Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Критерии отбора и диагностика способностей детей
для занятий хореографией
Выполнила
Смирнова Татьяна Альбертовна
слушатель группы 9Х11
ф-та дополнительного образования
Минск, 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………….........c.3
Глава 2. Порядок и методические приемы отбора детей для занятий хореографией………………………………………………………………...с.15
2.1. Оценка внешних сценических данных………………………..с.15
2.2. Характеристика возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей школьного возраста и их значение в практике отбора……………………………………………………………..с.17
2.3. Практические рекомендации по проведению отбора и диагностики способностей детей…………………………………………...с.20
Заключение………………………………………………………………...с.30
Список литературы………………………………………………………..с.32
Приложения ……………………………………………………………….с.33
Введение
Хореография искусство, любимое детьми. Детское хореографическое творчество является сферой непосредственного контакта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Сегодня наблюдается постоянный количественный рост детских танцевальных коллективов, увеличение числа их воспитанников. И это не случайно, ведь занятия хореографией помогают развивать в детях выразительность, пластичность, общую культуру движений. Ребенок постепенно, шаг за шагом, проходит подготовку и знакомится с основами танца, учится координировать свои движения, у него развивается гибкость и пластика. Кроме того, хореография оказывает огромное влияние на развитие эмоционально-нравственной культуры личности, искусство танца развивает воображение и творческие способности детей.
Поэтому, в связи востребованностью этого жанра искусства, возникает актуальность вопроса отбора детей и диагностики их способностей для занятий хореографией.
Цель данной работы познакомить с критериями отбора детей и правилами диагностики их способностей для занятий хореографией.
Задачи работы:
При написании работы были использованы следующие источники информации: Т.К.Барышникова «Азбука хореографии», Т.И. Васильева «Тем, кто хочет учится балету» (правила приема детей в балетные школы), Д.К. Кирнарская «Музыкальные способности», Е.И. Чесноков «Классики хореографии», П.А. Силкин «О становлении и развитии критериев по отбору детей для профессионального обучения».
Отбор детей и диагностика их способностей для занятий хореографией является важным и ответственным моментом подготовки будущих танцоров. Хочется отметить, что эта проблема отнюдь не нова. Разные эпохи и времена предъявляли свои определенные требования ко всем аспектам жизни человека, в том числе и к искусству, и, в частности, к искусству танца.
В исторической ретроспективе выявление пригодности к танцу происходило примерно следующим образом: например, во времена организации «Школы танцевания» в России в 1738 году придавалось большое значение внешности. Известно, что императрица Анна Иоанновна сама наметила из придворной челяди 12 красивых девочек и 12 стройных мальчиков. Вполне вероятно, сугубо профессиональные данные (шаг, выворотность, подъем, прыжок) не выявлялись, так как техника тех времен этого не требовала.
Известно, что классики хореографии придавали большое значение физическим данным, которые необходимы для обучения танцу. В далеком от нас XVIII веке теоретик и практик балетного театра Жан Жорж Новерр уделял выворотности большое значение. В своей знаменитой книге «Письма о танце и балетах», а именно в 12-ом «Письме», он писал: «Нет ничего более необходимого для хорошего танцовщика, чем выворотность en dehors, и нет ничего более естественного для человека, чем обратное положение en dedans». [1]. Далее в указанном «Письме» имеется высказывание Новерра о том, что танцовщик склонный к положению en dedans «всегда неловок и производит неприятное впечатление. Выворотность, напротив, придает непринужденность и блеск, сообщает грацию pas, позициям и позам». [1]
«Стопа вот истинная опора всего механизма нашего тела» писал в 12-ом письме Ж. Ж. Новерр. [1]. Человеческая стопа это развившийся в процессе эволюции орган, при помощи которого можно стоять и перемещаться в пространств. Любая форма танца вызывает очень большую нагрузку на стопу; в классическом танце эта нагрузка особенно велика. Стопа должна быть сильной, более гибкой, и чувствительной как кисть руки. Функции ее в классическом балете выходят далеко за пределы свойственные стопе в естественных движениях. Таким образом, первоначальная форма стопы окажется или благоприятным или неблагоприятным фактором для обучения балету, она не останется неизменной.
Карло Блазис (1795-1878) в своем трактате «Полный учебник танца» (1830 г.) указывал на важное значение «выворотности», одного из непременных условий для овладения техникой танца. Он писал: «Никогда не преуспеет танцовщик, у которого ноги и верхней части слишком сближены и не обладают достаточной выворотностью: этот недостаток лишает танец главного очарования». У него же мы читаем: «Кто посвящает себя танцу, самым внимательным образом должен изучить сложение и возможности своего тела раньше, чем приступить к ознакомлению с искусством, в котором нельзя отличиться, не обладая известными данными» [1, с. 103]. Карло Блазис писал, что «танцовщик должен выработать безукоризненный апломб, приводя в равновесие все части тела; таким образом он получит возможность удерживаться на одной ноге и грациозно выполнять аттитюды на обеих ногах».
