Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Факультет
Кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «»
На тему: «Технология сведения многодорожечных фонограмм»
Студента(ки) группы____
Ф.И.О
_______________________
Проверил:
_______________________
Якутск, 2014
Содержание:
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава I. Общая характеристика фонограммы……………………..…….………5
1.1 Понятие и классификация фонограмм………………………………………5
1.2 Оформление фонограмм………………………………………………...……7
1.3 Прием, выдача, хранение и транспортировка фонограмм…………………8
1.4 Правила и условия хранения фонограмм…………………………….……..9
Глава II. Технология сведения многодорожечных фонограмм………………13
2.1 Многодорожечная фонограмма………………………………………….…13
2.3 История многодорожечных фонограмм…………………………………....15
2.4 Организация студийной многоканальной записи………………………....18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………..25
Введение
Появившись не так давно чуть больше полувека назад, технология многодорожечной записи прочно вошла в процесс создания и записи музыки. Менялись носители аудиосигнала, стандарты, оборудование (об этом подробней рассказано в первой главе моего реферата), но технология многодорожечной записи не только не устаревала, но и развивалась, совершенствовалась, распространялась на все большее количество жанров и стилей. На сегодняшний день, практически любая музыка, которую мы слышим в окружающем нас мире, создана многодорожечным способом.
Актуальность использования технологии при записи музыки сохраняется, и остается основной для создания качественных фонограмм.
Многодорожечная запись (также многоканальная запись) способ записи звука, который позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки для создания общей звуковой картины.
Технический прогресс, произошедший за последние десятилетия, вывел звукозапись на кардинально новый уровень. Постепенно уходят в прошлое аналоговые магнитофоны. На смену аналоговым приборам обработки приходят цифровые устройства, появляются новые стандарты для записи, передачи и хранения аудиосигнала. Но неизменной остается технология многодорожечной записи. Исходя из этого можно сказать следующее:
- запись многодорожечных фонограмм требует от звукорежиссера целого комплекса знаний и практических навыков, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность.
- владение технологией многодорожечной записи во многом определяет профессионализм звукорежиссера.
Целью работы является исследование технологии сведения многодорожечных фонограмм. Задачи курсовой работы состоят в следующем:
- рассмотреть понятие и классификацию фонограммы;
- рассмотреть оформление, прием, выдача, хранение и транспортировку фонограммы
- изучить правила и условия хранения фонограмм;
- рассмотреть многодорожечную фонограмму и ее классификацию способов записи;
- рассмотреть история многодорожечных фонограмм;
- рассмотреть организацию студийной многоканальной записи;
Объект исследования - многодорожечные фонограммы.
Предмет исследования технологии сведения многодорожечных фонограмм.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 26 страницах, список использованной литературы.
Глава I. Общая характеристика фонограммы
фонограмм
Фонограмма - любая исключительно звуковая Запись исполнений или иных звуков.
Запись - фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, Воспроизведение или Сообщение.
Воспроизведение произведения - изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко - и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. 2
Воспроизведение фонограммы - изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе.
Сообщать фонограмму - Показывать, Исполнять, Передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения Экземпляров произведения или Фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, Передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой.
Исполнение - представление произведений, Фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров Аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).
Передача в эфир - Сообщение произведений, Фонограмм, Исполнений, постановок, Передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая Показ или Исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой.
Классификация фонограмм может производиться по ряду признаков:
- по виду носителя записи;
- по способу записи звуковых сигналов;
- по виду (форме) записи.
В зависимости от вида носителя записи фонограммы делятся на:
- ленточные;
- дисковые.
В зависимости от способа записи звуковых сигналов фонограммы делятся на:
- магнитные;
- магнитооптические;
- оптические.
В зависимости от вида (формы) записи фонограммы делятся на:
- аналоговые;
- цифровые.
Кроме того, фонограммы дополнительно могут классифицироваться:
- по месту изготовления - собственные или приобретенные;
- по срокам хранения - оперативные (до одного месяца), временные (три - пять лет) и бессрочные (фондовые).
