Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

нибудь мелотического построения называется мелодической секвенцией

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-12-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

Диатонические секвенции. Побочные септаккорды

Мелодическая секвенция
Восходящее или нисходящее перемещение какого-нибудь мелотического построения называется мелодической секвенцией. Оборот, положенный в основу такого перемещения, и каждое из его дальнейших появлений называются звеньями секвенции. Первое звено называется также мотивом секвенции. Секвенция — простейший прием в изложении и развитии мелодии:
pg 159-2

В том случае, когда секвенция не выходит за пределы одной тональности, она называется диатонической или тональной. Каждое из звеньев повторяет мелодический рисунок мотива, но качественная сторона интервалов и их ладовое значение сплошь и рядом меняются:
pg 160-1

Гармоническая секвенция

 Мелодическая секвенция ведущего голоса часто сопро вождается секвентным движением и остальных голосов. Это создает гармоническую секвенцию, то есть последовательное перемещение начального оборота из группы аккордов вверх или вниз
pg 160-2

Секвенции служат важным средством мелодического и гармонического развития, получившим значение для всех творческих направлений.

 

Функциональные соотношения в секвенции
Первое звено секвенции представляет собой обычно какой-либо из простейших по функциональным соотношениям оборотов.
Во всех последующих звеньях количество аккордов, их мелодическое положение и расположение, а также соотношение между собой (кварто-квинтовое, терцовое, секундовое) остаются такими же, как и в первом звене.
Благодаря неизменным соотношениям сохраняются в какой-то мере в скрытом виде и функциональные соотношения внутри звена, данные в начальном мотиве секвенции. Так, например, если начальное звено D7—Т переместить на терцию вниз, то между аккордами III7—VI образуются соотношения, аналогичные связи доминантсептаккорда с тоникой.
При этом, однако, поскольку в секвенции перемещается не отдельный аккорд, а функционально-связный оборот, то эта функциональная связь продолжает действовать только внутри звена, на грани же между звеньями она как бы отсутствует, оттесняемая на задний план мелодическим началом.

Секвенции из трезвучий

 

Простейшие секвенции состоят из трезвучий, которые могут быть взяты и в основном виде и в обращениях.
Количество аккордов, их соотношение друг с другом, виды, мелодическое положение и расположение определяются в мотиве, то есть первом звене В последующих звеньях все это сохраняется, но в перемещении на другие ступени.

Пути перемещения
Секвенции, состоящие из трезвучий, обычно возможны и восходящие и нисходящие
Простейшее и наиболее последовательное перемещение мотива делается по ступеням гаммы вверх или вниз, например:
pg 161-1
pg 162-1

или по квартам (или квинтам):
pg 162-2

В таких случаях иногда образуется двойное звено (см. последний пример).
Наконец, интервал перемещения может быть переменным.
pg 162-3

Количество звеньев в секвенции редко бывает оольше трех-четырех; нередко их всего два. Первое и последнее звено могут быть неполными или измененными в деталях.
В миноре секвентное движение чаше всего основано на аккордах натурального лада (в нисходящем движении — только натуральный лад), кроме первого и последнего звеньев, где типичнее гармонический минор:
pg 162-4

Параллельные секстаккорды

Секвенциям родственны ряды параллельных секстаккордов. Все секстаккорды и таких рядах почти всегда даются в мелодическом положении основного звука. В основе ряда лежит параллельное движение трех голосов. К трехголосному остову добавляется четвертый средний голос, дающий удвоения в аккордах. Удвоения в соседних секстаккордах обычно различны; они могут чередоваться систематически, по принципу секвенции, и быть различными но два или по три:
pg 163-1

Преобладающая разновидность параллельных секстаккордов имеет гаммообрачный вид при одном направлении, восходящем или нисходящем. Кроме того, встречаются ряды секстаккордов со сменой направления (см. Л. Бетховен, соната, ор. 2 № 1, трио из Менуэта; В. А. Моцарт, марш Фа мажор из оперы «Волшебная флейта»).

Примечание. В литературе парраллельные секстаккорды излагаются преимущественно на три голоса Очень употребительно дублирование голосов в октаву, преимущественно баса

 

Секвенции с септаккордами

В секвенции могут быть и септаккорды. Мотив секвенции в этом случае чаще всего состоит из двух аккордов. Наиболее употребительны секвенции с мотивом из септаккорда и трезвучия, а также из двух септаккордов.