Таким образом, уже в те далекие от нас XVIII и начало XIX века требовались определенные профессиональные данные. Однако классики хореографии не оставили нам секретов, как они выявляли эти данные.
Вопрос о методике отбора детей для обучения балету в нашей стране проявился после расширения сети балетных школ в бывшем Советском Союзе. Возникла потребность выработать и унифицировать правила приема и методику приемных экзаменов.
В конце 30-х, начале 40-х годов в стенах Ленинградского государственного хореографического училища началась серьезная работа по определению критериев и правил приема. Результатом этого стало издание пособия «Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища», которое увидело свет в 1941 году. Его автор Н. А. Дембо разработала параметры медицинского обследования. Пособие является одним из лучших в этой области.
В 1963 году Министерством культуры и Московским академическим хореографическим училищем было выпущено «Методическое пособие по приему в хореографические училища» авторы-составители: С. С. Холфина и М. Ф. Иваницкий профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР. В «Пособии» определена структура трех туров, которая существует и теперь в практике хореографических училищ.
Тарасов Н. И. выдающийся педагог, замечательный методист, автор трудов по методике классического танца в книге "Классический танец" 1971., кроме теории и методики классического танца, затронул проблему воспитания будущих артистов балета, коснулся проблемы профессиональных данных обучающихся и развития этих данных при обучении балету. Говоря о приеме детей в хореографические училища, автор писал: "надо принимать только с хорошей гибкостью, иначе успехи их будут всегда вымученными, посредственными, мало соответствующими профессиональному искусству".
В 70 - 80-е годы прошлого XX века проблема отбора детей для обучения балету неоднократно поднималась на страницах специального журнала «Балет», а также по этому вопросу были изданы несколько трудов. И. А. Баднин опубликовал книгу «Охрана труда и здоровья артистов балета» (1987г.), в которой имеется «Приложение», посвященное отбору детей в хореографические училища. В 1994 году издательство «ГИТИС» выпустило в свет труд кандидата искусствоведения Т. И. Васильевой «Тем, кто хочет учиться балету», в котором наряду с проблемами обучения классическому танцу рассматривался и вопрос отбора детей для обучения хореографии.
При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том числе и подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Кроме проверки профессиональных физических данных, поступающие проходят проверку психомоторных способностей. Психомоторика включает в себя: координацию, апломб, музыкальность, чувство ритма.
Физические (функциональные) данные:
ВЫВОРОТНОСТЬ способность танцовщика к свободному развертыванию ног (бедер, голеней и стоп) наружу от бедра до кончика пальцев (стопа параллельно линии плеч). Выворотность может быть врожденной, что зависит главным образом от строения тазобедренных суставов, или приобретённой путём длительных упражнений. Выворотность необходимое условие исполнения классического танца, одна из основ и существенная его особенность, дающая широкую свободу и красоту движениям классического танца вызвана в балете эстетическими требованиями.
Особенности чисто функционального характера заключаются в том, что только при выворотном положении ног есть возможность выполнения движений такой амплитуды, какая невозможна в невыворотном их положении. При наличии хорошей выворотности в бедрах, отсутствуют непреодолимые препятствия для движений, требующих большого размаха ног в сторону.
ШАГ. Под этим термином в балете понимается способность будущего артиста свободно поднимать ногу на определенную высоту в сторону, вперед и назад при выворотном положении опорной и работающей ноги. Высокий и легкий шаг создает красоту пластической линии всего тела, а также придает большую выразительность позам и движениям классического танца.
Величина шага зависит от подвижности, как в тазобедренном суставе поднимаемой ноги, так и тазобедренном суставе опорной ноги, можно сказать, что выворотность, т. е. ее наличие, в определенной степени, влияет на величину шага. Кроме того, величина шага зависит и от степени подвижности позвоночного столба, без которой не может быть хорошего, полноценного шага.
ПОДЪЕМ. В хореографии этим термином обозначают не только внешнюю выраженность продольного свода стопы (изгиб стопы), но и всю ее верхнюю линию, включая сюда и пальцы ног. Т.е. подъем стопы это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы, от подвижности ее в голеностопном и других суставах, эластичности ее связок, от степени развития продольных и поперечных сводов, а также от строения нижнего конца большой берцовой кости.
В хореографии стопа движется на «полупальцах» и «пальцах», положениях, при которых изменяется осуществление опорной и рессорной функции стопы. При этом она должна быть выворотна, носок сильно оттянут.
