У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Мировая и национальная культура является формирование у студентов комплексных знаний призванных помочь о

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Введение

Целью учебной дисциплины «Мировая и национальная культура» является формирование у студентов комплексных знаний, призванных помочь ориентироваться в разнообразии мирового культурно-исторического развития. Выдвижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- Ознакомление с основными хронологическими этапами и художественными направлениями мировой культуры.

- Практическое применение теоретических знаний, приобретённых при изучении дисциплины «Культурология».

- Культурно-эстетическое воспитание. Ориентация студентов на гуманитарные ценности.

Студент должен знать:

- качественные изменения материальной, социальной, духовной и политической сфер общественной деятельности в ходе мирового культурно-исторического процесса;

- специфику развития отдельных стран в рамках одного хронологического периода;

- основные стили и направления в искусстве, характерные для каждой из рассматриваемой культурно-исторической эпохи.

Студент должен уметь:

- проводить сравнительный анализ различных культурно-исторических эпох, выделять общее и особенное;

- видеть своеобразие культур разных стран, хронологически относящихся к одному периоду;

- характеризовать основные стили и направления мировой культуры;

- определить место и роль России в мировой культуре, оценивать возможные перспективы её развития с учётом исторического прошлого.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ I

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУРСА

   Содержание учебной дисциплины. Понятие культуры. Типология культур (по территориальному и хронологическому основаниям).

Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать») — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.

Типология культур, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские);

региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

регионально-этническая особенность (русская, французская);

принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (обыденная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.

Наиболее распространенной является типология культур по хронологическо-временному основанию: культура первых людей (древняя или первобытная культура); античный тип культуры; культура средневековья; культура Возрождения; культура Просвещения; культура Нового времени и т.п.   

ТЕМА 2

ПЕРВОБЫТНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА

Периодизация истории культуры первобытного общества: историческая; археологическая, антропологическая

Проблема происхождения человека

Основные этапы антропосоциогенеза. Формирование Homo sapience. Эволюционная теория Ч. Дарвина [«Происхождение человека и половой подбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872)]. Трудовая теория Ф. Энгельса и К. Маркса [«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876)].

Палеолит

Основные виды деятельности: рыболовство, охота (групповая, загонная), собирательство. Семейно-брачные отношения. Промискуитет. Формирование родовой общины. Матриархат. Экзогамия. Первое разделение труда. Орудия труда односоставные. Зарождение домостроительства и искусства. Наскальная живопись. «Палеолитические Венеры».

Мезолит

Технические достижения эпохи мезолита: составные орудия труда, лук и стрелы, челны и сети. Поиски новых форм хозяйства: индивидуальная охота; одомашнивание животных, зарождение скотоводства. Развитие практических знаний об окружающем мире: ориентация на местности, свойства растений и минералов, навыки медицины. Семейно-брачные отношения: усложнение экзогамии, полиандрия, полигиния, сорорат, левират, гетеризм. Родоплеменная организация и структура власти. Общинная демократия. Система табу.

Неолит

Технические достижения эпохи неолита: изменения в технике изготовления орудий труда, появление шлифовки и полировки камня; изобретение гончарного круга; прядение и ткачество. «Неолитическая революция» - переход от присваивающего хозяйства к производящему (появление земледелия и скотоводства). Развитие оседлости. Семейно-брачные отношения и родоплеменная организация структуры власти позднееродовой общины. Накопление рациональных знаний.

Энеолит

Разложение первобытного общества. Освоение металлов. Второе (земледелие отделяется от скотоводства) и третье (ремесло отделяется от сельского хозяйства) разделение труда. Изменения в общественной и социальной сфере. Появление наряду с коллективной индивидуальной собственности. Моногамная нуклиарная семья. На смену родовой общине приходит соседская община. Патриархат или поздний матриархат. Переход от общинной демократии к военной демократии. Возникновение государства, его признаки. Духовная культура. Письменность: пиктография, идеография, алфавитное письмо. Религиозные представления: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, мантика, политеизм, зооморфизм, антропоморфизм.

ТЕМА 3

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

Культура Древнего Египта

Эпоха энеолита. Египет в период Раннего и Древнего царства. Природные условия и формирование ранней государственности в Египте. Плодородие почв и регулярный разлив Нила. Обилие природных материалов и ресурсов. Богатый животный и растительный мир. Скотоводческое и земледельческое освоение нильской долины. Образование номовых государств. Различия в хозяйственном развитии Верхнего и Нижнего Египта. Формирование централизованного государства. Создание единой ирригационной системы. Освоение каменного строительства. Древнейшие органы власти. Формирование бюрократического аппарата. Обожествление фараона. Складывание древневосточной деспотии.

Бронзовый век. Египет в период Среднего царства. Децентрализация и распад Египта на номы. Преобладание Гераклеополя. Возвышение Фив и новое объединение Египта. Ослабление власти фараонов. Возвышение бога Амона и фиванского жречества. Выдвижение средних слоев (неджес). Развитие ремесел, освоение бронзы. Торговые экспедиции и военные походы. Упадок государства и завоевание Египта гиксосами.

Железный век. Египет эпохи Нового царства. Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Экономический подъем. Усовершенствование орудий труда. Достижения в сельском хозяйстве и ремеслах. Развитие военного дела. Превращение Египта в военную державу.

Египет Позднего царства. Египет из внешнеполитического агрессора превращается в объект завоеваний ливийцев, эфиопов, ассирийцев и позже персов.

Основные достижения Египетской культуры. Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества. Египетская мифология. Важнейшие культы. Культ солнца. Заупокойный культ. Храмы и роль жречества. Египетская письменность: иероглифика, иератика, демотика. Художественная литература: сказки, поучения, лирика. Научно-практические знания египтян: математика, астрономия, медицина. Система образования. Египетская архитектура. Скульптура и живопись.

Культура Древней Месопотамии

Шумерская цивилизация. Режим паводков Тигра и Евфрата. Скудность запасов природных материалов (глина, асфальт, тростник). Географическая открытость региона. Пестрота этнического состава населения долины. Убейдская культура. Урукская культура. Развитие ирригационного земледелия, ремесел, транспорта, торговли. Образование городов-государств. Правители (энси) и цари (лугали). Сакрализация власти правителей. Возвышение Лагаша. Аккакдский период. Древневосточная деспотия при Саргоне Аккадском. Усиление централизации при III династии Ура.

Достижения Шумерской цивилизации. Религия Шумера. Представления о смерти и загробном мире. Идея обожествления царей. Мифы о золотом веке и потопе. Эпос о Гильгамеше. Изобретение письменности. Клинопись. Глиняные книги. Библиотеки. Архивы. Эдуба школа подготовки писцов. Систематизация научных знаний: календарь, математика, астрономия, медицина, география, начала филологии.

Вавилонская цивилизация. Возвышение Вавилона. Царь Хаммурапи. Общество и государство. Законы Хаммурапи первый секуляризованный свод законов. Рост патриархальных традиций. Религия Вавилона. Повышение роли личных и семейных богов. Культ Мардука и его связь с культом царской власти. Специфика культа Иштар. Светская и культовая литература. Разработка лунного календаря. Исключительное положение астрологии. Шестидесятеричная система счета. Государственные, храмовые и частные школы. Архитектура, скульптура.

