Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Кіші ж~з группа казахских племён и родов образовавшаяся в Западном Казахстане.

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024


Младший жуз (каз. Кіші жүз) — группа казахских племён и родов, образовавшаяся в Западном Казахстане. Второе название — Алшын.

Кроме Младшего жуза, на территории Казахстана существовали Старший жуз и Средний жуз.

Состоит из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру.

С 1731 году во главе с Абулхаиром вошли в состав Российской империи.

Численность жуза на рубеже XIX—XX вв. — 1 100 000 чел.

Мухаметжан Тынышпаев в своем труде, посвященном истории казахов и изданном в Ташкенте в 1925 году, утверждал, что алшыны (малый жуз) составляют две пятых всех казахов и являются самой многочисленной частью казахов
 [1].

Численность Алимулы до революции 1917 г. составляла 300—350 тысяч, в том числе: шекты 60-80 тысяч, шомекей — более 100 тысяч, торткара — 50-60 тысяч, кете — 50-60 тысяч, каракесек — 20-25 тысяч и карасакал — 10-15 тысяч Численность Байулы 500—550 тысяч, в том числе адай — 80-90 тысяч, байбакты — 40 тысяч, берш — 45 тысяч, таз — 20 тысяч, шеркеш — 45 тысяч, маскар — 20 тысяч, тана — 25 тысяч, кызылкурт — 40 тысяч, алтын — 30 тысяч, жаппас — 50 тысяч, ысык — 20 тысяч, есентемир — 20 тысяч, алаша — 45 тысяч. Численность Жетыру около 270—300 тыс., в том числе субэтническая конфедерации: табын — 80 тысяч, жагалбайлы — 70 тысяч, кереит — до 33 тысяч, тама — до 45 тысяч, телеу до 20 тысяч, кердери (кердері) до 20 тысяч и рамадан до 5 тысяч человек.

1. О происхождении


Роды Малого Жуза подчинялись потомкам младшего сына Джучи хана - Могола. Тогда как роды Роды Великого Жуза подчинялись потомкам старшего сына Джучи хана - Орда Еджена. А роды Центрального Жуза подчинялись потомкам средних сыновей Джучи хана - Батыя и Берке.

По мнению Аристова Н. А., Малый жуз — это отколовшиеся от Центрального жуза алшынские роды. Левшин А. И. тоже утверждает, что основную часть Малого жуза составляют алшыны. Гораздо позже к ним присоединил племена, называемые жетыру, знаменитый хан Тауке. Однако по данному вопросу среди ученых и историков до сих пор ведутся споры. Например в работе Мухамеджана Тынышбаева «Материалы по истории казахского народа»
[1], он упоминает Жетыру как племя Алшынов (алчинов): «В XII—XIV веках основная группа алчына (байулы) занимала южные и юго-восточные русские степи. От них на юго-восток расположились 2 другие группы (Каракесек и Жетыру).»

Можно привести цитату Шакарима Кудайберды-Улы «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», перевод Бахыта Каирбекова
[2]:

«В наше время Малый жуз составляют три главных рода — алимулы, байулы, жетыру. Алимулы составляют шесть родов — карасакал, каракесек, торт кара, шомекей, шекты, кете. В байулы двенадцать родов — шеркеш, адай, жаппас, алаша, байбакты, маскар, беріш, таздар, есентемир, тана, кызыл курт, шейхтар. Жетыру составляют семь родов — табын, тама, кердери, керейт, жагалбайлы, тилеу, рамадан. Известно, что некоторые из них составляют аргынский род в Центральном жузе. Кроме того, в Малом жузе есть род токал-аргын — потомки родов Центрального жуза — саржетим и шакшак. Но в вышеназванных почти нет схожих с названиями родов Центрального жуза. Если это и так, предполагаю, что шекты и шакшак — одно и то же. Но шакшак — аргынский род, может, потому его и не включили в Малый жуз. В 1801 г хан Букей с частью людей из Малого жуза переправился на противоположный берег Урала (Яика) и образовал Букеевское ханство, которое составили — кете из рода алимулы, беришы, серкешы, адаи, жаппасы, маскары, есыки, естемиры, байбакты, алаша, тана, кызылкурты, таздары из рода байулы и роды — тама, табын, кердери и торе (тюре), то есть потомки ханской династии — ветви жетыру, всего шестнадцать родов. В том числе — ходжи, ногайцы, толенгиты. Ногайцы прежде были в подчинении торгаутов, когда же те ушли, они остались на месте (то есть те самые ногаи).»

