Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Урок по литературе в 11 классе «Рукописи не горят»

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

Урок по литературе в 11 классе

«Рукописи не горят»

(по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Учитель русского языка и литературы Мишагина Анна Васильевна

Цели урока:

- познакомить учащихся с историей создания романа, с прототипами главных героев;

- подвести их к пониманию идейного содержания произведения;

- показать особенности художественного метода автора (способы и приемы создания образов, специфика композиции, сюжета, использование сатиры);

- расширять общекультурные и филологические знания учащихся;

- учить их внимательному чтению художественного текста (роль художественной детали в произведении).

Методические приемы: комментарии учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа прозаического текста.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока:

Слайд 1

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Рукописи не горят…

Слайд 2

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из загадочнейших явлений русской литературы XX века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным.
В чем же специфика произведения, как реализовался здесь талант Булгакова, что хотел сказать  своим читателям автор?
Попробуем вместе ответить на эти вопросы. Я предлагаю вам свой вариант прочтения произведения.

Учитель:Талант Булгакова – писателя носил ярко выраженный сатирический характер, другой особенностью его была исповедальность: все произведения художника в той или иной  мере биографичны, им присуще личностное, булгаковское – его боль, его оценка описываемого. «Мастер и Маргарита» - роман особенный, над ним писатель работал буквально до последнего часа своей земной жизни, его написанию Михаил Афанасьевич придавал огромное значение.

Начало работы над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков датировал иногда1928 – м, иногда – 1929 годом. В начале 1930 года рукопись произведения писатель сжег, о чем сообщал в письме правительству от 28 марта 1930 года: «…я, своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе…» Булгаков сжег рукописи, оставив корешки, чтобы иметь возможность доказать позднее, что рукопись существовала.

Слайд 3

   В первоначальном варианте романа не было Мастера и Маргариты. Сатирический роман «о дьяволе» в сохранившихся черновиках имел следующие варианты названия: «Гастроль», «»Сын…», «Черный маг», «Копыто инженера», «Консультант с копытом». В 1932 году автор рассматривает несколько вариантов названия: «Сатана», «Черный  богослов», «Он появился», «Подкова иностранца».

Слайд 4

Многие образы романа восходят к впечатлениям и фантазиям детства. Однажды своей сестре Наде двенадцатилетний Булгаков сказал: « Ты думаешь, я сегодня  ночью спал? Я был на приеме у сатаны!» Огромное впечатление на юного Михаила Афанасьевича произвела открывшаяся  в Киеве в начале 1902 года панорама «Голгофа».  Будущий автор знаменитейшего романа хорошо  знал библейские тексты – в гимназии по закону Божию у него была «пятерка».

Учитель: Родословная одного из главных героев, Воланда, огромна: образ сатаны привлекал великих художников: «Фауст» Гете, «Демон» Лермонтова, роман Жака Казота «Влюбленный дьявол», «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского, полотна Врубеля «Демон Летящий», «Демон сидящий» и др.

Слайд 5

Более всего Воланд  связан с Мефистофелем из трагедии «Фауст» Гете пишет: «Junker Voland kommt!» «Дорогу! – чорт идет!» (в сцене «Вальпургиева ночь», прокладывая себе и Фаусту дорогу на гору Брокен среди нечисти) Связь эта закреплена и эпиграфом к роману, сначала он был выписан по -  немецки, потом – переведен  на русский. Но первым толчком к замыслу образа была музыка – опера Шарля Гуно, написанная на сюжет Гете и поразившая Булгакова в детстве. Вероятно, писатель видел в роли Мефистофеля Федора Шаляпина, ибо одеяние булгаковского  Воланда повторяет сценический костюм оперного певца.

Слайд 6

Образ  Мастера был автопортретным, много совпадений  в судьбе героя и Булгакова. У Михаила Афанасьевича были легкие, рассыпающиеся светлые волосы, они мешали ему, и работать он любил, натянув на голову колпак. (Колпак с вышитой руками Маргариты буквой «М» Мастер показывает Ивану Бездомному в сцене знакомства).

