У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Уральский государственный технический университет ~ УПИ ФИЛОСОФИЯ ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕ

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-12-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.2.2025

25

PAGE  3

       Министерство образования науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ»

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

Методическая разработка для студентов всех форм обучения

всех специальностей

Екатеринбург

2007

Составитель Н.А.Скоробогацкая

Научный редактор проф., д-р филос. наук В.И.Кашперский

Философия, ее предмет и место в культуре: Методическая разработка /  Н.А.Скоробогацкая: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2007. 25 с.

Методическая разработка посвящена первой теме курса философии, в рамках которой автор раскрывает ключевые проблемы  учебной дисциплины: место философии в ряду различных типов мировоззрения, присущий философии специфический способ освоения действительности, ее предмет и место в системе культуры. Методическая разработка содержит контрольные вопросы, позволяющие проверить степень освоения учебного материала студентами.

Библиогр.: 10 назв.

Подготовлено кафедрой философии

© ГОУ ВПО «Уральский государственный

технический университет – УПИ», 2007

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Вопросы:

1. Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.

2. Философия как специфический способ духовного освоения мира.

3. Предмет философии.

4. Философия в системе культуры.

1. Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.

Приступая к изучению философии, мы должны дать себе отчет в том, что философия – научная и учебная дисциплина особого рода. Исток этой особенности философии связан с тем, что она представляет собой способ человеческого самопознания. Человеческая личность – основная цель философии и ее главный результат.

Отличительная черта человека как сознающего себя существа, как личности – наличие мировоззрения. Под мировоззрением понимается совокупность наиболее общих представлений человека об окружающем его мире, о человеке и о месте человека в мире. Знания о мире – это, в первую очередь, естествознание; знание о человеке – биология, медицина, психология и цикл гуманитарных наук. Система знаний о мире и о человеке как части этого мира – научная картина мира, которая и лежит в основе мировоззрения. Но картина мира для нас – одна, а мировозззрение имеет индивидуальные особенности. У человека в процессе его жизни формируется позиция по отношению к миру, она складывается под влиянием общих (социальных, экономических, культурных) условий, в которых живет человек. Но в большей степени на ее формирование оказывают личные качества человека и обстоятельства его жизни, то что называется биографией. Эта позиция включает в себя  1) оценку (+,–,0) которую мы даем окружающему нас с точки зрения своих интересов и потребностей, целей и ожиданий, и 2) отношение человека к действительности (активное или пассивное, положительное или отрицательное). Эта оценка и это отношение придают сумме наших знаний и представлений о мире индивидуальную конфигурацию, которую мы называем мировоззрением личности.

В истории известны несколько типов мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение (миф) свойственно человеку родового общества и первых ступеней его превращения в классовое – рабовладельческое общество. Для мифа характерны следующие особенности: 1) синкретизм (целостный характер восприятия, в котором даны в единстве религиозные, научные, практические и художественные представления); 2) невыделенность личного Я, отсутствие индивидуального отношения и оценки; 3) слитность, нераздельность реального и воображаемого; 4) космогонизм (рассказ о происхождении мира). Этот тип мировоззрения в более поздние эпохи существует в виде эпических сказаний, легенд, сказок, поговорок и пословиц. Он составляет культурную почву, на которой возникают религия, искусство, философия и наука.

Религиозное мировоззрение (религия) – это совокупность верований, сопровождаемых эмоциональным переживанием мистического соединения с Богом. К его характерным признакам относятся: 1) вера в сверхъестественное начало – Бог, абсолют, который выступает как Творец мира; 2) трансцендентность абсолюта (недоступность, внемирность Бога, данного человеку в откровении); 3) сознание личности, Я как принцип моральной ответственности индивида перед Богом за все поступки и помыслы; 4) догматизм (первенство веры перед знанием, строгое следование Писанию, подчинение человека воле Бога, послушание).

Художественное мировоззрение складывается на основе искусства и представляет собой эстетически-образное отношение к миру. Его отличительными признаками являются: 1) образный, чувственно-конкретный характер представлений; 2) творческое преобразование реальности, ее идеализация (“возвышенный” характер художественного образа); 3) мера (пропорция, гармония, целесообразность) как принцип соотношения частей = красота, прекрасное; 4) созерцательность (отрешенность и эстетическая незаинтересованность восприятия, объективирование Я – способность человека преклоняться перед идеалом – прекрасным и возвышенным).

