Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к дипломному проекту по специальности 071101 Режиссура кино и телевидения кв

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

МИНИСТерство культуры РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

кино и телевидения»

Институт экранных искусств

Факультет творческих экранных профессий

Кафедра телережиссуры и тележурналистики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

к дипломному проекту

по специальности 071101 «Режиссура кино и телевидения»,

квалификация «Режиссер телевизионных программ»,

студентки группы 7852  Каториной Анны  

На тему:

«Разработка и реализация проекта  

телевизионного документального фильма»

«Простая история»,

хронометраж – 13 мин. 50 сек.

Проект допущен к защите в ГЭК:

Заведующий  кафедрой            ___________________  Кривонос Александр Петрович

Руководитель

дипломного проекта:                ___________________  Потемкин Сергей Витальевич

 

Консультанты:   _______________________/____________________/_________________

Защита состоялась  «____» декабря 2013 г.       Оценка  _________________________

Санкт-Петербург

2013 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

дипломного фильма

«Простая история»

Студентки группы № 7852 СПбГУКиТ Каториной Анны Игоревны

(Ф.И.О.)

Введение

Фильм можно отнести к жанру портретного очерка, с элементами эссе. Темой фильма выбрана тема женской доли. При съемках я старалась использовать собственный опыт, так как сама выросла в неполной семье и, как мне кажется, мне легче понять Варю .

Целью является передача живого образа моей героини на экран – вечно спешащей, деловой, но в то же время очень женственной. Для этого необходимо охватить все сферы жизни Вари: работа на скорой помощи, преподавание в колледже, ее обстановка дома, отношения с сыном.

Идея фильма – используя метод наблюдения, добиться эффекта присутствия зрителя. В моей работе появляется “лирический герой” – автор фильма, то есть я сама. Мое появление  - осознанно, добавляет фильму больше личного.

С Варей мы знакомы год. С ее сыном Сережей – чуть меньше.

Задачами являются: 

  1.  Приобретение опыта создания проекта фильма:
    1.  Написание синопсиса
    2.  Написание сценарно-режиссерской разработки
    3.   Приобретение опыта работы с руководителем диплома: художественное руководство и редактура.
    4.   Приобретение навыков питчинга, работы в творческой группе.

  1.  Съемки фильма:
    1.  Усовершенствование навыков съемки(оператором была я сама).
    2.  Получение опыта работы со звукозаписывающим оборудованием.
    3.  Опыт общения с героями

  1.  Постпродакшн:
    1.  Совершенствование навыков работы в монтажной программе: Adobe Premier Pro, Adobe After Effects.
    2.  Получение опыта работы в программе монтажа звука – Adobe Audition.

  1.  Подготовка фильма
    1.  Соблюдение стандартов создания титров
    2.  Изготовление и сдача исходных материалов и документации
    3.  Опыт работы с рецензентом
    4.  Опыт устной презентации работы (защита)

Основная часть

Опыт создания дипломной работы

  1.  Создание постановочного проекта

 Из личного опыта: мои родители развелись, когда мне было 3 года. Для девяностых ситуация довольно типичная. Мою маму никто не осуждал, наоборот, ее поддержали и вселили уверенность в своих силах. Я не помню своих чувств тогда, в период развода, так как я была слишком маленькой, но я отлично помню свое желание видеть отца. До семи лет мы с ним встречались регулярно – он брал меня к себе пару раз в месяц, мы ходили в театр, гуляли или навещали вторую бабушку.  Но неожиданно все прекратилось – у папы появилась другая семья, другая дочь, и в один день он просто не приехал за мной.  

У меня не было никакой ревности к отцу из-за сводной сестры, наоборот,  я получала удовольствие от общения с ней. И потом я долго не могла понять, почему же я вдруг стала не нужна.

Моя мама казалась мне строгой, она не баловала меня, ругала за провинности.  А папа ни за что не ругал и был хорошим.  Хотя сейчас я понимаю, как много сделала для меня мама и как тяжело ей было одной воспитывать ребенка.

