Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Концепции современного естествознания1

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024


ПРЕДИСЛОВИЕ

Для вузов нашей страны учебный курс "Концепции современного естествознания" является новым. В качестве обязательной дисциплины он введен в общекультурный блок государственного образовательного стандарта. Необходимость такого учебного пред- мета для студентов всех специальностей очевидна.

Взаимоотрицание двух противостоящих друг другу культур: естественнонаучной и гуманитарной - не выдерживает никакой критики. Подготовка студентов любой специальности должна включать в себя обе культуры в их разумной мере. Если оценивать советское прошлое, то вузовская система имела явный перекос в сторону гуманитарной составляющей. На всех факультетах господствовали сильно идеологизированные курсы типа "научный коммунизм" и "марксистско-ленинская философия". В современных условиях всеобщей гуманитаризации, основанной на национально-этнических и общечеловеческих ценностях, требуется оптимальный баланс двух культур, где достойное место должны занять естественные науки. Любому гуманитарию общая и целостная панорама наук о природе так или иначе необходима для его профессиональной деятельности и для осознания своего места в великом естественном "доме".

Ясно, что из всего объема естественнонаучных знаний нужно выбрать общезначимые элементы. В образовательном стандарте такой выбор произведен и выделены базисные теоретические принципы, Но можно ли их воспроизвести, оставаясь в границах "чистого" естествознания? Автор убежден в том, что это невозможно. В прошлом и настоящем научные теории природы возникали и возникают под влиянием мировоззренческих форм: мифа, религии, искусства и философии. Стало быть, концепции естествознания становятся понятными только через исторический диалог науки и мировоззренческой культуры. Такой подход и предлагается в данном пособии.

Большое внимание уделено показу сложности научной деятельности естествоиспытателей. Постановка проблемы, трудный поиск нужного метода, выдвижение разными учеными оригинальных гипотез и их драматические столкновения в ходе критических обсуждений - все это входит в цену тех разгадок тайн природы, которые называются концепциями естествознания.

Изучение теорий естествознания является для студента-гуманитария сложным испытанием. Для облегчения в пособии реализовано несколько методических приемов. Стремясь к максимальной доступности, автор выделил все основные элементы текста и перевел все иноязычные научные термины на русский язык согласно словарю иностранных слов. Большинство научных теорий получило наглядное изображение в виде схем. Они не перегружены деталями и должны облегчить восприятие сложных идей и выводов. В конце каждого подраздела даны контрольные вопросы, которые позволяют проверить уровень усвоения основного учебного материала.

Сданным пособием сопряжено другое авторское издание - Хрестоматия по курсу "Концепции современного естествознания", Киров, 1997, 172 с. Оно дает возможность студенту познакомиться с авторитетными мнениями классиков современного естествознания: Н. Бора, А.Эйнштейна, В.И. Вернадского, К. Лоренца и других выдающихся ученых. Методический комплекс из двух данных пособий позволит создать систему освоения курса (лекции, семинары, рефераты, курсовые и дипломные работы).

Итак, отправимся вместе с автором в сложный и интересный мир научного познания природы.


Раздел I

НАУKA И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Тема 1

Наука — специализированное познание

Наука сложна, имеет много отличительных черт, и можно указать лишь на ее главные признаки.

А. Социальная сущность науки

Наука как социальный институт. Наука характеризует весьма высокую степень развития общества. Она присуща тем народам, которые так или иначе относятся к современной цивилизации ( с греко-европейскими истоками). В конце ХХ в. еще существуют народы, которые сохранили древний образ жизни, близкий к первобытному (австралийские аборигены, индейские племена в Бразилии и т.д.). У них есть определенное познание, но наука отсутствует. Стало быть, наука не была раньше и не является сейчас обязательным спутником человека.

Наука — одна из высших форм познания, которая для своего существования требует ряд непростых условий.

Объединение ученых в научное сообщество. Современная наука— это не удел одиночек. Ученые соединяются в группы, институты, национальные академии, международные сообщества. Кроме этих организационных форм существуют различные формы особого общения: личные контакты, конференции, переписка, научные журналы, книги, компьютерные сети и т.п.

Научные школы. Наука имеет свою историю, в ходе которой она стала сложным видом деятельности. Чтобы стать ученым, индивид должен овладеть некоторым обязательным объемом научной традиции. Усвоение необходимых знаний и действий происходит в научной школе по определенной дисциплине (физика, математика, история и т.п.), где ученый выступает в роли учителя.

Содержание науки составляет социальное производство особых знаний для общества. Во вненаучной деятельности главными целями выступают те или иные жизненные блага: товары, деньги, престиж, досуг и т.п. Знания здесь возникают как побочный продукт. В науке же познание стоит на первом месте и получение знаний составляет основное содержание труда ученого. Развитое общество нуждается в особой информации и потому финансирует науку. Без последней невозможны современное производство, оборона, развитие техники, управление социальными процессами, вот почему деятельность и жизнь ученого обеспечивают государство и. другие учреждения.

В целом данные условия характеризуют науку как особый социальный институт.

Б. Наука — это деятельность ученых

Научное естествознание. Как важнейшая часть науки оно изучает природу и природное содержание человека. Многообразие и сложность данного предмета привели к тому, что естествознание складывается из таких научных дисциплин, как математика, астрономия, химия, биология, экология, психология и ряда других областей знания.

Общение ученых. Наука существует лишь как коллективная исследовательская деятельность. Плодотворные действия ученых трудно представить без процесса общения: Уже формирование ученого предполагает его общение с научным руководителем в рамках научной школы. И затем, когда начинается самостоятельный поиск, он протекает в некотором исследовательском коллективе, что предполагает специализированное общение. Обмен научными сведениями строится в форме различных языковых действий (чтение, восприятие речи, выступления, критика и т.п.).

Эмпирическая деятельность ученых. Первичное знание в науке связано с фактами (лат. faktum — сделанное). Поскольку в восприятии внешней реальности участвуют органы чувств человека и его наличные представления, весьма важно отделить следы реальности от человеческих влияний. Факты науки и фиксируют саму реальность, которая исследуется. Получение фактов происходит в наблюдении и эксперименте: Основными действующими силами в наблюдении выступают органы чувств человека, среди которых главная нагрузка падает на зрение. Сила чувственности усиливается соответствующими приборами (микроскоп, телескоп, слуховые детекторы и т.п.). В наблюдении проявляется и сила знания, но ее роль сводится к обёспечению объективности (лат. objektum — предмет), т.е. содержательной независимости факторов от произвола ученого, Если наблюдение относительно пассивно, ибо предмет изучения не меняется, то эксперимент представляет собой активную практику (греч. praktikos — деятельный, активный). Здесь приборы преобразуют некоторые стороны реальности для того; чтобы выделить "в чистом виде" те свойства предмета, которые скрыты от ученого влияниями других свойств и иных предметов (так, инерция затушевана трением и другими явлениями). Наблюдение входит в эксперимент в качестве одной из форм, и вместе они составляют эмпирическую (греч. empeiria — опыт) деятельность ученых или эмпирию, опыт.

