Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

.Предметцели и задачи истории Казахстана

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

1.Предмет,цели и задачи истории Казахстана.

История наука,находящаяся в постоянном развитии.Это открытие мира,егопрошлого.История дает возможность осмыслить масштаб того,что происходило в настоящее время ,в ней заложены ростки будущего.

История решает следующие задачи:гносеологическую- дает знания о прошлом Отечества; Аксеологическая-формирует чувство сопричастия к истории;Праксиологическая – выработывает способность  самостоятельного анализа и оценки сложных и разнообразных  исторических явлений,позволяет определять обьективные  критерии ;Прогностическая история –это прошлое ,устремленное в будущее .

Цель истории казахстана- донести до каждого мысль о том,что история Отечества – это результат деятельности людей всех предшествующих поколений,живших на территории Казахстана,включая наших дедов и отцов.

2.Периодизация истории казахстана.

Дренейший период( 2,5- 3 млн до н.э начало 1 тыс.до н.э)от начала каменного до конца бронзового.

Древний период (начало 1 тыс.до н.э –середина 1тыс н.э) период сакскихплемен,сарматы,уйсуни,гунны.

Среднековый период( 6 век до 18 века)

А) раннее средневековье (середина 6- 10 век) тюркскии,огузы,карлуки.

Б)Развитое средневековье (до монгольского нашествия караханиды,кыпчаки;послемонг.нашествия золотая орда,акорда,ногайская орда итд.

В) Позднее средневековье (15-18 век) образование казахского ханства.

4)Период новое время(18 век по 20)Казахстан в составе Российской империи.

5)Новейшее время(начало 20 века до наших дней

А)Казахстан в Советскую эпоху (1917-1991)

Б)с 1991 года до наших дней эпоха независимости.

3.Источники по истории Казахстана.Виды источников.

Вещественые–это вещи ,предметы к которым можно прикоснуться,аименно:орудиятруда,остатки древних городов,стоянки далеких предков,петроглифы(наскальные рисунки).

Писменные источники: историчкескиехроники,запискипутешественников,летописи,письма,работы ученых и иисториков.

Устные источники: Те которые передаются из уст в уста,легенды,сказки,былины,эпосы,песни(Елимай),шереже- родословная.

Этнографические-это предметы утвари,одежда,орнамент,посуда,музыкальные инструменты.

4.Палеолит на территориитКазахст.Хозяйство и кулбтура  древнейшего человечества.Самый древний период  каменный век(Палеолит)

2,5- 3 млн лет- 20-10 тыс до н.э

Мезолит(20-10 -5 тысдо.н.э)

Неолит(5-3 тысдо.н.э)

Палелит делится:

Нижний(2,5-140  тыс лет)

Средний (140-40 тыс лет)

Верхний(40-10 тыс лет до.н.э)

Главнын отличия: Каменные орудия труда,характерен низким уровнем развития производительных сил,отношениястороились на равенствах,,организация людей первобытное стадо.Обьединение для охоты,защитынападения.В нижнем палеолите  зарожд.первобытнаяобщина.Гомониды  на терр.каз на жили на побережьн Каспия и плато Устюрт.Орудия из  SI,древние отщепы найдены в предгорьях Алатау.Длярасскалывания камня используют другой камень,такую технику называют Галечной культурой.Стоянки найдены в Центр.Казахст.В это время Человек расселился по всем климатическим зонам землм,начали формироваться рассы.Женщина занимала главенствующее положение в общине..культохотничей магии.

5.Мезолит.Хронорлогические рамки.

 Мезолит(20-10 -5 тысдо.н.э).Важнейшие открытия: Лук и стрелы.Древния занятия человечества:собирательство и охота.Использование бумеранга(австралийские аборигенные народы.Потеплениеклимата.Обьект охоты лошади,зайцы,сурки,туры.Стоянкираспологались на берегах рек и озер.Стоянка на мангыстау (КЫЗЫЛСУ).

6.Укажите,в какой период времени существовала Андронновская культура и каковы ее ххарактеристики.Андроновская культура- одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе охватывая обширные пространства Южной Сибири Казахстана Урала Среднюю Азию до Южного Таджикистана Афганистана Северного Пакистана. В 1914 году экспедиция Б.Г. Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова под  г. Ачинска в Южной Сибири поэтому культура получила название Андроновской. В 1927 году экспедицией М.П. Грязнова были обнаружены первые захоронения Андроновской культуры в Западном Казахстане. Центральный Казахстан основной район расселения племен в эпоху бронзы обнаружено свыше 30 поселений и 150 могильников. Важную роль в андроновцев играла скотоводство. В основном разводили коров овец коз лошадей двугорбых верблюдов - бактриан. Андроновцы вели оседлый образ жизни до 1тыс.до н.э. Их хоз-во было смешанным скотоводческо-земледельческим. Земли рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг поэтому земледелие называлось мотыжным. В поймах рек где почва плодородная увлажненная находились поля и огороды. В основном сеяли ячмень просо и пшеницу. Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем изготовления орудия труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Основные преимущества бронзы сравнению с медью: 1) низкая температура плавления. 2)крепче тверже. 3)красивый золотистый цвет. Территория Казахстана богата полезными ископаемыми. Месторождения меди и олова свица золото и серебра имеются в основном в Центральном и Восточном Казахстане. Основным жилищем андроновцев были землянки и полуземлянки прямоугольной и овальной формы. Человек в эпоху бронзы поклонялся силам природы солнцу огню культу предков.  

