Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Немецкая классическая философия.
Основоположником является Иммануил Кант. До конца 18 в. преподавал естествознание. Его работы: 1. критика чистого разума, 2 критика практического разума, 3. критика способности суждения.
Вся философия Канта была революционной. Кант переосмыслил проблему истинности чувствительного восприятия. Чистый разум не опирается на данные органы чувств. Мышление, по своей природе, впадает в противоречия- их называют антиномией. Выделяют 4 антиномии чистого разума:
1. Мир имеет начало во времени, также ограничен в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.
2. Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей и вообще в мире нет ничего простого
3. Причинность по законам природы есть не единственная причинность из которой можновывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность. / Нет никакой свободы. Всё совершается по законам природы
4. К миру принадлежит или как часть его, или как его причина, безусловно необходимая сущность. / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности - ни в мире, ни в вне мира, как его причина
В философии Канта важным понятием является трансцендентальное единство апперцепции, которое заключается в том, что на основе различных ощущений возникает целостный образ предмета. Форма предмета существует в наше сознании, а не в самих вещах. Кант предположил, что идеи находятся не в самой действительности, а в сознание человека. Ни опыт, ни разум не дают знаний о вещах в себе.
Еще одни философы нем. ф. - иоганн готлиб фихте, Фридрих Шеллин, Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель
Философия Эпохи Возрождения
Гуманизм в эпоху Возрождения выступил как широкое течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство. Гуманизм формировался в борьбе с феодальной идеологией, религиозной догматикой, духовной диктатурой церкви. Гуманисты, возродив к жизни множество литературных памятников классической древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму наслаждение жизнью, уничижению человека идеал свободной всесторонне развитой личности. Гуманизм эпохи Возрождения был одним из главных выражений того переворота в культуре и мировоззрении, который отражал начавшееся становление капиталистических отношений.
Николай Кузанский, кардинал и епископ эпохи Возрождения. В философии природы он обосновывал три положения: 1) бог содержит в себе все вещи, т.е. всю природу, 2) бог во всех вещах, т.е. во всей природе, 3) бог, как единство всех вещей, проявляет себя во множественности этих вещей. Бог не находится где-то вне мира, он находится в единстве с этим миром. Мир является бесконечным шаром, который не имеет определенного центра
В теории познания Н. Кузанский выдвинул тезис «ученого незнания», суть которого в том, что конечный человеческий ум способен только приближаться к познанию бесконечного, никогда не достигая полного знания о бесконечном, как вписанный в круг многоугольник с увеличением своих углов никогда не станет равен кругу.
Философы эпохи возраждения: Николай Кузанский, Леонардо да Винчи (Леонардо был одним из первых европейцев, которые утверждали, что познание возможно только через ощущение и математические знания ), Николай Коперник, Джордано Бруно
Философия нового времени
Разум обладает надежными средствами интуицией и дедукцией, с помощью которых ему по силам достигнуть достоверного знания во всех областях. Этот важный вывод составляет стержень учения Декарта о правильном методе познания, которое он разработал в книге «Рассуждение о методе».
В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и наблюдений для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, но возможно это только подчиняясь ее законам. Бэкон заложил основы новой науки - экспериментального естествознания. Он был верующим человеком, поэтому и наука, по его мнению, имеет своим источником или небесные сферы, или Землю, поэтому она состоит из двух видов знания: один внушается богом - теология, а другой ведет свое начало от органов чувств - философия. Истина двойственна. Есть истина религиозная, есть светская. Вера в бога достигается путем откровения, тога как светская истина постигается опытом и разумом.
Философы нового вр: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Около 2, 5 лет назад человек начал осознавать бытие , как ценное, себя как личность, а также свои способности и возможности. В это время сознание становится самосознанием.
Немецкий философ Карл Ясперс назвал этот период «осевым временем», т.е. определяющим в истории человечества. Одновременно зародилось 3 очага культуры:
1. Древняя Индия
2. Древняя Греция
3. Древний Китай.
Но только в Древней Греции развитие стало философией.
Философия начинается с критического анализа достижений культуры, чтобы путем суждений удостовериться в их истинности. Прежде всего мифы. В Греции существовала традиция свободных дискуссий, что способствовало развитию философии. Философы в Др. Греции были свободными людьми и посвящали себя только философии.
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен). Главная проблема "наше первоначала" (откуда произошел мир)
Фалес признавал в качестве первоосновы воду, Гераклит огонь, Анаксимен - воздух, Анаксимандр в качестве исходной сущности рассматривает беспредельное, айперон. Анаксагор разработал идею о мельчайших частицах, из которых состоят все тела, назвал их гомеомерии, которые содержат в себе всё разнообразие мира.
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Аристотель (384 до н.э. 322 до н.э.) - древнегреческий ученый, философ, воспитатель Александра Македонского. Аристотель разделял философию на три части теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, считал логику.
Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и "бескорыстна", в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина ложь, а с понятиями добро зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное риторику и поэтику). Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.
НАТУРФИЛОСОФИЯ
Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности. Фактически Н. явилась первой исторической формой философии. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, имевших большое значение в истории науки, напр. атомистическая гипотеза. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой или физиологией, т.е. учением о природе.
ДИАЛЕКТИКА
Метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления[1]. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых два или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.