Рамадан—название племени объединения жетиру. Исторических известий более раннего периода о племени рамадан не имеется. Загадочен и этноним рамадан. Это слово означает и имя, и наименование мусульманского месяца (поста). Исходя из их немногочисленности и названия, некоторые исследователи причисляют рамаданов к мусульманским миссионерам, выходцам из суфийских кругов Средней Азии. Однако, вопрос о происхождении племени, возможно, больше проясняют его уран и тамга. Тамга их близка тамгам родов Великого жуза – дулатам и албанам, уран “дулат” прямо указывает на родоначальника из рода дулат, что позволяет искать истоки племени рамадан в Великом жузе. (Востров В.В. и Муканов М.С). Этноним рамадан сохранился в топонимии юго-востока России, так например, в 210 верстах от Киева по железной дороге Киев-Полтава расположен г. Ромодан, в Пензенской губернии (вблизи границ Симбирской и Нижегородской) также находится город Рамадан.(Тынышпаев М.). Это говорит нам о том, что племя рамадан вместе с другими алшынскими племенами, когда-то проживало в южнорусских степях, которые в древние времена являлись исконными землями западно-аланского союза племён. Карабёрик—название родового подотделения племени рамадан. Этноним этимологически можно возвести:1) к названию огузкого рода карабёрикли, давшему своё название племенному союзу, известному в русских летописях, как Чёрные клобуки;2) к названию кипчакского племени карабориклу. Караборик—досл. «с чёрными шапками».
Еще есть такой вариант: Общеизвестно что у тюркских народов (узбеков и казахов) имеются многочисленные племена, например еще в 1848 году Н. Ханныков, а затем 1898 году Аристов приводили списки 92 узбекских и казахских родов. В частности там присутствовал род «Рамадан». На территории Средней Азии и Казахстана, этот род проживал в пределах Зеравшанской долины, Голодной степи, Чирчика и Чимкентского уезда. Как мне удалось выяснить, этот род кочевал в 16 веке в районе Астрахани. Если род «Рамадан» тюркский, то его название более современное, т.е. арабское. Следуя буквальной этимологии слова «Рамадан» можно условно предположить, что этот род возможно возник в период появления арабов в Центральной Азии, то есть 7-8 вв. н.э.
Правда много вопросов на которые все же пока никто не смог найти ответов. И так:

1) Правильно ли мое предположение, откуда на самом деле происходит род «Рамадан» (из какой области) и когда он возник? 2) Если посмотреть на физико-географическую карту Средней Азии, Казахстана и России, то можно увидеть несколько топонимических названий «Рамадан», это и малые притоки рек, и названия населенных пунктов и т.д. Вопрос как топонимические названия связаны с родом «Рамадан»? 3) Возможно ли, по ним проследить где в древности этот род кочевал?