Культура Древней Индии

Возникновение цивилизации в Индии. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и климат. Аллювиальные равнины Инда и Ганга. Первые земледельческие поселения в долине Инда. Городские центры Мохеджо-Даро и Хараппа. Экономическое развитие: сельское хозяйство, ремесла, торговля. Градостроительная культура и особенности планировки. Внешние контакты центров Индской цивилизации. Упадок цивилизации и его причины.

Ведийская эпоха. Переселение индоариев. Хозяйственное освоение долины Ганга. Начало железного века в Индии. Развитие земледелия и скотоводства. Рост городов центров ремесла и торговли. Появление металлической монеты. От семейной общины к сельской. Патриархальная семья. Сословное деление общества (Варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Отличительные черты древнеиндийского рабства. Государство и власть в долине Ганга. Политическая нестабильность. Ведическая религия и культура, культы огня и предков. Брахманы и священное знание. Учение о бессмертии душ. Карма.

Держава Маурьев. Ашока и объединение Индии. Строительство городов. Государственная власть и управление. Внутренняя и внешняя торговля. Превращение буддизма в государственную религию. Образ жизни и обязанности индийцев. Исполнение нравственного закона и поведения (дхарма). Достижения древних индийцев в математике, медицине, астрономии и лингвистике. Аюрведа наука о долголетии.

Культура Древнего Китая

Период Шань – Инь. Век зеленой бронзы. Земледелие и скотоводство. Развитие ремесел. Металлургия и шелкопрядение. Общинное землевладение. Патриархальная семья. Политическая организация общества. Формирование деспотической государственности. Функции шанского правителя (вана). Китайское войско и завоевание горных районов. Культ предков-покровителей. Гадания и гадатели.

Эпоха Западная Чжоу. Государство в бассейне Желтой реки. Развитие земледелия. Образование объединенного государства. Учение о божественном происхождении царственности. Небесный мандат. Правитель сын Неба. Специфика китайской общины. Пять социальных групп. Аристократическое чиновничество. Борьба с кочевниками. Сепаратизм знати. Внутриполитический кризис. Распад централизованного государства. Борьба княжеств за власть.

Эпоха Восточная Чжоу. Железный век. Расширение территории. Развитие культуры поливного земледелия. Развитие товарно-денежных отношений. Военная организация царств. Искусство фортификационного строительства. Введение металлической монеты. Идеологическая борьба в Китае. Конфуцианство школа служилых людей. Социальный идеал и порядок. Конфуцианское воспитание и образование. Конфуцианство как регулятор жизни. Китайские церемонии. Даосизм. Теория гуманного управления.

Эпоха Цинь. Возвышение княжества Цинь. Сановник Шан Ян и его реформы (земельная, налоговая, административная). Система поручительства. Развитие теории легизма. Династия Цинь. Частное землевладение и ростовщичество. Причины и условия объединения Китая. Строительство Великой Китайской стены. Реформы Цинь Ши хуанди. Критерий знатности богатство и личные заслуги перед императором. Господство военно-бюрократической знати. Политическая оппозиция и гражданская война. Падение династии Цинь.

Основные культурные достижения. Иероглифическая письменность. Изобретение бумаги. Китайская литература. Знания древних китайцев: основы статистики, математики, календарная система, медицина. Религиозно-философская мысль. Архитектура, скульптура, музыка. Китайские шелка и художественная керамика.

ТЕМА 4

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Древняя Греция

Границы Греции. Географическое положение и природа Греции. Периодизация культуры Древней Греции.

Бронзовый век. Кикладская (остров Фера), Минойская (остров Крит, сосредоточение жизни в дворцовом комплексе, теократическая форма государственного устройства) и Микенская культуры. Взаимодействие с древневосточными цивилизациями. Развитие мореплавания и морской торговли. Морской тип цивилизации.

Железный век. «Темные века» или Гомеровский период в истории Греции. Сокращение числа поселений. Упадок материальной культуры. Развитие индустрии железа. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Архаический период. Образование городов-государств. Складывание полисной системы. Три принципа полиса: автономия, автаркия, элевтерия. Три основы полиса: экономическая, политическая, социальная. Полисная система ценностей и мораль. Два типа полиса: демократический (Афины) и олигархический (Спарта). Политеизм греческой религии. Мифология. Натурфилософия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Литература. Поэмы Гесиода (VIIIVII вв. до н.э.) «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». Лирическая поэзия Сафо (VIIVI вв. до н.э.) и др. Возникновение греческого театра. Скульптура. Архитектура: дорический и ионический архитектурный ордер. Вазопись. Чёрнофигурная и краснофигурная керамика.   

Классический период. Греко-персидские войны. Пелопонесская война: противостояние Афин и Спарты. Кризис полисной системы. Города Эллады подчиняются Македонии. Походы Александра Македонского на Восток. Философские концепции Демокрита (ок. 470 или 460 гг. до н.э. – ум. в глубокой старости). Сократа (469 – 399 гг. до н.э.), Платона (429 – 384 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Основные литературные жанры трагедия [трагедия Эсхила (525 – 456 гг. до н.э.) «Прометей прикованный»], драма [драма Еврипида (ок. 480 – 460 гг. до н.э.) «Медея» и «Ипполит»], комедия [комедии Аристофана (ок. 445 – ок. 385 гг. до н.э.) «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.]. Развитие исторического жанра. Отец истории Геродот (484 – 430 гг. до н.э.). «История Пелопонесской войны» Фукидида (ок. 460 – 400 гг. до н.э.). Расцвет реалистической скульптуры и живописи. В архитектуре появление Коринфского ордера.  

Эллинистический период. Развитие науки Архимед (ок. 287 – 212 гг. до н.э.) и Евклид (III в. До н.э.)

Древний Рим

Природные условия Аппенинского полуострова. Этрусская цивилизация. Периодизация культуры Древнего Рима.

Архаический (царский) период. Возникновение города Рима. Римские цари. Сенат и народное собрание. Религиозные воззрения. Влияние Греческой мифологии на складывание пантеона римских божеств. Гадания.

Эпоха республики. Становление Римской республики. Государственный строй: комиции, Сенат, магистратуры. Борьба плебеев с патрициями. Римская армия и ее организация. Служба в армии почетная обязанность. Завоевание Римом Средиземноморья. Обострение социальных противоречий в римском обществе. Последствия римских завоеваний: развитие товарно-денежных отношений, приток рабов, разорение крестьян, образование вилл. Письменность. Латинский алфавит. Ораторское искусство и риторика (Цицерон). Театр. Литература. Архитектура. Применение бетона при строительстве. Новые типы зданий: базилики, амфитеатры, цирки, термы, библиотеки, триумфальные арки. Скульптура: портретные статуи.

Эпоха империи. Принципат и доминат. Великое переселение народов. Христианство в условиях кризиса римского общества и государства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную.

ТЕМА 5

КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Хронологические рамки эпохи Средних веков.

Характеристика феодализма. Натуральное хозяйство. Условный характер земельного владения. Вассально-ленные отношения.  Политическое господство военного сословия. Сословная иерархия. Корпоративизм западноевропейского общества отличительная черта Западноевропейской средневековой цивилизации. Виды корпораций: сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, города.

