Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ораторское искусство от ~ оратор первоначально наука об ораторском искусстве наука красноречи

Работа добавлена на сайт samzan.net:


План

1. История риторики по периодам

2. Культура речи

3. Заключение

4. Список используемой литературы

Рито́рика (рето́рика) (др.-греч. ητωρική — «ораторское искусство» от ήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, наука красноречия. В классическом понимании риторика также включала в себя теорию литературы и искусство убеждения, обоснования своей точки зрения.

 Судя по определению, можно сказать, что понятие риторики за время своего существования неоднократно претерпевало изменения. Объем понятия то расширялся, то сужался, в зависимости от периода исторического развития.

 Наиболее объемным будет представление о риторике как об умении красиво произносить тексты, а также искусно их составлять и теоретически осмысливать родившуюся форму.

 Суженное представление о риторике сводит ее к какому-то частному аспекту: только к красноречию или только к культуре речи.

  На самом деле в риторике в любом случае есть теоретическая часть и практическая, причем теория без практики мертва. Также можно выделить две сферы, в которых необходима риторика: порождение письменных текстов, включая сюда теоретические знания о существующих разновидностях и практические навыки по написанию этих текстов. Вторая сфера – устная речь, в которой присутствуют две стороны: составление текста (методика отличается от методики составления письменных шедевров) и его произнесение, подача. Устная речь может быть монологической и диалогической, т.е. к сфере риторики относятся также методы ведения дискуссии и переубеждения оппонентов.     

История риторики.

 Европейская и русская риторика развивалась в соответствии с общими тенденциями исторического процесса. Каждый новый этап в развитии риторики можно соотнести с очередным этапом в европейской и отечественной истории.

Эпохи в европейской культуре:

 Античность 8 в. до н.э. – 5 в. н.э.

  - эпоха полисов (8 в. до н.э. – 4 в. до н.э.)

 - эллинизм (классическая Греция) (4 в. – 1 в. до н.э.)

 - Римская империя (1 в. до н.э. – 486 г. н.э. падение Рима)

 Средневековье 5 в. – 14 в./15 в.

 раннее Средневековье 3 в. – 10 в.: «темные века» (сер. 6 в. – сер. 8 в.)  период затишья в культурном отношении

 зрелое Средневековье 11 в. – 13 в.

 позднее Средневековье 14 в. – 15 в. (иногда пересекается с Ренессансом, потому что в отдельных странах Возрождения толком не было, а сохранялись черты средневековой культуры)

  Возрождение (Renaissance) 14 в. – 16 в.возврат к античности, отсюда и название

 Новое время 17 в. – 21 в.

 - барокко (16 - 17 в.)

 - классицизм (17 – 18 вв.)

 - сентиментализм (2-я пол. 18 в.)

 - романтизм (кон. 18 в. – сер. 19 в.)

 - реализм (нач. 19 в. – кон. 19 в.)

 - модернизм (кон. 19 в. – сер. 20 в.)

 - постмодернизм (сер. 20 в. – нач. 21 в.)

Эпохи в русской культуре:

 Формирование государства у восточных славян  6 в. – 9 в.

 Древнерусская культура 9 в. – 16 в.:

 - период феодальной раздробленности (11 в. – 14 в.)

 - монголо-татарское иго (1237 г. разорение Рязани; 1380 г. Куликовская битва; 1480 г. стояние на Угре в период правления князя московского Ивана III)

  Переходный период 17 в.

 Смута 1598-1613 гг.

  Новое время 18 в. – 21 в.

 эпоха Петра I  1682-1725 гг.

 - классицизм (1730-е гг. – 1800-е гг.)

 - сентиментализм (1770-е – 1810-е гг.)

 - романтизм (1800-е гг. – сер. 19 в.)

 - реализм (нач. 19 в. – кон. 19 в.)

 - модернизм (кон. 19 в. – сер. 20 в.)

 - постмодернизм (сер. 20 в. – нач. 21 в.)

 Отмечается определенная зависимость степени популярности риторики от господствующего политического строя. При расцвете демократии риторика тоже переживает свой расцвет, при абсолютистских и тоталитарных режимах востребованность ораторского искусства резко падает, потому что свободное выражение своего мнения каждым гражданином не вписывается в государственную концепцию.

