Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Сохранившиеся письменные источники указывают на вторую половину ХVII века.

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

НАУКА И   ОБРАЗОВАНИЕ

Когда в Башкирии появились первые мусульманские учебные заведения?

Определить документально точно время возникновения мусульманских школ в Башкирии трудно. Сохранившиеся письменные источники указывают на вторую половину ХVII века.

^ 136. В чем различие между медресе и мектебе?

Возникающие в Башкортостане со второй половины ХVI века школы в общем, копировали традиционную религиозную школу ислама – медресе (от арабск. мадраса – место, где учат). Мектебе (начальные) и медресе (средние) национальные школы получили относительно широкое распространение среди башкир и татар.

^ 137. Кто финансировал существование медресе и мектебе?

Мектебы и медресе материально содержались исключительно за счет местного населения и в этом смысле являлись подлинно народными учебными заведениями башкир и татар. Они приобрели значительное влияние в крае.

За столетие существование мектебов и медресе местному населению была привита любовь к грамоте, книге. В этот период религиозные школы ислама превратились в значительные культурно-образовательные центры. В них сосредоточились крупные интеллектуально – творческие силы, создавались библиотеки, переписывались книги.

^ 138. С открытия какого института и в каком году началась история высшего образования в РБ?

История высшего образования в Башкортостане началась в 1909 году с открытия Учительского института, который в 1919 году был преобразован в Институт народного образования. С 1923 года это - Практический институт народного образования, где кроме педагогов готовили и специалистов сельского хозяйства. В 1929 году институт реорганизуется в Башкирский государственный педагогический институт имени К. Тимирязева, а в 1957 году преобразуется в Башкирский государственный университет.

Кто из башкирских просветителей являлся активным участником движения джадидизма?

Джажидизм - реформаторское движение в области национального образования в тюркском обществе. Возникло во второй половине ХIХ в. В 90-х годах ХIХ в. в Башкортостане развернулось широкое движение за демократические преобразования в общественно-политической и культурной жизни татар. Передовые представители национальной интеллигенции выступили с требованием реформы мусульманских школ, за преподавание в них светских предметов. Это движение получило название джадидизма (джадид - арабское слово, означает «новый»). Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового обучения взамен буквослагательного, так называемые «усул -иджадид», то есть новый метод. Движение стали называть джадидизм. Джадидисты критиковали религиозный фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительских учреждений. Все это способствовало сплочению демократических сил общества.

В Уфимской губернии новый метод обучения был введен в медресе «Гусмания» (нач. 90-х гг.). К началу ХХ в. звуковой метод обучения утвердился в ведущих мектебах и медресе Башкирии.

Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на татарский язык, который приобрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. Первые башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были выпускниками реформирования медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в городах Бахчисарай и Касимов. Со второй половины 90-х годов профессиональных учителей стали готовить медресе «Расулия», «Гусмания» и «Хусания» и др.

Идеологами джадидизма были просветители М. Акмулла, М. Уметбаев, Р. Фахретдинов, 3. Расулев и др.

^ 141. Как называлось одно из самых передовых медресе в России, в котором учились М. Гафури, Ш. Бабич и др.?

В 1906 г. было открыто одно из самых передовых в России медресе - «Галия» в Уфе. Медресе «Галия», с рядом подобных ей, приравнивалось к высшим учебным заведениям. Его окончили видные башкирские и татарские поэты и писатели.

Как называлась первая в губернии газета?

1 января 1838 года в типографии был отпечатан первый номер первой в губернии газеты "Оренбургские губернские ведомости". Газета, выходившая один раз в неделю, состояла из официальной и неофициальной части. "Ведомости" не имели постоянных сотрудников и средств для оплаты труда своих добровольных корреспондентов. Поэтому за активное участие в жизни газеты им объявлялась благодарность. Число подписчиков было достаточно большим, к 1855 году оно достигло 477. Кроме того, экземпляры газеты бесплатно рассылались во все присутственные места, церкви и полицейским становым.

