Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Лев Макаревич,
эксперт Ассоциации российских банков
Европейский союз охвачен лихорадкой слияний, поглощений, затронувших практически все отрасли и сектора экономики. Введение евро в 11 странах ЕС усилило этот процесс, действуя, как таран, ломая и сокрушая последние барьеры и препятствия на пути интеграции. Соединенные Штаты Европы обретают все более зримые черты единого наднационального государства.
Продвижение к этому фантастическому достижению началось свыше 40 лет назад - с создания Европейского объединения угля и стали (1951 год). Почти одновременно с другим "историческим проектом" - строительством социалистического содружества во главе с СССР. Но как различалось осуществление обоих замыслов по методам и результатам! В то время как единая Европа преодолевала трудности, задержки, откаты, снова консолидировалась, крепла, соцлагерь увязал в проблемах, слабел и рассыпался на части - сначала СЭВ, потом Советский Союз и СНГ, теперь Россия.
Причины кроются в разных интеграционных технологиях. В СЭВ главным интегратором были советские танки. В Европе - рынки, и особенно активно - после 1957 года, когда Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Франция и ФРГ подписали Римский договор (25 марта 1957 года) об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС).
На всех этапах объединения в ЕЭС основными зодчими выступали три силы. Первую представляют тысячи промышленных компаний, торговых, финансовых, страховых и других фирм, кредитных организаций. Одни обслуживают крупнейшие транснациональные корпорации и банки, другие - малый и средний бизнес. Причем - и это самое главное - не только в своих странах, но и в других государствах ЕС. Так за десятилетия создавалось единое рыночное пространство, объединенное и скрепленное огромным количеством корпоративных связей (производственных, коммерческих, кредитных, инвестиционных, страховых, научно-технических, транспортных, трудовых, образовательных), ставших впоследствии, несущей конструкцией ЕС.
Вторым архитектором являются национальные правительства, парламенты и созданные ими надгосударственные структуры. Свою задачу они видят в том, чтобы аргументами и силой власти, доверенной им избирателями и налогоплательщиками, всячески помогать сверху свободному перемещению в ЕС капиталов, товаров, услуг, рабочей силы, информации. Своевременно принимать необходимые для этого решения, программы. Сглаживать конфликты и различия - экономические, правовые, налоговые. Ликвидировать дисбалансы и перекосы в хозяйственном и социальном развитии. Обеспечивать защиту внутренних рынков от внешних конкурентов (США, Японии, "тигров", новых индустриальных стран, России и других стран Восточной Европы).
В начале 90-х годов к строительству единой Европы подключился третий участник - земли, области, провинции в государствах ЕС. Регионы накопили огромный финансовый, производственный, торговый, научно-технический потенциал, который настойчиво ищет сферы применения как внутри ЕС, так и за его пределами.
Руководители Европейского союза никогда не делали секрета из своих строительных технологий, ноу-хау перехода от простых форм интеграции к более сложным по глубине и охвату. Члены ЕЭС начали с создания зоны свободной торговли, которое продолжалось около 10 лет (с 1958 года до конца 60-х годов). Энергично демонтировались торговые барьеры, отменялись пошлины внутри Сообщества, но при этом сохранялась полная свобода и автономия в двусторонних отношениях с третьими странами. Для контроля за товарными потоками в ЕЭС оставались границы и таможни. Все государственные, дипломатические, пропагандистские усилия концентрировались на том, чтобы максимально облегчить внутренний товарооборот (особенно сельскохозяйственной продукции), энергообеспечение, в том числе с помощью Евратома, отладить механизм первичной интеграции, политических компромиссов, снятия противоречий.
Постепенно, шаг за шагом общими усилиями и экономическими успехами к концу 60-х годов были подготовлены условия для второй ступени конвергенции - таможенного союза. Его создавали и совершенствовали тоже несколькими этапами (от 4 до 10 лет в зависимости от страны-участницы и товара) до 1990 года. Гармонизировались национальные таможенные правила. Вводился общий таможенный тариф по отношению к нечленам ЕЭС. Кропотливо согласовывались единая коммерческая и ключевые моменты экономической политики, прежде всего, в области конкуренции. Унифицировались прямые и косвенные налоги. Контроль на внутренних границах по-прежнему сохранялся, но исключительно в целях статистики, налогообложения (на затраты, различные фискальные сборы), безопасности (соблюдение стандартов, борьба с контрабандой и подделками), валютно-финансового надзора.