ГИБКОСТЬ корпуса это неотъемлемое качество артистов балета, и является свойством опорно-двигательного аппарата. Она определяет способность человека свободно прогнуться назад. Артисту балета для высокой техники исполнения необходима высокоразвитая гибкость позвоночника и суставов конечностей, ведь именно они участвуют в движениях с большой амплитудой. Гибкость, эластичность тела способствуют выразительности движений тела в танце, которые слагаются из гибкости позвоночного столба и подвижности суставов, прежде всего тазобедренного. Прогиб назад совершается за счет верхних поясничных и нижних грудных позвонков, что является особенностью данного перегиба так необходимого в искусстве танца.
ПРЫЖОК. Прыжки это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, выразительное актерское средство. Однако прыжки являются наиболее сложными и технически трудными движениями в танце.
Известно, что величина прыжка зависит от степени подвижности суставов ноги (тазобедренного, коленного, голеностопного), а также и суставов стопы. Функциональные особенности мышц, производящие движение этих суставов, согласованность в их работе влияют на высоту прыжка. Поэтому перед тем, как вынести окончательное суждение, необходимо внимательным образом изучить все возможности для развития прыжка у новичка.
Психомоторные способности:
АПЛОМБ (французское: aplomb равновесие, самоуверенность), 1) Уверенная, свободная манера исполнения. 2) Умение сохранять в равновесии все части тела. В балете термин «устойчивость» понимается шире как умение (или способность) сохранять без колебаний позы классического танца на всей стопе, на двух или одной ноге, на полупальцах или пальцах (при уменьшении площади опоры), а также сохранять равновесие в сложных двигательных ситуациях: в полете и после прыжков и стремительных вращений.
Апломб приобретается в процессе обучения. Однако достичь устойчивости в том понимании, которое существует в балете, могут лишь те, кто обладает хорошим зрением, нормальной работой вестибулярного аппарата, координацией, общим хорошим физическим развитием и здоровой нервной системой. От вестибулярного аппарата зависит ориентирование относительно положения и перемещения тела в пространстве, а также устойчивость равновесия тела, играющая важную роль в овладении сложной профессией танцовщика.
КООРДИНАЦИЯ это врожденное природное качество состоит в умении свободно согласовывать все свои движения. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.
Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.
В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное), соответствующий решению конкретной задачи в конкретных условиях. Это согласование движений есть следствие и мышечной, и нервной координации.
Музыкально-ритмическая координация умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.
Каждое танцевальное «па» требует управления движениями частей тела. Для того чтобы это делать профессионально, нужно научиться ощущать свои движения в пространстве и времени, что и происходит в период обучения.
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ. ЧУВСТВО РИТМА. Музыка не только метро-ритмическая основа танца, а его художественная сущность, органически связанная с содержанием танцевального произведения. Без чувства ритма и музыкальности не мыслим ни единый шаг, ни малейшее движение будущего танцовщика. Природа чувства ритма подробно анализируется в фундаментальном труде Д. К. Кирнарской «Музыкальные способности», посвященному исследованию структуры музыкального таланта, который рассматривается как универсальная модель одаренности в разных областях деятельности. Дина Константиновна Кирнарская, доктор искусствоведения и психолог является одним из ведущих специалистов в области теории и практики тестирования специальных способностей. Она создала уникальную систему тестирования музыкальных способностей, которая служит базой для создания тестовых методик для диагностики специальных способностей.
Психологи установили, что человек, объятый ритмическим движением, откликается на него всей мускулатурой сразу и каждой ее частью. Движение и ритм нераздельны: музыку нельзя отделить от танца, от трудовых движений, сопровождающих песню, например. Таким образом, можно весьма определенно сказать, что чувство ритма теснейше связано с телесной моторикой индивида, оно как бы протягивает руку телесно-моторному интеллекту и питается от него, в силу чего ритм нельзя вычислить или просчитать его можно только пережить всем телом, моторно откликаясь на него.
Однако признано, что чувство ритма присуще не всем людям. Это в первую очередь зависит от того, какова музыкальная культура народа. Так, представители южных регионов повышенно ритмичны, северные народности обладают скромным чувством ритма. Вполне резонно, что эту особенность необходимо, с определенной долей осторожности, иметь в виду при отборе детей для обучения хореографии.
