Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

украинских и других местных народов

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

КУЛЬТУРА КАЗАКОВ

3.Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и других местных народов.

Поселения, жилища. Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в конце XVIII и в течение XIX вв. при освоении новых земель. Черноморские станицы (северная и северо-западная часть края) заселялись в основном украинским населением, а линейные станицы (восток и юго-восток края) - русским населением.

Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земляным валом. С 1809 г. курени стали называться куренными селениями, ас 1842 г. - станицами, как и в других казачьих войсках России. Линейные станицы не отличались строгой планировкой.

В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши - четырехскатные под камышом или соломой. В линейных станицах жилища чаще всего - деревянные. Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.

Одежда. Казачья одежда различалась типами костюмов казаков, сложившимися у запорожцев и в Донском войске. Сначала Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета. В 1810г. была утверждена единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой - бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX - начале XX вв. стало обычным ношение мундира.

Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "кохточки".

Семейный и общественный быт. В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - "вдов, девок", семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.

В силу особого социального положения казачества и специфического уклада его жизни семьи на Кубани были большими. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Для них характерно глубокое уважение к старшим.

У иногородних крестьян, как правило, были малые семьи, состоявшие из родителей и их детей.

Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.

Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.

Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине-казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей.

Фольклор. Своеобразие происхождения кубанского казачества (от украинского и русского) определило особенности его фольклора. У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.

В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков.

В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

Прикладное искусство. Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометрическими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, рушники.

Славились местные кузнецы, бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.

КУЛЬТУРА АДЫГОВ

Экономическую основу адыгской малой, индивидуальной семьи составляли земледелие и скотоводство в сочетании с кустарными промыслами и ремеслами. В хозяйственной жизни абадзехов, шапсугов и натухайцев значительное место занимало плодоводство. Большим подспорьем в экономике семьи являлось пчеловодство.

В первой половине XIX в. у адыгов существовала фамильная феодальная земельная собственность. В 60-х годах этого столетия она сменилась личной собственностью феодалов на землю (В. К. Гарданов). В XIX - начале XX в. сохранилась и общинная форма землевладения. В дореформенный период общинные земли распределялись только между феодалами и свободными крестьянами, а после реформы - между людьми всех сословий. Адыги применяли следующие системы земледелия: подсечную залежную, переложную, глубокую вспашку и паровую. Но самой распространенной у них была переложно-залежная.

Встречались два типа плугов: четырехсторонний и передковый. Они известны в литературе и под другими названиями: малый и тяжелый. В горной полосе землю пахали четырехсторонним плугом, а на равнине - передковым.

Феодалам земли обрабатывали их крепостные крестьяне. Во второй половине XIX в. некоторые феодалы и часть зажиточных людей использовали в хозяйстве наемных работников.

В хозяйственном быту адыгов сохранялось немало патриархально-родовых пережитков, которые накладывали определенный отпечаток на их общественный и семейный быт.

Пахота, боронование, сев, косьба травы, складывание пшеницы и сена в стог считалось чисто мужским занятиями. Но женщины принимали участие во многих полеводческих работах: прополке, жатве, молотьбе, ломке кукурузы, копнении сена.

В XVIII-первой половине XIX в. скотоводство у адыгов достигло высокого развития, что свидетельствует о важном его значении в их хозяйственной жизни (В. К. Гарданов). Адыги вывели прекрасные породы коров, коз, овец, лошадей, хорошо приспособленные к местным климатическим условиям. Адыгская порода лошадей славилась не только на Кавказе, но и далеко за его пределами. У горных жителей большое развитие получило разведение коз, а у равнинных жителей - овцеводство.

Вообще в адыгском скотоводческом хозяйстве мелкий рогатый скот преобладал над крупным. Большая часть скота была сосредоточена в руках крупных феодалов и зажиточных людей. Крупные же феодалы владели конными заводами. Бедные крестьяне имели весьма мало скота. Было среди них не мало и вовсе не имевших скота.

У адыгов господствовала отгонная форма скотоводства. Общественными выгонами пользовались как богатые, так и бедные. С наступлением жары скот перегоняли на альпийские луга. Крестьянские семьи, имевшие небольшое число животных, объединялись в группы для отгона скота на пастбище. Во главе объединения становился самый старший из его членов, который руководил всей хозяйственной деятельностью на коше. Скот феодалов пасли их крепостные крестьяне, после крестьянской реформы - наемные работники.

Материальная культура кубани «Поселения и застройка усадьбы»  В ходе планомерных переселений казаков бывшей Запорожской сечи на Правобережье Кубани (1792-1794) и дополнительных трехэтапных переселений малороссийских казаков в Черноморию в первой половине ХIX в. сложился тип казачьего поселения: станица-курень (подтипы: «первокуренные», «старокуренные» станицы). Несмотря на своеобразие линейных, черноморских и закубанских станиц все они были устроены по одной модели. Одновременно с появлением основных постоянных поселений возникают временные – хутора, зимовники, коши. Военный быт казачества во многом определил архитектуру поселений, придав им своеобразный облик. Казачьи станицы начинают превращаться в укрепления примерно с начала 1820-х гг. Фортификационные сооружения были достаточно стандартны и однотипны. Поселения, имевшие значение укрепленных пунктов, располагали установленным набором построек военного назначения, возводившимся по типовым проектам. Гладкие плоскости оштукатуренных стен, прорезанных прямоугольными окнами, входные четырехколонные портики во многом определили суровый, сдержанный, нередко монотонный облик построек военного назначения («казарменный классицизм»). В первой половине ХIX ст. в Черномории было три города – Екатеринодар, Ейск и Тамань, которые почти не выделись из общего ряда селений. В процессе межевания Екатеринодар, основывавшийся как военно-административный центр ЧКВ, получил регулярную ортогональную планировку.Стиль классицизм занял господствующее положение в архитектуре войсковых и частных зданий. В ряде случаев его роль формальна и факультативна, что проявилось в чисто поверхностном, внешнем использовании отдельных элементов: треугольные фронтоны, портики или крыльца на двух колонках, профилированные карнизы, угловые пилястры, руст (имитация), сандрики. В декорации войсковых зданий доминирует тетрахроматизм: белый, охристый, светло-серый, красный или зеленый. Официальный стиль не отказывается и от традиций народной архитектуры: открытые галереи на столбах («пиддашки»), уступчатой формы камышовые крыши становятся его художественными компонентами. Историческое соседство традиционных и классических форм обнаруживает себя как в единовременно созданных комплексах войсковых построек, так и в разные темпоральные промежутки («стихийный» контекстуализм). В провинциальной архитектуре стиль классицизм сравнительно долго удерживал свои позиции, просочившись и в народную архитектуру. В целом же архитектурный облик войскового города Екатеринодара определялся «рядовой», не имеющей художественного содержания, в основном жилой застройкой. 
Сельский жилой комплекс как полифункциональный организм, развивающийся и совершенствующийся во времени, включал в себя различные хозяйственные постройки: отдельно стоящие на усадьбе и входящие в жилищно-производственный комплекс. Последние непосредственно примыкают к жилой части комплекса и включают в себя дворы (черный, задний) для содержания скота и птицы. Существенным признаком традиционного жилого комплекса считаются план застройки усадьбы, характер двора, способы соединения жилых и хозяйственных построек. На основе архивных источников выделены следующие типы усадебной застройки: 1) украинский тип - открытый незамкнутый огороженный двор со свободной (бессвязевой), или павильонной застройкой. Наиболее характерна постановка дома в передней части усадьбы на некотором расстоянии от забора, окна преимущественно выходили на южную сторону. Хозяйственные постройки ставились без какой-либо «регулярной» планировки, могли объединяться в один блок общим перекрытием. Этот тип двора был основным в черноморских станицах; 2) переходный (смешанный) тип – полузакрытый двор со слитной и свободной застройкой. Хозяйственные помещения пристраивались к дому и объединялись общим перекрытием (блокированный дом), а другие ставились отдельно во дворе. Из примыкающих к хате помещений отмечены будки, навесы, сараи, хлева, в отдельных случаях создавалась трехчастная блочная структура. Этот тип встречался спорадически на территории Черномории; 3) крытый двор в его «редуцированном» варианте – один или два навеса, примыкали к дому, образуя слитную застройку, другие хозяйственные помещения отсутствовали. Такие дворы характерны для беднейшей части казачества. 
В работе выделены и детально описаны все виды хозяйственных построек: будки, амбары, кладовые, сараи разнообразного функционального назначения, навесы, кухни, погреба. Ассортимент применяемых строительных материалов отличался большим разнообразием (камыш, хворост, глина, кирпич, камень, доски). Для большинства казачьих усадеб характерны сады, небольшие огороды, наличие ограды. Преобладающие типы оград - заборы из досок, частокола и плетни, встречалась и колючая терновая «загата». В начале 1860-х гг. зафиксированы усадьбы, окопанные рвом и окруженные камышом. В служебных постройках – их количественном и качественном составе проявилась социальная и имущественная

