Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему- Мебель Выполнил- ст.

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский Государственный Индустриальный Университет»

Архитектурно-строительный институт

   Кафедра архитектуры и строительных материалов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к научно-исследовательской работе

по дисциплине:

«Научное исследование в архитектуре и строительстве»

на тему:

«Мебель»

Выполнил: ст. гр.

СА-10 Фирсова Ю.Е.

Федорова Ю.В.

Руководитель:

к.т.н., доцент Ершова Д.В.

Новокузнецк

2013

Содержание

  1.  Введение_________________________________________________3
  2.  Кто придумывал мебель?___________________________4
  3.  Мебель Древнего Египта_____________________________________12
  4.  Мебель древней Греции______________________________________18
  5.  Византия___________________________________________________23
  6.  Романский стиль____________________________________________25
  7.  Готический стиль___________________________________________26
  8.  Мебель эпохи Ренессанса____________________________________28
  9.  Барокко____________________________________________________29
  10.  Рококо_____________________________________________________31
  11.  Классицизм________________________________________________32
  12.  Западная Европа XIX-XX вв._________________________________35
  13.  Современные стили_________________________________37
  14.  Ар-деко____________________________________________________37
  15.  Transitional_________________________________________________38
  16.  Фьюжн_____________________________________________________39
  17.  Хайтек_____________________________________________________40
  18.  Минимализм_______________________________________________42
  19.  Модерн____________________________________________________43
  20.  Мебель нового поколения_________________________45
  21.  Ароматная мебель__________________________________________45
  22.  Мебель трансформер________________________________________47

Введение

Тема нашей исследовательской работы является, мебель. Мы выбрали эту тему, так как считаем ее актуальной во все времена. Еще пещерные люди начали обустраивать свои жилища предметами «мебели», это были примитивные, грубые изделия из камня, дерева, шкур животных. Спустя тысячелетия мебель, конечно же, преобразилась и стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Цель нашей исследовательской работы, проследить эволюцию мебели, что было раньше и что сейчас.

Для этого мы изучим хронологию развития мебели, рассмотрим современные стили, мебель новейшего поколения, а так же дизайнерские модели и даже попытаемся разработать свой собственный дизайн для привычных нам вещей.

Кто придумывал мебель?

Вряд ли нам станет когда-нибудь известна разгадка тайны появления мебели. Она наверняка появилась в тот момент, когда женщина начала заботиться о создании уюта и комфорта в своем жилище, заставляя вернувшегося с утомительной охоты мужа изготавливать примитивные, но столь необходимые предметы мебели...

Подобно тому, как у первобытных животных развивалась способность приспосабливаться к окружающей среде, так и первобытные люди учились делать утварь, оружие, кров и одежду, расширяя сферу своей деятельности для того, чтобы жить.

В начале кроватью, стулом, столом и шкафом человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда природа перестала казаться ему такой суровой и он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение. Способность мыслить и труд вывели человека из состояния животного прозябания. Когда первобытный человек распрямился, он стал беспомощнее, но созданные им примитивные предметы обихода компенсировали этот недостаток. По мере развития способности изготовлять утварь стало развиваться и искусство оформлять эти предметы.

Изделий из древесины, относящихся к этому раннему периоду, не обнаружено, зато на стенах пещер найдены изображения зверей, рисунки, воспроизводящие образ жизни первобытных людей, занимавшихся в основном охотой.

Первыми элементами орнаментики были точка, штрих, узор шахматной доски, зигзагообразная и волнистая линии, круги и абстрактные формы, которые получаются при плетении и вязании. Развитие идет от конкретного изображения к абстрактным формам. Отдельные мотивы украшения представляют собой стилизованные изображения или символы предметов действительности: зигзагообразная линия изображает, например, змею, а крест — птицу. Постепенно эти изображения становятся все более абстрактными, сохраняют лишь самые характерные очертания реальных предметов, постепенно превращаясь в символы. Следовательно, элементы действительности стилизуются, образуя символы, и из их творческой абстракции возникает орнаментика.

Рисунок ниже: 1—3. Примитивные «переносные» сиденья: 1. Деревянный пень. 2. Вязанка прутьев. 3. Уложенные друг на друга рейки и доски. 4—21. Примитивные по тектонике мебельные формы: 4. Стул для еды с отверстием в середине для котла. 5. Табурет. 6. Табурет с выдолбленным сиденьем. 7. Стол из деревянного пня. 8. Стул для еды (илл. 4), перевернутый для показа крепления ножек. 9, 10. Примитивные табуреты из целого деревянного чурбана или с использованием естественного изгиба дерева. 11 и 13. Табуреты, служившие и столами. 12. Стол-жёрнов. 14. Стол-стул с расходящимися ножками. 15. Праформа современной кровати (скамья, на которой стелили постель). 16. Стол с х-образными ножками и ящиком. 17. Ложе: примитивный каркас с плетением из соломы или лыка. 18. Праформа столов с большим выдвижным ящиком. 19, 20. Сундуки плотницкой работы, средневековая форма; украшены примитивным «процарапанным» геометрическим орнаментом. 21. Скамья-кровать; примитивный каркас, состоящий из двух козел и нескольких досок.

 

В период неолита каменные предметы совершенствуются и в результате шлифования приобретают более утонченные формы. Увеличилось количество предметов обихода, происходит их постепенная дифференциация: орудия охоты, рыболовства, земледелия; жернова, циновки, предметы домашнего обихода, выдолбленные из. стволов деревьев (посуда, корыта, табуреты); глиняные сосуды. Бронза, найденная среди остатков свайных построек, свидетельствует уже о новой эпохе.

Ниже: 22. Примитивное сиденье без ножек, «сконструированное» путем связывания элементов и плетения. 23. Деревянное сиденье, ствол бакайри. Батавы. 24. Примитивное ложе из тонких деревянных реек, привязанных к элементам рамы, с плетеной поверхностью для лежания. 25. Скамья для сидения и лежания. Племя момбутту. 26. Сиденье, позволяющее вытягивать ноги, из разветвленного древесного ствола с подпоркой. 27. Сундучок для съестных припасов, украшенный резьбой по дереву. Северная Америка, племя хайда. 28. Подставка для головы, резьба по дереву. Раму, Новая Гвинея. 29. Каменная скамья из базальтовой лавы. Коста-Рика, Центральная Америка. 30. Мексиканское божество, сидящее на стуле. 31. Каменное сиденье. Кара де Хойя, побережье Эквадора. 32. Древне-американский рабочий короб из анконских захоронений. 33. Кровать. Тауи. 

По оборудованию жилых помещений первобытного человека еще нельзя судить о мебели в ее современном понимании. Подобные предметы не выделялись среди прочих вещей домашнего обихода. Во всяком случае, они не имели такого значения, как, например, оружие. С усовершенствованием инструментов постепенно развивалось столярное дело, учились конструировать предметы, тектонически соединять составные части.

Искусство резьбы по дереву достигло высокого уровня развития гораздо раньше, о чем свидетельствуют сохранившиеся сосуды из дерева и другие предметы домашнего обихода (например, блюда, ящики, чаши, табуреты и пр.). Сначала деревянные резные изделия изготавливались каменными орудиями, так как первые орудия из бронзы были еще несовершенными из-за мягкости металла. Только позднее, открыв способ закалки металла, человек научился делать орудия более прочными. Деревянные изделия первобытной эпохи до нас не дошли, ведь древесина легко портится, однако дошло множество предметов обихода и художественных изделий из других материалов.

Мебель стали делать лишь с того времени, когда с помощью усовершенствованных пил стволы деревьев стали распиливать на доски (впервые мы встречаемся с этим в Египте).

Благодаря своей находчивости человек научился использовать в качестве предметов примитивной мебели природный материал, например, пень, искривленную или раздвоенную ветку и т. д. Можно даже сказать, что они стали образцами и элементами примитивного мебельного производства и до сих пор сохранились в крестьянской мебели тех мест, которые изолированы от культурного влияния. Примитивные мебельные формы представлены в табло 1 (илл. 1—13). Часть из них — крестьянская мебель, использующаяся и в наше время, — пример древних методов конструирования мебели (по работе Дёрффи «Материальная культура венгров»). Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд развивается и умение художественно оформлять, украшать изделия. Предметы, выполненные из одного куска дерева, украшались замечательной резьбой, которая не служила практическим целям. Искусство резьбы по дереву является самой древней художественной техникой. По мере усовершенствования инструментов постепенно развиваются и другие методы обработки дерева. В результате расширения торговли стало возможным приобретение более ценных пород древесины. Столярное ремесло развивалось на опыте, приобретенном в процессе грубой плотницкой работы.