Теоретическое мышление. Природа как предмет исследования имеет не только внешнюю поверхность, но и внутреннюю глубину. Последнее получило название законов природы, т.е. связей различной степени общности (частные — особенные — весьма общие). Если внешние явления описываются фактами науки (и эмпирическими законами), то закономерности отображаются теорией (греч. theoria — умосозерцание; исследование). Как глубинные связи законы природы скрыты от органов чувств и открываются только мышлением или рациональной (лат. rationalis— разумный) способностью человека.

Все многообразие мыслительных действий ученого по созданию теории относится к научно-теоретической деятельности. Если она всецело происходит в сфере мышления, то эмпирическая деятельность и общение ученых включают в себя идеальные и материальные элементы

5. Научное гипотезирование. Эмпирический и теоретический уровни научного естествознания взаимосвязаны. Непосредственным предметом размышлений теоретика выступают факты, только через них можно выйти на законы. Вся сложность состоит в том, что хотя наличные факты несут сведения о законе, но эти указания имеют косвенный и завуалированный характер. Отсутствие ясного и прямого пути вынуждает теоретика заниматься производством догадок или гипотезированием (греч. hypothesis — основание, предположение), Хотя в этом процессе есть направляющие ориентиры, многие ходы индукции (лат. inductio — наведение) являются неопределенными, что и дает основание говорить здесь о действии воображения ученого, его интуиции (лат. intueri - смотреть проницательно).

Возникшая теоретическая гипотеза должна не только объяснять старые факты, но и указывать на новые явления. На этом строится ее эмпирическая проверка. Из общего содержания предположения по правилам дедуктивной (лат.. deductio — выведение) логики однозначно выводят частные следствия или предсказания новых фактов: На основе последних планируется и осуществляется эксперимент. И если при его повторении сохраняется отрицательный результат, то гипотеза отбрасывается как несостоятельная. Обнаружение же предсказанных фактов превращает вероятное знание в достоверную теорию, которая становится истинным образом закона природы.

Я1, Я2, Я3, Я4 - явления природы;

Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5 - эмпирические факты;

Г1, Г2 – теоретические гипотезы.

В. Способ научного мышления

Мышление ученого обладает структурой. В науке мышление бывает не только тёоретическое, но и эмпирическое (установление, объяснение и предсказание фактов, формирование эмпирических обобщений). Что же может объединять два вида мышления? Единой структурой выступает способ научного мышления. Как некоторый процесс он складывается из следующих этапов: постановка проблемы — формирование метода — применение метода к проблеме, т.е. решение, дающее результат — оценка результата и его обоснование.

1: Исследовательская проблема

Проблема шире и сложнее вопроса. Всякое научное мышление начинается с проблемы (греч. рrоblema — задача, задание). Ее языковой формой выступает вопрос, а содержанием являётся знание с некоторыми особенностями. Они становятся понятными, если сравнить проблему со знанием — результатом. В науке сложились оценки в отношении того, что считать нормальным знанием. Оно должно обладать следующими признаками — внутренняя логическая непротиворечивость, рациональная связь с другими элементами знания, теоретическая доказательность (для эмпирии) и эмпирическая проверяемость (для теории). Если некий результат познания обладает этими чертами, он оценивается как нормальное знание. В случае отсутствия таких свойств мыслительное содержание становится проблемой, т.е. ненормальным знанием или "сырьем", которое надо преобразовать в нормальный результат.

Суть проблемы составляет бессвязное и противоречивое знание. Типичные особённости проблемного знания — внутренняя противоречивость и отсутствие рациональной связи с несомненными научными результатами. Если некий факт установлен, но нет ясного его отношения к какой-то теории, здесь встает проблема теоретического объяснения. Проблемы возникают и на уровне теории. Так, в физике XIX в. фигурировало понятие эфира как "космической субстанции" со свойствами сверпроницаемости и твердости. Взаимная несовместимость или противоречивость этих признаков была осознана в виде проблемы и ее решение свелось к устранению гипотезы эфира. Итак, проблемы возникают на всех уровнях. эмпирического и теоретического исследования.

2. Научный метод

Средством решения проблемы является метод (греч. methodos — путь, подход; способ познания и действия). Связь проблемы и метода можно уподобить соотношению замка и ключа. Если закрытый замок аналогичен (греч. analogikos — сходный, соответственный) проблеме, то ключ соответствует методу. Последний подбирается под определенную проблему, и в силу этого он способен к ее разрешению.

Содержание метода формируется из нормальных результатов науки. Выделяются три основных элемента метода: а) теория; б) правила мышления; в) операции мышления.

1). Теория.

Она образует главное содержание метода. Чтобы быть эффективным, он должен представлять более высокий уровень знаний, чем проблема. Этому требованию и удовлетворяет теория как некоторое обобщенное знание. В качестве теории выступают различные формы научного познания: эмпирические законы, отдельное понятие в роли идеи (греч. idea— понятие, представление) или принципа, теоретический закон (научный образ закона природы), теория как логически связанная совокупность законов науки.

2). Мыслительные операции.

Если метод воздействует на проблему, значит, он является динамической силой. Теория сама по себе такой способностью не обладает. Эту динамику вносят операции мышления, именно они делают теорию активным фактором.

Операции мышления суть различные интеллектуальные действия: анализ как мысленное разложение на части, синтез как соединение элементов в единство, абстрагирование, т.е. отвлечение от несущественных сторон объекта. Мыслительных операций чрезвычайно много, и они отличаются разной степенью общности. Соответственно решаемой проблеме, к примеру математической, действия приобретают специфический и конкретный (лат. concretus — густой, уплотненный) характер. В определенной научной дисциплине существуют основные операции. Так, в античной геометрии ведущёй операцией было наложение плоскостных фигур, в проективной геометрии — "проективное преобразование".

3). Правила мышления.

Они составляют третий уровень метода. Так или иначе они являются выводами и следствиями некоторых теорий, приобретших значительную самостоятельность. Эту особенность демонстрируют правила логики. Все они основаны на законах формальной логики и сводятся к нормам непротиворечивости, исключения третьего (истина или заблуждения) и т.п. Значительная часть правил имеет конкретное научно-дисциплинарное содержание. Так, в 1924 г. швейцарский физик В.Паули предложил ввести для описания электрона такую характеристику, как спин. Эта идея помогла сформулировать очень важное правило запрета каждое квантовое состояние может быть занято только один раз.

Главное назначение правил состоит в том, что они придают теории и операциям мышления необходимую и определенную направленность. Такая концентрация интеллектуальных сил и позволяет решать проблемы науки.

