Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Русская философия
Русская философия, в подлинном смысле этого слова, возникла в России в ХIХ веке. Хотя предпосылки её появления и, прежде всего историческое сознание и самосознание народа присутствовали в русской культуре задолго до этого времени. Так, можно выделить философские идеи и даже целые концепции в религиозных и литературных произведениях того периода. В XIX веке стали появляться собственно философские труды в виде, например, трактатов, как было принято в Европе уже многие века.
Одним из первых философов средневековой Руси считается митрополит Илларион (XI в.), известный своим произведением «Слово о законе и благодати».
Большой вклад в решение философских проблем в XVIII в. внесли Ломоносов и Радищев. Общим для социально-философских взглядов обоих мыслителей было то, что они носили ярко выраженный просветительский характер.
Русская философская классика XIX века, как и русская классическая литература, несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет, и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь. Русская философия это философия Предупреждения. Ее лейтмотив нравственное вето на любой социальный проект, на любой «прогресс», если только они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Для русской философии характерен отказ от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обоснования, прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин.
Полнота жизни, т.е. идеи, или учения всеединства это краеугольный камень русской философской мысли. Русская философия отражает душу русского народа, его идеалы и ценности, очень далекие от прагматизма и утилитаризма западной культуры. Духовная любовь придает нашему сознанию цельность и полноту.
Классическая русская философия, как и классическая русская литература, антибуржуазна. Русским философам удалось вскрыть глубокую историческую сущность западноевропейского, т.е. буржуазного, типа развития: а именно, его антигуманный, безнравственный, антиэстетический, а потому по необходимости и «неистинный», преходящий характер. Русскую философию в целом можно охарактеризовать как философию Всеединства и Цельного знания.
В русской философии XIX-XX вв. получили известность следующие направления:
1. Противостоящие друг другу славянофильство и западничество. Между ними развернулись дебаты по поводу определения пути будущего развития России. Славянофилы (Хомяков, Аксаков, Самарин) ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали политику европеизации Петра Первого.
Принципом общественного развития славянофилы считали православие, народность, самодержавие. Западники (Чаадаев, Грановский, Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России.
Петр Яковлевич Чаадаев (17941856), выступил с оригинальной концепцией христианской философии (правда, не православной, а католической). Он автор знаменитых «Философических писем». Чаадаев первым в русской философии поставил проблему «Восток-Запад-Россия», впоследствии решаемую К. Н. Леонтьевым, Вл. Соловьевым, Н. А. Бердяевым и другими. Но для него русский народ вовсе не сочетает в себе духовных основ Востока (воображения) и Запада (разума), а потому мы составляем «пробел» в порядке разумного существования человечества.
Александр Иванович Герцен (18121870) основоположник теории «русского социализма» и народничества, крупный философ, социальный и политический мыслитель радикального направления русского западничества.
Славянофилы говорили о России, как о специфическом типе культуры, отличном от западноевропейского. Ярким представителем философского крыла славянофильства являлся Иван Васильевич Киреевский (18061856. Руководящей идеей его философии была идея цельности человеческого духа, свободной от отвлеченного рационализма и романтической экзальтации. Для их реализации Киреевский выдвинул понятие «верующего мышления», нацеленного на поиск «внутреннего сосредоточения человеческого бытия», объединяющего разум, волю, чувства и совесть.
2. Материализм (Чернышевский, Добролюбов, Писарев и др.).
Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей.
Дмитрий Иванович Писарев (1840 1868) мыслитель и публицист, который внес существенный вклад в русскую духовную культуру. Создал оригинальную антропологическую теорию социального прогресса, в котором ведущая роль отводилась народу.
Основные работы: «Схоластика XX века», «Идеализм Платона», «Прогресс жизни», и др.
3. Философия марксизма (Плеханов, Ленин и др.). Эта философия представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одна из ее особенностей практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя.
Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи был Плеханов. Он был народовольцем, но в 1883 г. порывает с идеологией и практикой народничества и создает марксистскую группу «Освобождение труда».
Владимир Ильич (Ульянов) Ленин (18701924) политический деятель, теоретик и практик марксизма, основатель Российской социал-демократической партии большевиков, руководитель Октябрьской революции (1917 г.) в России, первый председатель правительства РСФСР (Совет народных комиссаров), а затем и СССР.
Наиболее важные философские работы: «Материализм и эмпириокритицизм», «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов», «Государство и революция».
Ленин обращается также к решению философских проблем, имеющих отношению к диалектике природы, исследует причины кризиса в естествознании, возникшего на рубеже XIX XX вв., раскрывает специфику научных революций, выдвигает положение о неисчерпаемости материи, исследует ряд проблем теории познания (взаимодействие относительной и абсолютной истины, критерии истинного знания и др.).
4. Религиозная философия (Соловьев, Федоров, Булгаков, Бердяев, Флоренский и др.).
Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.
Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу.
Всеединство, например, Соловьевым, понималось в трех аспектах:
• гносеологическом как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;
• социально-практическом единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
• аксиологическом единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.
Соловьев Владимир Сергеевич (18531900) русский философ-идеалист, поэт, публицист, литературный критик. Основоположник русской, христианской философии как самобытного целостного направления мысли. Сын историка и профессора Московского университета С.М. Соловьева. Создал оригинальную философскую систему, в которой пытался соединить немецкую классическую философию, научный эмпиризм и христианско-платоническое миросозерцание. Основой его учения является идея всеединства, состоящего в признании Бога как идеального абсолютного начала и цели мирового развития. Искомое состояние мира и его первообраз воплощается у него в образе Софии Премудрости Божией.
Основные работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874), «Философские начала цельного знания» (1877), «Чтения о богочеловечестве» (18781881), «Критика отвлеченных начал» (1880), «Оправдание добра. Нравственная философия» (1897), «Теоретическая философия» (1899), «Три разговора» (1899).
Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т.д. Даже наша Вселенная, замечает В. Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое.
Кроме идеи всеединства и цельного знания Соловьев сформулировал немало других интересных и своеобразных мыслей и концепций. К ним, в частности, относятся: сложное и многозначное учение о Софии как «вечной женственности» как конкретное выражение концепции всеединства; формулировка общего закона развития и применение его к разным сферам действительности; учение о богочеловечестве и др.
Вся русская религиозная философия буквально пронизана духом гуманизма, признающим абсолютной ценностью человека (Достоевский, Толстой, Бердяев и др.).
По Достоевскому, духовный мир человека двойственен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение квадратного корня, она многообразна. Все пороки человека следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности. Отсюда идеал человека смирение, аскетизм, всепрощение.
Толстой утверждал, что начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «Царство Божие» внутри него, умножать добро и действовать в согласии с принципом «непротивления злу насилием».
Николай Александрович Бердяев (18741948) русский религиозный философ. Во многих своих трудах пытался соединить философию христианства со средневековой мистикой, нигилизмом и оккультизмом. В своих работах Бердяев доказывал, что свобода человека есть мощь духа творить не из природного бытия, а из себя; необходимость же есть дурная, слабая свобода. Основные философские произведения: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Самопознание».
Кроме указанных направлений русской философии конца XIX XX вв., в ней можно выделить философию русского космизма, эсхатологическую философию и философию образования.
Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (Соловьев и Федоров).
О распространении деятельности человека на весь космос, овладении им пространства и времени с помощью науки и техники писали Вернадский и Чижевский.
Эсхатологическая философия возникает в России в связи апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели Западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Соловьев, Леонтьев).
Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада перейти в вечную жизнь.
Философия образования представлена в работах Соловьева, Леонтьева, Розанова, Ильина и др.
В центре интересов названных мыслителей были вопросы целей, принципов, преемственности, национальных особенностей и перспектив развития образования, которые решались в контексте их философского кредо.