Еще в начале нашего столетия уровень развития народностей Австралии и Огненной Земли можно было приравнять к каменному веку. Отдельные народности Океании (меланезийцы, полинезийцы, микронезийцы) и южноамериканские племена вели образ жизни периода неолита и, пока не столкнулись с европейцами, не знали о существовании металлов. Эти люди жили в хижинах, богато расписанных, украшенных резьбой. Они изготовляли примитивные предметы обстановки, например, табуреты в форме зверей, скамьи, подголовники, используя разнообразный стилизованный орнамент. Очевидно, изготовители находили больше удовольствия в самом процессе художественной резьбы, чем в удовлетворении элементарных требований в отношении удобства, о которых они почти ничего не знали. На том уровне развития, когда предметы домашнего обихода изготавливали из массивных деревянных чурбаков, не было четкой границы между мебелью и другими предметами обихода. Например, выдолбленное блюдо на ножках служило одновременно посудой и столом. Здесь почти нет следов столярной работы, в противоположность кровати (33), которая имеет примитивное соединение деревянными шипами и является, таким образом, уже столярной конструкцией, собранной из деталей (ср. илл. 35, 42).

Мы имеем представление об этой мебели благодаря графическим изображениям в рукописях (30). В Коста-Рика, на побережье Эквадора, была найдена интересная каменная мебель, которая имеет некоторое родство форм с африканской деревянной мебелью (29, 31). Были найдены выполненные с большим мастерством плетеные тростниковые коробы, которые служили для хранения инструментов и одежды (32). Возникли крупные политически и экономически развитые негритянские государства, с высокоразвитым искусством бронзового литья и резьбы по дереву. Удивительно, что эти народности, владея металлическими орудиями труда, не совершенствовали технологию изготовления предметов домашнего обихода, как это делали первобытные народы в конце каменного века. Так, например, африканцы не знали столярного ремесла, зато усердно занимались резьбой по дереву, богато украшая ею свои дома внутри и снаружи.

У них встречаются некоторые изделия мебели, прежде всего мебель для сидения, привлекающая внимание своей красотой. Эти изделия, выполненные из массива древесины, свидетельствуют о развитом чувстве формы. Опоры обычно сделаны в виде фигур человека или животного (34, 36, 37, 39). Поражает не только чувство прекрасного в декоративном оформлении, но и чувство комфорта. Так, сиденье, имеет вогнутую поверхность (38, 39).

34 . Сиденье из массива древесины. Маньема, Западная Африка. 35. Табурет. Кордофан, Африка. 36. Мебель для сидения, Камерун, Африка. 37. Стул. Африка. 38. Мебель для сидения из массива древесины. Камерун, Африка. 39. Мебель для сидения. Камерун, Африка. 40. Стол-табурет. Того, Африка. 41. Сундук негров племени киоко. Конго, Западная Африка. 42. Трон. Острова Биссаго. 43. Мебель для сидения, служащая одновременно емкостью; Западная Африка.

Разнообразные формы мебели для сидения свидетельствуют о попытках применения простейшей тектонической конструкции. Деревянные детали скреплены шипами, сиденье и спинка плетеные (35, 42). Бросается в глаза некоторое сходство с египетскими формами, что помогает составить правильное представление о египетских мебельных формах аналогичной конструкции. Примером использования богатой орнаментики являются столы, сундуки и другая мебель с тонким рисунком барельефов на их поверхностях. Это интересные, выразительно стилизованные работы с использованием орнамента, которые немного напоминают старые формы пряников (искусство африканской народности бини, государство Бенин). Наряду со скамьей, стулом и табуретом представлено ложе («negalabah») с каркасом из пальмового дерева, прямыми, производящими впечатление выточенных, ножками и гибкой плетеной поверхностью для лежания (24, 25). Оригинальным изделием мебели является комбинация сиденья и емкости из упругой древесной коры — коробка цилиндрической формы, которая может открываться (43).

К изделиям африканской мебели можно отнести ларцы и сундуки простой конструкции. Они собраны из отдельных элементов и украшены геометрическим орнаментом, цветной кожей, мехом и бечевками из растительных волокон. Эти интересные предметы обнаруживают богатство фантазии и юмора. Для примитивных культур, следовательно, характерны довольно разнообразные, представляющие уже художественную ценность мебельные формы.

По технике изготовления африканская мебель, несмотря на использование металлических орудий, не лучше, чем изделия коренных жителей Америки. Основные формы мебели еще не дифференцированы и не выделяются среди прочих предметов домашнего обихода. Они богаче украшены, выше мастерство резьбы и живописи, но мало целеустремленности, направленной на удовлетворение практических потребностей.

Чувствуется стремление к членению мебели, однако столярного мастерства еще нет. С ним мы впервые встречаемся у египтян.

Мебель Древнего Египта

Когда Европа еще была заселена варварскими племенами и имя Эллады ничего не говорило людям, в Египте была создана высокоразвитая культура. Египтяне строили на века (пирамиды); как в монументальной архитектуре, так и в мебельном искусстве они, опередив все другие народы, установили нормы сознательной творческой деятельности. В Египте мы впервые встречаемся с развитым стилем, ставшим источником европейских стилей.

Внутреннее убранство домов богато и красочно, роскошные колонны поддерживали потолок, фрески украшали стены, ковры и занавеси завершали убранство внутренних помещений. Хотя до нас дошло очень мало памятников светской египетской архитектуры, мы довольно полно осведомлены об убранстве жилища, поскольку египтяне рядом с мумией размещали в погребальной камере и комплект домашней обстановки. При открытии в 1922 году гробницы фараона Тутанхамона периода Нового царства было обнаружено много совершенно невредимых изделий мебели, прикладного искусства.

      Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все-таки можно утверждать, что настоящая мебель для сидения впервые появилась в Египте.

Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указывающие, что египтяне, как и восточные народы, любили сидеть на корточках.

      На стенных фресках тоже можно видеть изображения людей, работающих сидя на корточках. Привилегией богатых египтян были парадные стулья. В Египте впервые появляется стул со спинкой, здесь его форма получает логическое обоснование, он приобретает конструктивную форму, ставшую основой для всех последующих форм стульев.

       Ясная логика и практическое чутье отличают основные формы многих видов египетской мебели, применяемых и в настоящее время; так, например, египтяне отказались от лежания на открытом для сквозняков грязном полу и создали первую форму ложа.

44. Саркофаг из сикомора. 45. Складной стул. 46. Табурет из ровных реек с четким тектоническим построением. 47. Табурет с точеными ножками и выделенными крепежными элементами. 48., 49. Подставка брусковой конструкции для амфоры. 50. Кровать в форме животного. 51. Стул со спинкой, явно выраженной конструкции. Лувр, Париж. 52. Парадный трон, богатая резьба, обивка. 53. Складная походная кровать (по египетскому рисунку). 54. Табурет с очень низкой спинкой. 55. Примитивный низкий табурет с изогнутыми ножками (ср. илл. 6 таблицы 1). 56. Парадный стул с ножками в виде звериных лап с мягкой обивкой. 57. Стул с ножками в виде звериных лап, спинка рамочно-филеночной конструкции. 58. Подставка для головы из черного дерева, резная. 59. Переносная кровати с ножками в виде звериных лап и ручками. 60. Стол с декоративной вазой (настенный рисунок из Фив, ок. 1200 г. до н. э.)

Большая часть известной египетской деревянной мебели создана в эпоху Нового царства (Фивы, вторая половина II тысячелетия до н.э.). В период расцвета Фив, в царствование великих рамессидов прикладное искусство было в расцвете. Торговые отношения способствовали распространению влияния крито-микенской культуры в Египте.

Большинство применявшихся египтянами инструментов нам известно. Эти инструменты, несмотря на то, что изготовлялись из металла, еще были очень несовершенны для выполнения столярных работ, требовавших большой точности. Инструменты египтян стали известны нам по сохранившимся оригиналам, а также по моделям и по изображениям на саркофагах. Египетскому столяру очень не хватало рубанка, которого в то время еще не было.

Не умели египтяне и вытачивать, не знали токарного дела, что помогло бы созданию многих декоративных элементов. Из-за отсутствия соответствующих инструментов у египтян очень редко встречаются и профильные карнизы. Столярная техника тоже вначале была примитивной. Даже дорогие изделия по своей конструкции довольно несовершенны. Ремесленники знали рамочно-филеночную вязку, но не вставляли филенку в раму, а прибивали ее к ней.

Стремясь скрыть дефекты сборки, поверхность мебели покрывали сначала толстым слоем краски-замазки, а затем белой или цветной краской. Сундуки и саркофаги расписывали яркими красками, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полудрагоценными камнями. Украшение мебели в целом не зависело от формы и конструкции изделия.

Мебель также обычно украшалась плоскостным орнаментом. Египтяне знали уже примитивный способ фанерования. Они облицовывали более дешевую древесину пластинами из благородных пород древесины, которые, однако, еще не были такими тонкими, как фанера. На особенно богато украшенных изделиях мебели можно встретить слоновую кость, перламутр и даже золотые накладки (мебель из гробницы Тутанхамона).

Египтяне обрабатывали преимущественно привозную древесину, ибо в стране произрастали лишь такие породы, как, например, финиковая Пальма, древесина которой плохо поддается обработке. Кроме сикомора, оливкового дерева, кедра, тиса и черного дерева они использовали и древесину нильской акации.