Научное мировоззрение формируется на основе науки и является теоретическим отношением человека к миру. Это – совокупность систематизированных знаний о закономерностях существования и развития действительности, о сущности человека и закономерностях его бытия в мире. Оно характеризуется следующими чертами: 1) отражение мира в абстрактных понятиях; 2) упорядочение знаний о мире и человеке с помощью принципов историзма, системности, объективности, практики; 3) стремление к истине; 4) перерастание знаний в убеждения.

2. Философия как специфический способ духовного освоения мира

Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической формой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элементом, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.

Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущности позволяет познавать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство мира в многообразии его проявлений и составных частей. Философия не просто раскрывает сущность вещей и явлений, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.

Философское знание концептуально: оно обладает системной организацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, элементами которой являются: 1) категории (основные, наиболее общие понятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их связей), 2) принципы (исходные положения, начала, составляющие основания теоретической системы знаний, ее фундамент. Принципы определяют подход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы (под законом понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, существенные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты данной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).

Философское знание является проблемным. Это значит, что исходным пунктом философского исследования является крупная теоретическая или практическая задача. Так, Аристотель говорил, что философия вообще возникает из удивления. Удивление – это способность увидеть новое, непонятное в понятном и привычном. Удивление раздвигает горизонт человеческого сознания, поворачивая вещи и явления новыми гранями. Во-вторых, проблемность означает подвижный, недогматический характер философского знания. В философии нет раз и навсегда данных решений и ответов, в зависимости от ситуации и контекста задача формулируется как-то иначе и потому требует нового подхода и нового решения.

Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, система, принцип, проблема).

Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-теоретической стороны, в философии есть другая сторона, духовно-практиЧеская. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Ценность – это не сам предмет, а его значение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической форме обозначает границу человеческого, переступать которую человек не имеет права, чтобы не утратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая границу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – явления духовной культуры, различающиеся по видам: эстетические (прекрасное-безобразное), моральные (добро-зло), религиозные (Бог-дьявол), научные (истина-ложь).

Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор среди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.

Среди ценностей выделяются идеалы – те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценности, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и умереть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществления. В зависимости от принятых человеком идеалов складываются его убеждения (твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует общие и частные цели своих действий.

Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, философия является инструментом формирования жизненной позиции человека. Принимая определенные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целеполаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за результаты и последствия своего выбора и своих действий, с другой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль философии в деле становления личности – быть способом самопознания и строительства духовного мира человека.

На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор категорий, принципов, законов, своя система знания. Это означает, что в процессе самопознания человек использует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных проблем, для определения целей и самого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мышления – обязательное свойство философии, в ином случае она станет средством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней силы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в инструмент чужой воли.

3. Предмет философии

Под предметом какой-либо научной дисциплины понимается 1) часть реальности, на которую направлено познание (или объект), и 2) система закономерностей, действием которых определяется существование этого объекта. С этой точки зрения положение философии в мире наук выглядит сомнительным – у нее нет своей отдельной части действительности, в роли ее объекта выступает “весь мир”. Означает ли это, что философия является наукой наук (царицей наук)? А философ – своеобразным координатором, наставником или надсмотрщиком в царстве науки?

Если главная цель и результат философии – человек, его духовный мир, человеческое самопознание, формирование личности, то и предмет философии следует искать в той области, где размещается отношение человека к миру, познавательное и практическое. Эта область – граница, где проходит взаимодействие между “второй природой”, то есть миром, созданным человеком и его трудом, с одной стороны, и “первой природой”, с другой. Итак, одной стороны – человек и культура (вторая природа, мир искусственно созданных вещей), с другой – природа как объект преобразования и арсенал сырья и энергии, которые человек извлекает из нее. Из этого соотношения культуры и природы вытекают три основные темы философского познания: 1) объект, 2) субъект, 3) отношение субъекта к объекту.

Тема объекта – проблема независимой от воли и сознания человека объективной реальности. Окружающие человека предметы “первой” и “второй” природы обнаруживают тождественное свойство: в своем движении они подчиняются не воле и желанию человека, а внутренним закономерностям самой действительности. В процессе практической деятельности предметы оказывают сопротивление целям человека и его действиям, и тогда успех деятельности достигается за счет подчинения целей и действий человека внутренней природе предмета. Явления и предметы окружающего мира, включая и “первую” и “вторую” природу, выступают перед человеком в его деятельности в форме объекта, т. е. как не зависящие от его воли и сознания и подчиненные действию внутренних закономерностей действительности.    