7.Племенные союзы и ранние государства эпохи:саков,сарматы(территория расселения,хоззяйство и культура)

1 тысдо.н.э в степях казахстана по сведениям персидских ученых проживали кочевые племена сакие «могучие мужи» .Греки называли их скифы.3 группы сакскихх племен:

Тиграхауда (Остроконечные шапки)Жили по Сырдарье и на Тяньшане.

Парадарая (за морем)Жили вокруг Аральского моря

Хаомаварга (напиток хаома)В районах реки Мурган.

Датируется 7-4 век.ЯзыкИндоиранский.Поантропологическуму типу европиоиды..Главная отрасль: коневодство,высокого уровня достигло ювелирное дело.Главный памятник «ИССЫК» 50 км от Восточной Алматы.(5-4 век).Мастера изготовляли конские упряжки,зеркала,котлы.Общество делилось: Воины- Жрецы-Общинники.

 Искусство. С 8 в. до н.э. на территории Казахстана, Сибири и Поволжья возникает так называемый «звериный стиль». Главная тема-изображ зверей и мифологич чудовищ. Ими украшали украшения, одежду, котлы, жертвенники. Во 2 в. до н.э. постепенно стал.

 Религия. Главная форма религиозных верований - культ предков. Также был культ вождя и царя. Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. В святилищах имелись алтари и жертвенники.

Сарматы.

 Племенной союз сарматов занимал районы Западного Казахстана. Термин /сармат/ употребляется в античных источниках с 3 в. До н.э. в основном сведения греческих и римских авторов – Геродота Диодора  Плиний Полибий. Важную роль в жизни сарматов играло кочевое скотоводство. Они преимущественно разводили коней и овец. В долинах Волги и Урала у побережья Черного моря у сарматов имелись постоянные поселения жители которых занимались земледелием. Сарматы также занимались охотой. Сарматские мастера искусно изготовляли лук и стрелы. Общество сарматов носил характер /военной демократии/. Господствующим положении в обществе находилось военное сословие. Равноправие всех членов общества. Женщины могли войти в состав военного ополчения. Культура сарматов хронологически делится на три этапа: 1)раннее сарматская (прохоровский период) – 4-2в до н.э. 2) среднее сарматская (период суслово) – 2в до н.э. – 1 в н.э. 3) позднее сарматская – 2-4 в н.э. на развитие сарматской культуры огромное влияние оказала культура Греции. Антропологический тип сарматов – европиоидный. Язык индо – иранский. С переселением хунну в среду сарматов проникают тюркские языки и монголоидные черты.   

8. ГосударсвоУсуней и кангюев.В 3 в. до н.э. сформировалось государство кангюев. Территория - от Сырдарьи до Каратау. Столица-Битянь. I сведения о кангюях встречаются в китайских источниках- 2 в. до н.э. По источникам- 600 тыс. чел. Титул правителя- хан. Власть передавалась по наследству. Войны были средством обогащения. Пленных обращали в рабов.

Кангюи были связаны политическими, экономическими, культурными связями с Китаем, Парфией, Римом. Кангюи вели войны с соседними племенами: гуннами, усунями. Завоевали Бухару, Хорезм, некоторые области Средней Азии. Кангюикотролировали некоторые участки Великого Шелкового Пути.

Уйсуни.Во 2 веке до..э на земли саков Тиграхауда  в Семиречье пришли  племена Уйсуней,которые ассимилировали  саков.Обществоуйсуней  достигло государственности тер.ияСемиречья.Столица – Чигу.Во главе – правитель.Занимались  кочевым скотоводством и землиделием.Уйсуни воевали с гуннами ,на западе граничили с кангюями.Владениеуйсунь существовало несколько веков.Было регулярное войско.

9. Гунны и их роль  в этногенезе казахского народа.

в 93 г н.э. хунны проникли на Сырдарью в Приаралье Центральный и Западный Казахстан. Хозяйство. Основное занятие – кочевое скотоводство. Скот круглый год содержался на подножном корме. Заготовки на зиму не делались. Хунну также занимались земледелием охотой. Высоко го развития достигло военное дело.Основа войска подвижная конница. Оружие – лук и стрелы щитыбыли круглой и овальной формы в виде деревянной рамы. Культура. В 3-5 ву степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля». Основной материал – золото. Для полихромного стиля характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов: 1)инкрустация – вставки из цветных камней. 2) зернь- запаивание золотых шариков на основу. 3)скань – запаивание витой проволочки. Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Истоки полихромного стиля  относятся к началу 1тыс. до н.э. уже 7-5 в до н.э. в Казахстане было известно два технического приема-инкрустация и зернь обнаружено на изделиях курганов Верхнего Иртыша Центральный и Западного Казахстана а также в погребениях Алакульской впадины. С появлением племен хунну в Казахстане связано: проникновение большой группы тюркоязычных племен; проникновение монголоидных черт европеоидном облике местных жителей; проникновение «полихромного стиля» в искусстве.