Египтяне создали целый ряд типов мебели. Самые ранние относятся к эпохе Мемфиса, это неуклюжая и грубая мебель; в период расцвета Фив она становится более легкой, изящной, комфортабельной и элегантной. В жилых домах можно найти основные прототипы современной мебели: табуреты, столы, ложа, стулья, сундуки и шкафы.

В Египте были распространены сундуки, многие разновидности которых дошли до нас. По конструкции египетский сундук напоминает саркофаг; в пазы квадратных ножек, сделанных из косяков, вставляются горизонтальные доски; это предохраняет от действия расширения древесины. Сундуки имеют выпуклую передвижную крышку и большие замки или двускатную крышку с тимпаном (44). Украшались они богатым плоским цветным орнаментом и иероглифическим письмом.

К оборудованию жилища относилась и утварь, сплетенная из пальмовых волокон с высоким художественным мастерством (корзины с крышкой, коробы, циновки). Египтяне уже пользовались и металлическими зеркалами. Элементы орнаментики, с помощью которых украшали мебель (солнечный диск, скарабей, змея, коршун, лотос, пальма, папирус и т. д.) имели символическое значение. Краски были яркими, однако гамма цветов ограничивалась красным, желтым, черным, коричневым, голубым, зеленым и белым, причем краски не смешивали, а пользовались ими в чистом виде.

И наконец, надо сказать о саркофагах. Развитый культ захоронения способствовал формированию специальных методов изготовления саркофагов. На примере саркофагов можно лучше всего познакомиться с египетской столярной техникой. Своими очертаниями саркофаги напоминали очертания человеческого тела, придать саркофагу такую форму было весьма нелегкой задачей. Изогнутые боковые стенки изготовлялись с помощью топора и ножа. Крышку обычно украшали рельефами в виде человеческого лица, иногда изображались и руки. Для изготовления саркофагов чаще всего применялась древесина сикомора. Неровности на обрабатываемой поверхности (рубанка еще не было) сглаживались пемзой, затем замазывались замазкой и закрашивались масляной краской; иногда ее сначала обтягивали полотном и затем украшали богатым красочным орнаментом и иероглифическим письмом; живопись покрывалась защитным лаком.

Египетское мебельное искусство свидетельствует о здоровом ярком реализме. Конструкция мебели логична и понятна, тектонические формы учитывают естественные свойства древесины. Инстинктивная находчивость египетских мастеров, с которой они много тысячелетий назад, не имея предшественников, использовали закономерности развитого тектонического оформления, вызывает бескрайнее удивление и глубокое признание. Европа обязана Египту созданием основных форм мебели, инструментов и технологии обработки древесины.

Однако египетской мебели присуще определенное однообразие. Ограниченное число типов, не меняющиеся столетиями формы, отсутствие стремления к новым решениям свидетельствуют о том, что у египтян еще не было потребности разнообразить формы. Другим недостатком является то, что символические и заимствованные у природы формы не были тектонически скомпонованы. Формы, заимствованные у природы (например, ножки в форме звериных лап), не всегда подвергались сознательной стилизации, не всегда превращались в выразительные элементы мебели. Часто отсутствовали уравновешенность пропорций и органическая связь между структурными и декоративными элементами.

Искусство Египта уже в древности оказало большое влияние на художественную культуру других народов. Элементы египетской орнаментики встречаются в древнеримской мебели. В 1798 году, когда Наполеон начал свой поход в Египет, забытые египетские формы снова привлекли всеобщее внимание. По всей Европе стало модным использование характерных египетских мотивов. Влияние египетских форм нашло свое яркое выражение в стиле ампир, сложившемся после 1800 года, особенно во французской мебели этого стиля.

Мебель Древней Греции

На статус древнейшей профессии претендуют многие специальности, мебельщикам ввязываться в это спор, в общем, не обязательно, однако с тем фактом, что искусство мебельного дизайна было известно еще в Древней Греции, спорить не приходится. Главным направлением творчества мебельщиков 6-7 века до нашей эры было изготовление комодов и сундуков. На протяжении нескольких сот лет менялись только формы крышек на этих сундуках (интересно, что они с опозданием на несколько лет повторяли изменения в архитектуре крыш домов того же периода), но к 5-му веку до нашей эры археологи относят зарождения дизайна мебели в его современно понимании, а именно, всевозможных орнаментов и резьбы, украшавших мебель, а также активного применения краски. Эти сундуки использовались для хранений посуды и одежды, но в эллинистический период их постепенно вытеснили новомодные шкафы.

Современная западная цивилизация до сих пор находится под несомненным влиянием древнегреческой культуры. Драма, литература, архитектура, мифология и Олимпийские игры - все эти привычные факты нашей жизни корнями уходят в маленькую европейскую страну. Но мало кто знает, что и мебель в современном ее мире зародилась также в Греции.

К настоящему моменту никаких предметов древнегреческой домашней мебели не сохранилось по той простой причине, что все они изготовлялись из дерева. Однако мы можем наблюдать их на фресках, росписях и в скульптуре, да хотя бы в Пантеоне. Другое дело - мебель, созданная для уличных условий, но вряд ли по ней можно делать выводы обо всей древнегреческой мебели в целом.

Согласно большинству исследователей, в период с 7 по 4 века до нашей эры, насчитывалось пять основных типов мебели: табуреты, столы, кушетки, сундуки и кресла. Считается, что все они несли на себе отпечатки еще более древней, египетской, культуры. Египетскую мебель отличала грубость исполнения, недолговечности и неудобство - египтяне не гнались за комфортом. Однако к 4-5 веку до нашей эры у греков возник свой собственный стиль, влияние которого явственно ощущается и по сей день. Мебель становиться более гладкой, удобной и красивой.

ТАБУРЕТЫ

Различают два основных направления в изготовлении табуретов. Первый тип практически совпадает с табуретом, на котором мы сидим до сих пор. Его легко переносили с места на место, в доме ему не отводилось какого-то определенного места, и он немного весил. С развитием культуры ножки табурета стали вытачивать в виде «львиных» - эта тенденция также жива по сей день. Для пущего комфорта на такие табуреты было принято класть подушки.

Второй тип более всего подходит под сегодняшнее определение маленького столика. Он использовался в тех  же целях, но был менее мобильным, то есть обычно стоял в одном месте и мог использоваться не только как сиденье, но и как стол. Постепенно на таких табуретах стали вырезаться различные орнаменты и даже сценки. В особых случаях такие табуреты изготовлялись из камня и таким образом сохранились до настоящего времени.

Существовал и третий тип, хотя прямо отнести его к табуретам вряд ли уместно. Они тоже сохранились до нашего времени, причем под своим древним названием - это троны. Троны предназначались исключительно для персон, обеленных властью, всегда очень богато украшались, уже не только резьбой, но даже драгоценными камнями.

КРОВАТИ

Древнегреческие кровати сейчас бы назвали вольной комбинацией собственно кровати и софы. Они предназначались не только для сна, но и для принятия пищи. Дело в том, что греки предпочитали ужинать не столько сидя за столом, сколько лежа на кровати, и, наверное, в этом они были правы. Этакая «обломовщина» зародилась в 5-м веке, то есть когда греческая цивилизация вступила в период высочайшего своего расцвета. Греческие кровати существенно отличались от египетских: во-первых, они существенно возвышались над землей, во-вторых, у них присутствовало нечто вроде подушки, в то время как египтяне использовали возвышение на кровати для ног, а не для головы. Так что наша традиция класть голову на подушку тоже идет от древних греков, которым так удобнее было поглощать свои яства.

СТОЛЫ

В отличие от нас, греки использовали столы только для еды. На них было не принято класть безделушки, книги или ценные предметы, как это делаем мы сейчас. Поэтому столы греков чаще всего были легкими и их можно было без проблем перемещать с места на место, также они были существенно ниже, чем средний стол сегодня. В состоятельных слоях населения различали столы для еды и напитков, последние обычно были повыше и стояли на трех ножках, точь-в-точь как в современных забегаловках. Вообще греки явно предпочитали 3 ножки 4-м ножкам, это прослеживается на всем пути развития греческой цивилизации. Столы делали из бронзы и мрамора, но чаще всего все-таки из дерева. По мере упадка культуры столы утрачивали прямоугольную сторону и становились круглыми - эта тенденция прослеживается во всех цивилизациях, современной, видимо, тоже.

СУНДУКИ

Как и прочие предметы греческой мебели, сундуки первоначально были содраны с египетских образцов и лишь значительно позже обрели свой собственный стиль. Они использовались исключительно для хранения одежды, потому что на полках хранили главным образом посуду. Иногда в сундуки попадали также драгоценности - от грабителей. Вряд ли, однако, греки догадались до этого первыми, хранили в сундуках покрывала и фрукты, главным образом, айву. Сундуки считались самой ценной мебелью, в эллинистический период они вполне могли составлять часть приданого невесты.