Через единое таможенное пространство в Сообществе формировались предпосылки и однотипные методы общей макрохозяйственной политики на основных направлениях - региональном, социальном, отраслевом, НИОКР, транспортном, сельскохозяйственном, инвестиционном, валютно-финансовом. Был запущен механизм помощи ассоциированным странам Африки, ставшим важнейшими рынками сырья, рабочей силы и сбыта для ЕЭС.
Именно тогда (в 60-70-е годы) закладывался фундамент Европейской валютной системы (которую официально оформили в 1979 году) через регулирование колебаний между валютами стран-членов, интервенции центробанков в валютах ЕЭС, взаимное кредитование, создание Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС). ЕФВС стал первым шагом к введению (в марте 1975 года) ЭКЮ - европейской валютной единицы на основе корзины валют. ЭКЮ использовали для расчетов, оценки экономических параметров и деятельности.
Важным результатом совместных усилий на всех этих направлениях были укрепление политического доверия, сближение членов Сообщества, формирование политической общности (единые глобальные интересы и цели). Без них невозможен успех каждого этапа интеграции. Именно это помогло вступить на третью ступень объединения - создание Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). Официально его строительство началось 1 июля 1990 года со вступления в полную силу Единого европейского акта (1987 год), регламентирующего создание "пространства без внутренних границ", в котором обеспечивается отмена пограничного контроля, свободное перемещение всех факторов производства, включая капиталы, услуги, рабочую силу, унификацию стандартов, налогов, законов.
Создание ЕЭВС рассчитано на три стадии. Первая (с 1 июля 1990 года до 31 декабря 1993 года) была использована для подготовки Договора о Европейском Союзе (одобрен в декабре 1991 года, подписан в Маастрихте 27 февраля 1992 года). Были устранены последние ограничения на свободное перемещение финансовых ресурсов внутри ЕС, а также между Союзом и третьими странами. Через специальные программы сближались показатели экономического развития государств-членов (бюджета, дефицита, инфляции, госдолга и др.).
На следующей стадии (с 1 января 1994 года до 31 декабря 1998 года) был учрежден Европейский валютный институт (ЕВИ), занявшийся проработкой правовых, организационных, материально-технических мер для создания на его базе Европейского центрального банка (ЕЦБ). ЕВИ координировал также денежно-кредитную политику участников Союза. Одновременно принимались просто революционные законы. Например, национальным центральным банкам запрещалось финансировать госсектор, прямо приобретать долги государства (на Неглинной стоило хотя бы задуматься по этому и по нижеследующим поводам). Отменялся привилегированный доступ госсектора к ресурсам финансовых институтов.
Вводилась "оговорка об отказе от поручительств". То есть один член ЕС не мог больше принимать на себя и переуступать обязательства госсектора в другой стране ЕС. Ужесточался контроль за исполнением бюджетов в государствах Союза. Инициировались национальные законодательства, гарантировавшие уставную независимость ЦБ от местных правительств. В мае 1998 года главы государств и советов министров приняли решение об эмиссии евро (пока в безналичной форме) и о странах, где начнется ее обращение. В июне 1998 года во Франкфурте-на-Майне приступил к работе Европейский центральный банк.
Третья стадия ЕЭВС началась 1 января 1999 года. Помимо запуска единой валюты, с помощью которой ЕЦБ занялся формированием общей денежной политики "одиннадцати", начала действовать Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) - внедрять евро в своих государствах, на международных рынках. С 1 января 2002 года планируется выпуск банкнот и монет евро, которые до 1 июля того же года должны полностью вытеснить из обращения национальные денежные знаки. Это поможет радикально изменить весь хозяйственный и финансовый пейзаж в ЕС.
Параллельно укрепляется политический союз, что означает более тесную политику в области законодательства (гражданского, уголовного), безопасности, внешних отношений, управления Европейским союзом как единым супергосударством. Завершается разделение транснациональных органов на законодательные, исполнительные, судебные. С 1979 года успешно работает Европейский парламент, состоящий из 626 депутатов, которые избираются населением всех 15 стран прямым тайным голосованием. Европарламент наделен совещательными полномочиями в различных сферах. Он контролирует Европейскую комиссию (см. далее) и принимает законодательные решения по ограниченной части ее деятельности.