Сущность образования, по Соловьеву, состоит в передаче нравственных обязанностей от одного поколения к другому, что обусловливает главное назначение института образования, состоящего в совершенствовании духовно-нравственных качеств человека
С. Франк один из самых последовательных русских мыслителей. Первое же основательное философское исследование Франка «Предмет знания» положило начало системному, углубленному размышлению о бытии, и эта проблема осталась сквозной в творчестве философа. Так, в работе «Непостижимое» тайна бытия приоткрывается через усилие постижения, путем напряженного вдумывания, всматривания в самый акт познавательной деятельности. Бытие (реальность) для Франка есть момент более глубокий и первичный, чем понятия «мышление», «сознание», «воля», «материя». Стоит отметить, что онтологизм это ещё одно свойство присущее всей русской философии.
Флоренский Павел Александрович (18821937) русский религиозный философ, ученый (математик, физик, искусствовед, филолог, историк), инженер-изобретатель. О нем еще при жизни говорили как о «русском Леонардо да Винчи». В 19191920 годах он, как физик-электротехник, участвовал в работе Комиссии ГОЭЛО, будучи автором многих работ по проблемам математики и естествознания. Вслед за Вл. Соловьевым и славянофилами Флоренский продолжает и развивает философию «всеединства». Целью его главного сочинения было осмыслить, отыскать путь в мир христианского умозрения и православной церковности. Свое учение он называл «конкретной метафизикой».
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) окончил юридический факультет Московского университета. Религиозно-метафизическая позиция Булгакова нашла вполне последовательное выражение в двух его сочинениях: "Философия хозяйства" (1912) и "Свет невечерний" (1917). В 1918 году он принимает сан священника. В 1922 году Булгаков был выслан из России.
В философских и богословских трудах Булгакова центральную роль играет софиология. Идея Софии играет у Булгакова ключевую роль в обосновании единства (всеединства) бытия, единства, не признающего в конечном счете никакой изоляции, никаких абсолютных границ между божественным и тварным миром, между началом духовным и природным (мыслитель видел в собственной мировоззренческой позиции своего рода "религиозный материализм", развивал идею "духовной телесности" и др.). В работе «Трагедия философии» Булгаков обосновал несостоятельность чисто теоретического знания, показал, что любая рационалистическая система имеет логические противоречия, домыслы и неубедительные обоснования. Причину этого Булгаков видел в том, что действительность, которую пытается освоить разум не только разумна, но и внеразумна, т.е. наряду с логическими имеет и сверхлогические: метафизические и мистические основания. Логос составляет только часть живого единого целого всеединства. Поэтому, делает вывод Булгаков, чтобы познать всеединство необходим синтез философии и религии.
Следует отметить таких философов как Н.О. Лосский, (создал своеобразную монадологию - теорию идеал-реализма); В.И. Вернадский (1863 1945) ввёл термин ноосфера; А. Ф. Лосев (18931988) последний философ и филолог-классик Серебряного века русской культуры; Гумилев Лев Николаевич (19121992) русский философ и этнограф, доктор исторических и географических наук, создатель теоретической дисциплины этнологии. Сын знаменитых родителей, поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой, Л. Н. Гумилев прошел трудный жизненный путь, был репрессирован, многие годы провел в сталинских лагерях. Десятилетиями его произведения не могли увидеть свет. Лишь в конце 70-х начале 80-х гг. началась широкая полемика по его концепции этногенеза в связи с философией истории, которую он разрабатывал. Известен его термин - пассионарность. Лотман Юрий Михайлович (19221993) философ, филолог, культуролог, один из основателей и лидеров Тартуско-Московской семиотической школы (семиотика теория знаковых систем). Э. В. Ильенков, Мамардашвили Мераб Константинович (19301990)(сознание и мышление были теми проблемами, осмыслению которых посвящены практически все труды мыслителя).
Онтология (теория бытия)
Категория «бытие» является основопологающей категорией философии. С ней связана наша убежденность в существовании этого мира, и что в нем находят свое место и человек, и вещи, и состояния, и процессы. С ней связаны и сомнения, неуверенность в том, что этот существующий вокруг нас и вместе с нами мир будет существовать всегда. Сам этот мир является примером непреходящего существования природы, и этот же мир показывает нам, насколько конечна жизнь отдельной вещи и отдельного человека.
Сопоставление этих взаимоисключающих свойств действительности - преходящего и непреходящего, наводит на размышления о прошлом и будущем мира, о том, как долго он существует и как долго еще будет существовать. Размышления человека о мире касаются не только проблемы существования и несуществования, но и того, есть ли какое-либо общее основание у различных по своей природе явлений, существует ли этот мир вне нашего сознания или, же он является плодом нашего воображения.
Совокупность этих вопросов и представляет собой проблему бытия, которая с глубокой древности до наших дней обсуждается в философии. Одни философы рассматривают бытие как нечто первичное, определяющее. Другие считают бытие отражением некоторой сущности, которая недоступна чувственному восприятию. Третьи полагают, что бытие само является абстрактной сущностью. Четвертые утверждают, что единственное возможное бытие это бытие человека. Есть в философии бытия и другие его трактовки. Нередко понятие «бытие» отождествляют с такими понятиями, как «действительность», «существование» или «реальность». Его связывают и с понятиями «небытие» и «ничто», «единое» и «многое», «целое» и «часть», «количество» и «качество», «содержание» и «форма», «единичное» и «общее», полагая, что каждое из них в той или иной мере выражает природу бытия.
Согласно точке зрения, которую выразил еще Парменид, бытие противостоит небытию. Бытие представляет собой единое, неподвижное, неизменное, бесконечное, тождественное само себе сущее. Только бытие для него реально, небытие же иллюзорно, так как его невозможно ни познать, ни высказать.
Современник Парменида Гераклит напротив утверждает, что основным свойством бытия является его изменчивость, непрерывное становление. Однако, у обоих философов бытие, отождествляемое с сущим, понимаетсякак изначально заданное условие существования вещей, условиесуществования действительного мира. Понимаемую таким образом онтологию можно назвать «вещной» онтологией.
Иное понимание бытия обнаруживается у Платона, для которого мир чувственных вещей порождается миром «чистых идей». Идеи для Платона и есть «истинное бытие». Идеи постигаются лишь с помощью разума; именно идеи являются источником бытия вещей. В философии Нового времени категория «бытие» рассматривается в тесной связи с категорией «субстанция», которая служит для выражения единства бытия и под которой понимают неуничтожимый, неизменный субстрат, предельное основание бытия. У одних философов субстанция нечто материальное, у других идеальное, у третьих то и другое.
В современной философии категория бытия трактуется также по-разному. Каждое философское направление исходит из своих собственных оснований. В феноменологии, например, бытие это бытие предмета, мыслимого в сознании, бытие идеальной сущности (Гуссерль). Для герменевтики бытие это, по сути дела, интерпретация, так как бытие раскрывается человеку лишь в понимании бытия (Хайдеггер). Для экзистенциальной философии бытие есть не что иное, как сам человек, его переживание своего «бытия-в-мире», непосредственно данное ему как существование.
Наличие различных подходов к проблеме понимания бытия объясняется, тем, что само реальное бытие предстает нам в многообразных формах, которые должны были найти свое отражение в понятии «бытие». В силу этого, понятие «бытие» предельно широкое и абстрактное.
Действительно, категория «бытие» отражает наиболее общие и существенные свойства окружающего мира и мира самого человека. Во-первых, это вечность существования мира. Мир всегда существовал, существует, и всегда будет существовать. Он сам постоянно воспроизводит самого себя. Во-вторых, это бесконечность мира, его беспредельность. В-третьих, это единство мира, которое проявляется в многообразии его форм. В-четвертых, это равенство существования природного, социального и духовного. В-пятых, изменчивость мира: он не остается постоянным, он находится в непрестанном движении, развитии. В-шестых, независимость существования окружающего мира от сознания человека объективность мира.
Определение категории «бытие» можно сформулировать следующим образом.
Бытие это объективная и субъективная реальность в своей совокупности. Бытие это все то, что существует. Иными словами, бытие это чистое существование, не имеющее причины. Бытие причина самого себя. Оно является самодостаточным, ни из чего не выводится и ни к чему не сводится. Бытие это действительность в полном смысле этого слова.