КРЕСЛА

Традиции созданий стульев в Грецию пришли не из Египта, а из Персии. В 6-м веке в Греции доминировали жесткие кресла с подлокотниками и жесткой спинкой. На сохранившихся фресках по страдальческому выражению сидящих на стульях людей можно легко заключить, что кресла были в высшей степени неудобными. До 5-го века никому просто не приходило в голову, что кресло может быть удобным, но именно в это время начался совершенно новый период в греческой культуре, к которому относится также изобретение подушек. Кресла становились роскошными и до того удобными, что практически без изменений существуют все средние века и фактически доживают до начала 19-го века, когда развитие промышленности сделало возможным дальнейший прогресс в области комфорта. Мягкие спинка и подлокотники, которые в большом ходу по сей день и вряд ли когда-нибудь выйдут из моды, были изобретены именно в Греции. Их изготовляли как из материи, так и из кожи. По мере развития кресла становились все более тяжеловесными, и, наконец, уже не предназначались для переноса с места на места. Фактически, если перенести древнегреческое кресло, изготовленное 2500 лет назад, в сегодняшний день, оно не будет выглядеть слишком странным.

Все эти предметы предназначались в основном для семейного обихода, но ими греческое наследие в области дизайна не исчерпывается. В домах богатых греков впервые догадались использовать в качестве элемента обстановки вазы и горшки, это направление развивалось очень плодотворно, и множество греческих ваз дошли до нас. На то, что они были именно декоративными, указывает такой факт, что порой вазы изготовлялись из драгоценных или полудрагоценных металлов. На них обычно рисовали сюжеты из легенд и сказаний, которые опять-таки широко известны поныне. Лишь изредка вазы действительно использовали по назначению, а именно - для хранения разнообразных жидкостей.

Нельзя сказать, что пять основных разновидностей греческой мебели были полностью неизвестны другим народам. Но именно у греков они стали такими, какими знаем их мы. И в этом один из феноменов греческой цивилизации.

Византия

По сравнению с греко-римским мебельным искусством в византийской мебели ощущается значительное упрощение форм. На миниатюрах, изображающих императоров и царей, мы видим примитивно оформленную мебель для сидения, кровати, сундуки и столы. Характерны выточенные опоры и спинки, колоннады. Для украшения использовалась цветная роспись и позолота. Распространены табуреты, складные стулья и сундуки, крышка которых использовалась для сидения; на кровати обычно спала лишь хозяйка дома, мужчины спали в стенных нишах. Для хранения предметов домашнего обихода использовались грубо сколоченные сундуки.

Различные изображения и описания позволяют судить о том, что в мебели вначале поддерживались римские традиции, но позднее ее формы стали более грубыми, появилось множество вычурных украшений. Церковные стулья, например, отделывались сусальным золотом, цветной эмалью, украшались драгоценными камнями. В орнаметике нашли применение христианские мотивы: монограмма Христа, голубь, рыба, барашек, павлин; из растений — виноградная кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь и пальмовый лист. Из греческих мотивов были заимствованы и стилизованы лист аканта и пальметта. Позднее сказалось влияние древнегерманской — лонго-бардской и кельтской — орнаментики (вьющиеся растения и фриз из ленточного сплетения, а также фантастические «звериные» мотивы).

  В первые столетия нашей эры влияние восточных форм сказалось не только в Византии, но и в северных областях, населенных варварскими племенами, и даже в Китае. Восточные мотивы распространились по всей Европе, как в бывших странах с классической культурой, так и в областях, завоеванных северными варварскими племенами. Всем разновидностям стилей в Европе и Передней Азии в это время (VII—IX века) были присущи одинаковые восточные мотивы, это преимущественно различные мифологические животные. В IX—XII веках восточные мотивы оказали большое влияние на романское искусство всех стран.

Хотя византийский стиль не создал ничего нового в отношении мебельных форм, все же благодаря своей орнаментике и определенной устойчивости содержания он оказал сильное влияние на стили средневековья, и в первую очередь — на романский стиль.

Романский стиль

Как такового понятия "мебель" не существовало в принципе. Грубо обтесанные стволы деревьев, стоящие на ветвях исполняли функции скамьи, что, очевидно, впоследствии послужило прототипом трехногого стула. Мебель романского стиля создавалась, в основном, для церквей: шкафы, сундуки, скамьи, пюпитры и другие изделия. Предметы как домашнего обихода так и дворцовая мебель раннего средневековья были просты и отвечали своему назначению. Сундук использовали не только как шкаф для хранения вещей, посуды и домашней утвари, но, и как кровать, и как место для сидения, и в качестве чемодана для длительных путешествий.

  Сундук поначалу выдалбливали из чурбанов (стволов деревьев), позже его изготавливали из неотесанных толстых досок, с крышкой в форме двускатной крышки, покрывая поверхность клиновидными зарубками. Драгоценности и деньги хранили в кованных тяжелых сундуках. В церквях ставили сундуки – скамьи и сундуки с дверками, стоявшие на коротких ножках (ранняя форма шкафа). В дальнейшем сундук ставят на более высокие ножки, богато украшая его фасад резьбой.

  Мебелью для сидения служили в основном сундуки или простые сбитые из досок скамьи, приставленные к стене. Отдельный стул отводился лишь хозяину дома. Высота спинки определяла значимость владельца, а под ноги, как правило, ставили маленькую скамеечку, чтобы они не мерзли от прикосновения к каменному полу. Мебель средневекового периода характерна своим функционализмом. Вся романская мебель стояла у стены вплотную, и только позднее изделия стали расставлять несколько свободнее.

  В эпоху романского стиля большую популярность обретают: трехногий табурет и складной стул. К изделиям народного творчества также относятся: громоздкие кресла на четырех ножках, изготовленные в форме ящика; скамьи со спинками и без них, а также кресла на трех ногах.

  В Средние века европейцы изготовляли массивные столы из дерева. Самыми простыми были деревянные столы для банкетов - простые, дощатой конструкции, без резьбы и что интересно - трапезничали за такими столами и князья, и бедные люди. Интересны столы круглой и восьмиугольной формы, которые стояли на одной тумбе и имели множество консолей. В церквях встречались столы вытесанные из камня.

Готический стиль

Формы всей известной нам готической бытовой мебели весьма статичны и материальны, ни в какие небеса не устремлены. За редкими исключениями не встречается композиций, которые можно было бы отнести к роду вертикально ориентированных. В этом отношении мебель готики практически такая же, как та, которую будут создавать в XV-XVI веках мастера высокого Возрождения. Архитектоника (структура) предмета, в общем, традиционна и отличается от романской мебели только в изделиях, имеющих корпус. Благодаря каркасной конструкции в этих вещах намного яснее прочитывается "работа" каждого элемента формы в качестве несущего, несомого, соединительного или ограждающего.

Но в декоративном оформлении предметов мебели, когда таковое имеет место, готика уникальна и потому легко узнаваема. Специфический арсенал ее художественных средств включает в себя четыре группы плоскорезных или расписных декоративных мотивов (две - узора геометрического, две другие - сюжетного) и фигурную профильную обработку плоских деталей конструкции, например опор и "фартуков". Как и в романский период, распространено точение круглое и винтовое. Темы арки в оформлении мебели, столь частой в романский период и позже, в эпоху Возрождения, готика не знает, и, как ни странно, не использует даже мотивы своей "собственной" стрельчатой арки.

Готика стала, по существу, первым самобытным стилем в завоеванных Римом северных и западных провинциях. Без особого преувеличения готику можно назвать и первым европейским модерном.

Со второй половины Х века в обстановке жилищ развивающихся городов Европы начинают появляться предметы с элементами готической архитектуры. Франция явилась родоначальницей этого нового стрельчатого стиля. Вещи начали делать более легкими, стройными, изящными. Для украшения мебели стали употреблять резьбу, в орнаменте которой преобладали архитектурные и растительные мотивы, изображение сцен современной жизни, скульптурные украшения. Изменилась основная конструкция мебели. При ее изготовлении стали делать каркас, в который вставлялись филенки, покрытые резьбой, росписью и позолотой. Основными материалами были дуб и каштан. Изготовляли мебель столяр, резчик, слесарь, а отделкой занимались живописцы и позолотчики.

Именно в период готики был изобретен и технологически освоен тот тип конструкции корпусных предметов мебели, который сегодня мы называем рамочно-филенчатой разновидностью каркасной конструкции.

В предшествующие столетия средневековья, как и в античном мире, несущие (опорные), несомые (крышки, полки) и ограждающие (двери, задние стенки) элементы хранилищ, столов, ящичных скамей, стульев, кресел и т.д. изготавливались всегда из цельного куска или двух-трех составных кусков древесины, притом весьма толстых. Теперь, благодаря каркасной конструкции, значительно уменьшился вес изделий, снизилась их материалоемкость, в дело могло идти уже и то древесное сырье, которое

прежде считалось для столяра непригодным.

