Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Предмет социальной философии Социальная философия важнейшая область философского зна

Работа добавлена на сайт samzan.net:


1.Предмет социальной философии       

          Социальная философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и действий жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но сразу имеет и ряд особенностей, отличающих её объект и предмет исследования. Социальная философия как философская дисциплина также изучает целое и всеобщее. Но данная интенция в социальной философии осуществляется только в рамках исследования общества людей. При этом принципиально иметь в виду, что социальная философия не абстрагируется ни от исследования всеобщих закономерностей бытия, своеобразно проявляющихся в публичной жизни людей, ни от исследования её специфичных законов развития, отсутствующих, к примеру, в остальных сферах бытия. Это означает, что социальная философия различается от остальных разделов философии и разных областей обществознания тем, что она изучит всеобщие дела общественного бытия, рассматривая исторически однородную неповторимость публичной жизни в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место.     Социальная философия анализирует не лишь дела и связи общества с другими сферами окружающей и обхватывающей людей действительности, осмысливая общие трудности бытия природы и человека, но изучает и специальные закономерности проявления публичной жизнедеятельности людей, которые характерны конкретно для нее как особой формы бытия мира в целом. Это значит, что социальная философия представляет интегральный взор на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, не считая нее, форме знания об обществе.      Объект социально-философского познания - это постоянно изменяющаяся реальность публичной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, трудно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Соответственно и предметом социальной философии является не знание всеобщего и целого о бытии мира, возможностях и методах его осмысления, а знание всеобщего о целостности публичного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития.       

                   

2.Специфика социального знания

Cоциальный (от лат. societas - общество) - понятие, обозначающее явление, относящееся к общественной жизни. Для социальной науки главное - выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ глубинных структур, влияющих на поведение людей, когда мотивация этого поведения для них не очевидна. Особенности: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей. Объект изучения: общество. Ведущая познавательная ориентация: - строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); - приобретает характер прикладных исследований; - включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития. радиционно выделяются следующие типы социального познания: 1) гуманитарное знание, 2) социально-экономическое знание, 3) социально-философское знание. Социально-экономическое знание ориентировано на описание тех процессов, которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и прежде всего - отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть экономическую жизнь общества. Этот тип знания приближается к естественно - научному, поэтому в нем широко используются математические и другие точные методы познания.

3. Идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Идеалистическое понимание исторического процесса — понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. С древних времен господствовал взгляд, согласно которому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты XVII—XVIII вв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, которые по своей воле устанавливают социальные порядки. При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи.  Материалистическое понимание истории — учение об обществе, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к истории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. И. м. составляет теоретическую и методологическую базу социологии и др. общественных наук. Все домарксистские философы, в т. ч. материалисты, были идеалистами в понимании общественной жизни, поскольку останавливались на констатации того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, в обществе действуют люди — существа сознательные, руководствующиеся в своих действиях идеальными побуждениями. Создание И. м. позволило, с одной стороны, провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом — не только на природу, но и на общество, с др.— вскрыть материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех др. ее сторон.

4.Теория общественного прогресса (философия истории Гегеля и экономический детерминизм и формационная теория Маркса)

К. Маркс выработал формационный подход к истории, синтезировав рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба.

В историческом материализме утверждалось, Маркс выделял несколько этапов развития общества, и, соответственно, несколько типов общества, от наименее развитого до совершенного — несколько общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Филосо́фия исто́рии — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства[1]. Философия истории исследует имманентнуюлогику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий[2]. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.

5. Циклические теории исторического процесса

Паттерн циклического круговорота истории стоит первым в ряду попыток человечества понять ход времени. Образ циклической повторяемости событий сложился, по-видимому, на основе простых и доступных всем наблюдений: смены времен года, лунных фаз, морских приливов и отливов, жизненно-биологических циклов и т.п. Теория исторического круговорота возникла как реакция на идеи прогресса.
  Основоположником цикла теории исторического развития является русский ученвый Данилевский. В своих трудах «Россия и Европа» утверждает, что каждый культурно-исторический тип имеет свою историю, имеет начало и конец своего развития, акцентируя свое внимание на самобытности. Немецкий историк и политик Освальд Шпенглер пишет работу «Закат Европы» и производит  фурор. Суть работы-анализ. Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Сравнительный анализ культур, обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах;
Английский историк А. Тойнби разделяет взаимодействие культур как осуществляемое в пространстве и осуществляемое во времени. Работает понятие Вызов и Ответ, например как в взаимосвязи миропонимания с наукой.

