Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Города, городские и сельские поселения в Казахстане в XIII вв.
Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний сказались
Были нарушены традиционные связи городов и кочевой степи, также жестоко пострадавшей в ходе нашествия.
Но постепенно на юге Казахстана последствия монгольского погрома изживаются. К середине XIII в. происходит оживление городской жизни и, хотя ее масштабы не идут в сравнение с той, что была накануне, все же происходит восстановление городов, оседлости, возрождаются экономические связи районов, города вовлекаются в орбиту международных торговых и дипломатических связей.
Ярким свидетельством оживления экономической жизни южно казахстанских городов служит нумизматический материал. В середине XIII в. начинает интенсивно, работать монетный двор Отрара, где чеканятся вначале золотые динары, затем посеребренные дирхемы, а также медные фельсы. Отрар был единственным городом в Казахстане и Средней Азии, выпускавшим в это время монеты всех трех традиционных номиналов. Причем отрарские посеребренные дирхемы обеспечивали не только местную денежную торговлю, но и торговлю межобластную.
Кроме Отрара во второй половине XIII в. денежную продукцию выпускали Кенджде и Дженд.
В маршрутниках середины XIII в. упоминаются города Отрар, Зернук, Сайран, Ясы, Сыгнак, Барукет, Саудакент, Кумкент, Уросоган, Сузак. На международных караванных путях возникали и развивались новые городские центры, такие как Сарайчик на р. Урал. Основание его относится ко второй половине XIII в. Город находился на главном торговом пути с Востока на Запад из Восточного Туркестана, Казахстана и Средней Азии в Поволжье, Крым, Европу.
Исследователи считают, что последнюю четверть XIII в. можно считать временем, когда для частичного восстановления городской жизни и денежной торговли Средней Азии созрели прочные и достаточно благоприятные условия. Так, на Отраре раскопан комплекс крупной кирпичеобжиговой мастерской, которая начала функционировать в последней четверти XIII в. Она снабжала материалом строительство, которое развернулось в Отраре именно в это время. Из жженого кирпича была выстроена на рубеже XV—XVI вв. соборная мечеть Отрара. Главный вход ее, судя по сохранившимся конструкциям, был оформлен прямоугольными пилонами и сдвинут к углу, где находилась круглая башня минарета.
Как известно, монголы препятствовали возрождению разрушенных городов как военных крепостей. И лишь постепенно города стали вновь обноситься стенами. В Отраре стена была выстроена в конце XIII —начале XIV вв. В это время, как свидетельствуют материалы раскопок, формируются новые типы жилища. Среди них выделяются дома с линейной и крестообразной планировкой, известные уже с XI в., в XIII—XV вв. происходит их дальнейшее развитие.
Для жилищ были отмечены изменения в интерьере: суфа теперь занимает почти всю площадь жилого помещения, кроме площадки ташнау, появляется новый тип очага —тандыр с дымоходом. Он становится универсальным типом очага. Перекрытия домов опирались на центральный столб или стены. В домах имелись кладовые с закромами —глиняными ящиками.
Во второй половине XIII в. в городе при сохранении основных магистральных улиц полностью меняется планировка городских кварталов. Кварталы Отрара последней четверти XIV—первой половины XV в. сохранили свои прежние границы.
На Отраре раскопан «квартал гончаров». Изучено 10 мастерских по уровню XIII—XV вв. Отрарские мастерские дают представление, в первую очередь, об индивидуальном производстве самостоятельных ремесленников, работавших в мастерской при доме.
Топография мастерских, их взаиморасположение позволяют предположить наличие корпоративности производства. Сопоставление размеров мастерских, количества печей в каждой из них позволяет судить о социальной дифференциации в среде керамистов. Анализ же производимой продукции свидетельствует о существующей в это время специализации2.
Было развито медницкое дело. Отрар являлся центром производства бронзовых зеркал. О ювелирном ремесле свидетельствуют многочисленные украшения из серебра и бронзы —перстни, браслеты, серьги, подвески. Как и прежде, было развито стеклоделие —производство кувшинов, графинов, чаш, аптекарской посуды.