Мебель эпохи Ренессанса

Начиная с XV века жилые дома Европы все больше наполняются различной мебелью, но она все еще не имеет никаких значительных изменений по сравнению с готической. Распространен сундук-ларь с фасадом, украшенным цоколем с карнизом и пилястрами. Постепенно со второй половины XV века мебель стала украшаться элементами, характерными для архитектуры стиля Эпохи Возрождения. Выразилось это в том, что экспрессивные вертикали готического стиля сменились спокойными горизонтальными членениями, гармоничными и соразмерными. За основу стиля были взяты античные образцы, ведь, собственно само название эпохи «Возрождение» подразумевает «Возрождение Античности». Ренессанс берет начало в Италии, где очень сильно развилось производство мебели. Знаменитые флорентийские архитекторы того времени Бендетто и Джулиано да Майяно (мебельщики и резчики по дереву) способствовали расцвету мебельного искусства. Они создали новые формы мебели по пропорциям и новый тип украшений. Художественный принцип согласованности пропорций в архитектуре Раннего Ренессанса нашел свое отражение и в создании предметов обстановки. Большое значение начинают придавать профилировке мебели. У ларей, имевших форму прямоугольного ящика, появляются точеные ножки, стенки их становятся изогнутыми и отделываются резьбой с позолотой и росписью, применяется и интарсия - деревянная инкрустация. В росписи мебели принимают участие крупные художники. Наиболее распространенными типами мебели были ларь (кассоне) скамья-ларь со спинкой и подлокотниками в виде двух сундучков (кассапанка), стулья двух типов - на четырех ножках и на двух резных досках с восьмиугольными сиденьями, кровати - низкие, без балдахина, с резными столбиками по углам. В XVI веке появляются новые образцы мебели: бюро-конторки, мягкие кресла. В Италии широко проводились раскопки античных произведений искусств. Находки античных образцов оказали огромнейшее влияние на характер мебели итальянского Высокого Ренессанса. Предметы обстановки начинают украшать элементами архитектуры: пилястрами, колоннами, целыми антаблементами, фризами, карнизами, капителями, разработанными по шаблонам тонкого рисунка. Большое распространение получили детали в виде львиных лап, голов баранов, различных масок, кронштейнов и прочих атрибутов античной мебели. Конструктивные части вещей маскируются декоративными элементами с богатой позолотой, росписью и мозаикой из различных пород дерева. Для украшения на филенках шкафов иногда создают перспективно построенные архитектурные пейзажи. В целом мебель Эпохи Возрождения решается как архитектурное сооружение с колонками,

карнизами и фронтонами. Мебель начинает меняться на более легкую и подвижную. Орнамент также основывается на античных образцах, но становится все более и более утонченным. Цвет мебели в основном - натуральный цвет древесины. В крупных городах Италии утверждались различные направления в обработке и характере мебели. В Риме, Сиенне и Болонье вырабатывалась мебель с крупной декоративной резьбой; в Ломбардии и Венеции применяли инкрустацию из слоновой кости и черного и светлого дерева с геометрическими узорами, получившую название

чертозской мозаики (Чертоза-Павийская - монастырь недалеко от Милана): в Генуе и Лигурии вырабатывали шкафы-бюро и поставцы-креденцы с множеством выдвижных ящиков и дверцами, покрытыми рельефной резьбой. Самым распространенным материалом для производства мебели был орех. Новые формы мебели возникли в это время в Голландии. Оживленная торговля Голландии с ее колониями обогатила ассортимент материалов для изготовления мебели. Кроме ореха, голландские мастера стали употреблять и различные экзотические породы деревьев - черное палисандровое дерево, амарантовое и розовое бразильское дерево. Художник Вредемен де Бризе выпустил специальный альбом проектов и эскизов мебели. От готических конструкций мастера перешли к архитектурным сложным композициям с сильно развитыми карнизам, цоколями, филенками и витыми колоннами. Появляется новый тип стула и кресла с ножками и спинками из витых круглых стержней, с характерными кубиками в местах соединения отдельных частей. Спинки и сиденья обивают кожей или гобеленом и прикрепляют к дереву гвоздями с крупными шляпками. Столы создаются в основном двух типов: прямоугольный с массивной столешницей и двумя-четырьмя ножками и одноопорный со столешницами круглой, шести- или восьми - угольной формы.

Барокко

На смену стилю Ренессанс в ХV II веке пришел декоративный стиль барокко. Пышные динамические формы архитектуры, перегруженные лепкой, живописью, позолотой, нашли свое отражение и в мебели. Предметы обстановки стали очень сложными по форме, с обилием украшений, разнообразными шаблонами карнизов, в которых преобладали лепка, витые колонны, подчеркнутой текучесть формы в отличие от спокойных и четких линий стиля Ренессанс.

Сюжетами резьбы и росписи служат купидоны, негры, гении, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины, свернутые ленты, завитки аканта, скомпонованные в пышные, динамические композиции.

Обивают мебель преимущественно бархатом с крупным рисунком. Материал для изготовления мебели — орех и дуб. Основные предметы обстановки — шкафы, бюро-кабинеты, мягкие кресла и стулья.

Мебель барокко (во Франции — «стиль Людовика ХIV) называют также мебелью стиля Буль, по имени основателя фирмы целого поколения придворных фабрикантов и мастеров Андре-Шарля Буля. Эта мебель проста по форме, но очень перегружена украшениями и инкрустацией, закрывающими собой всю плоскость дерева. В орнаментике использовались мотивы античного Рима — пышные акантовые завитки, изображения военных трофеев, лавровых венков, мечей. Мебель в стиле Буль была распространена не только во Франции, но и в других странах.

В ХVII веке в обиходе появляется шезлонг — удлиненное кресло с откидной спинкой, удобное для лежания; кресло для сна с полукруглыми выступами на спинке на уровне головы; диваны в виде трех скрепленных кресел с общей спинкой и сиденьем.

Мебель обивают гобеленовой штучной тканью специально скомпонованного рисунка по форме сидений и спинок, как то видно на (5). Рисунки гобеленов состояли из сложных композиций цветов, птиц, растений, животных, атрибутов музыки, перевитых гирляндами и лентами.

У стен больших залов и гостиных ставили консоли (особые столы) на двух ножках с зеркалом над ними. Консоли украшали сильно профилированными и прихотливо изогнутыми проножками и картушами. В начале ХVIII века начали появляться письменные столы, комоды, бюро с выдвижными ящиками.

Рококо

Во времена рококо появилось множество совершенно новых типов мебели, предназначенной для использования именно женщинами. Здесь и секретер на высоких изогнутых ножках с откидной крышкой и ящичками, шкафы-бюро, где удобно было хранить переписку, изящные туалетные, ночные и рабочие столики различной формы.

Немалое внимание было уделено мебели для сидения. Она стала более широкой, комфортной, удобной и элегантной. Появились и новые разновидности, такие как канапе, шезлонг. Наиболее же популярным стало кресло с «ушами» на спинке. Кроме того, мебель для сидения изготавливалась чаще всего не в виде отдельных элементов, а целым гарнитуром, куда входили оттоманка (мягкий диван с подушками вместо спинки и двумя валиками по бокам), кресло и стол.

Среди шкафов главное место отводилось комодом, конторским шкафом и секретерам в различной их комбинации. Они имели изогнутые ножки, пришедшие из стиля барокко, и волнистые очертания. Причем гнутая поверхность их была богато украшена различной отделкой: аппликацией из литой бронзы, шпонированием, позолотой, черным китайским лаком, а также цветным лакированным рельефом.

Конечно же, при изготовлении мебели в эпоху рококо в различных странах не могли не сказаться и национальные традиции разных народов. Французское мебельное искусство оказывало большое влияние, однако имелись и свои нюансы. Например, в Германии для оформления использовали растительный орнамент несколько иного рисунка. В Австрии мебель делалась более просторной, широкой, украшалась инкрустациями, мозаикой, а также резьбой, что для рококо не характерно. Имела она и более скромный вид по сравнению с французской. В Венгрии действовали более изобретательно: в отделку включали корни деревьев, обшивку из ценных сортов древесины поверх обычных – сосны, например. В Италии наиболее красивой мебель была венецианская, подвергавшаяся отделке богатой росписью. На мебельное же искусство Англии влияние оказывало не только французское рококо, но также китайское и, в некоторой степени, готическое искусство. Правда, англичане на первое место ставили прежде всего практичность и удобство, а уж потом красоту. В этой стране в эпоху рококо появились и высокие напольные часы, ставшие впоследствии неотъемлемой частью английского интерьера.

В отличие от других стилей предшествующих эпох рококо весьма быстро распространился из дворцов знати в дома простых горожан и даже жителей деревень. Шкафы неуклонно вытесняли собой сундуки. Конечно, в плане удобства и вместительности им было еще далеко до тех, что нам сегодня дарят шкафы-купе, но в плане эстетики имели несомненное преимущество.