При этом следует иметь в виду, что под объективной реальностью обычно понимают мир вещей естественной природы, мир физических, химических и биологических явлений, состояний и процессов, а также и самого человека вместе с созданными им социальным миром и миром вещей. Иначе говоря, объективная реальность это материальный социо-природный мир.
Субъективная реальность - это мир психических состояний человека, его сознания, его духовности.
Под бытием вещей «первой природы» понимается существование материальных тел, процессов и состояний, которые имеют естественное происхождение. Это, например, планета Земля и вся Вселенная. Это моря и океаны, леса и горы, флора и фауна Земли, ее природные ископаемые. Все это принадлежит к классу «первой природы» и существует вне человека и независимо от него. Эта форма бытия представляет собой объективную реальность, которая является первичной по отношению к человеку и его сознанию. Ибо человек сам есть часть природы и его происхождение, жизнь и деятельность без нее попросту невозможна.
Бытие вещей «второй природы» тесным образом связано с деятельностью человека - это все, что сотворено человеком и нашло свое материальное воплощение: орудия труда, здания и сооружения, корабли и самолеты, автомобильные и железные дороги, телефонные и компьютерные сети, средства массовой информации и произведения искусства и т.п.
Вещи «второй природы», несомненно, обладают объективностью. Будучи результатом деятельности человека, они существуют вне его сознания и независимо от него.
Характерной чертой бытия человека является то, что он связан многочисленными и разнообразными социальными отношениями. Он порожден этими отношениям и, одновременно, является их творцом.
Одной из важнейших особенностей человека, отличающих его бытие, является способность к речевой деятельности, обладание языком. Язык это не только средство общения между людьми. Это еще и способ социализации человека. Вне языка человек теряет свою человеческую сущность.
Третья форма материального бытия социальное бытие это совместное бытие людей, связанных между собой многообразными отношениями, представляющими целостную, развивающуюся систему, главным системообразующим признаком которой являются экономические отношения.
Четвертой формой бытия является духовное бытие, к сфере которого относят, прежде всего, такие психические феномены, как сознание и бессознательное, вместе с такими результатами их деятельности, как идеи, принципы, нормы и правила, знания и т.п. Духовное бытие обычно делят на индивидуализированное духовное бытие и объективированное (интерсубъективное) духовное бытие.
Индивидуализированное духовное бытие - это духовное бытие, принадлежащее отдельному человеку. Это - духовный мир индивида, который отражает специфические особенности, неповторимость каждого человека: его психики, поведения, условий жизни и профессиональной деятельности, уровень образования и т.д.
Объективированное или интерсубъективное духовное бытие представляет собой, коллективное сознание и коллективное бессознательное, нравственные и эстетические ценности, различные идеи и знания, закрепленные в общественном сознании с помощью знаково-символических форм.
Все рассмотренные формы бытия имеют то или иное предельное основание, которое может быть материальным или не-материальным (духовным). Оба основания тесным образом связаны между собой, существуют в постоянном взаимодействии. Категории «материя» и «дух», или «сознание» являются вторыми порядковыми категориями по предельности основания каждая из них нередко определяется через свою противоположность. Обе категории играют значительную роль в философии, так как от их понимания зависит решение многих философских проблем
На пути своего формирования категория «материя» прошла несколько этапов. На первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь - у Гераклита, вода - у Фалеса, воздух - у Анаксимена и т.д.). На втором этапе материя отождествляется с атомами, веществом, с комплексом их свойств. Третий этап развития философского понимания материи связан с появлением механистического или метафизического материализма. Четвертый этап формирования категории «материя» связан с тем, что было установлено, что атом на самом деле не является мельчайшей неделимой частицей. Он делим, что подтверждалось открытием электрона. Кроме этого, физиками было открыто такое состояние материи, которое принципиальным образом отличалось от вещества. Эта физическая реальность, названная полем, имела свойство вполне самостоятельно перемещаться, независимо от объекта, с которым связывалось существование этого поля. Речь шла о совершенно новом виде материи, которого не знали в прошлом.
В философском понимании категории «материя» предстает как совокупность многих атрибутов. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое возникло в середине нашего столетия. Ныне в философской литературе существует множество определений категории «материя». Одно из них следующее:
Материя это универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.
Это определение, с одной стороны, отграничивает материю от сознания (субъективной реальности), и, одновременно, признает ее производящей причиной всего сущего. С другой стороны, оно признает и принципиальную возможность познания материального мира, ибо отображение это результат активного взаимодействия человека с окружающим миром.
Категория «материя» является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует человек вообще, растение вообще, белизна вообще и т.д. Вместе с тем, эта категория имеет под собой объективное основание: свойство всех явлений многообразной действительности существовать независимо от сознания и воли человека. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима и находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме. Она есть causa sui, причина самой себя (Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Разумеется, что названные свойства не исчерпывают всего перечня атрибутов материи, который включает также сущность, количество и качество и т.д.
Кроме атрибутов, неразрывно связанных со всей материей, различают еще и ее модусы, т.е. такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность, электропроводность, наследственность и т.п.). Эта схема в целом отражает сложившийся на современном этапе развития познания взгляд на окружающий человека мир природы и социальный мир, с точки зрения их единства и генезиса.
Таково в самых общих чертах современное представление о мире, в основе которого лежит идея его материального единства или, как говорят философы, идея материалистического монизма.
Вместе с тем, существуют и такие модели мира, в которых его началом (субстанцией) выступает сознание или дух: абсолютная идея (Гегель), воля к власти (Ницше), воля к жизни (Швейцер), экзистенция субъекта (Бердяев), Бог как мера мерящая, но ни в какой степени не измеряемая (Маритен) и др Таким образом, монистическая модель мира подразумевает, что ее основой может быть только одна субстанция: материальная или духовная.
Формирование представлений о мире не заканчивается с установлением его структурной организации. Важно также дополнить содержание этих представлений, учитывая принцип детерминизма, который предполагает всеобщую обусловленность объективных явлений. Этот принцип можно выразить следующим образом:
всякое явление обусловлено другими явлениями.
Важнейшими категориями, связанными с принципом детерминизма, являются категории «причина» и «следствие», «необходимость» и «случайность» и др.
Основной формой проявления обусловленности является причинно-следственная связь.
Явление, непосредственно предшествующее другому явлению и обусловливающее его возникновение, называют причиной. Возникшее в этом случае явление, которое следует за исходным, называют следствием.
Отличительными признакам причинно-следственной связи, по которым ее можно выделить из других обусловливающих связей, являются необходимость, однозначность и определенность, последовательность во времени, а также свойство порождать другие явления.
Необходимость связи причины и следствия проявляется в том, что возникновение в тех или иных условиях причинного явления независимо от своего пространственно-временного положения в обязательном порядке вызывает некоторое следствие (если по проводнику пропустить электрический ток, то проводник нагреется).
Однозначность и определенность причинной связи означает, что определенная причина, возникающая в разных местах и в разное время, порождает и вполне определенное следствие (если начинается сильный ветер, - то меняется погода).
Последовательность во времени (смежность) причины и следствия проявляется в том, что первая всегда предшествует второму. Было бы неправильным, например, утверждать, что причиной изменения скорости автомобиля является изменение положения стрелки на его спидометре.
Важнейшим атрибутом материи является движение. Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Движение это способ существования материи, а значит оно, как и материя, вечно, несотворимо и неуничтожимо, не возникает в силу каких-либо внешних причин, а лишь превращается из одной формы в другую, являясь причиной самого себя.
Движение носит всеобщий и абсолютный характер. Если движение абсолютно, то покой относителен. Он представляет собой частный случай движения. Движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно выделить четыре основных формы движения материи, неразрывно связанных между собой и соответствующих рассмотренным выше структурным уровням ее организации. В силу этого, каждая из форм движения имеет свои специфические закономерности и свой носитель. Иначе говоря, качественное своеобразие одной формы, одного уровня движения отличается от качественных характеристик другого.
