У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

вступает во взаимодействие с информацией других органов чувств и на переработку ее влияют память воображен

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ

Существенное влияние на зрительные восприятия оказывают психические факторы. Прежде чем возникнет зрительный образ, сигналы внешнего мира должны подвергнуться сложнейшей многоступенной переработке на трех уровнях: в сетчатке глаза, в проводящих нервах, в коре головного мозга. На этом третьем, высшем этапе зрительная информация вступает во взаимодействие с информацией других органов чувств, и на переработку ее влияют память, воображение, чувства, эмоции, мышление, различные стереотипы восприятия, прошлый опыт и многие другие факторы психической деятельности.

Выразительность цвета и цветовых сочетаний связана с эмоциональным опытом людей. Выразительные цветовые сочетания несут в себе отголоски человеческих чувств, настроения, динамику этих чувств, но и нечто иное – элементы познания жизни, особо важные для человека. Деятельность органов зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями.

Качества ассоциаций:

  •  однозначность ощущения (т. е. его определенность, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума);
  •  интенсивность ощущения;
  •  устойчивость в пределах большой группы людей.

Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.

Объективные свойства цвета: 

  •  физические характеристики (чистота, светлота, яркость, насыщенность);
  •  форма цветового пятна;
  •  место и значение его в визуальной структуре;
  •  материал и фактура поверхности объекта;
  •  освещение.

Свойства воспринимающего субъекта: 

  •  групповые (национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, социальная принадлежность);
  •  индивидуальные (возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта).

Физические ассоциации:

  •  весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые...);
    1.  прочность и тяжесть конструктивных элементов подчеркивают цвета: голубовато-серые, красные, красно-желтые, черные.
    2.  легкость конструктивных элементов подчеркивается светлыми и «холодными» цветами (бледно-голубой, голубовато-зеленый, белый).
  •  температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие...);
  1.  красный, оранжевый, желтый цвета ассоциируются с огнем, солнцем – впечатление тепла (в комнате окрашенной в эти цвета кажется теплее).
  2.  голубой, синий ассоциируются с небом, морем, льдом – вызывают ощущение холода (в комнате окрашенной в эти цвета кажется холоднее).
  •  фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие...);
  •  акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные...);
  •  пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные...).
    1.  «отступающие» (темные, холодные: голубые, синие, фиолетовые и их оттенки).
    2.  «выступающие» (светлые, теплые: желтый, оранжевый, красный, пурпурный).

Эмоциональные ассоциации:

  •  позитивные (приятные, бодрые, оживленные, лирические, нежные, радостные, восторженные, одухотворённые, возвышенные, восхищающие...);
  •  негативные (злые, гневные, раздражающие, грустные, трагические...);
  •  нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные, вялые, скучные, пассивные, мечтательные, сентиментальные...).

По цветовым предпочтениям цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:

  1.  Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания.
  2.  Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачерненные), а также ахроматические. Нюансные сочетания.

Цвета группы «1» действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном «городском фольклоре», создателями которого являются люди неинтеллигентного труда и т. д.

Цвета группы «2» скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета второй группы предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д.

Далее рассмотрим зрительные впечатления и ассоциации, вызываемые основными спектральными цветами, пурпурными, коричневыми, а также ахроматическими цветами.

Красный цвет воспринимается как очень близкий, выступающий, теплый; увеличивающий объем в ширину, тяжелый, горячий, яркий, активный, энергичный, динамичный, насыщенный.

Оранжевый цвет – близкий, выступающий, теплый; увеличивающий и как бы играющий объемом; легкий, теплый, слепящий, сверкающий, динамичный, подвижный.

Желтый цвет – приближающийся, выступающий, теплый; зрительно увеличивающий объем; яркий, лучистый, струящийся, подвижный.

Зеленый цвет (4.1 – желто-зеленый, 4.2 – зеленый, 4.3 – синевато-зеленый) – два первых воспринимаются как нейтральные, а 3-й – как отступающий; по отношению к увеличению объема – нейтральный; 1-й из оттенков зеленого – легкий, 2-й и 3-й – неопределенные (по впечатлению массы); 1-й – теплый, 2-й – нейтральный, 3-й – прохладный; 1-й – светлый, 2-й – спокойный, 3-й – темный. По впечатлению движения: 1-й – живой, 2-й – инертный, 3-й – статичный.

Голубой цвет – удаляющийся, отступающий, прохладный; воздушный (по впечатлению объема); легкий, свежий, чистый; светлый или нейтральный; по впечатлению движения – пассивный, спокойный.

Синий цвет – далекий, отступающий, очень холодный; уменьшающий объем в ширину; тяжелый, темный, застывший, неподвижный.