«Жилище. Строительный материал и технологии» исследуются архитектурно-конструктивные приемы и материалы, применявшиеся в строительстве. В степных местах преобладала каркасная техника, при которой минимально использовались дерево и максимально лоза, хворост (турлук), камыш с глиной (дом на подплете, мазанка, хата на сохах или столбах). В первой половине ХIХ в. застройка куренных селений велась преимущественно турлучными хатами. При возведении жилых и хозяйственных построек применялась смешанная техника - на подплете, известная у украинцев. Срубные хаты рубили из местного и привозного леса разных пород: дуб, карагач, верба, тополь, сосна. Использовались бревна, их половинки, брусья, колотые или пиленые двухвершковые доски (пластины). Деревянные строения обычно ставились на дубовые «стулья» (стояны, сторчи), сваи (пали) или «лежни». При столбовой (закладной) технике возведения стен отмечены горизонтальный и вертикальный (в торч, сторчовка) способы укладки дерева. Деревянные постройки обмазывали снаружи и внутри глиной и белили мелом или известью. Во многих станицах строили глинобитные - литые и вальковые дома. Хаты, возведенные из крупных круглых или овальных «вальков», назывались «земляными хатами» или «домами из земли». В некоторых станицах Азовского побережья стены домов делали из дерна. В середине ХIХ в. широко распространяется строительство домов из самана. Красный кирпич применялся в очень ограниченных размерах, в основном в городах. В Тамани, Темрюке и Анапе отмечены дома, возведенные из «дикого» или «керченского» камня. Широкое распространение получила четырехскатная стропильная конструкция крыши, местами встречалась двускатная конструкция без потолка и с потолком. Кровельным материалом служили камыш, солома, полова, в Тамани - камыш и камка. Четырехскатные крыши представлены двумя основными типами: гладкая крыша обтекаемой формы; крыша с уступами или гребешками («нарыжники») на углах и четко выраженным гребнем наверху. Вокруг стен жилых помещений обязательно устраивали завалину («призьба»). Внешние помещения – открытые галереи, навесы («поддашок») отмечены преимущественно в новых двухкомнатных хатах. Крыльцо («присинки»), оформленное по типу композиции «портика», свидетельствовало о престиже и благополучии хозяина дома.
в парадных помещениях оклеивались чистой бумагой или простыми дешевыми шпалерами, отмечена декоративная роспись стен и печей в виде цветных полос. Значимым местом, функционально дублирующим центр, был и печной угол. Широко бытовали глиняные белые печи с трубой для отвода дыма. При русских печах иногда устраивали очаг («кабиця», «камин»), но чаще всего его ставили отдельно в сенях, появляются плиты с конфорками, в «чистых» комнатах - голландские печи. Потолок укреплялся на матицах («сволок»), уложенных разными способами, иногда с подпоркою в виде столба. В середине XIX в. потолки все чаще стали делать из широких тесаных или пиленых досок, так называемый польский потолок. Пол чаще всего был земляной (глинобитный, землебитный). Большинство черноморских хат имели окна разных размеров, применялось большое количество различных вариантов конструктивного решения переплетов в несколько стекол. Инди видуальное начало возникает в рамках канона организации традиционного жилища и связывается с весьма незначительным числом предметов подвижной мебели (стулья, диваны, шкафы), убранством и утварью. 

«Поселения и застройка усадьбы» В работе выделены, классифицированы и описаны хозяйственные постройки линейных казаков. Состав служебный строений не был однотипным, но в большинстве случаев в усадьбе стоял амбар и практически всегда – навесы и сараи, имевшие разнообразное функциональное назначение: для размещения средств передвижения и сельскохозяйственных орудий, хранения сена, мякины (клуня, сенник, половник), содержания домашней птицы и скота (курник, катух, закут, саж, кошара). Во многих казачьих усадьбах отмечены отдельные двух- и трехкамерные кухни. Этим термином обозначают и легкие плетневые конструкции с одной печкой и трехкамерные деревянные строения жилого и хозяйственного типов («теплая летняя кухня», «кухня для засыпки хлеба»). Летние кухни («горнушка», «стряпка») характерны для казачьих станиц, основанных донскими казаками. В описях зафиксированы клети («пунька»), ледники, погреба, колодцы, бани. В некоторых станицах отмечены в структуре хозяйственно-бытового комплекса гумна с плетневыми постройками. Казачья усадьба имела изгородь, иногда она отсутствовала или только «обнесена» была часть двора. Основные типы изгородей – плетневые, каменные, саманные, во внутренних станицах - «прозрачные» дощатые заборы. Каменные ограды возводили из мелкого дикого камня, песчаника и известняка. Особой монолитностью, целостностью культуры отличаются однодворческие станицы, располагавшиеся между Ставрополем и Кубанью и исторически связанные общностью происхождения. 

 Традиции, быт, культура кубанского казачества

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду.