При маркировке фонограммы могут быть указаны также следующие сведения: моно- или стереофонограмма, порядковый номер, типоразмер коробки, в которой хранится фонограмма, жанр или характер записи, год записи, скорость движения звуконосителя, уровень намагниченности.3
При выборе системы классификации необязательно закладывать все
признаки, но чем больше признаков заложено в маркировку фонограммы, тем легче и оперативнее осуществляется подбор нужных фонограмм, сокращается брак при подготовке и проведении вещания.4
Фонограммы подразделяются на следующие виды:
- первичная фонограмма, полученная в результате записи звуковых
сигналов от первоисточника (оригинал);
- копии, полученные в результате перезаписи первичной фонограммы (дубль оригинала и вещательные копии).
1.2 Оформление
фонограмм
Оформление фонограмм, включая этикетки, сопроводительную документацию (паспорта, протоколы художественно-технического совета, извещения), производится оператором записи или редактором.
При большом объеме звукозаписей в крупных РК оформление фонограмм производится специально выделенным лицом.
Оригинал фонограммы оформляется по данным, представленным редакцией, а дубли - по данным оригинала.
Перед отправкой на хранение принятый художественным советом (или специально назначенной группой специалистов) оригинал фонограммы передается в аппаратную звукозаписи для изготовления копий.
После прослушивания и оформления их оператором записи все копии вместе с оригиналом должны быть в перемотанном виде переданы в фонотеку.5
1.3 Прием, выдача, хранение
и транспортировка фонограмм
Для организации работ по приему, выдаче и хранению фонограмм во всех организациях по радиовещанию создаются отделы фонограмм (фонотеки).6
На фонотеку возлагаются следующие задачи:
- принятие мер по созданию и поддержанию необходимых условий для хранения фонограмм;
- обеспечение технических и творческих служб РК фонограммами по заявкам главных редакций (редакций) для всех видов работ и своевременная доставка их в аппаратные, а также возврат в фонотеку.
При наличии диспетчерской службы функции доставки фонограмм в аппаратные и их возврат в фонотеку возлагаются на диспетчерскую;
- обеспечение своевременного приема на хранение всех вновь изготовленных и полученных из других организаций фонограмм;
- подготовка, выпуск и обеспечение главных редакций и служб РК информационно-справочными материалами на фонды звукозаписей;
- систематизация картотеки по жанрам, авторам и т.п.;
- организация учета и оформление документации по приему и выдаче фонограмм;
- обновление фонда фонограмм за счет своевременного оформления заказов на изготовление в РК и других организациях по звукозаписи и радиовещанию копий оригиналов фонограмм;
- передача на уничтожение (в соответствии с внутренней
инструкцией) фонограмм с просроченным сроком хранения, морально устаревших и технически непригодных к вещанию;
- организация через технические службы перезаписи, а также восстановления и реставрации (в соответствии с внутренней инструкцией) технически устаревших, но имеющих большую художественную или историческую ценность, фонограмм.7
Контроль за решением технических вопросов по созданию и поддержанию необходимых условий для хранения фонограмм, оснащение фонотек профессиональными устройствами записи-воспроизведения, контрольными акустическими агрегатами, устройствами контроля за параметрами воздуха, а также за проведением профилактики технического оборудования по графику, согласованному с фонотекой, возлагается на руководство технической службы РК.8
Контроль за проведением перечисленных мероприятий по организации работ с фонограммами возлагается на телерадиофонд, отдел фонограмм или лицо, ответственное за фонотеку.
Решение о необходимости перезаписи каждой конкретной фонограммы должно приниматься только после тщательного изучения ее состояния. Рекомендуется периодически проводить проверку состояния наиболее ценных фонограмм.
1.4 Правила и условия
хранения фонограмм
Для хранения фонограмм оборудуются специальные помещения, в которых должны соблюдаться следующие условия:
- в помещениях, предназначенных для хранения основного фонда (длительного хранения), не должно быть окон.
Оперативное хранение фонограмм (рабочая фонотека) может производиться в помещениях с естественным светом, но в него не должны проникать прямые солнечные лучи.
