Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Над этой повестью, последней по
времени в петербургском цикле, Гоголь
работал в 18391841 гг. (напечатана в
Собрании сочинений в 1843 г.).
Продолжая тему бедного чиновника,
Гоголь наполняет ее огромным
социальным и гуманистическим
содержанием. Давно волновавший Гоголя
мотив изоляции и беззащитности
человека в «Шинели» звучит на какой-то
высочайше-щемящей ноте. История
Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного
титулярного советника», история
искажения и гибели человека под властью
обстоятельств. Чиновничье-
бюрократический Петербург доводит
героя до полнейшего отупения. Весь
смысл его существования заключился в
переписывании нелепых казенных бумаг.
Ничего иного ему не дано. Жизнь его
ничем не просветлена и не согрета. В
результате Башмачкин превращается в
своего рода пишущую машину, лишается
всякой самостоятельности и инициативы,
Для него неразрешимой задачей
оказывается перемена глаголов «из
первого лица в третье». Духовное
убожество, смиренность и робость
выражаются в его запинающейся,
косноязычной речи.
В то же время даже на дне этой
исковерканной, затоптанной души Гоголь
отыскивает человеческое содержание.
Акакий Акакиевич пытается найти
эстетический смысл в том единственном
жалком занятии, которое ему дано: «Там,
в этом переписываньи, ему виделся
какой-то свой разнообразный и приятный
мир. Наслаждение выражалось на лице
его; некоторые буквы у него были
фавориты, до которых если он добирался,
то был сам не свой». Герой Гоголя
переживает своего рода «озарение» в
истории с шинелью. Шинель сделалась
«идеальной целью», согрела, наполнила
его существование. Голодая, чтобы
скопить деньги на ее шитье, он «зато
питался духовно, неся в мыслях своих
вечную идею будущей шинели». Грустным
юмором звучат слова автора о том, что
его герой «сделался как-то живее, даже
тверже характером... Огонь порою
показывался в глазах его, в голове даже
мелькали самые дерзкие и отважные
мысли: не положить ли, точно, куницу на
воротник?». В предельном «заземлении»
мечтаний Акакия Акакиевича выражается
глубочайшая степень его социальной
ущемленности. Но сама способность к
переживанию идеального в нем остается.
Человеческое неистребимо при самом
жестоком социальном унижении в этом
прежде всего заключается величайший
гуманизм «Шинели».
Характер Акакия Акакиевича получает
неожиданное развитие в конце повести.
«Бедная» история его жизни имеет
«шумное», мятежное продолжение после
смерти. Столкнувшись с вопиющим
равнодушием «Закона» в лице
«значительного лица», испытав страшное
душевное потрясение, герой «Шинели»
заболевает и умирает. Таким образом,
тема человека жертвы общественной
системы доведена Гоголем до логического
конца. «Исчезло и скрылось существо,
никем не защищенное, никому не
дорогое, ни для кого не интересное».
Однако в предсмертном бреду герой
переживает еще одно «озарение»,
произносит никогда не слыханные от него
ранее «самые страшные слова» вслед за
словами «ваше превосходительство».
Умерший Башмачкин превращается в
мстителя и срывает шинель с самого
«значительного лица». Гоголь снова
прибегает к фантастике, но она условна,
она призвана раскрыть протестующее
начало, таившееся в робком и
запуганном герое, представителе
«низшего класса» общества.
«Мятежность» концовки «Шинели»,
однако, смягчается изображением
нравственного исправления
«значительного лица» после
столкновения с мертвецом.