Формы государственного устройства средневековой Европы: варварские государства, сеньориальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия.   

Господство религиозного типа мировоззрения. Духовное объединение Западной Европы в единый христианский мир. Интегрирующая и стабилизирующая роль религии. Церковная организация и церковная власть. Взаимоотношения церкви и государства в философских концепциях Августина Блаженного (354 – 430) [трактат «О граде божьем» (410)] и Фомы Аквинского (1227 – 1274) [трактат «О правлении государей»].

Рыцарство. Образ жизни рыцаря и его воспитание. Рыцарская культура. Рыцарский турнир и рыцарский замок.

Развитие товарно-денежных отношений и рост городов в X - XI вв. Строительный бум. Превращение городов в центры ремесла и торговли. Организация ремесленного производства. Социальная стратификация средневекового города. Система управления. Выделение горожан в особую социальную категорию. Особенности городской идеологии и духовной культуры. Взаимоотношения между городом и замком. Средневековый городской быт. Внешний вид средневекового города. Романский и готический стили в архитектуре.

Процесс первоначального накопления капитала. Великие географические открытия. Христофор Колумб и открытие Нового света. Васко да Гама и морской путь в Индию. Фердинанд Магеллан и первое кругосветное путешествие. Последствия Великих географических открытий. Формирование новой картины мира. Начало создания океанической глобальной цивилизации. Влияние колониальной экспансии на экономическое развитие ведущих стран Европы: промышленность, торговля, кредитно-финансовые отношения. Научно-технические достижения и их внедрение в производство. Переход от ручного труда к машинному. Складывание крупного землевладения за счёт обезземеливания крестьян. Изменения в социальной структуре средневекового общества, появление буржуазии и пролетариата.

Изменения в духовной сфере. Эпоха Возрождения. Гуманизм. Литература: Вильям Шекспир (1564 – 1616) «Ромео и Джульетта», «Гамлет»; Мигель де Сервантес Сааведра (1547 – 1616) «Дон-Кихот». Архитектура, скульптура, живопись: Леонардо да Винчи (1452 – 1519); Рафаэль Санти (1483 – 1520); Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564).

Капиталистическое предпринимательство. Развитие духа наживы. Общество, ориентированное на успех в земных делах. Протестантская этика и переоценка основных жизненных ценностей. Реформация и Контрреформация. Стиль барокко в архитектуре, скульптуре и живописи.

Абсолютизм. Развитие классицизма в архитектуре, скульптуре и живописи. Литература. Мольер (Жан-Баттист Поклен) (1622 – 1673) [«Тартюф», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве»].

Наука XVI-XVII вв. Успехи естествознания. Расцвет натурфилософии. Новые открытия в астрономии. Гелиоцентрическая система Николая Коперника. Научный вклад Джордано Бруно, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера в создание новой астрономической теории. Введение нового календаря. Перелом в развитии математики, физики и механики.

ТЕМА 6

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Европейский Запад: время перемен. Новое время – эпоха революций: научной, технической, промышленной, культурной, политической. Новая система представлений о предназначении человека. Изменение отношения к власти. Человек эпохи Нового времени. Трудолюбие и предприимчивость формируют новый тип человека: всем обязан самому себе; смысл жизни страсть к обогащению. Критерий успеха – деньги. Время деньги, как лозунг эпохи.

Эпоха Просвещения. Рациональный способ восприятия мира. Философская теория Джона Локка. Идея прогресса. Экономическое учение Адама Смита. Просветительские теории государственного устройства. Общественный договор, разделение властей. Политический идеал просвещенной монархии Вольтера. Шарль Монтескье и теория разделения властей. Идея народного суверенитета в политико-правовой концепции Жан-Жака Руссо. Деятельность и взгляды энциклопедистов (Дени Дидро). Влияние эпохи Просвещения на историческое развитие Европы и Северной Америки. Революции в США и во Франции. Демократизация политических структур. Секуляризация общественной жизни.

Просветительский реализм в литературе: Даниэль Дефо (1661 – 1731) «Робинзон Крузо»; Джонатан Свифт (1667 – 1745) «Путешествия Гулливера». Реалистические направления в живописи: Гойя (1746 – 1828) и Гюстав Курбе (1819 – 1877). Эпоха революций положила начало новому художественному направлению – романтизму. Представители литературы Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824) и Виктор Гюго (1802 – 1885) («Собор Парижской Богоматери»), представители живописи Эжен Делакруа (1798 – 1863).

Расцвет музыки: Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) (барокко); Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) (классицизм); Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827) (оказал воздействие на формирование романтизма).

Успехи естественных наук, точный научный анализ, несокрушимая убедительность научного опыта и эксперимента оказали непосредственное влияние на искусство, представители которого также стремятся к познанию сущности современной жизни. Новое направление в литературе - критический реализм: Фредерик Стендаль (1783 – 1842) «Красное и чёрное»; Уильям Теккерей (1811 – 1863) «Ярмарка тщеславия».

Промышленная революция (XIX век). Переход от мануфактуры к крупному фабричному производству, от аграрной экономики к индустриальной. Урбанизация. Города-миллионеры. Архитектурные стили: неоклассицизм = ампир (ампир в пер. с франц. «империя»); неоготика; эклектизм; модерн. Ускорение научно-технического развития. Дифференциация научного знания. Профессионализация научной деятельности. Появление системы среднего и высшего образования. Век электричества. Массовое производство. Конвейер. Железные дороги. Революция в средствах связи.

Империализм. Изменения в организации производства. От свободной конкуренции к монополии. Теория эшелонов развития В.И. Ленина.

Научные открытия и революции рубежа XIX - XX вв. Кризис научно-рационального мировоззрения: на пути к новому миропониманию. Теория относительности Альберта Эйнштейна. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Феномен бессознательного.

Творчество импрессионистов: Эдуард Мане (1832 – 1883), Клод Моне (1840 – 1926), Пьер-Огюст Ренуар (1841 – 1919), Поль Сезанн (1839 – 1906).

ТЕМА  7

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

ХХ век – эпоха кризисов: мировые экономические кризисы, политические (I и II Мировые войны), духовные. Развитие транспорта, строительство железных и автомобильных дорог, теле- и радиокоммуникации. Колониальная система. Государственно-монополистический капитализм. Транснациональные корпорации. Процессы мировой интеграции. Сужение географического пространства. Создание Европейского Экономического Союза.

Переход к всеобщей грамотности. Рождение феномена массовой культуры. Изобретение кинематографа братьями Люмьер. Новые феномены: культура потребления, индустрия развлечений, средства массовой информации.

Послевоенная Европа и ее культурные ценности. Биполярный мир. Противостояние идеологий: капиталистической и социалистической.

НТР. Выход в космос. Начало космической эры. Изменение социальной структуры общества. Рост городского населения. Увеличение доли занятых в сфере обслуживания и торговли. Высокие технологии. Расширение сферы информации и услуг. Модернизация экономики на базе новейших технологий. Высокие темпы и уровень экономического развития. Общество потребления.

Контр-культура и молодежные движения. Коммерциализация авангарда.