Культура адыгов

Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа

Героический эпос всегда занимает среди фольклорных жанров особое место. Эпос больше, чем любой другой жанр, связан с историческими судьбами народов, и в нем ярче, чем в любом другом жанре, выражается национальное самосознание народа. Основным содержанием героического эпоса всегда является борьба, притом борьба, имеющая не личное, а общественное и национальное значение. Героический нартский эпос является средоточием и хранилищем мудрости народа, в нем отражен нравственный облик народа, понимание окружающего нас мира  и мира самого человека, его духа во всем многообразном проявлении. В нартском эпосе показывается, как «выковываются»дух и характер его героев. Поэтому нартский эпос есть прежде всего кодекс героизма. В нем воспевается человек, его добрые и героические дела. В нартском эпосе мы находим традиции и обычаи народа, которыми регулировались взаимоотношения людей. Таким образом, в нартском эпосе представлена во всем многообразии традиционная культура народа. В нем четко показано, как она модернизировалась с учетом изменений социально-экономических и политических условий жизни народа.

Ритуальные и художественные  формы народных зрелищ, календарных трудовых празднеств и религиозных церемоний у всех адыгов одинаковы. В адыгском (черкесском) фольклоре сохранилось много обрядовых и календарных песен, хохов, напевов символико-магического значения и стимуляционных речитативов. Особое место в фольклоре занимают древнейшие песни и хохи, посвященные различным родам трудовой деятельности людей.Трудовые песни, хохи и музыкальные произведения адыгов исполняются во время «мэлегъажьэ» (выгон отары), «вакIуэ дэкI» (начало пахоты) В адыгском фольклоре много различного рода ритуальных и культурных  церемониалов, посвященных различным божествам – покровителям животного и растительного мира. Кроме этого, много обрядов, связанных с рождением и смертью, свадьбой, излечением больного, освящением урочищ и т. д.

Многие языческие боги имеют свои гимны. В них воспевается их сила. Вот имена некоторых из этих богов: Мазитха (бог лесов и охоты), Амыш (покровитель скотоводства), Тхаголедж (бог плодородия), Тлепш (бог кузнечного дела) и т. д. В гимнах  им присутствуют элементы художественной типизации образа.

Языческие боги-покровители с течением времени, по мере роста художественного мышления людей, становились покровителями отдельных разновидностей трудовой деятельности. В народной поэзии они обретали некоторые черты художественной конкретности и нередко становились персонажами героического нартского эпоса. В частности, такой трансформации подвергались образы таких языческих богов-покровителей, как Мазитха, Тлепш, Амыш и Тхаголедж.

На примере языческого бога Тлепша – покровителя огня и кузнечного дела, можно наглядно проследить эволюцию его образа в становлении одним из главных персонажей адыгского (черкесского) нартского эпоса. Если в языческих гимнах Тлепш выступает как «огневой бог» 5, позже этот «огневой бог», имевший весьма нечеткое выражение в культовой поэзии адыгов, приобретает конкретные черты «покровителя рабочих по металлическим изделиям и крестьян», которых он снабжает «плугом и мотыгой».

В нартском эпосе Тлепш сохраняет все  атрибуты  покровителя кузнечного ремесла и вместе с тем является первым кузнецом нартского эпоса. В эпосе Тлепш выступает в конкретных жизненных обстоятельствах как совершенно конкретный человек-образ со всеми человеческими страстями; он превращается из бога в земного человека. Иначе говоря, в эпосе Тлепш – уже художественный образ.

Поэтому в фольклоре адыгов (черкесов) героический эпос «Нарты» занимает центральное место. По признанию многих авторитетных специалистов, «Нарты» являются одним из самых древних эпосов мира. Один из крупных кавказоведов XX в. Е. И. Крупнов утверждает, что время зарождения основных циклов нартского эпоса «именно в начальную эпоху железа»8, еще до скифского вторжения и появления ираноязычных племен на Северном Кавказе, на местном племенном субстрате, прежде всего предков абхазо-адыгов.

Действительно, многие нартские сказания указывают на это обстоятельство. И это еще раз доказывает, что именно на территории расселения предков абхазо-адыгов возник нартский эпос, а затем его восприняли те племена, которые появились позже здесь, в непосредственном с ними соседстве. В нартском эпосе центральное место занимает один из его главных героев Сосруко. На примере этого героя, того, как он родился, какие подвиги совершал и как был убит, можно определить время формирования нартского эпоса. Он рожден от камня и закален Тлепшем, после чего становится «железным человеком». Все это говорит в пользу того, что нартский эпос действительно формировался в период перехода от камня к металлу.

Однако это вовсе не значит, что в нартском эпосе не отразились и более поздние общественные формации. На примере таких нартских героев, как Шауей и Куйцук, мы видим наличие имущественного неравенства у нартов, хотя сказания о них зародились наряду со сказаниями о других героях.

При всем разнообразии содержания нартского эпоса одно из его центральных мест занимает тема беззаветной любви к Родине, бесстрашие и отвага героев в ее защите. Вместе с тем в эпосе достаточно полно представлены и такие жизненно необходимые темы, как трудолюбие, уважительное отношение к женщине, забота о младшем поколении и его воспитание и т. д., т. е. те проблемы, которым особое внимание уделяет адыгэ хабзэ и которые являются основным его содержанием.

В нартском эпосе, не только человек-воин-защитник Родины воспевается в песнях и прославляется в хохах, но и человек-труженик. Они одинаково почетны в Стране Нартов. Поэтому в «Нартах» в полном объеме представлена материальная основа жизни. В частности, во многих нартских сказаниях присутствует железо, его культ. Очень широко представлены орудия труда из железа. В этом плане наглядным примером являются сказания о Тлепше, где он целиком и полностью имеет дело с железом и орудиями труда и оружием из него. Это и не случайно, ибо, как мы знаем, древние предки абхазо-адыгов являются пионерами в получении железа из руды.

Особенно часто упоминается во многих нартских сказаниях конь. Он – неразлучный друг любого нартского героя. Он для нарта больше, чем конь. Конь в нартском эпосе выступает таким же всесильным, как сам герой. Конь наделен неимоверными силами и возможностями. Конь в эпосе выступает как человек, как говорящая сверхъестественная сила. Конь – как аристократ среди всех животных. Конь в эпосе наделен человеческим языком и разговаривает с человеком. Конь, пока не испытает своего хозяина на верность в дружбе, его отвагу, не доверится ему. Он не подпускает к себе слабых и трусов.

У адыгов (черкесов) была целая система воспитания и содержания коня. Сам факт, что они вывели знаменитую кабардинскую породу лошадей, которая считается сейчас одной из самых выносливых на дальних дистанциях среди всех пород лошадей планеты, является красноречивым доказательством большой любви адыгского этноса к лошадиВ нартском эпосе воспевается не только храбрость и любовь героев к своей Родине. Не только пропагандируется трудолюбие, но в нем нашло достойное место и воспитание в человеке чувства прекрасного. Таким образом, Страна Нартов гордилась не только своими храбрыми воинами и умелыми хлебопашцами и пастухами, но она так же была богата искусными плясунами, певцами и музыкантами.При внимательном изучении нартского эпоса, его сказаний можно обнаружить почти все элементы адыгэ хабзэ (адыгского этикета), все его стороны в деталях представлены в нем. Это касается и семейно-брачных отношений, свадебных обрядов, приципов гостеприимства и воспитания детей и т. д. Даже такая деталь адыгэ хабзэ отражена в нартском эпосе: по обычаю, спустя несколько дней после рождения разнополых детей, делали зарубку в присутствии родственников и друзей и обручали младенцев  с обязательным условием их женитьбы по достижении ими совершеннолетия, устраивалось торжественное угощение.