Фиолетовый цвет – далекий, отступающий, холодный; уменьшающий объем, делающий изящнее; тяжелый (светло-фиолетовый, сиреневый – неопределенные); сиреневый – туманно-прохладный, фиолетовый – холодный. Сиреневый воспринимается как светлый, а фиолетовый – очень темный; сиреневый – как спокойный, фиолетовый – как застывший; сиреневый – как грустный, фиолетовый – как утомляющий, угнетающий и даже пугающий.

Пурпурные цвета (8.1 – красновато-пурпурный, 8.2 – пурпурный, 8.3 – фиолетова-пурпурный). 1-й и 2-й оттенки воспринимаются как приближающиеся цвета, а 3-й – как отступающий. Этот цвет играет объемом и чуть его увеличивает (чем теплее, краснее, тем больше); 1-й и 3-й оттенки пурпурного воспринимаются как тяжелые, а 2-й – как неопределенный по массе; по впечатлению температуры: 1-й – теплый, а 2-й и 3-й нейтральные; по яркости (светлоте) – 1-й – яркий, 2-й – нейтральный, а 3-й – темный; по впечатлению движения: 1-й – подвижный, 2-й – спокойный, 3-й – статичный.

Коричневые цвета (9.1 – светло-коричневый, разбеленный, 9.2 – коричневый, 9.3 – темно-коричневый). По впечатлению расстояния: 1-й оттенок – нейтральный, 2-й – выступающий, 3-й – далекий. По впечатлению объема: все три – сокращающие объем или нейтральные; по впечатлению массы: 1-й – неопределенный, 2-й и 3-й – тяжелые; по впечатлению температуры: 1-й и 2-й – теплые, 3-й – нейтральный; по впечатлению светлоты: 1-й нейтральный, 2-й и 3-й – темные; по впечатлению движения – все оттенки статичны.

Белый цвет – воспринимается как приближающийся, увеличивающий объем, прохладный; легкий, ясный, очень светлый, пассивный, спокойный.

Серый цвет – (11.1 – светло-серый, 11.2 – серый, 11.3 – темно-серый). Все оттенки воспринимаются по впечатлению расстояния как отступающие, удаляющиеся; все сокращают объем, либо нейтральны по этому признаку; 1-й воспринимается легким, второй – неопределенным по массе, 3-й – тяжелым; по впечатлению температуры: первые два – нейтральны, третий – холодный; по впечатлению яркости (светлоты): первый – светлый, 2-й – тусклый, 3-й – темный; по впечатлению движения все оттенки серого статичны.

Черный цвет – далекий, отступающий; уменьшающий объем, тяжелый; холодный, мрачный, неподвижный, замерший.

Теперь следует остановиться на первом ощущении от рассмотренных цветов и их психологическом целостном ассоциативном восприятии.

Красный цвет – возбуждающий, раздражающий, проникающий, согревающий, покоряющий, вызывает ощущения тревожности, страсти, жизнеутверждения, создает чрезмерную напряженность.

Оранжевый цвет – тонизирующий, страстный, жизнерадостный, импульсивный, воспринимается как увлекающий, стимулирующий к деятельности.

Желтый цвет – приятный, радостный, возбуждающий, коммуникативный, психологически воспринимается как живой, веселый, беспечный.

Зеленый цвет – свежий, ясный, успокаивающий, расслабляющий, уравновешивающий. Желто-зеленый воспринимается как нежный, приветливый, веселый, мягкий, а зеленый и темно-зеленый – как спокойные, умиротворяющие, создающие ощущение безопасности.

Голубой цвет создает первое впечатление цвета чистого и завораживающего, психологически воспринимается в целом как спокойный, воздушный, прозрачный.

Синий цвет создает первое ощущение некоторой настороженности, психологически воспринимается в целом как строгий, отдаляющий, таинственный.

Светло- и темно-фиолетовые цвета создают ощущение грусти и угнетения, утомления, испуга.

Пурпурные цвета вызывают первое ощущение возбуждения (красновато-пурпурный) и настороженности (пурпурный и пурпурно-фиолетовый). Общее психологическое восприятие пурпурных цветов создает впечатление роскошности, возвышенности, напряженности.

Коричневые цвета создают ощущение надежности, покоя. Общее психологическое восприятие светло-коричневого цвета создает впечатление сухости и земной тверди. Два другие оттенка воспринимаются как спокойные, сдержанные, твердые.

Белый цвет вызывает первое ощущение чистоты и стерильности, а общее его психологическое восприятие ассоциируется с ясностью, благородством, целомудрием.

