Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1) Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный.
Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции)
Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход.
Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Если с помощью этих подходов изучается история, публикуются монографии и статьи, написанные с применением этих походов - это хорошо.
Плохо другое. Неправильным оказалось внедрение цивилизационного подхода в школе без должной подготовки. Во - первых в исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. Следовательно пока наиболее верным стоит считать формационный подход (при условии учёта всех его недостатков) Во - вторых сторонники цивилизационного подхода не определились даже с ключевым понятием своей концепции "цивилизация". И всё это привело к тому, что появились разнообразные учебники - с формационным подходом и разными цивилизационными подходами.
История - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие.
2) Древнеру́сское госуда́рство (Кие́вская Ру́сь) - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточно-славянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Киев, утративший своё политическое влияние в пользу нескольких новых центров силы, продолжал формально считаться главным столом Руси вплоть до монгольского нашествия (12371240), а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.
Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян.
В 860 году Русь совершает первый поход на Константинополь.
В 862 году, согласно «Повести Временных лет»,вече - представители славянских и финно-угорских племён призвали на княжение варягов. Первыми князьями стали братья Рюрик(Новгород), Трувор(Изборск), Синеус(Белоозеро). После смерти братьев Рюрик собрал под своей властью все земли. В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре. Олег захватил Смоленск, Любеч и Киев. Это произошло в 882 г. и было не просто объединением Северной и Южной Руси, а рождением Древнерусского государства. В 907 г. Олег во главе варягов и подвластных ему местных племён совершил поход на Византию, который завершился заключением мирного договора, обеспечивающего торговые интересы купцов русов в Византии и уплату конституции, который был подтверждён в 911 г. Олег правил около 30 лет.
В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу,регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре. 941 г. поражение от византийцев. 944 г. новый договор с греками, условия которого отражали ослабление позиций Киева. Полюдье объезд подвластных земель. В 945 г. во время полюдья Игорь был убит. Княгиня Ольга, жена Игоря, стала правительницей при малолетнем сыне Святославе.Она была волевой и осмотрительной государыней, «мудрейши всех человек». Ольга крестилась и приняла имя Елены., была первой христианской императрицей.
Святослав унаследовал черты, свойственные князю варягу, большую часть жизни проводил в походах, уделял мало внимания правлению. В 972 г. был убит печенегами по дороге от Придунавья до родины.
Государством правили князь, воины-товарищи(дружина) и вече. Дружина разделилась на старшую и младшую.
Вече редко выполняло свои функции
После Святослава киевским князем стал его сын Владимир. Он был не только воин, но и строитель державы и её реформатор. Главным деянием было крещение Руси в 988 г., за это князь был причислен к лику святых. Христианство утвердилось далеко не сразу, т.к. на Руси было язычество. Его сыновья подняли восстание против отца в 1014 г. Умер Владимир в 1015 г. После этого между братьями началась борьба за первенство, в ходе которой погибли многие Владимировичи. Уцелели Ярослав и Мстислав. Они разделили наследие отца. После смерти Мстислава единоличным правителем стал Ярослав.
11 век время наивысшего могущества Древней Руси.
«Русская Правда» - первый писанный закон Древнерусского гос-ва.
Стараясь предотвратить усобицу между сыновьями, Ярослав перед смертью (1054) разделил между ними русские земли: Изяслав(Киев и Новгород), Святослав(Чернигов, соседние муромские и рязанские земли), Всеволод(Переяславль, Верхнее Поволжье, Ростов). Но надежды были тщетны. Непрекращавшиеся княжеские усобицы и безнаказанные набеги половцев свидетельствовали о прогрессирующем распаде гос-ва.
1097 г. в Любече утвердился новый принцип устройства(Каждый князь должен управлять только в своей «отчине»).
После смерти Святополка (1113г.) на престол в Киев был приглашён Владимир Мономах, сын Всеволода один из самых выдающихся князей Древней Руси. После смерти (1125г.) на смену ему пришёл его сын Мстислав Великий.
В середине 12 века Русь начала распадаться на независимые княжества. Рубежом распада считается1132 год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого.
Основными причинами политической раздробленности принято считать:
1) совершенствование техники земледелия и орудий труда, которые способствовали развитию хозяйства отдельных княжеств и городов;
2) существование натурального хозяйства, делавшее связи между княжествами и городами неустойчивыми, слабыми. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества;
3) необходимость сильной княжеской власти на местах, а не в далеком Киеве для подавления социальных движений, неизбежно возникавших по мере развития феодализма;
4) ослабление внешней опасности со стороны половцев, разгромленных Владимиром Мономахом, которое позволяло направить основные ресурсы на решение хозяйственных проблем отдельных княжеств и также способствовало развитию центробежных сил в стране.