 Недаром возникновение риторики относится к самому раннему из периодов европейской истории – к периоду античности. Античность – это эпоха самых ранних демократий, городов-республик, когда свободный гражданин (естественно, к рабам это не относилось) часто вынужден был использовать свое красноречие для ведения дел, в том числе судебных тяжб, участия в управлении родным городом и пр.

 Считается, что риторика как особое искусство возникла в V в. до н.э. на греческих территориях, если быть точным – на Сицилии (да-да, это территория современной Италии, но в свое время на Сицилии располагалась одна из греческих колоний, основанная примерно в VIII в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.), сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона (Сиракузы – город на Сицилии), политическому и судебному оратору. Труд Коракса не сохранился. Ученик Коракса Лисий, сиракузский оратор, был основателем собственной школы. Из этой школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский (483-367 гг. до н.э.), которому даже приписывали честь основания риторики.

 античность

 Средневековье

 Возрождение

 Новое время

 высокая востребованность

 снижение востребованности

 некоторое повышение спроса

 постепенная дальнейшая утрата популярности

нет специализации, риторика нужна всем свободным гражданам

есть специализация, риторика востребована преимущественно у верхушки общества, особенно у священнослужителей и ученых

расширение состава людей, которым нужна риторика (светские люди в целом, а не только священнослужители и ученые) сужение состава, постепенное выделение конкретных групп, которым риторика нужна в силу профессиональной принадлежности (юристы, писатели, журналисты) ориентация на красноречие, устные выступления и ведение дискуссий ориентация преимущественно на составление письменных религиозных и научных трактатов, проповедей и научных докладов. Дискуссии перемещаются в сферу письменности риторика востребована в  сфере устного бытового общения и в сфере изящной словесности. Искусство полемики отходит на задний план в узкоспециализированных группах риторика ориентирована на выполнение конкретных функций (речи в суде/публицистические статьи), от этого зависит ориентация на письменную или устную речь практическая значимость, свод практически применимых и проверенных в деле принципов формирование «классификационного» направления как ответвления риторики усиление классификационного подхода, переориентация на сферу художественной литературы  превращение сначала в теорию литературы, а потом и в совершенно оторванную от жизни зубодробительную дисциплину обязательная в системе образования дисциплина, полезность которой всеми осознается обязательная дисциплина, наряду с логикой и грамматикой, которая, однако, начинает скатываться в сторону схоластики обязательность школьной дисциплины воспринимается как дань традиции, однако умение строить беседу является необходимым навыком (постигается на личном опыте) чем дальше, тем больше риторика воспринимается как оторванный от жизни предмет и постепенно отмирает как часть образовательной программы впервые происходит выработка правил и принципов риторики как база используются правила, существовавшие в эпоху античностипроисходит пересмотр правил в связи с новой сферой применения (светское общение) и развитием национальных языков письменности вместо общего языка науки и религии – латыни очередной этап сбора и подытоживания уже существующих правил, кодификации уже выработанных норм.

 Предмет изучения речевой культуры.

    Полезно начать с некоторых терминологических замечаний.  Словосочетание

«культура речи» (синоним  –  «речевая  культура»)  применяется  в  настоящее время в русскоязычной литературе в трех значениях:

       . Культура речи – это прежде всего какие-то её признаки и  свойства,

 совокупность  и  система  которых  говорят  о  её  коммуникативном

 совершенстве;

       . Культура речи – это,  во-вторых,  совокупность  навыков  и  знаний

 человека,   обеспечивающих   целесообразное    и    незатрудненное

 применение языка в целях общения;

       . Культура речи – это, в-третьих, область лингвистических  знаний  о

 культуре речи,  как  совокупности  и  системе  её  коммуникативных

 качеств[3].

    Нетрудно усмотреть внутреннюю зависимость между культурой речи в первом значении (назовем его объективным)  и  культурой  речи  во  втором  значении (назовем  его  субъективным):  для  того,  чтобы  структура  речи  приобрела необходимое  коммуникативное  совершенство,  автор  речи   должен   обладать совокупностью нужных  навыков  и  знаний;  вместе  с  тем  для  того,  чтобы получить  эти  навыки  и  знания,   нужно   иметь   образцы   коммуникативно совершенной речи, нужно знать её признаки и закономерности её построения.