Мало данных о производстве тканей, ковроткачестве. Об их существовании в городе можно судить по находкам коробочек хлопка, остаткам сгоревшей ткани и кусков саванов из погребений XI I I—XIV вв. на Куйруктобе.
Несмотря на опустошения городов, международные торговые пути продолжали функционировать, появляются новые направления их, в частности наиболее оживленным был караванный и дипломатический путь, соединивший Европу и Азию через Поволжье, Урал, Хорезм, Сырдарью и Семиречье.
В подъеме экономики края и городов Сыгнака, Саурана, Отрара, бесспорно, важную роль сыграло и то, что в начале XIV в. они вошли в состав Ак-Орды, которая была первым крупным государственным образованием, сложившимся на местной экономической основе в послемонгольское время на территории Казахстана.
Присоединение южных районов Казахстана к державе Тимура, стабилизация политической обстановки способствовали некоторому оживлению экономической и культурной жизни. Немаловажную роль в подъеме Туркестана, Карнака, Отрара играло строительство грандиозного комплекса Ахмеда Ясави, мечети Арслан-Баб; сосредоточение в Отраре, Ясы, Сауране больших масс войск, и, как следствие этого, оживление междуобластной торговли.
Иной была судьба городской культуры в Семиречье. Положение здесь в первые годы после монгольского нашествия было относительно благополучным. В Илийской долине упоминаются Кайлык, Или-балык, отмечаются города в Таласской и Чуйской долинах. Жизнь в них протекала достаточно интенсивно. И, тем не менее, к середине XIII в. начинается общий упадок земледельческой и городской жизни. Причины, которые вызвали гибель городской культуры в Семиречье, были различными, но они сплелись в такой пучок, что противостоять им не смогли ни древние традиции оседлости, ни попытки сохранения городской культуры, предпринимавшиеся центральной властью, ни проходившие через Семиречье торговые пути.
Территория Семиречья оказалась политически разорванной на три части, в составе улуса Джучи (северные районы), улуса Чагатая (долины Чу, Таласа, южная часть долины Или) и улуса Угэдэя (северо-восточные районы). В Семиречье переселились большие массы кочевого населения, которые при поощрении верховной власти варварски относились к горожанам и оседлому сельскому населению. В интересах кочевой знати под пастбища отводились культурные земли, ранее использовавшиеся под посевы, огороды, сады.
Как бы иллюстрацией к этому замечанию служат слова Вильгельма Рубрука, проехавшего через Семиречье в 1253 г. Он пишет про Илийскую долину: «...прежде там находилось много городков, но по большей части они были разрушены татарами, чтобы иметь возможность пасти свои стада, так как там были наилучшие пастбища».
Таким образом, упадок оседлой культуры здесь начинается сразу же вслед за монгольскими завоеваниями и если города, будучи центрами транзитной торговли и ремесленного производства, в середине XIII в. еще внешне выглядят благополучно, то питавшая их земледельческая округа интенсивно разрушается, что и приводит вскоре к гибели самих городов.
Обследования остатков древних поселений показывают картину запустения. В Таласской долине лишь немного больше десяти городов и поселений продолжали функционировать, два из них в низовьях реки Талас, остальные в верховьях реки, в области Шельджи, где продолжалась интенсивная разработка серебро-свинцовых рудников. Аналогичная картина запустения наблюдается и в Чуйской долине. Археологическими обследованиями здесь зафиксировано семь поселений, где жизнь функционировала и после монгольского завоевания. Однако в них наблюдаются явные черты упадка. Города постепенно пустеют, обживаютсялишь отдельные участки шахриста-на и рабадов, территории городов, огражденные длинными валами, забрасываются.
Археологические исследования в Илийской долине свидетельствуют об окончательном прекращении жизни на городищах Алма-ты, Талгар, Чилик, Дунгене, Антоновское, Сумбе, Кок-Тума к концу XIII в. В письменных известиях XIV—XV вв. говорится, что в области Или «нет ни городов, ни строений, все ее жители кочевники».