Электрическое освещение помещений должно осуществляться лампами дневного света с плафонами, имеющими гладкую наружную поверхность;9
- помещения хранилищ должны быть защищены от пыли. Не рекомендуется постоянная работа в хранилищах обслуживающего и административного персонала. Обслуживающий персонал допускается в хранилище только в специальной рабочей обуви и халатах;
- материалы покрытий пола, стен и потолка не должны накапливать пыль и быть ее источником;
- в помещениях фонотек должна проводиться регулярная уборка: сухая (пылесосом) - стеллажей, коробок с фонограммами, потолков, стен и плафонов - один раз в неделю; влажная уборка полов - ежедневно;
- запыленность окружающего воздуха не должна превышать 0,75
мг/куб. м;
- в помещениях, где длительное время хранятся фонограммы (основной фонд), должно быть предусмотрено кондиционирование воздуха;
- относительная влажность во всех кондиционируемых помещениях должна быть (60 +/- 5)%;
- оптимальные условия хранения обеспечиваются при температуре воздуха:
в помещениях, где хранятся оригиналы фонограмм, - (12 +/- 3) ЬC;
в помещениях хранения дублей оригиналов - (15 +/- 3) ЬC;
в рабочих фонотеках и других помещениях, где проводится работа с фонограммами, - (18 +/- 3) ЬC;
- контроль температуры и относительной влажности воздуха в помещениях хранилищ должен проводиться с помощью настенных термометров и гигрометров нерегистрирующего типа.
Количество и расположение приборов, контролирующих параметры воздуха, должно обеспечивать контроль параметров по всему объему помещения; проверка приборов должна проводиться в соответствии с заводскими инструкциями;
- в случае, если система кондиционирования здания не может поддерживать заданной температуры и влажности воздуха, то в каждом из хранилищ устанавливается (в стороне от стеллажей) автономный кондиционер соответствующей мощности;
- напряженность внешнего магнитного поля не должна превышать 400 А/м;
- в хранилищах должны быть установлены стеллажи из немагнитного материала;
- атмосферное давление должно быть в пределах от 84 до 107 кПа.
Глава II. Технология сведения многодорожечных фонограмм
2.1 Многодорожечная фонограмма
Многодорожечная запись (также многоканальная запись) способ записи звука, который позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки для создания общей звуковой картины
Особенности. Многородорожечная запись осуществляется при помощи:
Применение этих устройств дает возможность независимо записывать, воспроизводить, обрабатывать и перезаписывать избранные отдельные дорожки или одновременно всю запись.
Каждая дорожка может содержать запись инструментов и инструментальных групп, вокалистов, речь, музыку и шумовое сопровождение. Развитие технологии многодорожечной записи позволило сократить время записи, число дублей, повысить качество звучания финальной фонограммы.10
Данный способ предусматривает наличие одного/двух каналов записи. На данный момент этот способ используется для сведения фонограмм с многодорожечного носителя или записи выступлений для теле радиовещания.
Данный способ имеет две разновидности технологии записи.
Существует комбинация этих способов. Когда записывается основной состав музыкального коллектива, а затем "дозаписываются" остальные инструменты. Например, запись дополнительных партий инструментов, или запись вокала.
При многодорожечной записи сведение производится после записи. Причём многодорожечный способ позволяет делать сведение фонограмм в разных форматах - моно, стерео двухканальном или стерео многоканальном.
В самой многодорожечной записи есть важнейшее технологическое различие одновременная и последовательная запись.
При последовательной записи каждый из элементов фактуры записывается по очереди в студии под фонограмму, звучащую в наушники. Каждый из музыкантов вписывает свою партию на точно определенное место, и, если не попал с первого раза, может пробовать еще раз сначала, или подхватывать с удобного места. При сведении на каждой дорожке записан только звук "своего" инструмента. Поэтому динамическая обработка, частотная коррекция и все прочие операции не влияют на звуки, записанные на других дорожках. Соответственно, возможно вмешательство любого уровня, ограничиваемое лишь художественными задачами и фантазией звукорежиссера.
При одновременной записи все находятся в студии и играют вместе, поэтому неизбежно взаимопроникновение звуков разных инструментов на "чужие" микрофоны. При сведении звукорежиссер сталкивается с такой проблемой, как ограниченные возможности обработки звука каждой дорожки, так как вмешательство в звучание одного инструмента неизбежно будет влиять на звук "соседей", попавших в его микрофон при записи.