148. Когда в нашей республике появились газеты, журналы и др. научные издания?

Во второй половине XIX века

^ 149. Что Вы знаете о журнале «Ватандаш»?

В мае 1996 года увидел свет первый номер нового общественно-политического, научно-популярного и художественного журнала «Ватандаш», учрежденного Правительством Республики Башкортостан и Исполкомом Всемирного курултая башкир.

Выходя сразу на трех языках – башкирском, русском, английском, журнал играет важную роль в деле приобщения соотечественников, разбросанных по всему миру, к сегодняшней жизни Республики Башкортостан. Он знакомит своих читателей с историей и современностью родного края, видными общественными и государственными деятелями прошлого и настоящего, поднимает проблемы духовной жизни, политики, экономики, культуры, образования, философии, социологии, этнографии, экологии и многие другие.

«Ватандаш» становится своеобразной визитной карточкой республики, делая доступным для российского читателя материалы, являющиеся научным, культурно-духовным, литературным достоянием Башкортостана. В нем публикуются до сих пор не известные широкому кругу труды зарубежных и отечественных ученых, политологов и социологов, исторические документы, материалы всемирных конгрессов и симпозиумов.

^ 150. Когда началось радиовещание на территории РБ?

Первые передачи республиканского радио началисмь в 1928 г.

151. Какие радиостанции работают в республике?

Работают радиостанции «Первый канал», «Европа – плюс Уфа», «Серебряный дождь Уфа», «Радио Булгар» и др.

Когда начал работать уфимский телецентр?

1 марта 1969 года из концертно-вещательной студии состоялся пуск телецентра. Ввод в эксплуатацию радиорелейной линии Москва-Уфа позволил регулярно транслировать программы Центрального телевидения, а также передачи «Интервидения» и «Евровидения». В середине 60-х годов на телецентре были установлены новая мощная станция для организации второй программы, оборудование для звукового сопровождения местных передач.

В чьих трудах встречается первое упоминание o Башкирии?

В трудах арабских ученых IX – XII вв. есть много упоминаний о башкирах и Башкортостане. К числу этих авторов можно отнести Салама Тарджемана (IX в.), ал-Масуди, ал-Балхи, Ибн-Даста (X в.), Махмуда Кашгари (XI в.), и других. Но самым достоверными являются Ибн-Фадлан (начало Х в.) и Идриси (XII в.).

^ 158. В трудах какого древнегреческого историка упоминаются племена Южного Урала и как он их называет?

В трудах древнегреческого историка V века до н.э. Геродота имеется упоминание о племенах массагетов, которые жили где-то в районе Прикамья и торговали с южными странами, вывозя множество драгоценных мехов. Возможно, слово массагеты является подлинным именем ананьинских племен, которые названы так по хорошо изученному могильнику близ с. Ананьино в Татарстане. Племена ананьинской культуры жили на открытых поселениях по берегам крупных рек и в сильно укрепленных городищах - крепостях. В бассейне реки Белой таких ананьинских поселений сейчас выявлено несколько десятков, но наиболее изученным среди них является городище Тратау, недалеко от д. Бачкитау Краснокамского района Башкортостана.

Кто из башкирских поэтов дал присягу своему народу: «Пусть жертвой безвременно лягу... Народу принес я присягу из золота и серебра!»

Бабич Шайхзада Мухаметзакирович - выдающийся мастер башкирского художественного слова. Родился в 1895 г., умер в 1919 г. Молодой поэт вошел в литературу в предреволюционные годы. С осени 1917 г. Бабич - участник башкирского национально-освободительного движения, секретарь Башкирского областною шуро (совета), редактор газеты «Башкорт», инициатор создания и руководитель молодежной организации «Волна». Окончил Уфимское медресе «Галлия», побывал в Казахстане, где обучал детей грамоте, тесно общался с акынами (народные сказители), впервые познакомился со стихотворениями Лермонтова. Первые стихи Бабича относятся к 1910-1911 гг.