3. Решение проблем науки как производство научных знаний

Формирование метода является очень важным и вместе с тем весьма сложным процессом. Здесь есть свои, внутренние этапы.

1). Meтод подбирается под проблему.

Этот процесс начинается при наличии определенной проблемы. Если она входит в круг традиционных исследовательский задач, то особых трудностёй ученые не испытывают. Они имеют преставление о том, какие элементы знания привлечь в качестве теоретического содержания метода, и пользуются ранее сложившимися комплексами правил и операций. Но рано или поздно выдвигаются существенно новые проблемы, для которых старые методы обнаруживают свою непригодность. Это означает, что наступил сложный этап научного исследования.

2). Интуитивная догадка

Сложность состоит в том, что ученые должны найти в наличных знаниях те элементы, которые имеют отношение к новой проблематике. Прямых указателей в виде некоторых меток здесь нет. Исследователи вынуждены вести поиск на основе своих творческих способностей, пытаясь догадаться о возможных методах. Налицо процесс научного гипотезирования, где идут пробы различных элементов знания в роли метода. Когда обнаруживается, что в научных ресурсах искомой теории нет, начинается период создания гипотетического метода из внетеоретическик источников. Нередко обращение к эмпирическому опыту и превращение обобщенных фактов в теоретические постулаты (лат. postulatum — требуемое) или принципы. (Так, при создании специальной теории относительности физик А.Эйнштейн (1839-1955) факт скорости света в вакууме превратил в постулат  величина этой скорости является максимально предельной для физических движений.) При создании новых теоретических методов ученые нередко выходят за границы науки, обращаясь к философии, религии и другим формам мировоззрения.

3). Эвристическое творчество.

Формирование метода может происходить на "вырожденной" основе, где теория в любой ее форме отсутствует. Основная нагрузка здесь падает на некоторые вёсьма общие и неопределенные правила и особенно на операции. В условиях высокого дефицита знаний ученые пытаются посредством операционального творчества получить нужный подход и решение. Такая активность называется эвристикой (греч. heurisko - нахожу). Убедительные примеры эвристики существуют в математике, где используются приемы сведения общей задачи к частному случаю и т.п.

4). Инструментальное мышление.

Когда метод подобран к определенной проблеме, начинается "орудийный" этап, для которого не важно, как получен метод — стереотипно, традиционно или творчески. Важно то, что по отношению к проблеме метод должен проявить инструментальную функцию. Операции придают теории действенную силу, правила задают ей определенную направленность, и все это делает метод преобразующим орудием. Трансформируя проблемное знание, метод превращает его в должный результат науки.

5). Стиль научного мышления.

Стиль концентрирует в себе все ярко выраженные деятельностные моменты способа мышления. Можно выделить основныё стилевые узлы: 1) стиль постановки проблемы (определенные приемы и операции оценивания знаний); 2) стиль формирования метода (особые пути поиска необходимых теорий и правил); 3) стиль инструментального применения; 4) стиль обоснования результата.

4. многообразие научных результатов.

Сколько проблем, столько и результатов. Поскольку проблемный способ мышления реализуется на всех уровнях исследования, поэтому результаты науки имеют соответствующие различия. На самом нижнем уровне находятся научные факты, за ними следуют первые обобщения в виде эмпирических законов. Последние могут отличаться разной степенью общности, но все они основаны на объединении фактов, в связное целое. Дальнейшее обобщение эмпирических законов дает законы теоретические, элементами которых вступают понятия. Теоретическая область также разделёна на различные уровни.

1). Фундаментальная теория.

Её нередко называют научной концепцией (лат. conceptus — мысль, представление). В данном случае подчеркивается то, что здесь теоретическое выступает в самом концентрированном виде.

Современная естественнонаучная теория представляет собой сложнейшую конструкцию из принципов, понятий и математических формализмов. Большое место в ней занимает система рассуждений и логических следствий. Ее своеобразие состоит в том, что она отражает весьма глубокие закономерности природы. Только фундаментальные теории формируют высокий уровень науки — научную картину мира (НКМ).

2). Научная картина.

Когда теория сложилась и ее истинность удостоверена, вся ее "архитектура" становится для ученых малосущественной. Им ценно ядро из основных теоретических выводов. В таком сокращенном и обособленном виде теория входит в научную картину природы (НКП). Поскольку в каждой научной дисциплине (астрономия, механика, генетика и т.п.) существуют свои фундаментальные концепции, НКП образована некоторой совокупностью их "концёнтратов". Составляя высший этаж науки, картина несет на себе влияние мировоззрения. Без последнего нельзя понять соврёменное естествознание и его историю.

Контрольные вопросы

1. Какие черты характеризуют науку как социальный институт как деятельность ученых?

2. Выделите основные признаки научной проблемы.

3. Какие компоненты образуют структуру научного метода?

4. Чем отличается научная картина природы от фундамёнтальной теории?

Тема 2

Мировоззрение и его историческиё формы

Мировоззрение старшё науки. Оно оказало решающее воздействие на возникновение научного естествознания и влияет на него ныне.

А. Понятие мировоззрения

Типично определение мировоззрения как системы взглядов человека. Если не уточнить, что подразумевается под "взглядом", то такое представление мало что нам дает. Можно выделить следующие основные признаки мировоззрения.

1. Отражение отношения "человек — мир"

У мировоззрения есть свой предмет познания. Мировоззрение существенно отличается от науки, Если в науке изучается или природа (естествознание), или человек, общество (антропология и обществознание), то в мировоззрении в центре внимания пребывает их связь. Такое отношение, взятое в самом общем виде, где человеку принадлежит ведущая роль, выражает ту целостность, которая недоступна науке. Кроме этого даже на уровне научных картин природы существует дисциплинарное дробление (физика, биология и т.п.).

2. Содержание мировоззрения составляют духовные ценности

1). Духовные ценности.

Ценностями следует считать все то, что удовлетворяет человеческие потребности. Составляя важную часть нематериальной сферы, духовные ценности отражают отношение "человек — мир" через призму некоторых идеалов (фр. ideal — совершенство): Оценивание реальности через образцы совершенства дало многообразие моральных (добро, зло и т.п.), эстетических (прекрасное, безобразное и т.п.) и других образов.

2). Обыденное мировоззрение.

Нижний этаж духовных ценностей образуют мировоззренческие чувства. Отношение людей к природе и обществу здесь переживается (чувства красоты, благоговения и т.д.). Но оно может воспроизводиться и в виде знаний. Если это неглубокие представления, формируемые стихийно, повседневным образом жизни, то налицо обыденное мировоззрение (определенные поговорки, пословицы, лозунги и т.п.). или житейская мудрость.