Серые цвета создают первое ощущение спокойствия, пассивности, нейтральности, равновесия, инертности и психологически создают настроение грусти, меланхолии.

Черный цвет вызывает первое ощущение равнодушия или даже угнетения, психологически воспринимается как цвет печали, грусти, траура, бесконечности.

Кроме того, рассмотрим основные символические значения основных цветов.

Красный цвет символизирует: огонь; любовь; феерию (праздник); мужество, энергию, силу; смелость, достоинство; власть, войну и кровь.

Оранжевый цвет – символ тепла, солнца, радости; наслаждения, праздника; великодушия; благородства, благополучия.

Желтый цвет – символ движения, неизменности; чистоты, ясности; уважения, величия; великолепия, богатства; света, надежды, оптимизма, дружелюбия.

Зеленый цвет символизирует свободу, ликование, надежду; покой, мир; здоровье, спасение; ясность духа; природу, естественность; скромность, нежность, кротость (светлый желто-зеленый).

Голубой цвет – символ чистоты; разума; постоянства; нежности, добродетели; мира и вечности.

Синий цвет – символ чести, верности, искренности; безупречности, непорочности; вселенной, бесконечности; спокойствия, чистоты.

Фиолетовый цвет – символ мудрости, зрелости; таинственности, покоя, смирения; высшего разума, духовного начала и космического пространства. Сиреневый цвет символизирует грусть, печаль, меланхолию.

Пурпурные цвета символизируют власть, верховенство, величие; достоинство, силу; могущество, крепость.

Коричневые цвета символизируют строгость, сдержанность, постоянство, стабильность, скрытость, благородство, зрелость.

Белый цвет – символ чистоты, мудрости; невинности, безмятежности души; мира; духа просвещения.

Серые цвета символизируют строгость, замкнутость, благородство, скромность; печаль, грусть, тоску.

Черный цвет – символ постоянства, скромности, торжественности; мира как покоя; ночи; траура и смерти.

Выше описаны зрительные впечатления, ассоциации, вызываемые рассмотренными цветами, взятыми отдельно, вне сочетаний друг с другом и иными оттенками. Парные, тройные и полихроматические сочетания (хроматических и ахроматических цветов) характеризуются своими особенностями цветового восприятия. Далее рассмотрим вызываемые ассоциации на примере парных цветовых сочетаний:

желтый – синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения;

желтый – красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;

желтый – пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;

желтый – зеленый (травяной): веселье, радость;

желтый – оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);

желто-оранжевый – цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);

желто-зеленый – красновато-серый: легкий диссонанс, связанность;

оранжевый – синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление;

оранжевый – красный: резко кричащий;

оранжево-красный – зеленый: импульсивность;

оранжевый – фиолетовый: опьянение, оглушение;

оранжевый – ультрамариновый: претенциозность, резкость;

красный – зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения, импульсивности;

красный – пурпурный: диссонанс, праздничность;

красный – синий: динамика отталкивания, волнение;

красный – ультрамариновый: резкая сила;

синий – розовый: робость, застенчивость, разобщенность;

синий – серый: нейтральность, холодность;

пастельно-зеленый – красный: неуверенность, мерцание;

пастельно-зеленый – синий: односторонность, пассивность, неясность;

пастельно-зеленый – розовый: слабость, нежность, радушие;

пастельно-зеленый – лиловый: диссонанс, сумерки;

зелено-серый сине-серый: пассивность, нейтральность;

зеленый – серый: родственность, пассивность;

бежевый – красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);

бежевый – цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;

коричневый – зеленый (оливковый): приземленность;

коричневый – ультрамариновый: укрепление, разрешение;

темно-коричневый – синий: бескомпромиссность, тяжесть, грубоватость;

темно-коричневый – охра: неподвижность, жесткость, приземленность;

золотой – пурпурный: мощь, достоинство, праздничность;

золотой – красный: пышность, роскошь, теплота;

фиолетовый – лимонно-желтый: создают впечатление одновременной тяжести и легкости, а также нестабильности, раздражения;

пурпурный – желто-зеленый: повышает ощущение жизнеутверждения;

красный – черный: подавленность, опасность, тревога;

оранжевый – черный: насилие;

желтый – черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;

синий – черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;

желтый – белый: прояснение, просветление;

красный – белый: очищение;

синий – белый: чистота, холодность;

зеленый – белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;

розовый – белый: слабость, бледность.

Кроме того, цвета оказывают определенное влияние на физиологию человека. Физиологическое значение основных цветов заключатся в следующих значениях.

Красный улучшает жизненный тонус, стимулирует работу внутренних органов, активизирует все функции организма, повышает артериальное давление, ускоряет ритм дыхания, усиливает мышечное напряжение, в больших количествах быстро утомляет и раздражает зрение, является одновременно физическим и психологическим стимулятором.

