Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
9
Тема 1. Что такое философия?
(2 часа)
1. Самостоятельность и своеобразие философии. Философия как поиск ответов на главные вопросы бытия.
Философия это масло взбитое из сливок знания (Саи Баба).
Почему человек философствует? В чем состоит специфика философствования?
Чтобы лучше ответить на эти вопросы, обратимся к примерам подлинного философствования.
Пример первый он касается разработки Сократом и Платоном концепции идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение для всей истории философии. Она стимулировала развитие науки и искусства. В конечном счете, именно античная концепция идей оценивается по настоящее время как смыслообразующая основа современной цивилизации.
Почему концепция идей, по своей природе является философской, а не скажем, математической?
Во-первых, дело в том, что в своем философском содержании концепция идей соотносится с любыми идеями, а не только с математическими, или какими бы то ни было другими идеями.
Во-вторых, концепция идей максимально действенна и пронизывает собою всю сферу бытия человека (личной и общественной жизни, политики, образования и т.д.).
Таким образом философское значит максимально универсальное, основательное, фундаментальное, существенное.
Пример второй, не менее показателен чем первый. Речь идет о концепции ответственности, развитой в последние десятилетия группой американских и западноевропейских мыслителей. Об ответственности знали давно, но в ранг философской доктрины ее возвели лишь сейчас. Концепция ответственности призвана поставить заслон действиям различного рода эгоистов и экстремистов, преследующих свои корыстные цели. Только в конце ХХ века выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни.
Эти примеры показывают, что философия не стоит на месте, она имела своих творцов и две с половиной тысячи лет назад, и в настоящее время.
Итак, что же такое философия? Буквально греческое слово «философия», впервые введенное в обиход Пифагором, переводится на русский язык как любовь к мудрости, любомудрие. Но стремление к мудрости характерно не только для философов, но и для ученых, поэтов, священников и т.д.
Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной и фундаментальной значимости. Ясно, что такого рода смыслы имеют для людей основополагающее значение и отказ от них будет равносилен безумию.
Таким образом, философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, а именно:
Три первых вопроса сводятся к последнему и детально рассматриваются в научно-ориентированной, морально-ориентированной и религиозно-ориентированной философии соответственно.
Современный философ, который, как правило, придерживается концепции ценностей, сказал бы, что главной ценностью в первом случае является истина, во втором добро, в третьем вера в Бога; и все это объединяется в понятии человек.
Последующее, (после И.Канта) развитие философии выявило первоочередную философскую потребность обращения не только к научным, и моральным, но и к чувственным, эмоциональным, эстетическим потенциям человека:
На эти новые вопросы отвечает чувственно-эстетически ориентированная философия, или, проще говоря эстетика.
В качестве главных ценностей философии выступают: истина, долг, добро, красота.
Рассмотрим последовательно научную, чувственно-эстетическую и моральную ориентации философии.
методологическая функции философии.
Для наглядности сравним философию с наукой.
Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю.
В Античности различие между ними еще не было выявлено. Любовь к мудрости понималась как любовь к науке, т.е. к систематическому, доказательному и проверяемому знанию.
В Средние века ситуация, в основном, оставалась прежней; новизна только в том, что и философия и наука оказались под прессом теологии.
В Новое время, благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию.
Остальные науки стали считать частями философии.
В Новейшее время авторитет наук быстро возрастает, и довольно успешно отвоевывают у философии одну сферу человеческих интересов за другой. Дело доходит до отрицания научного характера философии.
Как бы то ни было, во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку, взаимно дополняя друг друга. Многие идеалы науки, как доказательность, систематичность первоначально были выработаны в философии.
Именно это обстоятельство позволило многим философам: Гегелю, Гуссерлю и др. считать философию наукой.
В то же время всегда находились философы, которые категорически настаивали на своеобразии философии по отношению к науке. Среди них Ф. Ницше, Хосе Ортега-и-Гассет, Хайдеггер, Бердяев и др. Они подчеркивали, что философия, в принципе не согласуется с безличностью, объективностью науки, ее следованиям строгим методам и методикам, исключающим разброс мнений, воззрений, точек зрения характерных для философии.
Как видим каждый из философов прав по своему если одни подчеркивают сходное в философии и науке, то другие концентрируют свое внимание на их различиях.
В науке господствует абстракция. Там, где наука разъединяет, философия объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы человеческого бытия.