Последовательной записью пользуются в основном в поп-музыке, а одновременной при записи рока, джаза и классики.11
В любом случае, многодорожечная запись дает возможность звукорежиссеру перенести момент принятия окончательного решения по поводу звука "на потом", когда можно будет пробовать различные варианты, используя для своих творческих поисков не уставших живых исполнителей, а магнитофон. В поисках желаемого звука можно создать несколько вариантов сведения, в конце концов, если что-то не получилось, можно потом досвести или пересвести материал.
2.3 История многодорожечных фонограмм
Первые 4-х и 8-дорожечные магнитофоны появились еще в середине 1950-х годов. Во второй половине 1960-х были представлены 16-дорожечные рекордеры, а в 1974 в Сиднее был представлен первый 24-дорожечный магнитофон. А в 1982 году Sony представила 24-дорожечный магнитофон DASH-формата.
Благодаря развитию многоканальной записи появилась возможность создавать системы пространственного звучания, начиная с квадрофонии и заканчивая последними поколениями систем Dolby и DTS
В конце 90-х начале 2000-х аналоговые и цифровые многодорожечных магнитофоны начали замещать цифровые звуковые рабочие станции на основе жёстких дисков.
Они предлагали более широкие возможности записи и обработки звукового сигнала и были направлены исключительно на профессиональный сегмент индустрии звукозаписи. И только с распространением мощных ПК многодорожечная запись стала доступна любителям и бюджетным студиям.
Прототипами программ-мультитреков являются аппаратные многодорожечные магнитофоны, ранее широко использовавшиеся в профессиональных студиях. Музыкальные инструменты и голоса записывались на разные дорожки, после чего производился комплексный этап обработки, называемый сведением.
Параллельно с этими технологиями развивалось другое интересное направление секвенсоры специальные модули, которые позволяли подключать несколько синтезаторов или модулей синтеза. Вы могли использовать несколько дорожек, в которые просто вписывали нотные партии для того или иного подключенного инструмента, и тот их воспроизводил.
Секвенсор был предназначен для синхронного воспроизведения музыкальных партий нескольких таких устройств. В результате можно было довольно быстро и удобно делать аранжировку. В компьютерных технологиях первыми были реализованы именно секвенсоры. Это было в начале-середине 80-х прошлого столетия. Основным стандартом такого управления ныне является протокол MIDI.
В начале 90-х прошлого столетия в компьютерных технологиях стала активно воплощаться и идея реализации многодорожечной записи, при этом программы того времени еще разделялись на «цифровые магнитофоны» и MIDI-секвенсоры.
С точки зрения аппаратного обеспечения (звуковых карт или модулей) это также подразумевало два отдельных независимых тракта.
Затем произошло технологическое объединение и сегодняшний мультитрек это многодорожечный магнитофон и MIDI-секвенсор в одном программном интерфейсе. При этом важно понимать, что, работая с таким ПО, мы оперируем двумя различными типами данных аудио-потоками и MIDI-сообщениями. Если первые можно послушать, то вторые являются командными, содержащими в себе информацию, необходимую для управления виртуальными инструментами.
Применение относительно доступных многоканальных звуковых плат и аудиоредакторов с функцией многодорожечной записи позволило создавать портативные студии звукозаписи на базе ПК. Удобство работы с материалом без применения ленточных технологий оценили и профессионалы, поэтому даже большие студии звукозаписи отказались от применения дорогостоящих многодорожечных магнитофонов.
Некоторые исполнители для создания демо-записей, а иногда и создания альбомов используют персональный компьютер как рабочую станцию звукозаписи.
При использовании ПК для многодорожечной записи, компьютер должен быть оснащен звуковой платой либо внешним АЦП, установленным программным обеспечением многодорожечным аудиоредактором, предусилителем (может быть встроен в звуковую плату) с микрофоном (может иметь АЦП внутри и подключаться по USB) для записи вокала, акустических и электронных инструментов.
Также возможна запись с других звуковых устройств с линейным уровнем. При воспроизведении и записи для прослушивания (мониторинга) возможно использование наушников, подсоединенных к линейному выходу звуковой платы либо через предусилитель, а также использование звуковых мониторов как пассивных (внешний усилитель), так и активных (встроенных усилитель).