Тема субъекта – проблема человека, его сущности, его особого места в мире. Человек принадлежит миру и подчиняется его закономерностям. Но сам этот окружающий человека мир двойствен: если предметы “первой” природы существуют независимо от человека, то предметы “второй” природы, существуя независимо от него, предполагают тем не менее деятельность человека как необходимое условие их существования. Поясним это на примере. Предметы природы возникают в ходе естественного развития, без вмешательства человека. Предметы культуры возникают только с помощью творчески-преобразующей деятельности человека – из материала природы, в соответствии с законами природы. Естественным путем они появиться не могут. В этом смысле и сам человек – не продукт природы, а результат исторического развития, продукт культуры, самопорожденное существо. Человек как субъект выпадает из цепи естественных, природных закономерностей, дает начало иному типу закономерностей, на основе которого возникает феномен человеческой свободы.

Тема отношения субъекта к объекту – проблема отношения человека как свободно и творчески действующего существа к внешнему миру, это проблема свободы и необходимости. Отношение человека к миру реализуется в форме деятельности – практической и познавательной. Деятельность – способ общественного бытия человека, в ней находят разрешение противоречия субъекта и объекта, свободы и необходимости, духовного и материального и т. п. Деятельность человека изменяет внешнюю природу, превращая ее в “мир человека” – мир, ставший объектом практической и познавательной деятельности субъекта. “Мир человека” – сложное образование, в структуре которого можно выделить следующие структурные уровни: природное, общественное и духовное. Природное здесь – естественная, натуральная форма вещей (их физико-химические, механические или биологические свойства, включая и телесную организацию человеческих индивидов), представляющая собой “сырой материал” человеческой деятельности и естественный “фундамент” “мира человека”, связывающий его с той частью природы, которая еще не освоена человеком и откуда он черпает новое сырье, раздвигая тем самым границы “мира человека”.

Общественный уровень “мира человека” – совокупность социальных отношений и связей, образующих  социальную систему (социум) и объективированных, воплощенных в различных предметных результатах деятельности – в орудиях труда, общественных институтах, произведениях искусства, языке и т.д.

Духовное – сфера общественного и индивидуального сознания, идеальных продуктов деятельности – не только познания, но и практики. Здесь “располагаются” знания, ценности и идеалы, внутренний мир человека. В этой сфере складывается человеческая  личность (человеческое Я как ядро субъективности).

Соответственно, отношение человека к миру (взятое как отношение субъекта к объекту) в предельной форме выступает как отношение сознания к бытию. Отношение сознание к бытию, которое в классический период рассматривалось как основной (гносеологический) вопрос философии, очерчивает границы предмета философского знания. Предмет философии совпадает с “миром человека”, раскрывая его структурное противоречие – противоречие между духовным и материальным. Это противоречие пронизывает также структуру деятельности и самого человека. Разрешение данного противоречия в процессе деятельности раздвигает границы “мира человека”, ведет к прогрессирующей экспансии человека в природу, повышению степени его свободы.

Предмет философии – это исторический процесс обретения человеком свободы в ходе становления и развития “мира человека”, в первую очередь – культуры. Этот процесс имеет свою размерность, включая основания, условия и возможности. Основанием достижения свободы человека выступает человеческая деятельность (труд), взятая в целом, в единстве практики и познания (“труд – это целесообразная, сознательная деятельность, в ходе которой человек контролирует и регулирует процесс обмена веществом между обществом и природой”). Условия – характер природной и общественной среды, в которой живет человек, уровень развития производительных сил общества, социальная структура, состояние культуры, политическая система и т.д. Возможности – степень развития человеческой личности (его Я), ее интересов и потребностей, в том числе потребности в свободе, характер его задатков и деятельных способностей, воля, уровень образования.

Итак, по своей сути философия является способом самоопределения человека в истории, определения смысла и целей его существования через решение вопроса об отношении сознания к бытию.

4. Философия в системе культуры

Характерная черта явлений культуры – их “причастность” человеку. Культура вообще означает меру человеческого в природных и социальных предметах и явлениях, то есть то, насколько, в какой степени они являются условиями человеческой свободы. В этом отношении культура рассматривается как среда, обеспечивающая развитие человеческой личности, ее способностей и возможностей, как своего рода атмосфера, порождающая свободу.

Явления культуры (“мира человека”) составляют объект философского познания, а специфический способ философского мышления – рефлексия. Рефлексия – это 1) рассмотрение любой вещи как порожденной (искусственно созданной, сотворенной человеком, природой или Богом); 2) выявление способа ее порождения 3) соотнесение этого способа с культурным образцом (идеей).

Рефлексия способствует выявлению всеобщего в вещах и составляет специфическое качество философского мышления, свидетельствуя о неразрывной связи философии с культурой. Каково место философии в системе культуры?

Система культуры включает в себя три сферы (составные части) – наука (сфера науки, техники, промышленности), искусство и религия (мораль).

