Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

доклад преподавателя по классу фортепиано Ряховской К

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.11.2024

                         ЧОУ  СОШ «Личность»

                г. Новороссийск

   Методический   доклад

 преподавателя  по классу  фортепиано

                                    Ряховской К. С.

    

              2010  г.

Музыкальное обучение обусловлено потребностями общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется усилению не только воспитывающего, но и развивающего влияния обучения различным видам искусства, наряду с формированием у учеников профессиональных знаний, умений и навыков.

В работе педагога-музыканта воспитание и развитие учащихся тесно связано с профессиональной стороной занятий. Вне зависимости от уровня развития способностей ученика педагог учит игре на инструменте.

Ключевые знания о музыке, составляющие основы музыкального образования, являются основой развития мышления учеников. Особенность этих знаний состоит в том, что они непосредственно связаны с жизнью, раскрывают социальное назначение музыки, её способность отражать жизнь и воздействовать на неё. Следовательно, усвоение этих знаний есть процесс и воспитательный. Успешность работы в этом отношении зависит от направленности занятий; от педагога зависит, в каком освещении предстанет перед учеником музыкальное произведение, какими путями пойдёт работа над ним, чему научится ученик в результате этой работы. В специальном классе учащиеся знакомятся с  большим количеством музыкальных произведений композиторов различных стилей и эпох. В ходе работы над ними ученикам даётся представление о тех основополагающих моральных и социальных идеалах, которые были присущи историческим эпохам и композиторам. Так, например, воплощённые Бетховеном идеалы героизма, душевной силы и стойкости; солнечный, жизнерадостный оптимизм Моцарта; страстная любовь к русскому человеку, природе Чайковского и многие другие темы, затронутые во время проникновения в художественный замысел изучаемых произведений, вызывают ответные мысли, чувства, настроения учеников, помогают создать собственное отношение к исполняемой музыке.

Следует отметить, что продуманно подобранный учебный материал может способствовать воспитанию характера учеников. Например, если застенчивым и робким учащимся включать в репертуар больше жизнерадостных, жизнеутверждающих, темпераментных пьес, а скрытным и замкнутым попытаться помочь избавиться от этих качеств подбором комплекса сочинений с явно выраженной эмоциональностью, это в конечном счёте оказывает воздействие на общий характер учеников и через некоторое время находит своё отражение и вне сферы музыкального воспитания.

Воспитание воли учеников связано с одной из насущных задач музыкального обучения в специальном классе – воспитания любви к работе за инструментом, интереса к самому процессу упражнения, к «ремеслу» исполнителя. У педагога-музыканта есть много средств, при помощи которых возможно осуществлять воспитание любви к работе за инструментом. Это развитие познавательной активности, интереса к музыке, любви к инструменту, убедительный показ, к каким художественным результатам приводит регулярная, вдумчивая, сознательная самостоятельная работа за инструментом.

Воспитательная работа в классе фортепиано может быть сведена к нескольким основным направлениям:

-  воспитание мировоззрения и моральных качеств;

-  воли и характера;

-  эстетических вкусов и любви к музыке;

-  интереса к труду и умения работать.

К числу основных образовательных задач в классе фортепиано следует отнести:

-  усвоение элементарных теоретических знаний;

-  выработка исполнительских навыков, умений, приёмов.

Развивающее влияние обучения в классе фортепиано обеспечивается:

-  развитием эмоционального отклика на музыку, образно-ассоциативного мышления, воображения, фантазии;

-  развитием способностей;

-  развитием внимания, памяти;

-  развитием музыкального мышления, творчества;

-  развитием познавательных интересов.

Разграничения этих направлений условны, т.к. вычленить их из процесса образования, воспитания и развития учеников невозможно, они взаимосвязаны и пронизывают все этапы занятий в специальном классе. Их глубине и разносторонности способствует индивидуальная форма занятий.

