Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Двойная доминанта
Двойная доминанта группа хроматических аккордов, появляющихся в ладотональности за счет повышения IV ступени. Альтерированная IV(#) ступень обостряет тяготение к V ступени лада, и трактуется как вводный тон к доминанте. Возникает как бы краткое отклонение в тональность V ступени, в которой аккорды с IV# ступенью играют роль доминанты (доминанта к доминанте). Отсюда обозначение DD1.
Хроматические аккорды двойной доминанты в основном виде строятся на II и IV# ступенях мажора-минора и служат обращениями доминантового трезвучия, доминантового септаккорда, редко D9, или вводными созвучиями к диатонической доминанте (в обозначении они дополнительно включают римскую цифру VII (DDVII6, DDVII7)).
Звездочкой отмечены аккорды, наиболее распространенные в практике (обращения DD7 и DDVII7).
Приготовление двойной доминанты
Аккорды двойной доминанты чаще вводятся после субдоминантовой гармонии (S, S6, II6, II7 с обращениями).
При соединении обращений II7 с обращениями DD7 (или DDVII7) общие звуки остаются на месте, натуральная IV ступень преобразуется в IV#.
Если в субдоминантовой гармонии IV ступень лада удвоена (S53, II6), то одновременно с ее альтерацией в одном голосе (IV-IV#), удвоение IV ступени в другом из голосов движется вниз на тон (реже полутон). Таким образом, S53 и II6 соединяются только с DDVII7, S6 с DDVII65.
НЕЛЬЗЯ: Соединять S53 и II6 с DD65, S6 c DD43, т.к. противодвижение восходящему хроматическому полутону в одном из голосов ходом на терцию вниз в другом голосе создает переченье!
Аккордам DD также может предшествовать тоническая гармония (T, VI). Соединение гармоническое.
Схема расположения аккордов двойной доминанты на ступенях лада:
I |
II |
III |
IV# |
V |
VI |
VII |
DD |
DD6 |
DDVII6 |
||||
DD2 |
DD7 |
DD65 |
DD43 |
|||
DDVII43 |
DDVII2 |
DDVII7 |
DDVII65 |
Двойная доминанта в каденции
В каденции используются те обращения DD, которые строятся на ступенях, прилегающих к каденционному басу, т.е. аккорды на IV# и VI ступенях. Это DD65, DDVII7, DD43, DDVII65.
Голосоведение: восходящее движение к звукам К64 IV# - V, II III, II# III в мажоре2 (или движение от III пониженной ступени к III натуральной), нисходящий ход VI - V, общие звуки остаются на месте:
Непосредственное разрешение аккордов DD в доминанту
Соотношение аккордов DD с доминантой аналогично соотношению доминанты с тоникой. Малый мажорный септаккорд двойной доминанты (DD7) и его обращения разрешаются в доминантовое трезвучие, как D7 в Т53. В свою очередь, вводный септаккорд двойной доминанты (DDVII7) разрешается в D53 по принципу VII7 T (с удвоением терцового тона).
В миноре для получения характерного звучания уменьшенного вводного септаккорда к доминанте необходимо повышение VI ступени лада. При сохранении VI натуральной ступени меняется не только окраска DDVII7 (по звучанию малый мажорный септаккорд), разрешение DDVII7 в D53 с удвоением терцового тона невозможно: движение от VI натуральной ступени к VII# (гармонический минор, мажорная доминанта) образует нежелательный ход на ув.2.
Двойная доминанта внутри построения
Внутри построения DD обычно вводится после тонической гармонии (T, VI), изредка после D или D6. Внутри построения могут использоваться любые обращения двойной доминанты.
Возможные обороты:
T DDVII65 T T6 DDVII2 T6
T DD43 T Т6 DD65 Т6
T DDVII43- T T6 DDVII2 D43
T DD2 T
T DDVII43 D65 T6 DD7- T6
D - DDVII7 - D; D DDVII6 D6 (подобно обороту T VII6 T6)
Переход DD в диссонирующие аккорды D и S
Любой аккорд группы DD может перейти в один из диссонирующих аккордов доминантовой группы в обращения D7, VII7. При таком переходе IV# ступень идет в IV натуральную вниз на хроматический полутон, в септиму D7 или в квинту VII7 (т.е. в сторону, противоположную своему тяготению). Снятие альтерации, т.е. переход альтерированных ступеней в натуральные, называется ДЕЗАЛЬТЕРАЦИЕЙ.
Явление дезальтерации характерно и для перехода обращений DD в обращения II7 минора и гармонического мажора (нисходящие ходы на хроматический полутон IV# - IVнат, VI (VI# в миноре) VI (VIb в гармоническом мажоре)).
В кадансах, при переходе DD65 и DDVII7 в основной вид D7 встречаются случаи переченья: вводная VI# ступень переходит в V в басу, а в одном из верхних голосов вводится IV натуральная ступень. Это переченье допускается, т.к. оно малозаметно вследствие отвлечения внимания тяготениями D7.
1 Иное название DD альтерированная субдоминанта, т.к. DD7 это хроматически видоизмененный II7, в котором IV натуральная ступень заменяется IV# ступенью. Аккорды DD могут разрешаться как в обращения доминантового трезвучия, так и в кадансовый квартсекстаккорд, непосредственно в тонику. Отсюда ее функциональная двойственность. При разрешении в К64 и в Т аккорд с IV# ступенью трактуется как альтерированная субдоминанта.
2 В мажоре, в DDVII7 и DDVII65, помещенных перед К64, III пониженная ступень (септима уменьшенного вводного септаккорда к доминанте), нередко нотируется как II повышенная, мелодически тяготеющая к III ступени (терцовому тону К64).