Связь философии с наукой обеспечивает теоретический характер философского знания (системность знания, категории, принципы и законы, абстрактность мышления, логика). Связь философии со сферой религии (морали) обусловливает акцент на предельном характере философских положений, на необходимости превращения знания в убеждение, порождает интерес к проблеме личности, свободы выбора и ответственности, придает философскому мышлению рефлективный характер, делает ее моральным наставлением, учителем жизни. Связь философии с искусством обеспечивает элементы образности в философском мышлении, делает философию родом литературы, обусловливает дискурсивный (нарративный, повествовательный +принудительный) характер философской логики.

Философия занимает центральное место в этой системой, является ее “ядром”. Ее основная роль в системе культуры, вытекающая иэ такого положения, – философия составляет универсальный язык культуры. Ее категории, принципы и логика и рефлексия образуют исходную базу для взаимосвязи специализированных отраслей культуры, основу для межчеловеческого “общения” и взаимопонимания. Философия – язык-посредник в культуре, всеобщий эквивалент для понимания. Философ – переводчик и интерпретатор: с помощью философии достижения в различных специальных отраслях культуры, имеющие общечеловеческое значение, делаются доступными для всех остальных. Таким образом происходит обмен культурными достижениями, обогащение совокупного культурного опыта человечества и формирование общечеловеческих ценностей.

Фрагменты первоисточников по теме

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию

<…> В области приобщения к философскому знанию мы имеем дело с фундаментальным просчетом, касающимся природы самого дела, которому в мыслях своих хотят научить. Речь идет о природе философии, о природе того гуманитарного знания или гуманитарной искры…, которая описывается в понятиях философии и связана с духовным развитием личности. Преподавание философии, к сожалению, не имеет к этому отношения. Но у философии есть своя природа. Природа философии такова, что невозможно (и, более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии будущим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания – это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия. Действия, в результате которых появляется картина, хорошо сработанный стол или создается удачная конструкция машины, требующая, кстати, отточенного интеллектуального мужества. В этот момент может возникнуть некоторая философская пауза, пауза причастности к какому-то первичному акту. Передать и эту паузу, и новую возможную пульсацию мысли обязательным научением нельзя. Ставить такую задачу абсурдно. […]

Более того, философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя, имеющего такую-то фамилию, имя, отчество, послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить… Этому нельзя научиться у лектора, просто выполняющего функцию преподавателя, скажем, диамата. Общение возможно лишь тогда, когда слушаешь конкретного человека. Например, у Иванова есть какой-то свой способ выражения себя и в этом смысле – своя философия, т.е. есть некий личный опыт, личный, пройденный человеком путь испытания, которое он пережил, узнал и идентифицировал в философских понятиях, воспользовавшись для этого существующей философской техникой. […]

Книжная философия ничего общего с настоящей философией не имеет. Плохо, что многие начинают и заканчивают изучение того, что в наших вузах называют философией, так ни разу и не коснувшись ее, не поняв специфики ее предмета. Логика такого антифилософского приобщения к философии очень проста – ее сводят к овладению знаниями, зафиксированными даже не в философских текстах, а в учебниках. Ведь с чем прежде всего сталкивается студент и насколько он готов к философии?

Когда студент встречается с философией – а это и есть исходная точка понимания ее – он встречается прежде всего с книгами, с текстами.

В философии в качестве предмета изучения существуют только оригинальные тексты. Немыслим учебник философии, немыслим и учебник по истории философии; они не мыслимы как предметы, посредством которых мы изучили бы философию. …Орудием научения может явиться оригинал в руках читателя…. Соприкосновение с оригиналом есть единственная философская учеба. Ведь если философ идет нам навстречу, то и мы должны идти к философу; мы можем встретиться только в точке обоюдного движения. А, если я не пошел, сижу, схватившись за голову, над текстом, ничего не получится. Только придя в движение и пройдя свою половину пути, мы получаем шанс встретиться с философией – в смысле возможности научиться тому, что умели другие, а я нет, но что я тоже пережил, хотя и не знал, что это так называется, и, более того, не знал, что об этом так можно говорить.

(М. Мамардашвили. Как я понимаю философию. М.: «Прогресс». 1990. С. 14-24.)