Слайд 7

Всего в романе 506 персонажей, 156 из них имеют собственные имена, 249 – безымянны, более 100- «коллективные» персонажи. В  1921 – 1924 годах писатель жил  на Большой Садовой, в доме №10, который он изобразил в романе под  № 302 – бис.

Слайд 8

Первый полный вариант романа Булгаков завершил в 1934 году, последний – в 1938. При жизни роман не был опубликован, лишь в конце 1966 года в журнале «Москва» была начата его публикация, при этом было изъято 12% текста. Но Булгаков был убежден, что для писателя созданное – создано, даже если оно не сохранилось. Мы с вами имеем возможность прочитать роман без купюр. Попробуем понять то, что так  хотел сообщить своим читателям автор

Учитель:Итак, «однажды весною, в час небывало жаркого заката, в  Москве….»

Так начинается этот загадочный роман, на первых страницах которого появляется Дьявол. Посмотрите, как изображали его предшественники Булгакова.

Слайд 9-10

Фаусту, герою одноименной трагедии Гете, дьявол является в облике черного пуделя. В романе Булгакова как намек на неземную сущность героя – трость с набалдашником в виде головы пуделя в руках Воланда.

Слайд 11

- Почему Булгаков эпиграфом к роману берет строки из «Фауста»Гете?

(Это указание на функции героя в романе: будучи символом Зла, Воланд способствует установлению справедливости. Это указание на связь с гетевской трагедией на сюжетном уровне; дьявол является людям с целью изучить их природу, это связь и в истории любви М. и М.)

Слайд 12

- Почему роман называется «М.и М.»?

Слайд 13

- Почему автор отказался от вынесения в заглавие имени дьявола, как это было в черновиках?

(Главный герой не Воланд, а М и М.История их жизни – в центре внимания Булгакова. Все, что происходит в Москве до и с появлением Воланда, так или иначе связано с их судьбой, их любовь, их страдания волнуют автора).

Слайд 14

- Назовите темы романа. Какая из них основная? Докажите свою точку зрения.

( В произведении реализуются темы творчества, любви, трусости и раскаяния, современной автору Москвы, свободы и несвободы, веры, борьба Добра и Зла в человеке. Идея любви, дающей силы, стимулирующей творчество, спасающей, необычайно важна для Булгакова. Здесь явная параллель с судьбой самого писателя. О первенстве этой темы свидетельствует заглавие романа.)

Слайд 15

- В чем особенности композиции произведения?

(В романе переплетаются две основные сюжетные линии: роман М. – прошлое, угаданное им, и история жизни М. и М. в хаосе современности).

Слайд 16

- В чем заключается миссия Воланда в Москве?

(На сюжетном уровне его появление в Москве объясняется традицией сатанинского бала, но Воланд и его свита вершат своеобразный суд, следят за тем, чтобы все счета были оплачены. Компания Воланда защищает М. и М., наказывает Берлиоза, Лиходеева и им подобных. На назначение появления нечистой силы в Москве указывает эпиграф из Гете, парадоксально, но свита Воланда вершит добро, восстанавливает Справедливость. В Представлении Булгакова лишь потусторонние силы в его время способны были защитить художника от бесчинства официальной власти.)

Слайд 17

- Главы романа М . не отделяются от глав, описывающих современную Булгакову Москву. Почему?