10.Тюркский каганат – первое государство средневековья  на территории Казахстана.Хозяйство и верования древних тюрков.

6 век время начала тюркской империи.В середине 1 тыс.н.э (542) появляются первые  упоминания этноним тюрк.(китайские источники).Тюркский каганат 552- 603 Основатель Бумынь и Истеминкаган.За считанные годы тюрки достигли господства Евразии.Период наибольшей экспансии  территория от Тихого океана до Черного моря.В 587году тюрки овладели Шелковым путем и стали хозяевами.Является первым связующим звеном между востоком и западом.Были воинственным народом совершали набеги на соседние государства с целью захвата рабов.Вели кочевой образ жизни.ддревние тюрки создали своеобразный очаг цивилизации,появиласьоседлость,строительствогородов,урбанизациянаселенияВысшим божеством у тюрков было небо Тенгри Хан.Поклонялись божеству Земли –Воды-ЖЕРСУ,Женскому божеству Умай.

В 6 веке подчинили аваров,кирнгизов,киданей.В 6 веке в нуутри государства начались распри внутри династии «ашинов»,а также давление со стороны Китая привели к распаду Тюркского каганата.Разделился на 2 самостоятельных государства Восточный и Западный.

11) Государства в 6-10 веках на территории Казахстана.

Тюркский каганат(552-703). В 80х годах 19в датский ученый Томсен впервые расшифровал древнетюркскую письменность и мир узнал о существовании древнетюркской цивилизации. В 542 году появляется первое упоминание этнонима тюрк в китайских источниках. Основатель-Бумынь и Истеми. Территория: в период их наибольшей экспансии от Тихого океана до Черного моря. Культура: поклонялись божеству Земли-Воды-Жер-Су, женскому божеству плодородия – Умай, появились коммуникативные средства – оседлость и урбанизация, строительство городов. Религии: буддизм, христианство, позже ислам. Вершина культуры – тюрская письменность.

Западно-тюркский каганат(603-704) Терр.: земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, также Вост Туркестана и Ср Азии. Столица:Суяб. Во главе гос стоял каган. Простое население – кара будун. Население состояло из союза 10 племен.(он окбудун)Хозяйство: земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. В 704 году распад из-за межплеменных войн, смены правителей и экспансии Танской империи.

Тюргешский каганат(704-756).Терр.:Жетысу.Столица:Суяб.Усилилось при Сулу кагане.Население делилось на сары и кара тюргешей.В 8 веке начинается натиск арабов, Атлахское сражение – 751г.Хозяйство:кочевое скотоводство.Культура:рапространение согдийского письма,буддизма,культовогозодчества,искусства, производство монет.

Племена карлуков(756-940)От Джунгарского Алатау до Сырдарьи, от Балхаша до Иссык-Куля.Столица-Суяб.Хоз.-кочевое скотоводство.Титул правителя-джабгу.В 893г был взят Тараз, население обращено в ислам.Культура:более 20 городов,развитие ремесла и торговли.

Кыпчаки. (конец 8-го—начало11)тер: от Алтая до Волги. Правитель: хан. В русских летописях их называли: половцы. Основное занятие- скотоводство.

12) Государства 10-13вв.

Гос-во Караханидов(942-1210)ВостТуркестан,Жетысу до Амударьи и Кашгара. Столица-г. Баласагун. Гос-во состояло из 2 уделов: Восточный с центром в баласагуне, Западный – в Бухаре. Основатель: СатукБограхан.Хозяйство: коневодство. Культура: гос религия-ислам, развитая налоговая система.

Каракитаи(1125-1212)Терр: от Тихого Океана до Алтая. Основатель: ЕлюйДаши.Столица-Баласагун.Культура: денежная единица-динар.Женщины и мужчины равны перед правом наследия власти.

Огузы (9-11) Тер: от Сырдарьи до низовьев Волги. Правитель-джабгу. Столица: Янгикент, Нородное собрание- совет знати.Хозяйство: скотоводство.

Кимаки (конец 9- начало11) Северо-вост и Центр Казахстана. Правитель-каган. Столица-Имакия. Титул переходил по наследству. Значительное место занимал культ ТЕНГРИ и распространена религия ислам.

13) ВШП. (2 в до н.э.- 14 век н.э.)  Он шел из Китая в Среднюю, Переднюю Азию. Начинался путь в центральных районах Китая. Его функции:

Торгово (экон)

Дипломатическая ( политическая)

Культурная (языки, религии)

информационная

Все средневековые города располагались вдоль ВШП. Главными воротами ВШП пути для выхода на запад был Южный Казахстан( города- Тараз и Испиджаб)

14) В 8 веке на террКаз-на началось нашествие арабов. Арабская экспансия принесла на земли тюрков исламскую религию, элементы арабской культуры (литературный язык), который стал языком религии.

15) положительные последствия: свод законов Ясса был использован правителями как пример управления государством, почтовая, указ о запрете грабежа, сохранение религии, так было создано централизованное государство с управлением, администрацией, обеспечивалась безопасность торговли караванных путей, объединение культур врстока и запада.