Богата и разнообразна поэзия Бабича. Легкостью и глубокой образностью языка и непосредственностью чувств отличаются его стихи и поэмы.

В своих поэтических обращениях к народу поэт развивал традиции сэсэнов, оттачивал форму кубаира. Духовные и творческие искания поэта были тесно связаны с ростом самосознания народа. Бабичу было всего 25 лет, когда он погиб от рук изменника революции, но его поэтическое наследие — гордость башкирского народа.

Кто является одним из первых исследователей Башкирии XVIII в.?

Одним из первых исследователей Башкирии XVIII в. является обер-секретарь Сената И. К. Кирилов, прибывший осенью 1734 г. в Уфу в составе Оренбургской экспедиции. Впервые было осуществлено научное картографирование и обследование окрестностей города, сделаны первые зарисовки Уфы. Под его руководством успешно проводилась разведка полезных ископаемых, собирались сведения о растительном и животном мире края и т. д. Большой заслугой Кирилова является проведенная им перепись тептярей и бобылей, а также составление списка башкирских родов по волостям и дорогам.

Когда образовался Государственный академический Башкирский ансамбль народного танца РБ?

В 30-е годы оформился и пользовался большим успехом у зрителей Башкирский ансамбль народного танца. 20 мая 1936 г. ансамбль дал свой первый концерт под руководством К.В. Матсона. С марта 1939 г. коллективом руководит Файзи Гаскаров. Башкирский государственный ансамбль народного танца носит имя Ф. Гаскарова с 1988 г. Коллектив ансамбля стал подлинным хранителем фольклорных традиций, национального костюма. Заслуженный успех принесли ему соединение народного танца с пластикой балета, создание на основе фольклора собственных танцевальных композиций.

^ 212. В каком году была открыта Башкирская государственная филармония?

С учреждением в 1939 г. Башкирской государственной филармонии в ней были объединены башкирский ансамбль народного танца, хор, ансамблю кураистов, духовой оркестр и оркестр народных инструментов, передвижной коллектив оперетты, эстрадная бригада. На первых порах филармония располагала двумя эстрадными бригадами, в составе которых были в основном молодые артисты, окончившие театральное отделение Башкирского музыкального техникума, и молодежь, пришедшая в профессиональный коллектив из художественной самодеятельности. Активное участие с первых в первых концертах принимали артисты башкирского академического театра драмы и театра оперы и балета – народные артисты СССР А. Мубаряков и З. Бикбулатова, народные артисты Г. Карамышев, А. Сутягин, Г. Тукаев, Г. Хабибуллин.

Кто написал стихотворение «Мои башкиры, учиться надо, учиться»?

Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов (Акмулла) (1831 - 1835 гг.) родился 14 декабря в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской волости двенадцатого Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района Республики Башкортостан, классик башкирской поэзии, поэт-просветитель.

В этом стихотворении поэт обращается непосредственно к своему народу с пламенным призывом к просвещению, знаниям, противопоставляя образованность и невежество.

^ 169. Автор рукописной энциклопедии XIX в. о башкирах и татарах, построенной по восточной филологической традиции.

Ризаитдин Фахретдинов (1859 - 1936 гг.) - крупнейший представитель мусульманской общественно-политической жизни и культуры конца XIX - начала XX вв., просветитель, богослов и религиозный деятель, ученый, писатель, публицист. «ЙЫУАНЫС» («Утешение») - фактически рукописная энциклопедия о башкирах и татарах XIX в., построенная по восточной филологической и энциклопедической традиции в виде бесед о жизни, быте, культуре, истории народов, в первую очередь, о самих башкир и татар. «Йыуаныс» - только один том из сорокатомной коллекции Р. Фахретдинова. Рукопись состояла из двух частей с общим объемом 1160 страниц.

^ 170. Кто является автором статей «Соколиная охота в Башкирии», «Взгляд на семейный быт башкирцсв», опубликованных в XIX в.?

