Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

круглого стола критика в адрес Банка России за его роль

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.11.2024

ФИНАНСЫ

Прозвучавшая в выступлениях ряда участников упомянутого "круглого стола" критика в адрес Банка России за его роль "стороннего наблюдателя" в вопросе решения проблемы неплатежей в российской экономике, за слабый контроль за эмиссией и движением векселей заставила редакцию журнала "Нефть России" обратиться за комментариями по всем этим "упрекам" к директору Департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Дмитрию БУДАКОВУ. Вот что рассказал он во время встречи с нашим корреспондентом Александром ЧЕРЕПАНОВЫМ. 

В "вексельном деле" ЦБ уже сказал свое слово... 

- Итак, критика сводилась в основном к одной мысли: отсутствие соответствующего контроля со стороны вашего банка, в конечном счете, позволяет некоторым предприятиям и даже регионам жить по принципу "сам себе Центробанк"...

- Контроль за эмиссией векселей у нас в стране можно осуществлять только с точки зрения статистической отчетности. Потому что, согласно Женевской конвенции, государство никоим образом не может ограничить права и свободы граждан и предприятий по выпуску этих инструментов. Ни Центральный банк, ни правительство Российской Федерации, ни даже Госдума не вправе ввести здесь какие-то ограничения. То есть вексель - это инструмент, опасный тем, что его можно выпускать в весьма значительных количествах.

Центральный Банк, тем не менее, что-то предпринял для того, чтобы ограничить активность своих подопечных банков в этом направлении. Существует специальный норматив Н-13, ограничивающий банки в эмиссии именно банковских векселей. Таким образом, с его помощью общий объем выпущенных банками векселей, поставленных индоссаментам (то есть с принятием на себя обязательств по векселям других лиц), соразмерялся с размерами их собственного капитала.

Много сделал Центральный банк и для "расшивки" неплатежей. Вы помните, наверное, еще в стародавние времена существовали специальные взаимозачеты, авторство и организация которых принадлежат именно Центральному банку...

- Сейчас эта практика продолжается?

- Мне об этом неизвестно. В то же время это делалось даже тогда, когда после 17 августа остановилась вся российская расчетная система. Для того же, чтобы сделать вексельный рынок в России более цивилизованным, Центральный банк предпринял усилия по организации самих его участников. Так, под нашим патронажем была создана Ассоциация участников вексельного рынка, объединявшая на тот период времени около 140 организаций - банков, промышленных предприятий и т.п. - и позволившая им самим выработать правила его работы, включая выпуск, обращение, погашение векселей, условия раскрытия информации о тех лицах, кто злоупотреблял выпуском этих ценных бумаг или допустил факты неплатежей по ним. Наконец, ЦБ создал механизм раскрытия информации о похищенных или поддельных векселях. Теперь это доступно всем и каждому.

Кроме того, Центральный банк разработал проект переучета векселей предприятий-экспортеров, результатом которого в дальнейшем могла бы стать "расшивка" неплатежей в экономике. Суть проекта вкратце - в том, что Центральный банк покупает векселя предприятий-экспортеров у российских коммерческих банков с высокой кредитоспособностью. Затем, перед наступлением срока их погашения, продает векселя обратно и тем же банкам. То есть, таким образом, последним предоставлялись как бы оборотные средства для кредитования упомянутых предприятий-экспортеров.

Поскольку финансирование шло бы в рублях, то экспортеры могли использовать эти деньги лишь для расплаты со своими поставщиками или с подрядчиками. Деньги двигались бы по следующей цепочке: от производителей конечного, экспортного товара, то есть того, который имеет спрос на международном рынке, - до самого ее начала - сырьевиков, переработчиков и т.п.

К сожалению, получилось так, что в ходе переговоров с Международным валютным фондом (МВФ) последний выставил в качестве предварительного условия получения кредитов в 1999 г. отказ Банка России от проведения этой операции.

- Имея в виду вопрос об учете векселей компаний-экспортеров?

- Да.

- И получается, что объективных шансов быть претворенной в жизнь эта программа иметь не будет?

- Не утверждал бы столь категорично. Пока обстановка такова, что в 1999 г. Центральный банк и правительство приняли на себя следующее обязательство: они эту операцию проводить не будут. Но при этом продолжатся переговоры с Международным валютным фондом с целью убедить его в том, что это нужное для российской экономики дело.

Надеемся, что нам удастся направить позицию Международного валютного фонда в более конструктивное русло. Тем более что первые такие наметки в этом уже есть.

- Чем можно объяснить неуступчивость Международного валютного фонда именно по отношению к этой программе ЦБ?

- На мой взгляд, наличием некоторых заблуждений у специалистов Международного валютного фонда. Точнее, они были. Сейчас позиция, по-моему, меняется. Им казалось, что Центральный банк в случае реализации этой своей программы будет финансировать напрямую отрасли промышленности или конкретные предприятия, что на самом деле не входит в его компетенцию.