Отрицательные последствия: нашествие монгол разрушило и разорило многие тюркские города, земли Казахстана опустели, многие народы бежали со своей тер, замедлился процесс этногенеза на 150 лет. На 20% усилился монголоидный облик, пострадало хозяйство, связи между государствами, приостановлено на 300 образование Казахского ханства.

16) Завершающий этап этногенеза происходил во 2-ой половине 15 века, когда с возникновением 60-х годах 15 века казахского ханства завершается консолидация всех тюркских родов и племен в единую народность. К началу 16-го века термин «казахи» обретает политический смысл, т.е. становится названием единого народа. Таким образом, казахский народ формируется из местной европейской общности и пришедшей монгольской. Казахский автор Артыкбаевсчитал что консолидация в единую народность и появление самосознания завершилась позже в 18 веке, в годы борьбы с Джунгарами.

17) Ак орда (сер 13- нач 15) Тер: Север, Центр и Юг Казахстана.Во главе стоял хан из рода Орда-Еджена. Укрепился при хане Урусе. Столица-сыгнак. С конца 14-го века земли стали именоваться узбекским улусом. Жили тюркоязычные, монгольские племена: кыпчаки, найманы, уйсуне, аргыны, карлуки, кереиты, канглы, конграты, мангыты. Эти племена боролись против власти Золотой орды, затем против агрессии Гос. Тимура.

Могулистан (сер14- нач 16) Правитель: Тоглук-Тимур, Тер: Семиречье, Восточный Туркестан. Образовался в результате распада улуса чагатаидов. Население: тюркезированные монгольские и тюркские племена: дулаты, канглы, кереиты, уйсуне, арлаты, барласы. Все они назывались- моголами.Столица- Алмалык. Основатеь- Эмир Пуладчи, он поставил ханом нового государства Тоглук Тимура*(он был первым ханом и основателем династии правителей). Насильственно обращал население в ислам. Причиной упадка является борьба с агрессией Тимура.

Ногайская орда(Мангытский юрт) образовано в результате распада Золотой и ослабления Белой Орды в 14-16 веках. Тер: между Уралом и Волгой. Основатель: Едыге. Столица: Сарайчик. Входили на ряду с мангытами: кунграты, найманы, аргыны, канглы, алчины, кыпчаки, карлуки, алаш и др.

Ханство Абулхаира. (1428-1468) Тер: от Урала до Балхаша. Образовался в результате распада Ак орды. В 1428 году власть взял представитель династии Шайбанидов-Абулхаир. Основное население- племена кыпчаков, также входили племена найманы, буйруки, карлуки. Столица: Сыгнак. Правитель: Абулхаир хан (40 лет). В состав Ханства Абулхаира входило 92 рода и племени.

18) Возникновение Казахского ханства связано с именами Жанибека и Керея. (1465-66). В 50-60-х годах 15 века в западную часть Могулистана откочевывала часть тюркских родов и племен, недовольных политикой хана Абулхаира, во главе с Жанибеком и Кереем. Одной из причин откочевки, явилось поражение хана Абулхаира  от ойратов. .Хан Абулхаира отправился в военный поход, но в походе умер. Жанибек и Керей вместе с народом, численность которого была 200 тыс возвратились назад и заняли престол, положили начало династии казахских ханов.  Потомки Абулхаира бежали на Юг. Так, на территории южного Казахстана возникло политическое образование- Казахское ханство. Население стало называться Узбек-казахами.

19) ВШП(2 в. до н.э.- 14 в.н.э.)С ветка ВШП проход через 7су и Ю К. По ВШП распростран не только товары, но и рел идеи. Буддизм- проник в Ю К и Жетысу в серед 1 в.до н.э. Распростран- племсогдийцы и кангюи (1-3 в.н.э.) Памят в 7су и Ю К: 2 буд храма в Чуйск дол; подзем мон недалеко от Испиджаба(5-8 в.)Христианство- в 5-8 в. в гор Ю К и 7су ширраспростран х-во нестор толка, пришедш из С А. Х-во было принято карлукскимджабгу, в Таразе и Мерке действовали церкви Манихейство(появ в 3 в.н.э. в Иране)- синтез х-ва и зороастризма. Ведущ роль в распростр играли согдийцы. Памят - обители в БаласагунеЗороастризм-возник в 7-6 в.до н.э. в Иране. Почит 4 стихий(вода, огонь, земля, воздух) Внесен в Ю К в 6-7 в. Ислам- в 8-9 в. шел процисламиз Ю К. В 8 в. карлуки приняли ислам. 960- при Мусе хане караханиды объяв ислам гос религией. Церкви в Таразе и Мерке превращ в меч. В 9-11 в. построена мечеть в БаласагунеТоргово- экономические отношения и культурные связи городов и государств были прерваны в 13-14 веках нашествием монгол. ВШП со временем потерял свое значение  и с 17 перестал функционировать из-за освоения морских, торговых путей.

20)Касым хан (1511-1523) Столица-Сыгнак. Правил в период становления Казахского ханства. Расширил границы до бассейна реки урал. Направление внешней политики было присоединение присырдарьинских городов. При Касым хане все казахские роды и племена были объедены в одном государстве. Благодаря успешной внешней политики была присоединена часть ногайской орды, начались контакты с московским государством. Государство стало известно в Европе и Азии.