6. Концепция двуполушарной структуры мира: смысл дихотомии Восток-Запад

Запад и Восток, Восток и Запад – это вечное противопоставление, попытка представить социально-экономическое и культурное развитие этих двух регионов мира совершенно противоположными благодаря наличию в них существенных различий в политическом устройстве, ценностных ориентациях и религиозных взглядов.

Победа Запада в холодной войне воспринята адептами либеральной идеологии едва ли не как конец Востока, как крушение последней преграды на пути окончательной вестернизации мира.

7. Теория индустриального и постиндустриального общества.

Индустриальное общество-это соц система, в которой основным видом хозяйственной деятельности является промышленное производство.Теоретики индустриального общества полагают, что можно постороить  универсальную модель истории общества. Прообразом этой модели служит для них западное общество, поэтому их упрекают в европоцентризме, американизме, в том, что они недооценивают возможность различных типов исторического развития. По их мнению, индустриальным общество становится  в 19 веке в Западной Европе и Америке. Его основные признаки:машинное производство, рациональная организация экономического труда, свобдный рынок, государственная система, обеспечивающая единство гражданских прав 

Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.

 Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:

  •  аграрная при переходе к земледелию,
  •  индустриальная во время промышленной революции
  •  информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

8.Современный глобальный мир

Многие под глобализацией подразумевают весьма негативные процессы, такие как массовое вселение иммигрантов, стирание границ, уничтожение национальных культур и т.п. Если же за этим еще и просматривается чей-то политический или финансовый интерес, то вполне понятна отрицательная реакция определенных кругов на такую ситуацию. С другой стороны можно привести пример Европы как некоей глобальной единицы - с ее прозрачными границами, единой валютой, парламентом, и в то же время сохранившей национальные и культурные традиции каждого народа. Всё это произошло благодаря прогрессу.

Способно ли человечество жить по законами глобального мира? Если рассмотреть семью как базисный элемент общества, то можно увидеть определенные закономерности работы глобальной системы. Так, например, в семье все её члены живут в общем доме, в той или иной мере помогают друг другу, считаются один с другим. Когда кому-то нужны средства, скажем, на учебу, он их получает из общей кассы, больной освобождается от своих обязанностей, пока не выздоровеет, - все члены семьи работают на ее благо. И уж, конечно же, в такой системе, невозможна ситуация, когда один наживается за счет другого.Наверное, если воссоздать те отношения, которые веками работали в семье, на частном уровне, на уровне общечеловеческом, то в выигрыше окажемся мы все. В глобальном мире - как в одной семье, согласитесь, это не так уж и плохо, да и спокойнее намного. В нормальной семье ведь никто друг друга не подставляет и все обо всех заботятся.В современном глобальном мире, словно в одной семье, не может быть места конфликтам на почве религии, государственных границ, экономических трений и т.д. Просто потому, что всё это препятствует интеграции, противоречит эволюции, прогрессу, естественному общественному развитию.Скорее всего, в ближайшем будущем мы осознаем абсолютную взаимосвязь всех частей мира. И думается, что это - только к лучшему, ведь это заставит человечество всерьёз задуматься о каждом своём поступке и о его последствиях в рамках глобальной системы.

9.  глобальные проблемы современности

- Политические (войны и мира, обеспечения безопасности людей.)

- Социальные (неграмотности, ликвидации отрицательных последствий научно-технического прогресса, распростронения наркомании)

-Экономические (голода, нищеты, эконом. Неравенства)

-Экологические (загрязнения окружающей среды)

-Демографические (взаимосвязи народонаселения и социоприродной среды)

-научыно-технические (рационального использования наличных природных ископаемыъ, поиска новых энергитических ресурсов, освоение океана и космического пространства)

10.Открытое общество демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому обществу (традиционное общество и различные тоталитарные режимы)[1].

Концепция открытого общества была изначально создана философом Анри Бергсоном. Затем она была подробно разработана Карлом Поппером, который в своём труде «Открытое общество и его враги» объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.

Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договорённостей, достигнутых в процессе обсуждения. Такое общество не является неограниченным капитализмом, но и не основано на марксизме или анархии: это самостоятельный вариантдемократии.

Согласно Попперу, существуют «закрытые общества» и «открытые общества».

