Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Житие Преподобного Сергия Радонежского написанное Епифанием Премудрым Значение Сергия Радонежского д

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Оглавление

  1.  Введение
  2.  «Житие Преподобного Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым
  3.  Значение Сергия Радонежского для русской истории и государства. В. О. Ключевский о Преподобном
  4.  Изображение жизни Преподобного Сергия  Радонежского в живописи художника  XIX века Михаила Васильевича Нестерова
  5.  Жизнь Преподобного Сергия в иконах Сергея Харламова

6. «Преподобный Сергий Радонежский» Бориса Зайцева

7. Заключение

8. Список использованной литературы

Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом.

(О. Ключевский)

Введение

Так случилось, что в России, в XX-XXI вв., произошло множество событий, которые очень серьезно изменили ход ее истории. Для того чтобы решать современные проблемы, надо опираться на людей, которые сыграли исключительную роль в становлении и жизни России. Эти люди так глубоко захватили жизнь дальнейших поколений, что у народа появилась идея, в которую он поверил.

Одним из таких великих людей был Преподобный Сергий Радонежский. 2014 год в России объявлен годом культуры и в этом же году православный мир празднует юбилейную дату – 700-летие со Дня Рождения Преподобного Сергия Радонежского.

Целью моей работы является отображение жизни Преподобного Сергия Радонежского  в современном искусстве. Для этого мне необходимо было выполнить две основные задачи: ознакомить аудиторию с великой исторической личностью – Сергий Радонежский. Вторая задача заключается в том, как через VII веков эта личность будоражит людей искусства. В связи с этим, я ознакомилась с некоторой литературой: В.О. Ключевский «Исторические портреты и этюды», «Житие Преподобного Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым. Павел Александрович Флоренский «Предание семьи Флоренских о сохранении главы Преподобного Сергия», Маточкин Евгений Палладиевич
«Образ преподобного Сергия Радонежского в русском искусстве», Юдин Георгий Николаевич «Чудотворец».

Таким образом, проанализировав прочитанную литературу, я решила поставленные мною цели и задачи.

Житие Преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым

Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.

Составление Житий требовало больших знаний и соблюдение определенного стиля и композиции. Житие Преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, состоит из трех частей. Автор придает этой цифре особое значение.

Первая часть Жития – это обращение автора к Богу, с просьбой простить ему попытку рассказать о Святом, о его божественной мудрости, простым человеческим языком, простить грех гордыни. В этой части звучала похвала и молитва о помощи, обращенная к Господу Богу.

Вторая часть – это вступление в жизнь будущего основателя Троицкого монастыря. Это событие было ознаменовано чудесами, что предвещало ему необыкновенную судьбу. Самое значительное предвестие произошло тогда, когда еще не родившейся ребенок прокричал из чрева матери три раза, во время ее пребывания в церкви. Иерей сказал: «Радуйтесь, ибо будет ребенок, избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Сюжет Жития составляет духовный подвиг Святого, точнее много духовных подвигов Сергия. «Его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападение – ведь много зверей в этой пустыне тогда жило. Некоторые из них стаями были и с ревом проходили, а другие близко подходили к Блаженному и окружали его, и даже обнюхивали». Сергий преодолел искушение и страхи, не сдается дьяволу, благодаря молитвам, вере и силе своей душе. Многие лишения пришлось пережить ему. Помогал он людям, так как был удостоен дара чудотворений.

Биограф создал образ человека, который всегда готов прийти на помощь, а так же не боялся никакой работы, был носителем великой духовной силы. «Без лени всегда в подвигах добрых пребывал и никогда не ленился».

Пространство и время в «Житие» изображается условно. Только по событиям, мы предположительно можем определить, когда происходили те или иные события. А события приходятся на правление князя Ивана Калиты, во время правления князя Дмитрия Донского. Русских воинов и правителя Руси на Куликовскую битву благословил Преподобный.