Оранжевый стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови, но не влияет на кровяное давление, способствует легкому возбуждению, улучшению пищеварения и кровообращения.

Желтый активизирует умственную деятельность, зрение и нервную деятельность, наименее утомляющий, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.

Зеленый позитивно воздействует на сердце и кровообращение, понижает кровяное давление, расширяет капилляры, снимает боль, поднимает тонус, благотворно влияет на нервную систему, применяется при бессоннице, раздражительности и усталости.

Голубой снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Синий понижает артериальное давление и температуру тела и одновременно снижает пульс и ритм дыхания, успокаивает и расслабляет, создает внутреннюю силу и гармонию.

Фиолетовый стимулирует деятельность сердца и легких, кровеносные сосуды, увеличивает сопротивляемость простудным заболеваниям. Большое количество фиолетового цвета может вызвать меланхолию.

Далее рассмотрим группы цветов, которые способствуют возбуждению и действуют как раздражители, приглушают раздражение или отвлекают от других возбуждающих цветов, а также особенности цветов ахроматической гаммы.

1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

  •  красный – волевой, жизнеутверждающий;
  •  кармин – повелевающий, требующий;
  •  киноварь – подавляющий;
  •  оранжевый – теплый, уютный;
  •  желтый – контактирующий, лучезарный.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

  •  фиолетовый – углубленный, тяжелый;
  •  синий – подчеркивает дистанцию;
  •  светло-синий – уводит в пространство, направляющий;
  •  сине-зеленый – подчеркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

  •  розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
  •  лиловый – замкнутый, изолированный;
  •  пастельно-зеленый – ласковый, мягкий;
  •  серовато-голубоватый – сдержанный.

4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

  •  чисто зеленый – требовательный, освежающий;
  •  оливковый – успокаивающий, смягчающий;
  •  желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;
  •  пурпурный – изысканный.

Цвета ахроматической гаммы:

  •  Светлые ахроматические цвета занимают промежуточное положение между теплыми и холодными – воздействие на человека относительно нейтральны и являются физиологически оптимальными, белые и светло-серые цвета производят впечатление пустоты и холода (являются хорошим фоном для ярких хроматических цветов).
  •  Черные создают ощущение тяжести, подчеркивают интенсивность цвета.

К ним еще относят две группы смешанных цветов.

Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

  •  охра – смягчает рост раздражения;
  •  коричневый, землистый – стабилизирующий;
  •  темно-коричневый – смягчающий возбудимость.

Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:

  •  темно-серые,
  •  черно-синие,
  •  темные – зелено-синие.

Кроме того, необходимо учитывать и фактор времени в восприятии цвета. Это способность цвета изменяться под воздействием времени не только физически, но и психологически. Яркие, насыщенные цвета обладают коротким импульсным воздействием, способным мобилизовать и воздействовать на короткое время, но быстро ахроматизируются (теряют цветность) или надоедают. В малонасыщенных цветах со временем обнаруживаются новые цветовые нюансы, обладающие более долговременным воздействием. Теплые цвета – красный, оранжевый, оранжево-желтый в интерьере первоначально обладают тонизирующим воздействием, затем возникает тяга к противоположным сине-фиолетовым, склонность уставшего от цветовой экспрессии зрения искать в любом цвете новую цветовую информацию, в сложных нейтрально-серых – новые оттенки.




1. The mass media in the Great Britai
2. тема Алексеевича
3. ТЕМА 1 Налоговый учет его назначение 2
4. і Незалежність від архітектури
5. Бойцовский клуб впервые издающийся на русском языке уже получил громкую известность в России благодаря н
6. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ПРУП Транзистор
7.  Гармонические четверки точек и их связь с полными четырехвершинниками
8. ВЕЛИКАЯ РУСЬ и Великая Степь
9. черты бедности которая делит всех граждан на две группы бедные и обеспеченные
10. важный творческий акт.
11.  История развития правовых норм по осуществлению контроля над наркотическими и психотропными веществами
12. Фет Афанасий.html
13. Положение о Национальном совете по вопросам жизнедеятельности населения
14. Nosfertu diente Brm Stoker Wrum heisst der Film.html
15. гуманистов Т. Уайета и Г.
16. Словесность. Листок 4
17. західним Китаєм; права судноплавства по Амуру необхідного для постачання російських володінь на Камчатц
18. задание может проводиться под диктовку при этом каждый ряд слов повторяется дважды медленно после паузы в 5
19. правовых актов Виды правовых норм
20. Променеві ознаки захворювань печінки та жовчного міхура