Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 1. Роль эргономики в создании инструментов и средств труда

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Человеко-машинное взаимодействие (ЧМВ)

Лекция 1. Введение.

Тема 1. Роль эргономики в создании инструментов и средств труда. Цель, задачи и характеристика дисциплины. Терминология. Связь с другими дисциплинами специальности, в том числе с безопасностью труда, стандартизацией, метрологией, надежностью и качеством программного обеспечения (ПО).

Лекция 2.

Тема 2. Системный подход в изучении и проектировании человеко-машинных систем (ЧМС). Распределение функций между человеком и машиной. Основы теории деятельности Ф.Тейлора в системах организации производства и труда. Математические модели и описания человека-оператора и пользователя ПО.

Человеко-машинное взаимодействие - дисциплина, изучающая процессы взаимодействия человека с техническими средствами "машиной". Под машиной в широком смысле понимаются средства и предметы труда, орудия, инструменты, машины, АСУ, компьютерами, включая ПО. Взаимодействуя с машиной, человек перерабатывает полученную информацию и принимает решения.

Характеристики и возможности каждой части этой человеко-машинной (эргатической) системы совершенно различны. Надо знать и учитывать способы переработки информации не только машиной, но и человеком.

Знания и методы этой дисциплины используются при разработке (проектировании и создании) различных автоматизированных систем управления (АСУ), компьютерных систем и ПО с учетом возможностей человека (пользователя).

Для этого ЧМВ объединяет и использует знания из различных наук: - информатики, - эргономики, - инженерной психологии, - когнетики (теории познания), - проектирования ПО и компьютерных систем, - организации бизнеса, системного анализа, - управления процессами (автоматики), - надёжности, и - промышленного дизайна.

Поэтому современный специалист в области компьютерных технологий должен уметь проектировать качественный и эффективный интерфейс создаваемого ПО.

ЧМВ - федеральная дисциплина.

Любому современному человеку приходится взаимодействовать с массой технических устройств: компьютер, сотовый телефон, транспорт, оборудование на производстве и т. д.

Безопасность человека при этом зависит как от качества проектирования самого устройства, так и от характера человеческого взаимодействия с технической системой.

Человек – существо социальное, (люди объединены в группы для достижения различных целей (социальных, производственных, боевых и т. д.)). Такие группы людей, вооружённые соответствующими техническими средствами, образуют сложные социо-технические (эргатические) системы. Оказывается, что риски, связанные с эксплуатацией и развитием подобных систем растут пропорционально сложности этих систем. Соответственно возрастает и урон, который может нанести потенциальная авария.

Поэтому надо учитывать человеческие факторы, влияющие на безопасность эргатических систем, а также иметь представление о прикладных дисциплинах (эргономика и юзабилити).

Цель и задачи дисциплины.

Целями изучения дисциплины является освоение основ эргономики, инженерной психологии и информационного взаимодействием человека с техникой в человеко-машинных системах (ЧМС), каковыми являются различные АСУ и программное обеспечение (ПО).

Дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и обеспечивает фундаментальную подготовку специалиста в области профессионального проектирования и создания пользовательских интерфейсов.

Задачами дисциплины являются изучение:

- возможностей и характеристик человека по восприятию и переработке информации в трудовом процессе его взаимодействия с техникой, АСУ и ПО;

- математических моделей и описаний человека, его психо-физиологии и моторной деятельности;

- восприятия информации и физиологии зрения;

- моделей умственной деятельности, когнитивной психологии, механизмов памяти и т.н. локуса внимания;

- стандартов и требований к эргономическим показателям качества ПО;

- влияние человека на надежность человеко-машинных систем;

- рекомендаций по проектированию пользовательских интерфейсов АСУ и ПО.

Круг изучаемых вопросов данной дисциплины тесно связан с другими обще-профессиональными и специальными дисциплинами:

- Технология разработки программного обеспечения;

- Автоматизированные системы управления технологическими процессами;

- Автоматизированные системы управления производством;

- Операционные системы;  - Компьютерная графика;  - Интернет-технологии;

- Метрология, стандартизация и сертификация;

- Безопасность жизнедеятельности;

- Организация и планирование производства.

Полученные студентом при изучении данной дисциплины знания будут использоваться для проектирования и создания пользовательских интерфейсов, как при дипломном проектировании, так и в его будущей профессиональной деятельности.

Терминология.