Язык «Жития» – книжный, с обилием церковных славянизмов. Епифаний являлся монахом, и это было одной из причин употребления много церковных слов: «блаженному, иерий, повечерие, общежительство, страннолюбие и др.»

В заключение звучит похвала Святому. Составление такой похвалы требовало большое искусство, хорошего знания риторики. Всеми мерами монах Епифаний Премудрый доказывает врожденную праведность учителя, прославляет его как Угодника Божия, как истинного служителя Божественной Троице.

Рассказывая о жизни и деяниях великого подвижника, автор проповедует, исполнившееся на нем «Дела Божие», причем проповедует, как сам признается, с помощью Бога, Богоматери и Сергии. Отсюда и мистико-символический подтекст его произведения.

Таким образом, мы видим, что все нормы становления Жития здесь соблюдены.

Значение Сергия Радонежского для русской истории и государства.

В.О. Ключевский о Преподобном

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая 1314 года (дата условная, см. ниже) — 25 сентября 1392 года) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский необычайно много сделал для Русской церкви и для государства. Чудотворец почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. 

В работе В.О. Ключевского «Исторические портреты и этюды», описывается в какое время, родился этот святой. Он родился тогда, когда мать пугала непокойного ребенка лихим татарином. Взрослые люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость, и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища, никакого выхода. В такое тяжелое время, люди искали помощь в монастырях. Одни из них строились и поддерживались князьями и богатыми частными лицами, другие, по образцу, оставленному Киево-Печерским Монастырем, созидались отшельниками, которые сначала уходили в пустынные места, а потом славой своих подвигов невольно привлекали к себе товарищей, и после обыкновенно делались настоятелями образуемых, таким образом, обителей. Там, где появлялся монастырь, возле него образовывалось село или многолюдный посад, расчищались дикие, лесные места, обрабатывались поля, образовывались средоточие промыслов и торговли.

Сергий Радонежский в возрасте 20-ти лет со своим братом в дремучем лесу поставил маленькую деревянную келью, с такой же церковью. Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желал иметь его своим приемником. А Святой Стефан Пермский проезжал к Преподобному Сергию, вел с ним задушевные беседы. Все три святых, каждый, на своем поприще делали одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело – укрепление Русского государства.

В статье В.О. Ключевского великий святой описывается как простой священнослужитель. На его примере, мы видим как молодой человек, имеющий высокую идею, смог сплотить вокруг себя огромное количество людей. Своими руками он построил Троице - Сергиевскую Лавру. Наставник вел ежедневную терпеливую работу над каждым отдельным братом, приспособляя его к целям всего братства. Наблюдение и любовь к людям дало умение тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее лучшие ее чувства, то умение, перед которым не устоял самый упрямый человек  XIV-го князь Олег Иванович рязанский, когда по просьбе великого князя московского Дмитрия Ивановича, как рассказывает летописец, «старец чудный» отговорил «суровевшего» рязанца от войны с Москвой, умилив его тихими и кроткими речами.

Так воспитывалось дружное братство, производившее глубокое впечатление на мерян. Люди приходили к монастырю с пытливым взглядом. В монастыре было все бедно и скудно, но все дружны между собой и приветливы пришельцам, во всем следы порядка и размышления, каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой, все молятся после работы, во всех чуялся скрытый огонь, который обдавал всякого, кто вступал в эту атмосферу. Таких людей была капля в море православного русского населения, но ведь для того, чтобы началось брожение, нужно немного закваски.

Преподобный Сергий своей жизнью, с самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, он открыл им глаза на самих себя, помог взглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там все тлевшие искры того же огня, которым горело озарившей их светоч.

Куликовская  битва стала важной вехой в истории русского народа, хотя и не привела к немедленному возрождению  независимости русского народа. Она была куплена большой кровью, московские полки понесли большие потери, страна была обескровлена. Сергий Радонежский сказал свое веское слово в дни решающей битвы с Ордой, и это окончательно укрепило его авторитет подлинного руководителя церкви. После Куликовской битвы народ, впавший в порабощение, стряхнул оцепенение и страх. Сергий был среди тех, кто способствовал победе на Дону.

