Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос 51
Критика традиционной морали и классического рационализма в философии Ницше.
й
Актуальность “философии жизни” как одного из ответвлений более широкого направления - иррационализма - была исторически обусловлена. Появление иррационалистических взглядов в философии явилось как бы ответом на кризис в научных методах познания, естествознания. В основе
рационалистического миропонимания лежало понятие “материи” как первоосновы всех вещей, и все процессы, происходящие в природе объяснялись (точнее, могли бы быть объяснены) по законам перемещения атомов. Материализм, выступая от лица науки, претендовал на роль
окончательного “научного мировоззрения”. И хотя на его основе возник также и “диалектический материализм”, старательно не замеченный буржуазными критиками рационализма XIX в., но “кризис в физике” в этот период, хотя и давший последнему новые подтверждения, роковым образом
сказался на некоторых сторонах гносеологии естественноисторического материализма этого времени.
В борьбе с материализмом “философы жизни” попытались использовать несводимость биологических явлений к законам классической механики. Понятие материи было заменено понятием “жизнь”, ”живая материя”, которая в философском истолковании имеет значение психики, переживания.
Рациональные субъектно-объектые отношения заменяются субъектно-субъектными, человек начинает рассматриваться как субъект общения. Таким образом, “философия жизни”, как и иррационализм вообще, противопоставляет гносеологическому подходу рационализма аксиологический, в основе которого лежат установки антропологизма.
“Философия жизни” - это культурно-логическое направление в философии. Культура и её роль в жизни человека - вот предмет её постижения. Отсюда и тесная связь “философии жизни” с искусством: она повлияла на творчество таких известных деятелей искусства, как Р.Рильке, Г.Гессе,
Р.Вагнер. Преодолевая рационалистическое учение материализма об общественном развитии и его объективном базисе, жизнь для которого это лишь отчёт о неживых, “застывших” фактах прошлого, новая философия определяет жизнь как “переживание” или “вживание” историка в события
прошлого, делая их вновь “живыми”, непосредственными, настоящими. Таким образом, деятельность историков и философов культуры, как истолкование переживаний, превращается из рациональной в интуитивную. “Жизнь постигает жизнь” - так выразил эту мысль немецкий философ Вильгельм
Дильтей.
Понятие “жизнь” в “философии жизни” призвано заменить понятие “бытиё”. Бытиё - это статическое состояние, жизнь - это движение, становление. “Нет бытия, есть только становление”, - заявлял Ницше. Становление есть динамическая первооснова жизни, в то же время жизнь - это деятельность,
созидание, творчество человека, его самовыражение, позволяющее ему реализовать и познать самого себя. Таким образом, жизнь это человеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное
место, становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не как бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях и задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственной оценке.
Нравственность в философии Ницше имеет первоочередное значение. Главная идея ницшеанской морали - волюнтаризм - учение о воле как о первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А. Шопенгауэра, кого он считал своим учителем в начале своего пути. Но он отверг многие идеи Шопенгауэра, заменив его монистический волюнтаризм плюрализмом конкурирующих между собой центров “духовных сил”, а также противопоставив его учению об отказе от воли, аскетизме, “добровольной жизни покаяния и самобичевания ради непрестанного умерщвления воли” своё
учение об утверждении в жизни “воли к власти”. Жизнь, по его словам, “стремится к максимуму чувства власти”. Таким образом “воля к власти” становится критерием любого типа поведения, любого явления. “Что хорошо? - Всё, что повышает “волю к власти” и саму власть в человеке. Что дурно?
- То, что идёт от слабости” - так выражает он эту мысль в “Антихристе”.
Рациональная деятельность не укрепляет “волю к власти”, так как заменяет активную деятельность резонированием. Общепринятая мораль также подрывает “волю к власти”, проповедуя любовь к ближнему. То же - демократия как институт, при котором масса составляет оппозицию праву
одного.
“Воля к власти” - лишь “право сильного”, это распространяется
даже на взаимоотношения между мужчиной и женщиной: “Идёшь к женщине -
бери плётку” (“Так говорил Заратустра”). Из “права сильного” следует и
мораль Ницше. Эта мораль возникает из чувства превосходства одних людей,
“аристократов”, ”господ”, над другими - “рабами”, ”низшими”.
Натолкнувшись на действительное проявление своей морали -
противоположность классов - Ницше открыто встал на позицию защиты
господствующего класса.
Мораль Ницше - это вечное противоборство двух классов. С давних пор
рабы пытались отомстить господам, навязать им свои принципы. Начало
этому положила нагорная проповедь Христа в “Ветхом завете”. По словам
Ницше, “Аристократическое уравнение ценностей (хороший=знатный=
могучий=прекрасный=счастливый=любимый Богом) евреи сумели с ужасающей
последовательностью вывернуть наизнанку и держались за это зубами
бездонной ненависти бессилия. Именно только одни несчастные, бедные,
бессильные, низкие - хорошие, блаженны, благочестивы. ... Зато вы,
знатные и могущественные, - злые, жестокие, похотливые, ненасытные, и вы
навеки будете несчастными, проклятыми и отверженными”. Почти цитируя
нагорную проповедь, Ницше пытается осудить христианскую мораль. Философ
не пытается увидеть то, что в изначальном христианстве немаловажное
место занимали другие мотивы, мотивы подчинения рабов господам (в земной
жизни) и то, что христианство было поставлено на службу господам.
Лицемерную форму христианской морали, обещающей людям блаженство в
потустороннем мире ценой примирения с эксплуатацией в этом, он воспринял
как определяющий её сущность бунтарский гнев. Поэтому нужно произвести
“переоценку ценностей”: восстановить “мораль господ” и упразднить
результаты “восстания рабов в морали”.