Для нас сейчас важно осознать благотворный союз философии и науки. Современное философское знание обосновывается, оно доказательно и систематично. Это как раз и доказывает, что философия обладает научной ориентацией.
Изложенное выше позволяет рассмотреть две важнейшие функции (значимости) философии мировоззренческую и методологическую.
Философию часто определяют как мировоззрение. При этом, если философ сближает философию и науку, то философия определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. (рассматриваются взаимоотношения качества и количества, причины и следствия, возможности и действительности).
Философ, отличающий философию от науки, чаще всего понимает мировоззрение как определение места человека в общей картине мироздания.
С мировоззренческой функцией философии тесно связана функция методологическая.
Методология учение о методах, понимается в данном случае как определение способов достижения какой-либо цели. (Исторический метод).
Никогда ранее философия не была столь научно ориентирована как сегодня. Безусловно, научная ориентация философии это благо. Хуже когда эта ориентация абсолютизируется или отрицается вовсе.
3. Чувственно-эстетическая ориентация философии.
Гуманистическая функция философии.
«Философ, - отмечал А. Шопенгауэр, никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».
В мировой философии четко просматриваются две тенденции: ее сближают либо с наукой, либо с искусством. О первой мы уже говорили, а представителями второй тенденции являются Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Ф. Й. Шеллинг, Хайдеггер, экзистенциалисты: Камю, Ясперс, постмодернисты: М.Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лиотар.
Итак, речь пойдет о чувственно-эстетической ориентации философии.
Греческое слово «эстетикос» буквально означает чувственный, чувствующий.
Почему довольно внушительный ряд философов придерживается не научной, а чувственно-эстетической ориентации?
Шеллинг, к примеру, считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Философия не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится к возвышенному. В этом смысле искусство ей более сродни, чем наука.
В основании философии лежит не рациональное мировоззрение, а мироощущение, подъем к наивысшему, где претит забвение иррационального, и всякая попытка предпочесть понятие чувству.
Сравнение философии с искусством рельефно выявило гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное отношение к человеку. Философия существует не иначе как во имя человека.
Однако, пока не выявлена действенность философии, ее ориентацию на практику, вопрос «что делать?» все еще остается без ответа.
4. Практическая ориентация философии. Моральная функция
философии.
Сфера этики и морали это в первую очередь представления людей о добре и зле, добродетелях и пороках, должном и недолжном, ценностях и идеалах. В традиции философии, которая пошла от Аристотеля и И. Канта, принято считать этику практической философией.
Этика возникает там, где философия входит в непосредственный контакт с практической деятельностью людей.
С тем же энтузиазмом, с каким ведется поиск истины научной философией, а эстетикой возвышенного и прекрасного, практическая философия заинтересована в достижении добра. Подлинная философия это всегда поиск добра, сотворение нравственного человека.
Под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на достижение цели.
Философ-теоретик стремится к достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по своему практичен, но в сфере мысли.
Философа-эстетика в качестве цели манит возвышенное и прекрасное, и он действует, и он практичен в чувственно-эмоциональной сфере.
Философ-этик в качестве цели избирает идеалы добра и поэтому он изначально действенен и практичен.
Таким образом, философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. В этом как раз и реализуется практический потенциал философии.
Философия вплетена в практическую деятельность человека, а это означает, что она разновидность этой деятельности.
Мы рассмотрели научную, чувственно-эстетическую и этическую философии. Во всех трех случаях имело место абстрагирование от целостности философии, которые недопустимо абсолютизировать, иначе философия отождествлялась бы соответственно с наукой, искусством и практическим действием. Философия ориентируется на идеалы науки, искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии специфическое своеобразие.
Как заметил Шеллинг, философия имеет дело не только с истиной и не исключительно с нравственностью и прекрасным, а с тем, что их всех объединяет.
Итак, философия есть целое. Но в качестве учения о бытии она выступает как онтология (греч. Он сущее, логос учение, понятие, мысль, слово).
Выделение различных видов бытия природы, человека, общества, техники приводит соответственно к философии природы, философии человека или антропологии (греч. Антропос человек), философии общества или социальной философии.
- Философию познания называют гносеологией (греч. Гносис знание).
Разветвленными областями философии являются:
Подводя итог и определяя назначение философии, мы говорим, что под ее воздействием душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным. Философия каждого зовет к благородству, истине, добру и красоте.