3). Теоретическое мировоззрение:

Оно значительно сложнее обыденных чувств и представлений. Его образуют высокоабстрактные образы типа идей и категорий (греч. kategoria— общее утверждение). Они требуют особого обучения, познания и только в чем-то родственны научным понятиям. Такие категории, как "Бог", "материя", "прекрасное", не имеют прямых прообразов в практическом опыте жизни. Здесь спекулятивное (лат. speculatio — созерцание, умозрение) мышление уходит в потусторонние области, запретные для науки.

3. Мировоззрение ориентирует человека в мире духовных ценностей

1). Вера и сомнение.

Основа индивидуального мировоззрения формируется у каждой личности в семье. От родителей и близких родственников ребенок бессознательно принимает прежде всёго моральные чувства и правила. В дальнейшем социальное окружение и его влияние расширяются, но и личность ребенка обретает собственные установки. Вера как принятие внёшних ценностей без тормозящих размышлений дополняется структурами (лат. structura — строение) сомнения, где все внешнее подвергается предварительной оценке и свое- образному "взвешиванию" ( "стоит ли это брать? "),

2). Мировоззрение ученого.

Вступая во взрослую жизнь, молодые люди сталкиваются с большим богатством социальных ценностей. Они не только разнообразны, но противоречивы и полярно направлены: религия и атеизм (греч. theos — бог, а— без, т.е. безбожие), Сложившееся мировоззрение позволяет ориентироваться в калейдоскопе идей и идеалов, осуществляя определенный выбор. Вот почему любой начинающий исследователь входит со своим мировоззрением, которое не может не влиять на его поиск. Но и занятия наукой оказывают воздействие на ценностное сознание ученого. Оно развивается в ходе исследований или в некоторых случаях способно испытывать кризисы и ломки:

Б. Религия, теология и философия

1. Миф и религия

Первой исторической формой мировоззрения стал миф (греч. mythos — слово, предание). Реальный жизненно-практический опыт древних людей здесь причудливо сочетается с фантазией. Ядром духовности выступил анимизм (лат. anima — душа), т.е. учение, согласно которому все, что существует, является живым благодаря наличию души. Смутное представление о своем сознании человек распространил на косные тела (камни, воду и т.п.) и жизнь. Практикой анимизма стала магия (греч. magos — жрец, колдун). Особыми действиями маг "заставлял" души участвовать в целенаправленных изменениях (охота, целительство и т.п.).

Из мифа выросла религия. Многообразие душ и духов постепенно превратилось в разнообразие божеств, олицетворявших природные и социальные силы. То, что жило в пестром, но едином мире стало раздваиваться. Естественной природе стал противостоя сонм богов со сверхъестественными способностями. Позднее мировых религиях (иудаизм, христианство, ислам) божества уступили место одному, единому Богу, вобравшему в себя все сверх естественные силы. Главным чудом здесь выступает творение Богом всего мира из ничего.

2. Теология

Сначала религия существовала в виде некоторых ценностных чувств и наивных представлений. Дополнительно к этому в средние века возникла теология (греч. logos — учение). На ее становление существенно повлияла философия. Вот почему теология оформилась как спекулятивно-теоретическое мировоззрение, направленное на обоснование религиозной веры в условиях борьбы с раз- личными ересями (греч. hairesis — особое вероучение). В ней выделились две основные части: а) догматы (греч. dogma — бездоказательное, бесспорное положение), т.е. утверждения, содержащиеся в священных книгах (библия, Коран и т.п.) и не требующие каких-то обоснований; б) вероучения с рациональными доказательствами. Если первое стало предметом богословской веры, то второе оформилось в религиозное мышление, включившее приемы логического и философского рассуждения. При этом богословское мышление было подчинено догматам.

Теология дала определенную свободу ищущему мышлению. Здесь возникли своеобразные проблемы, постановка которых предполагает действие сомнения. Так, христианские теологи выдвинули следующие вопросы: "Как соотносятся три ипостаси (греч. hypostasis — лицо, сущность) в едином Боге?", "Как сочетались во Христе божественное и человеческое?"

В области обсужденин этих проблем выделились "докаsательст- ва бытия Божьего" . Пять таких доказательств предложил итальян- ский богослов Фома Аквинский (1221— 12Э4). Одно из них таково. Если все конечные вещи и явления имеют свои причины, то мир в целом также должен иметь соответствующую причину. Ею может быть только Бог как всемогущее существо. Мышление такого рода оказалось весьма продуктивным и дало широкую картину мира. Природа здесь предстала в виде продукта божественного творения. Теологические идеи до сих пор так или иначе влияют на сознание ученых.

3. Философия

В VI в. до н. э. в Китае, Индии и Греции возникла философия (греч. phileo - люблю, sophia — мудрость). Примечательно уже то, что эта форма мировоззрения родилась в относительно высокоразвитых цивилизациях (лат, civilis — гражданский), где зрелая экономика и сложная политика обеспечили богатую интеллектуальную жизнь. Если древние греки открыли политическую демократию, то и понятно, почему они добились наивысших достижений в философии.

В своем историческом развитии философия сформировала отличительные черты.

1). Знание о мире в целом или картина всеобщего.

Факты и частные законы сами по себе не интересуют философа. Они составляют предмет мысли практика, ученого и других специалистов. Ориентируясь на всеобщее, философ предпочитает иметь дело с теми обобщениями, которые уже произведены специалистами: широкий практический опыт, теории науки, теология, эстетика (теория искусства) и т.п. На основе этого знания выдвигаются философские проблемы как универсальные (лат. universalis — всеобщий) вопросы: "Подчиняется ли мир необходимому порядку или в нем господствует хаос и случай?" "Какова сущность человека?" Таким образом, уже в коде постановки своих проблем философы производят универсальные обобщения. Такой же характер имеют философские методы и результаты.

2). Плюрализм методов и результатов.

По способу мышления философия разительно отличается от науки. Если по одной проблеме ученые выдвигают несколько гипотез, то они стремятся в конце концов получить один результат. И "выбраковка" происходит в ходе теоретической критики и эмпирических проверок. В философии такие действия невозможны. Область всеобщего так удалена от сферы фактов, что философские решения нельзя подвергнуть прямому испытанию практикой. Отсюда вытекает неустранимый плюрализм (лат. pluralis — множёственный) результатов и соответствующих методов, ибо каждый значимый продукт философского мышления в дальнейшем оборачивается в метод. Это обстоятельство создает в философии высокую традиционность ("вечные" проблемы — "вечные" методы и решения).

3). Основные философские методы.

Теоретическое содержание философии сформировалось в ходе решения ее проблем. Ответы по ведущим вопросам и стали главными методами, определившими основные философские направления.

Проблема 1. Какова сущность мира?

1). Сущностью мира является Бог.

Данное решение составляет главный принцип религиозной фи- лософии. Здесь теологии приданы философские черты и Бог представлен в качестве всеобщего начала, творящего весь "тварный " мир. Один из представителей этого направления — Фома Аквинский.