Им казалось, что, если Центральный банк запустит этот механизм, то лоббисты вынудят потом как его, так и правительство Российской Федерации посредством аналогичного механизма давать деньги и на кредитование убыточных предприятий или тех предприятий, продукция которых не имеет спроса на рынке. В этом случае, конечно, диспропорция, которая еще имеется в экономике, может только усилиться. Сегодня мы вместе с правительством Российской Федерации стараемся снять у МВФ все его опасения, в том числе и относительно самого характера и хода этой операции. Наша цель - переговоры с Международным валютным фондом в 1999 г. должны дать "зеленый свет" началу операции по переучету векселей экспортеров в 2000 г.

- Значит, Вы не откажетесь от этой схемы, просто будете модернизировать ее по требованию Международного валютного фонда в какой-то мере чисто, может быть, дипломатическими путями.

- Возможно.

- Ну, допустим, что это, в конечном счете, состоится. Можно будет тогда говорить об этом как о мере, одобренной МВФ и принятой к исполнению Центральным банком. Каким образом схема Банка России коснется в будущем предприятий ТЭК, в том числе и нефтедобывающих?

- Самым непосредственным образом. Потому что у нас большая часть экспорта - сырьевая. И в каждом из случаев те предприятия-экспортеры, которые непосредственно заключат экспортные контракты с западными компаниями-покупателями и которые получат от коммерческих банков кредиты на предэкспортное финансирование поставок продукции - все они будут с большим желанием кредитоваться банками, поскольку в случае возникновения каких-либо временных проблем с ликвидностью смогут получать у Центрального банка финансовую поддержку. То есть на время переуступить эти кредиты Центральному банку. Дальше эти банки будут сами решать проблему с предприятиями-экспортерами как заемщиками. Более того, ставки, по которым Центральный банк станет кредитовать коммерческие банки, во многом будут ориентиром для последних при кредитовании промышленности. По крайней мере, та ставка, которая предварительно была принята и публично обсуждалась (предполагалось, что это - 40% годовых в рублях), значительно ниже ставки рефинансирования Центрального банка, по которой банки обычно получают деньги, хотя ее и нельзя назвать, на мой взгляд, нерыночной, потому что она выше, чем ставка инфляции, заложенная в зачете (30%), и выше, чем ставка Центрального банка по размерам депозитов - 25%.

На мой взгляд, это - реальная поддержка экспортерам, в том числе и ТЭК, но поддержка на совершенно рыночных условиях и без всяких государственных льгот и гарантий. Мы просто создаем дополнительную ликвидную систему с тем, чтобы банки могли кредитовать производство. Причем, подчеркиваю, производство - конкурентоспособное, дающее продукцию, пользующуюся спросом на мировом рынке; и даем только тем банкам, которые имеют стабильное финансовое положение. Словом, это - нормальный рыночный механизм, который применялся во всех странах с рыночной экономикой на определенных этапах.

- Тем не менее, одно дело - обкатка данной схемы на предприятиях-экспортерах, совсем другое - распространение ее на всю экономику. Без соответствующей притирки и каких-либо ее изменений, наверное, не обойтись. Как она, например, увяжется с финансовыми и фондовыми интересами естественных энергетических монополий, которые и сами являются эмитентами векселей и других ценных бумаг?

- На мой взгляд, никак. То есть если естественные монополии являются экспортерами, то есть у них есть что продавать на международном рынке, то в этом случае банки, которые их кредитуют, наравне со всеми могут получить в Центральном банке ту поддержку, о которой я говорил. Если монополии продавать нечего, то и финансирования в банках она не получит, а от Центрального банка - рефинансирования.

Распространять эту схему на что-то большее, чем экспортеры, при современной экономической ситуации в России не стоит. Потому что, учитывая гарантии платежеспособности предприятий, продающих свою продукцию на внутреннем рынке, очень узком по объему и непредсказуемом, с серьезными ценовыми колебаниями, сопоставляя опять же с очень дурной репутацией с точки зрения платежеспособности тех наших покупателей, которые эту продукцию приобретают, я бы раз двадцать подумал, будь на месте любого коммерческого банка, который берет на себя этот риск, и уж не меньше сотни раз подумал, когда бы ЦБ давал государственные деньги для рефинансирования такого рода контрактов.

- Значит, Вы пока не видите перспектив для "переноса" такой программы на всю экономику России, во всяком случае, на ближайшую перспективу?

- Думаю, что здесь все будет зависеть от ситуации в стране, в ее экономике в первую очередь. Если на внутреннем рынке появятся такие продавцы, которые очень надежны, продукция которых будет пользоваться бешеным спросом, и покупатели на нее тоже смогут выставлять специальные платежные гарантии по совершаемым покупкам, то тогда, наверное, можно обсуждать этот вопрос с "переносом". Пока же у меня такое ощущение, что в течение пяти лет появление покупателей с рейтингом ВВВ в России не предвидится. Это - реальность, и нужно работать долго и кропотливо, чтобы изменить ситуацию.

- Какими минусами и плюсами, на Ваш взгляд, обладает данный проект Банка России?