Классицизм

Можно с уверенностью заявить, что классицизм был возвращением к античному искусству, но на новом технологическом уровне. Во Франции классицизм именовался стилем Людовика XVI, и последним в цепочке "королевский стилей". Хотя, датировать классицизм по времени правления Людовика XVI было бы заблуждением, поскольку еще при Людовике XV, классицизм уже начал развиваться, только в архитектурной сфере.

Манерный и вычурный стиль рококо не мог продержаться долго при всей талантливости и изобретательности мастеров его времени. Уже после своего расцвета он становится повторяющимся, от него начинают уставать. В газетах того времени критики остро нападают на рококо, призывая сделать проектирование мебели более рациональным и трезвым. Классицизм был тем самым стилем, который полностью удовлетворял запросы своей эпохи. Так же большую роль в переходе от рококо к классицизму сыграло ухудшение экономического положения Франции к концу правления Людовика XV. Этот переход можно по праву считать одним из признаков надвигающейся революции.

Если рассматривать исторические предпосылки возникновения классицизма, его предопределили раскопки в Герколануме и Помпеях, а так же появление трудов исторического деятеля Винкельмана, появившихся после произведенных раскопок. Именно эти события повлекли за собой новый виток заинтересованности в античном искусстве. Из архитектурных форм тенденции классицизма просачиваются на прикладной уровень. Постепенно динамичный и яркий стиль рококо оставляет свои позиции, орнамент становится "спокойнее", линии прямее, членения - поверхностней и яснее.

Конечно, "изживание" рококо происходило постепенно. Например, изогнутые линии рококо теперь начинают более лаконично увязываться с античными орнаментами и декором, приобретая более плавную траекторию. И, разумеется, предметы мебели и интерьера, производство которых пришлось на переходный период - не могут не заслуживать внимания. И самыми интересными "гибридами" по праву можно считать "гибриды" таких противоположных стилей, как рококо и классицизм.

Классицизм был новым лаконичным стилем. Он привнес в интерьер простые, строгие и даже немного "пуританские" общие формы, а так же утонченность деталей. Сначала классицизм был подчеркнуто женственным, доминирующие нежные цвета, не беспринужденная элегантность создают привкус слащавости в убранстве интерьеров.

Формы классицизма - ясные и гармоничные по пропорциям с равновесными частями. Прямые линии становятся "модными", а декорирование сводится до необходимого минимума.

Если сравнивать барокко и рококо, в частности, с классицизмом - различие в построении легко бросается в глаза. Например, конструкция ножек. Мебель барокко и рококо кажется выпиленной из единого куска дерева, поскольку между корпусом комода или царгой кресла идет абсолютно плавный "слитный" переход к ножкам, так называемое "пластическое" решение, а не архитектурное. Классическое же построение мебели отличается архитектурным решением. Подчеркивается функциональность ножек как опорных конструкций и несущих элементов: они становятся прямыми и сужающимися внизу круглого или квадратного сечения "колоннами" с капителью и, часто, даже с каннелюрами. Капитель таких миниатюрных колонн обычно выполнялась в виде куба, который находился на месте сочленения корпуса и ножек изделия. В классической мебели все конструктивные элементы решаются подобным образом с применением функционального подхода.

В декорировании классической мебели вновь широко используется маркетри, с которым лаконично увязывается тонкочеканные бронзовые накладки или резьба. В обивке мягкой мебели обычно используются ткани с цветочным орнаментом. Спинки мебели для сидения приобретают законченную и спокойную форму овала или прямоугольника, но резной элемент все еще часто используется в декоре. Стиль мебели классицизма - холодный и торжественный, благодаря богатой обивке, позолоте и строгим формам.

Признанным мастером переходного стиля от рококо к классицизму является Ризенер. Его "визитной карточкой" можно считать бюро красного дерева с цилиндрическими крышками, декорированные тончайшими маркетри. Он оставил гнутые ножки, резные царги и бронзовую пластику в прошлом и обратился к строго члененным поверхностям и декоративным фризам, выполненных в маркетри.

Орнаменты классицизма используют в основном античные мотивы: фестоны, меандры, цветочные или лавровые гирлянды, нити жемчужника, лист аканта. Часто для декорирования используются лаки белого и зеленого цветов, в сочетании с легкой позолотой некоторых деталей.

Классицизм, впоследствии развившийся к стилю директории, а затем к ампиру предопределил мебельное производство во Франции почти на полстолетия вперед.

Западная Европа XIX-XX вв.

В домах купцов и мелкой буржуазии 20-х годов XIX века появилась более скромная и простая мебель, чем мебель стиля ампира, которую могла себе позволить только высшая знать. Стиль этот получил название бидермейер.

Главный акцент был поставлен не на украшения, а на уют и удобство создаваемой обстановки. Мебель отличалась небольшими размерами, имела округлые формы и гармоничные пропорции. Создавалась она из фанеры различных сортов деревьев: березы, груши, красного дерева. Оббивалась не шелком, как во дворцах, а ситцем и репсом.

Была распространена удобная и функциональная мебель с выдвижными ящичками: всяческие комоды и рабочие столики, витрины, этажерки, подставки и трельяжи. Отдыхали на софах и диванчиках. Вообще, можно сказать, что предметы обстановки этого времени вобрали в себя черты предыдущих эпох: готики, Ренессанса, барокко и так далее.

Особой модой пользуется мягкая мебель с обилием оборок, драпировок и подушек.

Проявляется, также, влияние восточного стиля. Курительные столики, оттоманки, турецкие диваны, китайские и японские детали интерьера. Дублируется стиль рококо (конец 40-х годов XIX века).

Широкое распространение, благодаря удобности и относительно низкой цене, получает гнутая (венская) мебель. Конец XIX века характерен поисками новых форм и решений. Стиль "модерн" находит свое отражение и в сфере изготовления мебели. В результате чего, последняя лишается четкой, логической формы. В украшениях начинает господствовать асимметрия. Вместо красного дерева начинают использовать древесину дуба, березы, груши, клена светлых тонов.

Современная мебель отличается простотой и имеет минимум украшений, что облегчает ее массовое производство. Красота вещи достигается с помощью гармоничности формы и игры цвета древесины.

И так плавно мы переходим  ХXI веку.

Современные стили

Ар-деко

В последнее время профессиональные дизайнеры внесли поправку в идеологию стиля Ар-деко. В отличии от аскетичной  эстетики 20-х годов прошлого века, теперь это-стиль роскоши, богатства, причем технические достижения и вполне традиционные дорогие материалы, и качество отделки в нем уравниваются – и то и другое ценно тем, что просто очень дорого стоит. Последний десяток лет Ар-деко на гребне волны вообще по всему миру. Мебели этого стиля характерны легкость и изящество. В целом этот стиль можно рассматривать, как последнюю стадию развития искусства периода модерн или как переходный стиль от модерна к послевоенному функционализму .

Характерными формами стиля Ар-деко обладает мебель геометрических фигур. Саму мебель можно стилизовать пол Ар-деко творческим путем покрытия простых прямоугольников красным деревом, бежевым лаком, африканским рисунком или придания ей обтекаемой формы.

Самая популярная мебель выглядит как обтекаемый автомобиль. Именно такую выбирал Голливуд для съемок интерьеров высшего общества. Эффект обычно достигался довольно простыми средствами: массивные прямоугольные формы покрывались светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком. Плавные силуэты создавались с помощью гнутой фанеры. Ручки делали из бронзы или заменяли их углублениями для пальцев. Популярным было сочетание черного и светлого лака.

Transitional

Текстиль: Недостаток цвета Transitional оправдывает щедрой, насыщенной текстурой. Вот на диване отдыхает чувственное вельветовое покрывало цвета вызревшей оливки, вот на кофейном столике свернулись застенчивые, ароматно-сливочные салфетки. А где-то там, за пределами идеальной, расслабленной картинки, дремлет мягкая замша, лоснится эластичная кожа и улыбается нежная синель.

Мебель: Transitional – воплощение равновесия. Динамичные линии он смягчает плавными изгибами. Стремительные, мужественные черты успокаивает робкими женственными. Так стиль понимает комфортный современный дизайн. Предметы мебели крупноваты, но не громоздки. Аскетизм в орнаментах и декоративных деталях заставляет любоваться простотой и функциональностью обстановки.

  1.  Нейтральные краски – кремовый, серо-коричневый, черный и черный
  2.  Контраст подчеркнут текстурами и тонами
  3.  Минимализм в аксессуарах
  4.  Чувственные материалы с богатой текстурой: замша, синель, кожа
  5.  Яркая, смелая мебель в классических, простых линиях
  6.  Ощущение чистоты, респектабельности
  7.  Зеркальные, стеклянные и металлические поверхности

Фьюжн

Новшество современного интерьера — стиль фьюжн, характеризующийся смешением всего и со всем, возник в 90-х годах XIX века в результате пересечения и слияния различных культур, традиций и технологий. Именно тогда в уставшую от стандартного дизайна Европу хлынули потоки экзотических вещей из Индии, Африки, с Востока и из Латинской Америки. В богатых виллах рядом со стеклянными и металлическими столиками начали появляться роскошные ковры из леопардов и зебр. Маленькие кожаные диванчики кубической формы постепенно сменили роскошные американские диваны, а белоснежные скучные стены запестрели яркими красками.