2). Мировое сознание есть сущность всего.

Таков главный принцип объективного идеализма. Мировое со- знание существует за пределами человеческого сознания и определяет материальные явления. Родоначальник данного направления — древнегреческий мыслитель Платон (427 — 347 до н.э.) — полагал, что некие идеи — эйдосы (мировое сознание), пребывая в особом потустороннем мире, управляют телами природы, включая тело человека.

3). Основа мира — человеческое сознание.

Эта идея образует ядро субъективного идеализма. Древность лишь наметила контур данного направления, четкие же очертания он получил в Европе, начиная с XVIII в. (Д.Юм и др.).

4). Сущность мироздания представлена материей.

Данное решение образует основу материализма. Истоки этого течения связаны с древней натурфилософией (лат. natura — при- рода), где первоначалом всего выступали природные стихии, или "первоэлементы" (вода, огонь, земля и т.п.). Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 — ок.370 до н.э.) ввел представление об атомах (греч. atomos — неделимый) как естественных "единицах", из которых слагаются все вещи и души. Позднее под материей стали понимать все естественное многообразие природы и некоторую сферу общества.

С определенными вариациями эти четыре философских направления существуют и развиваются двадцать пять веков.

Проблема 2. Какую роль играют противоположности и противоречия в мире и в жизни людей?

1). Развитие противоречивого мышления составляет содержание диалектического метода.

В демократических условиях Древней Греции возникла диалектика (греч. dialektike — искусство спора) как мыслительная техника особой беседы. Учитель-мудрец выстраивал разговор так, что мнения (речи) собеседников сталкивались друг с другом и в ходе выдвижения разных доводов проблемная ситуация разрешалась: Так, Сократ (469-399 до н.э.) выработал эффективную методику проблемного диалога. На ее основе учился Платон, давший высокую оценку диалектике. Как трение дерева о дерево рождает огонь, так и диалектический метод вызывает искру познания.

2). Диалектика противоположностей является движущей силой природы и общёства.

В ряде мировоззренческих течений и школ изменения внешнего мира стали объяснять действием противоположных факторов. У древнекитайских мыслителей мировые перемены были следствием взаимодействия двух космических сил: ян (светлое, мужское начало) и инь (темное, женское начало). По мнению Гераклита (VI в. до н.э., Греция), "вражда" противоположностей определяет гармоническое течение мирового потока. Космический огонь ритмично возгорается и угасает.

Проблёма 3. Существует ли всеобщая связь? Дополняется ли необходимость случайностью?

1). В мире действует универсальная связь.

Идея всеобщей зависимости получила название "детерминизма" (лат, determinare — определять). Все основные философские направления, кромё субъективного идеализма, используют эту идею. Возможные источники универсальной связи — Бог, мировое сознание, материя.

2). Все связано со всем необходимостью без случайности.

Такое решение являётся радикальным или жестким детерминизмом. Один из первых его вариантов представил Демокрит. `$ мире атомов связь причин и следствий носит только необходимый характер. Случайность — это иллюзия неподготовленного ума:

3). Необходимая связь дополняется случайностью.

Эту позицию можно оценить как диалектический детерминизм; ибо необходимое и случайное признаются в виде взаимосвязанных противоположностей.

Так мыслил древнегреческий материалист Эпикур (341 - 230 до н.э.). По его мнению, от необходимых линий своего движения атомы способны самопроизвольно отклоняться. Это положение существенно обогатило атомизм.

4). Связь действует лишь в ограниченных областях мира.

Такова идея индетерминизма (лат. in — не), отрицающая всеобщий характер связи. Где-то связь существует, где-то ее нет, ибо взаимозависимость в виде необходимости и причинности носит частный характер. Индетерминизм в древности был только намечен, расцвел у субъективных идеалистов XVIII — XIX вв., был востребован физикой ХХ в.

Контрольные вопросы

1. Укажите на основные признаки мировоззрения.

2. Каково отличие теологии от религии?

3. Охарактеризуйте основные философские методы:

4. Чем отличается философское мышление от мышления ученого?

Тема 3

Роль мировоззренческой культуры

в научном естествознании

А. Наука и мировоззрение: от диктатуры к союзу и диалогу

1. История взаимоотношений мировоззрения и естествознания

1). Две культуры.

В 50-х и 60-х гг. нашего столетия большой резонанс получила публичная лекция английского писателя Ч.П.Сноу. В ней утверждалось, что в современной западной цивилизации существует раскол на две полярные культуры: с одной стороны — научное естёствознание и техника, с другой — гуманитарная культура в виде литера- туры и других видов искусства. Сноу знал о том, что говорил, ибо до литературной деятельности он занимался физическими исследованиями. По его мнению; общество должно преодолеть существующее отчуждениё "физиков" и"лириков" на путях утверждёния союза двух форм творчества человека.

2). Диктат религии и философии. .

Тему, поднятую Сноу, можно свести к отношению между естествознанием и мировоззрением. В истории культуры были периоды претензий одной стороны на господство над другой. Своеобразный диктат сначала продемонстрировали мировоззренческие формы. На этапе зарождения науки ей диктовали свои условия миф, религия и философия. В средние века ученый стал подчиняться только религии и теологии. Начиная с XII в., естествознание обретает самостоятельность и попытки немецких философов (Гегель, Шеллинг) в начале XIX в. притормозить этот процесс были обречены на неудачу. 3). Позитивизм как философия естествознания.

В середине XIX в. маятник истории взаимоотношений пошел в обратную сторону и под влиянием расцвета наук о природе возникает философское направление, обосновывающее эру господства науки: Речь идет о позитивизме (лат. positivus — положительный), основателем которого стал французский мыслитель О.Конт (1798-1857).

Прослушав курс лекций Ж.Б.Фурье по математической физике, Конт согласился с мнением И.Канта о том,, что подлинным знанием является только математизированная наука. Если философия может только критиковать чужие выводы и является негативным знанием, то ученый, делая открытия, формирует новые факты и теории (наука как позитивное знание). Конт сформулировал некий "закон" истории познания, согласно которому последовательно сменяют друг друга три основных этапа:

а) теологический, где все определяет религия (догматизм веры);

б) метафизический, где господствует философия (спекулятивные догадки и их критика, которая не дает определенных результатов);

в) позитивный, где познание становится научным. Позитивная наука не нуждается в ценностных идеях мировоззрения, в лучшем случае ученому может оказать помощь философская теория познания, ориентированная на научное исследование.

4). Махизм.

Позитивизм оказался жизнеспособным направлением и центром второго этапа его развития стал австрийский физик, историк естествознания и философ Э.Мах (1838-1916). Хотя он ратовал за преодоление оппозиции материализма и идеализма, субъективистская формула Дж.Беркли "существовать, значит быть воспринимаемым" точно выражает его позицию. Радикальный эмпиризм Маха был направлен на преодоление влияния всех форм мировоззрения на естествознание. Особым атакам подверглась идея атома как продукт воздействия философии на физику.

