Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Билет 31
Богословская история экуменизма |
В собств.смысле слова под экум.движением движение гл.образом протест.деноминаций, декларир.своей целью достижение наиболее полного единства между разными направлениями христианства. Оно родилось из общего для всех христиан ощущения противоестественности разделения христианского мира. Стремление к преодолению христианских разделений выразилось в единственно приемлемой для протестантского веросознания форме, в виде так называемой "теории ветвей". Согласно этому богословскому представлению, существовавшая издревле единая христианская Церковь в своем развитии разделилась на многие направления или ветви, каждое из которых в равной мере сохраняет связь с первохристианским наследием, которое составляет ствол этого общехристианского древа. Дробление христианского мира закономерно и не несет в себе ущебности, оно является проявлением полноты и многообразия христианской жизни. Соответственно, грядущее единение христиан должно включать в себя все проявления этого разнообразия, ибо каждая ветвь составляет полноценную часть общехристианского наследия. Обычно обоснованием православного участия в экуменическом движении служат слова Спасителя из Евангелия от Иоанна (17:21) "да будут в Нас едино, да уверует мир", а также многочисленные высказывания Свщ. Писания и св. отцов. Долг единения довлеет над всем христианским миром, и, прежде всего, над православным, и он остается необходимым условием полноценности нашего свидетельства миру. Православие не может не стремиться к единению христиан, но оно не может полностью принять того образа единства, который несет в себе современное экуменическое движение. Сами основы участия в экуменическом движении Православных Церквей изначально и по сути отличаются от протестантского обоснования экуменизма, ибо цель Православия - свидетельство истины инославию, цель инославия - единство любой ценой. Первым шагом в становлении экуменического движения считается Всемирная миссионерская конференция, состоявшаяся в 1910 г. в Эдинбурге. Одна из ее секций «Сотрудничество в области достижения единства». Без участия как правосл., так и католиков. В том же 1910 г. в Американской епископальной церкви была создана комиссия по подготовке Всемирной конференции по вопросам веры и устроения Церкви. начало организованного экуменич.движения. В мае 1938 г. решение о создании ВСЦ, в г.Утрехте (Нидерланды). 1я ассамблея прошла только в 1948 г. в Амстердаме. Это решение можно считать завершением организованного движения. Ппервая учредительная Ассамблея Всемирного совета церквей, в который вошли около 150 церквей и церковных организаций, преимущественно, протестантских. В ее ходе были заложены основы идеологии и организации ВСЦ, хотя потом они подвергались существенным изменениям. Из Православных Церквей в работе Амстердамской ассамблеи участвовали только Константинопольская и Элладская Церкви, русское зарубежье было представлено, в основном, Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже. В 1950 г. принята так называемой Торонтской декларации, которая до сих пор остается одним из основополагающих документов Всемирного совета церквей. Декларация было составлена при решающем участии православных участников, среди которых были, например, такие выдающиеся богословы как О.Георгий Флоровский, митрополит Фиатирский Герман, проф. Г.Алевизатос и др. 1.Прежде всего декларация определяет, что "Всемирный совет церквей не является и никогда не должен стать сверх-Церковью". 2.Цель Всемирного совета церквей ... способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви". 3.Крайне важным для Православных Церквей было заявление о том, что членство в ВСЦ "не означает, что каждая Церковь должна признавать другие Церкви, входящие в Совет как Церкви в полном и подлинном смысле этого слова", кроме того, было 4.