Мифология адыгов

В адыгской мифологии основные сюжеты и мотивы, образы и пред-ставления которой вобрал в себя нартский эпос, имеются определенные представления о космогонии. Отражение их носит своеобразный характер. Если во многих мифологиях конкретные акты упорядочения мира выражены в отдельных сюжетах, то в адыгской мифологии такого нет. Важнейшие космогонические представления адыгов приходится конструировать по различным фрагментам, мотивам, глухим отголоскам, разбросанным в различных жанрах фольклора. И в данной статье делается подробная реконструкция космогонических мифов, в которых нашли отражения представления о времени и пространстве, о вселенной, о сотвореннии мира и его отдельных элементов, создании человека.

В мифологии и фольклоре адыгов вселенная представляется трехчленной: нижний, средний и небесный миры. Соединяет их мировое древо, которое является частью модели мира. Мировое древо относится к универсальным мифологемам и выступает как “растительная” модель мира, в которой отражены основные элементы мироустройства, выражающие структуру мироздания, совершенство движения от хаоса к космосу, к упорядочению мира. Наиболее ярко выраженный символ мирового древа — это моделирование мира по вертикали. Основные части мирового древа по вертикали соответствуют трехчленному делению вселенной на зоны: верхняя (ветви) — небесный мир, средняя (ствол) — земной мир, нижняя (корни) — подземный мир. Вместе с тем мировое древо моделирует также стороны света, времена года, плодородие и т. д.

Срединный мир — это земля. Она — обиталище нартов. Земля огромна. Ее край очень далек, туда очень трудно дойти. Уже отмечалось, что у покровителя кузнечного ремесла Тлепша, который пытался дойти до края земли, изнашиваются железная обувь и железный посох. Край земли иногда тождественен подземному миру. Небесный мир — представляется семисферным (возможно, это влияние мусульманской традиции). Но нет особого акцента на “разнокачественности” каждого из небес, хотя самая верхняя сфера дает представление эмоционально-оценочного характера как о более отдаленном пространстве. В представлениях о верхней сфере мира, в определенной степени горы, в частности, Ошхамахо (Эльбрус), приравниваются к небу. “Всякий холм и возвышенность — репрезентанты Неба”. Небо — обиталище богов. Ошхамахо — это адыгский Олимп. На Ошхамахо пребывают боги. Небо, Ошхамахо посещают нарты, но редко (один раз в год один нарт по приглашению богов). Но при необходимости герои не придерживаются никакой регламентации. Так, нарты, преследуя бога зла Пако, настигают его на небе. Иногда попытка проникнуть на небо (Ошхамахо) — владение богов — для героя может обернуться тяжелым испытанием. С этим связан один из прометеевских мотивов — о прикованном к Ошхамахо страдальце, в роли которого чаще выступает Насрен-Жаче.

Подземный мир — (загробный, потусторонний, у адыгов — хьэдрыхэ) представляет собой часть общей мифологической модели мира

Сотворение мира

Представления о сотворении мира являются важнейшей составной частью мифологии. В них обнаруживаются основные особенности мифологии как системы. Сотворение мира подразумевает не только процесс образования важнейших составных частей мира — неба, земли и т. д

звезды”

Адыгская мифология, как и ряд других мифологий, не знает конкретного акта творения мира. Отсутствуют отдельные мифы, сказания о сотворении неба, земли и т. д. (речь идет о традиционных представлениях, а не мусульманской мифологии, которой подобные мифы известны). Однако это не значит, что в ней вообще нет представлений о сотворении мира. По дошедшим до нас фрагментам мифов мы можем составить представление об отдельных актах творения. Первоначально небо и земля были некой бесформенной аморфной жидкой массой. Об этом свидетельствует тот факт, что создание неба и земли выражено глаголом “пцIэн”, имеющем значение “затвердевать” в отношении чего-либо жидкого. Аналогичная связь хаоса с водной стихией характерна для многих мифологий. Процесс образования неба и земли путем их “затвердевания” характеризуется в ряде текстов своеобразной устойчивой формулой, определяющей очень далекую эпоху: — “когда небо еще не затвердело, а земля только что затвердела”. Это выражение иногда варьируется: — “когда мир еще, ой дуней, лишь создавался, зеленая земля, ой дуней, только затвердевала”.

Как известно, составной частью космогонии являются представления о происхождении человека. Мифы о сотворении человека у адыгов не сохранились в их собственном значении.

Развитие языка и письменности у адыгов в XVII – XIXвв. История становления адыгейского языка

Абхазо-адыгская группа языков подразделяется на 3 подгруппы: адыгскую (адыгейский и кабардино-черкесский языки); абхазскую (абхазский и абазинский) и убыхскую (убыхский язык). В настоящее время на Кавказе на абхазо-адыгских языках говорят 709 тыс. чел. В последнее время все большее признание получает гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с древним (вымер­шим) хаттским языком, на котором говорили 4-5 тыс. лет назад в Малой Азии. Тексты на этом языке, записанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических рас­копках в столице древней Хеттской империи (г.Хаттуса) близ современной Анкары. Адыгская ветвь абхазе ко-адыгской группы языков распадается на два языка; нижне-адыгский или кяхский; верх-не-адыгский или кабардинский. Близость между ними примерно такая же, как между русским и украинским. Нижне-адыгский или кяхский язык имеет большое количество наречий, из них ос­новные: бжедугское (бжедуго-темиргоевское), темиргоевское (на нем говорили также племена аде-мий. жанэ, махош, мамхег и др.), шапсугский диалект (говоры: черноморско-шапсугский, хаку-чинский и кубано-шапсугский), абадзехский диалект (подвергается ассимиляции со стороны те-миргоевского).

Развитие письменности

Наряду с арабской у горцев в XIX веке развивалась собственная письменность. Около 1821 года соста­вил адыгскую (черкесскую) азбуку шапсуг Эфенди Магомет Шапсугов. В конце 30-х годов XIX века Гра-щилевский создал черкесский алфавит, по которому обучал русскому и черкесскому языкам военнослу­жащих — черкесов Кавказского горского полуэскад­рона.

Основной вклад в разработку письменности чер­кесского и кабардинского языков внесли адыгские просветители Хан-Гирей (1808—1842), Ш. Б. Ногмов (1794-1844) и Д. С. Кодзоков (1818-1893). В 30-х го­дах XIX века Хан-Гирей составил черкесскую азбуку, при помощи которой записывал адыгские предания, песни и сказания. Рассказы его публиковал в 1836— 1837 годах А. С. Пушкин в журнале «Современник». Оставленные Хан-Гиреем «Записки о Черкессии» яв­ляются ценнейшим источником по истории, культу­ре и этнографии народов Западного Кавказа.