На этой основе сформулирован методологический принцип несводимости: высшие формы материи не могут быть в принципе объяснены с помощью закономерностей низших форм (биологические посредством химических, социальные с помощью биологических и т. д).
Глубокая разработка сущности развития и различных его проблем находит свое выражение в учении, которое называют диалектикой. Категории диалектики в совокупности с основными законами являются базой той или иной модели диалектики, которых в истории философии существовало немало. Наиболее известными среди них являются: логико-гносеологическая, материалистическая, равновесная, а также сциентистская или натуралистская.
Развитие зачастую рассматривается как особый вид движения, являющийся предметом диалектики, но иногда развитие отождествляется с процессом лишь качественных изменений материального объекта. Развитие это такое количественно-качественное изменение материальных и идеальных объектов, которое характеризуется направленностью, закономерностями и необратимостью. Понятия «развитие» и «движение» не являются синонимами, они не тождественны. Если развитие это всегда движение, то не всякое движение является развитием. Простое механическое перемещение предметов в пространстве, конечно, является движением, но это не развитие. Но, вот изменения, происходящие с течением времени с новорожденным ребенком, несомненно, представляют собой развитие. Точно так же развитием являются и изменения, происходящие в обществе на том или ином историческом отрезке.
Развитие по своей направленности может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему, от простого к сложному) или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).
Для развития характерны свойства новизны и преемственности. Новизна проявляется в том, что материальный объект при переходе из одного качественного состояния в другое приобретает такие свойства, которыми ранее он не обладал. Преемственность же состоит в том, что этот объект в его новом качественном состоянии сохраняет те или иные элементы старой системы, те или иные стороны ее структурной организации. Свойство сохранять в новом состоянии в той или иной степени исходное состояние данной системы обусловливает саму возможность развития.
Развитие не ограничивается сферой материальных явлений. Развивается сознание человека, развивается наука, общественное сознание в целом. Причем развитие духовной реальности может происходить относительно независимо от его материального носителя. Развитие духовной сферы личности может опережать физическое развитие человека или, наоборот, отставать от него. Аналогичная ситуация характерна и для общества в целом; общественное сознание может «вести» за собой материальное производство, способствовать его прогрессивному развитию, а может тормозить, сдерживать его развитие.
Таким образом, можно сказать, что развитие происходит во всех сферах как объективной, так и субъективной реальности, оно присуще природе, обществу и сознанию.
Принципиальным является вопрос об источнике движения и развития? Ответ на этот вопрос был предметом поиска многих и многих философов. Одни философы считали, что источник движения следует искать вне материи. Другие полагали, что этот источник находится внутри материи, что материи присуще самодвижение.
Идея самодвижения материи впервые нашла свое выражение в античной философии у Зенона Элейского и Гераклита. Определенный вклад в учение о самодвижении материи внесли Лейбниц, Гольбах, Гельвеции, Дидро и многие другие философы. Наиболее обоснованную концепцию самодвижения представил Гегель. Эта концепция, в основе которой лежала идея саморазвития абсолютного духа, была впоследствии материалистически переработана Марксом и Энгельсом. Идея саморазвития материи на уровне ее физической формы нашла свое подтверждение и развитие с возникновением таких наук, как кибернетика и синергетика.
К основным законам развития относят закон единства и «борьбы» противоположностей (закон диалектического противоречия), закон взаимоперехода количественных, и качественных изменений, закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза).
Как всеобще развитие, так всеобщи и его законы. Эти законы действуют в природе, в обществе и в сознании.
Закон единства и «борьбы» противоположностей раскрывает источник развития и самодвижения, которым является внутреннее единство и противоборство противоположных сторон и тенденций предметов, явлений и процессов.
Второй основной закон развития - закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития, действие которого состоит в том, что на определенном этапе количественные изменения вызывают качественные изменения, а новое качество, в свою очередь, порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: «Каким образом происходит развитие?»
Еще одним законом, характеризующим развитие, является закон отрицания отрицания, который неразрывно связан с вышеназванными основными законами.
Закон отрицания отрицания свидетельствует о направленности развития и характеризуется необходимостью, цикличностью и преемственностью изменений, возвратом как бы к старому качеству, но на новой основе.
Как видно из формулировки этого закона, речь здесь идет о таком отрицании, при котором одна качественная определенность переходит в свою противоположность, в новую качественную определенность, которая на следующем этапе развития объекта сменяется третьей качественной определенностью, сохраняющей в себе некоторые существенные свойства исходного качества. Этот бесконечный процесс смены одного качества другим происходит благодаря постоянно происходящей «борьбе» противоположностей.
Важнейшими атрибутами материи являются пространство и время, которые в то же время представляют собой и особые формы бытия. В истории философской и научной мысли на пространство и время смотрели по-разному.
Что же понимается под пространством и временем с философской точки зрения?
Пространство это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов.
Из свойств пространства отметим протяженность, трехмерность и в этой трехмерности пространства проявляются его бесконечность и неисчерпаемость. Третьим свойством пространства является его однородность и изотропность. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.
С философской точки зрения, время это всеобщая, объективная форма существования материи, характеризующаяся длительностью, одномерностью, асимметричностью, необратимостью и последовательностью.
Гносеология (теория познания).
Теория познания или гносеология один из древнейших разделов философии. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» знание и «logos» понятие, учение. Наряду с данным существует термин «эпистемология»,который чаще употребляют в значении теории научного познания. Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинностного знания.
Со времен Декарта западноевропейская философия рассматривает познание через отношение «субъект-объект». Эта оппозиция используется для анализа процесса познания и обоснования знания с точки зрения соответствия его действительности.
Под субъектом познания понимают носитель целенаправленной, активной предметно- практической познавательной деятельности и ее оценки, которым может быть индивид, коллектив, социальная группа, общество в целом.Объектом познания обычно называют то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Объектом познания выступают материальные и духовные явления, а также и сам субъект. Субъект и объект познания обусловливают существование друг друга: без субъекта нет объекта, как и без объекта нет субъекта. Гносеологический субъект предполагает наличие объекта познания, а существование объекта познания бытие того, кто его познает, т. е. субъекта.
К пониманию сущности философы подходят по-разному. Существуют следующие концепции познания: причинная (Гоббс, Локк и др.), деятельностная, находящая выражение прежде всего в социальной теории познания как отражения, (Выготский, Копнин, Лекторский и др.), генетическая эпистемология, создателем которой является Пиаже, эволюционная теория познания Фоллмера и другие теории. Благодаря конструктивному общению между ними происходит дальнейшее развитие гносеологии.
В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы.
В рамках чувственного познания, взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий и представлений. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в сфере рационального, с помощью понятий, суждений и умозаключений. Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Общественная практика является основой и целью познавательного процесса, а также служит критерием истинности его результатов.
Схематично процесс познания представлен в схеме таблицы № 1. Эта схема является условной, так как в ней отсутствует, например, интуиция. Однако, в целом, она дает общее представление о процессе познания и его основных формах.
Ощущение является простейшим, элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. Они являются недифференцированными и неопредмеченными впечатлениями об окружающей среде, выполняющими ориентационную и сигнальную (знаковую) функции.
В процессе познания ощущение выступает как единство образа и знака.
Восприятие представляет собой такую форму чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности.
Восприятие возникает на основе ощущений и обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Оно тоже характеризуется образно-знаковым единством. С одной стороны, чувственные впечатления, ощущения, лежащие в основе восприятия, функционируют в качестве некоторых сигналов, с другой они складываются в определенный образ предмета.
В большинстве случаев, сознание человека воспринимает тот или иной объект адекватно. Это свойство восприятия называют константностью. Кроме целостности и константности, восприятие обладает избирательностью, что проявляется в преимущественном выделении одних объектов по отношению к другим.