(То, что происходило в древности, в Иудее, повторяется на новом витке истории. Люди, как замечает Воланд, не изменились: «они люди как люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их». Так же подвергаются гонениям пророки (теперь художники, которые мыслят нестандартно), люди в большинстве своем заняты повседневными  мелочами, и им нет дела до великих прозрений. Так же процветают посредственности (Берлиоз, Лиходеев, им подобные) и предатели, ведь предательство Алоизия Могарыча сродни предательству Иуды. Ершалаимские главы – это смысловой, философский пласт произведения, отсюда берут начало многие темы «московских» глав. Именно «зеркальность» отражения каждой темы в двух или нескольких пластах (современном и древнем, трагическом и комедийном, философском и бытовом) делает полифоничный роман единым целым. Так, тема крестного пути реализуется в судьбе Иешуа и Мастера, тема трусости и вины получает трагическое воплощение в судьбе М. и Пилата, сниженный, фарсовый вариант – Николай Иванович.

Слайд 18

- В романе часто звучат слова «вина», «суд». Каждый из героев как – то наказан. Почему так жестоко Воланд обходится с Берлиозом?

(В художественном мире Булгакова «каждому дано по его вере». Берлиоз – это человек без фантазии, он лишен воображения и способности воспринимать чужую точку зрения, он ни во что, кроме своей догмы, не верит, он получает «по своей вере» небытие.

«Михаил Александрович, - негромко обратился Воланд к голове, и тогда веки убитого приподнялись, и на мертвом лице Маргарита, содрогнувшись, увидела живые, полные мысли и страдания глаза. Все сбылось, не правда, ли? Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается и он превращается в золу и уходит в небытие… Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них такая, согласно которой, каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие!»

Слайд 19

- В чем отличие булгаковской версии древних событий от канонических Евангелий?

(У Иешуа нет учеников; предатель Иуда – совершенно посторонний человек, которого после предательства и казни Иешуа убивают по приказу прокуратора Понтия Пилата; нет в романе описания тайной вечери; нет молитвы в Гефсиманском  саду  обреченного на смерть Спасителя. В центр своей версии Булгаков ставит образ Понтия Пилата,показывая тяжкий путь сомнений, страхов, порывов сострадания, духовные страдания человека, облеченного властью государственной и не властного над своими поступками.)

Слайд 20

- Образ Иешуа. Чего в нем больше – божественного или человеческого?

(У Булгакова образ Христа нетрадиционен, писателю важно было подчеркнуть, что его герой страдает, совсем как обычный человек, он боится боли, он чисто по – человечески способен сочувствовать другому. Главное в Иешуа  - его «добрая» воля. В романе нет намеков на божественную сущность Иешуа, писатель акцентирует то исключительное нравственно – мировоззренческое влияние, которое оказывает Иешуа на людей, общавшихся с ним. Герой – неординарная личность, вынужденная решать проблему выбора, он является носителем общечеловеческих ценностей и этим противостоит П.П.)

Слайд 21

Слайд 22

- За что наказан Пилат?

(За трусость: чиновник в нем победил человека. Пилат не рискнул спасти понравившегося ему и невиновного Иешуа из опасения за свое положение, из боязни потерять место прокуратора. В этом его трагедия, это его вековая мука. Поэтому его пугает и больно бьет фраза Иешуа, записанная Левием Матвеем. «тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова»… большего порока….трусость»».)

Слайд 23

Слайд 24

«Один из самых главных пороков человеческих – трусость.»
Иешуа Га – Ноцри

- Как Булгаков относится к трусости человека?

(Сам Булгаков считал трусость главным пороком: «Трусость – вот главный порок, потому что от него идут все остальные». Именно трусость, боязнь нового, нетрадиционного заставляет гонителей Мастера травить его. Таким образом, тема трусости реализуется в романе на разных уровнях: от трагедийного (Мастер, Пилат) до сатирического (Николай Иванович, который боится объяснения с супругой и требует от нечистой силы справку о его пребывании на балу у Сатаны в качестве перевязочного средства)

Кстати, вариант такого «раздвоения», когда человеческое и чиновничье в одной личности разделены, когда первое подавляется последним, присутствует и в «московских» главах романа: вспомните костюм Прохора Петровича, который замечательно справлялся с обязанностями своего обладателя, начисто лишенного человеческих качеств.)