Глобальные проблемы современности: угрозы термоядерной войны, истощение ресурсов планеты, экологический кризис, демографический хаос, новое измерение международного разделения труда, международный терроризм, предвидение отрицательных последствий НТР.

Взаимодействие элитарной, народной и массовой культур.

РАЗДЕЛ II

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

ТЕМА 8

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

(IXXVII вв.)

Истоки культуры Древнерусского государства: язычество, христианство, византийская культура. Особенности культуры Византии (395 – 1453 гг.). Собор св. Софии в Константинополе. Монументальное изобразительное искусство. Языческая Русь. Славянская мифология. Принятие Русью Христианства. Отражение христианской мифологии в искусстве. Византийское религиозное и гражданское влияние на древнерусскую культуру.

Развитие городов и каменной архитектуры. Храм Святой Софии в Киеве – сочетание византийской и славянской традиций. Развитие древнерусского зодчества на примере архитектуры Владимиро-Суздальского княжества [Город Владимир: Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор. Суздальский район: дворец Андрея Боголюбского, церковь Покрова на Нерли].

Развитие письменности и письменной культуры. Летописи – важнейшие памятники письменности, литературы и истории. «Повесть временных лет» - вершина раннего русского летописания. Развитие древнерусской литературы: Илларион «Слово о законе и благодати» (XI в.); «Слово о полку Игореве» (XII в.); «Моление Даниила Заточника» (нач. XIII в.). Древнерусское искусство – живопись (иконопись, фреска, мозаика), скульптура, музыка.

Влияние татаро-монгольского нашествия на культуру Руси. Тема борьбы против ордынского ига и объединения Русских земель в фольклоре, и литературе: народные былины, «Задонщина» (кон. XIV / нач. XV в.). Роль церкви в жизни общества и её влияние на культуру.

Особенности изобразительного искусства древней и средневековой Руси. Основные жанры - фреска и мозаика. «Золотой век» русской иконописи: Феофан Грек (ок. 1340 – 1405), Андрей Рублёв (ок. 1360-70 – ок. 1430) и Дионисий (ок. 1440 – после 1502-03).

Образование Московского государства и его значение для развития русской культуры. Московский кремль – выдающееся достижение русского зодчества XVXVII вв. (Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, дворец великого князя). Москва – центр летописания XVXVI вв. Никоновская летопись – «окно в прошлое Руси», описание событий с древнейших времён до Ивана Грозного. Хронографы XVXVI вв.  – обзор всемирной истории. Расцвет публицистики в XVI в.: Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Иван Пересветов, Андрей Михайлович Курбский. "Домострой" - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования (XVI вв.).

ТЕМА 9

КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIII – начало XX вв.)

Эпоха Просвещения

Влияние реформ Петра I на жизнь и быт населения. Возникновение светской культуры. Архитектура: изменения в архитектурном стиле в эпоху Петра I (архитектор Доменико Трезини (1670 – 1734)); художественное своеобразие стиля барокко в России (архитекторы Д.В. Ухтомский (1719 – 1774) и Растрелли (1700 – 1771)); стиль классицизма (К.И. Росси, В.И. Баженов (1737 – 1799), М.Ф. Казаков (1738 – 1813)). Стили барокко и классицизм в скульптуре (Б.К. Растрелли (1675 – 1744), Ф.И. Шубин (1740 – 1805), Э.М. Фальконе (1716 – 1791)).

Жанр портретной живописи: А.М. Матвеев (1701 – 1739), А.П. Антропов (1716 – 1795), Ф.С. Рокотов (1735 – 1808), Д.Г. Левицкий (1735 – 1822), В.Л. Боровиковский (1757 – 1825). Жанр исторической живописи: А.П. Лосенко (1737 – 1773).

Идеолог и теоретик российского классицизма М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Политическая сатира в комедиях Д.И. Фонвизина (1744 – 1792) «Недоросль» и И.А. Гончарова (1794 – 1829) «Горе от ума». Русская поэзия XVIII в. (Г.Р. Державин (1743 – 1816)). Н.М. Карамзин (1766 – 1826) и расцвет национального сентиментализма (повесть «Бедная Лиза»). Влияние европейских идей Просвещения на российскую культуру. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (1749 – 1802).

«Золотой век» российской культуры

Основные черты русской национальной культуры XIX в.: самобытность, демократизм и гуманизм. Русская литература XIX в. и ее мировое значение. Творчество А.С. Пушкина (1799 – 1837), Н.В. Гоголя (1809 – 1852), Ф.М. Достоевского (1821 – 1881), Л.Н. Толстого (1828 – 1910). Сословные и демократические тенденции в образовании. Начальное и среднее образование. Рост удельного веса интеллигенции в пореформенный период. Российские университеты. Женское образование.

Классицизм – господствующий стиль в архитектуре первой половины XIX в. Ампир. Эклектика и псевдорусский стиль второй половины XIX века. Новые эстетические модели в художественном творчестве. Отход от академизма в живописи. Философия творчества «передвижников»: И.Н. Крамской (1837 – 1887), И.Е. Репин (1844 – 1930), В.И. Суриков (1848 – 1916), В.Г. Перов (1833/34 – 1882), Н.Н. Ге (1831 – 1894), В.Д. Поленов (1844 – 1927), И.И. Шишкин (1832 – 1898), В.М. Васнецов (1848 – 1926), А.И. Куинджи, И.И. Левитан (1860 – 1900) и др. Пейзажная живопись. Историческая живопись. Создание музеев. Русское меценатство.

Становление русского театра и музыкального искусства. Петербургская и Московская консерватории. «Могучая кучка» [М.П. Мусоргский (1839 – 1881), Ц.А. Кюи (1835 – 1918), Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908), А.П. Бородин (1833 – 1887), М.А. Балакирев (1836/37 – 1910)]. Творчество М.И. Глинки (1804 – 1857), П.И. Чайковского (1840 – 1893).

«Серебряный век» российской культуры

Основные черты культуры «серебряного века». Социально-политические аспекты развития искусства и художественной жизни. Носители историко-культурных и мировоззренческих тенденций России начала XX в. Роль интеллигенции в духовной жизни страны.

Русский религиозный ренессанс. Философское творчество Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, С.Н. и Е.Н. Трубецких. Концепция возрождения России Вл. Соловьева. Сборник «Вехи».

Критический реализм на рубеже XIX-XX вв. М. Горький (роман «Клим Самгин»). Художественные стили и эстетические направления в поэзии первой четверти XX в.: символизм (К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок); акмеизм (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова); имажинизм (А.Б. Шершеневич); конструктивизм (кубизм, футуризм).  

Символизм и поиски выражения «вселенского чувства» в живописи. М.А. Врубеля (1856 – 1910). Творческие объединения художников: «Мир искусства», Санкт-Петербург, (1898 – 1924) [Ф.А. Малявин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, К.П. Петров-Водкин]; «Союз русских художников» (1903 – 1923) [К.А. Коровин (1861 – 1939)]; «Бубновый валет» [П.П. Кончаловский, В.В. Кандинский, К.С. Малевич, М.З. Шагал].