Имя Сергия было и остается символом духовного богатства русского народа. Ищущая от Сергия традиции внутренний духовной свободы имеет значение высшей ценности для россиян. Заветы Сергия – христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путем мужественного самоотречения – стали светлыми идеалами русской культуры.  И сам Сергий – то явно, то сокровенно – живет в ней и будет жить, «доколе стоит земля Русская».

Изображение жизни Преподобного Сергия Радонежского в живописи художника XIX века Михаила Васильевича Нестерова

Художник М.В. Нестеров, часто живя недалеко от Троице – Сергиевского монастыря, хорошо знал природу этих мест. В своих воспоминаниях он писал: «Образ Сергия Радонежского… пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием». В детские годы этот святой «был нам близок, входил… в обиход нашей духовной жизни», такое отношение не удивительно, повседневной купеческой среде, выходцем, из который был Нестеров, вера занимала одно из ключевых мест.

Художник долго находился в мучительных поисках самобытного творческого пути, найти этот путь Нестеров сумел, познакомившись с подмосковной усадьбой Абрамцево. Сама эта земля помнила Преподобного Сергия, помнила, как вместе с братом Стефаном, ходил он по здешним светлым рощицам, темным чащобам, и солнечным полянам, в поисках места будущего монастыря. «Они исходили много лесов и наконец, пришли в одно пустынное место в чаще леса, где бил источник воды. Братья обошли то место и полюбили его, ибо Бог направлял их», — так писал в житии святого его младший современник, Епифаний.

В основу сюжета картины положен легендарный эпизод из «Жития преподобного Сергия», написанного его учеником Епифанием Премудрым: отроку Варфоломею (впоследствии, в монашестве, принявшему имя Сергия) не давалась грамота. Однажды, когда отец послал его искать пропавших жеребят, под дубом на поле Варфоломею было явление святого старца, к которому мальчик обратился с просьбой помочь ему одолеть учение. Старец, «сотворя молитву прилежну», достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: «Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания». Так старец помог исполнить желание мальчика.

По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем "сосуд избранный". Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как нечаянно встретил на деревенской улице хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами,  «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.

 Смысловой центр всей картины – фигура маленького Варфоломея. В картине удивительно  сильно передана умиленное молитвенное настроение мальчика, не только его худенькая фигурка и восторженно устремленные на схимника глаза, были полны молитвы, молился и весь пейзаж, преображенный рукой мастера встроенную гармонию красок. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение.

На картине «Видение отроку Варфоломею», отражено собственное христианское чувство художника, его живая вера. Но не все знают, что это живописная работа Нестерова яркая, но не единственная в его творчестве. На протяжении многих лет, Михаил Васильевич упорно стремился создать облик Сергия, постичь все грани его святости, саму суть его молитвенного делания, преобразившего Русь. В результате художник создал целую серию картин, посвященных Сергию Радонежскому Чудотворцу.

Картина «Юность преподобного Сергия Радонежского»  - вторая работа Нестерова. Здесь изображен монах Сергий среди леса и зверей. Ведь в юности он оставался совсем один, так как младший брат Стефан не выдержал таких условий и ушел в монастырь, в Москву. Молодой инок Сергий уже тогда отличался терпением и смелостью. Фигура Сергия Радонежского на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни. Светлая радость и наивная частота образа Преподобного созвучна весеннему состоянию родной природы. В 1897 году Нестеров принес картину в дар Третьяковской галерее.

Триптих «Труды Преподобного Сергия» - это моменты жизни, когда святой жил вместе с братией. Главенствующую роль играет пейзаж, причем разных времен года. Сергий с его крестьянской простонародной литературой, всегда показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты – создать образ современного человека, доброго, близкого родной земле.