2. Соловьев Вл. «Исторические дела философии»

Итак, что же делала философия? Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества. В мире древнем, где человеческая личность по преимуществу была подавлена началом природным, материальным, как чуждою внешнею силою, философия освободила человеческое сознание от исключительного подчинения этой внешности и дала ему внутреннюю опору, открывши для его созерцания идеальное духовное царство, в мире новом, христианском, где само это духовное царство, само это идеальное начало, принятое под фирмою внешней силы, завладело сознанием и хотело подчинить и подавить его, философия восстала против этой изменившей своему внутреннему характеру духовной силы, сокрушила ее владычество, освободила, выяснила и развила собственное существо человека сначала в его рациональном, потом в его материальном элементе.

И если теперь мы спросим: на чем основывается эта освободительная деятельность философии, то мы найдем ее основание в том существеннейшем и коренном свойстве человеческой души, в силу которого она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, ни с каким внешним ей содержанием, так что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самой добыты, не составляют ее собственного внутреннего достояния. И эта неспособность удовлетвориться никаким извне данным содержанием жизни, это стремление к все большей и большей внутренней полноте бытия, эта сила-разрушительница всех чуждых богов, – эта сила уже содержит в возможности то, к чему стремится, – абсолютную полноту и совершенство жизни. Отрицательный процесс сознания есть вместе с тем процесс положительный, и каждый раз как дух человеческий, разбивая какого-нибудь старого кумира, говорит: это не то, чего я хочу, – он уже этим самым дает некоторое определение того, чего хочет, своего истинного содержания.

Эта двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, составляя сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его достоинство и преимущество перед остальною природой, так что на вопрос: что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком. А так как в истинно человеческом бытии равно нуждаются и Бог, и материальная природа, – Бог в силу абсолютной полноты своего существа, требующий другого для ее свободного усвоения, а материальная природа, напротив, вследствие скудости и неопределенности своего бытия, ищущей другого для своего восполнения и определения, – то, следовательно, философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности.

Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть он знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным.

(Вл. Соловьев. Исторические дела философии. Лекция, произнесенная им 20 ноября 1880 г. в Санкт-Петербургском университете // Вопросы философии. 1988, № 8. С. 123-125.)

3. Бердяев Н.А. Философия как творческий акт

Мечта новой философии – стать научной или наукообразной. Никто из официальных философов не сомневается серьезно в верности и законности этого стремления во что бы то ни стало превратить философию в научную дисциплину. На этом сходятся позитивисты и метафизики, материалисты и критицисты. Кант и Гегель, Конт и Спенсер, Коген и Риккерт, Вундт и Авенариус – все хотят, чтобы философия была наукой или наукообразной. Философия вечно завидует науке. Наука – предмет вечного вожделения философов. Философы не смеют быть самими собою, они хотят во всем походить на ученых, во всем подражать ученым. Философы верят в науку больше, чем в философию, сомневаются в себе и в своем деле и сомнения эти возводят в принцип. Философы верят в познание лишь потому, что существует факт науки: по аналогии с наукой готовы верить они и в философское познание. …И метафизика хочет стать наукой, походить во всем на науку, хотя это мало ей удается. Окончательное освобождение философии от всякой зависимости современные философы понимают как окончательное превращение философии в особую науку. Современное сознание одержимо идеей "научной" философии, оно загипнотизировано навязчивой идеей "научности". …Философское сознание вечно замутнено и закутано ложным, призрачным стремлением к научности, к идеалам и критериям области чуждой философии – этим вековым рабством философии у чужого господина.

Философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной. Почти непонятно, почему философия возжелала походить на науку, стать научной. Не должны быть научны искусство, мораль, религия. Почему философия должна быть научна? Казалось бы, так ясно, что ничто на свете не должно быть научно, кроме самой науки. Научность есть исключительное свойство науки и критерий только для науки. Казалось бы, так ясно, что философия должна быть философской, исключительно философской, а не научной, подобно тому как мораль должна быть моральной, религия – религиозной, искусство – художественным. Философия – первороднее, исконнее науки, она ближе к Софии; она была уже, когда науки еще не было, она из себя выделила науку.