Материальная культура

Несмотря на наличие некоторого наносного влияния христианства, а затем и распространения ислама, в XVIII в. культура адыгов в целом носила самобытный характер, что нашло свое отражение во всех сторонах материальной и духовной жизни их.

При выборе места для поселения аулов адыги учитывали прежде всего хозяйственные интересы, наличие естественных удобств для самообороны в случае нападения врагов. На побережье Черноморья адыги закладывали селения, состоявшие из целых группировок отдельных усадеб, тянувшихся на многие версты по горным речным долинам. В горах строились временные стойбища, использовавшиеся скотоводами во время их пребывания там со стадами или табунами в летнюю пору.

В тех местностях, которые прилегали к степной полосе, постоянная опасность нападения внешних врагов заставляла адыгов селиться целыми аулами, окруженными общими оградами. В центре аула находились мечеть и базар, на окраине его - площадка для молотьбы хлеба, скирды хлебов, стоги сена, а также кладбище, почитаемые могилы, священные рощи и деревья.

Феодально-родовая знать жила своими аулами, в их имениях находились пшитли и унауты, стада скота и табуны лошадей. Типичная адыгская усадьба состояла обычно из трех самостоятельных дворов, обнесенных общей оградой, с одними воротами и несколькими пролазами и калитками. В центре главного двора находилось жилье хозяина - унэ. Кунацкая имелась почти в каждой усадьбе.

На главном дворе находились хозяйственные постройки - кухня, курятник, зернохранилище, шалаш с ручной мельницей и ступой для проса, навесы и сараи для орудий труда. При усадьбе находились огороды и сады. Постройки делались обычно из плетня, обмазанного глиной, и покрывались камышом или соломой. Хата (продолговатая) делилась на мужскую и женскую части. В ней имелся очаг с дымарем. Внутреннее убранство состояло из низких нар и резных диванов с постельными принадлежностями, трехножных столиков, табуреток и скамеек. У феодальной знати убранство более роскошное. Ели отдельно: отец и мать, женщины и девушки, а также дети. Более изысканные блюда готовились для гостей и в праздничные дни. За столом соблюдался строгий этикет.

Мужская одежда адыгов состояла из рубашки ("джан"), кафтана ("къэптан"), черкески ("цый") с газырями, бурки, шапки из бараньей шкуры, чувяков и сапог ("цуакъэ"). Женская одежда была сходна с мужским одеянием и включала в себя платье ("джан"), верхнюю одежду ("сай") и т. д. Одежда у знатных мужчин и женщин отличалась хорошим качеством и красотой шитья.

Основными видами вооружения адыгов в XVIII в. являлись ружье, пистолет, шашки и кинжалы. Использовались также секиры, пики, копья, дротики, кальчуга. С раннего возраста адыги приучали своих детей к военному делу. Они отлично владели искусством ведения войны, умело применяя приемы и хитрости. Военные операции производили маленькими отрядами до 20 человек, главным образом по принципу территориальных общин, что не позволяло нанести им решительное поражение.

Семейные отношения носили печать патриархальности. Адыгейка не была рабыней в полном смысле этого слова. В домашнем хозяйстве женщина играла главную роль. В семье, например, мать имела такой же авторитет, как и отец, почиталась благоговейно всем семейством. Однако она была окутана многочисленными запретами и правилами в семейных и общественных делах, не участвовала в аульских собраниях, не имела наследственных прав. Силен был обычай равенства врачующихся сторон. Князь мог жениться на девушке только из равного рода, крепостной - на крепостной, тфокотль - на тфокотле и т. д. С распространением ислама среди адыгов возникло многоженство. Имели место умыкание невест, уплата калыма, левиратство. Большое распространение имели гостеприимство, аталычество, взаимопомощь, патронатство, побратимство и другие национальные традиции адыгов, закрепленные в адатах-сводах "адыгэ хабзэ" ("адыгейский закон"), подтвержденных, но и несколько видоизмененных исламом.

2. Социально–экономическое развитие Кубани в конце XVIII – первой половине XIX в.

Особенности социально – экономического развития Кубани в данный период во многом определялись условиями, в которых происходило это развитие. В период кризиса феодально–крепостнической системы на южной окраине России в условиях постоянной военной опасности осваивались целинные земли, вырастали новые станицы, поселки, аулы, города, развивались производительные силы, и пустующий край преобразился.
Кубань в первой половине XIX века включала в себя территорию Черноморского казачьего войска, предгорное левобережье Кубани, заселенное западными адыгами, Черноморское побережье Кавказа от Анапы до северной границы Аджарии, часть правобережья Кубани( от устья Лабы до Ставрополя), названную Старой линией. В нее вошли Кубанский, Хоперский, Кавказский полки, составившие правый фланг образованного в 1832г. Кавказского линейного войска. В 1841г. эта территория расширилась за счет земель Закубанья. Равнина между реками Кубанью и Лабой названа Новой ( Лабинской) линией. Она соединилась со Старой линией и находилась в управлении Кавказского линейного войска. Территория больше 3 млн. десятин земли, 307 тыс. душ обоего пола население, казачество 97,8% ,полки насчитывали 122 тыс., 45 станиц, 127 хуторов, 203 зимовника.
Территория Черноморского казачьего войска составляла ок. 3 млн., население 180 тыс. человек, казачество 98,5 – 99,8 %.К 1851 г.  2 города – Екатеринодар, Ейск. 63 станицы, 9 поселков, 3 186 хуторов, 86 зимовников.
На Черноморском побережье 3 города – порта – Анапа, Новороссийск, Сухум-Кале и 5 станиц с населением 8 493 чел. Проживали адыги 700-750 тыс., ногайцы – 12 тыс., греки, крымские татары, армяне (1838г.  основано армянское с. Армавир), молдаване.
Таким образом, на территории Кубани в 50-е гг. XIX в. проживало уже более 1 млн. человек.
До середины XIX в. ведущей отраслью сельского хозяйства было животноводство – экстенсивное скотоводство и коневодство. В Черномории оно было развито лучше, т.к. у линейных казаков мешали частые набеги горцев. Скотоводство удовлетворяло потребности казачества в быту и на службе. Разводили лошадей, крупный рогатый скот , коз, овец. Лошадей разводили табунами, черноморские лошади неказисты, но выносливы и сильны – годились для кавалерии, артиллерии, работы в поле. Крупный рогатый скот – мясная серая порода, вывезенная из Запорожья. Овцы непородистые, с грубой шерстью, но выносливые. Давали мясо, шерсть, отличались высоким приплодом.
Основная масса скота находилась в руках зажиточного казачества. У бедняков часто не было даже тягловой рабочей силы. Плохое содержание, водопой из стоячих вод, скопление в гуртах вызывали болезни и падеж скота.
Горские крестьяне тоже занимались разведением скота, феодальная знать коневодством. У адыгов скотоводство было более развито в предгорной степной полосе.
Земледелие играет подсобную роль. Нетронутые земли покрывались высокими травами. Освоение свободных земель шло медленно. В Черномории из 2 млн. удобной земли использовалось только 6 %. К 1859г. – 18%. Урожаи получали невысокие. Землепользование велось без севооборотов,  с использованием залежной и переложной систем. Известный прогресс в 50-е гг., когда стали применять трехпольную систему. Переселенцы перенимали опыт ведения хозяйства у местных народов. На полях Черномории и Кавказской линии высевали: озимые пшеницу и рожь, яровые – рожь, пшеницу, просо, гречиху, овес, ячмень, горох. К 50-м гг. посевы увеличились в 5 раз, а сборы в 7 раз. На душу приходилось по 12 – 15 пудов зерна в год, а необходимо было 20. Часть зерна закупалась на рынках Ставропольской, Екатеринославской губерний и на Дону. В урожайные годы появлялись излишки, которые шли на продажу. Всего выращивали около 7,2 млн. пудов хлебов.
Выращивали коноплю для пряжи и масла, лен для технического масла. Важное место занимали огородные культуры, плодовые и картофель. Сажали капусту, помидоры, лук, чеснок, свеклу, хрен, редис, огурцы. Отводился участок под бахчу – арбузы. Дыни, тыквы. Урожайность картофеля невысокая – сам 3,4.
Успешно занимались садоводством. В Екатеринодаре учрежден войсковой сад с питомником ( 25 тыс. кустов виноградных лоз и 19 тыс. фруктовых деревьев). При каждой хате имелся небольшой сад. В 1850-53гг. из Крыма для черноморцев было привезено  240 тыс. виноградных лоз и чубуков. 1тыс. фруктовых деревьев и 2 тыс. прививочных фруктовых черенков.