Для создания индивидуальных методов воздействия на учеников преподавателю необходимо знать всё многообразие индивидуальных различий, которые проявляются в познавательной и практической деятельности в классе фортепиано :

- уровень эмоционального отклика на музыку;

- характер протекания мыслительных процессов (гибкость музыкального мышления, быстрота или вялость установления ассоциативно-образной наполненности музыкальных образов, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому музыкальному материалу, критичность, самооценка);

- уровень владения инструментом;

- уровень знаний по элементарной теории музыки ( полнота, глубина, умение самостоятельно их применять);

- уровень познавательной активности и практической самостоятельности;

- наличие и характер познавательных интересов;

- отношение к учёбе.

«Расшифровка» индивидуальных особенностей учеников является длительным, последовательно ведущимся процессом наблюдений, практических проверок разных сторон работы над исполнительским постижением музыкальных произведений.

В распознавании всего комплекса индивидуальности ученика следует иметь в виду не только его исполнительские наклонности, но и его черты, увлечения и интересы, проявляющиеся в общеобразовательной школе. Наблюдения педагога должны также направляться на уяснение психологических особенностей личности ученика, таких, как характер внимания и волевых качеств, степень трудолюбия и организованности в работе, быстрота и точность реакции на поставленные задачи. Каждый ребёнок в классе – это уникальный мир, единственное в своём роде сочетание особенностей личности, характера, темперамента. Бесконечное разнообразие человеческих типов – это бесценный дар, которым одарила нас природа. Именно это разнообразие делает педагога-музыканта творческой, не укладывающейся в заданные схемы, рамки, границы, личностью. Каждый урок – это всегда в значительной степени импровизация (что не отменяет подготовку к нему и последующий анализ).

Импровизационная форма занятий требует от учителя эмоциональной гибкости, артистичности, интуиции. Педагог не навязывает ребёнку своих ощущений – он творит вместе с ним, помогает избавиться от комплексов, обрести свободу.

В наших условиях, при большой общей загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы и формы занятий, выработанные богатым опытом педагогов-практиков и рекомендуемые современной наукой – музыкальной педагогикой и психологией.

Наиболее благоприятная ситуация возникает в тех случаях, когда педагог, испытанные практикой методы воспитания, сочетает их с рекомендациями теории развивающего обучения. Это означает, прежде всего, продумывание педагогом путей для максимальной активации самостоятельности учащихся в решении тех художественных и технических задач, которые перед ними возникают. В процессе обучения в классе фортепиано используются, в основном, методы: 

  1.  Наглядно-иллюстративный, когда ученики усваивают знания, исполнительские приёмы, полученные от педагога в готовом виде;
  2.  Словесный метод, применяющийся в единстве с наглядно-иллюстративным и связанный с разъяснением тех или иных закономерностей искусства;
  3.  Метод действия « по образцу»,- когда указание педагога служит для учащегося ориентиром в исполнительском процессе;
  4.  Метод беседы;
  5.  Метод анализа;
  6.  Метод сравнения;
  7.  Проблемный метод, при котором учебный материал располагается таким образом, чтобы перед учащимся была поставлена проблема, решение которой осуществляет сам преподаватель. Он излагает и показывает не только пути решения проблем, но и средства, приёмы, с помощью которых эти проблемы решаются;
  8.  Частично-поисковый метод, сочетающий объяснение преподавателя с творческой деятельностью ученика по выполнению самостоятельных работ. Например, задание найти рациональную аппликатуру в зависимости от характера, темпа и штрихов;
  9.  Исследовательский метод – предполагает самостоятельное определение и решение проблем. Например, самостоятельная оценка технических трудностей исполняемого произведения и способов их преодоления; ознакомление с творчеством композитора, его эпохи и т.д.

Уже с первых лет обучения надо приучать детей осмысливать исполняемую музыку и в доступной для них форме её анализировать. На последнем этапе обучения они должны уметь на уровне своих знаний и возрастных возможностей охарактеризовать произведение, его форму и жанровые особенности, использованные в нём выразительные средства, темы и их развитие, определить кульминацию, пояснить встречающиеся термины. Изучая с учеником педагогический репертуар, необходимо обобщать типические закономерности работы над  музыкальным произведением, над сочинениями разных жанров и характерными для них средствами выразительности.