Глава 2. Порядок и методические приемы отбора детей для занятий хореографией
2.1. Оценка внешних сценических данных
Само собой разумеется, что для занятий хореографией будущий танцовщик должен быть физически здоров (в том числе иметь хорошее зрение, слух, нормально работающий вестибулярный аппарат, развитые двигательные функции). Однако к тому же, кандидат должен обладать хорошими внешними сценическими данными. Поэтому профессиональному просмотру в балетной школе должно предшествовать знакомство с детьми в общеобразовательных школах, кружках, студиях, гимнастических секциях и т.п. На этом этапе изучаются так называемые внешние сценические данные ребенка пропорции и формы тела (форма торса, ног, рук, шеи, головы), выразительность мимики.
Большое значение для танца, особенности классического, имеет рост.
Рост и развитие организма человека сложный процесс, обусловленный биологическими, природно-климатическими, социальными факторами.
С точки зрения обучения хореографии большой практический интерес имеет прогнозирование роста и изменений пропорций тела детей в процессе их развития.
Как указывает доктор Н.Дембо (1941), основное значение для учащихся балетной школы имеет телосложение, необходимые пропорции тела, правильное строение как всего огранизма, так и различных его частей.
Принято различать три основных типа или формы пропорций тела: первая форма- долихоморфная, характеризуется относительно узким туловищем, плечами и тазом и относительно длинными руками и ногами, причем само туловище сравнительно короткое; вторая форма - брахиморфная, характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно короткими ногами и руками; третья форма мезоморфная, представляет собой среднюю форму строения тела, промежуточную между двумя предыдущими.
В хореографии отдается предпочтение долихоморфному и мехоморфному типу телосложения, хотя и считают, что крайние формы обоих типов также нежелательны.
Для занятий танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку.
Основа осанки позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцово-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно.
В осанке детей бывают заметны различные отклонения.Такие отклонения, как асимметрия лопаток (незначителный сколиоз), седлообразная спина (лордоз), сутулость (кифоз) могут быть исправлены.
Как отклонения в осанке рассматриваются О-образные и Х-образные ноги. Некоторые формы Х-образных и О-образных ног поддаются исправлению путем применения специальных тренировочных упражнений.
Серьезным недостатком осанки считают плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражений могут быть исправлены.
2.2.Характеристика возрастных анатомо-физиологических, и психологических особенностей детей школьного возраста и их значение в практике отбора
Отбор детей для обучения классическому танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Это позволяет делать меньше ошибок при приеме, а на занятиях проводить строгое нормирование учебной и физической нагрузки с учетом возраста ребенка. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе их обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.
Рост и развитие детей идет непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. С точки зрения обучения и воспитания, особенно в хореографии, необходимо помнить, что в некоторые возрастные периоды преобладает рост, а в другие развитие.
Волнообразность темпов роста и развития определяют необходимость выделения нескольких возрастных периодов.
Возрастные периоды ускорения роста принято также называть периодами вытягивания: до 1 года, с 3 до 7 лет, с 1112 лет до 15 лет; а периоды некоторого замедления роста периодами округления: с 1 до 3 лет и с 7 до 1011 лет (С. Гальперин, 1974). Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково, затем у девочек с 11 - 12 лет (более раннее наступление полового созревания), а у мальчиков с 1314 лет темп роста ускоряется и к 1415 годам рост мальчиков и девочек почти одинаков. Однако с 15 лет мальчики растут быстрее.
В 89 лет у девочек наступает препубертатный период. У мальчиков он наступает в 101213 лет. Костная система в младшем шкальном возрасте еще окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при длительном неправильном положении тела возможны его искривления. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой.
В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического развития, но очень возбудимы. Характерно богатство воображения, сильно выражены эмоциональность и непосредственность реакций. Внимание относительно длительно и устойчиво, но именно в силу этой относительной устойчивости дети на занятиях быстро теряют темп и ритм, что педагогу следует постоянно иметь в виду.
Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели. При правильной физической и умственной нагрузке ребенок может без перенапряжения и особого утомления заниматься в школе в течение 35 часов. Поскольку дети обладают главным образом наглядно-образным характером запоминания, поэтому в этом возрасте очень важен наглядный метод обучения; в хореографии обязателен личный показ движений педагогом.
Дети в возрасте от 12 до 14 лет относятся к среднему школьному возрасту. Он является пубертатным периодом, периодом полового созревания детей. В это время в их организме происходят резкие эндокринные сдвиги, меняется функциональное состояние всех органов. Начало полового созревания у девочек относится к 1012 годам, у мальчиков к 1213 годам. У детей этого возраста меняются пропорции тела. У девочек после интенсивного роста нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза и ширины грудной клетки. У мальчиков происходит максимальное увеличение поперечника таза, окончательное вытягивание туловища, увеличение объема грудной клетки. Кости утолщаются. Окончательно устанавливаются изгибы позвоночника. Нарастает мышечная масса, увеличивается сила и выносливость мышц. У девочек рост и вес в среднем больше, чем у мальчиков.