Хакназар (1538-1580) Расширил границы Каз Ханства на запад. Присоединил большинство племен Ногайской орды. Наладил все отношения с давними противниками потомками Шайбани. Заключил с Бухарским ханом «Клятвенный союз». Для противостояния сибирскому хану Кучуму, вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом.

Тауекель хан (1582-1596) Боролся с узбекскимхансвом.

Есим (1598- 1628) Появление первого свода законов «Есимханнынескижолы». Столица- Туркестан. Начал новые походы, началась Казахско-Бухарская война (1603-1623). Бухарский хан признал свое поражение. Город Ташкент вошел в состав Казахского ханства. В годы правления Есим хана Казахское ханство было ослаблено  мяжежом хана Турсына(Катаганское побоище).

Жангир(1644-1652) Вошел в историю как народный батыр за героическую борьбу с Джунгарами. В 1643 году Орбулакское сражение- были разбиты в несколько раз превосходящие силы Джунгар. Правил в период ослабления центральной власти в Казахском ханстве и усилением Джунгар.

Тауке(1680-1715) Нормализовал политическую ситуацию, при нем Каз Ханство стало единым госудаством. Столица – г.туркестан. При нем укрепилось ханство, были созданы законы « Жетыжаргы» - это нормы права средневекогогоказ общества. Это уголовное, гражданское, семейное, админист право. В последние годы правления хана Тауке ханство вновь разделилось на жузы, что привело к его ослаблению. Направил в кон 17-нач 18 века главные усилия страны на отражение ойратских набегов, создал военный союз с киргизами и каракалпаками.

21)ЖетыЖаргы(«Семь установлений»)-это нормы права средневекового казахского общества. Это уголовное, семейное, гражданское, административное право. Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому этот свод законов также именуют «Законы Тауке-хана». Он собрал совет из 3 биев: из Старшего жузаТоле-бия, из Среднего – Казыбек-бия, из Младшего – Айтеке-бия. обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера они составили и утвердили законоположения. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта - с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же внутри ханства не прекращались распри. Чтобы внутренне укрепить ханство и были приняты эти законоположения, В «ЖетыЖаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке, ханов Касыма и Есима, «Законы Тауке-хана» охватывали практически все стороны жизни. Согласно «ЖетыЖаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана, управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие. Применялись наказания: конфискация имущества - за принятие христианства; изгнание - за убийство мужа беременной женщиной; предание публичному позору - за оскорбление родителей. Был принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью, ее нес не только персонально виновный, но и его родственники. Женщины, дети, слуги, рабы не могут быть свидетелями в суде, чингизиды по праву рождения приобретали титул султана, этот атрибут был естественно им присущий и не зависел от их материального и духовного состояния.

22) Казахско-джунгарские войны. Их причины и последствия.

Уже первым казахским ханам пришлось отражать набеги ойратских племен с Востока. В 1635 году на Иртыше и на Алтае возникло джунгарское ханство. Джунгары претендовали на земли казахов, захватывали пастбища, угоняли скот и истребляли население, захватывали города Южного Казахстана, перерезали торговые пути. В целом казахи терпели поражение от джунгар. Причины джунгарской экспансии(насильственный захват):

1)В Казахском ханстве шли междоусобицы

2)Отсутствие у казахов единого войска и предводителя

3)сепаратизм султанов(стремление к отделению, к выходу из государства)

В 1680 г. джунгары захватили города Южного Казахстана и прекратилась караванная торговля.

В начале 18 века к власти в Джунгарии пришел Цеван-Рабдан. А в Казахском ханстве в это время положение ухудшилось.

Внешней причиной джунгарской экспансии является давление на Джунгарию со стороны Цинской империи.

В 1722 году джунгары заключили договор с Цинской империей и в 1723 году они всей мощью обрушились на казахов, начались «Годы Великого бедствия»(«Актобаншубырынды»)

23)Актобан-шубырынды – годы великого бедствия.

По данным казахстанских историков, в эти годы(1723-1727) погибло примерно 2/3 казахского народа. Была потеряна этническая территория. Роды и племена бежали за пределы степи. Это сопровождалось страшным джутом и голодом. Борьбу за объединение жузов возглавили батыры(Богенбай, Тайлак и Саурык ) Было создано единое казахское ополчение во главе с Абулхаиром – ханом Младшего жуза. Войско Абулхаира одерживает победы:

1723-24гг.- освобожден Ташкент и другие города

1726г.- битва при р.Буланты(Центр. Казахстан,Карагандинская обл.) джунгары были разбиты, а место названо «Калмаккырылган»Решающая битва состоялась в 1729(1730) году в местечке Анракай, к юго-востоку от Балхаша. Битва была выиграна казахами. В этот момент в Казахском ханстве умирает хан Болат, новым ханом выбирают Абулмамбета. Оскорбленный этим решением Абулхаир уходит с места битвы со своим войском в свои кочевья. Хан Семеке (Средний жуз) уходит с поле боя, поддерживая Абулхаира.