Звуковые интрфейсы могут быть выполнены в виде PCI карты, или внешнего USB или FireWire устройства.12
2.4 Организация студийной многоканальной записи
Многоканальная запись является одним из направлений современной технологии подготовки фонограмм музыкальных произведений самых разнообразных жанров.
Многоканальная запись музыки обеспечивает:
- сбалансированное звучание различных инструментов оркестра;
- введение после первичной записи различных видов частотной и динамической обработки и спецэффектов в отдельные каналы и групповые тракты;
- разделение во времени: последовательную запись различных инструментов, а также солистов или одновременную (параллельную) разделенную в пространстве запись отдельных инструментов;
- проведение многократной обработки первичной записи без изменения исходного записанного материала при сведении (в отсутствие исполнителей);
- большую творческую самостоятельность звукорежиссера в формировании тембров отдельных инструментов.
Многоканальная запись звуковой информации от отдельных источников может производиться как одновременно на всех дорожках сразу, так и последовательно по одной или группам дорожек.
Технологический метод многоканальной записи включает три раздельных по времени процесса:
- непосредственно первичная запись фонограммы с введением или без введения дополнительной обработки в отдельные каналы;
- сведение многодорожечной записи в стереовариант. В этом режиме звукорежиссер использует введение различных видов обработки отдельных компонентов оркестра с целью придания им определенного звучания в соответствии со своими творческими замыслами;
- монтаж из фонограмм, сформированных на втором этапе окончательного варианта фонограммы произведения.
Первичная многоканальная запись осуществляется по следующей технологии:
1. В каждом канале производится монофоническая первичная запись или в двух каналах - стереофоническая запись какой-либо из групп инструментов с последующим созданием общего стереофонического звучания фонограммы в процессе сведения каналов.
2. Первичная запись производится с минимальной необходимой обработкой. Отказ от обработки сигналов при первичной записи вызван тем, что во время сведения, при образовании суммарного стереосигнала, восприятие баланса между инструментами и их тембрами может отличаться от восприятия при раздельном прослушивании.
3. Исполнители (отдельные инструменты или объединенные в группы) при записи, по возможности, акустически изолируются друг от друга, вплоть до размещения при проведении параллельной записи в небольших изолированных кабинах.
4. В зависимости от творческого почерка звукорежиссера, технических и организационных возможностей используются как параллельный, так и последовательный виды записи. Как правило, при последовательной записи в начале осуществляется запись ритм-группы. Эта запись воспроизводится другим исполнителям на их головные телефоны или громкоговорители для синхронизации последующей записи остальных групп в соответствии с партитурой произведения.
5. Если при записи ритм-группы необходимо использовать большее
количество микрофонов, то производится многодорожечная запись этой группы с последующим промежуточным сведением на две дорожки, после чего производится запись остальных исполнителей.
6. Операция промежуточного сведения применяется в тех случаях, когда число записываемых источников превышает число магнитных дорожек многоканального магнитофона.
7. Синхронность звучания на отдельных дорожках достигается тем, то воспроизведение синхронизирующего сигнала ритм-группы в студию и запись других исполнителей обеспечивается одной и той же многоканальной универсальной "головкой записи", каждый канал которой может переключаться и работать независимо один от другого как в режиме записи, так и воспроизведения.
8. Визуальный и акустический контроль суммарного сигнала при параллельной записи может быть осуществлен с помощью поля контроля или поля предмикширования, входящего составной частью в пульт звукорежиссера.13
9. Поле предмикширования обеспечивает смешивание сигналов отдельных каналов и сведение их через панорамные регуляторы в одну стереопару, к которой может быть подключен стереофонический измеритель уровня и пара контрольных агрегатов.
10. Для проведения обработки каждый канал пульта предмикширования имеет регулятор уровня, панорамный регулятор и дозатор реверберации.
11. Поскольку основная обработка сигналов производится при сведении, звукорежиссеры в процессе записи контролируют уровень сигналов, подаваемых на вход многодорожечного магнитофона, по индивидуальным измерителям уровня, установленным в каждом канале пульта звукорежиссера. Этот контроль необходим для того, чтобы избежать перегрузки магнитной ленты и нелинейных искажений.