Люди поняли, что дизайн в стиле фьюжн поднимает настроение и создает уют в доме, и начали открывать специальные агенства, обучая других мастерству создания нового стиля под названием «сплав». Потому теперь, через сто лет после этих событий, даже в обычной квартире иногда можно встретить фьюжн мебель рядом с легкими, невесомыми хайтековскими шторами из органзы.

Такая мебель зачастую создается из различных, казалось бы, противоречащих друг другу материалов: камень и пластик, железо и дерево, шершавое и гладкое. Например, спальня в стиле фьюжнотличается от простой комнаты тем, что в кроватях твердые элементы разбавляются мягкими вставками, а постельное белье оформляется в ярких тонах. Но за кажущейся несерьезностью скрывается главная идея стиля: «Однородность — это так скучно! Давайте сделаем нашу жизнь разнообразнее!».

Для создания стиля в интерьере фьюжн главное — не бояться экспериментировать. Выдвигайте мягкую мебель из углов на центр комнаты, ставьте на французский столик африканскую вазу, рядом вешайте расписные шторы — и вот у вас уже почти настоящая гостиная в стиле фьюжн. При этом эксклюзивные, дорогие коллекции спокойно могут  располагаться вместе с массовыми изделиями, а рядом с шедеврами скульптуры и живописи хорошо будут смотреться милые семейные фотографии или сувениры из дальних стран.

Стиль фьюжн делает интерьер дома легким и жизнерадостным. Меблировка характеризуется четкими и яркими цветами, которые создают резкую, но приятную для глаз контрастность. Но обстановка должна наполнять ваш дом не только хорошими зрительными, но и приятными тактильными ощущениями. Потому от холодных и скользких поверхностей следует отказаться в пользу натуральных и теплых фактур: дерева, кожи, ковров и тканей.

Хайтек

Хайтек (англ. hi-tech, от high technology – высокие технологии) – стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в восьмидесятых годах прошлого столетия.

В современное обустройство квартир и офисов этот стиль вошел достаточно давно и укрепился в нем настолько прочно, что уже невозможно представить современную квартиру без этого. Чем же так хороша мебель в стиле хай тек? Дизайн такой мебели легкий и элегантный. Вы не найдете громоздкую мебель в стиле хай тек ни для квартиры, ни для офиса.

Основные материалы, которые используются – металл: нержавеющие и стальные трубы, декоративные металлические листы. Такие «легкие» материалы создают ощущение современности и стремительности окружающего вас пространства.

С одной стороны, мебель в стиле хайтек невероятно проста, но с другой – игра света, грациозные изгибы, стремящиеся вверх линии – все это дает сложность, глубокий смысл этой, на первый взгляд, простоте.

Инновационный дизайн мебели хайтек – это не только обтекаемые линии, напоминающие инопланетные формы и высокотехнологичные аппараты.

Мебель в стиле hi tech также отличают современные материалы – стекловолокно, новые разработки по созданию прочных, устойчивых к различным воздействиям искусственных материалов, красители, устойчивые к выгоранию и истиранию. Такая мебель прослужит вашему дому или офису долгие годы.

Обратите внимание на предметы мягкой мебели в стиле хайтек. В таких моделях сочетается футуристичный дизайн и эргономичность, которая позволит отдохнуть с комфортом.

Хай-тек с момента его зарождения выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие). И сегодня современная офисная мебель в стиле хайтек – это признак стабильности и состоятельности фирмы. Современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм.

Поэтому, создавая свой рабочий интерьер в таком модном и очень интересном стиле, помните о каждой детали, которая его формирует. Мебель в стиле хайтек позволяет создать максимально удобное пространство для отдыха и работы, но в то же время не перегружает пространство лишними объемами и деталями.

Минимализм

 Минимализм – это одно из наиболее перспективных направлений современного дизайна. Он завоевал широкую популярность как в России, так и за рубежом благодаря своей рациональности и продуманности.

Главные черты дизайна в стиле минимализм – это простота, повышенная функциональность и особая цветовая гамма.

Основа минимализма – это лаконичность, подразумевающая небольшое количество мебели, отсутствие лишних деталей и аксессуаров. Никакой вычурности, орнаментальности и декоративности быть не может. Элементов мебели немного, но каждый из них играет свою роль в общем интерьере жилища.

Форма мебели должна быть простой и незамысловатой. Приветствуются стеклянные стеллажи для книг, низкие журнальные столики и тумбочки. Мягкая мебель в стиле минимализм чаще всего имеет прямоугольную конфигурацию, реже – круглую.

Мебель стиля минимализм чаще всего невысокая. Объясняется тем, что минимализм пришел к нам из Японии, а там нет диванов и стульев в привычном нам понимании –в качестве сиденья используются матрацы и циновки.

Мебель часто выполняет две или более функции. Например, внутренняя часть дивана используется как ящик для хранения вещей, а в шкафу «спрятан» выдвижной стол, который убирается внутрь, если если им не пользуются.

Мебель стиля минимализм - это качественные материалы: дерево, стекло (преимущественно матовое), металл (чаще всего сталь или алюминий), камень и натуральные ткани.

Цвета преимущественно светлые – белый, бежевый, песочный. В качестве контраста часто применяются черный, коричневый и зеленый. Для минимализма характерно использование одного яркого пятна на общем светлом фоне. Это может быть обивка диванчика, подушка или любой другой аксессуар. Главное, чтобы диваны в стиле минимализма были в единственном числе, иначе нарушается принцип минимализма.

Мебель в стиле Минимализм трудно представить выбором большого семейства с маленькими детьми — этот стиль идеально подходит для творческих и самодостаточных одиночек, большую часть своего времени посвящающих работе. Главное достоинство мебельного интерьера в стиле минимализм состоит в том, что он не надоедает, а скорее выполняет релаксирующую, умиротворяющую функцию.

Модерн

Причудливость форм, гибкость и плавность линий, эклектичность – основные черты, характеризующие мебель модерн и мебель в стиле ар нуво. Любая комната, решенная в подобном жанре, преобразится до неузнаваемости и станет чем-то вроде островка чистого искусства в вашем доме. Интерьер, содержащий мебель ар нуво и модерн, непременно будет приковывать к себе внимание гостей и вызывать трепетные чувства хозяев.

Среди жителей просторных многокомнатных домов большой популярностью пользуется мебель для библиотеки модерн и ар нуво. Изящные деревянные шкафы для книг и обитые кожей, украшенные орнаментом диваны, создают прекрасную библиотечную атмосферу и способствуют уединению и размышлениям

Мебель для гостиной модерн должна отличаться особой изысканностью, так как эта комната является центральной в доме и предназначается для проведения разнообразных торжественных мероприятий. Элегантные комоды и обитые красивой тканью кресла и диваны будут вполне уместны в гостиной. Вообще, мягкая мебель модерн украсит своим присутствием любое помещение и создаст в нем атмосферу уюта и комфорта.

Строгостью и одновременно изяществом отличается мебель модерн в кабинет. Столы и стулья, выдержанные в данной стилистике, не лишат рабочее место его значимости, однако устранят излишнюю «офисную казенность» и вдохнут в серьезную обстановку немного жизни и красоты. Весьма оригинальна мебель модерн для ванной. В ванных, как правило, мебели немного, а значит, любая, даже малозначительная деталь может полностью преобразить обстановку в этом помещении. Ею может стать, например, резная деревянная тумбочка под раковину.

Все большую популярность приобретают и кухни модерн. Казалось бы, кухня – место для работы, однако истинные эстеты не терпят банальности ни в чем, поэтому кухонные гарнитуры в стиле модерн пользуются достаточно высоким спросом.

Спальни модерн изысканны и уютны. Красивые двуспальные кровати с высоким деревянным изголовьем создадут в спальне камерную, интимную обстановку.

Мебель нового поколения

Ароматная мебель

Ароматизация помещений достигается не только за счет курения благовоний, но и благодаря мебели, источающей аромат в течение долгого времени. Чтобы наделить ее такой способностью, производители применяют разные технологии.

КАК АРОМАТИЗИРУЮТ КОРПУСНУЮ МЕБЕЛЬ?

Пахнущий массив. Ряд фабрик (Riva1920, E15, Draenert) использует для производства мебели сильно пахнущую древесину. Поверхность просушивают, механически полируют, но не покрывают лаком, поскольку он «запирает» природный запах дерева.

Многие виды древесины обладают сильным природным запахом. Чтобы сохранить его, массив не полируют, но пропитывают маслом.

Особенно ярко выражен аромат у кипариса, кедра и можжевельника. Такая ароматизация мебели была вынужденной мерой – не для нашего с вами удовольствия, а из практических соображений: известно, что фитонциды этих пород деревьев отлично отпугивают моль и жучка-древоточца. А значит, мебель прослужит дольше, предметы и вещи (книги, одежда) внутри будут целее. Следует, однако, знать, что природные запахи со временем ослабеют, но полностью выветрятся из мебели не скоро.