Мою героиню зовут Варвара, ей 30 лет, она красивая темноглазая брюнетка. С первого взгляда замечаешь ее дружелюбие: на лице – улыбка, речь быстрая, Варя постоянно шутит, иронизирует над собой, а о своей работе готова говорить бесконечно: вспоминаются случаи из практики, забавные и не очень.

Изначально я хотела снимать фильм (курсовую работу) о бригаде врачей скорой помощи и стала искать тех, кто бы согласился мне помочь и взял бы с собой на работу.

Дело это довольно деликатное – все-таки мне придется заходить в жилые квартиры, и не каждый обитатель готов сниматься, особенно в такой момент – скорую вызывают, когда человеку плохо, ему явно не до кино.

Вторым препятствием мне виделись коллеги. Вдруг кто-то не согласится? И у него будет на это право.

Третий “камень преткновения” – это начальство. Но насчет начальства я почему-то волновалась меньше всего.

Через некоторое время мне улыбнулась удача: через общих знакомых нашлась девушка-фельдшер, готовая сниматься. Ей и оказалась Варя. Общие знакомые не обманули – она действительно произвела на меня очень приятное впечатление.

Идея снять фильм про работника скорой помощи возникла случайно — в 2012 году в журнале «Русский репортер» вышла статья про сельского врача-хирурга. Она меня поразила и я загорелась мыслью найти героя-врача, живущего в провинции. Но желающих сняться в фильме я не нашла и решила отложить эту тему на будущее. Но в процессе поиска я познакомилась с работником скорой помощи — Варей. Изначально я думала снимать коллективный портрет, про отдельно взятую бригаду скорой помощи. Вероятно, у меня было неверное представление об организации работы на скорой, а может быть, мне просто не повезло. На 106 подстанции нет «постоянных» бригад, работают так, как поставят в график.  Всего на подстанции работает около 30 врачей и фельдшеров.

Как в любом коллективе, здесь есть свои симпатии и антипатии. Варя- человек бесконфликтный, но даже и у нее есть свои предпочтения: один врач все время нервничает, повышает голос, работать с ним тяжело. Другой, наоборот, спокойный.  И это спокойствие передается ей. Работать приходится с разными врачами, это усложняет мою работу как режиссера.

Даже договариваться с Варей было тяжело — в последний момент что-то могло сорваться и пойти не так, что, конечно, держало меня в напряжении. Поэтому я приняла решение снимать фильм-портрет про одну Варю.

Год назад у меня не было четкого представления о дипломе, но нужно было снимать курсовую.

На курсовую я решила снять портретную зарисовку, не вдаваться в личную жизнь героини, больше времени уделить ее работе, уложить события в один день. Начать со скорой, с ночной смены, включить фрагменты общения с коллегами-врачами и фельдшерами скорой. Они рассказывали много историй из врачебной практики, иногда совершенно жуткие, иногда — смешные. Негатива к себе я не встретила, в основном все были настроены дружелюбно.

  1.  Возникающие проблемы

Я уже знала, что Варя работает не на одной работе и попросила разрешения поснимать ее и там. На самом деле, на тот момент, Варя работала не на двух, а на трех работах.Она подрабатывала на соседней подстанции старшим фельдшером. Но обстановка там была не самая располагающая — Варю там не любили, коллектив был довольно склочный, снимать ее там она не разрешила.

Варина третья работа — преподавание в колледже. Там никаких проблем не возникло — ее студентов просто поставили перед фактом, что я приду на занятие.

Сценарий писать было очень сложно, так как я не очень представляла себе, что будет происходить. Поэтому я наметила себе примерный план — снимать все интересное, разговоры с пациентами. Критерий интересности определить тоже было сложно — мне было интересно все, поскольку этой темы я коснулась в первый раз.

Еще нужно было придумать, что говорить пациентам в квартирах, с минимальной вероятностью отказа. Варя подсказала такой вариант: говорить, что я тоже сотрудник и снимаю качество работы скорой помощи. В случае отказа, съемка, конечно же, вестись не будет. Забегая вперед, могу сказать, что, действительно, люди соглашались и не волновались.