Сведение многоканальной звукозаписи осуществляется следующим образом:
1. Технологическая операция сведения является наиболее трудоемкой частью процесса создания фонограммы по методу многоканальной записи. Процесс сведения заключается в формировании стереофонической записи путем смешения сигналов, записанных в процессе первичной записи на многоканальном магнитофоне. При этом звукорежиссер может использовать все имеющиеся в его распоряжении технические возможности для проведения индивидуальной обработки сигнала в каждом канале, обеспечивая прозрачность звучания и определенную характерность тембров отдельных инструментов, инструментальных групп и солистов.
2. Сведение многодорожечных записей может осуществляться в аппаратных сложного монтажа, оборудованных многоканальными и стереофоническими магнитофонами с автолокаторами, микшерным пультом и набором устройств для создания спецэффектов.
3. Для сведения многодорожечной записи сигналы с выходов многоканального магнитофона подаются на микшерный пульт, каждая входная линейка которого имеет регулятор уровня, корректор частотной характеристики, регулятор уровня сигнала, подаваемого на ревербератор, панорамный регулятор и другие устройства введения спецэффектов.
Сигналы с выходов индивидуальных трактов панорамируются (распределяются по стереофонической базе), балансируются между собой и, смешиваясь на двух стереофонических главных выходах пульта, подаются на вход двухканального стереофонического магнитофона на запись.
4. При сведении предусматривается возможность введения с помощью коммутатора различных спецэффектов путем подключения различных устройств обработки сигналов (лимитеров, компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов и т.д.).
5. Во время репетиции сведения звукорежиссер имеет возможность контроля сведения передачи в стереоварианте на выходе пульта.
6. Управление всеми режимами работы (воспроизведение, запись, синхронизация, репетиция) осуществляется с помощью отдельного пульта дистанционного управления многоканального магнитофона. Магнитофон также снабжен автоискателем или локатором, позволяющим хранить в памяти несколько монтажных точек, соответствующих определенным местам фонограмм. С помощью набора на пульте автолокатора магнитная лента автоматически останавливается на нужном для монтажа месте. Кроме того, автоискатель снабжен кнопкой автоповтора, позволяющей повторять воспроизведение с любого участка ленты в любое желаемое положение.
7. После проведения репетиции сведения звукорежиссер производит запись двух или нескольких вариантов сведения на стереомагнитофон. При наличии компьютера звукорежиссер при сведении имеет возможность записывать в память определенные варианты сведения и затем, путем их сравнения при воспроизведении, выбрать наилучший вариант без многократной записи.
Окончательный монтаж фонограммы после сведения производится из нескольких предварительно сведенных вариантов фонограммы. Монтаж необходим для удаления некачественно записанных фрагментов, замены отдельных музыкальных фраз, врезки наиболее удачных вариантов записи и т.п.14
Оригиналом многоканальной записи, которая сдается на хранение в фонотеку, считается сведенный и смонтированный материал.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
Фонограмма - любая исключительно звуковая Запись исполнений или иных звуков.
Запись - фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, Воспроизведение или Сообщение.
Воспроизведение произведения - изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко - и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением.
Воспроизведение фонограммы - изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе.
Многодорожечная запись (также многоканальная запись) способ записи звука, который позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки для создания общей звуковой картины
Особенности. Многородорожечная запись осуществляется при помощи:
- аналоговых и цифровых многодорожечных магнитофонов;
-аппартн-программных комплексов с применением аудиоредакторов;
- цифровых звуковых рабочих станций;
Применение этих устройств дает возможность независимо записывать, воспроизводить, обрабатывать и перезаписывать избранные отдельные дорожки или одновременно всю запись.
Каждая дорожка может содержать запись инструментов и инструментальных групп, вокалистов, речь, музыку и шумовое сопровождение. Развитие технологии многодорожечной записи позволило сократить время записи, число дублей, повысить качество звучания финальной фонограммы.
В самой многодорожечной записи есть важнейшее технологическое различие одновременная и последовательная запись.