Философия есть творчество, а не приспособление и не послушание. Освобождение философии как творческого акта есть освобождение ее от всякой зависимости от науки и от всяких связей с наукой, т.е. героическое противление всякому приспособлению к необходимости и данности. В философии совершается самоосвобождение творческого акта человеческого духа в его познавательной реакции на мир, в познавательном противлении миру данному и необходимому, а не в приспособлении к нему. Философия есть искусство, а не наука. Философия – особое искусство, принципиально отличное от поэзии, музыки или живописи, – искусство познания. Философия – искусство, потому что она – творчество. Философия – искусство, потому что она предполагает особый дар свыше и призвание, потому что на ней запечатлевается личность творца не менее чем на поэзии и живописи. Но философия творит бытийственные идеи, а не образы. Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира. Нельзя искусство ставить в зависимость от науки, творчество – от приспособления, свободу – от необходимости. Когда философия делается наукой, она не достигает своей заветной цели – прорыва из мировой данности, прозрения свободы за необходимостью. В философии есть победа человеческого духа через активное противление, через творческое преодоление; в науке – победа через приспособление, через приведение себя в соответствие с данным, навязанным по необходимости. В науке есть горькая нужда человека; в философии – роскошь, избыток духовных сил. Философия не менее жизненна, чем наука, но это жизненность творчества познания, переходящего пределы данного, а не жизненность приспособления познания к данному для самосохранения в нем. Природа философии совсем не экономическая. Философия – скорее расточительность, чем экономия мышления. В философии есть что-то праздничное и для утилитаристов будней столь же праздное, как и в искусстве. Для поддержания жизни в этом мире философия никогда не была необходима, подобно науке – она необходима была для выхода за пределы данного мира. Наука оставляет человека в бессмыслице данного мира необходимости, но дает орудие охраны в этом бессмысленном мире. Философия всегда стремится постигнуть смысл мира, всегда противится бессмыслице мировой необходимости. Основное предположение всякой подлинной философии – это предположение о существовании смысла и постижимости смысла, о возможности прорыва к смыслу через бессмыслицу. …Нельзя отрицать, что в науке есть философские элементы, что в научных гипотезах бывает философский полет и что ученые нередко бывают и философами. Но нам важно принципиально отличить, что от науки и что от философии. И нельзя требовать от философии научности на том основании, что науке придан философский характер. Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный онтологический смысл есть просто одна из ложных философий, плененных мировой данностью, бытием в состоянии необходимости.

…История философского самосознания и есть арена борьбы двух устремлений человеческого духа – к свободе и к необходимости, к творчеству и к приспособлению, к искусству выходить за пределы данного мира и к науке согласовать себя с данным миром. Платон был великим основателем первого устремления. Материализм – крайнее выражение второго устремления, покорности, послушания необходимости, несвободы. В философском творчестве участвовала совокупность духовных сил человека, целостное напряжение всего духа прорваться к смыслу мира, к свободе мира. На истории философии столь же отпечатлевалась индивидуальность ее творцов, как и на истории искусства.

… В философском познании рвется к свободе творческая интуиция. Творческая интуиция в философии, как и в искусстве, не есть произвол. Но не всякой интуиции можно доверять. Ведь и во всяком искусстве творчество не есть произвол. Интуиция философского познания связана с истинно-сущим, со смыслом бытия, и творческая ее природа не означает, что сущее лишь в познании созидается. В творческом познании сущее лишь развивается к высшим формам, лишь возрастает. Может ли интуиция обосновываться и оправдываться дискурсивным мышлением? Подлежит ли интуиция философии суду научному? Это значило бы обосновывать и оправдывать свободу – необходимостью, творчество – приспособлением, безграничную сущность мира – ограниченным его состоянием. Это искание безопасного убежища в принудительности дискурсивного мышления, в необходимой твердости науки обозначает иссякание творческого дерзновения в познании. Люди хотят укрепляться и общаться на почве минимума принудительно данного, необходимого в материале познания и необходимого в форме познания.

…Философия, как и всякий творческий акт, устремлена к трансцендентному, к переходу за грани мировой данности. Философия не верит, что мир таков, каким нам по необходимости навязан.

(Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., изд-во «Правда». 1990.С. 262-275.)

М. Хайдеггер. Основные понятия метафизики

Философия – ни наука, ни мировоззренческая проповедь

Всякий и так давно знает, что в философии, тем более в метафизике, все шатко, несчетные разные концепции, позиции и школы сталкиваются и раздирают друг друга – сомнительная сумятица мнений в сравнении с однозначными истинами и достижениями, с выверенными, как говорится, результатами наук. Вот где источник всех бед. Философия, а, прежде всего, именно метафизика, просто пока еще не достигла зрелости науки. Она движется на каком-то отсталом этапе. Что она пытается сделать со времен Декарта, с начала Нового времени, подняться до ранга науки, абсолютной науки, ей пока не удалось. Так что нам надо просто все силы положить на то, чтобы она в один прекрасный день достигла успеха. Когда-нибудь она твердо встанет на ноги и пойдет выверенным путем науки – на благо человечества. Тогда мы узнаем, что такое философия.

Если, однако, философия вообще и в принципе не наука, к чему она тогда, на что она тогда еще имеет право в кругу университетских наук? Не оказывается ли тогда философия просто проповедью некоего мировоззрения. А мировоззрение? Что оно такое, как не личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему и на некоторое время сплачивающее горстку приверженцев, которые вскоре сами построят свои системы? Не обстоит ли тогда дело с философией, словно на какой-то большой ярмарке?