 
Мотив из септаккорда и трезвучия
Септаккорд в большинстве случаев разрешается в трезвучие, лежащее квартой выше, по образцу последования D—Т. Септаккорд может быть взят в любом виде и расположении:
pg164-1

Секвенция может начаться с любого септаккорда; заканчивается же она преимущественно D7, разрешающимся непосредственно в тонику, или особой каденцией.

Мотив из двух септаккордов

В секвенциях из двух септаккордов большей частью второй из них по соотношению лежит квинтой ниже первого, по типу последования SII7—D7. Септима и квинта опускаются на ступень, остальные два голоса остаются на месте, в качестве септимы и квинты следующею аккорда. Основной звук септаккорда, будучи помещен в басу, может идти скачком в основной звук следующего аккорда. Так как от одного звена к другому септима и квинта тоже идут вниз, то создается секвенция, нисходящая по ступеням. При этом основные септаккорды, как норма, чередуются с терцквартаккор-дами, квинтсекстаккорды — с секундаккордами. Наконец, основные полные септаккорды чередуются с основными же неполными:
pg164-3
pg165-1

Такие секвенции представляют собой диатоническую paзновидноесть так наливаемой кварто-квинювой цепи сентаккордов, то ecть последовательности, в которой каждый септаккорд лежит квинтои ниже предыдущего (с точки зрения интервального соотношения).
Если секвенции из диатонических септаккордов ведется не по секундам вниз, а как-нибудь иначе, аккорды эти обычно остаются неразрешенными (см. скрипичную сонату Э. Грига, ор 8):

Побочные септаккорды вне секвенций

Септаккорды Т7, DTIII7, S7 и TSV7 называются побочными, а также секвенц аккордам и, так как употребляются главным образом в секвенциях. Вне секвенции они встречаются сравнительно редко. Причина этого заключается отчасти в их меньшей функциональной четкости, по сравнению с D7. SII7 и DVII7; кроме того, некоторые из них (Т7 и S7 мажора и dtIII7 и tsVI7 минора) имеют большую септиму, звучащую сравнительно резко.
Септима этих аккордов вводится преимущественно как проходящая или приготовленная:
pg167-2

Каждый из побочных септаккордов разрешается почти всегда в трезвучие, лежащее квинтой ниже (по типу D7—Т), или переходит в септаккорд этой ступени (по типу SII7—D7); иначе говоря, побочный септаккорд находится в отношении как бы доминанты к тому аккорду, в который он разрешается или переходит, так же, как это имеет место в наиболее обычных секвенциях:
pg167-3

Образен более спободного применения побочных септаккордов (как в предыдущем примере, так и в последующем можно проследить секвеитность, проведенную не вполне строго) мы даем в цитате из романса Р. Шумана «Я не сержусь»:
pg168-1

Из побочных септаккордов чаще других встречается S7. Он иногда участвует в плагальных оборотах и каденциях, разрешаясь непосредственно в тонику. Септима при этом остается на месте, как общий звук:
pg168-2

Иногда он предшествует доминанте (в частности кадан-совой):
pg168-3

Наконец, на общих основаниях, описанных выше, S7 пере ходит в DVI7, лежащий квинтой ниже
Голосоведение при этом отвечает в общем и целом последовательности типа SII7—D7:




1. Реферат- Роль СМИ
2. Планирование хозяйственной деятельности ООО
3. А С Пушкин Начало творческого пути Лицей
4. Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть социалистическое государство
5. темах з обмеженим збудженням Спеціальність 01
6. КЫЗ ЯЗМЫШЫ Эчт~лек Кереш
7. Контрольная работа- Коммуникационные барьеры
8. Тема 1. Культура как социальное явление- ее сущность функции и роль в жизни общества План семинара- 1
9. собственные средства предприятий организаций и объединений; ассигнования из бюджетов всех уровней и из в
10. тема располагает научным психологическим фундаментом который разрабатывался несколькими поколениями пси
11. Происхождение и региональные траектории потоков гидротерм, связанных с эпитермальными системам
12. ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Инженерноэкономический институ
13. 2014 Пара Дисципліна Викладач Корп
14. ый раствор цитрата натрия до метки Р выдувают на часовое стекло затем кровь до метки К 02 мл и также выдуваю
15. Реферат- Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО
16. Доклад из АйрнМаунтин о возможности и желательности мира Перевод- Желтов А.
17. Обжиг пирита Получение оксида серы II
18. Учебное пособие- Политический режим
19. Экономика предприятий 1
20. Контрольная работа по дисциплине «Деловой иностранный язык