Учитель духовной семинарии В. С. Зефиров в статьях «Соколиная охота в Башкирии», «Рассказы башкирца Джантюри», «Взгляд на семейный быт Башкирцев» и других описывает жизнь, быть, обычаи, занятия коренного населения края.

Об одном из произведений Мажита Гафури Александр Фадеев изумленно говорил, что во всей мировой литературе нет примера, чтобы поэт эксплуатировал поэта. О каком произведении автора идет речь? Что вы знаете о его создании?

Этим произведением является повесть «На золотых приисках поэта», написанная М. Гафури в 1930 году. В это период он знакомится с крупными произведениями советской литературы, изучает творчество М. Горького.

Речь шла о М. Гафури, о том, как он гнул спину на золотых приисках капиталистов Рамиевых, один из которых Закир Рамиев, писавший под псевдонимом Дардемент, был известным татарским поэтом.

В повести М. Гафури «На золотых приисках поэта» описаны эпизоды из жизни самого автора. Повесть в основе своей автобиографична, но имеет большую обобщающую силу. В ней правдиво показаны жизнь и тяжелый труд рабочих дореволюционной России, пробуждение их политического самосознания и процесс разложения национальной буржуазии. Основные герои повести рабочие золотых приисков дооктябрьского периода. Писатель стремится раскрыть внутреннюю красоту человека труда. Через всю повесть лейтмотивом проходит тема капиталистического рабства.

^ 174. Кого из русских писателей, великого художника слова, Лев Толстой назвал «Пушкина в прозе»? Одна из здравниц в нашей республике носит его имя.

Чехов Антон Павлович родился 17 (29) января 1860 г. в Таганроге в многодетной семье купца третьей гильдии, русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-02). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов. Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других

Особого внимания заслуживает приезд Чехова в июне 1901 году на кумысолечение в Башкирию

Живописная природа Башкирии, воспетая Аксаковым, чудесная река Дема, красивые холмы и девственные леса, изумительные душистые полевые цветы и густые травы приводили Антона Павловича в восторг.

После месячного пребывания в Башкирии на кумысе здоровье Антона Павловича значительно улучшилось, и 1 июля Чеховы отправились домой.

В Башкирии бережно хранится память о пребывании Антона Павловича Чехова. Санаторий, в котором отдыхал и лечился великий русский писатель, теперь носит его имя. Прекрасные места, восхищавшие большого художника, увековечены его именем. Чехов, находясь на кумысе, любил подниматься на высокую гору, возвышающуюся напротив санатория, и часами там просиживать, любуясь красотой башкирского пейзажа. Эта гора, в память о посещении ее великим писателем, носит ныне название «Чеховой горы». Дом, в котором жил Чехов, находясь на кумысе, превращен в музей писателя. В музее собрано много книг, писем, фотографий А. П. Чехова, а также воспоминаний и картин, посвященных жизни и творчеству писателя.

175. Кто автор роман, признанного рядом исследователей-литературоведов энциклопедией народной жизни за великолепное знание обычаев, бытовых примет, особенностей национального характера и удостоенный, в числе первых, премии имени Салавата Юлаева?

Давлетшина Хадия Лутфулловна - первая писательница - башкирка. Родилась в 1905 г., умерла в 1954 г. Начальное образование получила в медресе

Литературная и творческая деятельность Хадии началась в 1926 г. Самым главным произведением в ее творчестве стал многоплановый роман «Иргиз», который вышел в 1957 г. на башкирском языке, уже после смерти писательницы. Это широкое полотно, охватывающее самые разные социальные слои башкир, раскрывающее их отношения с русским народом; рассказ о дореволюционной Башкирии и о том, как пришла и что с собой принесла Советская власть. Писательница правдиво показывает исторические судьбы своего народа, разоблачает национальную замкнутость и ограниченность

В 1967 г. в числе первых была посмертно удостоена Республиканской премии им. Салавата Юлаева.

