Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Кто такой крестный, или требования к “кумовьям”
Как-то раз мне пришлось помогать батюшке во время Крещения. Когда таинство закончилось и мы уже собрались уходить, в крестильный домик вошла женщина с маленьким мальчиком, сопровождаемая мужчиной с восточными чертами лица.
Женщина стала просить окрестить ее сына, говоря, что сегодня они уезжают из города. Мужчина же отрекомендовался крестным отцом.
"Есть ли на вас нательный крестик?" спросил у него священник. "А зачем?" ответил тот вопросом. "Как это зачем? Ведь вы православный человек?" "Нет, я мусульманин", последовал неожиданный ответ.
Этот анекдотический эпизод наглядно показывает, как несерьезно люди подходят к избранию крестных родителей. Огромное большинство "кумов" не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм "принять для храбрости"; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически никто не знает, кто такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности.
По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились "крестные" люди, за веру которых крестят младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых крестные не нужны).
Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители.
После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать перед Богом.
Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь в жизни вечной и его самого, и воспринятого от купели младенца. Поэтому при выборе крестного или крестной стоит немножко задуматься над кандидатурой. Ведь он станет вашим детям самым близким родственником. К тому же это возлагает на него огромную ответственность не перед людьми (идеалы которых всегда различны и непостоянны), а перед Богом. Если же вы стоите от церковной жизни немного в стороне и смотрите на Таинство Крещения как на красивый обряд, то имеет смысл повнимательнее отнестись к вещам касающимся вечности и ответственно подойти к столь великому действию, как духовное рождение. Вдумайтесь в Евангельские слова: ”Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать осужден будет”(Мк. 16,16) решайте сами.
Уважаемый Читатель, если у Вас появились какие-либо вопросы, недоумения, жалобы, предложения, если Вам небезразличны эти проблемы, если Вы устали от назойливых “доброглазых” или просто желаете пообщаться с семинаристом (который как и Вы тянул лямку пятилетнего студенчества, прозябал в общаге и т. д. и т. п.), то пишите в редакцию.
Михаил Еропкин, студент МДС,
по брошюре “Азы Православия”, СПб, 1997