ТЕМА 10

КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Культурные альтернативы 20-х гг. Проблема культурной революции в СССР: цели, суть, споры, этапы. Судьбы русской интеллигенции. Система партийно-государственного руководства культурой в СССР. Идеологизация и политизация всех сторон культурной жизни в советскую эпоху. Агитационно-массовое искусство. Ликвидация неграмотности.

Особенности архитектуры в первой половине XX в.: конструктивизм, сталинский классицизм (неоклассицизм).

Советская культура в годы Великой Отечественной Войны и послевоенный период. Борьба с космополитизмом.

Противоречия в культурной жизни в эпоху «Оттепели». Официальная и неофициальная литература советского времени. «Шестидесятники» и «семидесятники». Культура «андеграунда» и диссидентство.

Провозглашение новых ценностей и переосмысление культурного наследия прошлого в период Перестройки.

Основные процессы духовной жизни современной России.

ТЕМА 11

КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Три волны русской эмиграции. Основные центры русской эмиграции. Литература русского зарубежья. Продолжение великих традиций русской классики: И.А. Бунин (1870 – 1953), В.В. Набоков (1899 – 1977), А.И. Солженицын, И.А. Бродский (1940 – 1998) и др. Художники: З. Серебрякова, В. Кандинский и А. Явленский, Марк Шагал (1887 – 1985) и др. Композиторы: С. Рахманинов, И.Ф. Стравинский (1882 – 1971) и др.   

ТЕМА 12

КУЛЬТУРА БАШКОРТОСТАНА

Башкиры на протяжении столетий создали чрезвычайно богатую и многогранно уникальную культуру. Более ранние памятники (особенно материального характера) в силу главенствующего кочевого образа жизни, к сожалению, не сохранились, но и дошедшие до нас свидетельствуют о жизнестойкости народа, о его огромном духовном потенциале. Можно с уверенностью сказать, что башкирский народ является уникальным и неповторимым в своем роде.

В наши дни, когда культура не знает национальных преград, башкиры, сохраняя свое богатое наследие, осваивали духовные ценности других народов, принимают самое деятельное участие в развитии общей цивилизации.

Три основные ступени развития письменности башкирского народа.

Орхоно-енисейская (руническая) письменность, арабская графика и татарский литературный язык.

              Устное музыкально-поэтическое творчество. Башкирская народная музыка. Любительские музыкальные общества и кружки национальной литературы и искусства. Формирование профессионального музыкального искусства в Башкортостане

Развитие живописи в Башкортостане. Наскальные рисунки животных в пещере Шульган-Таш. Мировое признание башкирской живописи.

Выход на мировую сцену башкирского театрального искусства.

Вопросы к зачету

Раздел I. Мировая культура

  1.  Эволюционная теория происхождения человечества Ч. Дарвина и трудовая теория становления человеческого общества К. Маркса и Ф. Энгельса.
  2.  Культура Палеолита и Мезолита.
  3.  Культура Неолита.
  4.  Культура Энеолита.
  5.  Специфика государственного управления в древневосточных цивилизациях (древневосточная деспотия).
  6.  Религиозные и мифологические представления в культурах Древнего Востока  [Сравнительный анализ религиозной и мифологической систем двух стран на выбор: Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай].
  7.  Развитие письменности в странах Древнего Востока.
  8.  Накопление научно-практических знаний в культурах Древнего Востока. Развитие математики, астрономии и медицины.
  9.   Система образования в древневосточных культурах (сравнительный анализ).
  10.   Особенности архитектуры, скульптуры, живописи Древнего Востока (сравнительный анализ).  
  11.   Специфика древневосточной художественной литературы (общий анализ).
  12.  Религиозная и мифологическая система Древней Греции и Рима. Переход от политеизма к монотеизму.
  13.  Архитектура Древней Греции: дорический, ионический и коринфский архитектурный ордер.
  14.   Древнегреческий театр.
  15.  Основные жанры древнегреческой литературы (классический период): трагедия, драма, комедия.
  16.  Развитие исторического жанра в Древней Греции. Отец истории Геродот (484 – 430 гг. до н.э.).
  17.  Древнегреческая философия классического периода: Демокрит (ок. 470 или 460 гг. до н.э. – ум. в глубокой старости), Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), Платон (429 – 384 гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).
  18.  Научно-практические знания в Древней Греции: философия, математика, астрономия, медицина и пр.
  19.  Культурно-историческое значение римского права. Ораторское искусство в Древнем Риме (Цицерон).
  20.  Развитие градостроительства и архитектуры в Древнем Риме.
  21.  Роль католической церкви в процессе становления европейской культуры. Взаимоотношения церкви и государства в философских учениях Августина Блаженного (354 – 430) и Фомы Аквинского (1227 – 1274).
  22.  Романский и готический стили в архитектуре и изобразительном искусстве.
  23.  Особенности рыцарской и городской культур в средневековой Европе.
  24.  Развитие образования и науки в средневековой Европе.
  25.   Гуманизм эпохи Возрождения (XIVXVI вв.). Вильям Шекспир (1564 – 1616) и Мигель де Сервантес Сааведра (1547 – 1616).
  26.  Титаны эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи (1452 – 1519); Рафаэль Санти (1483 – 1520); Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564).
  27.  Наука XVI-XVII вв. Успехи естествознания. Расцвет натурфилософии. Новые открытия в астрономии. Гелиоцентрическая система Николая Коперника. Научный вклад Джордано Бруно, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера в создание новой астрономической теории. Введение нового календаря. Перелом в развитии математики, физики и механики.
  28.  Стиль барокко и классицизма в архитектуре, скульптуре и живописи.
  29.  Духовный переворот в эпоху Просвещения. Философские взгляды на человека и государство.
  30.  Литература XVIIIXIX вв. Художественные направления: реализм и романтизм. Даниэль Дефо (1661 – 1731), Джонатан Свифт (1667 – 1745), Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824), Виктор Гюго (1802 – 1885), Фредерик Стендаль (1783 – 1842), Уильям Теккерей (1811 – 1863).
  31.  Архитектурные стили: ампир, эклектизм, модерн.
  32.  Художественные направления в живописи в эпоху Нового времени: Жак Луи Давид (1748 – 1825) (неоклассицизм); Эжен Делакруа (1798 – 1863) (романтизм); Гойя (1746 – 1828), Гюстав Курбе (1819 – 1877) (реализм).
  33.  Художественные направления в музыке в эпоху Нового времени: Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) (барокко); Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) (классицизм); Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827) (оказал воздействие на формирование романтизма).
  34.  Образование и наука эпохи Нового времени. Крупнейшие открытия и развитие дифференциации научного знания. Профессионализация научной деятельности. Появление системы среднего и высшего образования. Роль и значение позитивизма в развитии науки. Становление и развитие исторической науки.
  35.  Научные открытия первой половины ХХ века в области физики, химии и биологии.
  36.  Экзистенциализм: Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), Альбер Камю (1913 – 1960).
  37.  Психоанализ [Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), Эрих Фромм (1900 – 1980)] и аналитическая психология [Карл Юнг (1875 – 1961)].
  38.  Ортега-и-Гасет (1883 – 1955): проблема «массового общества» и массовой культуры.
  39.  Новеллы Стефана Цвейга (1881 – 1942).
  40.  Тема «потерянного поколения» в произведениях американского писателя Э. Хемингуэема (1899 – 1961) (роман  «Прощай оружие») и немецкого писателя Эрих Мария Ремарка (1898 – 1970) (роман «На западном фронте без перемен») (реализм).
  41.  Уильям Фолкнер (1897 – 1962) «Свет в августе» (экспрессионизм?).
  42.  Научная фантастика: Станислав Лем (1921 – 2006) «Солярис», Рей Брэдбери (р. 1920) «451 градуса по Фаренгейту», Айзек Азимов (р. 1920).
  43.   Импрессионизм: Эдуард Мане (1832 – 1883), Клод Моне (1840 – 1926), Пьер-Огюст Ренуар (1841 – 1919), Поль Сезанн (1839 – 1906).
  44.  Фовизм: Анри Матисс (1869 – 1954).
  45.  Экспрессионизм: Эдвард Мунк (1863 – 1944), Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 – 1938), Нольде (1867 – 1956), Александр фон Явленский (1864 – 1941).
  46.  Кубизм: Пабло Пикассо (1881 – 1973).
  47.  Абстракционизм: Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944), Пит Мондриан (1872 – 1944), Казимир Малевич (1878 – 1935).
  48.  Абстрактный экспрессионизм Джексон Поллок (1912 – 1956).
  49.  Поп-арт: Роберт Раушенберг (р. 1925), Энди Уорхол (1928 – 1987), Рой Лихтенштейн (р. 1923).
  50.  Минимализм: Стэлла Фрэнк (р. 1936).  
  51.  Сюрреализм: Сальвадор Дали (1904 - 1989).
  52.  Футуризм: Умберто Боччони (1882 – 1916), Руссоло Луиджи (1885 – 1947).
  53.  Архитектура и дизайн второй половины ХХ века.  
  54.  Стилевое разнообразие в музыке ХХ в.
  55.  Кино и телевидение основные проводники массовой культуры.
  56.  Спорт в ХХ веке. Олимпийское движение (с 1896 г.). Аэробика. Шейпинг. Фитнес.
  57.  Массовое и элитарное искусство. Противостояние или слияние в последние десятилетие XX в.
  58.   Процесс глобализации культуры в ХХ в.: положительные и отрицательные аспекты.   