Население Кубани занималось пчеловодством. Горцы давно разводили длиннохоботных пчел и использовали усовершенствованные ульи. Их опыт использовали русские переселенцы. Особое внимание уделялось пчеловодству в предгорных районах. Линейные казаки добывали 3,6 тыс. пудов меда; черноморцы 11,4 тыс. пудов.
Средний казачий двор имел обычно 2-3 лошади, 6-10 голов крупного рогатого скота,  8-10 овец. Были и казаки,  не  имеющие своего хозяйства, они нанимались на военную службу вместо богатых станичников, получая лошадь и военное снаряжение.
Землепользование было вольнозахватное, т.е. каждый занимал земли столько, сколько мог обработать. Зажиточные казаки заводили хутора. Первым просил разрешения правительства основать хутор З.Чепега. Ему был отведен участок по обоим берегам р.Кирпили вверх и вниз 12 верст( 1 в. = 1км 67 м),а в степь сколько потребно.
Промышленность развивалась медленно. Каждая станица имела своих кузнецов, столяров, плотников, каменщиков, мельников, ткачей, портных и сапожников. Женщины пряли лен, пеньку, ткали сукно и холстину, валяли и красили шерсть. В предгорных районах ремесло и промыслы были развиты сильнее. Заготавливали строевой лес, изделия из него.
Основная масса предприятий и заводов  была представлена маслобойными, кожевенными, салотопенными, гончарными, пивоваренными, кирпичными, мукомольными и др. предприятиями. Ремесленники сосредотачивались в основном в городах -  Екатеринодаре, Ейске. В этих городах к 1857г. имелось 5 салотопенных, 27 кожевенных, 67 маслобойных, 42 кирпичных, 3 гончарных, 1 пивоваренный завод.Для переработки зерна строились мельницы: водяные и ветряные.
К общевойсковым промыслам относились добыча нефти и соли. Добыча нефти на Таманском полуострове велась ручным способом и часто отдавалась войском на откуп частным лицам. В Черномории добыча нефти контролировалась войсковым правительством, направлялась команда казаков. С 1835 по 1843 г. было добыто 12,2 тыс. пудов нефти. Важное значение имела добыча соли. Она была необходима для рыбных промыслов, для обмена с горцами, для пополнения войсковой казны. В 1845г. в Черномории добыли 800 тыс. пудов соли,  в 1858г. (после Крымской войны) 163 тыс. пудов.    
Успешно развивались рыболовные промыслы. Казачество было наделено правительством правом беспошлинного рыболовства  в войсковых водах. Занимались рыболовством рядовые и старшины. Рыболовные заводы принадлежали старшине. В 1843г. выловили 17 тыс. пудов красной рыбы, 125 млн. штук белой рыбы. Доход 284 тыс. рублей. Белая – судак, тарань, сом, лещ, карп, шемая, сельдь. Красная – белуга, осетр, севрюга, стерлядь. Заводы были расположены на берегу Азовского моря,  в устье р. Протоки, в лиманах Горьком, Сладком, Чебургольском, на Ачуевской и Ясенской косах.
Постепенно развивается внутренняя и внешняя торговля. Определенную роль имел обмен хлеба у горцев на войсковую соль. Товарообмен происходил на мелких рынках и ярмарках. Ярмарки приурочивались к православным праздникам. Меновые дворы существовали для торговли с горцами. Кроме 4-х годовых ярмарок в Екатеринодаре начали действовать ярмарки в ст-х.: Старощербиновской, Калниболотской, Кущевской, Брюховецкой, Каневской. Ярмарки в Ейске проходили 2 раза в год – 9 мая и 1 сентября. Базары бывали 2 раза в неделю. Большую роль в торговле Кубани в 40-е гг. XIX в. начали играть порты Черного и Азовского морей. Так в Ейск в 1853г. прибыло 16 иностранных кораблей – вывезено в Англии., Францию, Турцию 93 тыс. пудов пшеницы на 62 тыс. рублей. Оживлению торговли способствовало открытие порта в Новороссийске(1845), Геленджике(1847).
Население в этот период не было единым в социальном плане. Состояло из казачества, государственных и крепостных крестьян, разночинцев, купцов, мещан и др. сословий. Формально казачье землепользование имело общинную форму. Фактически верхушка захватывала лучшие земли. Земля дана за военную службу, и казаки имели ее больше, чем крестьяне России.
Шел захват земель казачьими офицерами. В 1794 г. «Порядок общей пользы» закрепил право потомственного владения. В 1845 г. казачьи офицеры получили  потомственное дворянство. В первой половине XIX в. наблюдается рост служилого дворянства. Войсковые дворяне владели землей, юридически составляющую войсковую собственность. Принадлежащие им крепостные считались дворовыми, их число увеличивается (1828-920 дворовых, 1850-3,6 тыс.). Феодальная форма собственности землей за службу определяла права и привилегии казачества, их обязанности. Основная повинность – военная служба, на которую казак должен явиться с конем и в полном обмундировании. Пластунам требовалось – 20-30 рублей,  конным и артиллеристам – 80-100 рублей (средний годовой заработок казака не более 50 рублей в год). Служба рядовых длилась 30 лет: 25 полевая и 5 лет внутренняя (содержание дорог, почт и т.д.). В 1812 г. казаков, не имеющих домов и семей 4 062 человека(10,5% мужского населения) – «сирома».