    Предположив, что признаки и свойства языковой структуры  коммуникативно совершенной  речи  допускают  обобщение  и   в   результате   вырабатываются представления о  коммуникативных  качествах  речи  (правильность,  точность, выразительность и т.д.), мы получаем возможность по-иному,  чем  это  только что было сделано, сформулировать два важных определения:

       . Культура речи – это  совокупность  и  система  её  коммуникативных

качеств;

       .  Культура  речи  –   это   учение   о   совокупности   и   системе

коммуникативных качеств речи[4].

   Приняв же во внимание то, что коммуникативные качества речи  нужны  для воздействия на слушателей или читателей, предметом культуры речи как  учения мы  сможем  признать  языковую   структуру   речи   в   её   коммуникативном воздействии.

    Так очерчивается предмет изучения новой  лингвистической  дисциплины  и становится  понятным  то,  что  эта  дисциплина  опирается  на   весь   круг описательных лингвистических наук, а также на психологию, логику,  эстетику,

социологию, педагогику. Особенно тесные связи культура речи как наука  имеет со стилистикой, и немало специалистов склонны  растворить  культуру  речи  в стилистике. Между тем у стилистики свой предмет изучения и свои задачи.

    Стилистика – это учение о языковых и речевых стилях как  функциональных вариантах языка и речи. Многие вопросы культуры речи ставит  и  практическая стилистика.

Культура речи или культура языка.

    Прежде всего полезно выяснить, имеем ли мы ввиду именно речь в  отличии от языка в тех случаях,  когда  говорим  о  культуре  речи.  Это  тем  более необходимо,  так  как  осуществляются  попытки  различать  культуру  речи  и культуру языка, и эти попытки не беспочвенны.

    Термины и понятия «речь» и «язык» тесно  связаны  и  взаимодействуют  с терминами и понятиями «речевая деятельность», «текст»,  «содержание  (смысл) текста».  Поэтому  желательно  рассматривать  язык  и  речь  не   только   в соотношении друг с другом, но и в соотношении с  речевой  действительностью, текстом и смыслом текста.

    Примем следующие определения:

        . Язык – знаковый механизм общения; совокупность и система  знаковых    единиц   общения   в   отвлечении   от   многообразия   конкретных  высказываний отдельных людей;

        . Речь – последовательность  знаков  языка,  организованная  по  его

законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации;

    Видимо из различия этих  терминов  и  понятий  следует,  что  можно  (и нужно!) говорить не только о культуре речи, но и о культуре языка.  Культура языка окажется не чем иным, как степенью развития и богатства его лексики  и синтаксиса,  отточеностью  его  семантики,  многообразием  и  гибкостью  его интонации и т.д. Культура речи – это, как было сказано  ранее,  совокупность и система его коммуникативных качеств, а совершенство каждого из  них  будет находится в зависимости от различных  условий,  в  число  которых  войдут  и культура языка,  и  не  затрудненность  речевой  деятельности,  и  смысловые задания, и возможности текста.

    Чем богаче система языка, тем больше  возможности  варьировать  речевые структуры,   обеспечивая   наилучшие   условия   коммуникативного   речевого воздействия. Чем обширнее и свободнее речевые навыки  человека,  тем  лучше, при прочих равных  условиях,  он  «отделывает»  свою  речь,  её  качества  – правильность,  точность,  выразительность  и  др.  Чем  богаче   и   сложнее смысловые задания текста, тем большие требования он предъявляет к  речи,  и, откликаясь на эти требования, речь приобретает большую  сложность,  гибкость и многообразие.

   Структура речи – основа теории культуры речи.

    По принятому нами определению, речь – это  последовательность  языковых знаков (прежде всего слов), организованная (или построенная)  по  «правилам» языка  и  в  соответствии  с  потребностями  выражаемой  информации.   Такую последовательность    создает     говорящий     (или     пишущий),     такую последовательность воспринимает  и  «расшифровывает»,  т.е.  так  или  иначе понимает, слушатель (или читатель). В  общем  случае  задача  заключается  в том, чтобы в сознании слушателя (или читателя)  возникла  такая  информация, которую выражал говорящий (пишущий); правда, это  случай  идеальный  и,  как всякий  идеал,  едва  ли  достижимый;  практически  же   между   информацией выраженной и информацией, возникшей в  сознании  слушателей  или  читателей, устанавливается большее или меньшее сходство. И  чем  больше  это  сходство, тем полнее и лучше осуществлены  коммуникативные  задачи.   Более  полному  и лучшему осуществлению этих задач и  служат  коммуникативные  качества  речи, совокупность  и  система  которых  образует  речевую  культуру  общества   и отдельного человека.