Раздел II. Национальная культура

  1.  Истоки культуры Древнерусского государства: язычество, христианство, византийская культура. 
  2.  Языческая Русь. Славянская мифология.
  3.  Влияние принятия христианства на последующее развитие Руси.
  4.  Отражение христианской мифологии в искусстве.
  5.  Летописи – важнейшие памятники письменности, литературы и истории. «Повесть временных лет» - вершина раннего русского летописания.
  6.  Развитие древнерусской литературы: Илларион «Слово о законе и благодати» (XI в.); «Слово о полку Игореве» (XII в.); «Моление Даниила Заточника» (нач. XIII в.).
  7.  Храм Святой Софии в Киеве – сочетание византийской и славянской традиций. Развитие древнерусского зодчества на примере архитектуры Владимиро-Суздальского княжества [Город Владимир: Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор. Суздальский район: дворец Андрея Боголюбского, церковь Покрова на Нерли].    
  8.  Древнерусская и средневековая живопись (иконопись, фреска), мозаика, скульптура, музыка.
  9.  Влияние татаро-монгольского нашествия на культуру Руси.
  10.  Тема борьбы против ордынского ига и объединения Русских земель в фольклоре, и литературе: народные былины, «Задонщина» (кон. XIV / нач. XV в.).
  11.  Москва – центр летописания XVXVI вв. Никоновская летопись – «окно в прошлое Руси», описание событий с древнейших времён до Ивана Грозного.
  12.  Хронографы XVXVI вв.  – обзор всемирной истории.
  13.  Расцвет публицистики в XVI в.: Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Иван Пересветов, Андрей Михайлович Курбский.
  14.  «Домострой» - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования (XVI в.).
  15.  Фресковая и иконописная живопись. Выдающиеся художники XIVXV вв. Феофан Грек, Андрей Рублёв и Дионисий.
  16.  Московский кремль – выдающееся достижение русского зодчества XVXVII вв. (Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, дворец великого князя).
  17.  Влияние реформ Петра I на жизнь и быт населения.
  18.  Архитектура XVIII в.: изменения в архитектурном стиле в эпоху Петра I (архитектор Доменико Трезини (1670 – 1734)); художественное своеобразие стиля барокко в России (архитекторы Д.В. Ухтомский (1719 – 1774) и Растрелли (1700 – 1771)); стиль классицизма (К.И. Росси, В.И. Баженов (1737 – 1799), М.Ф. Казаков (1738 – 1813)).
  19.  Стили барокко и классицизм в скульптуре (Б.К. Растрелли (1675 – 1744), Ф.И. Шубин (1740 – 1805), Э.М. Фальконе (1716 – 1791)).
  20.  Живопись в XVIII в.: портретная живопись (А.М. Матвеев (1701 – 1739), А.П. Антропов (1716 – 1795), Ф.С. Рокотов (1735 – 1808), Д.Г. Левицкий (1735 – 1822), В.Л. Боровиковский (1757 – 1825)); историческая живопись (А.П. Лосенко (1737 – 1773)).
  21.  Идеолог и теоретик российского классицизма М.В. Ломоносов (1711 – 1765).
  22.  Российские писатели и поэты XVIII в.: Д.И. Фонвизин (1744 – 1792) (комедия «Недоросль»); Г.Р. Державин (1743 – 1816); Н.М. Карамзин (1766 – 1826) и расцвет национального сентиментализма (повесть «Бедная Лиза»); А.Н. Радищев (1749 – 1802) (Путешествие из Петербурга в Москву»).
  23.  Основные черты русской национальной культуры XIX в.: самобытность, демократизм и гуманизм.
  24.  Русская литература XIX в. и ее мировое значение. Творчество А.С. Пушкина (1799 – 1837), Н.В. Гоголя (1809 – 1852), Ф.М. Достоевского (1821 – 1881), Л.Н. Толстого (1828 – 1910).
  25.  Классицизм – господствующий стиль в архитектуре первой половины XIX в. Ампир. Эклектика и псевдорусский стиль второй половины XIX века.
  26.  Новые эстетические модели в художественном творчестве. Отход от академизма в живописи. Философия творчества «передвижников»: И.Н. Крамской (1837 – 1887), И.Е. Репин (1844 – 1930), В.И. Суриков (1848 – 1916), В.Г. Перов (1833/34 – 1882), Н.Н. Ге (1831 – 1894), В.Д. Поленов (1844 – 1927), И.И. Шишкин (1832 – 1898), В.М. Васнецов (1848 – 1926), А.И. Куинджи, И.И. Левитан (1860 – 1900) и др. Пейзажная живопись. Историческая живопись. Создание музеев. Русское меценатство.
  27.  Становление русского театра и музыкального искусства. Петербургская и Московская консерватории. «Могучая кучка» [М.П. Мусоргский (1839 – 1881), Ц.А. Кюи (1835 – 1918), Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908), А.П. Бородин (1833 – 1887), М.А. Балакирев (1836/37 – 1910)]. Творчество М.И. Глинки (1804 – 1857), П.И. Чайковского (1840 – 1893).
  28.  Основные черты культуры «серебряного века». Социально-политические аспекты развития искусства и художественной жизни. Носители историко-культурных и мировоззренческих тенденций России начала XX в. Роль интеллигенции в духовной жизни страны.
  29.  Русский религиозный ренессанс. Философское творчество Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, С.Н. и Е.Н. Трубецких. Концепция возрождения России Вл. Соловьева. Сборник «Вехи».
  30.  Критический реализм на рубеже XIX-XX вв. Творчество М. Горького (роман «Клим Самгин»).
  31.  Художественные стили и эстетические направления в поэзии первой четверти XX в.: символизм (К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок); акмеизм (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова); имажинизм (А.Б. Шершеневич); конструктивизм (кубизм, футуризм).
  32.  Символизм и поиски выражения "вселенского чувства" в живописи. М.А. Врубеля (1856 – 1910).
  33.  Творческие объединения художников: «Мир искусства», Санкт-Петербург, (1898 – 1924) [Ф.А. Малявин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, К.П. Петров-Водкин]; «Союз русских художников» (1903 – 1923) [К.А. Коровин (1861 – 1939)]; «Бубновый валет» [П.П. Кончаловский, В.В. Кандинский, К.С. Малевич, М.З. Шагал].
  34.  Культурные альтернативы 20-х гг. Проблема культурной революции в СССР: цели, суть, споры, этапы. Судьбы русской интеллигенции. Система партийно-государственного руководства культурой в СССР. Идеологизация и политизация всех сторон культурной жизни в советскую эпоху. Агитационно-массовое искусство. Ликвидация неграмотности.
  35.  Особенности архитектуры в первой половине XX в.: конструктивизм, сталинский классицизм (неоклассицизм).
  36.  Советская культура в годы Великой Отечественной Войны и послевоенный период. Борьба с космополитизмом.
  37.  Противоречия в культурной жизни в эпоху «Оттепели». Официальная и неофициальная литература советского времени. «Шестидесятники» и «семидесятники». Культура «андеграунда» и диссидентство.
  38.  Провозглашение новых ценностей и переосмысление культурного наследия прошлого в период Перестройки.
  39.  Основные процессы духовной жизни современной России.
  40.  Три волны русской эмиграции. Основные центры русской эмиграции. Литература русского зарубежья. Продолжение великих традиций русской классики: И.А. Бунин (1870 – 1953), В.В. Набоков (1899 – 1977), А.И. Солженицын, И.А. Бродский (1940 – 1998) и др. Художники: З. Серебрякова, В. Кандинский и А. Явленский, Марк Шагал (1887 – 1985) и др. Композиторы: С. Рахманинов, И.Ф. Стравинский (1882 – 1971) и др.   
  41.  Живопись Башкортостана.
  42.  Литература Башкортостана.
  43.  Музыка Башкортостана.
  44.  Развитие театрального искусства и кино в Башкортостане.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Раздел I. Мировая культура