Один из уфимских бульваров носит имя Хадии Давлетшиной

176. Какое произведение В.И. Даля, современника Пушкина, основано на башкирском предании о любви батыра к дочери владыки озер?

Произведение В.И.Даля "Башкирская русалка" основано на башкирском предании о любви батыра Зая-Туляка, сына Самар-хана к дочери владыки озер Ачулы-куля и Кандры-куля.

177. Назовите авторов и произведения башкирской литературы, где отражено участие в рядах Сопротивления в годы Великой Отечественной войны граждан нашей страны.

Башкирский литератор Даян Баянович Мурзин в автобиографической повести "Долг выполненный с честью" описывает участие граждан нашей страны в движении Сопротивления на территории Чехословакии. Родился в деревне Старые Балыклы Бакалинского района РБ (раньше Бакалинской волости Белебеевского уезда Уфимской губернии). Участник ВОВ и движения Сопротивления Чехословакии.

Так же хорошо известен писатель Вали Бикташев. Его документальная повесть «Мы старше своей смерти» рассказывает об ужасах фашистского заключения и героической борьбе антифашистов всех национальностей, объединенных в подпольные комитеты европейского Сопротивления.

^ 178. Кто является основателем башкирской национальной литерaтyры?

Мажит Гафури (1880-1934) - классик башкирской и татарской литературы. Первые стихи написал в 1902 году. Известен также как прозаик и драматург. Одно из самых известных его стихотворений «Клятва». Творческая и общественная деятельность Гафури сыграла большую роль в развитии башкирской литературы в 20-30-х годах XX в.

Кто из русских композиторов, отбывавший ссылку в Оренбурге - автор вокального цикла «Азиатские ночи»?

Выдающийся русский композитор А.А. Алябьев (1787-1834), отбывавший ссылку в Оренбурге в 1833-1834 годах, записывает башкирские и татарские народные напевы и создает на основе башкирских и одной киргизской мелодии вокальный цикл «Азиатские песни», а на башкирскую мелодию, сообщенную ему В.А. Верстовским, пишет увертюру для симфонического оркестра. Собирание и использование башкирских народных мелодий в оригинальных сочинениях Алябьева можно считать началом вхождения башкирской народной музыки в русло профессионального музыкального искусства.

^ 181. Знаменитый меценат С.И. Мамонтов воспитал ряд замечательных певиц и певцов. Кого из тех, чьи имена связаны с нашим краем, вы знаете?

В 1886 году уфимская интеллигенция организовала Общество любителей пения, музыки и драматического искусства, возглавлял которое Д.Н. Савостьянов. В свою очередь у его дочери В.Д. Савостьяновой (по мужу Паршиной) в Уфе было много учеников, среди которых будущая «жемчужина русской оперной сцены», как ее называют теперь историки русского вокального искусства, Елена Яковлевна Барсова (по мужу Цветкова) и Федор Иванович Шаляпин. Именно она, и прежде всего, ему самому (Шаляпину), открыла его великий талант.

В 1892 году Е. Барсова окончила Московскую консерваторию с большой серебряной медалью и поступила в Московскую частную оперу под фамилией Цветкова.

Летом в 1896 году в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленная выставка, в это время здесь проходили гастроли оперной труппы Прянишникова. Пение и игра Цветковой привели в восторг богатого купца и страстного любителя оперного искусства Савву Мамонтова.

Савва Мамонтов создал свой оперный театр и сформировал труппу, включающую блистательные артистические силы во главе с Федором Шаляпиным, дирижером Сергеем Рахманиновым. Исполнительницей ведущих сопрановых партий партнершей Шаляпина стала Барсова-Цветкова.

Мало кому известные дебютанты концертного зала уфимского Дворянского собрания - Федор Шаляпин и Елена Барсова-Цветкова в середине 90-х годов 19-го столетия стали ведущими солистами Московской частной оперы С.И. Мамонтова.

И Е.Я. Барсова и Ф.И. Шаляпин в Уфе выступали в концертном зале Дворянского собрания.