Джунгары собирают новую армию и вновь обрушиваются на казахов, в результате Старшийжуз признал зависимость от Джунгарии. Часть казахской знати обратилась за подданством к России. Победа была упущена из-за возникших междоусобных распрей.

24.Аблай хан
В конце 20-х - начале 30-х годов XVIII века он выдвинулся в число казахских военных и политических лидеров. В ходе наступательных боевых операций казахского ополчения против джунгарских войск он показал себя храбрым  и талантливым военачальником.
Благодаря своим выдающимся воинским и организаторским способностям Аблай был избран казахскими старшинами султаном в одном из подразделений аргынов. С этого момента началась активная не только военная, но и политическая деятельность султана Аблая. За время своей продолжительной политической деятельности внутри Степи и за ее пределами Аблай проявил себя умным, хитрым и гибким правителем. В 40-х - начале 50-х годов XVIII века султан Аблай сумел значительно укрепить свои позиции в Среднем жузе и расширить сферу собственного влияния среди кочевников Центрального, Восточного и Юго-Восточного Казахстана.
В период острого династического кризиса в Джунгарском ханстве после кончины в 1745 году правителя ГалданЦэ-рена и начала там кровавых междоусобных "игр в ханы" султан Аблай принял самое деятельное участие в этих событиях и показал себя тонким и умелым политиком.
Не вдаваясь в подробности, назовем только результат вмешательства Аблая в междоусобные распри ойратских князей. Кочевья казахов Среднего и Старшего жузов получили возможность продвинуться к Тарбагатаю и на северо-запад Семиречья - в районы, прежде находившиеся под юрисдикцией джунгарских ханов (после завоевания).
Формально оставаясь верным своей присяге на подданство российскому престолу, в 1757 году Аблай вступил под патронат китайского богдыхана. В дальнейшем он дипломатично использовал свой двойной статус подданного Российской и Цинской империй во взаимоотношениях с обоими патронами для успешного проведения собственной политики в казахских землях.
В 1771 году в связи со смертью хана Среднего жузаАбулмамбета в городе Туркестане состоялось официальное избрание Аблая ханом. На том же курултае он был провозглашен верховным правителем казахов - старшим ханом.
Аблаю удалось осенью 1779 года с помощью своей воинской хитрости и смекалки успешно провести собственными силами военную кампанию против тянь-шаньских кыргызов, а также завоевать в борьбе с правителями Ферганы часть присырдарьинских городов в окрестностях Туркестана и Ташкента.

25.Присоединение Казахского Ханства к Российской Империи.

Казахстан оказывается вовлеченным в орбиту Российской Империи, начиная с 30 - 40 - х годов XVIII века.

Освоение Россией Западной Сибири, строительство там городов и укрепленных линий привели к расширению русско - казахских экономических и политических связей. Через казахские кочевья постепенно налаживался торговый и дипломатический обмен России с государствами Средней Азии. По некоторым данным, в XVII в. через казахские степи в обе стороны проследовали более 50 посольств.

Россия стремилась обеспечить безопасность транзитных торговых путей со Средней Азией и другими странами Востока. Поэтому русское правительство проявляло неподдельный интерес к политической ситуации в казахских степях и взаимоотношениям Казахского Ханства с соседями. В свою очередь, казахи, подвергавшиеся разорительным набегам соседних феодальных государств, также были заинтересованы в связях с Россией как с сильным союзником. Так, например, в 1594 году в Москву от хана Тевеккеля в качестве посла был направлен Кул - Мухаммед. Ему удалось заключить с Россией дружественное соглашение, гарантирующее Казахскому Ханству защиту взамен на гарантии верности России. Упрочению русско - казахских связей способствовало и посольство В. Степанова, в 1595 году направленное в ответ на просьбу хана Тевеккеля о протекции. Следует отметить, что в этот период на территории Казахстана проживало порядка 3 300 тысяч казахов, объединенных в жузы.

Вопрос о приеме казахов в российское подданство перед русским правительством первым поставил хан Младшего жузаАбулхаир. Обращение Абулхаира было обусловлено экономическими проблемами. Казахи, веками кочевавшие в пойме рек Ишима, Иртыша, Яика, были заинтересованы в сохранении стабильной и неконфликтной обстановки. Это было необходимо для поддержания скотоводства. В случае принятия казахов в российское подданство можно было урегулировать и эти вопросы. Таким образом, вхождение Казахского Ханства в состав России явилось исторически оправданным шагом. Выбор этот был сделан в обстановке острой политической борьбы внутри казахского общества лишь после того, как исчезли последние надежды отстоять свою государственную независимость. Этот жуз находился на границе с Российской Империей, его торговые и политические связи с Россией были наиболее устойчивыми. Переговоры о вхождении Младшего жуза в состав России начались в середине 20-х годов XVIIIстолетия. 8 сентября 1730 года посланцы Младшего жуза были приняты императрицей Анной Иоановной. Их просьба о включении Младшего жуза в состав Российской Империи была удовлетворена указом императрицы от 19 февраля 1731 года. Со стороны Казахского ханства акт о добровольном присоединении Младшего жуза к России был подписан 10 октября 1731 года. Эта дата и вошла в историю как начало присоединения Казахстана к России.