При последовательной записи каждый из элементов фактуры записывается по очереди в студии под фонограмму, звучащую в наушники. Каждый из музыкантов вписывает свою партию на точно определенное место, и, если не попал с первого раза, может пробовать еще раз сначала, или подхватывать с удобного места. При сведении на каждой дорожке записан только звук "своего" инструмента. Поэтому динамическая обработка, частотная коррекция и все прочие операции не влияют на звуки, записанные на других дорожках. Соответственно, возможно вмешательство любого уровня, ограничиваемое лишь художественными задачами и фантазией звукорежиссера.
При одновременной записи все находятся в студии и играют вместе, поэтому неизбежно взаимопроникновение звуков разных инструментов на "чужие" микрофоны.
Последовательной записью пользуются в основном в поп-музыке, а одновременной при записи рока, джаза и классики.
В любом случае, многодорожечная запись дает возможность звукорежиссеру перенести момент принятия окончательного решения по поводу звука "на потом", когда можно будет пробовать различные варианты, используя для своих творческих поисков не уставших живых исполнителей, а магнитофон. В поисках желаемого звука можно создать несколько вариантов сведения, в конце концов, если что-то не получилось, можно потом досвести или пересвести материал.
Список использованной литературы
1. Акустика: монография / И.Б. Крендалл ; перев. с англ. - 4-е изд. - М. : URSS, 2009.-25с.
2. Акустические основы звукорежиссуры: учеб. пособие для студентов вузов / Б.Я.Меерзон. - М. : Аспект Пресс, 2004.-62с.
3. Дворко Н.И., Динов В.Г., Шугаль С.Г., Кубицкий Ю.А. Основы звукорежиссуры (Творческий практикум). Учебное пособие СПб.; Изд-во СПбГУП, 2005.-85с.
4. Динов В.Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре - СПб.: Геликон Плюс, 2007.-284с.
6. Звуковое решение фильма и методика его реализации на практике: методическое пособие для студентов мастерских режиссуры, операторского искусства, продюсирования и киноведения / СПбГУКиТ ; сост. Н. В. Левитина. - СПб. : СПбГУКиТ, 2009.-184с.
7. Звукорежиссура: учеб. пособие для студентов мастерской звукорежиссуры/ Г.Я. Франк. - СПб. : изд-во СПбГУКиТ, 2001.-163с.
8. Звукорежиссура и запись фонограмм: профессиональное руководство / А. В. Севашко. - М. : Додэка-XXI, 2007.-153с.
9. Звуковой монтаж. Монтаж как система формообразования и организации
выразительных средств звучания кинофильма: метод.пособие для студ-в фак-а экранных иск-в мастерских звукорежиссуры / СПбГУКиТ ; сост. А. Г. Гасан-Заде. - СПб. : Изд-во СПбГУКиТ, 2009.-129с.
10. Звукорежиссура мульти.: учебное пособие / Г.Я. Франк. - СПб : Изд. СПбГКУКиТ., 2007.-218с.
11. Звукорежиссура факта: учебное пособие / Г.Я. Франк. - СПб. : изд. СПбГУКиТ, 2007.-173с.
12. Качественный звук - сегодня это просто / Ю. Ф. Авраменко. - Киев : МК-Пресс, 2007.188с.
13. Методическое руководство по выполнению дипломной работы студентами мастерской звукорежиссуры. - СПб. : изд. СПбГУКиТ, 2008.
15. Монтаж звука в теле- и кинопроизводстве. Знакомство с технологиями и приёмами/ Хилари Уайатт, Тим Эмиес ; пер. с англ. - 3-е изд. - М. : ГИТР, 2006.-164с.
16. Монтаж фонограмм: учебное пособие/В. Г. Динов, - Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПб.), Кафедра звукорежиссуры. - СПб. : СПбГУКиТ, 2009.-134с.
17. Музыкальная акустика: учебник / Алдошина И., Р. Приттс . - СПб. : Композитор, 2006.-146с.
18. Основы звукозаписи в видеопроизводстве/ Диз Лайвер ; пер. с англ. - М. : ГИТР, 2005.-121с.
19. Палитра звукорежиссера/ В. Г. Динов. - СПб. : "Геликон Плюс", 2006.