В общем на скорой я провела около 5 дней. Один день — в колледже.

  1.  Курсовая как часть диплома

Монтаж пришлось делать, опираясь на последовательность — утро — день — вечер. В процессе монтажа курсовой постепенно вырисовывался проект диплома — в Варином образе бегущей и спешащей девушки не хватало очень важной части ее жизни: сына.

С Сережей мы познакомились дома у Вари. Парню на тот момент было 6 лет. Вскоре он должен был идти в школу, но сначала — выпускной в детском саду. Монтажно получилось так, что Варя работает с ночи, потом бежит домой, отводит сына в садик, спешит на вторую работу, опаздывает на выпускной сына  в детском саду, потом они вместе торопятся домой.

В диплом же мне хотелось добавить отца Сережи — бывшего мужа Вари, его бабушку, школу (Сережа 2 сентября этого года пошел в школу). Хотелось коснуться Сережиных отношений с отцом.

Мне хотелось, чтобы отцовское безразличие читалось в фильме. Снимать его было проблематично- Варя сама этого не хотела.

Наша встреча с ним произошла случайно — он пришел на День Знаний к сыну в школу, хотя никто его не ожидал. Потом он напросился в гости к Варе, Сережа тоже хотел побыть с папой, и она разрешила ненадолго прийти к ним домой. Его я знала только по Вариным рассказам — что он пьет, принимает наркотики и распускает руки. Очень жаль, что отца в фильме совсем немного — 2 сцены.

Хотелось, чтобы от фильма оставалось светлое ощущение, я старалась избегать «чернухи», в каждой судьбе можно найти много белого и черного, у моей героини тоже не все гладко, но она прекрасно справляется с трудностями и этим заслуживает уважения.

  1.  Съемочный период

 Для съемок я выбрала свой фотоаппарат, для записи звука был использован накамерный микрофон — пушка. Сами съемки были растянуты во времени. Скорая снималась зимой 2013, колледж — весной, дом — весной и летом, школа — осенью.

Снимать я решила сама, так как на скорую второго человека точно бы не пустили. Постепенно Варя стала привыкать ко мне и доверять. Начала рассказывать пробывшего мужа и, как мне кажется, при постороннем человеке ей было бы некомфортно. В своем фильме я использовала прием внутрикадрового монтажа. С фокусом на фотоаппарате управиться довольно сложно, поэтому много кадров пошло в брак из-за расфокуса. Также был психологический момент: неудобно снимать дома у незнакомых людей. Получалось, что согласия на съемку в фильме они не давали, из-за этого я чувствовала себя не очень хорошо.

Мы ездили на вызовы с несколькими врачами: первый сначала согласился сниматься, но через день стал мешать съемкам. Я не могла понять, в чем дело. Варя мне объяснила. Оказалось, человек просто боялся сделать что-то не так, а потом его ошибку увидело бы начальство. Тогда мне все стало понятно, хотя мнение о нем испортилось. Благородство-благородством, но врач — должность, зависимая от государства, и в случае чего — человек может просто остаться без работы.

Но все люди разные. Тимур, который говорит, что «работать без косяков у нас может только Путин», ничего не боится.

На следующий день мы поехали уже с другим врачом, Сашей. Он оказался очень спокойным и хорошим, много шутил.

На подстанции медики повели себя по-разному: кто-то сразу ушел, кто-то, наоборот, пришел и стал центром внимания. Я благодарна этим людям, так как без них фильм бы не получился таким живым. И особенно благодарна начальству подстанции! Удивительно, но они не потребовали ничего: ни письма из Университета, ни обязательства показать фильм. Было достаточно лишь личного разговора.

Съемки на скорой были самыми тяжелыми в психологическом плане, остальное мне казалось значительно легче. Некоторые моменты приходилось провоцировать — выводить варю на разговор о бывшем муже, говорить с Сережей о папе. Но, дело в том, что как только речь заходила о муже, Варя сразу косилась на камеру и говорила «не в кадр», поэтому многие ее откровения попросту не записаны.