Присоединение Старшего и Среднего жузов к России затянулось на многие годы. Юридически присоединение Старшего жуза состоялось 10 июня 1734 года в соответствии с указом императрицы. Однако отдаленность последних от России существенно осложнила их практическое вхождение в состав Российской Империи. В результате к началу XIX века значительная часть Старшего жуза подпала под власть кокандского правителя Алим-хана.

В 1818 году Старшийжуз вновь обратился с просьбой о принятии их в российское подданство. В мае 1824 года император Александр I подписал грамоту о принятии в подданство 14 султанов Старшего жуза, кочевавших в Семиречье. В 1830 году присягу приняло население нескольких волостей Среднего жуза. Затем в течение 15 лет в российское подданство вступили почти все остальные роды Старшего жуза.В 1854 году в предгорьях Ала-Тау возникло укрепление Верное, ставшее впоследствии городом Алматы. В 1860 году объединенные отряды русской армии и казахских войск одержали под Узун-Агачом убедительную победу над прославленным войском кокандского хана. В течение последующих нескольких лет Коканд полностью потерял контроль над землями южного региона. Старшийжуз полностью перешел в российское подданство.

В XVIII веке русское правительство предприняло ряд военно-политических и дипломатических акций с целью обеспечения безопасности своих новых подданных от опустошительных военных вторжений джунгар. Россия сумела противостоять также агрессии Китая.

В то же время Российская Империя ликвидировала ханскую власть в казахских жузах, установив вместо исконных казахских форм государственности главенство российской администрации введением в 1822 году «Устава о Сибирских киргизах» и реформой местного управления в 1824 году. В 1850 году Казахстан был разделен на 4 региона. Центрами регионов стали города Уральск, Торгай, Акмолинск и Семипалатинск.

С начала 60-х годов девятнадцатого столетия на казахские земли начинается активное переселение жителей России. Так, до конца века в Казахстан было переселено 1,5 миллиона российских крестьян. В результате меняется демографическая ситуация. К 1914 году численность казахов составляет 58,5%, а русских – 29,6%. Таким образом, общество превратилось из этнически однородного в полинациональное. Массовое переселение в казахские степи русского крестьянства вело к установлению тесных связей между казахами и русскими. Сложившиеся на почве совместного проживания отношения значительно повлияли на традиционный быт как русских переселенцев, так и коренных казахов.

Начало XX века характеризуется началом формирования промышленного производства. Крупными отраслями производства становятся горнодобывающая, золотодобывающая и каменноугольная промышленности. В этот период осуществляется строительство железных дорог, которые способствуют развитию товарооборота как внутри Казахстана, так и на внешних рынках.Таким образом, к началу XX века Казахстан и Россия были слиты в единый административно-хозяйственный экономический комплекс. Хозяйственные и культурные связи между русскими переселенцами и коренными казахами переросли в дружбу между народами. С этого момента судьбы казахского и русского народов оказались тесно переплетены. Сегодня именно эти два этноса составляют надежный фундамент стабильности многонационального казахстанского общества.

Негативные последствия вхождения Казахского Ханства в состав Российской Империи

Вот лишь часть той немалой платы, которую вынуждены были заплатить казахи за вступление в состав России:
- изменился быт казахских племен, издревле ведших кочевой образ жизни, часть из них перешла к несвойственному для казахов оседлому образу жизни. Была введена масса ограничений, изменяющих экономические основы казахского общества;
- постепенно Казахское Ханство интегрировалось в систему экономики Российской Империи, что способствовало разрушению натуральных форм хозяйства;
- обострился земельный вопрос, спровоцированный уже первыми шагами непродуманной политики новой администрации в аграрном вопросе. Изымались земельные наделы, на которых казахи традиционно пасли скот, под строительство крепостей;
- разразился кризис пастбищно-скотоводческого хозяйства, вызванный земельной теснотой;
произошло нарушение традиционной хозяйственной системы, в результате объединения были серьезно подорваны производительные силы. В результате началось обнищание рядовых казахских общинников;
- казахи теряли лучшие пастбища, этим объясняется стремление казахского населения к уничтожению
 
казачьих хуторов;
- произошло возникновение ряда запретных земель –
 все это послужило поводом для начала широкого антиколониального движения казахов, принявшего в 70-х годах XVIII в. организованные формы;
- начались восстания и междоусобные конфликты несогласных с решением о присоединении к России;
- политическая разобщенность, стремление к усилению самостоятельности жузов со стороны отдельных ханов и султанов, отсутствие внутреннего рынка –
 все это ослабляло ханство. Произошло усиление внутренних противоречий в Младшем жузе;
- в 1822 году введением
«Устава о сибирских киргизах» была ликвидирована ханская власть в Казахстане и образованы округа;
- Россия закрепила за собой право утверждать верховных правителей –
 ханов.