5). Неопозитивизм, его формы и принципы.

На смену психологическому эмпиризму Мха в 20-х гг. появился логический позитивизм. Преёмственность здесь была налицо, так как новые позитивисты разделяли старый лозунг "Наука - сама себе философия". Программа изоляции естествознания от религии, философии и искусства реализовывалась посредством принципа верификации (лат. verus — истинный, facere — делать), К науке относились лишь те знания, которые можно было проверить в эмпирическом опыте. Принципы неопозитивизма (греч. neos — новый) менялись, но мнение о том, что мировоззрение отрицательно влияет на науки о природе, сохранялось. В западной методологии науки неопозитивизм господствовал до 60-х гг. и именно это стало главной причиной того отчуждения, о котором говорил Сноу. И действительно, если естёствоиспытателя запугивали идолами метафизики (философии) и манили моделью науки, очищенной от всех возможных примесей ценностного сознания, то ученый привыкал к мысли о самодостаточности теории, непосредственно замкнутой на эксперимент. В свою очередь, прёдставитель гуманитарной культуры, ощущая пренебрежительное в лучшем случае снисходительное отношение "физика", не испытывал потребности знакомиться с достижениями науки. Так возникла ложная антитеза "естественной"науки и "неестёственной" (иногда "противоестественной") культуры.

б). Осознание необходимости творческого диалога науки и мировоззрения.

Начиная с 60-х гг. в методологии науки растет значение таких школ и направлений, которые признают преимущества диалога естествознания и должных форм мировоззрения. Критика позитивистской установки на изоляцию науки пошла по двум направлениям: факты истории науки и современные открытия в области человекознания и познания. Весьма типичной фигурой прошлого и настоящего является исследователь, соединяющий в себе верующего и ученого (Пифагор, Ньютон, Джинс и др.), философа и естествоиспытателя (Аристотель, Декарт, Лейбниц, Эйнштейн и др.) И не случайно, что именно эти корифеи внесли в науку наивысшие достижения. Крупным открытием ХХ в. стало установление функциональной асимметрии мозга — левое полушарие специализируется на логике, правое обеспечивает интуицию и воображение. Сама природа заложила основу для союза научной и гуманитарной культур. Сами ученые, исходя из своего исследовательского опыта, свидетельствуют о том, что логика критикует, доказывает и шлифует то, что предварительно открывает интуиция. Эта же способность, являясь свойством мозга, лучше всего развивается средствами искусства (музыка, литература, живопись и т.п.). Естественное здесь просто требует искусственное, т.е. гуманитарную культуру.

Вместе с тем нельзя игнорировать сложную структуру мировоззренческой культуры и способность некоторых ее форм оказывать деформирующее влияние на науку.

2. Мировоззренческий феномен паранауки

1). Оккультная наука.

В настоящее время широко обсуждается положение астрологии, парапсихологии и других форм так называемой паранауки (греч. para— возле, при) или оккультной (лат. occultus — тайный, скрытый) науки. Ее представители утверждают, что паранаука в сущности своей совпадает с наукой и отличается от нее лишь второстепенными деталями. Здесь прёдставлено явление неоптимальной связи науки с мировоззрением. Несмотря на современные одежды, его истоки тянутся в древность.

2. Древние формы паранауки.

Известно, что наука рождалась тогда, когда у мировоззрения сложилась мощная традиция. Она была представлена преимущественно мифами и архаичными религиями многобожия, ибо философия еще только возникла. Дофилософские формы несли в себе не только много наивных и ложных представлений, но и навязывали стиль мышления с господством слепой веры. В русле такого влияния формировались отдельныё направления паранауки. Даже в своем современном виде они продолжают нести явный отпечаток древнего синкретизма (грёч. synkretismos — соединение, объединение). В них присутствуют элементы мифа и приемы магии.

3). Алхимия.

Ядром древней алхимии было представление о взаимных превращениях "металлов". Согласно мифологическому анимизму последние мыслились живыми, способными к "росту" и "созерцанию". Связь мужского и женского начал (серы и ртути) вела к "свадьбе" металлов, зарождению и созреванию "плода" как более тонкого и благородного вещества. В трактовке трансмутации (лат. trans - сквозь, через; mutatio — изменение, перемена) привлекался миф оборотничества (золото как оборотень железа).

4). Астрология.

Аналогичны истоки астрологии (греч. astron - звезда), вышедшей из недр гадательной магии. Связь ритмики небесных явлений с ритмами человеческой жизни красной нитью проходит через ряд типичных мифов у многих народов: Как техника предсказаний судьбы астрология появилась на Востоке (Китай, халдеи, Египет); затем попала в Германию и Рим. В средние века в Европе она была почти забыта и восстановила свою популярность в эпоху Возрождения.

Наряду с превратным мировоззренческим содержанием древние оккультные науки несли в себе зародыши подлинной науки. И со временем они развивались. Так, алхимики открыли ряд химических элементов, сформировали некоторые химические приемы и процедуры. Астрологи разработали математическую технику астрономических вычислений, составили точные таблицы расположения светил в различные периоды времени и т.п. И все же союз разрозненных элементов не мог стать вечным. Подлинно научные компоненты выделились из оккультных форм и стали развиваться самостоятельно: из астрологии вышла астрономия, из алхимии — химия и т.д.

Паранаука не является наукой. Однако и в ХХ в. оккультизм претендует на положение современной альтернативной (фр. аltетnative— один из двух) науки. Эти притязания несостоятельны, ибо паранаука и наука в сути своей противоположны.

а) если наука стремится к объективным и надличностным результатам, то паранаука не выходит за рамки субъективно личностных продуктов сознания и психики;

б) если в науке господствует установка на исследовательские проблемы, то оккультизм ориентируется на чудеса, таинства и практический интерес (нажива);

в) если научное естествознание основано на доказательности и воспроизводимости результатов, то паранаука опирается на веру, силу суеверий, авторитет и уклоняется от проверок своих уникальных продуктов (своего рода искусство);

г) если естествознание дает абстрактное качественное знание в количественной форме, то оккультизм ограничивается чувственно-конкретными и качественными результатами.

Итак, паранаука стремится использовать авторитет науки, хотя в сущности они несовместимы.

3. Взаимосвязь философии, научной картины и фундаментальной теории

1 ,Для науки мировоззрение играет преимущественно положительную роль.