В конечном счете истолкование философии как мировоззренческой проповеди – ничуть не меньшее заблуждение, чем ее характеристика как науки. Философия (метафизика) – ни наука, ни мировоззренческая проповедь. Что в таком случае остается на ее долю? Для начала мы делаем лишь то негативное заявление, что в подобные рамки ее не вгонишь. Может быть, она не поддается определению через что-то другое, а только через саму себя и в качестве самой себя – вне сравнения с чем-либо, из чего можно было бы добыть ее позитивное определение. В таком случае философия есть нечто самостоятельное, последнее.

Наш негативный результат гласит: философию нельзя уловить и определить окольным путем и в качестве чего-то другого, чем она сама. Она требует, чтобы мы смотрели не в сторону от нее, но добывали ее из нее самой. Она сама – что же мы все-таки о ней знаем, что она и как она? Она сама есть, только когда мы философствуем. Философия есть философствование. Это как будто бы очень мало что нам сообщает. Но просто повторяя, казалось бы, одно и то же, мы выговариваем тут большую правду. Указано направление, в котором нам надо искать, и заодно направление, в каком от нас ускользает метафизика.

Ностальгия как фундаментальное настроение философствования и вопросы о мире, конечности, отъединенности

Философия – последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно. Но что такое человек, что он философствует в недрах своего существа, и что такое это философствование? Что мы такое при нем? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы забрели однажды во вселенную? Новалис говорит в одном фрагменте: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Удивительная дефиниция, романтическая, естественно. Ностальгия – существует ли сегодня вообще такое? Не стала ли она невразумительным словом, даже в повседневной жизни? В самом деле, разве нынешний городской человек, обезьяна цивилизации, не разделался давно уже с ностальгией? А тут еще ностальгия как определение философии! И главное, кого это мы приводим в свидетели о философии? Новалис – все-таки лишь поэт и отнюдь не научный философ. Разве Аристотель не говорит о своей «Метафизике»: много лжи сочиняют поэты?

И все же, не затевая спора о правоте и весомости этого свидетеля, вспомним о том одном, что искусство – к нему принадлежит и поэзия – сестра философии и что всякая наука по отношению к философии, возможно, только служанка.

Останемся при своем и спросим: в чем тут дело – философия и ностальгия? Новалис сам поясняет: «тяга повсюду быть дома». Подобной тягой философия может быть, только когда мы, философствующие, повсюду не дома. По чему тоскует тоска этой тяги? Повсюду быть дома – что это значит? Не только здесь и там, и не просто на каждом месте, на всех подряд, но быть дома повсюду значит: всегда и, главное, в целом. Это «в целом» и его целое мы называем миром. Мы существуем, и пока мы существуем, мы всегда ожидаем чего-то. Нас всегда зовет Нечто как целое. Это «в целом» есть мир. – Мы спрашиваем: что это такое – мир?

Туда, к бытию в целом, тянет нас в нашей ностальгии. Наше бытие есть это притяжение. Мы всегда уже так или иначе направились к этому целому или, лучше, мы на пути к нему. Но «нас тянет» – это значит нас одновременно что-то неким образом тащит назад, мы пребываем в некоей оттягивающей тяготе. Мы на пути к этому «в целом». Мы сами же и есть переход, «ни то, ни другое». Что такое это наше колебание между «ни то – ни то»? Ни одно, ни, равным образом, другое, вечное «пожалуй, и все-таки нет, и однако же». Что такое этот непокой неизменного отказа? Мы называем это конечностью. – Мы спрашиваем: что это такое – конечность?

Конечность не свойство, просто приданное нам, но фундаментальный способ нашего бытия. /…/ Конечность существует только в истинной обращенности к концу. А в этой последней совершается в конечном итоге уединение человека до его неповторимого присутствия. Смысл уединения не в том, что человек упорствует в своем тщедушном и маленьком Я, раздувающемся в замахе на ту или иную мнимость, которую считает миром. Такое уединение есть, наоборот, то одиночество, в котором каждый человек только и достигает близости к существу всех вещей, к миру. Что такое это одиночество, в котором человек всегда будет оказываться словно единственным? – Что это такое – уединение? Что это такое вместе: мир, конечность, уединение? Что тут с нами происходит? Что такое человек, что с ним в основании его существа совершается такое? Не есть ли то, что мы знаем о человеке, – животное, шут цивилизации, хранитель культуры, даже личность, – не есть ли все это в нем только тень чего-то совсем другого, того, что мы именуем присутствием? Философия, метафизика есть ностальгия, стремление быть повсюду дома, потребность – не слепая и растерянная, но пробуждающаяся в нас и побуждающая именно к таким вопросам в их единстве, какие мы только что ставили: что такое мир, конечность, уединение? Каждый подобный вопрос нацелен на целое. Нам мало знакомства с подобными вопросами… Для этого нужен еще и молот понимания, таких понятий, которые способны пробить подобный путь. Это – понимание и понятие исконного рода. Метафизические понятия для внутренне равнодушной и необязывающей остроты научного ума остаются вечно на замке. Метафизические понятия совсем не то, что можно было бы выучить, повторять за учителем или человеком, именующим себя философом, и применять на практике.

