Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Первый социологический прогноз дал основатель социологии О.Конт. Он утверждал, что религия будет вытеснена и заменена наукой. Обществу необходим идеал, способный побудить к альтруизму, самопожертвованию, великодушию. Поэтому Конт предложил новую, рациональную религию, соответствующую характеру и потребностям позитивной стадии истории. Эта религия оказалась в основе своей моралью. Объектом религиозного почитания должно стать будущее.
Второй социологической теорией, прогнозирующей исчезновение религии была теория Маркса. В религии Маркс видел проявление отчуждения. С победой коммунизма религия как иллюзорное сознание уступит место адекватному восприятию жизни. Общество созревает в процессе исторического развития для того, чтобы перестать утешаться иллюзиями и ликвидировать тот превратный мир, который создает потребность в иллюзиях.
Третья теория утраты священного принадлежит Веберу. Он полагал, что господство в современном мире технологии и бюрократии неизбежно суживает человеческий опыт, ограничивая человеческое сознание прагматическими интересами, заботой о пользе и комфорте, а в конечном счете создает полностью «заорганизованное» общество, в котором все распланировано и обобществленно. Вебера страшила перспектива угасания в таком мире великих человеческих страстей. Он назвал этот процесс утраты иллюзии «расколдовыванием» мира.
Дюркгейм отмечал, что в религии есть нечто вечное в ней воплощен социальный опыт. Это не иллюзия и не ложное объяснение мира. Исторически религия связана с развитием науки и культуры. Она способна пробуждать в людях социальную энергию, нечто такое что выходит за рамки индивидуальных побуждений и интересов. Но для современного общества, говорил Дюркгейм, традиционные религии мало интересны и привлекательны. Традиционные религии не отвечают больше социальному опыту современного человека. Ему нужны другие религии, так как без священных вещей общество жить не может, сама потребность в сакральном отмереть не может. Современное общество может жить без веры в трансцендентного Бога теизма.
Зиммель констатирует кризис теизма. Традиционные способы освящения мира утратили сакральный смысл для большинства современных людей, причем и для тех, кто старается связь сохранить. Теолог Тиллих также говорит о необходимости преодоления теизма. Будущее религии за пределами теизма. Пустой теизм заключается в том, что религиозные люди просто не представляют как жить без Бога, они испытывают в этом потребность. Однако это необходимо преодолеть в силу несостоятельности. Такой теизм не способен достигнуть состояния веры. Вера в такого Бога расплывчата и беспомощна.
Американские социологи связывают будущий облик с масштабной культурной трансформацией, означающей появление нового общества, которое выйдет за пределы, где правят политическая власть, богатство и факторы, их порождающие, и поднимется на уровень ценностных приверженностей и механизмов влияния. Это общество будет нуждаться в недогматических системах мысли с высоким уровнем самосознания. Обновление религии возможно лишь на пути обретения нового опыта в условиях глобализации. Будущее религии зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответы на вопрос, что значит быть человеком в мире, в котором мы сейчас живем.