Уже у истоков науки мировоззрение оказывало не только отрицательное, но и положительное влияние. Наряду с эмпирическим опытом оно было ценным источником материала для теоретического переосмысления и новых интерпретаций (лат. interpretatio — посредничество, истолкование.) Таковы были некоторые космогонические (греч. kosmogonia — происхождение мира) мифы для астрономии. Особую ценность представляли мировоззренческие идеи в качестве методов. При зарождении теоретического естествознания собственных методов еще не было и мировоззрение как внешний источник помогало эту нехватку восполнить. Очень многое дала науке философия — проекты теоретических проблем, идеи, методы, правила и операции мышления.

2). Что может дать мировоззрение для развития научной картины?

Один из уровней естествознания, на который воздействует мировоззрение, представлен картиной мира. Ранее было выяснено, что ее содержание строится из ряда выводов, произведенных из фундаментальных теорий. Но получение таких следствий существенно зависит от наличных мировоззренческих ресурсов. Только на их основе можно оценить значимость некоторых элементов теории и выделить их в качестве узловых идей. В ходе этих процедур, по преимуществу ценностных, нередко происходит значительное увеличение степени общности знания. Если в рамках теории некий понятийный образ имел дисциплинарные границы, допустим механики, то на уровне научной картины он мог относиться уже ко всей природе или к ее значимым фрагментам.

В качестве иллюстрации рассмотрим этап истории физики, связанный с механикой. В XVII-XVIII вв. сформировалась динамика как фундаментальная теория механического перемещения. Под влиянием определенных философских положений (а - сущность природы проста; 6 - все складывается из атомов) из механики возник механицизм (НКМ). Его суть состояла в том, что все природные и социальные процессы были признаны как сводимые к механическим движениям. Даже живое предстало разновидностью машины. Этот пример показывает роль мировоззрения с преобладанием отрицательной стороны; но в последующем изложении будет множество положительных случаев.

Э – элемент теории

И – идея в составе НКМ

3). Особенности влияния философии на естествознание.

По своему составу мировоззрение весьма неоднородно, и это определяет сложный спектр его влияний на науку. Если содержание религии и теологии относительно едино, то их воздействие более или менее однозначно. Совершенно иначе обстоит дело с философией. Здесь все осложняет множественность направлений с их различиями и противоположностями. И все же такой ситуации, когда в науке проявляются все философские доктрины (лат. doctrina — учение, теория), не бывает. В истории познания наблюдается своеобразное ограничение действующих ресурсов философии. На определенном этапе активизируются отдельные учения, становясь актуальными (лат, actualis — настоящий) методами. В это время все остальные концепции пребывают в пассивном состоянии результата или возможного в будущем метода. На иных этапах развития науки роль метода переходит к другим направлениям и учениям. Такая ритмика напоминает колебания моды и определяется сменой проблемной тематики в науке.

4). Помощь мировоззрения в создании фундаментальной теории.

Мировоззренческие методы участвуют не только в переходе от теории к научной картине. Потребность в них появляется и на стадии создания фундаментальной теории. Когда соответствующая проблема поставлена, начинается создание теоретических гипотез. Поскольку поиск протекает на предельно высоком уровне, научно- дисциплинарные методы здесь отсутствуют или страдают крайней недостаточностью. В данной ситуации естественно обращение теоретиков к мировоззренческим доктринам, включая ресурсы НКМ. Когда выбор сделан, то привлеченная идея так или иначе встраивается в структуру научного метода. Если в нем нет теоретических принципов, то мировоззренческая идея согласуется с общенаучными и дисциплинарными правилами, эвристиками. Такая комплексность нередко была главным условием научных успехов.

Иф - философская идея;

Ик – идея из научной картины;

Мн – метод науки;

Г теоретическая гипотеза.

5). Что дает наука мировоззрению?

Влияние мировоззренческих ресурсов на уровни науки есть одна сторона их связи. Другой аспект состоит в том, что научное знание оказывает обратное воздействие на ценностные концепции. Поскольку научная картина несет мировоззренческую нагрузку, выводы, извлеченные из фундаментальной теории и воплощенные в картине, можно отнести к разновидности обратного влияния. Функциональное действие новых теоретических следствий колеблется в широком диапазоне: а) углубление и расширение значимости некоторых элементов картины; б) подтверждение и обоснование старых идей; в) устранение несостоятельных (ложных) принципов. В целом влияние теории "снизу" на научную картину сводится к пере- оценке возможностей ее компонентов выступать в качестве метода.

6). Обновление доктрин.

В свою очередь научная картина не остается нейтральной по отношению к ненаучному мировоззрению. Наука порождает такие значимые истины, которые вынуждают философов ряда направлений радикально менять свои концепции. Этот процесс особенно рельефен в XIX—ХХ вв. Так, развитие неклассической физики привело к существенному обновлению атомизма и детерминизма.

- обратное влияние с ценностным пересмотром

- прямое воздействие по форме метода

Нужно заметить, что взаимодействие элементов науки и мировоззрения осуществляется через конкретные личности. Все эти сложные процессы протекают в сознании тех или иных ученых и философов.

4. Философия как теория познания

Не только что познавать, но и как вести познание. Ученому весьма важно знать не только то, что он изучает, но и как он это делает. В то же время познание как таковое не является предметом науки. Выход из этого положения дает философия. Почти с самого начала ее возникновения стала оформляться теория познания или гносеология (греч. gnosis — познание, знание). Обобщая опыт всякого познания, философы выделили круг значимых проблем и соответствующие решения.

Проблема 1. Мир познаваем или нет? Способен ли человек получать истину?

1). Мир познаваем, в знаниях есть истина.

Такое положительное решение можно оценить как "познавательный оптимизм". С разной аргументацией его разделяют представители религиозной философии, объективного идеализма и материализма. Под истиной понимается знание, соответствующее предмету познания, который определяется сущностью (Бог — мировое сознание — материя).

2). Познание мира сомнительно, истина неотличима от заблуждения.

Данное решение есть скептицизм (греч. skeptikos — исследующий), тяготеющий к субъективному идеализму. Древние скептики рекомендовали воздерживаться от окончательных решений (ни да, ни нет). Они выдвинули ряд доводов, показывающих сложность познания. В XVIII в. Д.Юм указал на трудности науки.

3). Сущность мира непознаваема.

Такова суть агностицизма (греч. agnostos — непознаваёмый). Его классическим представителем стал немецкий мыслитель И.Кант (1724 — 1804). Он полагал, что человек и ученый в частности вносит в знание неустранимые следы. Это искажение делает истину невозможной.

В подавляющей степени ученые тяготели к познавательному оптимизму и данный выбор сохраняется ныне. И это понятно, без убеждения в принципиальной познаваемости мира занятия наукой бессмысленны.

Проблема 2. чувство и эмпирия или теоретический разум главенствуют в познании?

1). Ведущая роль в познании принадлежит чувствам и эмпирическому опыту.

В древности сенсуализм (лат. sensus — чувство, ощущение) был периферийным явлением, так как идея первенства чувств не способствовала становлению философии. Начиная с XVII в. в связи с рождением экспериментального естествознания набирает силу учение о главенстве эмпирического опыта, т.е. эмпиризм. К нему тяготела английская школа естествознания (И.Ньютон и другие).