 Речь – это внешняя, формальная сторона  текста;  она  всегда  имеет  не

только  языковую  структуру  и  её  организацию,  но  и  выражаемый  ею,  по

существу, неязыковой (или внеязыковой) смысл,  ради  которого  и  во  многом подчиняясь которому  она  строится.  Речь  оказывается  явлением  не  только лингвистическим, но и психологическим и эстетическим.  Именно  поэтому  люди давно заметили  хорошие  и  плохие  стороны  речи  и  давно  делают  попытки объяснить  их,  в  частности,  прибегая  к  таким  словам,   как   «точная», «правильная», «красивая»,  и  т.д.  Правда,  эти  слова  применяются  обычно нетерминированно, т.е. без точного и однозначного их логического  содержания и определения.

  Важнее для верного понимания и  успешного  описания  речевой  культуры, качеств хорошей речи оказывает умение увидеть системные отношения  речи,  её языковой структуры к чему-то,  что  находится  за  её  пределами,  к  другим неречевым структурам.

   Попытаемся внимательнее присмотреться к тому, с чем же именно и как  её соотнесенность к неречевым структурам может быть и должна быть  использована для осмысления и описания её коммуникативных качеств:

 . Соотношение речь – язык. Это соотношение самоочевидно:  ведь  речь  построена из материала языка и  по  свойственным  ему  «правилам».

 Однако самоочевидность еще  не  означает  того,  что  мы  видим  и

понимаем все стороны этого соотношения. Речь построена  из  языка,

подчинена его законам, но она не  равна  языку.  В  речи  языковые единицы получают прибавку, а именно выбор, повторение  размещение,           комбинирование  и трансформирование.  Это  соотношение  важно  для           понимания многих свойств речи, однако прежде всего оно  необходимо           для понимания и разъяснения таких  коммуникативных  качеств  речи,          как правильность, чистота и разнообразие.

        Соотношение речь – мышление. Речь и мышление постоянно  связаны  и   взаимодействуют в едином процессе речемыслительной деятельности. В           речи  мысль  выражается,  и  в  речи  же  она   формируется.   Это          соотношение помогает осмысливать  такие  коммуникативные  качества          речи, как точность и логичность.

  Соотношение речь – сознание.  Мышление,  как  известно,  входит  в          сознание, но не равно ему. Сознание шире мышления.  Если  мышление          можно определить как процесс отображения действительности в формах          понятий, суждений и  умозаключений,  то  сознание  –  это  процесс          отображения действительности в  любых  формах,  включая  ощущения,          представления,  эмоциональные,  волевые,  эстетические   состояния          субъекта. Это соотношение помогает понять, что  стоит  за  словами          выразительность, образность, уместность, действенность, когда  эти          слова применяются для обозначения коммуникативных качеств речи.

       Соотношение  речь  –  действительность.  Как   правило,   речевые          структуры соотнесены с какими-то предметами, явлениями,  событиями          окружающего человека мира: речь оказывается своеобразной  знаковой          моделью тех или  иных  «кусочков»  или  «узлов»  жизни.  Наряду  с          соотношением речь – мышление, это соотношение  помогает  осмыслить          такие коммуникативные качества, как точность и логичность.

       Соотношение речь – человек, её адресат. Автор речи создает её, как          правило, не для себя, а для  другого.  Помимо  автора  речь  имеет          адресата. Им может быть  один  человек  или  группа  людей.  Автор          обычно заинтересован в том, чтобы получатель речь понял, чтобы она          была доступна; в том же заинтересован и получатель. В связи с этим          может быть осмысленно коммуникативное  качество  речи,  называемое          доступностью.

       Соотношение  речь  –  условия  общения.  Под  «условиями  общения»          следует понимать место,  время,  жанр  и  задачи  коммуникативного          процесса.  Языковая  структура  речи  должна  быть   приведена   в          соответствие с условиями общения, и в этом случае речь может  быть          названа уместной[5].