Живопись Михаила Васильевича Нестерова не ярка, она скромна, изящна и стройна по исполнению. Художник уловил стремление человеческой души к великому чувству – к доброте и правде.

Художник обладал Божьим даром, который до сих пор служит выражению добрых и прекрасных чувств, живущих в святом Сергии Радонежском, это самое драгоценное в искусстве.

Мы знаем об этих картинах, потому что они остаются главными в его творчестве. Но многие картины мастера, а их около 20-ти не знакомы широкому зрителю. Среди них, например, «Путник» (1921), «На озере» (1922), «Монашенки» (1922), «Странник» (1922), «Старец» (1923), «У монастырских стен» (1925), «Христос, благословляющий отрока» (1926), «Гонец» (1930-е годы), «Сергий и спящий монах» (1932), «Всадники» (1932), «Страстная Седмица» (1933), «Отцы-пустынники и жены непорочны» (1933).

Жизнь Преподобного в иконах Сергей Харламова

Художник-график и живописец Сергей Михайлович Харламов - один из наиболее ярких и интересных мастеров в современном российском искусстве, один из немногих, кто создает свои работы по всем канонам классической техники. Его циклы гравюр «На поле Куликовом», «Отечественная война 1812 года», «Преподобный Сергий Радонежский" постоянно воспроизводятся на страницах газет и журналов, в книгах и учебниках по отечественной истории. Выставки его гравюр, картин, рисунков имели большой успех в Югославии и Англии, Италии и Чехословакии, в лучших залах нашей страны.

Харламов -  человек и художник огромной ответственности за дело своей жизни. Достаточно посмотреть на созданные им цикл икон, гравюр и рисунков. Гравюры народного художника России Сергея Харламова, родившегося в 1942 г.  «Преподобный Сергий Радонежский» созданы в 1991 году и изданы в 1992 г. Российским Духовным центром (Москва). На каждой из гравюр Преподобный Сергий изображен в важные моменты своей подвижнической жизни: беседа с Богородицей, навестившей его в келье; тяжелый и одновременно радостный труд в монастыре. Интересны гравюры к праздникам: Преподобный с веточкой вербы встречает Христа, а здесь святой Сергий выпускает птиц на волю в праздник Благовещения. Язык гравюры – черно-белый, не такой яркий, как в живописи, но очень созвучный строгому житийному жанру в литературе.

Если внимательно посмотреть на мельчайшие детали его графических листов – ювелирная работа высочайшего класса -  второстепенных мелочей у мастера нет в помине, и это притом, что детали, вписанные в контекст масштабных сложных композиций. Подчас именно какая-то деталь, на первый взгляд, незначительная,  придает всей композиции особое звучание и аромат. Вот,  что говорит иконописец Харламов о Чудотворце: «Преподобный Сергий пришел к нам из другого мира, о котором можно только догадываться. Мира святых людей и подвижников, каковой была Древняя Русь. И мы, сознавая это, совсем смирением обращаемся к тем светлым образам,  находя в них нравственную духовную опору. Преподобный Сергий – Ангел-Хранитель России, светильник веры Христовой, подвижник благочестии и миротворчества. Его светлое имя, его путь, его подвиги вдохновляют нас и воспламеняют наше сердца, веры в Господа и любовью к Родине».

Основателю Свято – Троицкой - Сергиевой Лавры художник посвятил 12 композиций, уникальных по силе воздействия на зрителя. Эти гравюры стали настолько популярными, что подчас их считают народными, по ним, мы представляем видимые события Жития Преподобного Сергия Радонежского.

На иконе Преподобный Сергий Радонежский предстает на контрастном сине-желтом фоне, который олицетворяет солнце и небо. Лицо святого спокойно, оно как бы говорит: «Я с Вами всегда и на веки». Руки образуют замкнутый круг, который обхватывает Древнюю Русь. Он защитник. От иконы идет тепло, любовь, красота, спасающая мир, вера и надежда.