1. Переселение казаков Черноморского войска на Кубань

В 1787 г. российская императрица Екатерина II предприняла свое знаменитое путешествие по южной России. По свидетельству первых историков Черномории Я.Г. Кухаренко и А.М. Туренко, 3 июля в Кременчуге князь Г.А. Потемкин представил ей ряд бывших запорожских старшин, которые и поднесли государыне прошение о восстановлении войска Запорожского (1). В этот период чаяния казачьей старшины удивительным образом совпадали с намерениями русского правительства. В преддверии надвигающейся войны с Турцией правительство изыскивало различные меры по усилению военного потенциала страны. Одной из таких мер явилось создание нескольких казачьих войск.

В ноябре 1788 г. в документах князя Г.А. Потемкина появляется выражение «черноморские казаки» (6). В декабре 1788 г. речь идет уже и о «Черноморском казачьем войске». Полное наименование звучало так: «Ея Императорского Величества войско верных Черноморских казаков».

Черноморское войско приняло участие в основных операциях русско-турецкой войны 1787-1791 гг. и к моменту ее окончания имело в своем составе приблизительно 12 тысяч человек. Следует учитывать, что списочный состав никогда не соответствовал наличному; а если исключить «престарелых, неспособных и малолетних» казаков, то количество реальных бойцов составляло примерно половину от внесенных в куренные «компуты».

В 1791 г. умер покровитель черноморских казаков князь Г.А. Потемкин. С его смертью черноморцы оказались в тяжелом положении: территория между Бугом и Днестром, выделенная им в 1790 г. для поселения войска, так и не была юридически закреплена за казаками. Черноморцы остро чувствовали все невзгоды своего положения и шаткость прав на забужские земли.

Уже с ноября 1791 г. войсковое руководство начинает активно ходатайствовать о выделении новых земель для поселения (7). Еще 14 января 1788 г. Екатерина II разрешила Г.А. Потемкину отвести земли казакам для поселения в Керченском куте или на Тамани, предоставив решение этого вопроса на усмотрение светлейшего (8). Кроме того, в 1790 г. князь подарил черноморцам свои рыбные ловли на Тамани. И вот теперь казаки просили выделить уже «ассигнованные» им земли.

И снова желания казаков и правительства совпали, поскольку последнее уже приступало к практической реализации своего плана военно-казачьей колонизации кубанских земель. В начале февраля 1792 г. в войске получают приказ о направлении депутатов для получения царской Грамоты на «новопожалованные» земли. На имя императрицы готовится специальное прошение, а руководителю делегации войсковому судье А.А. Головатому вручается специальная инструкция из 11 пунктов. Дипломатическая миссия А.А. Головатого увенчалась полным успехом: все главные просьбы казаков были удовлетворены. 30 июня 1792 г. последовал именной указ Сенату и почти идентичная по содержанию Высочайшая Грамота, в которой, в частности говорилось: «… Желая воздать заслугам войска Черноморского … Всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию с всею землею лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ея к Усть-Лабинскому Редуту – так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли…» (9).

Черноморское казачье войско имело гребную флотилию, пешие и конные полки, артиллерию, свой архив, администрацию. Переселить такую массу людей на Кубань было очень не просто.  По словам Ф.А. Щербины, Войсковое правительство выработало план переселения, решив переводить войско на Кубань несколькими партиями (10). Первым в путь должен был выступить казачий флот. Здесь следует оговориться, что переселение черноморских казаков на Тамань планировалось много раньше издания указа Сенату и Грамоты от 30 июня. Первое повеление о передвижении казачьей флотилии к Тамани последовало еще ранней весной 1792 г., но было приостановлено до получения надлежащих сведений о кубанской земле (11). Исследование Тамани, проведенное под руководством генерал-аншефа Коховского, показало, что земель острова явно недостаточно для поселения черноморского войска. Очевидно, вскоре после этого и последовало решение о выделении казакам просимых земель («Тамань с окрестностями оной» – так говорилось в прошении). В начале мая бригадир русского флота П.В. Пустошкин получил приказ «препроводить» казачью флотилию до Тамани; 13 мая он сообщил об этом в войско и затребовал данные о состоянии флотилии.

Из рапортов командиров флотилии видно, что часть лодок требовала серьезного ремонта, а часть оказалась «совсем неспособной к подчинке». 20 июля 1792 г. П.В. Пустошкин вместе с командиром казачьей флотилии С. Белым осмотрели в урочище Аджибей все суда и из 54 лодок выбрали только 26 «способных дойти до Тамани» (12). К этим 26 «способным» лодкам старой постройки были добавлены 24 новых лодки и 1 яхта, выстроенные самими казаками при урочище Фальче на реке Прут (13).

Починку и оснастку судов удалось завершить к 8 августа и в этот же день командующий походом бригадир П.В. Пустошкин с борта флагманского судна «Благовещение» отдал приказ командирам частей казачьей флотилии о готовности к походу и о правилах движения в пути (14). 16 августа  из Очаковского лимана к берегам Тамани двинулась огромная эскадра, включавшая в себя казачью флотилию из 50 лодок и 1 яхты, бригантину «Благовещение», на которой нес свой вымпел П.В. Пустошкин, 11 транспортных судов (перевозили часть людей и тяжелые пушки) и несколько «корсерских судов», в задачу которых входило охранять флотилию. Осторожно двигаясь вдоль берегов Крыма (лодки не предназначались для плавания в открытом море) флотилия 25 августа 1792 г.  благополучно достигла берегов Тамани.

Точную численность первого десанта установить, по-видимому, не удастся. 4 августа 1792 г. С. Белый рапортовал, что при флотилии «имеет ныне следовать старшин и казаков две тысячи восемьсот тринадцать человек» (15). Из текста не вполне ясно, учитываются ли здесь казаки, помещенные на транспортные суда. И самое главное – за две недели до отплытия это число могло измениться не раз.

В любом случае, гораздо предпочтительнее рапорт С. Белого от 10 сентября 1792 г. «о казаках находящихся на гребной флотилии при Тамани» (16): «Полковников - 4, старшин - 4, ассаулов – 4, хорунжих – 4, квартирмейстеров – 4, сотников – 51, атаман и пушкарь 21, канонир – 124, казаков – 3031. А всего 3247 человек».

увеличение численности произошло за счет шестисотенной команды полковника Кордовского, прибывшей на Тамань сухопутным путем через Крым.

Между 25 января и 20 февраля 1793 г. на Тамань прибыло еще 100 человек вместе с казначеем гребной флотилии. Численность казаков на Тамани достигла 3947 человек (17).