Европейский совет (функционирует с начала 70-х годов), куда входят главы государств и правительств ЕС, служит высшим распорядительным органом исполнительской "вертикали" в Союзе. Первые лица собираются не реже двух раз в год. Они не имеют в ЕС юридических полномочий. Это политическая инстанция, принимающая принципиальные решения по основным направлениям деятельности сообщества. Через компромиссы и арбитраж Европейский совет улаживает конфликты, которые из-за разногласий не сумел урегулировать Совет министров ЕС.
Совет министров Европейского союза (образован в 1965 году) сформирован из руководителей национальных министерств - иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и др. Он вырабатывает и осуществляет основные решения по текущей политике. Ему переданы важнейшие законодательные полномочия (например, по определению бюджета ЕС). Обычно решения принимаются простым большинством, но некоторые требуют единогласия (в вопросах европейского строительства). Совету помогает Комитет постоянных представителей, который по очереди возглавляется в течение 6 месяцев делегатом от каждого из государств-членов Союза..
Основным рабочим органом служит Европейская комиссия (основана в 1965 году). Ее все чаще именуют Европейским правительством, полномочия которого постоянно расширяются. Обладая независимым статусом, Комиссия формируется по определенным квотам для каждого государства на 4 года, затем обновляется. Каждый ее член отвечает за конкретную сферу деятельности, по очереди занимает пост председателя в Европейском совете..
Европейский суд - высшая судебная инстанция в Евросоюзе. Он рассматривает ходатайства стран-участниц ЕС, Комиссии, Совета и любого лица, которого лично и непосредственно касаются решения органов Союза. Вердикты Евросуда окончательны и обжалованию не подлежат. Национальные власти ЕС исполняют их в обязательном порядке.
Помимо этих четырех основных органов в Европейском союзе действуют Контрольно-ревизионная (аудиторская) палата (следит за управлением финансами сообщества), Экономический и социальный совет, Евратом (с 1957 года). Консультативный совет Европейского объединения угля и стали. Кроме того, есть множество экономических и финансовых организаций, комитетов, групп с различным статусом и задачами. В числе важнейших - Европейский инвестиционный банк (для капиталовложений и кредитования стран-членов и ассоциированных участников ЕС), Европейский социальный фонд (адаптация, профессиональное обучение, вторичная занятость, перемещение рабочей силы), Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (с 1962 года). Европейский региональный фонд (с 1974 года), субсидирующий инфраструктуру, промышленность, малый бизнес в конкретных регионах ЕС.
Все вместе данные органы со штатом свыше 10 тыс. человек закладывают основы даже не конфедеративного, а федерального устройства Соединенных Штатов Европы после 2002 года.
В конце 1998 года российское правительство приняло решение о создании специальной рабочей группы, которая должна до 1 апреля 1999 года проанализировать последствия введения евро для экономики России, подготовить соответствующий доклад для Белого дома. Приглашены представители Центробанка (главный координатор работы), Минфина, Минторга, Минэкономики, ГТК, прочих ведомств. Им поручено изучить влияние единой европейской валюты на отношения с ЕС, прочими международными экономическими центрами и организациями, выработать конкретные рекомендации для государственных и коммерческих структур.
Хочется верить, что группе повезет больше, чем экспертам Института экономики, Института Европы, ИМЭМО, Института США и Канады, ИНИОН, других научно-исследовательских центров. Во времена СССР и постсоветской России ученые и практики безуспешно пытались донести ценнейший опыт европейского строительства до руководителей государства.
Неблестящие результаты интеграции в СНГ (и даже в самой России) настраивают на пессимистический лад. Любые инициативы по созданию и развитию рынков пока увязают в бесплодных согласованиях, местнических и сиюминутных интересах. Так и не появилось критической массы участников, институтов, законов рынка, ни его самого. Нет государственных и наднациональных органов, которым добровольно делегировали бы достаточно полномочий, необходимых для эффективного взаимодействия в сфере экономической, валютной и политической интеграции на всех "этажах" - от межгосударственного до микроуровня.
Соединенные Штаты Европы, оторвавшиеся от нас на десятилетия, преподали прекрасный урок объединения разрозненных, конфликтующих и, казалось, непримиримых государств в единое наднациональное целое. На это ушло около 40 лет. Примерно столько же создавался соцлагерь, еще больше - Советский Союз, которые, однако, рассыпались в одночасье, как карточные домики. Искусство строить России предстоит осваивать уже в XXI веке.