Считают, что наиболее благоприятным возрастом для восприятия движения (кинестезии) в хореографии является возраст 1011 лет, то есть в период первых двух лет обучения, а затем в возрасте 1516 лет, к завершению пубертатного периода (Н. Калинина, 1970). При этом отмечается, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте.
Свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию и развитию хорошего танцовщика, поэтому рекомендуется учитывать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка. Существует четыре типа высшей нервной деятельности человека: 1) темперамент сангвиника сильный, уравновешенный, подвижный; 2) темперамент холерика сильный, неуравновешенный, подвижный; 3) темперамент флегматика сильный, неуравновешенный, инертный; 4) темперамент меланхолика слабый. Наиболее подходящими из четырех типов темперамента принято считать сангвиников и холериков, флегматики требуют особых индивидуальных с ними занятий. Что касается меланхоликов, то их не рекомендуется принимать при отборе кандидатов.
2.3. Практические рекомендации по проведению отбора и диагностики способностей детей
Чтобы будущие танцовщики могли отвечать современным требованиям исполнительской культуры, необходимо совершенствовать процесс отбора детей для обучения искусству танца и наиболее тщательно выявлять физические данные кандидатов (выворотность, шаг, подъем, гибкость, прыжок), а также психомоторные качества (координация движений, чувство ритма и музыкальность).
В разное время было предложено несколько систем отбора детей в хореографические (балетные) училища и школы (П. А. Дембо, 1941; С. С. Холфина, М. Ф. Иваницкий, 1963; П. Б. Коловарский, 1974; 3. С. Миронова, И. А. Баднин, 1976; И. А. Баднин, 1987). При определенных расхождениях в деталях все они предусматривают проведение отбора в несколько этапов (туров). Обычно придерживаются трех туров отбора.
В балетных школах к приемным экзаменам допускаются дети, по возрасту и состоянию здоровья пригодные для занятий балетом (для подготовительных групп это дети 68 лет, для 1-го класса 910 лет). Экзамены первого тура проводятся в специальном балетном зале, где члены приемной комиссии знакомятся с внешними сценическими и профессиональными физическими данными поступающего. Второй, медицинский, тур отбора детей проходит во врачебном специализированном кабинете, где тщательно исследуется здоровье поступающего, определяется тип телосложения и тип высшей нервной деятельности. Экзамены третьего тура проводятся в балетном зале. Здесь окончательно оцениваются внешние сценические и профессиональные физические данные, определяется художественная одаренность ребенка. Документация ведется секретарем экзаменационной комиссии. Оценки каждый член комиссии выставляет по 5-балльной системе, конкретно по каждому пункту оценочного экзаменационного листа. В конце тура комиссией выводится общая оценка и дается заключение (рекомендация). При приеме в хореографические коллективы, студии же, требуется медицинская справка об отсутствии противопоказаний для занятий хореографией, и проверяются профессиональные данные и психомоторные качества. Хотя известно, что на селе в ДШИ, общеобразовательных школах, как правило, берут всех, кроме детей с медицинскими противопоказаниями.
Однако нас интересует отбор с практической точки зрения, т.е. как правильно его организовать, как проверять внешние сценические, профессиональные физические данные и психомоторные способности ребенка.
Внешние сценические данные (прием в балетную школу)
Визуально изучаются форма и пропорции тела в положении стоя с сомкнутыми стопами ног (I невыворотная позиция ног) в четырех ракурсах: лицом, левым и правым боком и спиной. Предпочтение отдается детям умеренно долихоморфного типа сложения: узкокостным, с нормальным или слегка удлиненным корпусом, узкими или в норме плечами, с удлиненными ровными ногами, такими же руками, тонкими кистями и пальцами рук. Стопы должны иметь ярко выраженные своды, первый и второй пальцы одинаковой длины. Голова и шея пропорциональны телу ребенка. Черты лица правильные. Лицо выразительное. Принимаются также дети со средним или мезоморфным типом сложения, обладающие выразительной сценической внешностью.
ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ. Не принимаются дети брахиморфного типа сложения. Они отличаются широкими и укороченными пропорциями тела: при длинном туловище имеют короткие ноги, при широких плечах широкий низкий таз.
ГОЛОВА. Отрицательными признаками являются: непропорциональная большая голова, голова угловатой формы, крупная нижняя челюсть, большой подбородок, выступающие наружу углы челюсти, неправильной и уродливой формы нос, уши, деформация передних зубов, нарушенный (неправильный) прикус.
ШЕЯ. Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей. Дети с чрезмерно длинной шеей, с выступающим кадыком (щитовидным хрящем) также несценичны.
ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС. Не принимаются дети приподнятыми или асимметричными ключицами, а также с выступающими грудинными и плечевыми концами, с широкой и угловатой формой плеч и с крыловидными и асимметричными лопатками.
РУКИ. Отрицательным признаком считаются руки с чрезмерными перегибаниями в локтевом суставе, а также короткие руки.
ПОЗВОНОЧНЫЙ СТОЛБ. Не принимаются дети с искривленным позвоночником. Это выраженный кифоз (сутулость или "круглая спина"), гиперлордоз ("седлообразная поясница"), выраженный сколиоз второй и третьей степени (выраженная асимметрия лопаток).
ГРУДНАЯ КЛЕТКА. Отрицательные признаки: асимметрия грудной клетки, узкая форма с деформацией ребер, выступающая грудина ("килеобразная" или "куриная" грудь), заметное западение грудины (воронкообразная деформация).
ТАЗ. Противопоказан прием детей с широким тазом, "седлообразной" поясницей (гиперлордоз), низко посаженным тазом, с чрезмерными жировыми отложениями на бедрах, с массивными бедрами, с крупными и развитыми ягодичными мышцами.
ЖИВОТ. Не принимаются дети с большим животом при отсутствии подкожных жировых отложений.
НОГИ. Не принимаются дети с сильно выраженными "саблевидными", Х-образными и О-образными ногами.
СТОПЫ. Скошенные, широкие с крупной лодыжкой и выраженным плоскостопием стопы противопоказаны для занятий классическим танцем.
Профессиональные физические (функциональные) данные
ВЫВОРОТНОСТЬ НОГ. Для определения выворотности ног используются методы, широко распространенные в практике. Ребенка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки от пола так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны (супинировались), то есть предлагают исполнить grand-plie. Взяв руками за бедра чуть выше колен и помогая ребенку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не раскрываются, а уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.
Дополнительную проверку выворотности проводят выполнением упражнения, так называемой "Лягушки", которое исполняется лежа на спине подтягиванием стоп к ягодицам с последующим раскрыванием бедер в стороны. Если колени свободно прилегают к полу, значит, у поступающего есть выворотность ног в тазобедренных суставах (при этом необходимо следить, чтобы не было прогиба в пояснице). Выворотность ног в тазобедренном суставе проверяется и другим методом. Кандидат встает боком к станку в I позицию, придерживаясь за палку. Затем педагог поднимает ему ногу в сторону на 90° и осторожно отводит ее назад, при этом необходимо следить за тем, чтобы нога сохраняла выворотное положение. Дети, у которых выворотность ног недостаточная, пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги.
При определении выворотности ног особое внимание обращается:
а) на строение тазобедренного сустава на степень податливости ноги, то есть на способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение;
б) на возможность развития выворотности ног исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;
в) на чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х-образные ноги), что иногда обусловливается слабостью связочно-мышечного аппарата и отрицательно сказывается при занятиях классическим танцем.
СТОПА. Рекомендуется обращать внимание на размеры стопы. Так, у девочек 9-10 лет стопа не должна превышать 18-19 см., у мальчиков стопа может быть на 2-3 см. длиннее. Однако дети с длиной стопы в 23 см не должны приниматься. Следует иметь в виду, что первый и второй пальцы должны быть одинаковой длины, что особенно важно для девочек, иначе трудно будет танцевать на «пальцах». Недопустимо, когда первый палец вальгирован, т. е. отклонен кнаружи, а также если он сильно удлиненный. Преимущество при приеме имеют дети, у которых первый, второй, а иногда и третий пальцы одинаковой длины. В балетной практике существует термин «острый срез» стопы, при котором большой палец стопы значительно длиннее двух последующих. До последнего времени это было препятствием для поступления в хореографические училища. В наши дни имеется много приспособлений (например: различного рода прокладки и подкладки в балетную обувь), чтобы обойти это препятствие.
Наличие плоскостопия у поступающих является препятствием для обучения хореографии.
Подъем стопы определяется при выворотном положении ног. Проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Нога из первой позиции выводится в сторону, сильно вытягивая носок ноги, колено выпрямляется. Если ребенок не может самостоятельно вытянуть подъем, то педагог, придерживая одной рукой ногу поступающего за щиколотку сзади, осторожным усилием другой руки прогибает подъем и пальцы книзу, проверяя эластичность и гибкость стопы кандидата. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму. Если подъем и пальцы не поддаются такому прогибу, отмечается отсутствие такового, необходимого для танцовщика.
"БАЛЕТНЫЙ ШАГ", ИЛИ "ШАГ". Его высота определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Рекомендуется проверять высоту шага как правой, так и левой ноги, потому что предельная высота шага может быть различна. Например, шаг в сторону с правой ноги может быть выше, а с левой назад и наоборот.