Представление это опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятий. Представление является промежуточным звеном между чувственным созерцанием и абстрактным мышлением, соединяя в себе чувственно-непосредственную и абстрактно-опосредованную стороны индивидуального знания. Оно имеет специфические особенности, отличающие его от восприятия:
• этот чувственный образ воспроизводится в сознании, когда нет непосредственного взаимодействия человека с самим предметом познания;
• он отличается определенной обобщенностью, абстрактностью (он теряет отдельные детали и отдельные специфические черты самого предмета);
• у этого образа может и не быть своего прообраза в реальной действительности (образ-модель, образ-цель, образ-план), в этом случае представление, называют воображением, без которого невозможен ни один вид творческой деятельности.
Все рассмотренные формы чувственного познания представляют собой противоречивое единство субъективного и объективного. Ощущение субъективно в силу того, что обладает вполне определенной модальностью (качественным различием) и зависит от индивидуальных особенностей и состояния нервной системы человека. С другой стороны, оно объективно, так как отражает внешний раздражитель, его энергетику и продолжительность воздействия. Объективность ощущения проявляется и в том, что оно само может стать объектом познания, так как чувственные образы, соответствующие тому или иному свойству реально существующего предмета, переживаются субъектом не как образы, возникшие в его сознании, не как внутреннее, а как внешнее по отношению к субъекту, как существующее вне его самого.
Чувственное познание во всей совокупности его форм имеет большое значение в жизни человека. С помощью чувственного познания человек получает первичные знания об окружающем его мире и о себе самом, в его сознании формируется чувственная картина мира, которая необходима для того, чтобы он мог адаптироваться к условиям собственного бытия.
Однако для глубокого и всестороннего познания вещей, отношений между ними, для понимания сути того или иного события истории, того или иного социального феномена и т.п. одного чувственного познания оказывается недостаточно, становится необходимым прибегнуть к помощи рационального познания, которое нередко называют абстрактным мышлением. Оно тесно связано со способностями человека к обобщениям и идеализациям, суждениям и умозаключениям, другим логическим операциям.
Абстрактное мышление так же, как и чувственное познание, целенаправленно и активно. Но, в отличие от чувственного, рациональное познание является волевым процессом; оно неразрывно связано с языком и имеет обобщенный характер.
Для рационального познания такой же первичной формой, как ощущение для чувственного познания, является понятие. Абстрактное мышление нередко и рассматривают как процесс оперирования понятиями. Понятие это форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков. Число предметов, обобщаемых в понятии, может быть различным. Понятие может отражать признаки лишь одного вполне конкретного предмета («естественный спутник Земли») или признаки группы однородных предметов («студент»). Оно может относиться и к ирреальным, несуществующим в действительности предметам («апейрон», «вечный двигатель»). В понятиях может быть различным и уровень обобщения. Одни из них, как правило, используются в какой-либо одной области познания (частнонаучные понятия), другие в целом ряде наук (общенаучные), третьи имеют всеобщий характер (философские).
С помощью суждений человек соотносит те или иные свойства с предметами, характеризуя последние с определенной стороны. В них он выражает мысли о существовании некоторого предмета, о тех или иных отношениях между предметами. Суждение, по сути дела, «есть не что иное, как способность мышления». Суждение это мысль, в которой что либо утверждается или отрицается о предметах действительности.
Основным элементом суждения являются понятия, которые связываются между собой определенным образом, что и порождает новую структуру мысли. Сами же суждения способствуют прояснению сути того или иного понятия. Они помогают понять понятия. Так, определяя понятие «обучение», мы можем использовать такое суждение: «Обучение есть процесс передачи и усвоения знаний согласно законам дидактики».
Третьей основной формой абстрактного мышления является умозаключение, которое представляет собой некоторую совокупность суждений, связанных между собой определенным образом. Это некоторое рассуждение, в котором есть результат новое знание.
Умозаключение это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение.
Главной особенностью умозаключений является то, что с их помощью человек может получать знания о предметах действительности без непосредственного взаимодействия с ними, опосредованно, благодаря способности к рассуждению.
Рассмотренные основные формы абстрактного мышления не исчерпывают всех форм рационального познания. В научном познании, например, существуют такие формы, как проблема, гипотеза и теория.
Говоря о рациональном познании, нельзя не остановиться и на проблеме соотношения рассудка и разума.Уже в античной философии среди познавательных способностей выделяли разум как созерцательную способность, относящуюся к познанию умопостигаемых предметов, и рассудок, как способность к дискурсу, к сознательному последовательному проведению логических операций. При этом разум считался наивысшей из всех познавательных способностей, так как только он может одновременно охватить во всей целостности совокупность всех прообразов сущего и осуществить познание принципов, закономерностей, первоначал. Таким образом, разум для античных философов являлся наиболее ценным из всего, к чему причастен человек, потому что он представлял подлинную мудрость, цель стремления философа». Рассудок, в отличие от разума, дискурсивен. Он понимался, как способность последовательно связывать мысли-образы по правилам логики, и, одновременно, как способность объяснять. Рассудок опирается на исходные знания и зависит от идеальных форм эйдосов. Он есть познание на основе принципов.
Большой вклад в изучение взаимоотношения рассудка и разума внес Кант. Он полагал, что «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления» '. По Канту рассудок это способность к суждению, способность давать правила. Рассудок опирается на опыт, на материал, данный как результат чувственного познания. Из этого «материала», проводя те или иные логические операции, он выводит новые суждения, упорядочивает знания, классифицирует и систематизирует полученные из опыта данные, помогает субъекту быстрее сориентироваться в привычных ситуациях.
Разум же содержит внутри себя самого источник понятий и принципов. Он не заимствует их ни у рассудка, ни у чувств. Он сам творит понятия и принципы. И если рассудок действует в пределах наличного знания, то разум прорывается за эти пределы, расширяет и углубляет знания.
Наличие рассудка и разума, этих двух различных, но взаимосвязанных компонент мышления, подтверждается и научными данными о двух разновидностях мышления, которые называют левополушарным и правополушарным. Левополушарное мышление это рассудочное мышление. Оно более строгое, более абстрактное, более схематичное, логически упорядоченное. Правополушарное мышление это «разумное», понимающе-смысловое мышление. Оно обладает образностью, конкретностью, целостностью. Это мышление творчески-конструктивное, которое схватывает картину действительности целиком, на лету улавливает смысл сказанного, не акцентируя сознание на логико-грамматических особенностях речи.
Немаловажное значение для теории познания имеет и вопрос о соотношении чувственного и рационального, об их роли в познавательном процессе. По этому вопросу в истории философии сложились две противоположные точки зрения. Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм. Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления.
Исследования последних лет (прежде всего в психологии) доказывают, что в реальном процессе познания при определенных условиях чувственное и рациональное настолько проникают друг в друга, что оказываются принципиально неразделимыми. Так, на уровне чувственного производятся такие операции, которые вполне можно назвать логическими. «Уже акт узнавания предполагает, что на перцептивном уровне осуществляется свое образный «логический вывод», связанный с категоризацией чувственных образов, т.е. с отнесением воспринимаемых объектов к определенным классам».
Таким образом, познавательный процесс на уровне современных знаний предстает перед нами как целостная система целенаправленной, творческой, интерпретирующей деятельности субъекта, опосредованной знаково-символическими и предметными репрезентациями, в сжатом виде содержащими социальный и культурно-исторический опыт.
Различные психологические направления по-своему понимают сущность мышления, его роль в познании и взаимоотношениях с языком. В самом общем виде мышление можно представить, как способность производить интеллектуальные операции с чувственными или понятийными образами.
Мышление это естественная функция человеческого мозга. Оно строго индивидуально. Мышление одного человека отличается от мышления другого. Однако люди способны понимать друг друга. Эта способность человека связана с тем, что результаты его мыслительной деятельности постоянно переходят из идеального в материальное. Мысли человека объективируются в продуктах культуры. Генезис мышления представляет собой процесс непрерывного перехода мысли в слово или вещь, а слова или вещи в мысль.
В этом контексте, процесс овладения опытом мышления на индивидуальном уровне можно представить как переход от общечеловеческого к личностному, от «инобытия» в культуре к «бытию» в индивидуальном мышлении. Все это подтверждает, что мышление имеет социальную природу.