Слайд 25

Слайд 26

- Почему Пилат «убивает» Иуду?

(Это слабая попытка загладить собственный грех – наказать предателя Иешуа, раз не хватило смелости спасти бродячего философа.)

Слайд 27

- Как создается образ Мастера? Почему у него нет имени?

(В нем главное – талант. Его прозрение, он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!» - восклицает он. Главное его назначенье – творчество. Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким – нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться мастером по двум параметрам.)

Слайд 28

- Есть ли сходство в судьбе Мастера и Иешуа?

(Каждый из них является носителем неофициальной идеи; каждый из них не понят окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения, убивают (Иешуа распят на кресте, Мастер морально сломлен), оба одиноки (лишь Левий Матвей рядом с Га- Ноцри, Маргарита – с Мастером), обоих предают ради ничтожной выгоды.

Следует отметить общее в судьбе Мастера и самого Булгакова: писатель на протяжении всей жизни подвергался гонениям и травле. О. Литовский бросил словечко «булгаковщина», которое имело негативный оттенок, А.Орлинский призывал «дать отпор булгаковщине», Л.Авербух – редактор журнала «На литературном посту» фанатично преследовал Булгакова со времен выхода повести «Дьяволиада», с 1925 года.)

Слайд 29

- Как создается образ Маргариты?

(Портрета тоже нет, но часто отмечается выражение ее глаз. Описываются ее поступки, которые характеризуют ее как решительную, преданную женщину, не лишенную сострадания. (Отказывается  от предложения Азазелло убить Латунского, помогает Фриде. Успокаивает ребенка, напуганного ее буйным поведением во время полета).

Слайд 30

- Что основное в Маргарите?

(Вспомните сцену после бала: «Она почувствовала себя обманутой. Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по – видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее не удерживал. А между тем ей совершенно ясно было, что идти ей отсюда больше некуда…» «Всего хорошего, мессир, - произнесла она вслух, а сама подумала: «Только бы выбраться отсюда, а там я уже дойду до реки и утоплюсь». Любовь и гордость. Ради любви она соглашается на предложение Воланда стать хозяйкой бала Сатаны, но гордость не дает ей слабости просить о помощи, она готова закончить жизнь, если нет с ней рядом Мастера. Именно это в ней покоряет Воланда, ее способность к самоотречению покоряет и Иешуа).

Учитель: На кого из героинь классической литературы похожа Маргарита?

(В ней ей смелость Татьяны Лариной, безрассудство Анны Карениной, способность к самоотречению Сони Мармеладовой… есть в ней что – то и от деятельных, активных героинь Шекспира (Беатриче, Джулетты).

Слайд 31

- Как относится автор к Маргарите? Докажите свою точку зрения.

(Несомненно, что Булгаков симпатизирует своей героине. В начале 19 главы «Маргарита» он обращается к нам с такими словами: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной,  мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

Нет! Мастер ошибался, когда с горечью говорил Иванушке в больнице в тот час, когда ночь переваливалась через полночь, что она позабыла его. Этого быть не могло. Она его, конечно,  не забыла». Это – авторская оценка героини, и комментарии здесь не нужны.)

Слайд 32

- Какова функция фантастики в романе?

(Сатирическая: автор обнажает пороки времени с помощью сверхъестественной силы, доводя до абсурдности показ сторон жизни.

Слайд 33-34

Современная Булгакову жизнь была сама по себе фантастична: в романе часто звучит определение «нехорошая квартира» (из нее все время пропадают люди), но в реальной жизни люди пропадали без всякого вмешательства нечистой силы. Куда? Теперь ответ мы знаем, один из вариантов на картине Петра Белова «Беломорканал».

Слайд 35

Булгаковская метафора, таким образом, сродни чеховской: вся Россия – это «палата №6», вся Россия – это «нехорошая квартира». Нечистая сила устраивает фокусы подобно правительству.)