Для проверки балетного шага кандидат становится боком к станку, держась за него одной рукой или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают приемом «releve lent» сначала в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки шага в сторону, нога переводится по воздуху вперед и поднимается также до предельной высоты. Опорная нога должна быть обязательно вытянута в колене, корпус и бедра сохраняют правильное (прямое) положение, а «работающая» нога выпрямлена в выворотном положении. Проверка шага в сторону осуществляется en face. Шаг вперед и назад определяется в профиль.
После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием тут служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 90°, для девочек выше 90°. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога. Преимуществом при приеме пользуются дети, обладающие так называемым «легким шагом», когда при проверке шага педагогу не приходится затрачивать значительных усилий, чтобы поднять ногу абитуриента на предельную высоту.
ГИБКОСТЬ ТЕЛА. Для определении гибкости корпуса, поступающему необходимо предложить прогнуться назад, не сгибая ног в коленных суставах, не поднимая плеч, не выставляя живот вперед. Ребенка ставят в профиль, ноги не выворотно, голова повернута в сторону, руки должны быть разведены в стороны. Педагог стоит перед испытуемым, подложив правую руку под его лопатки, левой рукой помогает ему прогнуться назад.
Проверка гибкости вперед (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Проверяемый должен медленно наклонить корпус вперед (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.
ПРЫЖОК. Высота прыжка проверяется при свободном положении ног поступающего, т. е. в 1-й невыворотной свободной позиции. Проверяется способность к так называемому «трамплинному» прыжку, когда при отдаче и приземлении не требуется длительного demi-plié, колени сгибаются незначительно и весь прыжок осуществляется за счет стопы и пальцев. Эти прыжки выполняются несколько раз подряд, не менее восьми. Во время прыжка ноги в воздухе должны быть вытянуты, а сам прыжок выполнен как можно выше. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз.
Психомоторные способности
Сначала проверяются РИТМИЧНОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНОСТЬ КАНДИДАТОВ. Они по нескольку человек должны пройти по залу под музыку. Темп музыки должен меняться: то ускоряться, то замедляться. Восприятие ритмического рисунка проверяется следующим образом: концертмейстер, играя на рояле, задает определенный ритмический узор, экзаменуемый хлопками в ладоши должен повторить его. При этом обращается внимание на быстроту реакции и запоминание мелодии.
Определение КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ детей решается на основе комплексного тестирования, включающего педагогические, врачебно-физиологические и психологические задания.
Важную роль в сохранении устойчивости играет нормальная работа вестибулярного аппарата. Например, в спорте, особенно в таких видах, как гимнастика и фигурное катание, проводятся серьезные тесты с применением различных технических средств, например кресло Барани. (специальный вращающийся стул для исследования функционального состояния вестибулярного аппарата органа равновесия). Простой и доступной для исследования вестибулярного аппарата является проба Яроцкого, заключающаяся в том, что испытуемый выполняет непрерывные вращательные движения головой в одну сторону в темпе два движения в 1 секунду. По секундомеру определяют, сколько времени он сохраняет при этом равновесие тела. У здорового человека это время равно в среднем 27,6 сек. В силу своей простоты данный тест может быть с успехом применен при отборе детей для обучения хореографии.
Координация, в том числе и такое ее свойство, как равновесие,
можно проверить следующим образом:
а) абитуриент на середине зала должен пройти по заранее начерченной мелом линии (как по канату);
б) исполнить позу, называемую "ласточка": встать на одну ногу, другую поднять на 45°60° от пола, при этом руки раскрываются в стороны; стоять в позе "ласточка" в течение восьми секунд. Так называемую «статическую координацию» можно проверить с помощью простой и усложненной проб Ромберга. Простая стояние при сдвинутых стопах с закрытыми глазами и вытянутыми руками вперед покачивание и потеря равновесия указывают на нарушение координации; усложненная стойка на правой ноге, левая касается пяткой коленного сустава правой ноги, или положение «ласточки». Если в течение 15 секунд испытуемый сохранил устойчивость, не покачиваясь, то это говорит о наличии статической координации. В случае, когда устойчивость менее 15 секунд и наблюдается дрожание век и пальцев рук, свидетельство нарушение координации.
Динамическая координация исследуется с помощью пальценосовой пробы, которая состоит в том, что абитуриент, стоя с вытянутыми руками вперед, при закрытых глазах, должен указательным пальцем дотронуться до кончика носа. Промахивание и дрожание кисти указывает на нарушение динамической координации.