Мышление и язык генетически связаны с предметной деятельностью человека, которую можно представить как совокупность универсальных сенсорно-моторных схем, преобразованных в логические структуры. Но так как практическая деятельность является тем контекстом, в котором и формируются эти структуры, то можно предположить, что сами они превращаются в формы практической деятельности, становясь основой для возникновения языка. Отсюда можно сделать вывод о том, что язык возникает на определенной социокультурной базе.
Итак, мышление неразрывно связано с предметной и языковой деятельностью. По отношению к мышлению язык выполняет несколько функций.
Во-первых, язык служит формой выражения наших мыслей. Идеальное содержание мышления материализуется в языке, что, одновременно, служит основой его объективации. Эту функцию можно назвать мыслеобразующей.
Другим важным свойством языка является то, что с его помощью человек может общаться с другими людьми, запоминать или передавать какую-либо информацию. Это так называемая коммуникативная функция языка.
Язык, как средство мышления, служит, одновременно, и средством получения нового знания. В этом проявляется его гносеологическая функция.
С помощью языка сохраняется и передается культурно исторический опыт предшествующих поколений (обычаи, традиции, нормы и идеалы), осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. Эта функция языка называется социокультурной.
Таким образом, язык играет исключительно важную роль в мышлении и познании, становлении и развитии человека. Он помогает ему осваивать мир, «делает» его человеком.
Многие мыслители утверждают, что образ мира, который формируется человеком в процессе познания и практической деятельности, во многом зависит от языкового аппарата. Так, Гумбольдт развивал идею о языке как одной из форм проявления «духа народа», Кассирер считал язык реализацией врожденной способности человека пользоваться символами, Бергсон и Гуссерль утверждали мысль о свойстве языка трансформировать особым образом результаты чувственного опыта, Айдукевич полагал, что путем изменения понятийного аппарата можно соответствующим образом изменить и образ мира.
С одной стороны язык оказывает влияние на результаты познания, с другой сам формируется в этом процессе. Определение языка можно сформулировать следующим образом. Язык это социокультурно детерминированная система знаков, служащая средством мышления, познания, коммуникации, хранения и передачи информации, а также управления человеком.
Любой знак это материальный объект, который в общении и мышлении представляет (замещает) какой-либо другой объект. Благодаря своей способности замещать некоторый реальный объект языковые знаки позволяют нам оперировать не самими предметами, а их образами.
Традиционно различают две разновидности языка: язык естественный и язык искусственный.
В естественном языке знаками являются слова и словосочетания, в искусственном те или иные символы. Наиболее важными свойствами естественного языка являются его универсальность, связанная с возможностью выражения всего, что требуется передать собеседнику, включая чувства, а также общедоступность для всех представителей нации, использующих данный язык. Среди искусственных языков, выделяют формальные языки: логические, языки программирования.
Один из важнейших аспектов языка его семантика, представляющая собой совокупность отношений знаков к объектам вне языковой реальности, к обозначаемым ими объектам. Наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его предметное значение и смысл.
Предметное значение это обозначаемый знаком объект, а смысл то, что мы понимаем под этим знаком (понятийное содержание). Благодаря смыслу мы соотносим данный знак с обозначаемым им конкретным объектом. Такое отношение между знаком и его сторонами традиционно выражается с помощью так называемого «семантического треугольника»: Два различных знака могут обозначать один и тот же объект, но иметь разные смыслы. Обратное невозможно. Так, выражения «Самое глубокое озеро в мире» и «Озеро, в которое впадает триста рек, и из которого берет начало лишь одна» обозначают одно и то же озеро Байкал, но в то же время они имеют различный смысл.
В процессе и теории познаания важное значение имеет такое явление как интуиция, которая имеет следующ признаки:
• неожиданность, внезапность решения;
• прямое усмотрение этого решения, непосредственность его постижения;
• новизна решения, его нестандартность, неординарность (для самого субъекта);
• неосознанность процесса решения, невозможность воспроизведения путей и способов решения.
Интеллектуальная интуиция -. способность ума непосредственно постигать истину, не выводя ее из других истин с помощью доказательства и не усматривая ее лишь внешними чувствами. Если же интуиция трактуется как способность воспринимать знания непосредственным образом с помощью органов чувств, то это уже понятие чувственной интуиции.
В философии по-разному подходили к пониманию интуиции. Так, Платон, например, полагал, что интуиция есть «особое внутреннее зрение», «высшая способность ума», связанная с внезапным озарением, с помощью чего человек и получает непосредственное. В Новое время Декарт под интуицией подразумевал «не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание (conceptual) ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем». Если Декарт относит интуицию к интеллектуальной сфере, то Фейербах считал интуицию чувственным феноменом. Для него интуиция, как нечто несомненное и ясное, «сосредоточена в чувственности».
Некоторые философы относили интуицию к сфере бессознательного, понимая ее, как инстинкт (А. Бергсон), как скрытый основополагающий принцип творчества (3. Фрейд), или как «божественное откровение». Наиболее полная её трактовка следующая:
Интуиция это интеллектуальный феномен, характеризующийся постижением истины не путем обоснования с помощью доказательства, а прямым ее усмотрением.
Результаты научных исследований не только подтверждают обоснованность отнесения интуиции к феномену интеллектуального, но и, в определенной мере, раскрывают механизм ее действия, который описывается следующим образом. На начальном этапе в психике человека на уровне бессознательного накапливаются и определенным образом распределяются неосознаваемые им чувственные и понятийные образы. Затем, там же происходит «обработка» этих образов с помощью тех или иных интеллектуальных операций. Вполне возможно, что здесь происходит переход от чувственных образов к образам логическим и обратно.
В это же время идет процесс осознания стоящей перед человеком задачи, в результате которого эта задача может быть ясно и четко сформулирована. Заключительная фаза интуиции представляет собой внезапное озарение, неожиданно возникающее решение проблемы, что может быть связано с формированием единого чувственно-логического образа, «выталкивающего» на поверхность сознания то, что до сих пор скрывалось в глубинах бессознательного. Во временном отношении этот процесс может быть как длительным, так и непродолжительным, почти мгновенным.
Интуиция тесным образом связана с творческой деятельностью человека, которая всегда предполагает определенную новизну. Это может быть новый результат, и даже открытие, новая постановка старой проблемы, новаторское техническое решение, оригинальное произведение искусства и др. Творчество это всегда поиск нового и прорыв границ известного, выход за пределы тривиального, стандартного, стереотипного.
В самом общем смысле с понятием «творчество» связывают процесс нестандартной человеческой деятельности, результатом которой являются качественно новые материальные и духовные ценности, не имеющие аналогов в прошлом.
Истинное творчество невозможно без интуиции. Она пронизывает творческую деятельность человека, помогая ему найти оригинальное решение. Если сопоставить различные интерпретации структуры творческой деятельности, то в каждой из них можно увидеть элементы, имеющие непосредственное отношение к интуиции.
Велика роль интуиции и в художественном творчестве. Художник творит как бы «по наитию», нередко не осознавая побудительных мотивов, послу живших основанием использования того или иного образа, того или иного цвета, сочетания звуков. Зачастую выбор решения происходит бессознательно и не находит рационального объяснения.
Необходимо отметить, что способность к интуиции развивается вместе с интеллектом. Развитая интуиция является следствием целенаправленной интеллектуальной деятельности и богатого практического опыта человека. Являясь одной из важнейших составляющих как познавательного, так и творческого процесса, интуиция стимулирует рациональную деятельность человека, приводя в некоторых случаях к возникновению новых ее видов.
В рамках теории познания рассматриваются такие виды знания как вера, мнение, понимание. Знание это, прежде всего, результат познания, в процессе которого человек получает представления о мире, формирует понятия и высказывает суждения о явлениях, их свойствах и отношениях, строит те или иные идеальные модели объективного мира в виде теорий или гипотез. Знания являются основой практической деятельности человека, эффективность которой во многом зависит оттого, насколько адекватно они отображают реальный мир.