Окончательный удар по экономике Семиречья нанесли походы Тимура. Как справедливо отмечают исследователи, целью их были не только грабежи, захваты добычи, дезорганизация хозяйства и ослабление военной силы, но и прямой захват новых территорий.
Однако, несмотря на погромы и опустошения, произведенные монголами, традиционные линии городской культуры не были прерваны. Так же, как и в других областях, где существовали древние оседлые и городские традиции, города описываемого периода и в социальном, и территориальном, и культурном отношениях были продолжением домонгольских городов.
Преемственность прослеживается и в архитектуре, и в строительстве, и в элементах городского благоустройства ремеслах, в первую очередь, керамическом и ювелирном.
Города, городские и сельские поселения в Казахстане в XV-XVII вв.
Рассматриваемый период в истории Казахстана достаточно подробно по сравнению с предшествующими, освещен письменными источниками. По сравнению с предшествующим временем, количество городов, упоминаемых в источниках, сократилось до 20, а горо-диш, датируемых второй половиной XV—началом XVIII вв.—до 23. Во второй половине XV в. в письменных источниках уже не встречаются названия севера каратауских городов Уросогана, Сугулкента, Кумкента. В низовьяхСырдарьи прекращают жизнь городища (Джан-кала) Кыз-Кала; на Бутуни —городище Бузуктобс (Чилик), на Средней Сырдарье —Куйруктобе и Оксус.
По сравнению с IX—XII вв. число известных по письменным источникам городов Южного Казахстана уменьшилось почти в Зраза, а число городищ —в 6 раз.
В Отраре с середины XV в. пустеет пригород. К XVI в. территория его занимала чуть больше гектара, и вся городская жизнь сконцентрировалась только в центральной части.
Сокращение городов, территории отмечено для Сайрама, Сыгна-ка, Узгента, Сузака. Пустеют их рабады и вся городская жизнь сосредоточивается в пределах центральной, наиболее укрепленной части. В XVI—XVII вв. большую роль в политической и экономической жизни региона стали играть города левого берега Сырдарьи, такие, как Аркук, Куджан, Аккурган, Узгент. На северных склонах Каратау роль главного города перешла к Сузаку. Происходит быстрое возвышение Яссы-Турксстана до ранга столицы всего Южного Казахстана.
Поход Чингисхана в Казахстан и Среднюю Азию .
Захватнические войны Чингисхана были обширными, включая завоевание Западной Азии и Восточной Европы. Поход на земли Казахстана и Средней Азии был лишь звеном в общей цепи военной политики Чингисхана. Тем не менее, он придавал походу в мусульманские страны большое значение и готовился к нему с особой тщательностью!Весть о победах, одержанных Чингисханом в Китае (1215 г.) поразила массу толков в Средней Азии. Хорезмшах проверить слухи и получить достоверные сведения об этом завоевании отправил в Монголию посольство. По рассказу ин-Насави, во главе посольства стояли три мусульманина: Махмуд из Хорезма, Али-Ходжа из Бухары и Юсуф Конка из Отрара. Весной 1218 года посольство Чингисхана прибыло в Бухару. Послы передали подарки и письмо Чингисхана, в котором хан предлагал заключить мирный договор с гарантиями безопасности торговых отношений между обоими государствами. Хорезмшах поддержал мирный договор.После возвращения послов Чингисхан отправил в среднюю Азию торговый караван во главе с Омар Ходжой Отрари, Джамалом Марачи, Фахрад-дином Дизаки Бухари, Амин ад-Дином Харави. Всего в караване, состоявшем из 500 верблюдов, нагруженных золотом, серебром, шелком, мехами и другими предметами, было 450 человек. Многолюдный караван прибыл в середине 1218 года в город Отрар.Наместник Хорезмшаха в Отраре Каир-хан Иналчик караван предал разграблению, купцов, а также ханских послов приказал перебить. Чингисхан пришел в ярость и снарядил к Мухаммеду II второе посольство с требованием выдачи ему Каир хана Иналчика. Хорезмшах не только не исполнил требования хана, но велел убить неповинных послов. Война стала неизбежной.К началу войны Чингисхан собрал большое войско. Точная численность его неизвестна; считается число 120-150 тысяч человек.