    Наверное самым важным качеством речи является - правильность речи –  её не единственное, но главное  коммуникативное  качество,  потому  что  прежде всего правильностью речи обеспечиваются её взаимопонимаемость, её  единство.

 Нет правильности – не могут  срабатывать  другие  коммуникативные  качества: точность, логичность, уместность и т.д. Правильность  речи  всегда  ведет  к соблюдению норм литературного языка, неправильность – к отступлению от  них.

 Правильность речи –  это  соответствие  её  языковой  структуры  действующим языковым нормам.

 Одни нормы усваиваются легко и при минимальном участии школы. Другие  – укрепляются влиянием школы.  Третьи  –  остаются  полу  своенными  и  после окончания человеком средней школы. Было  бы  полезно  для  целенаправленного воздействия на речевую  культуру  знать,  какие  именно  знаки  языка  имеют норму, усваиваемую независимо от школы, какие под воздействие школы и  какие остаются не усвоенными и после средней школы.

  Заключение

     Такова чудодейственная сила слова. Она особенно важна и действительна всложных коммуникативных ситуациях. Слово может быть  сильнейшим  оружием  не только в руках бессовестных, своекорыстных демагогов.  Оно  может  быть  ещеболее сильным оружием в руках борцов. И хотя они и используют  его,  но  они далеко  не  всегда  сознают  силу  слова  –  как   разрушительную,   так   исозидательную.

     Далеко не всегда они, особенно в сложных коммуникативных условиях,  как можно нейтрализовать, разоблачить лживое и злобное «антислово»  и  как  дать подлинную силу слову. И даже зная, не всегда они находят  в  себе  смелость,ответственность и упорство, необходимые для решения  такого  рода  задач.  И даже  находя,  далеко  не  всегда  владеют  искусством  такого   тонкого   и действенного слова.

    Одной из важнейших задач воспитания современной функциональной культуры речи  является  овладение  умениями  и  навыками  анализа  сложных  ситуаций общения,  прежде   всего   применительно   к   практически   непосредственно актуальным сферам и ситуациям. На  этой  базе  соответствующие  продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в  естественной  речевой практике.

   Список литературы:

       . Васильева А.Н.  Основы  культуры  речи.  М:  Русский  язык,  1990,

         247стр.

       . Головин Б.Н. Основы культуры речи. М: Высшая школа, 1998, 320стр.

       . Калинин А.В. Культура русского слова. М: МГУ, 1984, 245 стр.

       . Колесов В.В. Культура речи. СП б: Лениздат, 1988, 135 стр.

       . Сборник статей «О культуре речи». М: Знание, 1981, 234 стр.




1.  Общие положения
2. ~.ж.б. жырау. ~азту~ан С~йініш~лыны~ ту~ан ~айтыс бол~ан жылдары белгісіз
3. Понятие правовой системы Право как уже неоднократно отмечалось представляет собой сложный феномен сост
4.  оказавшим большое влияние на развитие этой науки
5. Визначити діючі значення струмів в усіх вітках символічним методом
6.  Паспортная часть
7. РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук ОРГАН
8. РЕФЕРАТ Безопасность жизнедеятельности на промышленных предприятиях Выполнил- сту
9. Алхимия вечности Оригинальное название- The lchemy of Forever 2012 Перевод- Мария
10. WTO Всемирная туристская организация на сегодняшний день самая известная и признанная в туристском мире
11. 18210312415518 Назовите возраст человека для костной ткани которого характерна наиболее высокая доля орг
12. ТЕМА БАЛЛЬНЫХ ОЦЕНОК по блоку История социологии Усвоение теоретического материала в зависимости от
13. Державний реєстр речових прав - АЛГОРИТМ ДІЙ НОТАРІУСАНОТАРІУСА
14. 1] ОТ АВТОРА [2] Глава 1 [2
15. Историко-правовой анализ механизма защиты прав граждан в Римской империи
16. СанктПетербургский государственный университет культуры и искусств Факультет информационных техно
17. Техническое обслуживание рулевого управления трактора МТЗ-100
18. РУССКАЯ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ
19. 7 утра и несмотря на шум уборщиков на улице я всё равно могла слышать их в её комнате
20. Notes which she hs written s young girl