Закрытое общество — общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы — их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жёстким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».

11. Историко-философская эколюция понимания общества

в каждую эпоху и в любом обществе изучение изучение и познание истории как и всякая иная социальная деятельность подчиняются господствующим тенденциям данного мира определяют два института: индустриальная система экономики и стол же сложная запутанная политическая система, которую мы называем демократией, имея в виду ответственное парламентарное представительное правильество суверенного национального государства.

12. Религиозная теория происхождения общества

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога.»

13. В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.

В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой — сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разграничения полномочий.

14. Естественная теория происхождения общества

Главным фактором биологической эволюции является естественный отбор. Он может быть как индивидуальный, так и групповой, то есть грегарный. Грегарный отбор в той или иной степени имеет место везде, где существуют объединения животных, и включает в себя два тесно связанны, но различных явления. В первом смысле подразумевается обор индивидов обладающих теми или иными особенностями, которые могут не давать конкретному индивиду каких либо преимуществ, но полезны для всего объединения. Второе явление - отбор объединений как определенных целостных единиц. Примерами грегарного отбора могут служить объединения пчел, муравьев, термитов и т. д.

У ранних предлюдей господствовал индивидуальный отбор. А именно изменение морфологической организации индивида, которое делало их более способными к действиям с орудиями. Но наступило время, когда дальнейшее развитие морфологической организации не могло обеспечить прогресса. Единственным способом совершенствования по приспособлению к среде с помощью орудий, стало совершенствование применяемых орудий, т. е. изготовление орудий. В результате деятельность разделилась на орудийно-созидательную и орудийно-приспособительную. На смену праорудийной деятельности пришла орудийная т. е. производственная.

Развитие производственной деятельности было объективной биологической необходимостью. И в то же время она не могла развиваться таким же образом как праорудийная, ибо, взятая сама по себе, была биологически бесполезной. Таким образом, индивиды, по своим морфологическим и иным данным более способные к производственной деятельности, не имели никаких биологических преимуществ по сравнению с теми, которые такими особенностями не обладали.

Имеются серьезные основания полагать, что наличие у индивида качеств, способствующих успеху производственной деятельности, делало менее вероятным наличие у него таких особенностей, которые обеспечивали бы ему высокий ранг в иерархии. В результате индивиды, более других способные к изготовлению орудий, имели не только больше, а, наоборот, меньше шансов получить высокий статус, а тем самым выжить и оставить потомство, чем особи, менее способные к этому.

Тем самым существовавшие отношения препятствовали развитию производства, и развитию праобщины. Объективной производственной потребностью была ликвидация доминирования, вернее замещение ее такими отношениями, которые не подрывали сплоченность праобщины, и в то же время давали одинаковый доступ к мясу всем членам общины. Реализация этой проблемы была возможна лишь при условии выхода за пределы биологической формы движения материи. Новые отношения должны были стать надбиологическими, суперорганическими, т. е. социальными.

В этой ситуации проявил себя грегарно-индивидуальный отбор. Но он действовал не по пути образования сверхорганизма (как у пчел), поскольку это невозможно в среде высокоорганизованных животных. Первобытное стадо эволюционировало тем успешнее, чем больше отдельные индивидуумы могли реализовать свои производственные наклонности, не испытывая ограничения в пище со стороны доминирующих особей.

При наличии зачатков сознания и воли, которые были необходимы и развились в связи с производственной деятельностью, появилась групповая потребность в социальных, общественных отношениях.

Эта потребность праобщества и определяла его волю, его формирующуюся мораль (прамораль). Удовлетворение этой социальной потребности было невозможно без ограничения биологических потребностей членов праобщества. Поэтому первым и вначале единственным требованием воли праобщества - его праморали, обращенным к каждому из его членов, было: не препятствовать доступу никого из остальных членов праобщества к мясу. Это было требование всех членов праобщества, вместе взятых, к каждому его члену, взятому в отдельности. Оно было первым правилом, первой нормой человеческого

15. Формационная теория К. Маркса

Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории.