Первые выступления Федора Шаляпина прошли на сцене городского театра, здание которого не сохранилось.

^ 182. Кто из башкирских композиторов написал оперу «Салават»?

Загир Гарипович Исмагилов башкирский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР, РСФСР, БАССР, член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Мелодическое богатство - главное достоинство оперы «Салават» на либретто Б. Бикбая. Тема оперы дружба русского и башкирского народов, закаленная в огне борьбы против угнетателей. В ариях Салавата удачно раскрыта кровная связь героя с родным народом. Выразительны музыкальные портреты Юлая, его жены Кюнбике, верной подруги Салавата - Амины, молодого воина Муталлапа, старого мудрого Сурамана, коварного Бухаира, злобного Колыя Балтасова. За создание этой оперы в 1955 г. З.Г. Исмагилов удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

183. Кто является автором башкирской оперы «Современники»?

Ахметов Хусаин Файзуллович (6.1.1914 г. д. Чингизово Орского уезда Оренбургской губернии, ныне Баймакского района Республики Башкортостан, 8.1.1993 г., Уфа), башкирский композитор, музыкально-общественный деятель. Народный артист РСФСР (1989 г.), заслуженный деятель искусств РСФСР (1974 г.). Член Союза композиторов СССР с 1943 г.

Творчество Ахметова представляет собой важную веху в развитии башкирской профессиональной музыки. Оно разнообразно по тематике и жанрам. Это оперы "Современники, "Нэркэс"; три симфонии, "Башкирская лирическая сюита" (1952); хоровые произведения: кантата "Здравица" (на ст. М.Карима), "Прощальная песня" (на ст. М.Карима) и др.; музыка для театра и кино.

Опера «Современники» Х.Ф. Ахметова повествует о первооткрывателях башкирской нефти. Тема труда и дружбы народов, воплощенная через массовые сцены, чередуется с раскрытием духовного мира наших современников, развернутых в ариях, монологах и ансамблях.

Ахметов внес большой вклад в развитие башкирской вокальной музыки. Широко известны его песни об Уфе, среди них "Уфа - прекрасная столица" ("Гузэл Офем башкалам") на стихи Р.Янбулатовой, "Родная деревня" ("Тыуган ауылым") на собственные стихи и др.

Ахметов собирал и изучал башкирскую народную музыку, нотировал свыше 100 народных песен и наигрышей, делал обработки башкирских протяжных песен узун-кюй.

Хусаин Файзуллович Ахметов удостоен Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1968 г.). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971 г.), "Знак Почета" (1949 г., 1954 г.).




1. р Київ Про затвердження плану заходів щ
2. синтаксичними ознаками така структура становить ускладнену синтаксичну одиницю що утворилася внаслідок ф
3. Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов
4. Реферат- Компьютерные данные- типы данных, обработка и управление
5. ЛЕКЦИЯ ’2 Социально ~ биологические основы физической культуры Медикобиологические и педагогические
6. Ипотечное кредитование в РФ и Иркутской области
7. Руська Правда Під час перебування українських земель у складі Литви і Польщі діяли Литовські Статути 1529
8. Реферат- Важнейшие проблемы российского производства
9. Введение3
10. На тему- Характеристика логистической деятельности магазина одежды Trushop Выполнил- Цой Е
11. Введение Основой деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля над переме
12. го КУРСА ВЕТЕРИНАРНО БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 1 семестр Ботаника комплексная наука о растениях
13. Контрольная работа выполняется с целью закрепления и обобщения знаний полученных при изучении курса Корпо
14. Белорусский государственный экономический университет
15. тема норм права регулирующая общественные отношения в области гражданского оборота.
16. Гражданский процесс (Шпаргалка)
17. 00 02420 2
18. Общественная педагогия
19. Характеристика поведения и психического отражения на стадии сенсорной психики
20. Тема- Політичний та соціально ~ економічний розвиток України в др