- Может быть, это покажется нескромным, но минусов я не вижу. Впрочем, единственный все же есть - политический. То, что мы по непонятным для меня причинам, столкнулись с МВФ по этой проблеме. Скажем так, он считает, что этот инструмент не рыночный и вредный. А плюсы я собственно уже отметил: это дополнительные деньги банкам, которые стимулируют их кредитовать реальный сектор экономики. Причем рыночный сектор, то есть такой, который производит конкурентоспособную продукцию.

- Но банкиры, обслуживающие, в частности, крупнейших российских экспортеров ТЭК, видят "свой" минус, когда за непогашенные в срок векселя придется отвечать банкам, дающим свой аваль компаниям и предприятиям-заемщикам, а Банк России "лишь" введет лимиты как на общую сумму учтенных векселей, так и на каждую отрасль, равно как и установит процентную ставку, под которую станет их учитывать. Считаете ли Вы этот метод упорядочивания неплатежей наиболее приемлемыми?

- Коммерческие банки хотят получать деньги ни за что и при этом не брать на себя никаких рисков, не оценивать платежеспособности предприятия, "повесить" все это на Центральный банк, а если предприятие не заплатит, то сказать: коммерческий банк здесь не при чем. Это, конечно, было бы для них идеально, и я даже их за это не осуждаю - здесь просто налицо человеческая жадность - чувство всем понятное. Центральный банк не имеет ни физических, ни технических возможностей осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности клиентов коммерческих банков. Мы не можем собирать балансы предприятий, не можем постоянно анализировать их денежные потоки, не можем вести счета этих предприятий. Это все - прерогатива коммерческих банков, каждый из которых должен знать своего клиента "в лицо".

Наши же клиенты - это коммерческие банки, и вот о них мы знаем много всего, как нам кажется, и, анализируя их финансовое состояние, будем определять, сколько тому или иному банку можно доверить денег. Поэтому свой основной риск мы рассчитываем именно по отношению к коммерческому банку. К каждому. Поэтому и устанавливаем лимиты, отмечая, что тебе вот на основе твоего актуального финансового положения сегодня можно дать столько-то денег, и ты их, наверное, вернешь. А если больше - то уже вряд ли...

- На заре внедрения "энергетического векселя" его инициаторы видели в качестве главной идеи данной акции - "вымывание бумаг других эмитентов в ТЭК", которых на вексельном рынке обращалось около 180 видов. А какова идея разработанной в Банке России системы учета векселей?

- Логика поведения ЦБ на пути к нашему проекту преследовала, прежде всего, цель - создать цивилизованный рынок частных банковских структур, а затем уже с ним работать.

Для этого мы сначала основали Ассоциацию российских банков, помогли разработать критерии и правила работы на этом рынке, обкатали технологию депозитарного учета векселей...

Когда подготовительный этап завершился, главная наша идея сформировалась таким образом: это выдача денег частным коммерческим банкам, которые могли бы их использовать для кредитования промышленности. То есть сначала банки вкладывают "свои" деньги, потом ЦБ им как бы на время ссужает эти суммы в оборот, подстраховывая "частников". Повторяю: это - не целевая передача денег для какой-то конкретной отрасли промышленности, какого-то конкретного предприятия. Просто если банк кредитует промышленность, то он всегда найдет поддержку у Центрального банка. К сожалению, раньше все наши инструменты были подчинены принципу силового "загона" инвесторов на рынок госбумаг. И если они были у того или иного клиента, то он в любой момент мог прийти в Центральный банк и получить деньги на определенный срок. Когда рухнул рынок ГКО, в силу объективных причин и обстоятельств, у коммерческих банков все эти инструменты пропали. А значит - единственным из них и нормальным, на наш взгляд, остался тот проект, о котором мы с вами говорили...




1. заданием имеет скорость цепи 05 м-с и окружное усилие на тяговой звездочке 6 кН
2. Исторический портрет Льва Троцкого
3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании специальность 0324
4.  Позитивная экономическая теория изучает- Что есть
5. тематики Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Физика Механическое движение
6. Аналіз затрат робочого часу
7. СанктПетербургский государственный лесотехнический университет имени С
8. 03 ~ хірургія А В Т О Р Е Ф Е Р А Т дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук
9. Роль и знамение физической культуры и спорта для экономики и общества
10. Разработка управленческого решения История науки об управленческих решениях.html
11. марта Молитесь об исцелении для нашей земли
12. Федченко Алексей Павлович
13. Контрольная работа по информатике предполагает выполнение заданий по 4 разделам
14. ЕДИНАЯ РОССИЯ в рамках проекта Народный контроль
15. Суд перед пришествием 30 ноября 2013 Ломка льда- благодарности и нужды для молитвы
16. А можно ли прочитать о его жизни из его ежедневника Не знаю как у других а по моему ежедневнику ~ точно можн
17. Социологические концепции Питирима Александровича Сорокина
18. Введение [3] Управление- государственное и муниципальное [4] Структура государственного и муниц
19. руб При этом 5 183 273 тыс
20. Династия Романовых