Поход начался в сентябре 1219 году с берегов Иртыша.При подходе к Отрару Чингисхан оставил для его осады войска под началом сыновей Чагатая и Угэдэя, Джучи хана отправил к низовьям Сырдарьи –на города Дженд и Янгикент, третий отряд покорял города в верховьях Сырдарьи, а сам Чингисхан с основными силами пошел на Бухару.Правитель Отрара Каир-хан защищался отчаянно, до последней возможности, крепость была взята в феврале 1220 г. Каир-хан был жестоко казнен. Героически защищались жители других присырдарьинских городов. Крупнейшие города: Отрар, Бухара, Ходжент, Самарканд, Нишапур - были взяты монголами и обращены в руины. Хорезмшах Мухаммед II уплыл на остров Ашур-Ада и скончался здесь от горя и лишений в декабре 1220 году. Война продолжалась и после его смерти. Гургандж - древняя столица хорезмшахов - защищался более семи месяцев. В конце концов, он был взят штурмом и разрушен до основания. По словам арабского путешествиника Джувейни, бывшая столица огромной империи «превратилась в место прибывание шакалов». В течение лета и осени 1221 г. монголы захватили Балх, Термез, Андхуд, Мерв, Тус, Герат и другие города и крепости Хорасана. Все население этих крупнейших городов мусульманского Востока было вырезано или продано в рабство (при этом только в одном Мерве было перебито около 500 тыс. человек). Очевидец крушения державы хорезмшахов историк Ан-насави писал: « Люди стали свидетелями таких бедствий, о которых не было слышно в минувшие века, во времена исчезнувших государств. Кровопролития, грабежи и разрушения были таковы, что селения были покинуты, а земледельцы уходили голые. Было извлечено открытое и закрытое, выжато явное и спрятанное, и стало так, что не было слышно ни блеяния, ни рева: лишь кричали совы и отдавалось эхо».В ноябре 1221 года Чингисхан двинулся в Афганистан, взял Бамиан и на берегах Инда в чрезвычайно кровопролитном сражении разгромил армию нового хорезмшаха Джалалад-Дина. Большенство хорезмийцев было перебито. Однако сам хорезмшах с небольшим числом сподвижников сумел переплыть Инд и бежал от погони. Опустошив весь Афганистан и Северный Пенджаб, Чингисхан в феврале 1225 г. возвратился в Монголию.Таким образом, вследствие первого похода монголов в 1219 –г. Казахстан и Средняя Азия вошли в состав империи Чингисхана.Дав своим войскам годичный отдых, грозный завоеватель в феврале 1226 г. вновь обрушился на тангутскую империю Ся. Монголы взяли Ганьчжоу, Ляньчжоу, пересекли пустыню Алашань, вышли к Хуанхэ и захватили множество городов на ее берегах. В начале 1227 г. Чингисхан приступил к осаде тангутской столицы Нинея. До конца войны он не дожил и скончался 18 (25) августа 1227 года. Через несколько дней Нинея сдалась на милость победителей. Император Ся был выслан в Монголию, его государство прекратило свое существование.
Образование улусов.
Оставленное Чингисханом Громадное государство еще последние годы жизни было разделено им на четыре улуса (удела). В исследовательской литературе розданные Чингисханом земли принято именовать уделами или улусами. Степень отдаленности уделов соответствовала при этом возрасту сыновей. От того младший сын Тулей получил коренной улус Чингисхана –собственно Монголию, а так же 101 тысячу из 129 тысяч человек регулярной монгольской армии. Обширные территории, завоеванные к западу от Монголии, были поделены между старшими сыновьями, причем каждому из них было пожаловано только по 4 тысячи человек из регулярной армии. Улус третьего сына Чингисхана, Угедея, находился в пределах Эмиля и Кобаха. Владения Чагатая, вторового сына Чингисхана, простирались от Южного Алтая до Аму-Дарьи и «от области уйгур до Самарканда и Бухары», т.е. включали Восточный Туркестан, большую часть Семиречья и Маверанарх. По Джамалю Карши, область, составлявшая основную часть владении Чагатая, называлась Иль-Аларгу; главным городом ее был Алмалык. Удел старшего сына Чингисхана, Джучи, по словам Джувайни, занимал обширные земли к западу от Иртыша и от границ Каялыка (в Семиречье) и Хорезма до мест Саксин и Булгар, вплоть до тех пределов, куда доходили копыта монгольских коней.