Не знаю, права я или нет, опуская камеру, может, стоило больше уговаривать свою героиню,быть тверже, ведь это делается ради фильма.

Хотелось избежать постановочных интервью, где человек что-то рассказывает, и присутствие камеры чувствуется. Хотелось снять так, чтобы зритель почувствовал себя внутри фильма, погрузился в атмосферу. И на съемку дома, конечно же, нужен был оператор. Я посчитала, что справлюсь сама, но вести беседу и снимать одновременно очень сложно. Герою тоже не комфортно: он хочет смотреть в глаза, а не в объектив камеры, а автор — оператор думает, в фокусе ли у нее картинка и косится на фотоаппарат.  В следующий раз буду брать с собой оператора.

Очень мало получилось поснимать отца — Варя не хотела с ним встречаться, а на День Знаний  он пришел без приглашения.  В фильме он появляется всего в 4 кадрах: на линейке (жует жевачку и ухмыляется, в фойе школы (прижимает сына к себе), дома у героини (играет с сыном, пинает его, называет лошариком и другими обидными словами) и на кухне (пьет лимонад).

Отец (его тоже зовут Сергей), производит негативное впечатление. Многое не попало в объектив: как они шли с сыном из школы, отец матерился, всячески его обижал, а ребенок думал, что это игра и копировал такое поведение.

Еще в фильм не вошла мама Вари. Мне очень хотелось ее поснимать, но она живет в другом городе и приезжает только раз в год. Снять я не успела, потому что меня в это время не было в Санкт — Петербурге. Сначала я расстроилась, но сейчас понимаю, что эпизод с ней не так уж и важен. Заявочные кадры были сняты в другом районе — возле Лиговского проспекта, около другой подстанции скорой помощи. Проезжающие скорые мы «ловили» целанправленно у нее.

Должна признаться, что со звуком в моем фильме большие проблемы, особенно в части «Скорая помощь», из-за неправильно выстроенных настроек на фотоаппарате, но в дальнейшем, осознав причину, этих проблем с записью удалось избежать.

В основном съемка велась с плечевого упора — рига, но бывали моменты, когда риг раскладывать не было времени, и съемка велась с рук. Сейчас я понимаю, что снимать со стабилизацией нужно всегда, иначе может не спасти даже монтаж.

5. Монтаж

 

Основной проблемой стала «прыгающая» картинка, нуждающаяся в стабилизации. Сам монтаж я делала в программе Adobe Premiere, цветокоррекцию помог сделать плагин Colorista и встроенные фильтры (в основном были задействованы яркость-контраст , баланс цветов и баланс белого).

Стабилизацию помогла выполнить программа Adobe After Effects.

Самыми неудачными я считаю кадры дома, в комнате. Они очень желтые, даже после цветокоррекции.

В дипломный вариант работы вошли не все части курсовой: было решено полностью убрать эпизод детского сада, убрать врачебные байки. Истории интересные, но занимают слишком много времени. Поскольку фильм называется «Простая история», я выбрала простые титры — белые буквы на черном фоне.

Фильм имеет круговую композицию — начинается с кадров города и заканчивается ими же. Этим я хотела показать цикличность, некоторую однообразность Вариных будней. Все происходящее снималось в разные дни, но монтажно можно выделить 2 части — насыщенный день до 1 сентября и 1 сентября.

Фильм все же подчиняется логике — начинается с раннего утра (конец Вариной ночной смены) и заканчивается вечером, когда героиня читает вместе с сыном книжку. Кадр с диском был снят значительно позже, после всех основных съемок. Хотя меня там и нет визуально (только голос), в конце зритель видит мою руку, вытаскивающую диск из дисковода.

Я старалась избегать всевозможных эффектов, лишь один раз я использовала перекрестный наплыв, и то эффект был использован не просто так, а чтобы показать, что прошло время (перед кадром календаря).

Музыка в фильме не используется, только шумы города. Чтобы кадры склеились, я просила героиню одеваться одинаково, и , по-моему, разницы в ее внешнем виде нет.