Между тем, после отплытия флотилии, кошевой атаман З.А. Чепега активно собирал в Слободзее конных Отряд З.А. Чепеги шел на Кубань длинным «северным маршрутом». Через Буг переправились в Соколах, через Днепр у Берислава, затем путь пролегал по землям бывшей Запорожской Сечи  и войска Донского. Переправившись через Дон в том месте, где вскоре будет основан г. Новочеркасск, Чепега 23 октября достиг границ войсковой земли. Вступив на пожалованную землю, отряд двинулся на Ейскую косу, где и остановился на зимовку в ханском городке (ныне на этом месте г. Ейск). В рапорте войскового правительства Таврическому губернатору С.С. Жегулину от 9 декабря 1792 г

10 мая 1793 г. конный отряд Чепеги выступил к южным рубежам войсковых земель на пограничную реку Кубань (20). Прибыв 19 мая к Усть-Лабинскому редуту, атаман рапортовал генерал-аншефу Гудовичу: «Вашему Превосходительству имею честь доложить, что я по исполнению воли Ея Императорского Величества для учреждения от Усть-Лабинского редута по реке Кубани пограничной стражи с конною командою прибыл. Всей команды налицо состоит старшин и казаков тысяча одинадцать человек» (21).

23 мая войсковому полковнику Кузьме Белому было поручено расставить кордоны вниз по Кубани от Воронежского редута до Казачьего ерика, кордоны вниз от Копыла устанавливал поручик Захарий Малый (22). Сам атаман З.А. Чепега с основными силами двигался следом за Кузьмой Белым. 9 или 10 июня он достиг местности, именуемой Карасунским Кутом. В письме к войсковому судье А.А. Головатому от 12 июля 1793 г. он сообщил о принятии важнейшего решения: «… уведомляю, что я расставивши по реке Кубану пограничную стражу, состою с правительством над оною при урочище Карасунском Куте, где и место сыскал под войсковой град» (23). Именно во второй половине 1793 г. состоялось фактическое и юридическое основание г. Екатеринодара (24).

… После ухода З.А. Чепеги из Слободзеи войсковой судья А.А. Головатый занялся подготовкой переселения оставшихся казаков и членов их семей. 1 января 1793 г. он предписал полковнику Л. Тиховскому оповестить всех казаков о готовности к походу. Войсковой судья заблаговременно предупредил должностных лиц о сроках и маршруте движения (25). Оставшаяся часть войска должна была следовать в 20 колоннах через Буг на Сокольский перевоз, а затем на Берислав. Общее количество людей в колоннах А. Головатый определил примерно в 5 тысяч человек. 26 апреля 1793 г. его отряд  выступил в поход. В авангарде, для отыскания водопоев и подножных кормов, шел старшина Танский. Войсковой судья прошел по маршруту З. Чепеги до Берислава, где разделил свой отряд. Три колонны пехоты и легкий обоз составили отряд войскового полковника И. Юзбаши, направившийся через Таврическую область на Керчь и Тамань. Остальные колонны из конных и семейных казаков вместе с тяжелым обозом составили отряд войскового полковника Л. Тиховского, который последовал и дальше путем З. Чепеги через Запорожье и Дон.

Сам А.А. Головатый двинулся через Крым, но не с колоннами Юзбаши, так как в Тамани оказался намного раньше его. Вероятно, войсковой судья шел ускоренным маршем с небольшим легким отрядом и прибыл в Тамань где-то в конце мая или самом начале июня 1793 г. Колонны И. Юзбаши прибыли на Тамань только 4 августа. Через шесть дней, 10 августа, реки Еи – северной границы войсковой земли – достигла первая колонна из отряда Тиховского.

По маршруту Тиховского двинулась затем на Кубань колонна войскового полковника Алексея Шульги. Она была сформирована из казаков, не успевших присоединиться в А.А. Головатому. Ее численность – около 100 человек. 11 сентября эта группа прибыла на Кубань. Мы можем указать еще, по крайней мере, на две небольшие организованные партии переселенцев. 6 июня 1793 г. выступил на Кубань небольшой отряд полкового хорунжего Орлова, составленный из старшин и казаков, проживавших в различных местах Таврической области. Войсковой есаул Сутыка, находившийся в Березанском Коше с «войсковыми тяжелостями», доставил их на обывательских подводах в Керчь, а оттуда на войсковых лодках в Тамань. В январе 1794 г. на Тамань с Сутыкою прибыло 142 казака (26).

В дальнейшем на Кубань идут казаки-одиночки, небольшие группы, отдельные семьи. Для препровождения их на новую родину в Бериславе был организован пересыльный пункт под командой полкового старшины Трофима Рохмановского.

И последний аспект переселения. После ухода на Кубань отряда войскового судьи А.А. Головатого в Слободзее осталась комиссия во главе с полковым есаулом, армии поручиком Ф.Я. Черненко, назначенная для сбора оставшихся казаков и отправки их на Кубань (27). Но далее события вышли из-под контроля войскового руководства. 7 июля 1794 г. генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев приказал всех черноморских казаков «бродивших по степям в поисках работы» определить гребцами на флот вице-адмирала Де-Рибаса. Последний потребовал от Ф.Я. Черненко немедленно начать сбор казаков в Хаджибее (Одесса) для службы на лодках Гребного флота. Возникла так называемая черноморская команда казаков, считавшаяся временно прикомандированной к Гребному флоту. Фактически только часть казаков находилась при лодках, большинство же выполняло строительные работы в гавани. Общая численность команды на январь 1795 г. составляла 1123 человек (из них на Гребном флоте на 10 казачьих лодках служили лишь 121).

Часть казаков указанной команды умерла от тяжелых работ, часть бежала, некоторые, получив земельные наделы (в том числе и сам Ф.Я. Черненко) осели на постоянное жительство в одесских предместьях. В 1797 г. Черноморскую команду официально расформировали. В октябре этого года 247 казаков команды добрались на Кубань (28). Сколько всего казаков перебралось на Кубань из партии, собранной Ф.Я. Черненко, установить трудно, в отдельных работах речь идет о тысяче человек.




1. забытым скандалом вокруг армии обезьянмутантов Сталина Дэвид Кетчпул Илья Иванович Иванов Прим.html
2. профилактического и стоматологического факультетов
3. Пояснительная записка Данный курс по выбору предназначен для формирования знаний студентов в области те
4. Природа Китая
5. Аллах
6. Кругооборот оборотных средств
7. Изучение истории в основной школе
8. ТЕМП СРЕДИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА 07 декабря 2013г.
9. вариант- Смешанная республика форма государственного правления находящаяся между президентской и парламе
10. прозрачность вот она то рассчитывается
11. Макроэкономика1
12. практикум 1. Классификация ЧС.html
13. Патогенетические механизмы аутоиммунного тиреоидита до конца не выяснены.
14. Учреждения организационноправовой аспект
15. своему уникален что дает возможность проявлять себя во многих областях преступной деятельности
16. 25-VII-1980 Почему все не так Вроде все как всегда- То же небо опять голубое Тот же лес тот же воздух
17. На тему- Калицивирусная инфекция Выполнил студент 4 курса 41б г
18. Факторами оказывающими влияние на здоровье населения являются- Генетические; Природноклиматическ
19. Тема- СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1
20. Государственный политический режим.html