Таким образом, территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая часть - степные просторы севера страны и вся местность от верховьев Иртыша к оз. Ала-Куль и дальше на запад к Или и Сырдарье входила в состав улуса Джучи, Южный и Юго-Восточный Казахстан - в улус Чагатая, а северо-восточные земли - в улус Угедея. Для нашей темы, наибольший интерес представляет улус Джучи, поскольку именно на этой территории складывалась и развивалась казахская государственность.
Все три царевича, в качестве наместников отца, осуществляли свою власть в местности, составлявшей их удел, строя дороги, возводя мосты и подавляя то и дело вспыхивающие мятежи. Уделы должны были служить для них только источником дохода и оставаться подчиненными главе империи.
Сражение на калке
Тридцатитысячный татаро-монгольский отряд, под предводительством Джебэ и Субедэя, целью которого было проведение разведки боем в восточно-европейских землях, весной 1223 года вышел в половецкие степи. Остатки одной из половецких орд, разгромленных этим отрядом, бежали за Днепр, а к галичскому князю, Мстиславу Удалому с просьбой о помощи обратился хан Котян.
На совете князей было принято решение оказать хану военную помощь и в апреле 1223 г. русские полки двинулись к Днепру. Возглавляли их три наиболее влиятельных на тот момент князя: Мстислав киевский (Старый), Мстислав галицкий (Удалой), Мстислав черниговский. С авангардом татаро-монгольских войск русские полки встретились на 17 день похода, едва переправившись через Днепр. Князья обратили врагов в бегство и преследовали их в течение 8 дней до берегов печально известной реки Калки (протекает по территории современной Украины).
На берегу Калки был устроен краткий военный совет, на котором киевский и галицкий князья так и не смогли договориться о совместных действиях. Киевский князь был сторонником оборонительной позиции, а Мстислав галицкий, полностью оправдывая свое прозвище Удалой, рвался в битву.
Дружина Мстислава Удалого перешла реку, оставив позади войска киевского и черниговского князей. На разведку был отправлен отряд под командованием Даниила волынского и Яруна половецкого. 31 мая 1223 г. основные силы Джебэ и Субедэя столкнулись с войсками русских князей. Однако натиск дружины Мстислава Удалого, который вполне мог бы оказаться удачным, не был поддержан черниговским и киевским князьями. Половецкая конница бежала, попутно расстроив боевые порядки русских. Отчаянно сражавшиеся ратники галицкого князя были разбиты и выжившие отступили за Калку. После этого, бросившимися в погоню татаро-монголами, был разбит и полк черниговского князя.
Битва на реке Калке продолжалась в течение 3 дней. Защищая укрепленный лагерь Мстислава киевского, воины несли огромные потери, но кочевникам удалось взять лагерь только хитростью. Князь киевский поверил клятвам врага и прекратил сопротивление. Но Субэдей нарушил собственные обещания. Киевский князь Мстислав и его ближайшее окружение были зверски убиты. Мстислав Удалой с остатками своей дружины бежал. Потери, понесенные русскими воинами в битве на Калке огромны. Назад вернулся только один воин из десяти. А войска Джебэ и Субедэя двинулись в земли княжества Черниговского и повернули назад, только дойдя до Новгорода - Северского.
Битва на Калке показала, что неспособность объединиться перед лицом серьезной угрозы может повлечь за собой роковые последствия. Однако этот страшный урок не был усвоен. И через 15 лет после сражения при Калке русские правители не смогли договориться, чтоьы совместно отразить надвигающуюся с востока опасность. Вторжение Батыя на долгие 240 лет затормозило развитие Руси.