Описанные тесты весьма просты и не трудоемки могут и должны с успехом применяться при определении способностей к танцу, хотя координация в спорте и хореографии существенно различны, и, в первую очередь тем, что в искусстве танца преследуется гармоничное сочетание движений рук, ног и всего тела.
Музыкально-ритмическая координация и артистичность оцениваются во время исполнения абитуриентом простых движений (бега, маршировки), отдельных танцевальных па и танца-импровизации под музыку.
Особо обращается внимание на артистичность ребенка и возможность ее развития. В связи с определением артистичности имеет значение и выявление темперамента ребенка, с которым педагогу придется сталкиваться на будущих занятиях. Из четырех основных типов высшей нервной деятельности наиболее подходящими для занятий классическим танцем считаются холерики и сангвиники, флегматики требуют отдельных занятий, а меланхоликов принимать вообще не рекомендуется.
Заключение
Данная работа явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов Т.К. Барышниковой, Т.И. Васильевой, П.А.Силкина, Н.А. Дембо, Д.К. Кирнарской, Е.И. Чеснокова и других исследователей, изучавших вопрос отбора и критерии диагностики способностей детей для занятий хореографией.
В результате исследования темы «Критерии отбора и диагностика способностей детей для занятий хореографией», мы обосновали актуальность темы, достигли цели и решили поставленные задачи.
Выявлено, что этот вопрос уже давно волновал педагогов и балетмейстеров. В своих трудах Ж.Ж.Новер, К. Блазис и др. Неоднократно высказывали свое мнение по поводу профессиональных качеств танцовщика. В хронологическом порядке были представлены факты становления и развития методики отбора в исторической ретроспективе. На основе анализа методических пособий, статей по данному вопросу были определены и структурированы основные термины и понятия: выворотность, шаг, подъем, гибкость, прыжок, апломб, координация, музыкальность, чувство ритма. В связи с тем, что знание возрастных анатомо-физиологических, и психологических особенностей детей школьного возраста позволяет делать меньше ошибок при отборе, были приведены основные сведения о возрастных особенностях и развитии детей разных возрастов и их психологических особенностях. В результате исследования изучаемого вопроса были приведены практические рекомендации по организации процесса отбора и методика диагностики способностей детей (по требованиям балетной школы)
Таким образом, можно сделать вывод, что правильный максимально объективный отбор детей для занятий хореографией, в том числе по внешним сценическим и профессиональным физическим (функциональным) данным вопрос сложный и трудный, так как требует многостороннего подхода, большого опыта, обширных и глубоких знаний экзаменаторов. Поэтому при отборе детей необходимо соблюдать определенную меру, учитывая, что в процессе их роста, а также под воздействием тренировок на уроках классического танца возможны изменения как во внешности ребенка, так и в его профессиональных данных. Важно, чтобы в процессе отбора не оказались отсеянными одаренные дети. История классического балета хранит немало примеров того, как виртуозное владение техникой, художественный артистизм в значительной мере компенсировали танцовщикам присущие им частичные недостатки в телосложении и во внешности.
Список литературы
Приложение
Рис. 1 Нормальная (правильная) осанка и осанка с отклонениями
а) нормальная (правильная) осанка в фас; а1) нормальная (правильная) осанка в профиль; б) сутулость (кифоз); в) прогиб в пояснице (лордоз); г) асимметрия лопаток (незначительный сколиоз); д) Х-образные ноги; е) О-образные ноги
Рис. 2 Нормальная осанка и кифоз грудного отдела
Рис. 3 Рис.4 Рис. 5
Правильная осанка Кифоз (сутулость) Лордоз (прогиб в пояснице)
Рис.6 Рис.7 Рис.8
Асимметрия лопаток- Х-образные ноги О-образные ноги
Незначительный сколиоз
Рис. 9 Рис.10
Выраженный Уплощенный свод стопы
(хороший) свод стопы
Рис.11 Проверка осанки в трех ракурсах (лицом, боком, спиной)
Рис. 12 Внешние сценические данные (типы пропорций) Слева - направо: долихоморфный, мезоморфный, брахиморфный
Рис. 13 Рис.14
Определение выворотности ног Определение выворотности ног
в тазобедренных суставах (grand-plie) в коленных и голеностопных суставах (demi-plie)
Рис. 15 Рис.16
Определение выворотности ног в Определение свода и подъема стопы
Тазобедренных суставах. «Лягушка»
Рис.17 Рис.18
Определение высоты балетного шага Определение высоты балетного шага
в сторону назад
Рис.19 Рис.20
Проверка гибкости тела назад Проверка гибкости тела вперед и вниз
Рис.21 Рис.22
Проверка гибкости позвоночного столба Определение высоты прыжка
и эластичности подколенных связок