Для развития аналитического мышления и логической памяти используются следующие формы работы с учениками в классе фортепиано:

  1.  Устный отчёт о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т.д.;
  2.  Самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру, отмечает допущенные ошибки, делает разбор исполнения своего товарища;
  3.  Самостоятельный разбор – устный и на инструменте – заданного сочинения в классе под наблюдением педагога.

При работе с учеником над произведением педагог должен последовательно концентрировать своё внимание, а также внимание ученика, на разных задачах. Это зависит от очерёдности этапа работы над произведением.

Работая с детьми младшего возраста, педагог-музыкант опирается на знание психологии данного возраста. Маленькие дети неспособны надолго сосредоточиться на одном и том же. Учитывая это, педагог должен разнообразить формы работы. Наиболее целесообразен урок, состоящий из нескольких частей, связанных одной целью: увлечь ребёнка, вызвать в нём желание активно участвовать во всём, что делается на уроке, будь то воспроизведение знакомой мелодии на инструменте, узнавание ранее услышанной музыки или знакомство с новой, упражнения на развитие слуха, памяти, координации движений рук, первые опыты собственного творчества.

Игровые формы работы помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывают способности детей, активизируют их творческие наклонности. С помощью игры каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, т.е. любая музыкальная деятельность, приобретает эмоционально- образное содержание.

Важно так выстроить игру, чтобы в её ходе ребёнок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. Ребёнок начинает чувствовать уверенность в своих силах, возможностях. Внимание его концентрируется не на нём самом, а на извлекаемых им звуках. Самое главное, чтобы с первого занятия ребёнок искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием.

Весьма действенные результаты дают такие методы обучения:

  1.  Заведомо неправильное исполнение музыкального произведения педагогом;
  2.  Прослушивание незнакомого произведения и подбор к нему названия;
  3.  Музыкальные загадки, различные задания;
  4.  Игра в ансамбле с педагогом или другим учеником.

Каждый урок должен приносить ребёнку радость общения с педагогом, инструментом, музыкой, которую он услышит или исполнит сам.

                 Используемая литература:

  1.  «Музыкальная педагогика» В.В.Крюкова.  «Феникс», Ростов - на – Дону, 2002г.
  2.  «Музыкальная психология» В.И.Петрушин.  Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997г.

 

  

                 




1. на тему- Кон~юнктура світового ринку олова Виконала- студентка 4 курс
2. Mrried couplehoneymoon pot of
3. Статья 1 Основные термины используемые в настоящем Законе и их определения В настоящем Законе используют
4. Средневековая торговля Студентка- Лысенкова М
5.  Opus mgnum української радянської історіографії Як зазначалось у попередньому розділі в 1977 ~ 1979 рр
6. Общ положения 2 Кардиналистская теория 3 Ординалистская теория 1 Полезность ~ способность экго бла
7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Юрьев М
8. Физиология терморегуляции
9. Реферат- Природные душистые вещества и современная химия
10. ЭКОНОМИКА УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР и МС к
11. Бекітемін2
12. Реферат на тему- СТРОЙОВА ПІДГОТОВКА Стройова підготовка є одним з найважливіших розділів навчання і
13. Организация деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям- практические и самостоятельны
14. Бизнес план на период 2012 ~ 2017 г
15. Реферат- Конспект по наследственному праву
16. . Початок Місяцьрік Кінець місяцьрік Назва підприємстваорганізації де працювали Поса
17. на тему Аудит расчетов по оплате труда в ОАО Вологдаоблгаз Студентка
18. Проблема национально-культурной специфики речевой деятельности в современной лингвистике.html
19. Исчезающие животные
20. один из основополагающих принципов гражданского законодательства РФ провозглашенный в ст