.п.). Современная философия ставит под вопрос соизмеримость теорий: лежащие в их основе различные допущения и оперирование разными понятиями требуют нахождения нейтральной основы для их сравнения.

Иногда выделяется и третий уровень научного познания – метатеоретический. Его содержание – общенаучное знание (совокупность господствующих представлений о мире, создаваемые на основе наук) и философские основания науки. Картина мира, объединяющая знания, задает определенный тип видения объектов исследования: частнонаучная картина мира – отдельной науки, общенаучная – та из частнонаучных, которая считается господствующей в данную эпоху. По ходу развития науки разные дисциплины, считавшиеся образцом научного исследования, распространяли свое видение мира. Современная общенаучная картина мира претендует на объединение картин основных наук и замену философской онтологии.

Философские основания науки – это совокупность правил, норм и законов, регулирующих стандартные теоретические процедуры, задающих объекты изучения, формирующих научные картины мира. Именно они объединяют множество теоретических объектов и знаний о них в упорядоченную и организованную систему; обеспечивают связь теоретического слоя с эмпирическим и обосновывают методы научного познания. Основания науки обеспечивают включение знаний в культуру эпохи, определяют постановку проблем и стратегию исследований. Разрыв между наукой и философией непреодолим логически (как между эмпирическим и теоретическим знанием): философские утверждения не могут быть получены обобщением научных знаний. Принципы научного познания различны для разных этапов развития науки. Они зависят от целей и ценностей научного познания, то есть от аксиологических оснований науки.

Среди них выделяют идеалы и нормы науки (объективность, точность, доказательность, системность и т.д.), регулируемые стандартами научной деятельности (оценивающими ее правильность и качество ее результатов), а также цели и ценности науки, регулирующие ее отношения с обществом (полезность, содействие социальному прогрессу, повышение культурного потенциала и т.д.). Эти ценности влияют на понимание результатов научного исследования, задают его перспективу.

Функционирование науки связано с распространением науки на все новые объекты, получением новых теоретических знаний и совершенствованием оснований науки. Деятельность ученого включает уточнение и распознавание фактов; повышение соответствия теорий реальности; вписывание полученных результатов в общую картину мира; формулировку новых методов и программ исследований; осознание образцов и нормативов исследования и контроль за их выполнением; выявление и анализ мировоззренческих элементов в составе науки; выработку или поддержку системы ценностей и критериев данной науки; анализ отношения своей науки и системы наук, определение ее онтологического статуса; организацию работы научного коллектива и его воспроизводство через образование.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое познание?

2. Что такое мышление?

3. Каково различие между чувственным и эмпирическим уровнями?

4. Каковы критерии научного знания?

5. Что такое научный закон и какие их виды выделяют?

6. Каковы характеристики эмпирического уровня исследования?

7. Каковы характеристики теоретического уровня исследования?

8. Что включает метатеоретический уровень исследования?




1. ПТЦА - Прикладная теория цифровых автоматов
2. Сведения составляющие государственную тайну Засекречивание и рассекречивание информации
3. Новое кейнсианство
4. Понятие о коре выветривания и ее типах
5. 1 Учет операций банка по размещению средств ведется на счетах- активных пассивных внебалансовых 2
6. Джакомо Пуччини (Puccini)
7. НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социальномассовых коммуникаций
8. Методика оценки структуры клиентов компании на примере типографии
9. Курсовая работа- Типология трудовых конфликтов и пути их урегулирования
10. Бытовые повести XVII в
11. Тема- Атомы химических элементов Автор- Горбунцова С
12. Методические рекомендации для занятий Ред
13. l e f крыло pertur e f ~ отверстие burs e f ~ сумка column e f столб cost e f ~ ребро crist e f ~ гр
14. Расчет величин прибавок на толщину пакета одежды исходя из ее теплозащитной способности
15. Экономическая социология Социальный портрет предприниматели
16. Контроль динамических параметров ЦАП
17. Тема- Легка атлетика
18. Порівняльні конструкції у творах В
19. на тему- Политика управления финансовыми рисками Выполнила-
20. Договор и законодательство Российская Федерация п