Это восьмой вариант монтажа. Первоначальная версия была около 40 минут, все казалось очень важным, но, «лишний метр в корзину улучшает картину». Поэтому финальная версия — всего 14 минут (вместе с титрами). Пересмотрев материал несколько раз, я поняла, что не заметила несколько хороших кадров и взяла их в финальную версию. Свежий взгляд пошел на пользу фильму.

Промежуточные варианты были опробованы на одногруппниках и друзьях, то есть ребята были моей фокус — группой. Смотря на их реакцию, я думала, что нужно убрать, а что, наоборот, добавить. Процесс монтажа шел тяжело еще потому, что я еще никогда не работа с таким большим объемом материала. Сначала нужно было все отсмотреть и выбрать главное, потом сложить вчерновую в монтажной программе, а потом строить фильм драматургически.

Сценарно — режиссерская разработка была у меня довольно свободная, что давало возможность импровизировать, в том числе и на монтаже. Свежий взгляд преподавателей и друзей помогал строить структуру фильма, определяться с его частями. Хотелось избежать «клиповости», получить больше кадров, заставляющих задуматься, даже используя простые перебивки. Иногда это удавалось, иногда — нет.

  1.  Подготовка фильма к защите и работа с художественным руководителем.

 

Слабое место моего фильма было в конфликте. Как такового конфликта не было, из -за этого фильм мог показаться скучным. Также было много дублирующегося материала, что тоже не шло на пользу.

С художественным руководителем было принято решение о перестановке смысловых акцентов. Фильм был сокращен и перемонтирован.

Четкое понимание идеи и сверх-задачи помогло мне расставить кадры в верной последовательности.

Зациклить фильм с помощью кадров города было решено уже после беседы с преподавателями. В канву фильма был вплетен лирический образ автора — он следует через фильм, но лишь звуча, а не появляясь в кадре. Закадровый текст был написан от первого лица для передачи личных отношений с героиней — мы с ней подруги.

В конце фильма я вставила диск — как возвращение в настоящее.

 

 

 

 


 Заключение

 

 Проделав данную работу, я приобрела опыт создания проекта фильма – зрелого синопсиса и зрелой сценарно-режиссерской разработки. Научилась работать с большим количеством материала, поняла принцип его организации.

Приобрела личный опыт от общения с врачами на скорой помощи, а также опыт общения с героем фильма.

Теперь я знаю, что нужно говорить, когда просишь разрешение на съемки. Поскольку фильм снимала я сама, то я еще и получила навык обращения с видео и аудио аппаратурой, а также дальнейшего монтажа.

Приобрела навык работы с художественным руководителем. Попробовала писать закадровые тексты, читала их тоже сама.

 

Опыт считаю ценным и нужным для дальнейшей работы.




1. навигация подразумевались лишь способы вождения морских кораблей настоящее время термин распространен и
2. Отлив тысячелетия
3. государство ~ ночной сторож принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30х годов ХХ столет
4. Протокол был разработан IETF
5.  11 декабря 2013г
6. ИСТОРИЯ 9 КЛАСС
7. методичні рекомендації до вивчення навчальної дисципліни Філософія права за вимогами кредитномодульно
8. Петербургского университета МВД России по организации охраны объектов Общие положения
9. Тема-Общая характеристика конституционного права Беларуси 1Понятие и особенности конституционного пава
10. Анализ финансовой устойчивости предприятия
11. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам срокам пребывания объему пред
12. Разработка печатного цеха
13. Задание Выполнение задания по пунктам
14. Российский государственный торговоэкономический университет Кафедра бухгалтерского учета и ауд
15.  ПРОИЗВОДСТВО Предмет исследования это прежде всего материальное производство
16. шараны~ атауы Орындалу мерзімі Жауаптылар Есеп ~~жаттары
17. Розвязуючий підсилювач
18. Об образовании Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Утверждено Постановлением П
19. Православие и культура. Особенности вероучения и культа
20. 2005 ВВР 2005 11 ст