На следующей гравюре Харламова изображен Преподобный Сергий Радонежский. Святой предстает перед нами в полный рост, фронтально. Голова святого открыта. Он крепко стоит на земле. За ним простирается Русь. Руки его распростерты. Он выпускает птиц. Этот жест – традиция, символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле - поиск Царствия Божия. 

Жизнь наша не ограничивается земными законами бытия, она подчинена законом более высокого порядка, поэтому надо искать эту связь явлений, мира внешнего и внутреннего, духовного. Нужно понять, что красота – это часть высшей гармонии, попытаться через историю нашу, постичь, день сегодняшний, с его взлетами и падениями, радостями побед и поражениями.

«Преподобный Сергий Радонежский» Бориса Зайцева

Борис Константинович Зайцев, талантливый русский писатель, был возвращен из небытия благодаря демократическим преобразованиям в нашей стране. Произведение было написано в 1925 году в эмиграции, во Франции. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. Главная задача, которую Борис Зайцев поставил перед собой – показать пошаговое восхождение Сергия к святости. Образ, который создал писатель, более яркий, чем в Житие, более понятный для современного читателя. Как всякий отшельник, святой Сергий прошел через тоску, отчаяние, упадок чувств, утомление, обольщение более легкой жизни, и вышел победителем из этой борьбы, подчинив дух свой воли Бога. Читая жизнеописание великого Святого, замечаешь одну особенную черту в его характере, Зайцеву, видимо очень близкую. Это скромность подвижничества – качества его всегдашнее.

Автор показывает Варфоломея сперва еще не до конца представляющим, от чего и ради чего он решает отказаться в жизни. Перед нами предстает скромный, погруженный в общение с Богом отрок. Отец как мог, сдерживал сына от этого шага, попросили его не бросать их в старости одних. Варфоломей пожалел родителей и остался. Пожертвовал своим влечением, и зовущей к себе новой жизни, ради родных людей. Здесь, Святого Сергия можно противопоставить Святому Франциску.  Автор уверен, что «Святой Франциск ушел, конечно бы, отряхнул  прах от всего житейского, в светлом экстазе ринулся бы в слезы и молитвой подвига. Варфоломей сдержался. Выжидал».

Здесь, по-моему, разрешился более вопрос нравственный, чем религиозный, так как для русской души нравственное и религиозное неразрывно. После ухода в дикие места вместе с братом Стефаном, им пришлось нелегко. Мы знаем, что Сергий «бедней» способностями, чем брат, но зато он излучает свет – незаметный и постоянно. Вскоре он остался один, среди дикой природы. Автор особо подчеркивает расположенность Святого Сергия к аскетизму: «Аскетический подвиг — выглаживание, выпрямление души к единой вертикали. В таком облике она легчайше и любовнейше соединяется с Первоначалом, ток божественного беспрепятственней бежит по ней»

Особое место в жизни Преподобного Сергия, его роль в победе русских войск на Куликовом поле. Сам автор заострил свое внимание на моментах восхождения Преподобного Сергия к подвигу его жизни. Ни он, ни Дмитрий Донской, не дожили до окончательного освобождения Руси от поработителей, но они заложили прочный духовный фундамент, на котором Россия твердо стоит до сих пор.

Сам Борис Зайцев пишет: «В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости, неземной облик Сергия утоляет и поддерживает», «Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благовонию и вере». На мой взгляд, книга позволяет судить о характере самого Зайцева-художника, он отличается от других писателей – эмигрантов, отдавших своей темперамент проклятьям в адрес новой России. События, послужившие причиной изгнания из России, не озлобили его. Напротив, они усилили в нем чувства греха, ответственности за все происходящее с Родиной. Я думаю, что все эти черты характера раскрылись в нем, благодаря соприкосновению с Житием о Святом Сергии Радонежском. Это и есть тоже маленькое чудо, которое совершил Великий Святой.