  1.  Проблемы происхождения человека.
  2.  Мифы о Золотом веке и потопе. Эпос о Гильгамеше.
  3.  Глиняные книги, архивы и библиотеки Древней Месопотамии.
  4.  Мифы и религия Древнего Египта.
  5.  Египетская письменность.
  6.  Древнеегипетские сказки, поучения и лирика.
  7.  Развитие математики, астрономии и медицины в государствах Древнего Востока.
  8.  Египетская архитектура. Пирамиды и их строители.
  9.  Живопись древнеегипетских храмов и гробниц.
  10.  Шедевры древнеегипетской скульптуры и загадка Сфинкса.
  11.  Ведическая религия и культура.
  12.  Буддизм.
  13.  Конфуцианство и даосизм.
  14.  История шёлка и Великого шёлкового пути.
  15.  Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
  16.  Религия и мифология Древней Греции.
  17.  Архитектура Древней Греции: дорический, ионический и коринфский архитектурный ордер.
  18.  Основные литературные жанры древнегреческой литературы (классический период): трагедия, драма, комедия. Древнегреческий театр.
  19.  Развитие исторического жанра в Древней Греции. Геродот (484 – 430 гг. до н.э.) и Фукидид (ок. 460 – 400 гг. до н.э.).
  20.  Древнегреческая философия классического периода: Демокрит (ок. 470 или 460 гг. до н.э. – ум. в глубокой старости), Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), Платон (429 – 384 гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).
  21.  Развитие науки в Древней Греции.
  22.  Александр Македонский – человек и полководец.
  23.  Мифология Древнего Рима.
  24.  Римская армия.
  25.  Культурно-историческое значение римского права.
  26.  Ораторское искусство в Древнем Риме (Цицерон).
  27.  Организация зрелищ в Древнем Риме.
  28.  Развитие градостроительства и архитектуры в Древнем Риме.
  29.  Великое переселение народов.
  30.  Значение религии в средневековой Европе. Церковная организация и церковная власть.
  31.  Взаимоотношение церкви и государства в философских концепциях Августина Блаженного (354 – 430) и Фомы Аквинского (1227 – 1274).
  32.  Рыцарская культура.
  33.  Романский и готический стили в архитектуре.
  34.  Великие географические открытия.
  35.  Титаны эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Рафаэль (1483 – 1520) и Микеланджело (1475 – 1564).
  36.  Гуманизм эпохи Возрождения: Вильям Шекспир (1564 – 1616) и Мигель де Сервантес (1547 – 1616).
  37.  Стили барокко и классицизм в архитектуре.
  38.  Наука XVI – XVII вв.
  39.  Духовный переворот в эпоху Просвещения: рациональный способ восприятия мира, идея прогресса, теории государственного устройства, теория Общественного договора (Джон Локк, Адам Смит, Вольтер, Шарль Монтескье, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро). Влияние эпохи Просвещения на историческое развитие Европы и Северной Америки.
  40.   Просветительский, критический и социалистический реализм.
  41.  Романтизм в литературе и живописи: Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824), Виктор Гюго (1802 – 1885), Эжен Делакруа (1798 – 1863).
  42.  Архитектурные стили Нового времени: ампир, эклектика, модерн.
  43.  Ускорение научно-технического развития в XIX – нач. ХХ вв.: электричество, конвейер, массовое производство, железные дороги, средствах связи.
  44.  Научные открытия и революции в XIX – нач. XX вв.: дифференциация научного знания и профессионализация научной деятельности; кризис научно-рационального мировоззрения, теория относительности Альберта Эйнштейна.
  45.  Импрессионизм: Эдуард Мане (1832 – 1883), Клод Моне (1840 – 1926), Пьер-Огюст Ренуар (1841 – 1919), Поль Сезанн (1839 – 1906).
  46.  Экзистенциализм: Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), Альбер Камю (1913 – 1960).
  47.  Психоанализ и аналитическая психология: Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), Эрих Фромм (1900 – 1980), Карл Юнг (1875 – 1961).
  48.  Проблема «массового общества» и массовой культуры в концепции Ортега-и-Гасета (1883 – 1955).
  49.  Психологизм творчества Стефана Цвейга (1881 – 1942).
  50.  Тема «потерянного поколения» в произведениях Э. Хемингуэема (1899 – 1961) «Прощай оружие» и Эрих Мария Ремарка (1898 – 1970) «На западном фронте без перемен».
  51.  Научная фантастика: Станислав Лем (р. 1921), Рей Брэдбери (р. 1920), Айзек Азимов (р. 1920).
  52.  Фовизм: Анри Матисс (1869 – 1954).
  53.  Экспрессионизм: Эдвард Мунк (1863 – 1944), Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 – 1938), Нольде (1867 – 1956), Александр фон Явленский (1864 – 1941).
  54.  Кубизм: Пабло Пикассо (1881 – 1973).
  55.  Абстракционизм: Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944), Пит Мондриан (1872 – 1944), Казимир Малевич (1878 – 1935).
  56.  Абстрактный экспрессионизм: Джексон Поллок (1912 – 1956).
  57.  Поп-арт: Роберт Раушенберг (р. 1925), Энди Уорхол (1928 – 1987), Рой Лихтенштейн (р. 1923).
  58.  Минимализм: Стэлла Фрэнк (р. 1936).
  59.  Сюрреализм: Сальвадор Дали (1904 – 1989).
  60.  Футуризм: Умберто Боччони (1882 – 1916), Руссоло Луиджи (1885 – 1947).
  61.  Кинематограф. Известные режиссёры и актёры.
  62.  Высокая мода: известные Кутюрье.
  63.  Архитектура ХХ века.
  64.  Стили и направления в музыке ХХ века: импрессионизм, блюз, джаз, рок, рок-н-ролл и пр.
  65.  Олимпийское движение.