2. Состав племенного союза3. Правители Малого жуза

  •  Абулхаир (1718—1748)

3.1. Правители Малого жуза от России

  •  Нуралы-хан (1748—1786)
  •  Жармухамбет-хан (1786—1791)
  •  Ералы-хан (1791—1794)
  •  Есим-хан (1795—1797)
  •  Айшуак (1797—1806)
  •  Жанторе-хан (1806—1810)
  •  Ханский совет (1810—1812)
  •  Шергазы-хан (1812—1824)

3.2. Правители Малого жуза выбранным народом

  •  Батыр-хан (1748—1785)
  •  Есим-хан (1790—1791)
  •  Абилгази-хан (1791—1806)
  •  Каратай-хан (1806—1816)
  •  Арынгазы-хан (1816—1821)

4. Военные деятели

  •  Жалантос бахадур Сейиткулулы. Род Торткара.
  •  Есет — батыр Тамаулы. Род Тама.
  •  Кулбарак — батыр. Род Берш.
  •  Жоламан — батыр Тленшиулы. Род Табын.
  •  Есет — батыр Котибарулы. Род Шекты.
  •  Санкибай — батыр. Род Шекты.
  •  Жанкожа — батыр Нурмухамедулы. Род Шекты.
  •  Арыстанбай — батыр Айбасулы . Род Шомекей.
  •  Доспанбет — батыр Кумисбайулы. Жырау. Род Ногай.
  •  Исатай — батыр Тайманулы. Род Берш.
  •  Махамбет — батыр Утемисулы. Род Берш.
  •  Сырым — батыр Датулы. Род Байбакты.
  •  Шотан — батыр Назарулы. Род Адай.
  •  Кайдауыл — батыр. Род Шекты.
  •  Мынбай — батыр. Род Есентемир
  •  Коктаубай — батыр.
  •  Губайдулла Джангиров
  •  Сарке — батыр Мендибек улы. Род Жагалбайлы.

5. Бии и деятели искусства

  •  Айтеке Би
  •  Жетес би
  •  Нурпеисов Абдижамил Каримович
  •  Шукиров Зейнолла
  •  Дуйсекеев Кенес
  •  Жубанов, Кудайберген Куанович
  •  Малайсары би,Майлан Сарбас,Кобен би,Матжан би
  •  Кайралап кажы, би, болыс.
  •  Бокен би
  •  Шеген би

Ссылки

  •  Роды Малого жуза на «Генеалогии казахов»
  •  Информационный ресурс объединения родов Малого Жуза Алимулы

Список литературы:

  1.  Тынышпаев М. Материалы по истории казахского народа. — Алма-Ата: "Алтын-Орда", 1990. — 64 с.
  2.   Шакарим Кудайберды-улы Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий / с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова. — Алма-Ата: "СП Дастан", 1990.


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Младший_жуз

1




1.  Основные правила поведения при болях в спине 2
2. индексом крутящихся дверей
3. История формирования, основные черты рельефа и полезные ископаемые Африки
4. тема мероприятий по удалению из зоны катастрофы пораженных нуждающихся в медицинской помощи и лечении за е
5. Развитие социальнокультурной сферы юга России Основные положения 1.html
6. информационный ресурс толкование и обсуждение которого велось с того момента когда начали говорить о пер
7. Тема 3Межличностное восприятие и взаимопонимание
8. Письмо Татьяны к Онегину и его роль в раскрытии проблематики романа А
9. на тему- Республика Татарстан выполнен- учеником 9rdquo;Аrdquo; класса Черезовым Эдуардом учител
10. Тема Разработка маркетинговой стратегии предприятия на примере ОАО Саранский завод Резинотехника
11. домом Реддлей хотя семья Реддлей давно уже не жила здесь
12. тема загалом відноситься до тієї сфери суспільного життя що безпосередньо стосується інтересів всіх і кожно
13. ТЕМАТИКИ ЗАЛІЗКО Василь Дмитрович УДК 517
14. Лист документа Подпись Дата Лист 3 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРИБОРОВ И АППАРАТУРЫ 3
15. Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов
16. Понятие лакуны
17. МОЙ МИРИСКУССТВО-MY WORLDRT 30 октября 9 января 27 марта Заезд участников Олимпиады первая половина дн
18. тематизированные взгляды на окружающий мир воспроизводящие его существенные стороны в абстрактнологическ
19. Артефакт http-ndrey
20. тема целей принципов форм методов правил норм и критериев работы с кадрами принятых в организации и соот