А главное, мы никогда не схватим эти понятия в их понятийной строгости, если заранее не захвачены тем, что они призваны охватить. Этой захваченности, ее пробуждению и насаждению, служит главное усилие философствования. Но всякая захваченность исходит из настроения и пребывает в таковом. Поскольку понимание и философствование не рядовое занятие в числе других, но совершается в основании человеческого бытия, то настроения, из которых вырастают философская захваченность и хватка философских понятий, с необходимостью и всегда суть основные настроения нашего бытия, такие, которые постоянно и сущностно пронизывают своей мелодией человека, хотя он совсем не обязательно должен всегда и распознавать их как таковые. Философия осуществляется всегда в некоем фундаментальном настроении. Философское схватывание коренится в захваченности, а эта последняя – в фундаментальном настроении. Не о том ли думает в конечном счете Новалис, называя философию ностальгией? Тогда, может быть, изречение поэта никоим образом не лживо, стоит только добраться до его сути.

(Хайдеггер М. Основные понятия метафизики./М. Хайдеггер. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 327-333).

Контрольные вопросы:

1. Какие вопросы можно назвать философскими? Когда заданный вопрос можно счесть философским, осмысленным и требующим рассмотрения?

2. В какие моменты жизни человек начинает философствовать?

3. Какую помощь в освоении философии может оказать лекционный курс? Возможно ли научить человека философии?

4. Приносит ли философия ощутимую пользу человечеству наравне с другими науками?

5. Каким образом, согласно Вл.Соловьеву, осуществилось последовательное освобождение человека от рабства во внешней физической, социальной и религиозной реальности?

6. Что представляют собой мир необходимости и мир свободы для Бердяева?

7. Что позволяет Бердяеву говорить о философии как об искусстве?

8. Поясните предположение Хайдеггера о том, что «философия есть философствование», что она возможна только как философствование.

19. Какое «фундаментальное настроение» предполагает философия?

10. Раскройте смысл цитаты из Новалиса – «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Что человек утратил, и какой дом стремиться обрести посредством философствования?

11. Определите цель философского и научного познания мира.

Библиографический список

Введение в философию. Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. М.:  Республика. 2002. Введение. Что такое философия? С. 7-36.

Вольф Роберт П. О философии. М.: Аспект Пресс. 1996. Глава 1. Что такое философия? С.15-52.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник – 2-е изд. М.: Гардарики. 2002. Вводное слово, §1. С. 11-21.

Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект; Трикста.2004. Раздел I: Введение в философию, глава 1: Предмет философии. С.5-26.

Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова / Москва-Бишкек-Екатеринбург: «Одиссей». 1996.

Мир философии. Книга для чтения / Сост. П.С.Гуревич. В 2-х чч. М.: Издательство политической литературы. 1991. Часть 1, раздел 1, глава 1: Что такое философия и зачем она? С. 10-129.

 Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., изд-во «Правда». 1990.С. 262-275.

М. Мамардашвили. Как я понимаю философию. М.: «Прогресс». 1990. С. 14-24.

 Вл. Соловьев. Исторические дела философии. Лекция, произнесенная им 20 ноября 1880 г. в Санкт-Петербургском университете // Вопросы философии. 1988, № 8. С. 123-125.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 327-333.




1. Проблеми порушені у книзі М Бурно Складний характер та пияцтво
2. Лекция 1011 ЭЛЕКТРОННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Классификация медицинского электронного оборудования
3. Организационное управление и дизайн
4. .1 Термодинамика электродных процессов 5 1
5. Инженерное оборудование зданий
6. Реферат- Бизнес-модели передовых энергетических компаний
7. Тема 8 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ Содержание- [0
8. Полимерные композиты на основе диальдегилцеллюлозы и полигуанилинметакрилата
9. это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие
10. тема общеобязательных норм и отношений закрепляемых государством