Слайд 36

- Почему Мастеру дарован покой, а не свет?

(В какой – то момент он испугался жизни: он отказался от борьбы, от любви, от Маргариты; заставил ее страдать, возненавидел свой роман, захотел избегнуть той чаши, которую ему предначертано было испить. Истерзанный Мастер отказывается от своего призвания художника: « У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме нее… меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… Он мне ненавистен, этот роман… я слишком много испытал из- за него». Никто из людей не смет упрекнуть замученного человека за подобную капитуляцию, но «Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий».  Ведь Мастер предал любовь – высшую ценность для Булгакова. Мастер не свободен от обиды и раздражения по отношению к когорте писателей и поэтов, он не хочет больше писать, он устал. Маргарита сильнее, именно ее любовь возвращает Мастера, она живет его жизнью, она несет на своих плечах бремя общих забот, поддерживает своего любимого).

Слайд 37

- Что символизирует свет?

(Свет – это высшая награда в мире Иешуа, который определяет судьбу Мастера и Маргариты. Булгаков не дает никаких пояснений, рассчитывая на думающего читателя. Свет – это емкий символ в художественной системе романа: свет – это вера до конца, это преданность своим убеждениям, это беззаветная любовь и самоотречение.)

Слайд 38

- Кто из героев романа достоин света?

(Маргарита, которая борется до конца за свою любовь, но, как говорит Воланд, «тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».

Гретхен в трагедии Гете прощена небом, несмотря на то, что она совершила тяжкое преступление, потому что все сделанное ею ради любви к Фаусту. И, хотя Маргарита была ведьмой, она получает награду «по своей вере» - вечность рядом с мастером. «Я верую! – шептала Маргарита торжественно, - я верую! Что – то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука?»)

Роман Булгакова трагичен: покой и независимость дарованы героям. Там, в ином мире, роман Мастера не оценили современники, его прозрение оказалось ненужным, он сам им не нужен; так же оказался отвергнутым своим временем и современниками Иешуа. Но любовь торжествует: она дает силы Маргарите, она прощает и спасает. Любовь в художественном мире Булгакова является высшей ценностью.

Роман имеет два основных варианта прочтения: поверить всему фантастическому, принять это как реальность или отнести все  загадочное на счет массового психоза, гипноза. В эпилоге Булгаков дает реальное объяснение всему происшедшему. Каждый из нас выберет свою версию романа.

Слайд 39

Домашнее задание:

Выписать фразы, ставшие крылатыми выражениями.

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»                                                       всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www.методкабинет.рф)




1.  Изобразить при помощи кругов Эйлера и указать в каких отношениях находятся следующие понятия- а Уцене
2. Компьютер с выходом в Интернет
3. Валовый внутренний продукт, его назначение и способы измерения Анализ динамики ВВП в России переходного периода
4. Школа здоровья 384 Путешествие по Северной Америке
5.  20 г
6. Лабораторная работа 16 Тема- Исследование свойств тройного интеграла с помощью среды Mtlb
7. Лекции - Терапия лечение заболеваний кишечника
8. Лазурная на 1 января 2009 года Показатель На начало отчетного
9. Вы знаете нам требуются люди с опытом работы не менее 3х лет ок попытка 2
10. Кримінальне право України
11. Я сам прийшов до політики через історію і сей шлях вважаю нормальним ~ тільки він мусить бути проведений від
12. . Морула утворюється в результаті Органогенезу Гістогенезу Гаструляції Дроблення Заплід
13. НусиБе
14. Шпаргалка геометрия
15. Каждая переменная имеет собственное имя
16. Людей посмотреть мир повидать
17. на тему- ГРЯДУЩИЙ МИРОПОРЯДОК
18. . Безработица. Содержание явления5 1.
19. модуль перемещения измеряется в метрах СИ
20. реферату- Економічні зв~язки оплата праці і ринок праціРозділ- Економіка підприємства Економічні зв~язки