Методология вопроса. Теоретическое учение Карла Маркса (1818-1883), выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли. О построениях О.Конта, П.Бурдье, Э.Дюркгейма или Л.Гумилева знает, пожалуй, только узкий круг специалистов. Отличить высказывания одного мыслителя от другого не в силах даже студенты, изучающие вузовскую социологию. Но идеи Маркса покорили и продолжают покорять десятки и сотни миллионов людей, воплотились в практику многочисленных общественных движений от интеллигентских кружков и многочисленных научных течений до радикально настроенных боевых формирований, политических партий и целых стран. Количество экземпляров его главного сочинения "Капитал" уступает разве что "Библии". Более полутора десятков стран так называемого социалистического лагеря (СССР, Польша, Болгария, Вьетнам, Куба и др.), построившие на марксистских принципах экономику, политику и социальную структуру общества, продемонстрировали экспериментальную силу теоретических прозрений Маркса. Неважно, что социализм сегодня побежден капитализмом, всегда найдутся люди, которые и в далеком будущем будут считать, что идеи Маркса, верные по существу, были неправильно реализованы на практике и что стоит попробовать осуществить их еще раз.

16. Типология социального действия М. Вебера

"Социальное действие", по Максу Веберу, отличается двумя признаками, которые и делают его социальным, т.е. отличным просто от действия.

Социальное действие:

1) обладает смыслом для того, кто его совершает,

2) ориентировано на других людей.

Смысл - это определенное представление о том, для чего или почему это действие совершается, это какая-то его осознанность и направленность.

М.Вебер высказался за интроективную социологию, т.е. за социологию, изучающую сознание человека. Понять событие - значит объяснить его.Познать же действие человека - значит вывести его из сознания данного человека - его целей, мотиваций, интересов и точек зрения.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

целерациональное— когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. От ценностно-рационального действия оно отличается рациональной постановкой цели и большей развитостью цепочек рассуждения; ценностнорациональное— определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха. Является развитием и как бы следующим этапом именно так понимаемого традиционного действия. В нем могут уже присутствовать представления о выборе средств, анализ мотивов и другие элементы, характерные для целерационального действия. Только ориентировано оно не на цель, а непосредственно на ценность, потому и анализ последствий и даже результата может вообще не оказывать воздействия на форму поступка. Это действие из разряда тех, которые совершаются по формуле "делай как должно, и будь что будет”; аффективное— определяется эмоциями. Не несет в себе никакого представления о целях и средствах; традиционное— определяется традицией или привычкой.

17. Социальныйсоциальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

Структура

Понятие социальный институт предполагает: наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;

Функции

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

2.Регулятивная функция.

3.Интегративная функция.

4.Транслирующая функция. 5.Коммуникативные функции.

18. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

19. Отчуждение можно представить в виде двухступенчатой ракеты, первая ступень которой выводит общество на такую траекторию, когда от людей, как членов социальных коллективов, отделяются их силы, способности и результаты их деятельности. Но на этом «полет» не завершен: сами отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из-под контроля и превращаются в силу, господствующую над обществом. Нередко это господство приводит к разрушительным последствиям.

Степень остроты отчуждения как общественного отношения зависит не только от определяющих его объективных причин, но и от того социокультурного и психологического фона, на котором оно реализуется. Коль скоро это так, то и оптимизация отчуждения может осуществляться умелым сочетанием социально-экономических реформ с соответствующим воздействием на общественное сознание, призванное в данном случае в полную силу проявить свою компенсаторную функцию, смягчить ощущение индивидом своей отчужденности. Именно в этом ключе идет сегодня поиск возможностей для смягчения отчуждения в развитых странах. В этом ключе должен идти поиск и у нас, если мы не хотим, чтобы реформирование обернулось крайними формами социальной незащищенности, а значит, и отчужденности человека.

Истинный ход рассуждений Маркса: сама частная собственность видится ему как продукт порожденного общественным разделением отчужденного труда, выступая одновременно как средство дальнейшего отчуждения, его реализация. Следовательно, отчуждение по своему первоначальному происхождению носит цивилизационный характер, ибо общественное разделение труда, как это ни парадоксально выглядит на поверхности, нацелено на подлинную интеграцию общества, на установление всеобщей связи индивидов.

Проблема свободы личности в социальной философии уже на протяжении ряда веков фокусируется в проблеме отчуждения. По сути дела идея отчуждения была заложена в концепции «общественного договора», исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству. Исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а исходным пунктом в ней - общественное разделение труда.

20. Социальная свобода человека возникает и существует не иначе как в социальной деятельности. Вне такой деятельности социальная свобода человека не существует и существовать не может. Именно это положение ставит задачу исследования структуры социальной деятельности и на этой основе выявления социальной природы, сущности свободы.