Заключение

Ознакомившись с такой великой личностью, как Сергий Радонежский, мы понимаем, что он является основой всего духовного начинания на Руси. Чудотворец стал символом возрождения.

Художник М.В.Нестеров в своих работах приблизился к осуществлению своей постоянной мечты – создать образ совершенного человека, доброго, близкого родной  земле.

Видение отроку Варфоломею стало сенсацией 18-ой передвижной выставкой в Санкт-Петербурге. Работу молодого художника решил приобрести  тонкий ценитель русской живописи, знаменитый московской коллекционер П.М. Третьяков. Сам того не желая, Нестеров выступил как бунтовщик против передвижнических устоев: материализма, позитивизма, реализма.  Передвижническому искусству отражения жизни в формах самой жизни, Нестеров противопоставил искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека – мира видений, грез, фантазий. Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку, так как образ Сергия был близок Нестерову с раннего детства, в представлении художника – это был глубоко народный святой, «Лучший человек Древних лет Руси».

Сам художник так говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе, и к ее красоте, по-своему любившего Родину, и по-своему, стремившегося к правде».

Художник Харламов как бы берет эстафету у Нестерова. Его 12 работ,  посвященных святому Преподобному Сергию Радонежскому продолжают нести информацию из глубины веков в современный мир. Через века лик этого человека освящает нам дорогу,  укрепляет нашу веру в Иисуса Христа. Он как бы связующая нить между нами и Богом.

Писатель Борис Зайцев, находясь в изгнании, не пал духом. Внимательный читатель видит собой не только Преподобного Сергия Радонежского, но и глубоко верующего Зайцева.  Писатель приводит один рассказ, связанный с бедностью монастыря, но силой веры, терпения, трудолюбия, сдержанностью самого Сергия, продолжающего жить. Это как бы призыв из глубины веков нашим современникам: жить, трудиться во чтобы то ни было, искать себя, помогать и не отказывать помощи более слабым. И с чистым сердцем обращаться к Богу.

Я уверена, что показала в своей работе, что есть личности вне времени  и пространства. Такой личностью является Сергий Радонежский. Спустя 7 столетий он будоражит умы не только художников, писателей, академиков, философов, музыкантов, но и его жизнь остается путеводной звездой каждого простого верующего человека.




1. Валютное законодательство РФ 1
2. Исследование финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия
3. Functional Materials Based on Self-Assembly of Polymeric Supramolecules
4. История и основы садово паркового искусства
5. в до нэ В Афинах резко обостряется социальнополитическая ситуация
6. I. ТРИ ИСТОЧНИКА ЗНАНИИ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА
7. Объединение Италии 1848-1870гг
8. Курсовой проект Проектирование системы электроснабжения ТЭЦ по курсу Электрическая часть станций и под
9. 1997 ББК 87.3 075 Московский государственный социальный университет 075 Основы философии- Учебное пос1
10. Типовой рекламный год
11. При этом эффект от Plsti Dip поразит даже самых искушенных ценителей стильных авто Данная инструкция расскаже
12. пюре Состав 45 крупных луковиц ~1 кг мука 2 столовых ложки плавленый сливочный сыр 70100 г
13. Контрольная работа- Дослідницький метод опитування та методологічна основа його проведення
14. по теме посещения Краеведческого музея Пензенской областной инспекции по охране воспроизводству рыбных з
15. Рассмотрим наиболее характерные неисправности оборудования ГРП и способы их устранения
16. Менеджмент квалификация степень бакалавр Москва ЮРАЙТ 2013 Коллектив авторов 2013 ОО
17. экономика- а наука; б хозяйство.
18. Тема- Процессы жизненного цикла АИС Цели- образовательная- содействовать
19. Крещенские морозы ' 2014 ГДДЮТ
20. Страхові правовідносини та страхування цивільної відповідальності