выражено обязательство Церквей-участниц "оказывать помощь друг другу в случае необходимости и воздерживаться от таких действий, которые не совместимы с братскими отношениями", После принятия II Ватиканским собором декрета "Об экуменизме", утвердившего, хотя и со значительными оговорками, что "в экуменическом делании верные католики несомненно должны заботиться о разъединенных с ними братьях" наметилось изменение отношения к ВСЦ со стороны Римо-католической Церкви, которое увенчалось визитом папы Павла VI в штаб-квартиру ВСЦ в Женеве в 1969 г. Католики участвуют в работе многих подразделений ВСЦ, но Римо-католическая Церковь, тем не менее, не является его членом, она официально участвует только в работе "Веры и церковного устроения", которая остается единственном собственно богословским подразделением ВСЦ. Самым значимым, хотя и противоречивым плодом богословского экуменизма стал документ, принятый на заседании комиссии "Вера и устроение" в 1982 г. в Лиме. Этот документ под названием "Крещение. Евхаристия. Священство" является итогом многолетних трудов Комиссии. Он излагает совокупность богословских воззрений относительно этих трех таинств, которые существуют в Церквах, входящих в ВСЦ. Кго текст отражает противоречия различных исповеданий по основополагающим вопросам их вероучения и устроения Церкви и оставляет много открытых вопросов. По этой причине, ключевые понятия, такие как истолкование образа присутствия Тела и Крови в Евхаристии, значение апостольского преемства, вопрос о женском священстве не получили в этом документе полноценного и бесспорного истолкования. Текст, принятый в Лиме, можно, в известной степени, назвать вершиной того, что смогло достичь экуменическое богословие, оно выяснило все многообразие богословских представлений по основным вероучительным вопросам и предложило их в обобщенном виде всему христианскому миру. Оно также попыталось указать пути преодоления существующих расхождений, но преодолеть их на чисто богословском уровне оно, разумеется, не могло. Общим ощущением последних лет стало вырождение экуменического движения и это, во многом, соответствует истине. Очевидно, что экуменическое движение вырождается не потому, что ненужно и невозможно стремиться к единению христиан, а потому, что оно перестало стремиться к нему, оно распадается не потому, что оно было экуменическим, а потому, что оно перестало им быть. Т.е.термин «экуменическое движение» и «экуменич.связи» можно употреблять только после 1910, а в 19-нач.20 в. были межконфессиональные контакты. Поэтому высказывания богословов этого периода можно относить лишь к общим проблемам отношения между конфессиями, а не к «экуменич.связям». Напр., письма Хомякова к диакону англиканской церкви Вильгельму Пальмеру, письма свт. Тихон (Белавин) к англиканам и др. Он развивал связи с англиканами в США в 1899-1907 гг., как архиеп. Сев. Америки (буд. Патриарх) Он даже однажды передал евх.сосуды англиканам после землетрясения. В 1904 г., по просьбе архиеп. Тихона (Белавина) обсуждалась возможность присоединения к правосл. церкви в Америке англикан. священников. Святейший Синод постановил перерукополагать таковых «вплоть до окончательного решения представителями всех автокефальных Церквей Востока». 1) практически все рус.богословы 18-нач.20 столетия определяют инославных как еретиков и часто прямо их так называют. Это м.отнести даже к таким дипломатич.авторам, как св.Филарет Дроздов. Его труды не только «Разговор между испытующим…» (1815 т.к.это оч.ранний его труд, и он написан с определенной целью обращению Голицына в православие), но и впоследствии он высказывался значительно более жестко. Т.4, с.557 в одном ряду и квакеры, и евреи, и «папежники». Т.о., рус.бог.мысль начала века не делала различия между зап.христианами и еретиками (на чем и настаивают соврем.сторонники экуменич.движения). Шмеман: «характ.особенность участия правосл.в экум.движении в том, что православным не оставили выбора, а заранее назначили им роль и функцию в этом движении». «Всякий мог убедиться, что правосл.свидетельство никогда не оказывало влияния на ориентацию и развитие этого движения». «Вопросы православным сформулированы в западных терминах и по западным образцам». Первая попытка ответить на вопросы экум.движения Моск.совещание 1948 г. глав правосл.автокеф. Церквей. Оценка была дана отрицательная, и участие в нем Пр.Церквей было признано нецелесообразным. Практика совместных молитв также признавалась нецелесообразной. (Решение этого собора было самым авторитетным до 2000 г., т.к.аналогичных соборов больше не проводилось). Торжественное вступление РПЦ (вместе с Рум., Болг., …Церквами) в [ноябре 1961] на ассамблее в Индии. Положительные стороны участия: развитие вероучит.базиса самого ВСЦ, усиление православного представительства в ВСЦ, способствование развитию рус.богословской науки практически единственные форумы, где м.формулировать свою позицию правосл.богословская мысль. Международное представительство РПЦ в условиях гос.ограничения всякой международной деятельности. Отриц.стороны надежды на изменение позиции ВСЦ не оправдались. Также необх.помнить, что вступление в ВСЦ было не свободным, решение было вынесено под гос.давлением, без свободного соборного обсуждения. |