Социальная деятельность предстает как социальное взаимодействие определенных субъектов деятельности. Каждый субъект в деятельности является источником некоторого социального действия, которое осознано и направлено на достижение определенной цели. Социальное действие отдельного субъекта необходимо вызывает ответное социальное противодействие другого субъекта, поскольку деятельность является взаимодействием, а последнее предполагает наличие двух противоположно направленных действий, тенденций.

Разобраться в понятии "духовная свобода" непросто. У всех на слуху понятие свободы "как осознанной необходимости"... Надо сказать, что это понятие правомерно лишь на уровне волевой бытийности: осознанная необходимость очень часто представляет собой проявление человеческого эгоцентризма. Все дело в том, что сама по себе личностная воля человека является инструментом деяния. Именно благодаря личностной воле, говоря словами распинаемого Христа, мы "не... ведаем, что творим...". Так называемая социальная свобода - как на Западе, так и у нас - представляет собой иллюзию, поскольку человек не свободен внутри своего существа. Каждая революция, каждая смена формаций приносила лишь иллюзию свободы. Еще Платон в своем "Государстве" дал исчерпывающую картину этой иллюзии. Духовная же свобода - это нечто другое. Для меня духовная свобода есть свобода от ЭГО, свобода от самости, свобода от установок и привязанностей к миру вещей. Но человек явлен в этот мир для духовной свободы; поэтому я и предлагаю лишь одну установку - не иметь установок. Это непосредственно связано с прекращением блужданий разума, приходом к смирению и недеянию и неминуемо приведет вас на светлый жизненный путь, где исчезает проблема добра и зла. И если принять мою модель вертикального мира, то окажется, что в пределах светлой полосы и присутствует то, что мы называем бытием. Вне света небытие: именно там прячется мировое зло. Если принять эту мысль, то станет понятно, в каком небытии находится нынешний мир, насколько инверсно видение этого мира и собственных путей громадным большинством людей.

21. Причинность — определенное внутреннее отношение между явлениями, такая их связь, при которой всякий раз за одним следует другое. Причина — это явление, вызывающее к жизни др. явление; результат действия причины — следствие. Сущностью П. является производство причиной следствия. Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех др. случаях. Следствие, произведённое некоторой причиной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, оказывается причиной третьего явления и т. д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением внутр. необходимости, наз. причинной или причинно-следств. цепью. Историческая причинность является объемлющей формой причинности вследствие того факта, что в исторических событиях активно соучаствуют все измерения жизни. Это зависит от свободы творческой причинности, но в равной степени это зависит и от тех неорганических и органических процессов, которые сделали появление исторического человека возможным и которые остаются существовать в качестве обрамления или субструктуры всей истории.

22. Детерминизм — филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

Индетерминизм — филос. учение и методологич. позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познават. ценность причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др.-греч. философии (Сократ) вплоть до наст. времени, И. и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки.

Фатализм — мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Волюнтаризм — термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни.

23. Система, структура, элементы. Эти категории стали в последние десятилетия играть важную роль в научно-практических исследованиях, дав название двум мощным методологическим направлениям: системный подход и структурализм. Каждая из них играет свою роль в определении тела. Система характеризует тело как упорядоченное целое. Элементы характеризуют состав тела, то, из чего оно состоит. Структура характеризует порядок расположения элементов относительно друг друга.

Форма и содержание — филос. категории, во взаимосвязи к-рых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с др. предметами, а форма есть внутр. организация содержания. Отношение Ф. и с. характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении Ф. и с. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма обнимает систему устойчивых связей предмета.

24. Общество рассматривается как система. Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей.Характер объединения элементов общества в единое целое, в систему обусловлен объективными социальными законами. На характер развития системы влияет природный фактор, но многое зависит и от субъективного фактора – воли, интересов и сознательной деятельности отдельных людей и целых социальных групп. В процессе развития общества ведущим компонентом является технология обеспечения жизненных потребностей человека. Она развивалась от присваивающего и потребляющего типа хозяйствования к производящему. Именно производящий тип хозяйствования, выражающийся в создании производительных сил общества, которые регулируются, удовлетворяя человеческие потребности в условиях определенного развития производительных отношений, сформировал фундаментальный базис общества – его материальное производство. Новые формы обеспечения своей жизнедеятельности нашли выражение в соответствующих типах организации общества, формировании его культуры.

25. Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.

Главные элементы структуры личности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела.

Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему.

Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится.

Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки.

Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать.

Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека.

Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования.

27. Одним из чрезвычайно эффективных механизмов регуляции, функционирования и развития социума, на стадии его классовой поляризации стало право.  Право — это система социальных норм, соблюдение которых охраняет государство. Она формирует определенные органы, специальный общественный аппарат, который силой вынуждает человека выполнять нормы права, уважать их, подчиняться требованиям.   Право возникает на стадии классовой организации общества. Источники его — противоречивы. Ученые пытаются найти корни права в природе человека, в так называемом народном духе, психике человека, идеи права, конкретной ситуации, экономических принципах жизнедеятельности общества и тому подобное.

28. Моральная регуляция поведения людей в обществе осуществляется благодаря внутреннему убеждению личности, общественному мнению, традиции, моральному авторитету. Мораль охватывает широкий спектр общественных явлений. Как регулятивный институт социума она включает моральное сознание, моральные отношения, моральную деятельность. Мораль — это не только форма общественного сознания, как считалось раньше, а социальный институт, который выполняет в обществе (рядом с регулятивной) функции познания, коммуникации, воспитания, наследование и т.д.  Мораль возникает на заре развития человеческой цивилизации.

Говоря о добре и зле, следует отметить две основные тенденции в трактовке этого понятия. Первая — абсолютистская, связанная прежде всею с Платоном. В этом разрезе добро рассматривается как нечто, не зависящее совершенно от частных интересов. Это самая определяющая идея - идея блага, и от нее зависят все остальные. Однако уже в Древней Греции находились философы, которые обращали внимание на относительность понятия добра и зла. Оказывается, зло чрезвычайно полезно для людей, если бы все люди были добрыми, то было бы гораздо хуже. Так как некоторые — злые, порочные, то это и дает возможность жить человечеству. Очень часто люди стремятся быть добродетельными, а в результате получается плохо.

29. Важнейшим видом духовного производства является искусство. Оно представляет собой творение профессионалов — художников, поэтов, музыкантов, т.е. специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированной философией в категории эстетическое.

Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком.

30. Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное. Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология.

Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории. Этот процесс обеспечивается идеологом культуры, их взаимовлиянием и т.д.

31. Культура является базовым понятием рассматриваемой нами области знания. Этот термин в пространстве охвата своего предмета весьма широк, он даже шире, чем бы этого хотелось исследователям. Реально он используется в диапазоне от уровня обыденности (культура поведения) до глобального контекста (мировая культура).

Слово «культура» появилось в латинском языке. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Первоначально слово «культура» применялось как агротехнический термин – «обработка земли, возделывание почвы». Понятие «культура», исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают всё то, что создаётся, используется, совершенствуется человеком. Видимо это дало основание великому немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю дать такое определение культуры: «культура – это созданная человеком «вторая природа». В России термин «культура» появился лишь во второй половине XIX века.

32. Традиции и новации в культуре.

Традиции – это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания.

Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами.

Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни.

33. Проблема творчества является одной из традиционных, так называемых «вечных» проблем философии. Она уходит своими корнями в античную эпоху, в «осевое время» человеческой истории и даже дальше. Ее возникновение связано с интересом к онтологическим проблемам вообще: проблеме бытия, проблеме происхождения мира, проблеме «новизны», проблеме сознания, проблеме возможности познания.

Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции.

34. Творчество - деятельность человека, созидающая новые объекты и качества, новые схемы поведения и общения, новые знания. Творчество – деятельность, которая порождает новое, никогда ранее не бывшее.

Проблемой творчества широко занималась Античная философия. Античное мировоззрение связывало творчество со сферой конечного, приходящего и изменчивого бытия, а не бытия вечного, бесконечного и равного себе. При этом творчество выступает в двух формах: как божественный акт творения космоса и как человеческое ремесло или искусство. Таким образом, античная философия не отводит творчеству главенствующее значение. Истинное знание - созерцание вечного и неизменного бытия. Человеческое творчество выступает в христианстве, прежде всего, как творчество истории, самого себя, своего будущего через приближение к высшему началу.

В христианской философии складывается предпосылка понимания творчества как создание чего-то уникального, небывалого и неповторимого. При этом сфера творчества рассматривает, прежде всего, исторические деяния, деяния нравственного и религиозного характера. Художественное творчество рассматривается как нечто второстепенное.