Раздел II. Национальная культура

  1.  Славянская мифология
  2.  Отражение христианской мифологии в искусстве
  3.  Летописи – важнейшие памятники письменности, литературы и истории. «Повесть временных лет» - вершина раннего русского летописания
  4.  Древнерусская литература: «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»
  5.  Развитие древнерусского зодчества
  6.  Тема борьбы против ордынского ига и объединения Русских земель в народном фольклоре и литературе
  7.  Расцвет публицистики в XVI в.: Максим Грек, Иван Пересветов, Андрей Курбский
  8.  «Домострой» - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования (XVI в.)
  9.  Фресковая и иконописная живопись. Выдающиеся художники XIVXV вв.: Феофан Грек, Андрей Рублёв и Дионисий
  10.  Московский кремль – выдающееся достижение русского зодчества XVXVII вв.
  11.  Художественное своеобразие стилей барокко и классицизма в российской архитектуре XVIIIXIX вв.
  12.  Развитие российской живописи в XVIII в.
  13.  Ломоносов М.В. (1711 – 1765) – идеолог и теоретик российского классицизма
  14.  Русская литература и поэзия ХVIII в.
  15.  Русская литература XIX в. и ее мировое значение
  16.   Творчество художников «передвижников»
  17.  Российское меценатство и создание музеев
  18.  Становление русского театра
  19.  Петербургская и Московская музыкальные консерватории
  20.  «Могучая кучка»
  21.  Творчество М.И. Глинки (1804 – 1857) и П.И. Чайковского (1840 – 1893)
  22.  Специфика культуры «серебряного века»
  23.  Русский религиозный ренессанс
  24.  Творчество М. Горького (роман «Клим Самгин»)
  25.  Художественные стили и эстетические направления в поэзии первой четверти XX в.: символизм, акмеизм, имажинизм, конструктивизм (кубизм, футуризм)
  26.  Символизм и поиски выражения «вселенского чувства» в живописи. М.А. Врубеля (1856 – 1910)
  27.  Творческие объединения художников в первой четверти ХХ в.
  28.  Система партийно-государственного руководства культурой в СССР
  29.  Агитационно-массовое искусство в культуре эпохи СССР
  30.  Особенности архитектуры в первой половине XX в.: конструктивизм, сталинский классицизм (неоклассицизм)
  31.  Советская культура в годы Великой Отечественной Войны
  32.  Культурной жизни в эпоху «Оттепели»
  33.  Провозглашение новых ценностей и переосмысление культурного наследия прошлого в период Перестройки
  34.  Основные процессы духовной жизни современной России
  35.  Феномен культуры русского зарубежья
  36.  Живопись Башкортостана
  37.   Литература Башкортостана
  38.   Музыка Башкортостана.
  39.   Развитие театрального искусства в Башкортостане
  40.  Развитие телевидения и кино в Башкортостане

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Буданова В.П. История мировых цивилизаций (CD диск).

История и культура Башкортостана. Уфа, 2001.

История и культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 1999.

История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2000.

Культурология для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». Ростов-на-Дону, 2001.

Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2002.

Мировая художественная культура / Под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2001.

Платонова Э. Конспект лекций по культурологи. М., 2003.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. М., 1999.

Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.

Хисамитдинова Ф.Г., Ураксин З.Г. История и культура Башкортостана. Уфа, 2000.

Чернокозов А.И. История мировой культуры (краткий курс). Ростов-на-Дону, 1997.

Содержание

Введение                                                                                          3

Содержание курса            4

Раздел I . Мировая культура                        4

Раздел II. Национальная культура.         17

Вопросы к зачету                        21

Темы рефератов            27

Библиографический список          32

Редактор Л.А.Матвеева

Подписано в печать 03.07.08              . Бумага офсетная. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура «Таймс». Печать трафаретная. Усл.-печ. л. 2,1.

Уч.-изд. л. .

Тираж  50  экз. Заказ

Издательство Уфимского государственного нефтяного технического

университета.

Адрес издательства:

450062, РБ, г.Уфа, ул.Космонавтов, 1.

                                                        

PAGE  32




1. Географічне положення
2. Анрахолюбовь написана с целью показать насколько сильна свобода против несвободных
3. Эмманюэль Шмитт Секта эгоистов Для Доминики Это случилось декабрьским вечером в Государственной
4. введение в общую теорию праваrdquo; ldquo;социальная психологияrdquo; и т
5. Какие органеллы в клетках содержат каротиноиды Каротиноиды содержат пластиды хромопласты
6. Заключение, изменение и расторжение гражданско-правового договора по российскому современному гражданскому законодательству
7. Сравнительная характеристика эффективности гипотензивных препаратов у больных с гипертонической болезнью
8. Питання до іспиту АСОД
9. Договор о нижеследующем- 1
10. Жизнь взаймы Не всегда поступаешь правильно
11. Амортизация это постепенное перенесение стоимости ОФ на производимую продукцию в целях накопления дене
12. Хорошо может быть моя книга действительно несколько шероховата местами огрызался молодой писатель
13. Тригер спрацьовує автоматично при виконанні над таблицею команд SQL INSERT UPDTE або DELETE і запускає функцію
14. Эсмеральда на берегу Сены с роскошным видом на НотрДамм
15. 56 ст. 14 Податкового кодексу України.html
16. Тема Інноваційні вправи на уроках систематизації і закріплення вивченого
17. Тема 1 Сущность аудита и его содержания
18. Российский университет кооперации Чебоксарский кооперативный институт филиал
19. Электротравма
20. Итоговый результат Исходные материалы- Модель Плащ накидка Космос Кисти Ресницы