Караванные пути, торговля, денежное обращение в xiii- xiv века
Образование нового западно-монгольского государства - Золотой Орды - в первой половине XIII века создало благоприятные условия для развития различных сфер деятельности территорий, вошедших в новообразованное государство. Уже со второй половины XIII века прослеживается тенденция определенного смещения городского уклада из юго-восточной части владения Джучидов (Южный Казахстан) на северо-запад (Степное Поволжье, Северный Кавказ, Северное Причерноморье). Правители нового государства, достаточно быстро оценив значимость контроля над такими сферами экономики, как городское ремесленное производство и торговля, стали покровительствовать восстановлению старых (до этого полностью или частично разрушенных в ходе монгольской военной экспансии 30-40-х годов XIII в.) и основанию новых городов, а также восстановлению, созданию и благоустройству торговых путей. Сама локализация золотоордынских городов, расположенных, как правило, в местах совмещения традиционных сухопутных и водных торговых маршрутов, свидетельствует о стремлении ханской власти придать им статус базовых центров международной транзитной торговли. В развитии торговли Золотой Орды XIII века основной упор был направлен на создание безопасных и надежных торговых транзитных путей, которые могли бы стимулировать внутреннюю торговую и ремесленную деятельность на территории Золотой Орды. Государство, стремившееся к господству не только над кочевниками, но и над оседлым миром, смогло справиться с такой задачей1. Важную роль в решении этого вопроса сыграла удачно созданная сеть золотоордынских городов: Сарай Аль-Махруса (Астраханская область), Сарай Ал-Джадит (Волгоградская область), Бельджамен (Волгоградская область), Увек (Саратовская область), Тана (Ростовская область), Сарайчук (Атыраустская область), Хаджитархан (Астраханская область) и др.
Во второй половине XIII-XIV веков сложившаяся система трансконтинентальных торговых магистралей получает новое направление за счет использования степных путей и водных артерий Восточной Европы и Средней Азии, находящихся на территории Золотой Орды.
В это время золотоордынские города становятся крупнейшими центрами транзитной торговли между Европой, Средней Азией, Индией, Китаем, Русью, Сибирью, Кавказом и Ближним Востоком.
Во второй половине XIII века в период развития караванной торговли в Нижнем Поволжье возник ряд новых городов, одним из которых был Хаджитархан. Его описание подробно дано Ибн-Батутой. Он называет его одним из лучших городов, построенных на реке ИтильI при монголах.
«Город этот, - пишет он, - получил название свое от тюркского хаджи (паломник), одного из благочестивцев, поселившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно (то есть сделал тарханом), и оно стало деревней, потом оно увеличилось и сделалось городом»2. К сожалению, арабский путешественник не указывает ни местоположения города, ни время его возникновения. Средневековые карты помещают город Хаджитархан на западном берегу Волги, несколько выше нынешней Астрахани, в районе места, называемом местными жителями «жареный-шареный бугор», исследованном в 1777 году Гмелиным3.
В XIII-XIV веках Хаджитархан был крупным узлом транзитной торговли на пути восток-запад. Через него проходило около шести крупных торговых магистралей. Прежде всего, осмотрим правобережные магистрали, подходившие к Хаджитархану.
Первая магистраль, так называемая Старая большая татарско-крымская дорога, тянувшаяся от Хаджитархана в западном направлении через современные села Курочкино и Басы до озера Ашкуль, отсюда дорога сворачивала на северо-запад и шла до манычьских лиманов. Далее она вела прямо на север вдоль правого берега Маныча до впадения ее в Дон. Эта же дорога позднее служила для связи Крымского и Астраханского ханств, от чего и получила название второй магистрали. Заслуживающей нашего внимания является Большая кизлярская дорога, как она называется сейчас. Кизлярская дорога шла через села Балы и Елабужское до Кизляра, где был расположен Золотоордынский город Тюмень (разрушенный в XVI в.), и далее на Дербент, в Закавказье.
Третья магистраль, получившая название Елабужская дорога (от села Елабужское), частично повторяет Большую кизлярскую дорогу. Она шла от Хаджитархана до села Елабужское, далее сворачивала с юга на запад и шла вдоль р. Кумы до впадения в нее р. Буйволы - место развалин древних Маджар.