2). Теоретическое мышление превосходит чувства и эмпирию.

Такова суть рационализма (лат. rationalis — разумный). Критика чувственности строится на том, что без мышления она "слепа" и ведет к ошибкам. В качестве образца рационального мышления берется математика. Такая линия прослеживается в истории французской школы естествознания.

3). Гармонический союз чувств и мысли, эмпирии и теории.

Одним из первых, кто преодолел логику противопоставления, был И.Кант. Соединив в себе естествоиспытателя и философа, обобщив опыт науки своего времени, он пришел к идее дополнительности: чувственность без рассудка слепа, рассудок без чувств пуст. Современная наука идет по этому пути.

5. Современные методологические модели научного естествознания

1). Как возможно естествознание?

На основе общей теории познания возникла философия и методология науки. 3десь исследуется только научное познание, его существующие методы и проектируются возможные интеллектуальные средства. Плюрализм философии и здесь проявляется в форме множества концепций-моделей (лат, modulus — мера, образец). Их своеобразие определяется особенностями направления, школы, индивидуального стиля мышления методолога. В центре внимания современных поисков находится то, что расположено между проблемой и конечным результатом, т.е. самое сложное - метод. Если начало и конец познавательного акта ученый фиксирует в поле своего внимания и может дать отчет, то поиск метода и его применение, как правило, ускользают от луча внимания, Таким образом, сама наука представляет методологам широкую область для правдоподобных реконструкций.

2). Наука как смена научно-исследовательских программ.

Во второй половине ХХ в. американский методолог И.Лакатос предложил концепцию научно-исследовательских программ (НИП). В ней есть "жесткое ядро" из философских принципов и высокоабстрактных научных теорий, окруженное "позитивной эвристикой" из специализированных теорий. Ядро действует через эвристику, которая непосредственно определяет постановку проблем, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез, объясняет и предвидит факты аномалии. Если зона предсказания новых фактов расширяется, то НИП существует и прогрессирует. Если же область эмпирического прогноза сокращается, данная НИП уступает новой НИП, ибо в сфере науки всегда конкурирует несколько программ.

У Лакатоса в иной терминологии угадываются контуры большого комплексного метода, элементами которого выступают философские принципы, идеи научной картины, фундаментальные и частные теории. Можно согласиться и с тем, что непосредственное орудийное воздействие осуществляют частные теории и эмпирические законы ("позитивная эвристика"). Смена НИП также согласуется с историей науки.

3). Научная парадигма.

Широкую известность приобрела теория парадигмы американского методолога Т.Куна: Ведущим принципом здесь выступает понятие парадигмы (греч. paradeigma — пример, образец), которая включает господствующие философские идеи, сложившиеся научные теории и правила. Все проблемы научное сообщество решает на основе данной парадигмы, и такой этап истории познания соответствует "нормальной" науке. Но вот накапливаются проблемы, не поддающиеся парадигме. Это означает, что наступил этап научной революции, состоящий в переходе от старой, парадигмы к новой. Здесь радикально меняются мировоззренческие концепции и фундаментальные теории. Содержательная трансформация ведет к ломке стереотипных способов мышления, операциональных схем и психологических установок. Эта драма ученым дается нелегко, но революционная смена парадигм неизбежна.

Нетрудно заметить родственность концепций исследовательской программы и парадигмы. Там и тут речь идет о методе с разноуровневыми элементами (философия — фундаментальные теории — частные теории и приемы). Но если Лакатос смену программ (парадигм) не связывает с научной революцией, то у Куна — это ключевое звено. В том, что внутри комплексного метода (программы, парадигмы) мировоззренческие элементы связаны с научными теориями, оба методолога не сомневаются. Данное обстоятельство примечательно, так как до середины ХХ в. в философии науки господствовала позитивистская методология, не признававшая у мировоззрения способности быть эффективным методом и методологией.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается противоположность оккультных наук и паранауки?

2. Каковы взаимосвязи между философией, научной картиной и фундаментальной теорией?

3. Выделите основные положения концепций научно-исследовательских программ и парадигмы.


Научное

сообщество

Наука-

Социальный институт

Научные школы

Производство знаний

для общества

Эмпирическая

деятельность

наука

Теоретическая

деятельность

Деятельность

общения учёных

Научная проблема

Вопросительные

Предложения

(форма)

Проблемное знание (содержание)

А) логическая противоречивость,

В) отсутствие связи с наличными знаниями,

С) бездоказательность.

метод

теория

правила

перации

мышления

человек

мир

 мировоззрение

 Спекулятивно-теоретическое мышление

Житейская мудрость

Духовная чувственность

    Мировоззрение

(духовные ценности)

 мировоззрение

отрицание

безразличие

принятие

  идеи  

религия

Представления

чувства

Догматы

Богословское мышление

Простая вера

теология

всеобщее

философия

Общее

законы

Наука – практика – нефилософское

мировоззрение

Единичные факты

Научная

проблема

гипотеза1

гипотеза2

гипотеза3

Новая теория

Философская

проблема

идея1

идея2

идея3

наука

философия

теология

теоретичность

Историческое время

 миф

религия

мировоззрение

Научная

Картина мира

Фундаментальная

теория

и

Э

мировоззрение

иф

ик

мн

комплексный метод

НКМ

 Г

Фундаментальная

теория

Частные теории

иф

ик




1. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ ~ Дисе1
2. С точки зрения Кошки Елена Филиппова С точки зрения Кошки Памяти моих кошек посвяща
3. Проектирование оснований и фундаментов гражданских зданий
4. Регрессионные зависимости1
5. ВЕХИ Сборник статей о русской интеллигенции I Нет я не скажу русскому интеллигенту-
6. Совершенствование декларирования товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта
7. Iwv 03-32Ultr 00-14-09JnglLounge2 5 сек
8. Основи роботи на ПК 1
9. Числовые характеристики одномерной случайной величины
10. Оборона и безопасность Название Оборона и безопасность инф
11. Антропогенные воздействия на водные ресурсы России и сопредельных государств в конце XX столетия
12. тема является главным механизмом финансовокредитной и предпринимательской деятельности и от эффективност
13. Плоттеры
14. Лабораторна робота 6 ДОСЛІДЖЕННЯ ПРИРОДНОГО ОСВІТЛЕННЯ Мета роботи Практично визначити коефіціє
15. Юриспруденция Для студентов всех форм обучения Москва 2011 У
16. Кесарево сечение в системе перинатального акушерства
17. хронотоп Время и пространство определяющие параметры существования мира и основополагающие формы че
18. Нижегородский государственный университет имени Н
19. Дипломная работа- Создание личного интернет-блога
20. Черный миф