Ароматическая полировка. Несколько месяцев источает аромат дерево с особой полировкой – такую технологию применяют французские мебельщики (Rochambeau от Grange).

Мебельные духи.Прорывом стала технология фабрики Rattan Wood. Запах, который дают природные масла, будут внедрять в мебель еще на моменте просушки древесины. Так нежнейшие ароматы продержатся на поверхности почти год. А для возобновления запаха в комплекте со шкафом покупатель получит соответствующую эссенцию.

Вечная отдушка. Еще одну технологию изобрели японские ученые: они создали особый термопластик на основе метасиликата магния (аналог талька). На его поверхность наносится пахучее вещество с нужным запахом. И уже в ближайшем будущем будет налажено серийное производство недорогой мебели с практически вечной отдушкой.

Пахучий пластик.Уже никого не удивляет деревянная поверхность на обоях, текстиле, коже, пластике, глине. Производители пошли дальше: они научились имитировать “запах массива”. Модель на фото изготовлена из опилок и полипропилена: выглядит как обычный пластиковый стул, но пахнет деревом.

КАК ДЕЗОДОРИРУЮТ МЯГКУЮ МЕБЕЛЬ?

Благоуханная обивка. Любую текстильную обивку легко сделать пахучей – достаточно купить специальный мебельный дезодорант (обычно его используют владельцы собак и кошек). У такой ароматизации есть два недостатка: во-первых, дезодорант подходит лишь для мягкой мебели с текстильной обивкой, во вторых, запах держится считанные часы.

Итальянцы из Rattan Wood предложили свою систему ароматизации мягкой мебели с кожаной обивкой  их коллекция Trace создавалась в сотрудничестве с парфюмерной маркой Dimar. Ароматизация помещений осуществляется благодаря благоухающей коже, которую пропитывают парфюмом еще при раскрое. Покупателю предоставляется выбор из десяти ароматов: мирта, талька, морской свежести, груши и лакрицы, шоколада, зеленого чая… Если ни одна отдушка не понравится, фабрика готова создать для клиента индивидуальную парфюмерную композицию.

Сонный фимиам. Дешевле всего использовать для ароматизации помещений «пахучие» свойства растений. Технологию в совершенстве освоили производители подушек и матрасов: к основной массе наполнителя они добавляют пучки мелисы, душицы, мяты перечной, а также набивают их валерианой и эвкалиптом. Как только человеческое тело начинает нагревать тюфяк или подушку, выделяются одоранты («пахнущие молекулы»). Встали с кровати, ложе остыло – аромат исчез.

Мебель трансформер

Современная мебель-трансформер является удобным и практичным вариантом оформления интерьера. При этом интересно, что способность к изменению в габаритах и назначении мебели становится очень актуальной тенденцией мебельного рынка: к ней стремятся практически все известные мировые производители.

В результате, современная мебель-трансформер предназначается не только для людей, которые имеют средний достаток и обладают небольшой жилой площадью, а становится предметом настоящей роскоши. Но это, когда речь идет о случаях, когда по велению «волшебного» пульта из кровати появляется столик с баром и заветный телевизор с музыкальным центром.

Мы же в данной статье поговорим про более «ходовую» современную мебель-трансформер и рассмотрим по очереди – шкафы-трансформеры, кровати-трансформеры и столы-трансформеры. в любом случае выбор подобной мебели в свой дом останется всегда за вами. Но только один совет: выбирая мебель-трансформер нужно тщательно проверить механизм ее трансформации. В остальном дело за вашим вкусом и финансовыми возможностями.

Шкафы-трансформеры

Шкафы-трансформеры относятся к мебели, которая веками считалась неизменной. Но сегодня дизайнеры позаботились о том, чтобы шкафы тоже можно было отнести к современной мебели-трансформеру. И вариантов здесь может быть несколько.

Наиболее популярным вариантом шкафов-трансформеров в настоящее время являются шкафы-кровати. Но, конечно, никто не предлагает вам спать в вертикальном виде. Имеется в виду шкаф-трансформер, который раскладывается в кровать, а при ее ненадобности складывается - в виде стенки шкафа - обратно. Такая конструкция сразу полюбилось тысячам россиян, так как позволяет значительно сэкономить жилое пространство в доме.

Второй наиболее популярный вариант современных шкафов-трансформеров представляет собой шкафы, которые легко меняют свое внутреннее содержание. То есть сегодня это шкаф для игрушек, а завтра перед вами уже стоит шкаф с полочками для дисков и книг. В таких шкафах-трансформерах полки свободно могут менять высоту, убираться или вставляться. Точно также могут себя вести другие элементы подобных шкафов-трансформеров.

Аналогичным образом можно менять не только назначение шкафа-трансформера, но и его внешний вид. Интересным вариантом являются модели шкафа, который при ненадобности складывается «сам в себя», освобождая при этом пространство.

Кроме того, все люди хоть иногда мечтают о том, чтобы шкафы были резиновыми и могли вмещать в себя столько вещей, сколько вам было бы это нужно. Современные дизайнеры создали и такие шкафы-трансформеры: они подобно вееру или другой конструкции могут раздвигаться вширь и предоставлять дополнительное место для вещей.

Кровати-трансформеры

Кровать является необходимым атрибутом современной цивилизованной жизни. Но как быть, если ваша квартира не настолько масштабна, чтобы каждому члену семьи (а уж тем более гостям!) предоставить отдельную кровать. Выход один: подумать о кровати трансформере, которая не будет мешать перемещению по квартире в дневные часы, а будет «появляться» в доме только по мере необходимости.

Современный мебельный рынок предлагает для таких целей использовать диваны-трансформеры и кресла-трансформеры. Данная мебель может легко раскладываться в кровать, а днем представлять собой место для другого вида отдыха. Удобны диваны-трансформеры еще и тем, что практически во всех моделях сегодня существуют специальные ящики для белья и других вещей. Так что перед вами может находиться уже настоящий шкаф-кровать-диван.

Столы-трансформеры

Столы-трансформеры также очень популярны в нашей стране, которая славится обильными застольями, гостеприимством и радушием. Однако для многочисленных праздников нужен большой и достаточно широкий стол: чтобы можно было с размахом его накрыть, и чтобы всем гостям было удобно за ним сидеть. Но зачем такой полигон для праздничных застолий нужен в обычные дни? Он будет занимать место в доме, которого и так постоянно не хватает.

На помощь опять приходит мебель-трансформер, а именно столы-трансформеры. В обычные дни перед вами может находиться небольшой столик, который в зависимости от модели, может увеличиться от 20 сантиметров до полутора метров. При этом таким столом-трансформером может быть как привычный обеденный стол, так и изящный журнальный столик.

Некоторые компании выпускают сегодня столы-трансформеры, которые предназначены для различных забав и игр. Так, в «обычном» виде стол-трансформер представляет собой небольшой журнальный стол, а в разложенном виде это стол для бильярда, карточных игр или шахмат. Есть даже столы-трансформеры со встроенной рулеткой. На таких столах можно сначала поиграть, а потом и .. поужинать.

Но существуют столы-трансформеры, предназначенные не только для отдыха, но и для работы. Например, некоторые столы-трансформеры легко могут превратиться в мольберт или чертежную доску. Также для домашних рукодельниц существует швейная машинка, которая быстро и просто превращается в удобную тумбу-стол.




1. Триботехнічні властивості- зносостійкість, зношування, тертя, покриття, залишкові напруги детонаційно-газових покриттів
2. поступление в различные среды тяжелых металлов ТМ большой группы химических элементов с относ
3. і. До сьогодні багато дерев~яних будівель цілі вулиці і квартали міста знесені
4. розыскной деятельности Актуальность темы исследования.
5. Физическая география Беларуси Физикогеографическое положение Республики Беларусь
6.  Інтернаціоналізація та стандартизація обліку у міжнародному масштабі- необхідність сутність та значення
7. решения Бога открытые естественным светом
8. There were cultures nd civiliztions here fully s diverse s complex
9. Введение В настоящее время автомобильный транспорт работает с низкой эффективностью без должной координа
10. Історія Західноукраїнської Народної Республіки
11. Организация и управление при составлении бизнес-плана
12. Курсовая работа- Виды откорма свиней
13. Задание 1 Предметом теории государства и права является изучение- Верный
14. Автоматика Автоматика отрасль науки и техники охватывающая теорию
15. Нафтогазопромислова геологія- Визначення рівняння притокувибійних тисків та дебітів фонтанної нафтов
16.  У больного 30 лет страдавшего ревматическим пороком сердца диагностирован затяжной септический инфекцион
17. Задание 1- Определение рыночной стоимости облигации стр
18. правовым нормам присущи и свои особенности
19. Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности
20. Амниота ~ жаберного дыхания нет