Эргономика («эрго» - работа, «номос» - закон) – наука, изучающая трудовые процессы взаимодействия человека с предметами и средствами труда (начиная с лопаты, заканчивая пунктом управления).

В частности она занимается проектированием орудий и средств труда. Типичная задача эргономики - распределение функций между человеком и "машиной".

(Для справки. Экономика («экос» - дом) – домоводство. Экология – наука о местопребывании, о среде.)

По мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.

Эргономику иногда называют инженерной психологией. Занимается изучением возможностей человека и проектированием пунктов управления, систем отображения информации с учётом мыслительных возможностей человека.

В английском языке слово DISIGNER означает:

  1.  конструктор
  2.  проектировщик
  3.  архитектор.

В России слово Дизайнер –  понимают как художник-конструктор, т.е. специалист, который кроме инженерного дела и технических наук имеет художественные способности для оформления внешнего вида.

WEB-дизайн

Web-usability – практичность пользовательского интерфейса.

В некоторых справочниках эргономику относят к кибернетическим наукам.

Кибернетика – наука об управлении и связи в живых организмах и в технических системах.

Эргономика получила широкое распространение в связи с:

  1.  созданием орудий и средств труда;
  2.  проектированием систем отображения информации (СОИ);
  3.  созданием систем управления объектами транспорта (наземного и аэрокосмического);
  4.  созданием военных систем;
  5.  созданием пунктов и систем управления производственными объектами, ЦПУ, диспетчерские;
  6.  Созданием интерфейсов ПО и WEB-дизайна.

При анализе аварий транспортных систем от 40-70% считается по вине человека. На самом деле виноват проектировщик и конструктор, который не учел возможность таких аварий.

В 50-60 гг. XX века было обнаружено, что человеческие возможности в трудовых процессах ограниченны и что их нужно учитывать при конструировании средств труда.

Было замечено, что от взаимодействия человека с машиной зависит эффективность, производительность  труда, надёжность и безопасность решаемых задач.

Понятие Интерфейс – различают:

  1.  Эргономический (лицо программы)
  2.  Аппаратный
  3.  Межпрограммный
  4.  Интерфейс подпрограммы

До сих пор отредактировал

Примерные темы дисциплины

  1.  Цели и задачи. Терминология
  2.  Связь с другими дисциплинами специальности
  3.  Системный подход в конструировании, проектировании и ПО
  4.  Принципы проектирования и управления объектами и документами
  5.  Организация проектно-сметного дела
  6.  Условия зрительной работы
  7.  Особенности умственной работы человека. Эргономика и когнетика. Локус внимания.
  8.  СОИ включающие органы контроля и управления.
  9.  Характеристики человека-оператора (информационные, временные, психологические, надёжные)
  10.  Требования и рекомендации по проектированию, конструированию и дизайну ПО
  11.  Математические модели описания человека (информационные, умственные, вероятностные, надёжностные)
  12.  Рекомендации по созданию пользовательского интерфейса.

Связь ЧМВ с другими дисциплинами

Системный подход в изучении и проектировании человеко-машинных систем. Связь с другими дисциплинами специальности:, АСУ, ТРПО, , надежность и качество ПО,  Web-дизайн и Usability.

1. Стандартизация, метрология и сертификация

  1.  БЖД (техника безопасности и охрана труда)
  2.  ООПТ
  3.  Организация и планирование производства
  4.  ТРПО
  5.  АСУТП, АСУП
  6.  Компьютерное моделирование

Компьютерная графика

Стандартизация, метрология и сертификация

Стандарт – образец.

Стандартизация – устройство и соблюдение правил. Документы, которые обязательны к исполнению. К ним относятся стандарты, ГОСТы, ТУ, ИСО, МЭКСЭВ.

ТУ – нормативно-технический документ. Требования на технологию производства.

Нормали, СН, СНИП, СанПин – рекомендательные документы.

ОСТ (отраслевые стандарты) – в разных отраслях

ОСТ 25.N – АСУ – в данной области техники.

Некоторые ТУ, нормали ужесточают требования, некоторые ослабляют.

Стандартизация бывает международной, рекомендательной, характерной.

Метрология – наука об измерениях

Сертификат – документ подтверждающий количество любой продукции.

БЖД

ООПТ – автоматчики лучше знают технологию, чем технологи. Чтобы получить хорошую продукцию нужно глубоко знать предметную область.

Г. Форд – создал конвейер – система для производства изделий. Организовал поточное производство, в котором все операции по изготовлению изделия рассчитаны.