20. Попова Н.Ф. Организация производства художественного фильма. Учебное пособие СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010.-134с.
22. Реставрация архивных записей: учебное пособие / В. Г. Динов; Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПб.). - СПб.: СПбГУКиТ, 2009.-41с.
23. Стереофоническое радиовещание и звукозапись: учеб. пособие для вузов / Ю.А. Ковалгин, Э.И. Вологдин, Л.Н. Кацнельсон ; под ред. профессора Ю.А. Ковалгина. - М. : Горячая линия -Телеком, 2007.-95с.
25. Франк Г. Как много в этом звуке (Из записных книжек звукорежиссёра). Учебное пособие. - СПбГУКиТ, 2002.-44с.
26. Франк Г. Мировосприятие в звуке (об учениках и не только) Монография. СПб: РИО СПбГУКиТ, 2001. 128 с.-94с.
27. Милхин А. Применение компенсации задержек при записи акустической музыки. Часть 1 // Звукорежиссер, 2009, №7, с. 52-56.
28. Милхин А. Применение компенсации задержек при записи акустической музыки. Часть 2 // Звукорежиссер, 2009, №8, с. 50-55.
29. Милхин А. Применение компенсации задержек при записи акустической музыки. Часть 3 // Звукорежиссер, 2009, №9, с. 56-58.
30. Селье К. Технология MassCore // Звукорежиссер, 2010, №9, с. 50-52.
31. Соболева М. Многодорожечная запись в классической музыке // Звукорежиссер, 2004, №4, с. 40-46.
32. Соболева М. Монтаж музыкальных фонограмм. Часть 1 // Звукорежиссер, 2002, №8, с. 45-52.
33. Соболева М. Монтаж музыкальных фонограмм. Часть 2 // Звукорежиссер, 2002, №9, с. 47-53.
2 Акустика: монография / И.Б. Крендалл ; перев. с англ. - 4-е изд. - М. : URSS, 2009.-25с.
3 Акустические основы звукорежиссуры: учеб. пособие для студентов вузов / Б.Я.Меерзон. - М. : Аспект Пресс, 2004.-62с.
4 . Монтаж звука в теле- и кинопроизводстве. Знакомство с технологиями и приёмами/ Хилари Уайатт, Тим Эмиес ; пер. с англ. - 3-е изд. - М. : ГИТР, 2006.-164с.
5 Дворко Н.И., Динов В.Г., Шугаль С.Г., Кубицкий Ю.А. Основы звукорежиссуры (Творческий практикум). Учебное пособие СПб.; Изд-во СПбГУП, 2005.-85с.
6 Звуковой монтаж. Монтаж как система формообразования и организации выразительных средств звучания кинофильма: метод.пособие для студ-в фак-а экранных иск-в мастерских звукорежиссуры / СПбГУКиТ ; сост. А. Г. Гасан-Заде. - СПб. : Изд-во СПбГУКиТ, 2009.-129с.
7 Звукорежиссура факта: учебное пособие / Г.Я. Франк. - СПб. : изд. СПбГУКиТ, 2007.-173с.
8 Динов В.Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре - СПб.: Геликон Плюс, 2007.-284с.
9 Звуковое решение фильма и методика его реализации на практике: методическое пособие для студентов мастерских режиссуры, операторского искусства, продюсирования и киноведения / СПбГУКиТ ; сост. Н. В. Левитина. - СПб. : СПбГУКиТ, 2009.-184с.
10 Качественный звук - сегодня это просто / Ю. Ф. Авраменко. - Киев : МК-Пресс, 2007.188с.
11 Музыкальная акустика: учебник / Алдошина И., Р. Приттс . - СПб. : Композитор, 2006.-146с.
12 Монтаж фонограмм: учебное пособие/В. Г. Динов, - Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПб.), Кафедра звукорежиссуры. - СПб. : СПбГУКиТ, 2009.-154с.
13 Качественный звук - сегодня это просто / Ю. Ф. Авраменко. - Киев : МК-Пресс, 2007.188с.
14 Звукорежиссура мульти.: учебное пособие / Г.Я. Франк. - СПб : Изд. СПбГКУКиТ., 2007.-218с.