В XIII-XIV веках Хаджитархан был крупным узлом транзитной торговли на пути восток-запад. Через него проходило около шести крупных торговых магистралей. Хаджитархан и некоторые другие нижневолжские и приазовские городские центры поставляли рыбу, особенно ценимые осетровые породы, составлявшие важную статью в отправках константинопольских и итальянских негоциантов11. Характерно, что осада Каффы ханом Джанибеком в 1344-1345 годах и последующая итальянская блокада северо-причерноморских портов, оказали заметное влияние на изменение конъюнктуры рыночных цен в Византийской империи, где, прежде всего, стал ощущаться недостаток в зерне и рыбе12
Политическая история Восточно-тюркского каганата
Восточно-тюркский каганат —государство кочевых[1] тюрков. В 603 году произошёл распад Тюркского каганата наЗападный и Восточный. Каганат имел общие протяжённые границы с Китаем и вёл частые войны с этим государством. Не раз отстаивал свою самостоятельность в крупных сражениях со своим южным соседом. Несколько крупных сражений, в которых каганат одержал победы, произошли в конце VII века и в первой половине VIII века.
Танская империя захватила Восточный каганат в 630 году.
Произошло восстание кок-тюрков во главе с Кутлугом в 682 году и восстановление Восточного каганата под именем Кок-Тюркский каганат. Кутлуг разгромил китайские войска в Синьчжоу в 686 году. Набег Мочура на Линчжоу в 694 году. Вторжение Мочура в Китай и разгром имперских войск в 698 году.
После поражения в 745 году в битве с уйгурами под предводительством хана Моюн-Чура, на землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат, просуществовавший с 745 по 840 годы.
История Восточно-тюркского каганата представляет собой одну из самых интересных страниц истории народов Евразии в эпоху Средневековья. Это степное государство, простираясь на тысячи километров, объединяло множество племенных образований Южной Сибири и северные окраины Центральной Азии, которые на протяжении многих тысячелетий не только прошли громадный, насыщенный историческими событиями путь, создали значительные культурные ценности, но и оказали большое влияние на судьбы населения соседних регионов. Известно, что, находясь между великими земледельческими культурами, древние тюрки, безусловно, сыграли активную роль в истории взаимосвязи культур Востока и Запада.
Среди племен, населявших северные окраины Центральной Азии и Южную Сибирь, ведущее место в эпоху сложения государств принадлежало восточным тюркам-туцзюэ, которые явились создателями такого могущественного объединения как Восточно-тюркский каганат и которые даже после его распада продолжали оказывать существенное влияние на историю степей Евразии.
Со второй половины VI в. Восточно-тюркский каганат уже включился в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени - Византии, Сасанидского Ирана, Китайской империи. Именно древние тюрки вели борьбу за контроль на торговых путях из Китая в страны Запада, сыграв при этом посредническую роль в экономике стран Евразии. Появление Восточно-тюркской державы, в руках которой оказался Великий караванный путь («Великий Шелковый путь»), стало определяющим фактором для дипломатии Китая, Византии, Ирана. Безусловно, все это привлекало и вызывало повышенный интерес к создателям данного государства. Не случайно вот уже на протяжении ряда столетий тюркская тематика приковывает к себе внимание не одно поколение исследователей.
Этногенез казахского народа по данным антропологии
Этногенез, или формирование казахского этноса, является одной из важным тем, представляющих большой интерес не только для историков. Таким мнением с корреспондентомBNews.kz поделилась директор Института общей генетики и цитологии Комитета науки МОН РК Лейла Джансугурова.
Сегодня многие исследователи выдвигают различные теории о происхождении казахов. Однако достоверно известно, что предки казахов не являются выходцами из Китая, Сибири или Европы, как считают некоторые историки, отметила она.
«У нас с народами, проживающими на территории современной России, имеются родственные связи, об этом свидетельствуют находки на Алтае, в Сибири. На территории древнего Казахстана происходили большие миграционные процессы. Народы, проходившие через нашу территорию, оставляли свои следы», - сообщила генетик.