В создании ПО должна быть определена организация труда.

В эргономике также нужно измерять труд.

НОТ – научная организация труда.

Компьютерное моделирование – во всех делах широко используются мат. модели для описания процессов, модели системы управления, модели человека для расчётов, принятия решений.

Новый импульс развития эргономика получила при создании современного ПО, Web-дизайн, Usability.

Инженерный портал Usability: экспертиза качества ПО. Usability.ru.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.

ПО создаётся для автоматизированных систем (АСУ, АСУП, САПР, АСНИ) и в той или иной степени для моделирования сущности реального мира.

Проекты современных технических объектов чрезвычайно сложны. Это обстоятельство сильно затрудняет их создание из-за проблемы преодоления сложности как таковой. Современное ПО становится настолько сложным, что изучение его не всегда поддаётся осознанию одним человеком. Частично эта проблема определена с помощью объектно-ориентированного подхода (ООП).

Сложная (или большая) система характеризуется рядом признаков:

  1.  Система создаётся людьми из различных частей, изделий, материалов и предназначена для достижения определённых целей.
    1.  Система состоит из отдельных иерархически взаимосвязанных подсистем (элементов), взаимодействующих как единое целое.
    2.  Любая система характеризуется набором целевых показателей и ограничений.

4)  Система взаимодействует с окружающей средой и включает в себя людей в качестве элементов

5)  Система подвержена воздействию внешних случайных факторов

6) Любая работоспособная система является результатом развития, работавшей ранее более простой системы.

Иерархия сложных систем предполагает

а) уровень структурно-организационный

б) уровень описания или абстрагирования

в) функциональный.

В свою очередь в каждом структурном уровне можно выделить иерархичность описания

1. Информационные  

2. Математические

3. Описание функциональной структуры

При создании сложных систем используется ряд принципов.

  1.  Принцип иерархической декомпозиции
  2.  Принцип неизбежности изменений (старение, моральный износ)
  3.   Принцип ограниченного многообразия
  4.  Агрегатирование
  5.  Специализация и координация
  6.  Целесообразность и оптимальность
  7.  Моделирование
  8.  Фундаментальный принцип управления – закон обратной связи.

Принцип положен в основу всех АСУ. В системах с ООС возможно возникновение неустойчивых режимов, а так же проблемы управляемости, наблюдаемости.

Показатели эффективности систем.

  1.  Работоспособность, мощность, частота
  2.  Стоимость, включая проектирование, изготовление и эксплуатацию. Определяющую роль играют затраты на ремонт и эксплутационные.
  3.  Время. Проектирования, изготовления, эксплуатации. Скорость НТП такова, что проект морально устаревает до начала его исполнения.
  4.  Надёжность
  5.  Удобство в эксплуатации.




1. Пчелы
2. Охорона праці та БЖД ІНДИВІДУАЛЬНЕ ЗАВДАННЯ з дисципліни Охорона праці в галузі Ст
3. паро или пылевоздушного облака а также тепловое излучение пожаров
4. 1ЛИЧНЫЕ данные адрес и телефон 2РАБОТА ЦЕЛИ 3ОБРАЗОВАНИЕ 4ОПЫТ работы 5НАВЫКИ 6ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
5. 99 ВВР 1999 N 910 ст
6. на тему- Молодь та наркотики Підготувала- студентка ІIIго курсу групи Ю42 Слушинська Настя.
7. Школа ДЭИР МЕТОДИКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЧИСТКИ ПОМЕЩЕНИЙавтор метода А
8. Тема- Способности и интеллект Ф
9. 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА САМОИНДУКЦИИ МЕТОДОМ ЖУБЕРА ЦЕЛЬ РАБОТЫ Исследовать зависимость коэффи
10. Тема- Космическое путешествие Программное содержание- Совершенствовать умения детей в звуковом анализ
11. Природа расовых катастроф в мировой цивилизации.html
12. N. Глава 1. Как много у вас знакомых А многих ли из них вы знаете понастоящему Обычный день
13. Сентиментализм в России
14. Игра крестикинолики
15. Сочинение- Внутренний водопровод и канализация жилого дома
16.  __2_ _декабря_2013 г
17. Определение издержек, абсолютного прироста и затрат
18. Dog from P.Gmc. khunds cf. Ger
19. Ведение процесса в защиту чужих прав
20. ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ Научный руководитель Уфа 2013 ОГЛАВЛЕ