По своему характеру, обычно, различают житейское (обыденное), художественно-образное и научное знание. Житейское или обыденное знание это знание, которое человек получает в своей повседневной жизни. Это знание на уровне здравого смысла, рассудка. Оно нередко носит поверхностный характер, и необходимо человеку, чтобы ориентироваться в окружающем мире, проявлять смекалку в той или иной деятельности, строить свои отношения с другими людьми. Научное знание представляет собой упорядоченную систему понятий, из которых складываются теории. Оно отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования, глубоким осмыслением фактов и проникновением в природу изучаемого объекта. В научном знании фиксируются причинно-следственные связи между объектами и отражаются закономерности их развития. Научное знание дает возможность с высокой степенью достоверности предсказать результаты развития тех или иных систем.
Художественное знание это совокупность конкретно-чувственных образов, система многозначных метафор и символов, раскрывающих одно явление через другое. Своими специфическими средствами оно воздействует на человека, способствует развитию его воображения, влияет на формирование его эстетических и нравственных ценностей.
Знание следует отличать от мнения. Мнение это нечто промежуточное между знанием и незнанием. Если знание неизменно в определенных исторических пределах, то мнение может меняться в достаточно короткий период времени. Если знание связано сточностью, достоверностью, то мнение - с неточностью, недостоверностью. Знание отождествляют с достоверностью, мнение же с неточным знанием, которое нуждается в обосновании. Мнение основано на субъективной уверенности, которая, в свою очередь, является следствием неосознанного внутреннего опыта, индивидуального личностного знания, интуиции. Именно поэтому по поводу одного и того же объекта в одном и том же отношении могут быть высказаны различные мнения. Мнение всегда имеет личностную «окраску». Мнение рассматривается как субъективный взгляд, как субъективная оценка, которая не получила еще своей объективации.
С точки зрения гносеологии вера принятие того или иного положения без какого-либо обоснования (эмпирического или рационального). Если знание предполагает возможность сомнения в его достоверности, то вера требует безусловного принятия некоторого положения, исключает саму возможность сомнения и не приемлет критики. В этом смысле вера противоположна знанию. Вера в ее светском значении представляет собой психический феномен, в котором переплетены неосознаваемые личностные интересы, личностное знание и индивидуальный опыт (субъективное), с одной стороны, и опыт «коллективного субъекта», принятые в том или ином сообществе принципы и требования (интерсубъективное) с другой.
Кроме гносеологического подхода к пониманию веры, существует и иной подход, при котором этот духовный феномен рассматривается как основа религиозного мировоззрения. В этом случае вера характеризуется принятием религиозных догматов, преданным служением Богу, неукоснительным соблюдением религиозных ритуалов, предписаний и запретов. Религиозная вера связана с личными интересами человека, с его нравственными чувствами и эстетическими переживаниями; она индифферентна к оценке истинности знания.
Важным аспектом познания является понимание. Необходимо отметить, что «знать» и «понимать» это не одно и то же. Понимание это, прежде всего проникновение в глубины смысла, которым обладает знание. Таким образом, понимание это процесс и, одновременно, результат постижения смысла и значения чего-либо. Знание и понимание предполагают введение понятия истины. Истина это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности. Истина рассматривается как свойство знания, оценка результатов процесса познания, который органично включает в себя не только познаваемый объект, но и практическую деятельность субъекта над этим объектом. Поэтому, истина оказывается связанной, как с объектом познания, так и с самим субъектом и его практической деятельностью, кроме того истина является бесконечным процессом, в котором происходит переход от незнания к знанию, от менее полного, к более полному знанию. Различают относительную и абсолютную истину. Относительная истина это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Примером относительной истины в ее первом значении может служить любая научная теория, будь то история или языкознание, биология или психология, физика или химия, математика или кибернетика. Любая наука, в этом смысле является неполным, незавершенным знанием. Знанием, которое соответствует не только объекту исследования, но и уровню материального и духовного развития общества, его техническим и интеллектуальным возможностям.
Примером относительной истины во втором значении может служить утверждение «Насилие есть зло», которое будет считаться истинным, если насилие применяется в антигуманных целях или когда цель может быть достигнута и ненасильственным способом. Однако, в условиях борьбы с преступностью или в связи с необходимостью защиты границ от нападения извне и т.п. случаях насилие перестает быть злом, поскольку нередко оказывается единственным средством пресечения противоправных действий или агрессии. В таких случаях данное утверждение вряд ли можно считать однозначно истинным.
Последний пример показывает тесную связь относительности и конкретности истины и позволяет сделать вывод о том, что абстрактной истины не существует, истина всегда конкретна. Абсолютная истина, также имеет два значения.
Во-первых это 1) полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем.
В первом случае имеется в виду завершенное знание о мире в целом или об отдельных его областях, которое никогда недостижимо в силу ограниченных возможностей человека и бесконечности многообразного, постоянно изменяющегося мира. На каждом этапе развития познания мы все больше приближаемся к этой истине. В этом смысле можно говорить о неограниченности познания по своей природе и возможностям.
Во втором случае речь идет о знании, в принципе неопровержимом ни при каких условиях, которое может обогащаться и углубляться, но остается истинным и на последующих этапах познания.
Примером такого рода могут служить утверждения: «Движение это всякое изменение вообще» или «Общество специфическая часть природы».
В процессе познания абсолютная и относительная истина находятся в тесной взаимосвязи: абсолютная складывается из относительных истин, в свою очередь, относительная истина содержит крупицы абсолютного, неопровержимого знания. Таким образом, относительная и абсолютная истины с разных сторон характеризуют одно и то же знание.
Составной частью гносеологии является научное познание, специфическими особенностями которого являются:
• развитость понятийного аппарата, использование понятий, отличающихся высокой степенью обобщения и высоким уровнем абстрактности, так называемых научных категорий.
• рациональность, понимаемая в самом общем смысле, как требование обращаться в процессе познания не к чувствам и эмоциям, а к рассудку и разуму.
• интерсубъективность, означающая, что научное знание не принадлежит лишь одному человеку, а является достоянием многих. Это коллективное знание.
• наличие своих специфических форм и методов получения знания.
В научном познании традиционно выделяют эмпирический и теоретический уровни.
Эмпирическое познание отличается непосредственной направленностью исследования на объект. Основными формами этого уровня познания являются факт и эмпирический закон. Здесь же используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, измерение, описание, классификация и систематизация.
Теоретическое познание направлено на исследование обобщающих идей и принципов. Оно также имеет свои формы (проблема, гипотеза, теория) и реализуется в определенной системе понятий и законов, представляющую ту или иную научную концепцию, основной целью которой является описание и объяснение какого-либо класса, какой-либо области явлений. Теоретическое познание имеет и свои методы познания: восхождение от чувственно - конкретного к абстрактному и от абстрактного к мысленно-конкретному, единство исторического и логического, формализация, математизация и др.
Результаты эмпирического и теоретического познания становятся основой для формирования научной картины мира, которая может быть специальной или общенаучной.
Научная картина мира это целостная система представлений об окружающем человека мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов.
Синергетический подход. связан с идеей самоорганизации сложных эволюционирующих систем. Мир в целом предстает при этом как открытая, неравновесная система, развивающаяся нелинейно; в нем постоянно происходят переходы от устойчивости к неустойчивости, от порядка к хаосу,и наоборот.
Образование как особая форма познания. В определенном смысле образовательный процесс можно представить как процесс познания, обладающий целым рядом специфических черт. Это специальным образом организованный вид деятельности, которая осуществляется в предназначенных для этого социальных институтах и предполагает развития человеческой природы до оптимального уровня, соответствующего конкретной исторической эпохе.