В философии Нового времени наблюдается развитие пантеистической тенденции

36. Ценность - это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Отметим еще раз, характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается собиранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы). Слушая юмориста, один от хохота сползает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает (именно для последнего выступление юмориста лишено ценности). Американцы, как рассказывает М. Жванецкий, остались равнодушны к его юмореске о трех- и пятирублевых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.

37. Выделяют два полюса ценностного отношения человека к миру, взаимосвязанные между собой. Во-первых, это «предметные» ценности (весь мир культуры) как объекты ценностного отношения, т. е. предметы могут оцениваться в плане добра и зла, истины и неистины, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого и т. п. Во-вторых, «субъективные» ценности — установки, запреты, императивы, оценки и т. п., выраженные в форме нормативных представлений и выступающие ориентирами деятельности, человека. Важное значение имеют смысложизненные ценности — представление о добре и зле, благе и счастье; ценности моральные, демократические, религиозные, личного и межличностного общения и др.

38. Ценностное отношение - отношение человека к миру, сторонами которого являются предметные ценности и субъектные ценности. Предметные ценности - все объекты мира, оцениваемые человеком с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять из разнообразные потребности. Субъектные ценности - это установки, оценки, требования, запреты и т.д., выступающие ориентирами и критериями деятельности людей

39. Самое  главное в деле оценки ценностей - это сам процесс интерпретации. В переводе с латинского интерпретация означает посредничество; устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.

Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оценка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудесным образом попал в результате своего рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сделать так, будет следующее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.

Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскими методами.

40. Нравственные, религиозные, эстетические, правовые ценности

Нравственные ценности – это смысложизненные установки, ориентиры (добчесть, достоинство, справедливость и др.), образующие основу нравственного сознания. Теоретическим осмыслением нравственности занимаются этические учения. Наиболее известными из них являются этика добродетелей Аристотеля, этика долга И. Канта, этика относительных ценностей в английском утилитаризме и американском прагматизме, современная этика ответственности.

Эстетические ценности – это такие исторически сложившиеся феномены (явления) нашей психики, которые лежат в основе эстетического сознания, т.е. осознания действительности в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Положительные эстетические ценности (прекрасное и возвышенное) ассоциируются в нашем сознании с положительными нравственными ценностями (благо, добро, справедливость), способствуя нравственному совершенству человека.

Под религиозными ценностями принято понимать основные догматы веры в сверхъестественное, т.е. наиболее значимое в религиозном отношении содержание религиозных учений. Религиозная философия и богословие настаивают на неизменном характере и божественной сущности религиозных ценностей, заданных Материалистическая философия рассматривает религиозные ценности как результат фантастического отражения действительности в головах людей, как результат удвоения мира в сознании человека. Наряду с нравственными и эстетическими религиозные ценности формируют специфически человеческий духовный мир, являясь существенной частью человеческой культуры. Правовые ценности - это прежде всего достижения непрерывно развивающейся юридической науки как предпосылки формирования на основе познанных принципов права, устойчивого прогрессивного правосознания, объективно необходимого правотворческого процесса, правового законодательства, форм его выражения, систематизации и реализации в соответствии с устоями законности и правопорядка.




1. Статья учителя начальных классов высшей категории руководителя экологической группы Юный эколог МОУ С
2. ТЕМА 4. ЗАКОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН
3. ориентации людей в социальном пространстве
4. Психофизиологические особенности человека
5. Теоретические и методические проблемы построения образовательного стандарта по психологии и педагогике
6. тема прямоугольных координат.
7. Над могилой Надсона.html
8. реферату- АрхімедРозділ- Історія Всесвітня Архімед Архімед народився у 287 році до нашої ери у грецькому
9. по теме исследования литературного материала и учится оформлять ее в соответствии с требованиями предъявля
10. О самоопределении личности в современном обществе
11. интернат 8 вида Обучение изложению в старших классах специальной коррекционно
12. Мясницкая улица
13. экономического обоснования проекта
14. Социология все формы обучения
15.  Понятие коммерческого права
16. Олигополия. Сговор и конкуренция
17. Шпаргалки по ботанической географии.html
18. Лекція 1. Сутнiсть органiзації виробництва.
19. Директор департаменту вищої освіти Ю
20. Из истории изучения сельского хозяйства Сибири в начале 1920-х гг