Положительные стороны вхождения Казахского Ханства в состав Российской Империи

Несмотря на все сложности, возникшие после вступления Казахского Ханства в состав России, это исторически важное событие имело и ряд положительных моментов:
- торговые маршруты, проходившие через территорию Казахстана, стали приобретать все более важное международное значение, так как связывали страны Восточной и Западной Европы с Центральной Азией. Через казахские кочевья постепенно налаживался торговый и дипломатический обмен России с государствами Средней Азии;
- русское правительство проявляло неподдельный интерес к политической ситуации в казахских степях и взаимоотношениям Казахского Ханства с соседями. В свою очередь, казахи, подвергавшиеся разорительным набегам соседних феодальных государств, также были заинтересованы в связях с Россией как с сильным союзником. Обсуждение этих вопросов положило начало дипломатическим отношениям между Казахстаном и Россией;
- хозяйство казахов постепенно втягивалось в орбиту капиталистического развития. Усилился ввоз в Казахстан не только готовых товаров, но и капитала. В степи возникали города, постепенно становившиеся административно-экономическими центрами Казахского Ханства, строились дороги, заводы и фабрики, открывались банки;
- присоединение к Российской Империи способствовало активизации торгово-экономических контактов между двумя государствами. Начала восстанавливаться традиционная торговля. Соседи также занимались меновой торговлей;
- Российская Империя, желая защитить свои новые владения, приняла ряд мер по обеспечению безопасности присоединенных территорий. В
 XVIII в. русское правительство предприняло ряд военно-политических и дипломатических акций, благодаря которым стало возможным противостоять и агрессии Китая;
- массовое переселение в казахские степи русского крестьянства вело к установлению тесных связей между казахами и русскими. Сложившиеся на почве совместного проживания отношения значительно повлияли на традиционный быт как русских переселенцев, так и коренных казахов, взаимно дополняя друг друга;
- присоединение к России было единственным на тот момент выходом из сложившейся ситуации, поскольку риск потери государственности был очень велик. Вхождение Казахского Ханства в состав России явилось исторически оправданным шагом. Выбор этот был сделан в обстановке острой политической борьбы внутри казахского общества лишь после того, как исчезли последние надежды

26. Культура казахов в XVI-XVII веках Культура Казахского ханства в XWXVI1 веках представляла собой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко проявившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды,войлока и ковров. Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился этно
генез, преемственность культур предшествующих поколений.Являясь отличительной чертой этноса, казахский народный костюм ото
бражалособенностя его материальной культуры, он строго регламен
тировался.В изготовлении одежды казахи использовали мех,войлок,
хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат. Казахи широко применяли овечью и верблюжью шерсть для изготовления тканых, нетканых, а также валяных изделий. Это кииз-гладкий белый или серый войлок для покрытия юрты. Пищу казахи готовили преимущественно животную из мяса и молока.Из молока готовили разнообразные кисломолочные напитки и продукты: айран, катык, каймак, сарымай, кхрт, ир1миик, сузбе, шалап, кеже (тары коже, бидаЙ коже, жугер! кеже и т. п.), из кобыльего молока - кымыз, из верблюжьего - шубат.Характерной для кочевого казахского быта была и посуда. Нншря-мер, саба - емкость конической формы из кожи, вмва&шваш д« 100 литров и используемая для приготовления и хранения кумыса, шу%-та. Для перевозки кумыса существовала другая кожаная шкэеть-суйретпе, а объемом до 3-4 литров - торсык,. Казахи пользовались своим традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы, как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. В XV1-XVH веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба — Тенгри. В XVI-XVII веках в Казахстане развивались устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтам и-и мп ров и заторами - акынами, сказителями - жырау. Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература существовала в виде религиозных и исторических книг Создавались исторические генеалогии - шежире. Важным памятником является книга "Джамидат-та-варих" (сборник летописей), который поевящен истории казахов XV-XVI веков. Аиор книги - бийКадыргали из рода жалаир. В жизни кочевников большую роль играло вокальное и инструментальное музыкальное искусство. Они использовали струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты, среди которых особенно популярны были домбыра, кобыз, сыбызгы. В период позднего средневековья, в XVI-XVI1 веках, сложились и закрепились главные элементы-культуры казахов.




1. Организация сбыта каналы распределения товаров
2. Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьнико
3. Курсовая работа- Передаточные механизмы в технологических машина
4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ Обсуждена на заседании кафедры Протокол ’
5. Инфраструктурный комплекс Чувашии
6. Понятие государства
7. Судебная реформа 1864 года
8. Есенина Каждый человек познает окружающий мир при помощи пяти органов чувств
9. Тема 11. Модель совокупных доходов и расходов 1
10. на тему- Разработка проекта по совершенствованию организационной структуры на примере Муниципального об
11. Профессиональные вредности и отравления
12. Уникальный Ресурс
13. Прогноз развития отрасли молочного скотоводства
14. . Понятие и признаки нормы права6 1
15. а Это экологически чистый энзимный препарат для нейтрализации стоков и содержимого сборников нечистот.html
16. На тему Характеристика микроконтроллера одного из семейств Разработал Верхоламов Павел Михайлович
17. 60 лет. Некоторые авторы указывали что рак правых отделов толстой кишки встречается чаще однако по данным
18. тема АС представляет собой организационнотехническую систему обеспечивающую выработку решений на основе
19. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук Київ1
20. Судебное представительство и его виды