Человеческое сознание как интегральный способ освоения мира
Важнейшей отличительной особенностью человека как социального существа является наличие у него сознания. Сознание связывают со способностью отражать, которая присуща всей материи в целом. В процессе эволюции по мере усложнения организации материи усложняются и формы отражения. Так с возникновением живой природы появляется и новая, более сложная форма отражения - биологическая, которая включают в себя раздражимость и чувствительность. Если раздражимость связана со способностью изменять физиологическое состояние под влиянием тех или иных факторов внешнего воздействия и является допсихической формой отражения, то чувствительность, под которой понимают способность к ощущениям, это уже свидетельство возникновения у живых организмов элементарной сенсорной психики. На этой стадии развития у организма появляются дифференцированные органы чувств, способные активно, избирательно и целесообразно реагировать на сигналы биологически значимых раздражителей. Дальнейшие эволюционные процессы приводят в конечном итоге к возникновению у живого организма мозга, центральной нервной системы, а вместе с ними психики животного, а затем и психики человека.
Согласно концепции известных психологов А.Н. Леонтьева и К.Э. Фабри, процесс возникновения психики человека можно представить несколькими стадиями и уровнями. При переходе к более высокой стадии происходит усложнение психических процессов.
Общим в психике высших животных и человека является поведение на основе безусловных рефлексов, инстинктов. Животное как и человек приобретает определенные навыки способы поведения, которые закрепляются в тех или иных упражнениях. Поведение животного, как и поведение человека, отличает свойство «придумывать» новые способы решения однотипных задач, способность использовать те или иные предметы в качестве простейших орудий деятельности, умение обходить препятствия и др. Вместе с тем, психика животного и человека существенным образом различаются. Для восприятия взрослого человека характерно то, что оно обладает предметностью, константностью и осмысленностью. Память взрослого человека имеет свойство, называемое произвольностью. Для запоминания, хранения и воспроизведения информации человек применяет специальные средств. Память животного ограничена, и пользоваться оно может лишь информацией, полученной с помощью собственного опыта. Человек в отличие от животных в процессе мышления оперирует понятиями, абстрагируется от решения конкретных задач, осознаёт причинно-следственные зависимости между явлениями и процессами, обобщает свой чувственно-практический опыт и передаёт его с помощью речи или созданных орудий и продуктов своей трудовой деятельности. Поведение животного определяется условиями жизни и биологическими законами, к которым относятся законы наследственности и естественного отбора. Сознание человека качественным образом отличается от психики животного. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что оно является не только психическим, но и социальным феноменом.
Сознание есть продукт не только и не столько природного развития, сколько общественно-трудовой деятельности, в процессе которой совершенствовались орудия труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникли язык и речь.
Сознание в силу своей многогранности изучается различными науками: социологией, психологией, биологией, нейрофизиологией, кибернетикой и теорией информации, юриспруденцией и психиатрией. И это далеко не полный их перечень.
Каждая из наук склонна определять его по-своему, акцентируя внимание на тех свойствах сознания, которые отвечают ее предмету и специфическим задачам.
Физиологи обращают внимание на механизмы функционирования сознания, связанные с переработкой поступающей информации.
Психологи считают, что сознание является психическим феноменом, продуктом эволюции живой природы, трудовой деятельности и общения. Социобиология, занимаясь проблемами биологических механизмов социальных структур, рассматривает сознание как совокупность биологических реакций самосохранения, которые присущи как человеку, так и животным.
Из представленного спектра мнений видно, что сознание изучается каждой из наук применительно лишь к своему предметному полю, что не дает возможности выработать целостное видение этого феномена.
Философы, предлагают множество различных определений понятия «сознание». Одни из них сводят сознание к материи (вульгарный материализм), другие - объявляют сознание самостоятельной субстанцией, существующей либо в виде мирового, абсолютного разума (объективный идеализм), либо как непосредственная данность субъекту (субъективный идеализм). Наибольшее число приверженцев при этом имеют объективный идеализм и религиозная философия.
Представители объективного идеализма полагают, что существующий вокруг нас мир является порождением всеобщего мирового разума, мирового духа, некой «абсолютной идеи».
Приверженцы религиозной философии исходят из того, что существует Бог, являющийся воплощением «абсолютного разума», который как «наивысшее совершенство» наделил способностью мыслить и человека. Благодаря Богу человек имеет разум (сознание) и язык, с помощью которого тот может выражать свои мысли. «Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины, писал Фома Аквинский, и в таковом качестве он должен обладать наивысшим совершенством».
В силу определённых обстоятельств в отечественной философии в понимании сознания превалирует подход, в котором оно не отождествляется с материей, а предстает функцией наиболее организованной ее формы человеческого мозга.
Сознание это связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах.
Активность сознания является одним из фундаментальных его свойств, которое проявляется в том, что оно:
отражает мир целенаправленно и избирательно;
конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
разрабатывает прогнозы развития природных и социальных
явлений и процессов;
служит основой преобразовательной деятельности человека. Наконец, существенным отличительным признаком сознания, указанным в нашем определении, является способность оценивать. Эта способность сознания выражает его избирательность, ориентацию на выработанные обществом нравственные, эстетические, религиозные и другие ценности, отношение человека к этим ценностям, а также к самому себе, к своей собственной деятельности.
Сознание как идеальная форма деятельности человека представляет собой разветвленную и относительно самостоятельную систему, которая объединяет в себе совокупность знаний о мире, психические процессы и состояния, субъект-объектное отношение, возможность целеполагающей и оценочной деятельности и т.д. Важной составляющей сознания является самосознание. Самосознание это особая форма сознания, которая состоит в способности человека осознавать и оценивать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в мире.
Самосознание способствует тому, что у человека вырабатывается критический подход к самому себе как личности, к своему внутреннему миру, помогает его становлению и развитию, определению жизненного пути. Но если нарушено чувство меры и человек «наполнен только самим собой», то это тормозит его развитие, приводит к эгоцентризму, переоценке собственного «я», а иногда к душевному расстройству (мания величия и т.п.). Кроме того, самосознание играет роль социального регулятива, помогая человеку осознавать свою личную ответственность за результаты своей деятельности.
Самосознание представляет лишь часть сознания, а сознание, являясь психическим феноменом, не сводится к психическому. Понятие «психическое» по своему объему шире, чем понятие «сознание». Иначе говоря, сознание есть лишь одна из разновидностей психического, одна из форм его проявлений.
Уровнем сознания является Бессознательное это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательно человек действует в состоянии невменяемости или аффекта, в состоянии гипноза или в состоянии сомнамбулического сна. К бессознательным действиям относят инстинктивныедействия, а также так называемые «автоматические» действия, при которых человек совершает те или иные действия, не задумываясь.Мы не задумываемся при ходьбе, какую ногу куда поставить, если впереди нет никаких препятствий. К сфере бессознательного относят и такой феномен психики, как интуиция.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и т.п.
Большой вклад в исследование бессознательного внес 3. Фрейд. Последователь Фрейда в исследовании бессознательного Юнг обратился к изучению феномена коллективного бессознательного. С его точки зрения, коллективное бессознательное, элементы которого он называет архетипами, «более действенным образом определяет индивидуальную жизнь»'.
Одним из важнейших свойств сознания, является его способность продуцировать идеальные образы. Эти образы в своей совокупности представляют особую сферу идеального. Под идеальным обычно понимают нечто противоположное материальному, т.е. то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы и ориентации.
К отличительным особенностям идеального можно отнести:
специфическую форму отражения, свойственную только человеку;
противоположность материальному объекту, образом которого оно является ( огонь - образ огня);
не сводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химическим, нейрофизиологическим, биоэлектрическим и др.);
не воспринимаемость органами чувств (не имеет запаха, вкуса, цвета, не обладает протяженностью и т.п.);
субъективность по форме (зависит от психо-физиологических и духовных качеств человека), и объективность по содержанию (отражает приблизительно верно внешний мир);
не тождественность психическому (так как последнее включает не только образно-понятийную систему сознания, характер и темперамент человека, но и психику высших животных).
Идеальное это динамический, подвижный образ объекта, в котором в субъективной форме выражено его объективное содержание, и который свободен от всех его реальных социоприродных свойств.