Она также отметила, что, по данным казахстанских и российских антропологов, современное население нашей страны имеет гораздо большую связь с древним населением (протоплемена) Казахстана, чем с пришлыми племенами, которые проживали на территории Казахстана временно. «Эти протоплемена обогащались новыми генами, но при этом они оставались здесь», - резюмировала Л.Джансугурова.
Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана, а также сопредельных территорий, насельники которых участвовали в обширных этногенетических процессах Евразии.
Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания полагать, что оба процесса на рассматриваемой территории развивались параллельно, главным образом по исторической вертикали. Такой подход позволяет проследить преемственность и сохранившиеся “предковые” черты. Правда, в отдельные исторические эпохи определенную роль сыграло и развитие по горизонтальной линии. Примечательно, что в древности коренные насельники региона имели общую лингвистическую и антропологическую основу, и у современных потомков генетическая кластеризация в основном соответствует лингвистической. Древнюю историю Казахстана можно разделить на два больших периода: индоевропейский и тюркский. *
Первый период, несмотря на свою значительную временную отдаленность, пред стает перед нами как реально сформировавшаяся фаза не только с выраженными хозяйственно-культурными традициями, но и рядом известных этнических объединений и расовых образований. В лингвистическом отношении на этом этапе насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи'. Хронологически рассматриваемый период в Казахстане охватывает III—I тысячелетия до н. э.
Имеющиеся археологические артефакты Казахстана, связанные с этим периодом, свидетельствуют, что на его большей части была распространена так называемая андроновская культура эпохи бронзы. В его западной части наибольшее распространение получила срубная культура. В целом эти культуры обладали выраженными региональными чертами, которые, в свою очередь, послужили основой для нового уклада жизни потомков в виде номадизма в последующую эпоху раннего железного века. На этом этапе преемственность культурно-исторической общности местных насельников раннего железного века с периодом эпохи бронзы Казахстана, о чем свидетельствуют многочисленные археологические источники, не вызывает сомнения2.
В рассматриваемый период территория Казахстана по существу становится центром распространения так называемой “кочевнической триады”, характерной для всех евразийских степей, т. е. ареалом повсеместного бытования классических предметов вооружения, конского снаряжения и “звериного стиля” в оформлении изделий. Истоки этой триады, как полагают некоторые исследователи, восходят к древним казахстанским племенам андроновской культуры середины П тыс. до н. э.3 Однако с открытием аржанской фазы развития номадических культур в последнее время региональные особенности евразийских племен от Хуанхэ до Дуная стали рассматриваться на фоне общего взаимодействия всего кочевого мира в целом4. Однако этот обширный кочевой мир имел своебразные локальные хозяй- Жтвенно культурные варианты. Одним из них являлись кочевые пле-Кена Казахстана эпохи раннего железного века.В этот период в евразийских степях в виде отдельных этнических Общностей зафиксированы индоевропейские племена под названием “скифы” (“саки”). Эти термины в сущности отражают одну и ту же Общность кочевых племен. Современниками сако-скифского племенного союза были савроматы, обитавшие в Западном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в древних источниках упоминаются их многочисленные подразделения с довольно туманной локализацией в европейских степях. Да и современная литература пестрит противоречиями об их местонахождении. Наиболее широкую освещенность в литературе получили племена массагетов, исседонов, аримаспеев и др. Некоторые исследователи последнихлет настойчиво подчеркивают, что эти и другие этнонимы евразийских племен отражают не целостное этническое образование, а скорее обобщенное наименование нескольких определенных хозяйственно-культурных общнос-тей5. Поэтому этническое определение в древних письменных источниках и современных археологических исследованиях относительно локализации различных кочевых объединений в евразийских степях эпохи раннего железа и античности становится слишком гипотетичным и нуждается в серьезном критическом изучении, возможно, и в пересмотре. Несмотря на это, сако-скифский племенной союз в Казахстане сохранил индоевропейскую общность в своем этнокультурном развитии до рубежа новой эры.